Ермаков П.Н., Брижак З.И.
Высшее образование и система противодействия идеологии терроризма
В статье проводится анализ системы по противодействию идеологии терроризма, выделяются основные её субъекты: политические, социально-экономические, правовые, информационно-пропагандистские, культурно-образовательные, организационные. Предлагаются основные направления работы по противодействию идеологии терроризма на базе учреждений высшего образования.
Ключевые слова: идеология терроризма и экстремизма, противодействие этой идеологии, профилактика экстремистских настроений в молодежной среде.
На сегодняшний день остро встает проблема распространения на территории Российской Федерации идеологии терроризма и экстремизма. Рост террористической активности и культурно-нравственной напряженности способствует наращиванию потенциала экстремистских группировок, влияющих на ключевые структуры жизни. При этом отмечается многообразие форм экстремистской и террористической деятельности, стремление добиться общественного резонанса и устрашению населения. В отдельных регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов наблюдается расширение информационной, идеологической, психологической, ресурсной взаимосвязанности экстремистских сообществ и групп. В этих условиях подрастающее поколение юга России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Часть молодёжи оказалась дезорганизованной, подверженной влиянию экстремизма и ксенофобии, разрушающих традиционные ценности национальных культур и религий народов ЮФО и СКФО. Именно здесь целесообразно формирование толерантности, понимания национально-культурных особенностей в среде студенческой молодежи, что должно позволить сформировать личность молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.
Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы - идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения указанной идеологии, а также лица, подпадающие под ее влияние («Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации»). Вот почему одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики является формирование антитеррористического сознания населения. Такой вид сознания - часть сознания политического и стремится к сохранению системы ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты и других социальных групп.
В современном обществе очень актуальным является направление по профилактики экстремистских настроений в молодежной среде (Ильин), искоренение социальной агрессии при разработке системы мер по формированию антитеррористической идеологии, и воспитанию толерантного сознания в поликультурном, многонациональном обществе.
При разработке и реализации таких программ очень важно учитывать все факторы социальной адаптации молодежи, а именно возрастные, тендерные, социальные, культурно-этнические, конфессиональные, профессиональные и, конечно, личностные (Ермаков, Абакумова). Прежде всего, следует обращать внимание на формирование у молодых людей здоровых межличностных отношений, уважительных отношений к себе и другому. Развитие здоровой личности, способной понимать и принимать значимых и незначимых других в обществе во многом зависит от осознания собственной мотивации, собственных интенций, от способности управлять своими чувствами и эмоциями. Следует учитывать, что высшая школа как никогда является объектом пристального внимания со стороны идеологов экстремизма и терроризма. Одна из исполнительниц террористического акта в московском метро окончила педагогический университет, ее родители учителя в средней школе. И какие бы мотивы участия в терракте не выдвигались в качестве основных, факт остается фактом: все эти люди получили высшее образование. Кроме того, в регионе значительное развитие получило исламское образование. На Юге России официально действуют 30 исламских вузов, из которых 19 - в Дагестане, 8 - в Чечне и по одному в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Астраханской области. В то же время более 2 500 молодых людей из субъектов ЮФО и СКФО обучаются в зарубежных исламских учебных заведениях. Еще одна специфика ситуации в регионе - большое количество мусульман, среди которых и молодые люди, совершают паломничество - умра и хадж (количество паломников увеличивается ежегодно).
Процесс социально-культурной модернизации в ЮФО позволяет говорить о высокой степени мобильности населения и соответственно значительных миграционных движениях различного характера и уровня, и как следствие - смешение культур, ценностей, языков, религий и традиций. При этом следует отметить, что отток русскоязычного населения из Северокавказских республик приобрел массовое явление. Сегодня на самых высоких государственных уровнях начинают говорить о необходимости возвращения лиц некавказских национальностей в Чеченскую республику или Ингушетию (Кадыров). Вышеперечисленные факторы стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими и межконфессиональными конфликтами, в результате появляется тенденция к образованию различных оппозиционных групп, добивающихся желаемого результата через активную террористическую деятельность. Современные этнические конфликты связаны и с ростом социальной и религиозной напряженности, обусловленной резким падением уровня жизни и размытости культурных и религиозных ценностей. Разработка и реализация системы государственных мер по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия
органов государственной власти, опоры на общественные объединения. Однако эффективность направленной антитеррористической государственной политики будет определяться не только позиционированием данной проблемы на государственном уровне, но и от коммуникативной подготовленности тех, кто работает с молодежью и по роду профессиональной деятельности должен стать транслятором ценностей культуры толерантного поведения (Асмолов). В высших учебных заведениях такой ключевой фигурой становится педагог, который выступает не только носителем определенных коммуникативных компетенций, но и оказывает реальное влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. В этой связи именно образование может выступать как один из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобских и антитеррористических установок. И мы в настоящее время используем образование с этой целью крайне неэффективно. Учебники, программы специальных курсов, стандарты специальностей совершенно не связаны с проблемами антитеррористического мировоззрения, формирования российской духовности. Стремительная динамика социально-экономической ситуации множит и обостряет разнообразные кризисные явления, которые проникают в различные жизненные контексты молодых людей (семейные, референтные, профессиональные), обостряя внутренние противоречия между личностью и внешним окружением, порождая различные личностные трансформации и кризисы. Это отражается на процессе формирования ценностных позиций молодого поколения, которые зачастую деформируются и отчуждаются от того, что позитивно оценивается обществом и государством. В настоящее время можно констатировать, что государство и образование как его социальный институт, призванный транслировать и формировать ценностные ориентации и основы гражданской позиции учащихся, во многом утратило эту реальную возможность. При несоответствии системы образования заявленной тенденции в реформировании страны преобразования могут иметь затяжной характер. Перемены в жизни российского общества показали, что в настоящее время содержание образования не удовлетворяет потребности социума. В связи со сложившейся ситуацией пересмотрены стандарты системы образования. Однако и новые образовательные стандарты не ориентируют преподавателя, как именно он должен воздействовать на студента, чтобы помочь ему преодолеть стереотипные оценки, ущербные ценности различных молодежных субкультур, далеко не всегда приемлемые идеалы, навязываемые СМИ. Для того, чтобы образование могло противостоять тем негативным влияниям, которые в настоящее время все более и более агрессивно воздействуют на юношество, необходимо разрабатывать технологии воздействия на ученика, студента со стороны учителя, преподавателя, ориентированные на убеждающий эффект. Существенным этапом убеждающего воздействия является формирование ценностно-смысловых установок, которые можно в данном контексте рассматривать как индивидуальную личностную готовность субъекта учебной деятельности к толерантным способам поведения, к устойчивой антитеррористической позиции.
Стратегия проектирования социально-психологических эффектов в процессе реализации системы противодействия идеологии терроризма и государственной
молодежной политики должна определять, прежде всего, приоритетные направления развития образования, которое получат бакалавры, магистры, аспиранты и докторанты различных факультетов и служить основой для разработки конкретных целевых программ, перспективных и краткосрочных прогнозов, соответствующих учебных, научных и общественных инициатив, служить идеалам гражданского общества в условиях сильного, стабильного государства.
В системе противодействия идеологии терроризма субъекты высшей школы занимают особое место. Прежде всего, как мы определяем СПИТЭ. Основные положения и принципы ее организации заложены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утвержденная Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537) и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, которые раскрывают ориентировочную основу деятельности по созданию системы противодействия идеологии терроризма. Концепция основывается на выработанных современной практикой и теорией рекомендациях отечественных и зарубежных специалистов. В частности, и принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии. Основываясь на этих и других документах
Систему противодействия идеологии терроризма можно определить как совокупность субъектов (компонентов), осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих распространение идеологии терроризма, совокупность действий по борьбе с информационным терроризмом, по минимизации последствий идеологических и информационных угроз террористического характера и разработке технологий направленного и опосредованного пропагандистского воздействия на ценностные ориентации населения, разных возрастных, социальных, профессиональных и гендер-ных групп. К основным субъектам противодействия идеологии терроризму относятся: федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, бизнес сообщество, другие институты гражданского общества.
Среди направлений деятельности субъектов системы по противодействию идеологии терроризма можно выделить следующие: политические, социально-экономические, правовые, информационно-пропагандистские, культурно-образовательные, организационные: -политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму); -социально-экономические (оздоровление социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравнивание уровня развития регионов, сокращение маргинализации населения, уменьшение имущественной дифференциации, обеспечение социальной защиты населения); -правовые (законы по противодействию терроризму и экстремизму, поправки к ним, подзаконные акты, указы Президента, постановления Правительства)
-информационно-пропагандистские (разъяснение сущности и опасности терроризма, оказание воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму); -культурно-образовательные (формирование социально значимых ценностей
в обществе и воспитание толерантности); -организационные (расширение СПИТЭ путем вовлечения новых с усиления существующих субъектов).
И практически в каждом из этих направлений задействована высшая школа.
Так, в политическом направлении - это, прежде всего, разработка рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление и прогнозирование террористических угроз, оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных молодых людей или их групп, склонных к экстремистским действиям.
В социально-экономическом направленим - это направленная работа по социально-психологической адаптации студентов из постконфликтных регионов; проведение мероприятий способствующих устранению межнациональных противоречий (фестивали, конференции, студенческие форумы, этнические праздники и т.д.); мессионерско-просветительная работа, нивелирующая распространение в разных регионах межконфессиональных противоречий, развитие религиозного и религиозно-политического экстремизма (прежде всего исламистского), формирование на этой основе устойчивых очагов меж- и внутригосударственных конфликтов с участием больших групп населения (национальных диаспор, проповедническо-миротворческая деятельность представителей разных конфессий, мониторинг ценностных установок, различных социальных, этнических и возрастных групп населения).
В правовых направлениях - это, прежде всего, разработка проектов законов, концепций, положений и т.д., регулирующих противодействие идеологии терроризма. Очень важна подготовка и переподготовка сотрудников следственного комитета РФ.
В информационно-пропагандистском направлении - это информационно-аналитическая деятельность (подготовка и выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.); пропагандистская работа; идеологическая деятельность (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.); организационная деятельность (содействие деятельности общественных и религиозных объединений конструктивной антитеррористической направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конкурсов на лучшие материалы антитеррористической направленности, конференций, слётов, «круглых столов» и т.д.); разработка системы социальной рекламы по пропаганде антитеррористических ценностей; создание системы подготовки специалистов в области противодействия идеологии терроризма.
В культурно-образовательном направлении - это создания современных территориально распределенных информационных фондов (электронные целевые библиотеки, кампусы и т.п.); поддержка и развитие самобытных национальных языков, этнических традиций и т.д.
Высшее образование перекрывает все три уровня функционирования СПИТЭ -федеральный, региональный и муниципальный. Поэтому представляется целесообразным создание на базе ведущего вуза РФ координационного центра противодействия идеологии терроризма в молодежной среде. Филиалами, опорными площадками этого центра могли бы быть Федеральные университеты, созданные Указом Президента РФ в каждом из федеральных округов, кроме СКФО. Основная деятельность таких центров заключается в координации работы СМИ, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, Интернет порталов по противодействию идеологии экстремизма и терроризма, в постановке задач и разработке методов их реализации субъектами СПИТЭ. Технологии и методы реализации этой основной задачи хорошо разработаны в ВШ, здесь: -проведение конференций, круглых столов; -разработка внедрение технологий направленного воздействия; -разработка программ и повышение квалификации;
-подготовка специального контингента по противодействию идеологии терроризма;
-организация по отдельному плану лекционной и пропагандистской работы среди населения по материалам, обличающим пособничество террористам из корыстных интересов со стороны должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и предпринимательских структур; -индивидуальная и групповая работа с молодежью из группы риска, развитие
толерантности у молодежи; -проведение молодежных фестивалей, форумов;
-проведение психологической экспертизы всех социальных программ, затрагивающих межнациональные, межэтнические, межконфессиональные, межкультурные отношения; -разработка и внедрение программ снижения хронического стресса у населения;
-проведение конкурсов журналистских и других материалов по пропаганде толерантности и дискредитации агрессивно-националистических идей в СМИ; -формирование отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения
экстремистских акций в студенческой и молодежной среде; -проведение конкурса среди ВУЗов на лучший социально-психологический проект «Повышения эффективности противодействия идеологии терроризма в молодежной среде»; -разработка и введение в высших учебных заведениях факультативных курсов по обучению навыкам психологического и физического поведения в экстремальных ситуациях;
-создание в вузах междиаспоральных дисциплинарных советов, в которые входят наиболее авторитетные студенты из числа каждой диаспоры, представители которых учатся в ВУЗе; -содействие интеграции иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах, в молодежную среду города; -проведение «Уроков дружбы», тренингов адаптации для студентов из различных
регионов РФ (особенно из постконфликтных районов); -организация студенческого добровольческого движения «Открытые сердца»; - регулярное (на постоянной основе) проведение международного молодежного студенческого фестиваля «Кавказ - наш общий дом» для Южного федерального университета; -создание на базе студенческой психологической службы ЮФУ (она пока первая и единственная в стране), службы помощи молодежи в кризисных ситуациях. Не надо забывать о большом потенциале научно-исследовательских организаций и институтов в составе ВШ, которые могут и должны проводить комплексные исследования по проблемам антитеррористической идеологии, путем мониторинга социально-психологического климата среди населения регионов, проведения фокус-групп по вопросам противодействия идеологии терроризма. Заниматься изучением общественного мнения о работе органов государственной власти и правоохранительных органов по борьбе с терроризмом, разработкой на основе научных подходов индексов оценки кризисных ситуаций в молодежной среде, в сфере межнациональных, межконфессиональных и общественных отношений. Разрабатывать концептуальные основы системы противодействия идеологии терроризма.
Важным звеном в региональной системе образования являются областные, районные министерства и департаменты образования. Они могли бы сыграть большую роль в привлечении вузов, институтов повышения квалификации преподавателей ВШ и учителей к этой работе. Важнейший аспект - переработка школьных учебников и программ; организация обучающих семинаров для региональных и муниципальных служащих органов местного самоуправления, разработка и издание методических рекомендаций по формированию толерантного поведения, разработка и издание методических рекомендаций для школ, вузов, библиотек по формированию антитеррористических ценностей у старшеклассников, студентов и т.д. Можно было бы выделить и другие виды деятельности этих субъектов СПИТЭ: создание для образовательных учреждений (для школ) плакатов по антитеррористической тематике: -разработка других форм социальной рекламы, связанной с антитеррористическими ценностями; -организация работы летних лагерей для студентов и школьников с обязательным курсом военно-патриотического и духовного воспитания; -создание при школах, вузах волонтерских отрядов («отрядов помощи») для оказания посильной трудовой и моральной помощи нуждающимся социальным группам (одиноким пожилым людям, инвалидам, ветеранам и т.д.); -организация детских лагерей по углубленному изучению русского языка и культуры для детей мигрантов;
-поддержка деятельности молодежных политических клубов, способствующих
гражданскому воспитанию молодежи; -оказание организационной и методической помощи центрам содействия трудоустройству выпускников, созданным в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования города; - развитие коллективных форм досуга для молодых семей (клубы молодых семей); -организация и проведение городских военно-патриотических мероприятий в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне, а также государственных праздников РФ посвященных памятным датам истории России; -использование антитеррористической символики и атрибутики при проведении молодежных массовых мероприятий.
В заключение хочу еще раз повторить: искоренить террористическое и экстремистское влияние на молодежь можно только сообща, и мы, все, кто работает в системе образования, должны помнить о своем долге.
Литература
1. Абакумова И.В. Ценностно-смысловые установки различных социальных групп как индикатор особенностей восприятия информации о террористической угрозе // Материалы Пятой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 29-30 октября 2009 г. - Том 1. Материалы пленарного заседания и заседаний по тематике противодействия терроризму. - М.: МЦНМО, 2010.
2. Архиепископ Феофан побывал в Чеченской Республике: «Слава Богу за Рам-зана Кадырова» // Пресс-служба Президента и Правительства Чеченской Республики // НПр://сИесНпуа.доу.ги/раде.рИр?г=126&^=6533 (дата посещения 07.09.2010).
3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998.
4. Ермаков П.Н. Образовательная политика и антитеррористическая идеология: социальные и психологические аспекты // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики». Ростов-на-Дону, 12-14 октября 2009 года. - Выпуск 2. - М.: КРЕДО, 2009. - С. 31-36.
5. Ильин Е.П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики». Ростов-на-Дону, 12-14 октября 2009 года. - Выпуск 2. - М.: КРЕДО, 2009. - С. 13-22.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.