Научная статья на тему 'Иностранные студенты в вузах Ленинграда в 1950-е — середине 1960-х годов'

Иностранные студенты в вузах Ленинграда в 1950-е — середине 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1654
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАНЦЫ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ЛЕНИНГРАД / FOREIGNERS / STUDENTS / IDEOLOGY / EDUCATION / LENINGRAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хрипун Вячеслав Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации повседневной жизни и учебной деятельности студентов из стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки в Ленинграде в 1950-е – 1960-е годы. Автор подробно освещает бытовые, политические и идеологические аспекты данной темы. Отдельное внимание автором уделено различиям в идеологической работе со студентами из стран социалистического и капиталистического лагерей, конфликтам в среде студентов, а также позиции администрации учебных заведений и органов власти г. Ленинграда по отношению к иностранным студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign students in the Leningrad institutes of higher education in 1950s – 1960s

This article is devoted to organization оf everyday life and educational activities of the students from Eastern Europe, Asia, Africa and Latin America in Leningrad in the 1950s – 1960s. The author deals detailed home, political and ideological aspects of this topic. Separate attention is spared to differences in ideological work with students from socialist and capitalist countries, disputes in foreign student’s environment and position of the Leningrad authorities and institutes administration to the problem of foreign student’s in whole.

Текст научной работы на тему «Иностранные студенты в вузах Ленинграда в 1950-е — середине 1960-х годов»

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ВУЗАХ ЛЕНИНГРАДА В 1950-Е - СЕРЕДИНЕ 1960-Х ГОДОВ

Тема подготовки иностранных кадров в СССР до сих пор остается недостаточно изученной. Для большинства работ советской эпохи характерен тенденциозный подход, акцентирование внимания на «интернациональном долге», «бескорыстной помощи» Советского Союза в деле обучения иностранцев, а само пребывание иностранных граждан в Советском Союзе преподносилось как их желание овладеть «основами марксистско-ленинской теории» и получить воспитание в «духе пролетарского интернационализма»1.

Немногочисленные работы, направленные на изучение и анализ действительных проблем в сфере образования иностранных учащихся, выработку тактики и стратегии работы с ними и содержащие критический материал в адрес сложившейся системы преподавания, как правило, получали гриф «Для служебного пользования» и были доступны только специалистам2.

Необходимо отметить тот факт, что данные издания сосредоточивали основное внимание на профессиональных вопросах, связанных с подготовкой кадров и, как правило, не затрагивали проблем быта, идеологического контроля и контактов иностранцев с местным советским населением. Для исследований советского периода характерно также незначительное количество привлеченного архивного материала. Кроме того, численные данные о количестве иностранных студентов в СССР стали публиковаться только с 1960-х годов.

В период после 1991 г., несмотря на открытость для исследователей архивных материалов, интерес к изучению проблем пребывания иностранцев в советских учебных заведениях заметно снизился. Причиной тому были: поражение СССР в «битве за умы» иностранных подданных в годы «холодной войны», распад социалистической системы, отказ от

идеологической составляющей в деле подготовки кадров, сокращение финансирования и, как следствие, значительное сокращение числа иностранцев, желающих получить образование в Российской Федерации3.

Немногочисленные работы 1990-х - 2000-х годов были уделом специалистов, в советское время связанных с подготовкой иностранцев, а также ученых-африканистов и журналистов4.

Помимо указанных недостатков, необходимо отметить и общую тенденцию работ, вышедших как в советский период, так и после 1991 г. В своем большинстве они освещают тему обучения иностранных граждан в общесоюзном масштабе, а также — на примере Москвы, столицы СССР. Практически полностью отсутствуют комплексные работы, затрагивающие студентов-иностранцев на региональном уровне, в частности в Ленинграде. Исключение составляют только отдельные статьи и разделы в монографиях5.

Первая попытка обучения иностранцев в советской России была предпринята еще в 1920-е - 1930-е годы. Так, в 1921 г. под эгидой Коминтерна специально для представителей азиатских национальностей был создан Коммунистический университет трудящихся Востока, а для подготовки кадров из европейских стран - Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (с филиалом в Петрограде), к которым в 1925 г. добавилась Международная ленинская школа6. Располагались они, в основном, в столице и городах Средней Азии, Закавказья и Забайкалья, оставляя Ленинград на периферии подготовки иностранцев.

Однако поскольку все эти учебные заведения ориентировались на подготовку кадров для европейских и азиатских революционных движений, то основное внимание в них уделялось таким предметам, как основы ленинизма, история революционного движения, политэкономия, военное дело, подпольная деятельность и т. д. Во второй половине 1930-х годов данные учебные заведения были закрыты7.

Ситуация в сфере подготовки иностранных кадров существенно изменилась после Второй мировой войны, в связи с образованием социалистического лагеря. Укрепление у власти в странах Восточной Европы и Азии национальных коммунистических партий поставило перед ними задачу проведения социалистических преобразований по советскому образцу, таких как индустриализация, коллективизация, культурная революция, что требовало наличия большого количества квалифицированных и лояльных коммунистической идеологии национальных кадров. Уже в

1946 г. на учебу в СССР приехали первые 494 студента из «стран народной демократии» (СНД)8. Среди них было 120 болгарских студентов и аспирантов, 15 студентов из Венгрии, 14 из Польши и т. д.9 В СССР все иностранцы по национальному признаку объединялись в землячества, в которых существовали свои партийные и молодежные организации.

В отличие от довоенного периода, теперь Ленинграду отводилась роль одного из центров подготовки иностранных кадров. В 1946 г. первыми вузами Ленинграда, приступившими к обучению иностранцев, были Ленинградский медицинский институт, в который было принято двое венгерских граждан10, и Ленинградский высший технический институт кинематографии, готовивший кадры для болгарской киноиндустрии11. Затем, в 1946-1947 гг., к подготовке иностранцев были привлечены такие вузы, как ЛГУ, Педагогический, Политехнический, Электротехнический, Кораблестроительный, Технологический институты и др., а студенческий состав пополнили представители остальных стран социалистического лагеря, включая Китай и Северную Корею. При этом номенклатура специальностей, по которым проходило обучение иностранцев, как правило, определялась конкретными потребностями той или иной страны в научно-технических или педагогических кадрах в текущий момент, без четкой ежегодной фиксации количественного и качественного определения этой потребности. Кроме того, немалые трудности создавало и различие в уровне подготовки студентов из разных стран, как в знании русского языка, на котором велось преподавание, так и по профилирующим дисциплинам.

Поэтому в марте - августе 1952 г. между советским правительством и правительствами «стран народной демократии» были заключены двусторонние соглашения об обучении иностранных граждан в высших гражданских учебных заведениях СССР12. Согласно этим соглашениям, теперь количество студентов и аспирантов, направляемых на учебу в СССР, а также специальности, по которым должно было проходить обучение, должны были согласовываться между министерствами высшего образования соцстран не менее чем за четыре месяца до начала учебного года. Направляться в советские вузы могли лица, имеющие только законченное общее среднее образование, в аспирантуру — имеющие законченное высшее образование. Вступительные экзамены сдавались по дисциплинам, установленным советским министерством, а иностранцы, недостаточно владеющие русским языком, направлялись на подготовитель-

ные курсы на срок от шести месяцев до года. Кроме того, на студентов из СНД были распространены все правила, установленные для советских студентов, в частности, право на стипендии, каникулярный отдых, производственную практику и т. д.13

Лидерами по числу иностранных студентов в Ленинграде были Университет и Политехнический факультет. Так, в ЛГУ по состоянию на

1 октября 1956 г. количество студентов из СНД составляло 633 чел.14, а в ЛПИ на 1 ноября 1956 г. училось 403 студента-иностранца15. В остальных вузах Ленинграда число студентов и аспирантов было значительно меньше. Например, в 1957 г. в Электротехническом институте обучалось 189 иностранцев, Технологическом — 149, Кораблестроительном — 104, а в Педагогическом всего 41 человек16. По национальному составу большинство составляли студенты и аспиранты из Китая. В ЛПИ они составляли более 55 % от общего числа иностранцев, в Кораблестроительном институте — около 60 %17. На втором-третьем местах по численности находились студенты из ГДР, Болгарии и Монголии, число которых обычно не превышало 30-40 человек18. Всего в СССР по данным на 1955 г. обучалось 12, 5 тыс. иностранных студентов, аспирантов и стажеров19.

Уровень предварительной подготовки граждан стран СНД, направляемых на обучение в 1950-е годы, доставлял руководству ленинградских вузов значительное беспокойство. Несмотря на соответствующие пункты в договорах 1952 г., в советские вузы по-прежнему направлялись студенты со слабым знанием русского языка, математики, физики и др. Причиной тому были как разруха в системе образования в СНД после длительных войн и оккупации, так и еще незавершенные по социалистическому образцу реформы в сфере образования. Поэтому, например, большинство болгарских студентов прибывало в Ленинград, едва окончив рабфак20. Наиболее слабую подготовку имели студенты из Монголии21 .

В такой ситуации вузовские кафедры русского языка как иностранного, несмотря на практически полное отсутствие материальной базы, разработанной методики, нехватку необходимых учебников, прилагали колоссальные усилия для обучения иностранцев хотя бы необходимому минимуму языковых знаний. Так, в ЛГУ была самостоятельно, без участия Министерства высшего образования, разработана методика преподавания русского языка, была введено вертикальное (по национальности, по степени предварительной подготовки, по профильным факультетам) и

горизонтальное (по секциям — китайская, славянская, западная) разделение учащихся для большей эффективности обучения22.

Как показывает анализ вузовских отчетов, в большинстве случаев за два-три года удавалось обучить иностранцев необходимому уровню знания языка, однако в то же время широкое распространение получили и негативные тенденции. Поскольку обучение на кафедре русского языка проводилось параллельно с обучением на профильных факультетах, то студенты со слабым уровнем владения языка не могли в должной мере освоить программы обучения. Возникающие в связи с этим академические задолженности тяготили не только иностранцев, но и преподавателей, которые в ряде случаев снижали требовательность и проявляли снисходительность при оценке их уровня знаний23. Это, согласно данным профессора ЛПИ М. Д. Каменского, приводило к тому, что, например, «среди китайцев начинаются разговоры, что они выше наших студентов»24. Аналогичные по содержанию высказывания фиксировались и в среде других землячеств. В то же время, далеко не везде преподаватели проявляли либеральность по отношению к студентам. Так, в Горном институте, наоборот, преподавательский состав стоял твердо на своих принципах, вследствие чего даже возникла напряженная ситуация с венгерским землячеством, недовольным многочисленными «хвостами»25.

Другой, не менее важной проблемой работы с иностранцами являлась идеологическая работа. Ее ключевые аспекты можно свести к двум положениям: формирование «правильного представления о советской действительности» и противостояние идеологическим колебаниям в среде студентов — «демократов». Суть первого положения заключалась в том, что многие студенты-иностранцы приезжали в СССР «с таким убеждением, что в нашей стране все трудности уже позади, что у нас не может быть недостатков»26. По словам одного из ведущих сотрудников кафедры русского языка ЛГУ Л. К. Лакаевой, сталкиваясь в повседневной жизни с дефицитом, низким уровнем сервиса, пьянством, у иностранцев «возникают сомнения в необходимости социалистического строя»27. Иногда дело принимало абсурдные формы. Так, в 1954 г. собрание немецкой молодежи ЛГУ строго осудило своего товарища, вернувшегося из Москвы и утверждавшего, что в Москве есть деревянные дома28.

Особо негативное впечатление производила бытовая неустроенность в общежитиях. Так, 65 иностранных студентов Института киноинженеров в 1950-е годы проживали в общежитии по адресу Фон-

танка, 53, на пятом этаже жилого дома с печным отоплением. Студенты сами пилили и кололи дрова, транспортировали к общежитию, поднимали их на пятый этаж. При этом, для того чтобы протопить все 56 печей, им требовалось не менее 350 кубометров дров29.

Не всегда благополучно обстояло дело и с демонстраций «достижений советской экономики». Неоднократные просьбы студентов ЛГУ в 1954 г. показать им организацию труда в колхозах и совхозах ленинградской области оставались без удовлетворения, однако затем руководство вуза, в порядке помощи, отправило группы иностранцев на уборочную, при этом не в передовые, а в отстающие колхозы, которые произвели на них неблагоприятное впечатление30.

Серьезным испытанием для руководства ленинградских вузов стали события 1953 г. в ГДР и 1956 г. в Польше и Венгрии. Источником «брожений» 1953 г. стали немецкие студенты, вернувшиеся домой после каникул и рассказавшие землякам об июньских событиях в Берлине. Однако как в Москве, так и в Ленинграде решительное вмешательство партийных и комсомольских организаций вузов, проведенные с немцами беседы и собрания позволили убедить их в правоте официальной точки зрения

об инспирированных извне беспорядках, и тем самым снять остроту вопроса31. Значительно больший резонанс вызвали события 1956 г. Масштабность и противоречивость событий в ПНР и ВНР вовлекла не только польских или венгерских студентов, но и советских. В Ленинграде особую известность приобрела молодежная группа ЛГУ во главе с Р. И. Пиме-

новым32.

В отчетах комиссий ленинградского обкома КПСС, в 1957 г. проверявших работу вузов города со студентами-иностранцами, отмечалось распространение «нездоровых настроений» среди венгров и поляков, обострение их взаимоотношений со студентами других национальностей, стремление уйти от опеки советской стороны, попытки повлиять на советских студентов33. Так, польский студент Сухарчук из Института киноинженеров публично заявил от имени всех иностранных студентов института, что советская пресса искажает действительное положение дел в Венгрии и Польше, и что в СССР едут учиться далеко не лучшие студенты СНД34. Следствием нездоровой атмосферы было падение дисциплины, снижение успеваемости, случаи пьянства и появление азартных игр в среде студентов из ПНР35.

После определенной растерянности руководство вузов взяло ситуацию в свои руки. В октябре 1956 г. в вузах города прошли заседания кафедр социально-экономических наук с привлечением студентов СНД, где польско-венгерские события получили «правильное партийное освещение». Были устроены вечера вопросов — ответов, где студентам было предоставлено право задавать любые вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики КПСС, чего раньше не практиковалось36. Наличие крепких землячеств с партийными организациями и проверенными людьми во главе помогло административными мерами стабилизировать ситуацию, перевести ее в неофициальную плоскость.

Помимо политических, администрации вузов приходилось заниматься еще и другими эксцессами. Так, в 1957 г. с отравлением был госпитализирован студент из Вьетнама Во Минь Фу. Проведенное расследование установило наличие у вьетнамца глубокого психического расстройства. Оказалось, что студент мечтал учиться в Институте живописи им. И. Е. Репина, а был направлен в Институт киноинженеров, затем он влюбился в советскую студентку-москвичку, которая не ответила взаимностью. На почве душевных переживаний вьетнамец предпринял попытку самоубийства, которая, к счастью, не удалась37.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов количество студентов из СНД в советских вузах стало сокращаться, причиной чему было как формирование в них собственной образовательной системы, способной готовить достаточное количество специалистов, так и идеологический конфликт с Китаем, вследствие которого прекратился приток в вузы СССР студентов из КНР и КНДР38. Кроме того, процесс деколонизации, затронувший Африку и Азию в 1950-е - 1960-е годы, позволил советской стороне включиться в борьбу за право готовить кадры для стран «третьего мира».

Массовое появление в СССР студентов из Африки, Азии и Латинской Америки относится к началу 1960-х годов.

Иностранцы из стран «третьего мира» направлялись в советские вузы на основании договоров о культурном и научном или договорах о научно-техническом сотрудничестве, заключенных СССР со странами Африки и Азии в конце 1950-х - начале 1960-х годов39.

В этих договорах конкретизировались условия, сроки и финансовые вопросы обучения иностранных граждан в СССР. На территории СССР иностранцы подпадали под действие Положения об иностранных гражданах, которое устанавливало порядок обучения, проживания, обеспе-

чения и обязанностей иностранных студентов в СССР. Так, иностранцы обучались в СССР от 4 до 6 лет в зависимости от специальности. При этом преподавание дисциплин обязательно велось на русском языке40.

По данным Отдела науки, школ и культуры ленинградского ОК КПСС по состоянию на ноябрь 1962 г., в 36 вузах и 7 техникумах Ленинграда обучалось 2 685 иностранных студентов и аспирантов, среди которых было 595 представителей Африки, Азии и Латинской Америки41. Наибольшее количество студентов представляли Ирак — 192 чел., Куба — 84 чел.. Сомали — 31, Танганьику — 30, и Гвинею — 2842. В 1965/66 учебном году число иностранцев в городе составило уже около 3700 чел. из 86 стран мира, среди которых более 1100 чел. представляли учащиеся из развивающихся стран43.

Поскольку уровень как языковой, так зачастую и общеобразовательной подготовки большинства студентов из стран Африки и Азии был невысок, то иностранцы на срок от одного года до трех зачислялись на подготовительные факультеты, которых в 1962 г. в Ленинграде было создано два — в Гидрометеорологическом институте и в ЛГУ.

Как и в случае со студентами-демократами», задачи работы преподавательских кадров и администрации вузов со студентами из Африки и Азии заключались не только в подготовке специалистов, но и в обеспечении их лояльности Советскому Союзу, выработке у них «правильного представления о советской действительности»44.

Однако национальная пестрота, принадлежность к разным политическим партиям и движениям и, вместе с тем, отсутствие идеологически однородных землячеств создавали значительную проблему для советской стороны. По образцу западных государств африканские и азиатские студенты, не удовлетворенные наличием аполитичных землячеств, объединялись во всевозможные организации, стремящиеся уйти от советского контроля. Иракские студенты создали свою Лигу иракских студентов, латиноамериканцы — Ассоциацию латиноамериканских студентов в Советском Союзе. В 1962 г. студенты «черной Африки» создали Федерацию африканских студентов в Советском Союзе (ФАСС) с представительствами в городах, где обучались африканцы.

Однако уже в 1963 г. ряд оппозиционных групп, представлявших разные страны «черного континента», пошли на раскол ФАСС. Так, в Ленинграде возник Союз африканских студентов в городе Ленинграде и области (ЛАСС), заявивший о своей независимости от ФАСС и занявший

независимую от советских структур позицию45. ЛАСС нашел поддержку у студентов из Нигерии, Верхней Вольты, Того. Как отметил в 1965 г. проректор ЛПИ по работе с иностранцами Г. А. Богданов, «кучка африканцев пытаются захватить инициативу в свои руки и вести африканцев туда, куда они хотят, а не туда, куда нам нужно»46. К середине 1960-х годов конфликт в среде африканских землячеств разрешить так и не удалось.

Прибыв в Советский Союз, африканские и азиатские студенты принесли с собой и свои привычки, и нравы, вызывавшие у советских студентов подчас неконтролируемую реакцию. Так, в I Медицинском институте появление в обществе студента из Мали в одном нижнем белье вызвало бурю возмущения советских студентов. Объяснение малийца, что он привык ходить так дома, в расчет принято не было. Собранное по факту «недостойного поведения» собрание с участием афро-азиатских студентов, в отличие от опробованной схемы собраний с представителями соц-стран, положительного решения не дало. Студенты из Ливана, Судана и др. землячеств отказались осудить поступок малийца, заявив, что это его право, а нести за него ответственности они не должны. Администрации пришлось ограничиться общим замечанием африканцу47.

Кроме того, появление в городе сотен африканцев, отличавшихся внешне от местного населения, провоцировало разнообразные конфликты. В ночь с 10 на 11 ноября 1961 г. у Сада трудящихся (Александровский сад) студент 5-го курса Горного института Тенигин и курсант Гаврилов напали и избили двоих студентов - конголезцев. Нападавшим не понравилось, что африканцы прогуливались в компании с советской девушкой. Граждане Конго получили телесные повреждения, а одному из них пришлось провести 10 дней в больнице48. Хотя нападавшие позднее были задержаны, а их поступок осужден, но, как отметил сотрудник ОК КПСС С. С. Дмитриев по поводу контактов советских девушек с иностранцами: «если кого и надо бить за это, то прежде всего самих себя — за то, что плохо воспитали девушек»49.

Поскольку, по настоянию Министерства Высшего и среднего специального образования СССР, иностранцев селили совместно с советскими студентами, то в общежитиях Ленинграда, как и всего СССР, начали проявляться многочисленные конфликты. Случаи чрезмерного употребления спиртных напитков иностранцами, их попыток вступить в контакт с советскими девушками, снисходительное отношение к иностранцам вузовской администрации, пассивно взиравшей на накаляющуюся обста-

новку, периодически приводили к открытым столкновениям советских студентов с иностранными, в основном из стран Африки. Так, в декабре 1964 г. возмущенные привилегированным положением африканцев, взбунтовались студенты ЛГУ. В Университете и в общежитиях были развешаны плакаты со словами: «Африканцы, убирайтесь домой!», дело дошло до драк с африканскими студентами50. Руководство ЛГУ осудило данные акции, заявив, что советские студенты предъявили к иностранцам «обывательские, мещанские требования», утратив при этом не только «политический, моральный такт, но и такое замечательное качество советского народа, как его великодушие»51. Впрочем, были отчислены и двое студентов из Нигерии52.

Общим итогом событий в Ленинграде и других городах СССР стало декабрьское Постановление ЦК КПСС 1964 г. «О мерах по улучшению отбора зарубежной молодежи в Советский Союз», отметившее необходимость предъявления более жестких образовательных, политических и идеологических требований к кандидатам на обучение в СССР53.

Таким образом, в 1950-е - 1960-е годы Ленинград стал одним из главных советских центров подготовки иностранных кадров. Крупнейшие вузы города осуществляли обучение не только граждан стран социалистического содружества, но и представителей Азии и Африки, имевших отличные ментальные, политические и идеологические установки. В работе советских учебных заведений по отношению к гражданам «демократических» стран превалировало стремление решения двух задач: собственно подготовка квалифицированных

кадров и политическое воспитание иностранцев в духе советской идеологической концепции. В отношении иностранцев из Африки и Азии эти задачи выполнить было значительно сложнее. Попытка применения к представителям афро-азиатского региона тех же мер работы, что применялись по отношению к студентам соцлагеря, успеха не имели, ввиду кардинальных социоэкономических и политических отличий, и зачастую производили эффект, обратный ожидаемому, приводя к напряженности в отношениях местного населения и приезжих иностранцев.

1 Проблемы подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран. М., 1982. С. 52; СССР и страны Востока. Экономическое и культурное сотрудничество / Гл. ред. Ю. В. Ганковский. М., 1961. С. 79.

2 Проблемы Африки. Специальный бюллетень № 29. Проблемы подготовки африканских национальных кадров. М., 1969; Кирюхин В. П. Коммунистическое вос-

питание студентов из социалистических стран, обучающихся в СССР (в современных условиях). М., 1973; и др.

3 Белов В. А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Кали-ниград, 2003. С. 52.

4 Мазов С. В. Политика СССР в Западной Африке 1956-1964 г. Неизвестные страницы истории холодной войны. М., 2008;ЖирновЕ. Альма - матер коммунизма // Власть. 2004. № 20 (573). С. 64-70.

5 Например: Белгородский А. И. Иностранные студенты в вузах города Ленина // Вестник высшей школы. 1966. № 8. С. 86-86; Грекова Т. И., ГоликовЮ. П. Медицинский Петербург. СПб., 2001; Крымская А. С. 1) К истории научно-образовательных обменов между СССР и США в конце 1950-х - 1960-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 2. С. 99-106; 2) Советский образ жизни глазами американских стажеров 50-70-х гг. XX века: из воспоминаний и интервью // Новейшая история России. 2013. № 2. С. 125-139.

6 Коммунистический университет трудящихся Востока им. И. В. Сталина // http:// ru.wikipedia.org/wiki / (26. 09. 2010).

7 Соколов А. А. Коминтерн и Вьетнам. Подготовка вьетнамских политических кадров в коммунистических вузах СССР. 20 - 30-е гг. М., 1998.

8 Проблемы подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран. С. 8.

9 Селиванов А. К. Крепнет содружество советских и болгарских вузов // Вестник высшей школы. 1972. № 11. С. 91; Очерки советско-польских отношений. 19171977. М., 1979. С. 477.

10 Грекова Т. И., Голиков Ю. П. Медицинский Петербург. С. 116.

11 Белов В. А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. С. 78.

12 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 15. М., 1957. С. 268.

13 Там же. С. 269.

14 Годовые отчеты о количественном составе учащихся // ЦГА СПб. Ф. 7420. Оп. 15. Д. 1801. Л. 31.

15 Статистические сведения о контингенте студентов-иностранцев за 1956/57 учебный год // ЦГА СПб. Ф. 3121. Оп. 28. Д. 832. Л. 3.

16 Справки и докладные записки институтов Кораблестроительного, Электротехнического, Точной механики и оптики и др. о работе со студентами-иностран-цами в 1957 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 106. Д. 60. Л. 7, 42, 144, 154.

17 Там же.

18 Там же.

19 Белов В. А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. С. 17.

20 Стенограмма совещания председателей городских землячеств студентов и аспирантов СНД, проведенного в обкоме КПСС 3 ноября 1953 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 96. Д.12. Л. 34.

21 Справки и докладные записки институтов... // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 106. Д. 60. Л. 9.

22 Планы и отчеты кафедры русского языка для иностранцев // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 15. Д. 1738. Л. 11.

23 Протоколы и стенографические отчеты заседаний Ученого совета ЛПИ. Т. 1. // ЦГА СПб. Ф. 3121. Оп. 28. Д. 783. Л. З09.

24 Там же. Л. 309.

25 Стенограмма совещания председателей городских землячеств... Л. 19.

26 Протоколы заседаний кафедры русского языка для иностранцев ЛГУ за 1954/1955 учебный год // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 15. Д. 1475. Л. 17.

27 Там же. Л. 17.

28 Там же.

29 Справки и докладные записки институтов. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 106. Д. 60. Л. 31.

30 Протоколы заседаний кафедры русского языка для иностранцев. Л. 17.

31 Стенограмма совещания председателей городских землячеств. Л. 4.

32 Дело молодых историков (1957-1958 гг.) // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 111.

33 Справки и докладные записки институтов. Л. 43.

34 Там же. Л. 29.

35 Там же. Л. 53.

36 Там же. Л. 109.

37 Там же. Л. 29.

38 Стенографическое совещание секретарей райкомов КПСС, ВЛКСМ, работников вузов, торговли, здравоохранения об организации летнего отдыха и о состоянии и мерах улучшения работы со студентами иностранцами в учебных заведениях города, 11 апреля 1962 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 124. Д. 109. Л. 44.

39 МИД СССР и страны Африки 1963-1966 гг. Документы и материалы. Ч. 1. М., 1982.

40 Положение об иностранных гражданах, обучающихся в высших, средних специальных учебных заведениях и научных учреждениях СССР. М., 1964. С. 7.

41 Стенограмма совещания секретарей райкомов КПСС, ВЛКСМ, работников вузов. Л. 41.

42 Там же.

43 Белгородский А. И. Иностранные студенты в вузах города Ленина // Вестник высшей школы. 1966. № 8. С. 86.

44 Там же. С. 86.

45 Стенограмма совещания руководителей высших учебных заведений, совместно с представителями партийных организаций по обмену опытом работы со студен-тами-иностранцами, обучающимися в Ленинграде // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 48. Л. 24.

46 Стенограмма совещания ректоров, секретарей партийных организаций вузов и средних специальных учебных заведений . // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 50. Л. 6.

47 Стенограмма совещания секретарей райкомов КПСС, ВЛКСМ, работников вузов. Л. 68.

48 Там же. Л. 49.

49 Там же.

50 Протокол № 8 и стенограмма заседания Ученого Совета ЛГУ, 27 сентября 1965 г. // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 19. Д. 979. Л. 38.

51 Стенограмма совещания ректоров, секретарей партийных организаций вузов и средних специальных учебных заведений по обучению и воспитанию учащихся из зарубежных стран, обучающихся в СССР // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 50. Л. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Протокол № 8. Л. 38.

53 Стенограмма совещания ректоров, секретарей партийных организаций вузов и средних специальных учебных заведений. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 50. Л. 90.

Информация о статье:

УДК 94(47).084.9

Автор: Хрипун Вячеслав Александрович, кандидат исторических наук, корреспондент издательского дома «Коммерсантъ-Украина», аспирант кафедры Новейшей истории России исторического факультета СПбГУ в 2008-2011 гг., Киев, Украина, [email protected]

Название: Иностранные студенты в вузах Ленинграда в 1950-е — середине 1960-х годов

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации повседневной жизни и учебной деятельности студентов из стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки в Ленинграде в 1950-е - 1960-е годы. Автор подробно освещает бытовые, политические и идеологические аспекты данной темы. Отдельное внимание автором уделено различиям в идеологической работе со студентами из стран социалистического и капиталистического лагерей, конфликтам в среде студентов, а также позиции администрации учебных заведений и органов власти г. Ленинграда по отношению к иностранным студентам.

Ключевые слова: иностранцы, студенты, обучение, идеология, Ленинград.

Information about the article:

Author: Vyacheslav A. Hripun — Ph. D. in History, publishing house “Kommersant-Ukraine” reporter, post-graduate student of the Modern history department of Saint-Petersburg State University in 2008-2011, Kiev, Ukraine, [email protected] Title: Foreign students in the Leningrad institutes of higher education in 1950s - 1960s

Summary: This article is devoted to organization оf everyday life and educational activities of the students from Eastern Europe, Asia, Africa and Latin America in Leningrad in the 1950s - 1960s. The author deals detailed home, political and ideological aspects of this topic. Separate attention is spared to differences in ideological work with students from socialist and capitalist countries, disputes in foreign student’s environment and position of the Leningrad authorities and institutes administration to the problem of foreign student’s in whole.

Keywords: Foreigners, students, ideology, education, Leningrad.

References:

1 Problemy podgotovki natcionalnykh kadrov spetcialistov dlia zarubezhnykh stran. Moscow, 1982.

2 SSSR i strany Vostoka. Ekonomicheskoe i kulturnoe sotrudnichestvo / Gl. red. Iu. V Gankovskii. Moscow, 1961.

3 Problemy Afriki. Spetcialnyi biulleten N 29. Problemy podgotovki afrikanskikh natcionalnykh kadrov. Moscow, 1969.

4 Kiriukhin V. P. Kommunisticheskoe vospitanie studentov iz sotcialisticheskikh stran, obuchaiushchikhsia v SSSR (v sovremennykh usloviiakh). Moscow, 1973.

5 Belov V. A. Podgotovka kadrov dlia zarubezhnykh stran v sovetskikh vuzakh. Kalinigrad, 2003.

6 Mazov S. V. Politika SSSR v Zapadnoi Afrike 1956-1964 g. Neizvestnye stranitcy istorii kholodnoi voiny. Moscow, 2008.

7 Zhirnov E. Alma - mater kommunizma, in Vlast'. 2004. N 20 (573).

8 Belgorodskii A. I. Inostrannye studenty v vuzakh goroda Lenina, in Vestnik vysshei shkoly. 1966. N 8.

9 Grekova T. I., Golikov Iu. P. Meditcinskii Peterburg. St. Petersburg, 2001.

10 Kommunisticheskii universitet trudiashchikhsia Vostoka im. I. V. Stalina // http:// ru.wikipedia.org/wiki /

11 Sokolov A. A. Komintern i Vetnam. Podgotovka vetnamskikh politicheskikh kadrov v kommunisticheskikh vuzakh SSSR. 20 - 30-e gg. Moscow, 1998.

12 Selivanov A. K. Krepnet sodruzhestvo sovetskikh i bolgarskikh vuzov, in Vestnik vysshei shkoly. 1972. N 11.

13 Ocherki sovetsko-polskikh otnoshenii. 1917-1977. Moscow, 1979.

14 Sbornik deistvuiushchikh dogovorov, soglashenii i konventcii zakliuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Iss. 15. Moscow, 1957.

15 Delo molodykh istorikov (1957-1958 gg.), in Voprosy istorii. 1994. N 4.

16 MID SSSR i strany Afriki 1963-1966 gg. Dokumenty i materialy. P. 1. Moscow, 1982.

17 Polozhenie ob inostrannykh grazhdanakh, obuchaiushchikhsia v vysshikh, srednikh spetcialnykh uchebnykh zavedeniiakh i nauchnykh uchrezhdeniiakh SSSR. Moscow, 1964.

18 Belgorodskii A. I. Inostrannye studenty v vuzakh goroda Lenina, in Vestnik vysshei shkoly. 1966. N 8.

19 Крымская А. С. К истории научно-образовательных обменов между СССР и США в конце 1950-х - 1960-е гг., in Новейшая история России. 2011. № 2. С. 99-106.

20 Крымская А. С. Советский образ жизни глазами американских стажеров 5070-х гг. XX века: из воспоминаний и интервью, in Новейшая история России. 2013. № 2. С. 125-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.