Научная статья на тему 'О направлениях подготовки специалистов с высшим морским образованием'

О направлениях подготовки специалистов с высшим морским образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыкова Лидия Ивановна, Тристанов Борис Александрович

В статье рассматриваются сложившиеся системы подготовки кадров с высшим морским профессиональным образованием в учебных заведениях Российской Федерации, дается анализ их преимуществ и недостатков и предложены варианты подготовки по многоуровневой системе специалистов для рыбохозяйственных организаций Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балыкова Лидия Ивановна, Тристанов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existing training systems for the staff with higher marine professional education in educational establishments of the Russian Federation are considered, the analysis of advantages and disadvantages and the ways of their training according to the multiple level system for Kamchatka fishing enterprises are given.

Текст научной работы на тему «О направлениях подготовки специалистов с высшим морским образованием»

О НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МОРСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Л.И. Балыкова, Б.А. Тристанов (КамчатГТУ)

В статье рассматриваются сложившиеся системы подготовки кадров с высшим морским профессиональным образованием в учебных заведениях Российской Федерации, дается анализ их преимуществ и недостатков и предложены варианты подготовки по многоуровневой системе специалистов для рыбохозяйственных организаций Камчатского края.

Existing training systems for the staff with higher marine professional education in educational establishments of the Russian Federation are considered, the analysis of advantages and disadvantages and the ways of their training according to the multiple level system for Kamchatka fishing enterprises are given.

Сегодня высшее профессиональное образование в Российской Федерации можно получить по одной из сложившихся трех систем: моноуровневая, многоступенчатая и многоуровневая.

Моноуровневая и многоступенчатая системы образования нацелены на подготовку специалистов по жестко сформированным учебным планам. Организация такого учебного процесса приводит к тому, что часть знаний, полученных в высших учебных заведениях, оказывается не востребованной в профессиональной деятельности. В последние двадцать лет знания, полученные студентами, не подкрепляются производственной практикой из-за невозможности организовать ее в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Каждая из названных систем образования выполняет свою целевую задачу, которая подкреплена соответствующим уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр высших учебных заведений. Вместе с тем следует отметить, что возможен переход из одной системы в другую, который не учитывает уровень предшествующей подготовки.

Многоуровневая система характеризует степень образованности при переходе с одного уровня на другой. Задача каждого уровня в отличие от моноуровневой и многоступенчатой систем позволяет на всех этапах формировать творческое мышление. Причем многоуровневая система способна быстро реагировать на потребности работодателей, а учебные планы учитывают специфику востребованных специалистов с учетом их свободного формирования в отличие от регламентированного учебного процесса. В моноуровневой и многоступенчатой системах подготовки инженерных кадров доминирует профессиональный компонент, а в многоуровневой - образовательный компонент с глубокой фундаментальной и, соответственно, профессиональной подготовкой.

Интеграция многоуровневого высшего профессионального образования в рамках единой структуры технического университета выгодна со всех точек зрения и с позиций экономики образования в частности.

Многоуровневая система позволяет за счет более глубокой фундаментальной подготовки перераспределить учебные часы, выделенные на специальную подготовку, в пользу студенческой научно-исследовательской работы. Такой путь повысит научный уровень подготовки специалистов и соответственно будет постоянно повышаться научно-исследовательский и научнометодический уровень профессорско-преподавательского состава.

Многоуровневая система - это возрождение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в рамках учебного процесса.

Профессорско-преподавательскому составу кафедр известно, что каждая учебная группа, начиная с 90-х гг., примерно только на 20% укомплектована студентами, готовыми и нацеленными получить качественное высшее профессиональное образование. В процессе обучения, при моноуровневой и многоступенчатой системах организации учебного процесса, уровень освоения теоретического материала этими студентами значительно снижается.

Причина слабой подготовки выпускников кроется в неудовлетворительной школьной подготовке. В этом виновата и высшая школа. За первый год обучения на первом курсе можно восполнить школьные физико-математические знания и выполнить программу курса. Профессорско-преподавательский состав должен учесть, что изложение большинства дисциплин учебного плана специальностей мореходного факультета строится на использовании знаний физики и математики.

Государственные образовательные стандарты первого поколения были разработаны в период с 1994 по 1996 гг. и включали в себя следующие федеральные компоненты:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки;

- сроки реализации программы;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Их основной недостаток заключался в жестком закреплении требований к учебному процессу, а не к результату образования.

Государственные образовательные стандарты второго поколения, в отличие от первого, четко определили структурные блоки дисциплин: федеральный компонент, национально-региональный (вузовский) компонент, дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины. К сожалению, они продублировали недостатки стандарта первого поколения, поскольку сохранили ориентацию на информационную модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент сделан на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к уровню освоения учебного материала.

Внедрение стандартов второго поколения предполагало улучшение качества подготовки морских специалистов с высшим образованием, однако на деле этого не произошло.

Во второй половине прошлого века в высших учебных заведениях Министерства рыбного хозяйства велась подготовка по образовательным программам с сокращенным сроком обучения, которая имела следующие положительные стороны:

1. На подготовку с сокращенным сроком обучения рыбохозяйственными организациями направлялись специалисты со средним профессиональным образованием, значительным практическим опытом и стажем работы по специальности не менее трех лет.

2. Уменьшилась стоимость подготовки специалиста с высшим морским образованием по сравнению с традиционной формой.

3. Сократились сроки подготовки специалиста с высшим морским образованием не за счет уменьшения объема учебного материала, а за счет отсутствия практик.

4. Профессорско-преподавательский состав с энтузиазмом проводил все виды учебных занятий в этих учебных группах, так как учились студенты, у которых возникали вопросы, на которые они не находили ответа в процессе производственной деятельности из-за недостатка знаний.

Сегодня продолжается подготовка специалистов с высшим морским образованием на базе среднего морского профессионального образования, имеющая следующие недостатки:

1. Учебные группы комплектуются из выпускников среднего профессионального учебного заведения без практического опыта работы и с отсутствием опыта несения самостоятельной вахты на мостике или в машинном отделении.

2. Уменьшение срока обучения осуществляется не только за счет сокращения часов на производственную практику, но и за счет перезачета части разделов общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые студенты изучали в среднем профессиональном учебном заведении, согласно [1]. Такой подход не учитывает тот факт, что в среднем и высшем учебных заведениях изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин проводится на различной образовательной базе.

3. Обучение в средних профессиональных учебных заведениях осуществляется на базе девяти классов, причем программа 10-го и 11-го классов выполняется за один год, что не способствует получению высоких математических и естественнонаучных знаний, необходимых для получения высшего морского образования.

Развал флота рыбной промышленности, естественно, отразился на качестве подготовки специалистов с высшим морским образованием.

В то же время эффективность работы флота рыбной промышленности зависит не только от механизмов и оборудования, но и, в первую очередь, от специалистов, обеспечивающих живучесть судна. Поэтому постоянно развивающиеся и совершенствующиеся рыболовные суда, с технической точки зрения, требуют постоянного совершенствования подготовки морских специалистов. Причем строительство и ввод в эксплуатацию добывающих судов основывается не только на достижениях современного научно-технического прогресса, но и на опыте эксплуатации отечественных и иностранных рыболовных судов.

Умение предвидеть развитие высшего профессионального образования - одно из важнейших условий успешности подготовки кадров с высшим образованием в целом и в частности

с высшим морским образованием. Научное предвидение возможно в тех случаях, если будущее рассматривается как продолжение прошлого. Следовательно, требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.

Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и технике, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться.

Опыт КамчатГТУ в области «непрерывного» профессионального образования позволяет констатировать, что построение, развитие и исполнение образовательного процесса должно быть непрерывно как по вертикали, так и по горизонтали. Нарушение вертикального или горизонтального направлений разрушает непрерывное профессиональное образование.

Российская Федерация, став участницей Болонского процесса, неизбежно будет интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования. Это привело к необходимой потребности создать третье поколение государственных образовательных стандартов.

Основные образовательные программы подготовки бакалавров и специалистов для таких стандартов предусматривают изучение следующих учебных циклов:

- социально-экономического;

- математического и естественнонаучного;

- профессионального.

Профессиональный цикл должен объединить общепрофессиональные и специальные дисциплины. Причем общепрофессиональные дисциплины должны непосредственно подкреплять специальные дисциплины как самостоятельно, так и в рамках часов, выделенных на изучение специальных дисциплин. Этот цикл должен обязательно включать студенческую научно-исследовательскую работу, что позволит сократить число часов обязательной аудиторной нагрузки, глубже освоить их содержание с одновременным повышением уровня фундаментальной подготовки.

Такой подход к формированию основной образовательной программы позволит расширить академическую свободу высшим учебным заведениям, а также учесть конкретные заявки потребителей с учетом конкретных экономических условий.

Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения основывается на внедрении модульного принципа построения образовательных программ. Модуль можно понимать двояко.

В первом случае модуль представляет набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики. В частности, такие модули еще в 90-х гг. были внедрены в учебный процесс КамчатГТУ.

Во втором случае модуль рассматривается как самостоятельная структурная единица внутри учебной дисциплины. Совокупность таких модулей внутри дисциплины должна образовывать учебно-методический комплекс.

Лучшим вариантом может рассматриваться сочетание указанных двух направлений как единое целое.

Во всех случаях модуль должен учитывать заявку работодателей и быть нацелен на конкретную подготовку морских специалистов с высшим профессиональным образованием.

Вопросы влияния человеческого фактора на эффективность и безопасность работы добывающих и других типов судов флота рыбной промышленности находятся под пристальным вниманием проектных организаций. Поэтому в связи с возросшей автоматизацией возникают проблемы, значительно влияющие на безопасность мореплавания, которые, в свою очередь, требуют нового подхода к подготовке командных кадров плавсостава.

По состоянию на 1 октября 2009 г. флот рыбной промышленности Камчатского края состоял из 512 добывающих судов различных типов и назначений (табл. 1).

Таблица 1

Добывающие суда Камчатского края

Вместимость, регистровых тонн Количество судов Срок службы судов, лет

< 10 от 10 до 20 от 20 до 30 от 30 до 40 от 40 до 50 > 50

> 3000 27 - 5 15 7 - -

от 1500 до 3000 23 - 6 11 6 - -

от 500 до 1500 130 - 34 65 28 3 -

от 200 до 500 38 3 9 20 6 - -

< 200 294 24 53 122 82 3 10

ВСЕГО 512 27 107 233 129 6 10

Из этих данных следует, что доля маломерных судов составляет 48,2%, малых - 12,3%, средних - 31,3% и больших - 8,2%. Без существенного обновления и пополнения флота Камчатского края произойдет неминуемое снижение вылова и, следовательно, снижение производства пищевой рыбной продукции.

Важнейшим фактором эксплуатации судов является безопасность мореплавания и охрана человеческой жизни на море. Эти составляющие безаварийной эксплуатации флота рыбной промышленности основываются на комплексе правовых, организационных и технических мероприятий.

Быстро стареющий добывающий флот рыбной промышленности Камчатского края подтверждает резкое снижение живучести судна. Представленные в табл. 1 сведения о численности добывающих судов в зависимости от возраста и вместимости наглядно демонстрируют потребность в специалистах с высшим и средним морским профессиональным образованием.

Минимальный состав экипажа судов рыбопромыслового флота определяется в соответствии с приказом Госкомитета по рыболовству Российской Федерации [2] в зависимости от валовой вместимости добывающего судна (табл. 2).

Таблица 2

Состав экипажа судов рыбопромыслового флота

Наименование должности, требующей высшего профессионального образования Валовая вместимость добывающих судов, регистровых тонн

более 3000 от 1500 до 3000 от 500 до 1500 от 200 до 500 менее 200

Капитан 1 1 1 1 1

Старший помощник капитана 1 1 1 1 1

Вахтенный помощник капитана 1 1

Оператор радиоэлектронного оборудования 1 1 1 - -

Старший механик 1 1 1 1 1

Второй механик 1 1 1 1 1

Вахтенный механик 1 -

Электромеханик 1 1 1 1 -

Рефрижераторный механик 1 1 1 - -

Всего 11 11 11 7 5

Как видно из данных табл. 2, выпускники КамчатГТУ работают в основном на судах с валовой вместимостью до 1500 регистровых тонн.

На рис. 1 и 2 предложены схемы подготовки специалистов с высшим морским образованием, которые несколько корректируют моноуровневую и многоступенчатую системы подготовки морских специалистов.

Рис. 1. Схема моноуровневой подготовки морских специалистов

Рис. 2. Схема многоступенчатой подготовки морских специалистов

По схеме, в основу которой положена моноуровневая система подготовки морских специалистов, выпускник получает сразу всю сумму знаний на всю оставшуюся жизнь. Через пять лет не востребованные на производстве знания специалистами теряются. Поэтому, на наш взгляд, данная система подготовки не отвечает современным требованиям и устарела. Но, справедливости ради, следует отметить, что данная система подготовки морских специалистов для флота рыбной промышленности выполнила свою задачу в 30-60 гг. прошлого столетия.

Сегодня инженера-судомеханика готовят по двум специальностям: 240500 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 140200 «Судовые энергетические установки».

Государственные образовательные программы этих специальностей устанавливают следующие требования к видам профессиональной деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Виды профессиональной деятельности по специальностям

Виды профессиональной деятельности

Специальность 240500 «Эксплуатация судовых энергетических установок» Специальность 140200 «Судовые энергетические установки»

Эксплуатационно-технологическая и сервисная Организационно-управленческая Проектно-конструкторская Производственно-технологическая Научно-исследовательская Проектно-конструкторская Конструкторско-технологическая Организационно-технологическая Экспериментально-исследовательская Эксплуатационное и техническое обслуживание

Данные табл. 3 свидетельствуют, что перечисленные виды профессиональной деятельности выпускников этих специальностей практически не отличаются. Вместе с тем реальная теоретическая и фундаментальная подготовка значительно отличаются. Об уровне подготовки выпускников этих специальностей наглядно свидетельствуют объем и содержание дипломных работ.

Выпускник специальности 140200 «Судовые энергетические установки» подготовлен

проектировать, ремонтировать и эксплуатировать судовые энергетические установки, а выпускник специальности 240500 «Эксплуатация судовых энергетических установок» - только эксплуатировать.

Поэтому, на наш взгляд, эти специальности в государственных образовательных стандартах целесообразно объединить или сохранить только одну специальность - 140200 «Судовые энергетические установки», что позволит унифицировать лабораторную базу высших учебных заведений и сократить финансовые затраты.

Эти же рассуждения могут быть справедливы и для специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

Основной специальностью в системе высшего морского образования является специальность 180402 «Судовождение», выпускники которой занимают руководящие командные должности на морских судах и, в частности, на судах флота рыбной промышленности. Виды профессиональной

деятельности выпускников специальности 180402 «Судовождение» не отличаются от видов профессиональной деятельности специальности 240500 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Эти же виды профессиональной деятельности сохранены в проектах профессиональных образовательных программ третьего поколения. Реально выпускник специальности 180402 подготовлен только к организационно-управленческой деятельности. Об этом свидетельствуют темы дипломных работ выпускников специальности «Судовождение», которые характерны для большинства высших учебных заведений России по указанной специальности. Целесообразно заменить дипломные работы на дополнительные государственные экзамены по одной - двум дисциплинам. Такой подход даст больше пользы выпускникам специальности 180402 «Судовождение» для профессиональной подготовки.

В приказе Госкомитета по рыболовству [2] должность инженера-механика по специальности «Промышленное рыболовство» на добывающих судах с высшим профессиональным образованием не предусмотрена. Такие специалисты включаются в состав экипажа со средним профессиональным образованием, которых можно уверенно подготовить на базе высшего профессионального образования по специальности «Судовождение» со сроком обучения не более 1,5 года, включая время на сдачу государственного экзамена, подготовку и защиту дипломного проекта.

В отличие от действующей сегодня многоступенчатой системы подготовки специалистов предложена схема, которая исключает ее негативную сторону (рис. 3).

Многоуровневая система высшего образования действует во многих странах мира и в большей части европейских государств. Бакалаврами становится основная часть студентов высших учебных заведений, так как этот уровень считается оптимальным для старта дальнейшей профессиональной деятельности.

Предлагаемая схема (рис. 3) многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим морским профессиональным образованием включает два варианта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По первому варианту на первом уровне курсант получает диплом бакалавра и диплом техника по соответствующей специальности. Общий срок обучения с получением диплома инженера и хорошей практической подготовкой (не менее трех лет) составляет восемь лет.

2. По второму варианту на первом уровне курсант получает диплом техника по соответствующей специальности. Общий срок обучения с получением диплома инженера и хорошей практической подготовкой (не менее четырех лет) составляет 11 лет.

Рис. 3. Схема многоуровневой подготовки морских специалистов

Данная схема подготовки по первому варианту по сравнению с моноуровневой и многоступенчатой системам имеет следующие преимущества:

1. Данный вариант базируется на фундаментальной математической и естественнонаучной подготовке, что позволит несколько сократить общепрофессиональную и специальную подготовку.

2. Повышается уровень лекционного курса общепрофессиональных и специальных дисциплин, что будет стимулировать комплектовать коллективы кафедр из компетентных и ответственных преподавателей.

3. За качество подготовки курсантов на каждом уровне должна быть ответственна только выпускающая кафедра.

Оба варианта в процессе первого уровня обучения предусматривают приобретение студентами рабочей профессии.

Производственная стажировка после первого уровня обучения позволяет в соответствие с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» [3] пройти альтернативную службу на маломерных и малых судах флота рыбной промышленности Камчатского края, получить рабочий диплом и приобрести опыт работы на командных должностях. В соответствие со статьей 4 настоящего закона «перечни видов работы, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Прохождение альтернативной гражданской службы, вероятно, найдет поддержку Правительства и рыбохозяйственных организаций Камчатского края, так как занимаемые должности и выполнение должностных обязанностей на рыболовных и военных судах одинаковы. Прохождение альтернативной гражданской службы выпускниками первого уровня обучения в ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» положительно скажется на приеме на первый курс и на качестве подготовки выпускников университета.

На альтернативную службу должны направляться не все выпускники соответствующего уровня обучения, а лишь те, кто набрал определенный рейтинг, установленный ректоратом ФГОУ ВПО «КамчатГТУ».

Данная схема предусматривает многоуровневую систему подготовки морских специалистов с высшим образованием по следующим специальностям:

1. «Судовождение»;

2. «Эксплуатация судовых энергетических установок»;

3. «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»;

4. «Техника и физика низких температур».

Предлагаемые схемы подготовки специалистов не характеризуют качественный уровень. Поэтому качественный уровень высшего профессионального морского образования в ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» должен состоять из следующих компонентов:

1) профессионального и образовательного уровня подготовки выпускников мореходного факультета;

2) содержания образовательных программ, внедряемых в учебный процесс;

3) содержания учебно-методической работы и соответствия учебных и научных лабораторий современным требованиям научно-технического прогресса;

4) качества организации учебного процесса и, в первую очередь, его соответствия профессиональным образовательным программам;

5) научного уровня профессорско-преподавательского состава кафедр мореходного факультета и других кафедр, обеспечивающих учебный процесс на указанных специальностях;

6) уровня воспитания курсантов, в том числе и патриотического.

Литература

1. Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки: Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2002 г.

№ 1725 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2. О минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации: Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 23 апреля 2003 г. № 148 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

3. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.