Ю. С. Васильев, К. А. Дубаренко, В. В. Ермилов
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В Российской Федерации продолжается модернизация реформы системы высшего профессионального образования (ВПО). Вузы страны перешли на уровневую систему подготовки кадров. Разрабатываются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения. По замыслу такой переход должен привести к повышению качества высшего образования, обеспечить эффективность системы ВПО в соответствии с перспективами развития страны.
При этом важно обеспечить устойчивость переходного процесса, сходимость заявленных целей и получаемых результатов, что возможно только при высоком качестве управления процессами. Жизнь и процветание народов предопределяются господствующим в них мировоззрением, миропониманием, нравственностью, являющихся основой этики отношений. То же самое касается стран и цивилизаций.
Важным фактором, влияющим на устойчивость развития любой общественной системы, является распределение населения по типам строя психики, то есть по общности психического склада, проявляющегося в особенностях культуры, преобладающих стереотипах поведения и образа жизни. Поэтому важно уметь оценивать статистику такого распределения, направленность и динамику ее изменения. Это задача далеко не тривиальная.
К возрасту 16—17 лет завершается телесное и психофизиологическое формирование человека в соответствии с генетически предопределенной программой. В основном завершается первоначальное становление характера, его нравственных и волевых свойств, выявляются творческие способности, формируются при-
вычки и навыки самоуправления, этики совместной жизни и деятельности.
На следующем за школой этапе подготовки молодых людей к жизни и профессиональной деятельности в системе среднего и высшего профессионального образования происходит приобретение знаний, умений и навыков труда. По окончании учебного заведения (к 20—22 го -дам) заканчивается формирование характера человека, и он включается в общественное производство. Важнейшей задачей системы образования является формирование у студентов способностей, навыков самостоятельного поддержания своего профессионализма после окончания обучения. В ходе трудовой деятельности этот процесс осуществляется в режиме реального времени.
На всех стадиях обучения у индивида происходит углубление миропонимания, расширение кругозора, совершенствование нравственно-этических основ и развитие творческого потенциала.
Система образования влияет на текущее состояние общества, а также на динамику его развития или деградации. Именно этим определяется приоритетное значение системы воспитания и образования по отношению ко всем другим сферам жизнедеятельности общества. Активно обсуждаются эти проблемы непосредственно в системе образования, и требуется широкое привлечение инженеров, работающих в реальном секторе экономики.
Систему профессиональной подготовки и объемлющий ее народно-хозяйственный комплекс страны (НХК) необходимо рассматривать как единое целое. Как взаимно вложенные управляемые системы они влияют друг на друга по цепям прямых и обратных связей. При этом
применяемые схемы управления могут быть разными: схема программного управления, схема программно-адаптивного управления, схема управления «предиктор — корректор». В длительной перспективе наибольшая устойчивость и эффективность управления процессами достигается в последней схеме.
Заметим, что устойчивое развитие системы образования, в том числе ВПО, является необходимым, но не достаточным условием для устойчивого развития объемлющей системы. Обратимся к примеру системы высшего образования, действовавшей в СССР. Народно-хозяйственный комплекс СССР развивался как единая, самодостаточная система. Основой такого развития считались объективные законы: планомерного и пропорционального развития; роста общественной производительности труда; ускорения научно-технического прогресса; обеспечения наиболее полного и эффективного использования производительных сил, природных и трудовых ресурсов; приближения промышленности к источникам сырья, топлива к районам потребления продукции; комплексного развития и специализации хозяйства союзных республик и экономических районов, развития интеграции со странами социалистического содружества и другие.
Главной целью социально-экономического развития являлось наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей населения.
Министерство высшего и среднего специального образования СССР совместно с Академией наук СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике при составлении комплексной программы научно-технического прогресса СССР на двадцатилетний период разрабатывали прогнозы подготовки специалистов с учетом развития производительных сил и перспективных направлений науки и техники. Они совместно с министерствами и ведомствами СССР и союзных республик готовили и представляли в Госплан СССР предложения к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР в части подготовки специалистов и укрепления материально-технической базы высшей школы. Исходя из прогнозов и основных направлений развития, формировались проекты пятилетних планов
подготовки специалистов по укрупненным показателям (группам специальностей) с учетом договоров, заключенных с министерствами и ведомствами. После утверждения планы становились руководством к действию.
Таким образом, на основе перечисленных законов, прогноза демографического развития страны, научно-технического прогресса, формировался государственный заказ системе ВПО на подготовку кадров, квалификационные требования к специалистам, осуществлялось обязательное распределение выпускников. Планы распределения молодых специалистов с высшим образованием составлялись на 1—3 года и 5 лет, а со средним образованием — на 1 год.
Такая система удовлетворяла население, обладала предсказуемостью, обеспечивала потребности экономики и ее развитие, следовательно, она была устойчивой.
Число специалистов с высшим образованием постоянно возрастало. Только за 15 лет с 1979 по 1994 гг. их число увеличилось с 77 до 133 человек на 1000 человек населения, среднегодовые темпы прироста по этому показателю в этот период составляли 3,3—3,9 % [14, 26, 27]. Заметим, что эта тенденция сохранилась и даже усилилась в постсоветское время. По данным фонда общественного мнения высшее образование котируется в России чрезвычайно высоко. Подавляющее большинство опрошенных (74 %) полагает, что сегодня важно иметь высшее образование, и только 23 % придерживаются противоположной точки зрения. Молодежь убеждена в ценности образования особенно твердо — среди респондентов моложе 35 лет первое суждение разделяют 80 %, а второе — лишь 18 % (http:// bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/high_education /dd013035). В этом проявляется общая закономерность глобального исторического процесса — повышение уровня образования населения. Так, например, в США, Норвегии, Израиле высшее образование имеют 30 % взрослого населения, в России — 21 % (данные за 2005 г., по РФ — за 2004 г.).
Директивно-адресный характер управления образованием и экономикой позволял эффективно решать многие задачи народно-хозяйственного развития.
Система образования в СССР, в том числе ВПО, на всех этапах исторического развития
страны играла ключевую роль в подготовке инженерно-технических кадров для решения сложных задач, таких как индустриализация страны, повышение ее оборонного потенциала, послевоенное восстановление народного хозяйства, развитие науки и техники. Так обстояло дело только в области естественных наук. В области общественных наук высшее образование неадекватно отражало процессы развития общества и его перспективы. Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в 1983 г. выступил с фундаментальной статьей «Учение Карла Маркса и некоторые проблемы строительства социализма в СССР», где были высказаны новые положения в области марксистской теории и критические оценки предшествующего социалистического развития, которое осуществлялось не так, как виделось основоположникам теории. В дальнейшем, на июньском (1983 г.) пленуме ЦК КПСС, он развил эту мысль: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не знаем в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». И, не смотря на утверждение, что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно» общественные науки оказались в мировоззренческом, методологическом и метрологическом смысле несостоятельны и способствовали созданию концептуальной и нравственно-этической неопределенности в обществе. Общество представляло собой внутренне напряженную систему. В конечном итоге, неадекватное знание законов общественного развития абсолютным большинством выпускников системы ВПО в СССР, как гуманитариев, так и инженеров, явилось одной из предпосылок к дезинтеграции страны в 1991 г.
Отсюда можно сделать вывод, что подготовка специалистов широкого профиля, а именно этим качеством отличались инженеры, выпускавшиеся техническими вузами СССР, хотя и позволяла выпускникам работать в различных отраслях народного хозяйства, была неполной, недостаточной, не соответствующей реальной жизни. Следовательно, на современном этапе реформирования системы ВПО, при переходе к четырехгодичной подготовке бака-
лавров и двухгодичной подготовке магистров, необходимо ответить на ряд существенных вопросов. В том числе, что должны представлять бакалавры, магистры, специалисты, какими нравственно-этическими и психофизиологическими характеристиками они должны обладать, что должны знать, понимать, уметь в избранной профессиональной сфере, а также в организации жизни общества, в объективных законах его развития для обеспечения устойчивого развития общества.
Прежде чем отвечать на эти вопросы, кратко проанализируем текущее состояние дел.
Известно, что в 1985—1991 гг. подходы к государственному управлению экономикой изменились принципиально. Предпосылки для этого формировались в послевоенном СССР задолго до начала этапа так называемой «перестройки и ускорения».
С начала 90-х годов управление осуществлялось преимущественно на основе рыночных механизмов и кредитно-финансовых инструментов, не подчиненных ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти страны. На коротком историческом промежутке времени осуществлялась глубокая структурная перестройка экономики России, закрепление ее сырьевого характера, усиление зависимости от внешних поставок оборудования, продовольствия, изделий легкой промышленности. Одновременно ликвидировались предприятия, производства, деградировали отрасли тяжелой промышленности, отдельные моногорода, регионы.
Например, по сравнению с последним годом до распада СССР (1990 г.) в 2007 г. сократилось производство дизелей и дизель—генераторов в 9,3 раза, тракторов — в 12 раз, комбайнов — в 26 раз, плугов — почти в 41 раз, металлорежущих станков — в 14,5 раз, а станков с ЧПУ — более чем в 44 раза, автоматических и полуавтоматических линий — в 139 раз, в 2—5 раз сократилось производство турбин, насосов, кранов (мостовых и башенных) и многого другого оборудования. Существенные потери понесли легкая, пищевая, химическая промышленность, другие отрасли народного хозяйства. В тоже время ускоренными темпами происходил рост сферы услуг.
Сообразно этому происходили глубокие изменения и в сфере образования.
Так, если в 1990 г. только каждый четвертый выпускник вуза относился к гуманитарной, социальной, экономической или управленческой группам специальностей, то в 2005 г. их число превысило половину от всех выпускников. В настоящее время их число приближается к 60 из 100, хотя многие экономисты и юристы после окончания вуза не могут найти работу. Причем существенный дисбаланс вносят коммерческие вузы. Так, в 2007 г. число выпускников по ука-
занным специальностям составило в негосударственных вузах почти 94 %, тогда как в государственных вузах — менее 52 %.
На рис. 1—4 приведены данные, характеризующие эти процессы.
Расчеты выполнены авторами на основе статистических данных, представленных на сайте Росстата (http://www.gks.ru/).
В настоящее время выпуск специалистов системой ВПО превышает потребности эконо-
Годы
—♦—Численность населения РФ, тыс.чел.
■ Занятость населения тыс.чел.
Рис. 1. Численность и занятость населения РФ
Годы
—♦— Государственные учреждения ВПО
—■— Негосударственные
учреждения ВПО —д— Общий выпуск
Рис. 2. Выпуск из учреждений ВПО
Рис. 3. Распределение экономически активного населения по отраслям в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1990 и 2004 гг.:
цифрами на горизонтальной оси обозначены: 1 — промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь; 2 — оптовая и розничная торговля; 3 — жилищно-коммунальное хозяйство; 4 — здравоохранение; 5 — образование; 6 — наука; 7 — финансы; 8 — управление; 9 — другие отрасли
мики, существует дисбаланс в пропорции выпуска учреждениями начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Опережающими темпами растет выпуск специалистов гуманитарного профиля при растущем дефиците инженерно-технических кадров, техников, рабочих.
По некоторым данным в первые пять лет после окончания вузов 60 %(!) выпускников меняют профессию [31]. Нынешняя система образования реагирует лишь на отклонение выпуска специалистов высшей школой от текущих потребностей экономики. Причем эта реакция искажается на основе доминирующей мотивации значительной
части молодежи и их родителей, полагающих, что специальность экономиста или юриста гарантирует трудоустройство, более высокие заработки, жизненный успех. В реальности же происходит крушение иллюзий у очень многих выпускников. Заметим, что на устойчивости системы образования и качестве подготовки специалистов отрицательно сказывается несогласованность действий различных министерств РФ. В таблице приведен перечень из нового квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих [23].
Из таблицы следует, что новый квалификационный справочник инженерных должностей
□ Доля в %
Рис. 4. Доля специалистов гуманитарного, социально-экономического и управленческого профиля в общем выпуске системы ВПО
Таблица
Перечень из Нового квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих
Номер п/п Квалификация
1 Инженер
2 Инженер-конструктор (конструктор)
3 Инженер-лаборант
4 Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
5 Инженер по автоматизированным системам управления
6 Инженер по защите информации
7 Инженер по инвентаризации строений и сооружений
8 Инженер по инструменту
9 Инженер по качеству
10 Инженер по комплектации оборудования
11 Инженер по метрологии
12 Инженер по надзору за строительством
13 Инженер по наладке и испытаниям
14 Инженер по научно-технической информации
15 Инженер по нормированию труда
16 Инженер по организации труда
17 Инженер по организации управления производством
18 Инженер по охране окружающей среды (эколог)
19 Инженер по охране труда
20 Инженер по патентной и изобретательской работе
21 Инженер по подготовке кадров
22 Инженер по подготовке производства
23 Инженер по ремонту
24 Инженер по стандартизации
25 Инженер программист (программист)
26 Инженер-технолог (технолог)
27 Инженер-электроник (электроник)
28 Инженер-энергетик (энергетик)
составлен, мягко говоря, странно. Он неадекватен реальным потребностям экономики России и существующим сферам труда. Достаточно обратиться к сельскому хозяйству. Например, к осушению или орошению земель, где необходимы инженеры-мелиораторы, инженеры-геодезисты, инженеры-гидротехники, и др. Они готовятся в вузах и трудоустраиваются. Однако это тема специальных исследований. Здесь мы отмечаем лишь неполноту действующих нормативов. Двухуровневая система подготовки специалистов с высшим образованием (бакалавриат и магистратура) затрудняет трудоустройство выпускников вузов, так как входит в противоречие с существующим квалификационным справочником инженерных должностей.
Продолжая оценку структурных сдвигов в экономике, отметим, что в т. н. развитых странах около 70 % активного населения занято в сфере услуг [28]. Для США, Западной Европы, Японии характерно перераспределение экономически активного населения в третичный сектор экономики. Более 70 % ВВП этих стран производится в этом секторе (услуги, банковский, финансовый, спекулятивный капитал) и, по сути, является фиктивной ценностью (стоимость торговых марок, рыночные курсы валют и акций и т. п.) и не повышает эффективность экономики. Эти активы «высасывают» из реального сектора экономики монопольный доход владельцев спекулятивного капитала [29].
Для развитых стран такая политика является осознанной, обусловленной, прежде всего, концептуально, а не технико-технологическим ростом эффективности реального сектора экономики и производительности труда. Перенос обрабатывающей промышленности в Китай, страны Латинской Америки и другие создает мнимый избыток трудовых ресурсов. Высокий жизненный уровень поддерживается за счет неэквивалентного обмена реальных ресурсов (товаров) на необеспеченные доллары, евро, иены.
В Российской Федерации подобная тенденция обусловлена высокими ценами на нефть и газ, поддерживаемыми с весьма определенными политическими и экономическими целями. Рост населения и рост объемов реального производства в натуральных показателях в мире не обусловливает рост цен на эти и дру-
гие ресурсы. Удержание их на высоком уровне и до кризиса, и в текущем году позволяет России сравнительно успешно решать социальные задачи в краткосрочной перспективе. При этом одновременно продолжает нарастать степень износа основных фондов, утрачивается кадровый профессиональный потенциал, деградирует образование, сокращается население. Можно высказать гипотезу, что при достижении в развитии этих процессов некой «точки невозврата» цены на нефть и газ упадут и могут вызвать обвальные социальные, политические, дезинтеграционные процессы. Обломки РФ будут интегрированы частично в Китайский, частично в Европейский и Американский конгломераты. Такая точка зрения начинает превалировать.
Точечная модернизация экономики России проблемы не решает, нужны продуманные, последовательные действия по изменению нравственного, социально-психологического климата в стране, повышению уровня общего среднего и высшего профессионального образования на качественно новой основе. Это миссия системы образования — от семьи и детского сада до высшей школы. Политическая государственная воля может предъявить «замысел жизни», который может стать началом реального возрождения страны и народа. Второй вариант, не исключающий первый, — это общественная инициатива населения, но без устойчивого развития системы образования такая инициатива может вылиться или в «кровавый бунт, беЗ-смысленный и беЗпощадный» (такое написание требуется по смыслу слов, который искажают действующие правила орфографии), его также может инициировать ускорение дезинте-грационных процессов. По оптимистическим оценкам для решения этой сложнейшей задачи Россия располагает временем не более 20—25 лет (т. е. одно поколение).
Прогнозы демографического развития России это подтверждают (рис. 5).
Система образования, формируя профессиональный состав экономически активного населения, в известной мере является инструментом управления развитием экономики страны. В свою очередь экономика активно воздействует на систему образования, особенно на краткосрочных интервалах времени.
Рис. 5. Демографический прогноз
На длительных интервалах обе эти подсистемы подчинены, прежде всего, управляющим воздействиям, осуществляемых на высших информационных приоритетах (мировоззрение, методология, хронология, технологии и идеологии).
Цель системы образования как общественной подсистемы — готовить молодых людей к жизни и профессиональной деятельности. При этом уровень освоения генетически предопределенного потенциала развития человека и общества должен неуклонно повышаться.
Другими словами, мера развития и использования творческого потенциала общества в целом, различных социальных групп, каждого человека является критерием эффективности и устойчивости развития общества. Совершенно верно отмечено, что концепция научно-образовательной деятельност должна быть сформулирована как всемерное развитие человеческого потенциала [11].
Одновременно развитие творческого потенциала общества и создание условий для его максимального использования являются главной целью государственного управления системой образования.
Стратегия развития образования требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспекти-
вам развития в третьем тысячелетии. Как отмечено в [30], устойчивое развитие цивилизации не может быть достигнуто без опоры на образование, которое в XXI веке становится глобальным. Ныне существующая система образования не может «работать» на глобальный переход к устойчивому развитию, ибо она — «детище» глобальной модели неустойчивого развития, в которой отражаются все недостатки последней. Современное образование слабо связано с решением насущных и, особенно, глобальных проблем, многие из которых не просто «бросают вызов», но и угрожают гибелью человечеству». Ресурсно-демографический вызов представлен на рис. 6 [4, 5].
По нашему мнению, требуется повышение качества и эффективности управления системой образования. Целесообразно восстановление планового подхода к формированию государственного заказа в системе ВПО при сочетании директивно-адресного и индикативно-безадресного принципов [9, 11, 13, 17].
Планирование должно быть связанно не только с текущими и краткосрочными потребностями предприятий, рынка труда, но и долгосрочными потребностями (как минимум на срок 15—20 лет) и сверхдолгосрочными потребностями (одно-два поколения). При этом существенно возрастает роль прогнозирования развития общества в целом, научно-технического прогресса, экономики.
Рис. 6. Ресурсно-демографический вызов международной стабильности
Эта задача жизненно важна для России, которой предстоит осуществить ускоренную модернизацию в условиях продолжающегося сокращении населения, падения уровня образования в средней школе, снижения престижа научного, исследовательского, инженерного труда. Без нравственно-этического преображения общества, без большой идеи, сплачивающей общество, придающей ему смысл и цель существования, без социальной справедливости, изжития паразитизма, «неоэкономического рабовладения» модернизация страны останется лозунгом, демонстрацией отдельных «точек роста». Задача заключается в повышении общего уровня образования населения и среднего, и высшего, а, главное, в обеспечении сколь угодно высокого образования любому молодому человеку сообразно его способностям, независимо от национального, территориального, социального, имущественно статуса и иных факторов.
При этом высшее образование должно стать более широким, глубоким, фундаментальным, приобрести методологический характер. Наличие специалистов высшей квалификации и об-
разованных граждан расширяет «коридор возможностей» государства [15].
Заметим, что СССР первым пришел к плановому механизму согласования возможностей высшей школы с потребностями жизни и экономики. Среди основных методов, которые использовались для определения перспективной потребности промышленности в специалистах можно выделить штатный, нормативный и комбинированный, балансовый, расчетно-анали-тический и другие методы. Но их применение в даже условиях планового ведения хозяйства и директивно-адресного управления было сопряжено с определенными трудностями. Тем более в настоящее время при доминировании «беЗструктурного» управления задачи прогнозирования и планирования потребностей в бакалаврах, специалистах и магистрах усложнились и требуют концептуально состоятельного, всестороннего, глубокого обоснования с учетом многих факторов. Для этого необходимо ответить на целый ряд непростых мировоззренческих вопросов.
Точность прогноза определяется мерой нашего познания объективных процессов. Можно
ли утверждать, что объективные законы социализма были действительно объективны или они представляли ошибочный субъективизм Маркса, Энгельса, Ленина, возведенный в догму? На какие объективные законы следует опереться при планировании развития системы высшего образования? Можно ли на основе первичных категорий материализма или идеализма адекватно описывать природные, общественные, духовные процессы, верно ли описывается глобальный исторический процесс, роль и место религий, идеологий, насколько наука и технологии меняют нашу жизнь? Почему социология и другие общественные науки обладают низкими прогностическими возможностями?
Ответ на последний вопрос достаточно очевиден. Эти науки не опираются на объективные природные и социальные законы, не обладают метрологической состоятельностью, т. е. оперируют неизмеряемыми параметрами, что не позволяет анализировать процессы, осуществлять многовариантные прогнозы, обеспечивать объективные исходные данные для принятия решений и устойчивого управления процессами.
Какие же объективные законы могут и должны быть положены в основу как подготовки кадров и воспитания входящих в жизнь поколений, так и в организацию общества и управление (самоуправление) процессами жизни общества?
Человек — существо биосоциальное, т. е. информационное обеспечение его поведения складывается на основе двух составляющих: информации, передаваемой генетически, и информации социальной, воспринимаемой в процессе воспитания и обучения. Причем, по мере исторического развития, вторая составляющая приобретает большую значимость.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций. Они качественно изменяли человеческое общество. Первая революция была связана с изобретением письменности, что обеспечило передачу знаний от поколения к поколению. Первые формы письменности в виде особым образом начертанных знаков появились около 4 тыс. лет до Рождества Христова. Задолго до этого существовали различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных си-
стем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Вторая революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания. Она радикально изменила индустриальное общество, культуру, организацию деятельности, сделало систему образования более доступной. Третья революция (конец XIX в.) была обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволившие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Образование стало приобретать массовый характер. Четвертая революция (70-е годы XX в.) была связана с изобретением микропроцессорной технологии, появлением персонального компьютера, интернета. Во второй половине 1990-х годов доступный человечеству объем информации удваивался каждые 5 лет. В настоящее время этот период сократился до 18 месяцев (http://www.rb-edu.ru/articles/efficien су/агйс1е4б4.Ыш1). Кстати, возникает вопрос, существует ли предел роста объемов информации и есть ли порог восприятия человеком и обществом быстроменяющейся информации, за которым процессы развития теряют устойчивость? Фактически современные компьютерные техника и технологии создают технические условия для массового самообразования личности, овладения профессией и поддержания профессионализма.
Можно утверждать, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и этот процесс носит экспоненциальный характер.
Как справедливо отмечено, «эмпирически наш современник знает, как быстро происходит обновление исторической среды, в которой мы живем. Если ему сейчас 75 лет и если разделить его жизнь на три двадцатипятилетия, то они отчетливо покажут, что каждый отрезок много богаче новациями, чем предыдущий. При жизни его предка на аналогичные отрезки приходилось заметно меньше исторической динамики, и так далее в глубь времен. А в средние века, в античности, тем более на Древнем Востоке, индивидуальная жизнь человека вообще не была подходящей мерой для течения истории: его мерили династиями, целыми цепями жизней. Напротив, человек, который начинает сейчас свою жизнь, на протяжении будущих 75 лет,
несомненно, испытает значительно больше изменений исторической среды, чем испытал наш семидесятипятилетний современник. Все позволяет предполагать, что предстоящие технические, научные и социальные изменения будут все уплотняться и ускоряться на протяжении его жизни» [25].
Описанные информационные процессы отражают один из объективных законов общественного развития, так называемый закон времени. Суть его проиллюстрирована рис. 7.
На рис. 7 условно показана общая продолжительность глобального исторического процесса (шкала времени условная, неравномерная).
На рис. 7 изображены два процесса: в верхней части — процесс преемственной смены поколений людей; в нижней части — процесс обновления технологий и прикладных жизненных навыков. Частота смены поколений оценивалась по возрасту матери в момент появления первого ребенка. Этот возраст в среднем составляет 20—25 лет и может быть принят за константу. Частота обновления социальной информации может оцениваться на основе разных параметров, например, частоты смены технологий, применяемых в промышленности, строительстве, других отраслях экономики. Каждый из этих колебательных процессов характеризуется периодом Тби Т, частотой и которые связаны известными соотношениями:
Рб тб , Рс Т
На протяжении всего глобального исторического процесса частота была неизменной, а частота ¥с постоянно возрастала. В середине ХХ в. они сравнялись Гб = ¥, после чего частота смены технологий превысила частоту смены поколений, и это перемена качественная. Если до ХХ в. можно было, получив образование, в том числе высшее, безбедно жить всю свою жизнь, то после смены эталонных частот биологического и социального времени для поддержания профессионализма и успешности в жизни специалист должен учиться постоянно. Следовательно, система образования должна учить школьников и студентов не набору фактов, а методологии освоения новых знаний в режиме реального времени по мере необходимости. Из этого закона вытекают объективные требования к содержанию образования и воспитания входящих в жизнь поколений, смене логики социального поведения (http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004/). Фактически, речь идет о подготовке бакалавров, специалистов и магистров в условиях неопределенности. Технологическое обновление общества является объективной основой для формирования вариативной части образовательных стандартов. Фундаментальные законы, научные парадигмы, мировоззренческие и нрав-
Рис. 7. Изменение соотношения эталонных частот биологического и социального времени
ственно-этические основы изменяются нечасто или остаются неизменными. Они составляют базовую часть образовательных стандартов ВПО.
Ряд авторов достаточно убедительно обосновывают наличие таких законов как закон экономии времени; закон роста производительности труда; закон возвышения потребностей [6, 8]. Приводятся данные об уменьшении доли рабочего времени в период с середины XIX в. до 1985 г. со значения 0,32 до 0,09, которые достаточно ясно показывают тенденцию к сокращению доли рабочего времени в бюджете социального времени. Эта тенденция и есть форма проявления закона экономии времени. Закон экономии времени может действовать стихийно в системе товарно-денежных отношений, а может использоваться сознательно в системе научного управления общественным развитием [8].
В дальнейшем был сформулирован закон роста полезной мощности, т. е. мощности, которую социальная система использует для воздействия на окружающую человека природу, и определено условие устойчивого развития. Общество развивается устойчиво, если имеет место исторический процесс: сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена [6, 24]. Кстати сказать, из этого закона вытекает необходимость расчета курса валют на основе энергоинварианта.
Кроме того, в глобальном историческом процессе можно выявить общественный закон расширения кадровой базы управления, проявляющийся в росте числа людей, участвующих в управлении. Если оценить численность аппарата управления в первобытном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и современном обществе (независимо от его названия — социалистическое, индустриальное, постиндустриальное), число управленцев неуклонного растет.
Кроме того, необходимо упомянуть важнейшую закономерность, выраженную афористично В. О. Ключевским: «Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности». А. С. Пушкин высказывался так: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества» («Мысли на дороге»). А в программе размышлений «О дворян-
стве» содержится запись (по-французски): «Устойчивость — первое условие общественного блага. Как согласовать ее с бесконечным совершенствованием?»*
Эту закономерность можно по-иному сформулировать — как нравственно-этическую обусловленность жизни человека и общества.
На основании перечисленных законов можно сформулировать критерии оценки устойчивости развития общественных процессов, качества и эффективности управления ими. В контексте данной статьи под управлением понимается способность приводить объективно протекающие процессы к субъективно выбранной цели.
Как уже было отмечено, ключевой проблемой для обеспечения устойчивого развития страны и системы образования является развитие творческого потенциала, которым располагает общество. Поскольку задача непосредственного измерения и оценки этого потенциала, направленности и динамики его развития является далеко непростой, предлагается оценивать его опосредованно на основе таких показателей, как изменение бюджета социального времени и увеличение доли свободного времени, направленность и темпы изменения этого показателя [8]; темпы роста эффективности использования обществом полной мощности [6]; мера удовлетворения демографически обусловленных потребностей населения или, в другой терминологии, неисчезающих потребностей настоящего и будущих поколений [6, 8]; показатели экологического благополучия; индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Заметим, что предложенные показатели являются объективными, физически измеримыми, достаточно просто поддаются статистическому сбору, обработке, анализу и прогнозированию. Тем самым создаются предпосылки для научного подхода к организации управления общественным развитием и объективной оценке профессионализма и качества деятельности органов государственной власти, в том числе, опосредованной оценки как системы ВПО, так и системы воспитания и просвещения в целом.
Также важно уметь оценивать направленность, эффективность, устойчивость процессов подготовки новых поколений к жизни, т. е. соб-
* С. Франк «Пушкин как политический мыслитель» (http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/o_poete/11.htm).
ственно системы образования. Если рассматривать только систему высшего профессионального образования (ВПО), то ее эффективность можно оценить на основе ряда показателей, например, таких как отношение выпущенных специалистов, бакалавров, магистров к числу принятых на первый курс, доля отчисляемых в процессе обучения студентов, число трудоустроившихся после окончания вузов специалистов, в том числе по специальности, доля выпускников, меняющих профессию в первые годы (1—5 лет) после окончания вуза и т. п.
Дополняя этот список показателями потенциала населения, сферы образования и науки [11], использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку специалистов, можно оценить эффективность системы образования в целом, а также входящих в нее подсистем.
Подчеркнем еще раз, эффективность системы образования в целом должна оцениваться на основе повышения качества жизни населения на основе физически измеримых параметров.
Рассмотрим некоторые положения, связанные с сутью высшего образования. БСЭ определяет высшее образование так: «Высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трехуровневой системе, включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю». Такое определение является неполным и явно не достаточным. Совершенно справедливо (применительно к современному этапу развития высшего образования в России) подчеркивается, что «формирование бакалавра как специалиста, полностью готового к жизни и деятельности в соответствующей профессиональной сфере» становится актуальной задачей [19—21]. Понятно, что высказанная мысль может и должна быть распространена на систему не только бакалавров, но и специалистов, магистров, аспирантов. Более того, быть не только профессионалами, но и адекватно понимать жизнь и быть готовыми к ней должны и выпускники системы начального и среднего профессионального образования, и выпускники школ, уходящие после школы непосредственно на производство. Эта
задача максимум. Но из нее следует, что система подготовки на всех ее этапах должна быть непротиворечивой, связанной, целостной, развивать творческое мышление и способности любого человека [15].
Можно представить систему образования в виде объемлющих сфер. В семье и детском саду ребенок осваивает ядро, базу, основы, а затем на следующих этапах образовательной траектории он только непротиворечиво расширяет знание и понимание, вплоть до высшего образования, которое должно выходить на границу познанного и непознанного. Освоение базы, а затем совместный поиск решений в тандеме «студент — преподаватель» позволяет сформировать творческие, исследовательские способности обучаемого, передать невербальные знания и навыки, которые иным образом не могут быть восприняты студентом. Так обеспечивается преемственность поколений.
Если понимать, что деятельность в профессиональной сфере уже, чем жизнь, то тогда следует ответить на вопрос, что значит «полная готовность к жизни» [19—21] и какое образование обеспечивает такую подготовку? Понятно, что узкопрофессиональная подготовка не готовит к жизни по определению. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются чрезвычайно быстро, готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса в течение длительного периода времени, нецелесообразно. Использование широкой бакалаврской подготовки с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстроменяющемуся рынку труда [6]. Следовательно, выпускник должен быть подготовлен как специалист широкого профиля, обладать фундаментальными знаниями, владеть методологией познания жизни, творческим мышлением, определенными нравственно-этическими характеристиками, глубоким пониманием общественно значимых для настоящего и будущих поколений процессов жизнедеятельности, «общего хода вещей». Заметим, что государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения дают возможность именно такой подготовки (1—3, 7, 16, 18).
Таким образом, можно утверждать, что перспективы развития России требуют введения фундаментального высшего образования широкого профиля как такового, независимо от
направления или профиля подготовки, т. е. академических бакалавров и магистров. «Образование должно как можно быстрее включать в свое содержание все новое фундаментальное и междисциплинарное общее, не дожидаясь пока это знание «установится» и тем самым существенно устареет в условиях удвоения информации каждый год. Это значит, что образование должно быть не просто процессом трансляции устаревшей информации (знаний, опыта, навыков, культуры и т. д.), а в полном смысле инновационным процессом, воспринимающим новую информацию как через науку, так и нововведения из окружающей среды» [30].
Нельзя не согласиться с мнением, высказанным рядом авторов [16, 19—21], что «бакалавр любого профиля должен быть подготовлен к реализации всех видов и задач профессиональной деятельности, которые сформулированы в образовательном стандарте соответствующего направления». И далее: «Широта профиля» бакалавра конкретного направления подготовки должна определяться не количеством интегрированных в рамках этого направления специальностей, а способностями выпускника после окончания вуза, уже в рамках производственной работы, самостоятельно осваивать новые виды деятельности и функционально сопровождать объекты деятельности, относящиеся к смежным специальностям и даже направлениям подготовки, на всех этапах жизненного цикла этих объектов» (выделено нами).
С учетом ранее отмеченных объективных законов общественного развития, этот тезис, на наш взгляд, следует дополнить: «Выпускник должен обладать способностями самостоятельно осваивать новые виды деятельности, выходящие за границы профессиональной компетенции, связанные с управлением делами общественной в целом значимости и участвовать в них». Именно в этом случае образование приобретает широкий профиль, достаточный для успешной жизни и профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире.
Такие знания, понимание и навыки могут возникнуть только при фундаментальной и широкой подготовке бакалавров, специалистов, магистров по дисциплинам гуманитарного цикла (философия, глобальный исторический процесс, социология, этика, психология, педагогика и другие). Причем эти дисциплины должны
осваиваться как единый междисциплинарный, строго взаимосвязанный цикл, построенной на единой мировоззренческой и методологической базе, адекватно отражающей объективные процессы развития природы, общества и человека, как единой системы.
В предлагаемой системе высшего образования образовательные приоритеты могут быть следующими: нравственно-этическое и психическое становление личности; гуманитарно-социологическая подготовка, адекватная жизни; фундаментальная естественнонаучная подготовка; профессиональная подготовка по направлению; профессиональная специализация.
Представляется целесообразным подбор, выдвижение и расстановку кадров, особенно в сфере государственного управления и муниципального самоуправления осуществлять, оценивая работников по шкале свойств и компетенций, упорядоченных аналогичным образом.
Такая модель высшего образования представляет систему, включающую следующие составляющие, которыми должен овладеть каждый выпускник вуза: собственно высшее фундаментальное образование в указанном выше смысле; высшее образование, ориентированное на определенную сферу жизнедеятельности общества, сектор экономики (I — IV); высшее образование, ориентированное на определенную отрасль, направление подготовки (широкий профиль); профильная подготовка.
Эта модель, по мнению авторов, позволяет организовать управление и планирование системы профессионального образования на различных интервалах времени от нескольких поколений (20—50 лет) до краткосрочного, текущего (1-3 года).
В сверхдолгосрочной перспективе (два — три поколения) планируются пропорции между средним общим и высшим фундаментальным образованием; между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием; структурные пропорции профессионального образования, обоснованные научно-техническим, технико-технологическим развитием, изменением места и роли экономики страны в глобальном объединении производительных сил, демографическими процессами в стране.
Субъектом планирования являются высшие органы власти страны в лице, например, концептуально властного планирующего органа, наде-
ленного высшей законодательной властью. В основе лежит долгосрочный демографический прогноз.
В долгосрочной перспективе (в пределах времени смены одного поколения, т. е. 15—20 лет) все перечисленные пропорции уточняются и в них вносятся коррективы с учетом долгосрочных планов развития страны. В России на современном этапе это Энергетическая стратегия развития России на период до 2030 г., Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности до 2020 г. и другие.
Субъектами планирования и управления на этом этапе, кроме высших государственных органов страны, становятся органы власти республик, федеральных округов, отраслевые министерства.
В среднесрочной перспективе (до 10 лет) подготовка кадров осуществляется с учетом планируемых и реализуемых приоритетных национальных проектов. Среди них «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК». На этом этапе включаются в деятельность субъекты РФ на уровне городов, областей.
В краткосрочной перспективе (до 5—6 лет) планируются задания по подготовке специалистов широкого профиля с привязкой к перспективным потребностям отраслей, регионов, предприятий. На этой стадии включаются в работу территориально--хозяйственные комплексы, крупные предприятия, саморегулирующиеся организации, вузы.
Текущее планирование (с горизонтом 1—3 года) обеспечивают вузы, предприятия, органы государственной власти городов, районов, структуры местного самоуправления. На этом этапе обеспечивается подготовка профессионалов под конкретный заказ предприятий, как на основе целевого приема, так и на основе механизмов индикативного и директивного регулирования (контрольные цифры приема, увеличенное финансирования обучения специалистов для приоритетных отраслей, установление существенно повышенных стипендий для студентов, обучающихся по соответствующим направлениям подготовки, налоговые льготы предприятиям, осу-
ществляющим тесное взаимодействие с вузами и размещающих заказ предприятия, обеспеченный финансированием).
Опыт отечественной высшей школы показывает, что полноценное образование при серьезной, добросовестной работе самого студента и эффективной работе самой системы образования может быть достигнуто за 3,5 года. При этом разброс, соответствующий дисперсии, будет равен примерно полгода [15]. Таким образом, базовая фундаментальная подготовка в высшей школе может быть обеспечена при сокращении сроков обучения до 4 лет (бакалавриат) с последующей специализацией с учетом требований рынка труда и видов деятельности.
Специализация может также осуществляться после окончания бакалавриата в течение дополнительного года по программам, согласованным с работодателями. В этот период бакалавр уже может работать на избранном предприятии на условиях сокращенного рабочего дня, совмещая работу с обучением.
Дальнейшая образовательная траектория определяется как предпочтениями выпускника, так и его способностями. Это может быть либо продолжение образования в магистратуре, либо переход в народное хозяйство с последующим поддержанием профессионализма самостоятельно, или в системе последипломного образования, или на производстве.
Система управления на этапах текущего и краткосрочного планирования является программно-адаптивной, замыкающей обратные связи по отклонению. Этот контур управления охватывается контуром предиктор — корректор (предсказатель — поправщик). В нем управление строится не на основе состоявшегося прошлого или оценки текущей ситуации, а на основе прогноза, т. е. обратные связи замыкаются через прогнозируемое будущее, что, в принципе, может свести ошибку к нулю.
Устойчивость такой системы управления зависит от точности прогноза, который обусловлен мерой понимания объективных процессов, протекающих в обществе. Если функционирование, поведение такой системы в дальнейшем сходится с прогнозом, то можно говорить об устойчивости такой системы по предсказуемости под влиянием внешних возмущений, внутренних изменений и собственно управления и самоуправ-
ления. Это понятие является ключевым при организации и оценке управления. Заметим, что оно шире и глубже, чем применяемое в технических системах понятие устойчивости (т. н. «устойчивость по Ляпунову»).
В любом случае, фундаментальная подготовка должна создавать предпосылки для этого, т. е. носить методологический характер и способствовать развитию навыков самообразования, творческого потенциала выпускников. Выпускники системы ВПО, во всяком случае, часть из них, должны быть способны изменить траекторию развития Руси — СССР — России на траекторию, базирующуюся на иной концептуальной и нравственно-этической основе, отличной от той, которая реализуется в России на протяжении достаточно продолжительного времени.
Этот режим перехода должен обеспечить перевод общества как суперсистемы в режим самоуправления, что, в принципе, обеспечивает максимально достижимую устойчивость и эффективность развития. И это особенно важно в условиях нарастания системного кризиса цивилизации и внутренне противоречивых процессов глобализации, которая, по сути, является процессом концентрации управления производительными силами человечества, осуществляемым по вполне определенной концепции.
Инновационной стратегии развития России в наибольшей степени соответствует непрерывное образование в интегрированной системе
(рис. 8) «семья — детское дошкольное образовательное учреждение школа — система среднего профессионального образования — вузы — послевузовское образование — предприятие» [10, 18].
Именно в этой системе на основе замысла жизни и культуры общество оказывает воздействие на семьи, в которых вырастает человек. Семьи порождают государственность. Какова в семьях нравственность, этика и миропонимание, таково общество и государственность.
Такую систему, обладающую интеллектом и состоящую из принципиально взаимозаменяемых элементов, способных к управлению и самоуправлению, можно назвать суперсистемой. В этой системе, которая может быть названа новой инновационной школой, должны быть созданы условия для нравственно-этического и психического становления молодого человека в указанном смысле не позже, чем к 16-17 годам; формирования адекватного мировоззрения и миропонимания; развития творческого потенциала; овладения профессией, избранной молодым человеком самостоятельно согласно своим способностям и перспективам развития общества на 10-20 лет (не менее); овладения навыками поддержания профессионализма в режиме реального времени в течение всей жизни; овладения навыками, знаниями и пониманием общественных, социально-экономических процессов для активного участия в управлении де-
Рис. 8. Непрерывное образование в интегрированной системе
лами общественной в целом значимости; мотивации на создание счастливой, любящей, многодетной семьи; умения жить полной жизнью, в ладу с совестью, обществом, миром.
Это качественные цели инновационной школы, и средней, и высшей.
В вузе обеспечивается, прежде всего, базовая фундаментальная подготовка в течение 2,5— 3 года (бакалавриат) с последующей специализацией с учетом требований рынка труда и видов деятельности. Специализация может осуществляться как в последние 1—1,5 года обучения в бакалавриате, так и после его окончания по программам, согласованным с работодателями (рис. 9).
Дальнейшая образовательная траектория определяется как предпочтениями выпускника, так и его способностями. Это может быть либо продолжение образования в магистратуре, либо переход в народное хозяйство и поддержания профессионализма сообразно жизненной траектории и профессионального роста (рис. 10).
В любом случае, фундаментальная подготовка должна создавать предпосылки для этого, т. е. носить методологический характер и способствовать развитию навыков самообразования, творческого потенциала выпускников.
Жизненная стратегия, лежащая в основе этой системы, кратко может быть выражена следующим образом. Гармоничное развитие, на-
чало раскрытия потенциала, создание основы нравственности и этики на ранних стадиях жизни в семье и детских образовательных учреждениях.
Выявление талантов, способностей и их развитие в школе, всестороннее образование в школе на современной мировоззренческой и методологической базе; овладение навыками самоуправления и управления, создание предпосылок для успешной социализации; здоровый образ жизни. Фундаментальное инженер -ное образование (первое высшее образование). Фундаментальное управленческое образование (второе высшее образование). Базовое гуманитарно- социологическое образование (общее для любых направлений подготовки). Навыки самостоятельного поддержания профессионализма.
Система, аналогичная описанной выше, в настоящее время создается на факультете комплексной безопасности (ФКБ) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ).
Модель подготовки по направлению «Тех-носферная безопасность» на основе ГОС ВПО третьего поколения на ФКБ приведена на рис. 9. В настоящее время эта модель представляет образовательное новшество, которое в перспективе должно стать нововведением, а затем перейти в статус образовательной инновации.
Рис. 9. Предлагаемая схема подготовки бакалавров и магистров
Рис. 10. Возможный профессиональный путь выпускников факультета комплексной безопасности СПбГПУ по направлению «Техносферная безопасность»
При разработке этого нововведения ученый совет ФКБ рассматривал три варианта подготовки бакалавров на факультете (рис. 11), из которых был утвержден третий.
Его принятие обосновано необходимостью подготовки специалистов широкого профиля, способных самостоятельно поддерживать профессионализм и решать сложные, творческие задачи развития человека, семьи, модернизации народно-хозяйственного комплекса
страны, устойчивого развития общества и государства, обеспечения техносферной безопасности.
Программа обучения формировалась на основе ГОС ВПО третьего поколения, с учетом концептуальных положений, разработанных учеными Санкт-Петербургского государственного политехнического университета [1-3, 9-11, 16-21], опыта работы МГТУ им. Н. Э. Баумана, ГОУ ВПО «Международный университет при-
©
®
®
Готовим узкого специалиста, увеличивая блок
специальных дисциплин за счёт фундаментальной составляющей
Готовим инженера в традиционном понимании
Готовим инженера,
обладающего фундаментальными инженерными, управленческими и гуманитарными знаниями, и способного поддерживать свой профессионализм _самостоятельно
Самый простой вариант,
но это прошлое. Существенный недостаток - уход по сути от высшего образования к среднему профессиональному _образованию_
Сохранение действующей системы, с потерей качества
Самый сложный вариант, но за ним будущее
Рис. 11. Возможные варианты подготовки специалистов
рода, общество, человек «Дубна», Брянского государственного университета.
В программе обучения предусматривается существенное увеличение физико-математической подготовки, введение курса физико-химических основ техносферной безопасности, совокупности дисциплин проектирования устойчивого развития системы «природа — общество — человек» по полному жизненному циклу, совершенствование организации научно-исследовательской работы студентов.
Внедряемая на ФКБ на основе ГОС ВПО третьего поколения система обучения и воспитания студентов создает предпосылки для всесторонней подготовки выпускников к жизни и успешной профессиональной деятельности. Полагаем, что дискуссия на тему «Высшее образование — фактор устойчивого развития России» принесет плодотворные плоды для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, обеспечения устойчивого, предсказуемого развития России в XXI в.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Васильев Ю. С. Концепции и опыт проектирования государственных образовательных стандартов в области техники и технологии / Ю. С. Васильев, В. Н. Козлов, Е. П. Попова — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002.
2. Васильев Ю. С. Разработка инновационных компетентностных образовательных программ бакалавриата и магистратуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов: Метод. рекомендации / Ю. С. Васильев, В. Н., Козлов, А. С. Масленников — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
3. Васильев Ю. С. Системно-аналитические принципы формирования профилей для направлений подготовки бакалавров на основе ФГОС ВПО / Ю. С. Васильев [и др.]. — СПб., 2010.
4. Белов П. Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: учеб. пособие / П. Г. Белов. — М.: Академия, 2003.
5. Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа — общество — человек / Б. Е. Большаков, О. Л. Кузнецов. — СПб — Москва — Дубна, 2001.
6. Булаев Н. И. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы / Н. И. Булаев [и др.]. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
7. Гвардейцев М. И., Кузнецов П. Г., Розен-берг В. Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества / М. И. Гвардейцев, П. Г. Кузнецов, В. Я. Розенберг.— М., 1990.
8. Глухов В. В. Научно-образовательный потенциал мегаполиса / В. В. Глухов.— СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2008.
9. Глухов В. В. Непрерывное образование — мировая тенденция / В. В. Глухов // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге: информационно-аналитический журнал. — 2005.
10. Глухов В. В. Показатели мониторинга науки и образования в регионе / В. В. Глухов, С. Б. Тара -сов — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
11. Гуртов В. А. Планирование приема на подготовку бакалавров, специалистов и магистров / В. А. Гуртов, Л. М. Серова // Высшее образование в России. — № 9. — 2009.
12. Гуртов В. А. Моделирование потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, Серова Л. М. // Проблемы прогнозирования. — № 6. — 2007.
13. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХУШ-начало ХХ века). В 2 т. / Б. Н. Миронов. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000.
14. Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинец-кий. — М.: Наука, 1997.
15. Козлов В. Н. Интеллектуальные технологии в компетентностном аспекте политехнического образования. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. Н. Козлов, И. В. Колосова // Материалы XIV Всерос. конф. Т. 2. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
16. Козлов В. Н. Методы прогнозирования потребности экономики России в кадрах. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. Н. Козлов, П. И. Романов, И. Е. Быстров // Материалы XIV Все -рос. конф. Пленарные доклады — СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2010.
17. Козлов В. Н. О развитии образования и научных исследований в содружестве трех университетов. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. Н. Козлов // Материалы XIV Всерос. конф. Пленарные доклады — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
18. Никифоров В. И. Профиль подготовки как инновационное понятие в перечне понятий высшего профессионального образования. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. И. Никифоров // Ма-
териалы XIV Всерос. конф. Т. 2. — СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2010.
19. Никифоров В. И. Разработка перечней направлений подготовки, профилей подготовки бакалавров и магистерских программ как педагогическая задача. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. И. Никифоров // Материалы XIV Всерос. конф. Т. 2. — СПб, Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
20. Никифоров В. И. Психолого-педагогические основы проектирования перечней направлений подготовки, профилей подготовки бакалавров и магистерских программ. Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах / В. И. Никифоров // Материалы XIV Все -рос. конф.Т.2. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
21. Новиков А. М. Методология. / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.:СИНТЕГ, 2004.
22. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. — М.: «ЭКСМО» 2008.
23. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии / С. А. Подолинский. — СПб.: Ноосфера, 1991.
24. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. — М.: «ФЭРИ», 2006.
25. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономике / под ред. Д. С. Львова. — М.: Экономика, 1999.
26. Симчера В. М. Развитие экономики России за 100 лет. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы / В. М. Симчера. — М.: Наука, 2006.
27. Соболевская А. А. Современные проблемы рынка труда в странах Европейского союза / А. А. Со -болевская, А. К. Попов // Труд за рубежом. — № 1. — 2009.
28. Татаркин А. И. Мировой финансовый кризис и возможности реального сектора экономики / А. И. Татаркин // Экономическая наука современной России. — № 1. — 2010.
29. Урсул А. Д. Становление глобального образования / А. Д. Урсул // Alma mater. — № 2. — 2010.
30. Шереги Ф. Э. Дисфункциональность российского профессионального образования / Ф. Э. Ше-реги // Труд и социальные отношения. — № 12. — 2009.