Научная статья на тему 'Высшее образование СССР как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х начало 90-х гг. XX в.)'

Высшее образование СССР как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х начало 90-х гг. XX в.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3872
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрик Валерий Владимирович

Отражено становление и развитие международного сотрудничества высшей школы СССР в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в конце 1950-х начале 1990-х гг. Рассматри¬ваются вопросы расширения внешних связей советских вузов со стра¬нами ближнего и дальнего зарубежья путем подбора и направления специалистов на научную и языковую стажировку, преподавательскую и переводческую работу, для обмена опытом, участия в международ¬ных симпозиумах, конференциях и конгрессах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment and development of international cooperation of the higher school of the USSR in the field of preparation of national specialists for foreign countries of the end of the 50s the beginning of the 90s of the XXth Century is reflected in the present paper. The problems of expanding external relations of Soviet higher schools with the countries of Hear and Further Abrond by way of selection and direction of specialists for scientific and language probation, teaching and interpreting work aimed at exchanging experience and taking part in the international symposiums, conferences and congresses are regarded here

Текст научной работы на тему «Высшее образование СССР как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х начало 90-х гг. XX в.)»

УДК 37 (091); 37 (092)

В.В. Петрик

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СССР КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (КОНЕЦ 50-Х - НАЧАЛО 90-Х ГГ. XX В.)

Томский политехнический университет

Советский Союз в послевоенный период осуществлял широкое международное сотрудничество в области образования, науки и культуры, оказывал большую помощь многим странам мира в подготовке национальных кадров. По численности иностранных учащихся СССР на рубеже 1980-х -1990-х гг. входил в первую пятерку стран с наибольшим числом иностранных студентов (занимая третье место в мире после США и Франции) [1, с. 80].

Мероприятия Советского государства по развитию международных культурных связей, в том числе и высшей школы, составляли важную сферу внешнеполитической деятельности и осуществлялись в различных формах. Это - подготовка специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах; оказание помощи в организации подготовки кадров в собственных учебных заведениях страны, включая их строительство и оснащение; подбор и направление специалистов на научную и языковую стажировку, преподавательскую и переводческую работу; обмен студентами, аспирантами и стажерами, научными работниками; участие в международных симпозиумах, конференциях и конгрессах.

После Второй мировой войны страны так называемой «народной демократии» остро нуждались в квалифицированных специалистах. И Советский Союз, еще не оправившись от разрушительных последствий войны, несмотря на острый дефицит в кадрах для нужд собственного народного хозяйства, уже с 1946 г. начинает ежегодно принимать в свои вузы тысячи посланцев этих стран.

В 1949 г. на II сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)1, состоявшейся в Софии (Болгария), были разработаны принципы взаимного содействия в подготовке специалистов, определены его направления, включавшие подготовку научнотехнических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях, проведение совместных

теоретических и практических конференций и т.д. [3, с. 71].

Надо отметить, что СССР проводил политику не рыночного, а планового, авторитарно-бюрократического подхода к развитию образования и в программах ЮНЕСКО2, с момента его вступления в эту международную организацию в 1954 г. Этим преследовались две идеологические цели: показ преимущества коммунистической системы планового ведения хозяйства и подготовки кадров, а также оказание помощи развивающимся странам посредством насаждения тоталитарной модели подготовки специалистов, стремясь подобным образом подчинить своему экономическому и политическому диктату страны «народной демократии» и «третьего мира» [4, с. 13].

Предложения Советского Союза в первые годы его участия в ЮНЕСКО встречали резкое противодействие со стороны ведущих капиталистических государств, имевших в тот период сильное влияние в организации. Однако настойчивые усилия СССР и его союзников, а также поддержка со стороны освободившихся от колониализма стран Азии и Африки привели к тому, что уже в конце 1950-х гг. ЮНЕСКО начала проводить крупные мероприятия в области планирования образования, среди которых выделялась разработка краткосрочных и долгосрочных региональных планов развития образования [5, с. 342].

Определенную помощь в организации планирования образования развивающиеся страны получали также и от международных организаций, прежде всего от ЮНЕСКО, которая развернула эту работу с 1958 г., и на XIV сессии Генеральной конференции провозгласили ее одной из приоритетных областей в программе по образованию [5, с. 359]. Особенно тесное международное сотрудничество установилось в области подготовки национальных кадров

1 Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - межправительственная экономическая организация, функционировавшая в 1949-1991 гг. Членами СЭВ являлись: Албания (прекратила участие в работе СЭВ в 1961 г.), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990 г.), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в Москве [2, 1118].

2 ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) - межправительственная организация, специализированное подразделение ООН. Существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Объединяла 175 стран (1993 г.). Местопребывание - Париж [2, с. 1422].

для Кубы. В соглашении, подписанном в ноябре 1960 г., было предусмотрено, чтобы начиная с 1961/62 уч. г. в высшие учебные заведения СССР принималось 300 студентов из этой страны для обучения инженерным специальностям и 100 студентов для подготовки научно-исследовательских работников [6, с. 60].

Советская помощь бывшим социалистическим государствам в подготовке национальных кадров до начала 1960-х гг. осуществлялась на правовой основе: двусторонних соглашениях и договорах между правительствами СССР и стран «народной демократии». В 1946 г. в вузы Советского Союза поступили первые 90 болгарских студентов и 30 аспирантов; 7 марта 1952 г. было подписано первое соглашение с Народной Республикой Болгарией об обучении ее граждан в высших учебных заведениях СССР; 28 апреля 1956 г. состоялось подписание межправительственного соглашения о культурном и научном сотрудничестве между СССР и НРБ. За период с 1946 по 1972 гг. советская высшая школа подготовила около 4.5 тыс. болгарских специалистов, в том числе свыше 900 кандидатов наук [7, с. 91].

12 мая 1952 г. между правительствами СССР и Германской Демократической Республики (ГДР) было заключено соглашение об обучении граждан этого государства в высших гражданских учебных заведениях СССР. С подписанием этого соглашения сотрудничество двух стран в области высшего образования приобрело прочную международноправовую основу. В 1952 г. в советские вузы из ГДР прибыл 161 новый студент. В результате приема

1953 г. в СССР училось уже 499 студентов и 26 аспирантов - граждан этой страны. Несмотря на большие затруднения, связанные с недостатком мест в общежитиях и перегруженностью научных руководителей аспирантов, компетентными советскими органами было дано согласие на прием в

1954 г. в вузы и НИИ новой большой группы студентов и аспирантов - граждан стран «народной демократии», в том числе 210 студентов и 15 аспирантов из ГДР. В 1960 г. на учебу в СССР из ГДР прибыло 618 человек, в 1961 г. - 662. В 1970/71 уч. г. в советских вузах учились 2 422 немецких студента, в том числе 207 аспирантов и 74 стажера. Кроме того, ежегодно более тысячи студентов и преподавателей русского языка проходили в Советском Союзе краткосрочные формы подготовки [8, с. 76].

В дальнейшем в связи с быстрым ростом потребностей в высококвалифицированных специалистах в 1962 г. на XVI (внеочередной) сессии СЭВ было принято решение о развитии международных контактов на многосторонней основе. Важная роль в организации этого решения отводилась Постоянной комиссии СЭВ по координации исследований в научно-технической сфере. В рамках этой комис-

сии были разработаны документы, которыми страны «народной демократии» пользовались в процессе сотрудничества в области подготовки научно-педагогических кадров [1, с. 81].

Новый важный этап в укреплении международных контактов был связан с осуществлением задач, поставленных на XXV сессии СЭВ (июль 1971 г.). Программа сотрудничества включала ряд значимых вопросов в области высшего образования, в частности: дальнейшее расширение подготовки научных кадров в крупнейших национальных научноисследовательских учреждениях и высших учебных заведениях; использование для повышения квалификации специалистов по договоренности между странами-членами СЭВ институтов повышения квалификации, специализированных курсов, семинаров, научных конференций, а также научных стажировок в специальных и международных научных учреждениях; расширение обмена преподавателями для чтения курсов по повышению квалификации [1, с. 82].

Одной из главных форм зарубежных связей являлось постоянное межвузовское сотрудничество, которое осуществлялось на основе заключенных договоров и ежегодных планов обмена советских высших учебных заведений с зарубежными вузами и научными учреждениями. К середине 1970-х гг. 106 советских вузов имели договоры о сотрудничестве со 136 вузами стран-членов СЭВ. Они осваивали опыт друг друга в деле подготовки кадров, обменивались учеными для чтения курса лекций, спецкурсов, совместно работали над учебными планами, программами и пособиями, осуществляли совместные научные исследования, принимали участие в международных и национальных конференциях и симпозиумах - иначе говоря, объединяли свои усилия для решения актуальных задач, стоявших перед высшей школой [9, с. 5].

Ежегодно в Венгрию выезжала группа крупных ученых из вузов СССР для чтения лекций по различным отраслям наук. С 1961 по 1974 гг., например, здесь побывали 155 советских работников высшей школы, для повышения квалификации - 262, для чтения лекций по приглашению - 301, на летних курсах венгерского языка - 140, для участия в международных конгрессах и симпозиумах - 430 ученых. 644 человека посетили ВНР по плану межвузовского сотрудничества [10, с. 83].

Как уже отмечалось выше, такое сотрудничество охватывало все сферы деятельности высшей школы: и обучение, и воспитание, и развитие науки. Еще в 1956 г. в письме на имя ректора Московского университета ректор Будапештского университета им. Л. Этвеша писал: «С радостью приняли бы и считали бы плодотворным, если бы наши единичные, но тем не менее очень приятные связи в

будущем систематизировались и распространялись бы и стали более интенсивными со всеми кафедрами университета им. Ломоносова» [11, с. 89].

Лучшей организации межвузовского сотрудничества, повышению его эффективности в немалой степени способствовало и вошедшее в практику проведение совещаний и конференций ректоров сотрудничающих вузов. С 1969 по 1974 гг. трижды встречались на таких совещаниях ректоры СССР и ГДР (кстати, их первая встреча в г. Ростоке как раз и положила начало этой полезной форме контактов). Дважды за этот период провели совместные совещания ректоры СССР и Болгарии, СССР и Чехословакии. В марте 1975 г. состоялась первая конференция ректоров сотрудничающих учебных заведений СССР и Польши, а в октябре того же года была проведена встреча ректоров СССР и Венгрии [9, с. 5]. В работе совещания ректоров сотрудничающих университетов социалистических стран (декабрь 1981 г.) принял участие ректор Иркутского госуниверситета, профессор Ю.П. Козлов. В своем выступлении он на основе многолетнего сотрудничества с Монгольским государственным университетом показал высокую эффективность и народнохозяйственную значимость этих связей [12, с. 73].

Важную роль в развитии сотрудничества стран-членов СЭВ по проблемам подготовки кадров специалистов играли совещания Минвузов СССР и РСФСР с соответствующими министерствами и ведомствами этих стран. Они являлись главным информационным, консультативным и координационным органом по осуществлению внешних сношений в области высшего образования. За 1966— 1991 гг. было проведено 16 таких совещаний, на которых рассматривался широкий крут вопросов, связанных с развитием высшей школы и повышением эффективности ее деятельности [13, с. 51].

На первых двух совещаниях (Москва, 1966 г. и Будапешт, 1967 г.) были определены тематика и общие принципы сотрудничества в области высшего образования. На III совещании, проходившем в октябре 1968 г. в г. Варне (Болгария), обсуждалась тема: «Научно-техническая революция и обучение, подготовка, специализация и усовершенствование кадров с высшим образованием». Совещание конкретизировало сводный план научно-исследовательских работ по проблемам высшей школы, в соответствии с которым каждая из стран возглавила НИР по определенной тематике [1, с. 82].

На VII совещании в 1972 г. было принято предложение делегации Польши о создании международного журнала «Современная высшая школа», цель которого состояла в пропаганде передового опыта вузов, результатов научных исследований по проблемам высшего образования в странах-членах СЭВ. Кроме того, Советскому Союзу поручалось

возглавить изыскания по теме «Научная организация высшего образования». В 1974 г. на IX совещании в Г аване (Куба) была выработана важная рекомендация об установлении прямых научных связей между НИИ вузов указанных стран [1, с. 83].

На Х совещании (Москва, 1976 г.) был рассмотрен вопрос о проведении совместной научно-исследовательской работы на основе координационных планов и принят первый такой план на 1976-1980 гг. Впоследствии этот механизм совершенствовался, были созданы группы экспертов для обсуждения результатов НИР в период между совещаниями министров высшего образования и выработки соответствующих рекомендаций [там же].

Следует сказать, что отчеты о выполнении координационного плана во второй половине 1970-х -начале 1990-х гг. свидетельствуют о значительном вкладе ученых стран-членов СЭВ в разработку наиболее актуальных проблем развития высшей школы, включая проблемы содержания и планирования учебно-воспитательного процесса, совершенствования методов и форм обучения, комплектования студенческих контингентов, научно-исследовательской работы в вузах, прогнозирования подготовки кадров специалистов и др.

Наряду со странами «народной демократии» Советский Союз со второй половины 1950-х гг. начал осуществлять помощь в развитии высшего образования и подготовке кадров государствам «третьего мира».

Активный национально-освободительный процесс, охвативший в 50-е - 60-е гг. XX в. обширные районы Азии, Африки и Латинской Америки, привел к распаду колониальной системы. В бывших колониях образовались десятки самостоятельных государств. Колониальные власти не только не заботились о развитии образования и национальной культуры в этих странах, но всячески сдерживали и пресекали любые попытки в этом направлении. К моменту получения независимости у большинства из этих стран не было ни национальных кадров, ни учебно-научной базы для их подготовки. В особенно тяжелых условиях оказались молодые развивающиеся государства Африки. Поэтому в силу экономической неразвитости освободившиеся страны не имели возможности решить вопросы подготовки специалистов собственными силами и были вынуждены обращаться за помощью к более развитым государствам, к различным международным организациям, к частным фондам и т.п.

Эта неотложная для стран «третьего мира» проблема вызывала различное отношение со стороны основных политических сил тогдашнего мира. В условиях начавшейся «холодной войны» Соединенные Штаты Америки и СССР вместе со своими союзниками по военно-политическим блокам

(НАТО, Варшавский договор) использовали создавшуюся ситуацию для достижения своих стратегических целей. Они стремились направить процесс подготовки кадров в выгодном для них направлении с тем, чтобы удержать с их помощью развивающиеся страны в сфере, с одной стороны, капиталистического, а с другой - коммунистического производств и обеспечить таким образом достижение своих корыстных интересов.

Уже с 1956 г. начался систематический ежегодный прием граждан Азии и Африки, а с 1957 г. - и граждан Латинской Америки в высшие учебные заведения Советского Союза [14, с. 86, 88]. Масштабы этого сотрудничества с тех пор непрерывно расширялись. Если в 1958 г. в советских вузах было всего 134 студента из развивающихся стран, то в 1969/70 уч. г. их число превысило 12.5 тыс. [15, с. 108], а в 1979/80 уч. г. обучалось свыше 38.7 тыс. студентов [16, с. 3]. К концу изучаемого периода более половины (60.9 тыс. чел. в 1987 г.) иностранных учащихся, обучавшихся в советских учебных заведениях, приходилось на эти государства. Из них 41.4 тыс. чел. обучалось в высших учебных заведениях, 4.4 тыс. чел. - в аспирантуре, более тысячи проходили подготовку в качестве стажеров и 10.2 тыс. чел. обучалось на подготовительных отделениях. Из общего числа обучавшихся в СССР из стран «третьего мира» на государства Африки приходилось более 25 тыс. чел., Азии - около 28 тыс. чел., Латинской Америки - свыше 7 тыс. чел. [1, с. 85].

Подготовка национальных кадров для молодых развивающихся стран велась во многих вузах Советского Союза, но особое место среди них занимал университет дружбы народов им. Патриса Лумум-бы, созданный в Москве в 1960 г. Первый выпуск в университете - 290 специалистов состоялся в 1965 г. [17, с. 29]. За 25 лет своего существования (с 1960 по 1985 г.) дипломы этого специального учебного заведения получили около 10 тыс. чел. Его выпускники работали в 110 странах мира [1, с. 85].

Важно отметить, что студенты из государств Азии, Африки и Латинской Америки, получавшие высшее образование в СССР, не только приобретали глубокие теоретические знания и практические навыки и умения по избранной специальности, но и воспитывались, несмотря на господствовавшую в стране коммунистическую идеологию, в духе мира, уважения прав человека, дружбы народов всех стран независимо от национальной или расовой принадлежности, вероисповедания и т.п.

Наряду с обучением студентов из стран «третьего мира» в советских вузах, СССР оказывал этим странам разнообразную помощь в создании необходимых условий для подготовки кадров в собственных странах, в формировании и укреплении национальных систем высшего образования. Приме-

рами такой помощи могут служить созданные в 1960-е - 1980-е гг. при техническом содействии Советского Союза политехнические институты в Конакри (Гвинея), Кабуле (Афганистан), Вахр-Даре (Эфиопия), Национальный институт нефти, газа и химии и Национальный институт легкой промышленности в Алжире, Рангунский политехнический институт в Бирме, Высшая национальная инженерная школа в Тунисе, Бомбейский технологический институт в Индии и многие другие. К началу 1990-х гг. в развивающихся странах функционировало около 50 высших и средних специальных учебных заведений, построенных и оснащенных при содействии Советского Союза [1, с. 86].

Значительный вклад в подготовку кадров специалистов и развитие образования в странах «третьего мира» внесли советские преподаватели, работавшие во многих вузах государств Азии, Африки и Латинской Америки. К примеру, за период с 1971 г. по 1974 г. для работы в учебных заведениях этих стран было командировало около 5 тыс. научно-педагогических работников. Только в 1970 г. в развивающиеся страны Минвуз СССР командировал 775 чел., а в 1974 г. - 1570 [9, с. 7].

Высшие учебные заведения СССР в конце 1950-х -начале 1990-х гг. принимали участие и в расширении контактов с учебными и научными центрами ряда капиталистических государств. Некоторые советские университеты имели прямые связи с университетами стран Запада и продуктивно с ними сотрудничали. Контакты отечественных вузов с вузами западных стран осуществлялись в рамках межгосударственных отношений на основе соглашений о сотрудничестве в области культуры, в соответствии с которыми осуществлялся обмен студентами, стажерами, преподавателями. Так, советские студенты осваивали в вузах ряда развитых капиталистических государств теорию и практику управления, банковского дела и других наук [18, с. 94]. В то же время объемы этих обменов были незначительными.

Исключительно важное значение имело участие отечественных ученых в международных научных конгрессах, конференциях, симпозиумах. С этой целью ежегодно направлялись в страны Запада около сотни советских профессоров, доцентов, научных работников. Немало специалистов приняли участие в 1966 г. в работе проводившихся в СССР международных конгрессов океанографов, кристаллографов, микробиологов, психологов, математиков, специалистов по коррозии металла, в конференции по физике низких температур, конгрессе по птицеводству и др. [19, с. 270].

Наряду с такими формами связей, как научная стажировка, исследовательская работа, участие в конференциях, ставших традиционными, появились и новые формы, и объекты сотрудничества.

Так, советско-американской программой обменов на 1974-1976 гг. впервые предусматривалось проведение четырех совместных семинаров по актуальным проблемам высшего образования. Впервые в 1973/74 уч. г. с Англией и Францией, а в 1974/75 уч. г. с США состоялся довольно широкий обмен студентами на языковую практику. Впрочем, изучение иностранных языков всегда было объектом международного сотрудничества. Новым в этой области являлись: во-первых, расширение этого сотрудничества; во-вторых, значительное усиление внимания в мире к изучению русского языка. Последнее выражалось прежде всего в увеличении числа изучавших русский язык. Это проявилось и в том, что в совместном советско-американском коммюнике (май 1972 г.) было записано: «Американская сторона, отмечая широкую постановку преподавания английского языка в Советском Союзе, заявила о своем намерении поощрять изучение в США русского языка». О растущем интересе к изучению русского языка свидетельствовало также и создание смешанных советско-американского, советско-английских, советско-западногерманского, советско-финских, советско-шведских и других авторских коллективов для подготовки учебников по русскому языку [9, с. 8].

В дальнейшем в соответствии с планами культурного и научного сотрудничества между СССР и зарубежными странами в области русского языка на рубеже 1980-х - 1990-х гг. было командировано 1 268 вузовских преподавателей русского языка в 76 стран мира, в том числе на длительную педагогическую работу выехали в социалистические страны 403 чел., капиталистические страны - 259 чел. и в развивающиеся страны Азии и Африки -220 чел. Кроме того, большое внимание было уде -лено организации курсов русского языка на частично компенсируемой основе. Эти курсы действовали в 30 вузах страны, в них обучалось свыше 3 тыс. иностранных студентов [20, с. 157].

Следует сказать, что за период с 1958 по 1991 гг. число обучавшихся в Советском Союзе посланцев зарубежных стран возросло с 9 до 74.5 тыс. чел., или более чем в 8.2 раза. Их готовили почти в 450 учебных заведениях, ежегодно выпускавших свыше 10 тыс. специалистов, в основном из представителей социалистических и развивающихся стран [21, с. 445; 22, с. 169]. Только в 1981/82 уч. г. высшие учебные заведения СССР окончило почти 17 тыс. иностранных студентов, представлявших 144 государства мира. Из них: 1.2 тыс. - врачи; более 1 тыс. - агрономы, ветеринары, зоотехники; 9 тыс. - инженеры различного профиля; 3 тыс. - научные работники и преподаватели вузов; 2.5 тыс. -мастера производственного обучения и т.д. При этом только в одном учебном году около 10 тыс. зарубежных специалистов прошли различные формы научно-педагогической стажировки и повышения квалификации [23, с. 167].

Вместе с тем в процессе учебы в Советском Союзе у будущих специалистов-иностранцев возникало немало трудностей, связанных не только с преодолением языкового барьера, освоением учебной программы, но и с адаптацией их к условиям социально-бытовой сферы, идеологии, мировоззрения, традициям, присущим советской молодежи.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что международное сотрудничество советских вузов в области подготовки специалистов для зарубежных стран осуществлялось на высоком теоретическом уровне. Инженеры, врачи, педагоги и другие категории специалистов, подготовленные в институтах и университетах СССР, пополняли ряды национальных кадров как социалистических стран, так и стран «третьего мира», способствовали изменению социальной структуры этих государств, повышая в ней удельный вес работников квалифицированного труда.

Поступила в редакцию 28.09.2006

Литература

1. Высшее образование в СССР. М., 1990.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.

3. Бажанов Л.Б. Растет эффективность сотрудничества // Вестник высшей школы. 1982. № 2.

4. Пряхин В.М. Подготовка специалистов для стран «народной демократии» в вузах Урала. 1946-1960 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.

5. Научно-техническая революция и развитие высшего образования. М., 1974.

6. Советский Союз и Куба. 15 лет братского сотрудничества. М., 1973.

7. Селиванов А.К. Крепнет сотрудничество советских и болгарских вузов // Вестник высшей школы. 1972. № 11.

8. Вестник высшей школы. 1982. № 2.

9. Софинский Н.Н. Международные связи советской высшей школы в девятой пятилетке // Вестник высшей школы. 1975. № 9.

10. Селиванов А.К. Содружество вузов СССР и ВНР // Там же.

11. Советско-венгерские отношения 1948-1979 гг. Документы и материалы. М., 1974.

Л.И. Смокотина. Г.Н. Потанин о проблеме введения предмета «Родиноведение» в курс.

12. Софинский Н.Н. Международные связи советской высшей школы в девятой пятилетке // Вестник высшей школы. 1982. № 7.

13. Высшая школа в 1991 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования. М., 1992.

14. Сохин С.И. Прочные основы дружбы и сотрудничества // Вестник высшей школы. 1972. № 12.

15. Софинский Н.Н. Плодотворное сотрудничество // Коммунист. 1970. № 15.

16. Он же. Повышать эффективность международного сотрудничества // Вестник высшей школы. 1980. № 8.

17. Вестник высшей школы. 1961. № 7.

18. Елютин В.П. Развитие высшей школы в СССР (1966-1970). М., 1970.

19. Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967.

20. Перестройка высшего образования в 1989 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего образования в СССР. М., 1990.

21. Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980.

22. Высшая школа в 1991 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования. М., 1992.

23. Ильченко В.И. Иностранные студенты в современном мире: методологический анализ проблемы // Современная высшая школа. 1983. № 2 (42).

УДК 37 (091); 37 (092)

Л.И. Смокотина

Г.Н. ПОТАНИН О ПРОБЛЕМЕ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДИНОВЕДЕНИЕ» В КУРС НАЧАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ 1

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Мысль о преподавании «концентрического ро-диноведения» зародилась в русском обществе еще в начале 60-х годов XIX в. Но долгое время дело ограничивалось только теоретическими рассуждениями при понимании всеми решить на практике данный вопрос.

Имя Григория Николаевича Потанина неразрывно связано с идеей введения обязательного предмета «Концентрическое родиноведение» в курс российской начальной школы.

В царское время в программу обучения российской народной школы входили предметы: Закон Божий, русский язык и арифметика. Многие прогрессивно настроенные люди мечтали о том, чтобы программа обучения в народной школе стала, с одной стороны, интересной для учащихся, а с другой стороны - полезной для них в том смысле, чтобы полученные знания в школе помогали учащимся найти себя в жизни. По мнению Г.Н. Потанина, введение предмета «Родиноведение» в курс начальной школы, несомненно, помогло бы учащимся в этом направлении.

Первым, кто решил перейти от слов к делу, был Григорий Николаевич Потанин. Раздумывая над написанием учебника «Концентрическое родиноведение», Потанин пришел к мысли, что это должен быть учебник, в котором исходной точкой обширного мира для ребенка становятся его город или село, его собственная школа. Мир природы и человека в учебнике описывается тремя концентри-

ческими кругами. Первый круг - ближайшие окрестности школы, знакомые детям по непосредственному жизненному опыту. Второй круг - область (понимаемая Потаниным как некая историческая и географическая целостность, обладающая культурными и экономическими особенностями). Наконец, третий круг - Россия [1, с. 51].

Лучшими школьными учебниками того времени считались азбука К.Д. Ушинского «Родное слово» и книга для первоначального чтения барона Н.А. Корфа «Наш друг». Главный их недостаток состоял в том, что они создавались в общероссийском масштабе и не могли удовлетворить интересы разных областей в равной степени. Г.Н. Потанин мечтал, чтобы каждый сельский учитель имел в руках: 1) местную азбуку, 2) местную хрестоматию и, наконец, 3) местное родиноведение, которое заменило бы собой руководство по естествознанию.

Несмотря на безусловный интерес Григория Николаевича Потанина к преподаванию родиноведе-ния, практически осуществить свое желание он смог в начале 70-х годов XIX в., когда попал в ссылку в Никольск - глухой уездный городок Вологодской губернии. В этом городе Григорий Николаевич вместе с женой стал обучать детей грамоте прямо у себя на квартире. Сначала он познакомил своих учениц с геометрией, используя наглядный материал: конусы, кубы, цилиндры и т.д. Весь наглядный материал Потанин сделал собственноручно. С наступлением весны в Никольске Григорий Николае-

' Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 05-01-01 398а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.