Г.В. Ожиганова
канд. психол. наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов,
ФГБУН «Институт психологии РАН»
ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ
Аннотация. Саморегуляция рассматривается как высшая способность, открывающая путь к духовному росту, а внутренний опыт - как фактор, способствующий проявлению этой способности. Описываются саморегулятивные эффекты внутреннего опыта.
Ключевые слова: саморегуляция, регуляторный опыт, внутренний опыт, высшая способность к саморегуляции.
G.V. Ozhiganova, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences
HIGHER CAPACITY FOR SELF-REGULATION AND INNER EXPERIENCE
Abstract. Self-regulation is regarded as the higher capacity, opening the way to spiritual growth and inner experience is treated as a factor contributing to the manifestation of this capacity. The effects of self-regulation due to inner experience are described.
Keywords: self-regulation, regulatory experience, inner experience, the higher capacity for self-regulation.
Проблема саморегуляции является одной из важнейших в психологии, она затрагивает ключевые аспекты жизни человека, его профессиональную деятельность, семейные отношения, общение с коллегами и друзьями. От возможностей саморегуляции зависит профессиональная успешность, социальная востребованность и творческая самореализация, семейное благополучие, духовный рост и самосовершенствование, продвижение к высшим ступеням личностного развития.
Изучение саморегуляции в отечественной психологии традиционно связано с деятельностью человека, а также субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Г.С. Прыгин, С.Л. Рубинштейн).
Большое количество исследований способности к саморегуляции ориентировано на профессиональную деятельность человека (В.А. Бодров, Н.В Бякова, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Л.А. Китаев-Смык, М.А. Котик, В.И. Лебедев, А.Б. Леонова, А.К. Осницкий др.)
С другой стороны, мало изученными являются аспекты саморегуляции, имеющие отношение к высшим проявлениям человека, его духовному развитию, основу которого может составлять внутренний опыт. Поэтому целью нашего исследования становится рассмотрение саморегуляции как высшей способности, открывающей возможность продвижения человека к высшим духовным, ценностно-смысловым рубежам бытия, а внутреннего опыта как фактора ведущего к реализации этой способности.
В рамках деятельностного подхода, осознанная саморегуляция понимается как целостная система выдвижения и управления достижением целей поведения и деятельности. Функционирование этой системы основано на выдвижении целей, моделировании значимых условий, программировании действий, оценивании и коррекции результатов [6].
Деятельностный подход к пониманию и изучению саморегуляции во многом основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, который считал, что системообразующим фактором функциональной системы является получаемый полезный результат [1]. В русле теории деятельности с психологической точки зрения, это означает, что процесс регуляции имплицитно связан с получением какого-либо конкретного результата, т.е. с достижением определенной цели деятельности [5].
Рассмотрение способности к саморегуляции в связи с понятием «внутренний опыт»,
позволяет, на наш взгляд, выйти за пределы жестко очерченного деятельностью получения конкретного полезного результата и расширить возможности трактовки саморегуляции, понимая ее как высшую способность человека, способствующую духовному развитию посредством открытия новых смыслов и ценностного обогащения внутреннего мира и бытия в целом.
Способность к саморегуляции является одной из определяющих характеристик человека как субъекта жизнедеятельности. Она связана с самосознанием, рефлексией, эмоционально-волевыми процессами, целеполаганием, с достижением жизненно необходимых и важных целей, ведущих к саморазвитию и реализации смыслов и целей бытия. Поэтому способность к саморегуляции мы относим к высшим способностям человека, отмечая также универсальность этой способности, имеющей отношение к различным проявлениям активности, и входящей в качестве составляющей в системы и процессы разного уровня и сложности. «Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.» [4, с. 7].
Мы считаем, что высшая способность к саморегуляции может проявляться не только на уровне деятельности, и не всегда быть строго целенаправленной, ориентированной на практический полезный результат, достигаемый волевыми и интеллектуальными процессами и усилиями, но и затрагивать глубинные личностные пласты и возникать спонтанно. Л.М. Веккер пишет: «...проблема психической регуляции деятельности... в полном своем объеме не может быть решена только в рамках теории психических процессов, ибо она тесно связана с психологией личности» [2, с. 162], мы добавим, и с внутренней жизнью, внутренним опытом человека.
Остановимся подробнее на концепции регуляторного опыта, предложенной Осницким, так как она близко связана с высшей способностью к саморегуляции в нашем понимании. Согласно Осницкому, накапливаемый человеком регуляторный опыт является важным условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности. Этот вид опыта представляет собой систему знаний, умений и переживаний (осознаваемых и непосредственно-чувственных), определяющих успешность регуляции деятельности и поведения, а также различные моменты его личностного самоопределения [7]. Выделяется совокупность компонентов регуляторного опыта, таких, как ценностный, рефлексивный, операциональный, привычная активизация, сотрудничество.
Согласно Осницкому, регуляторный опыт (РО) - это динамическая подсистема целостного опыта человека, которая включает информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую направленность активности человека. Особенность РО обусловлена связью его содержания с процессами регуляции деятельности и саморегуляции собственных усилий человека. Основные характеристики регуляторного опыта следующие:
- РО представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения;
- РО включает содержательные и операциональные составляющие, которые, прежде всего, связаны с проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, частично включающей в себя отрефлексированную информацию о реактивной и импульсивной активности;
- РО включает широкий класс субъектно (с точки зрения решаемых человеком задач) и субъективно (через призму его индивидуального особенного опыта) переживаемых и воспринимаемых репрезентант регуляторных процессов, связанных с осознанием и
рефлексией, целенаправленностью, привычной активизацией, умелостью в действиях и согласовании усилий с другими людьми;
- РО приобретается в процессе естественного развития и под влиянием обучения и воспитания. Для его формирования и совершенствования определяющей является постигаемая человеком технология самостоятельно проектируемой активности, которая обеспечивает постоянное обновление регуляторного опыта как информационной системы;
- РО, таким образом, рассматривается как открытая система, которая приобретается, обогащается и совершенствуется в течение всей жизни человека;
- РО объединяет знания, умения, ценности, переживания как осознаваемые, так и не всегда поддающиеся осознанию и вербализации, и, тем не менее, во многом определяющие повседневное поведение человека;
- РО, выступая как результат рефлексии прошлой активности, используется при проектировании деятельности, определяет ее успех в настоящем и стратегию в будущем;
- РО способствует формированию системы субъективных критериев и оценок, включающей требования и нормы, на которые ориентируется человек;
- РО во многом определяет притязания субъекта деятельности;
- РО имеет свою структуру, компоненты которой во взаимодействии обеспечивают становление и реализацию субъектной активности (ценностный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества) [7, 8, 9].
Важно отметить, что Осницкий, связывая регуляторный опыт с целенаправленной проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, включает в него также систему субъективных критериев и оценок, переживания, рассматривает его как открытую систему, которая обогащается и совершенствуется в течение всей жизни.
Концепция регуляторного опыта Осницкого, основанная на целостном подходе к изучению психологических фактов и закономерностей, позволяет выделить рефлексивные и ценностные аспекты, а также переживания осознаваемые и неосознаваемые, но во многом определяющие повседневное поведение человека. Эти аспекты с одной стороны, связаны с саморегулятивными способностями, с другой, - с внутренним опытом и чрезвычайно важны для психологического изучения и отражения всей многогранности внутренней жизни человека.
С точки зрения современных исследователей внутренний опыт включает мысли, чувства, внутренние ощущения, например, першение в горле и пр., которые открываются сознанию. Внутренний опыт, таким образом, является самой интимной вещью, которой человек обладает. Благодаря внутреннему опыту человек может понять, чему он научился и чего он не знает, что он думает и как он думает, что он чувствует. Все эти виды опыта создают форму бытия человека и одновременно формируются исходя из этого бытия [11].
Отметим, что в отечественной психологии долгое время господствовала методологическая парадигма, основанная на жестких принципах внешнего детерминизма психики, на философской концепции отражения. В настоящее время у многих ученых возрастает интерес к применению других парадигм.
Обратимся к концепции мира внутренней жизни человека, предложенной В.Д. Шадриковым [10]. Он считает, что внутренний мир человека и его внутренняя жизнь составляют сущность личности, лишь понимание внутреннего мира человека позволяет объяснить его поступки и поведение.
Шадриков полагает, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании. «Две группы фактов свидетельствуют о том, что существует реальная внутренняя жизнь человека, - повседневный опыт и экспериментальные данные», - пишет он [10, с. 7], считая, что сегодня пришло время изучения внутреннего мира человека и внутренней
психической жизни человека как реальности.
Идеи, заложенные в концепции Шадрикова, можно резюмировать следующим образом: 1) существует реальный мир внутренней жизни человека; 2) его необходимо и возможно изучать в рамках психологии.
Интересно, что похожие идеи высказал еще более 100 лет назад У. Джеймс [3]. Подтверждая значимость изучения мира внутренней реальности человека, он говорит о том, что мыслимые нами внешние объекты, поскольку они даны нашему опыту, являются лишь идеальными образами того, существование чего мы не можем внутренне познать, а только внешне отмечаем, «тогда, как внутреннее является нашим реальным опытом; реальность этого состояния и реальность нашего опыта представляют нераздельное единство» [3, с. 395]. У. Джеймс дает формулу реального внутреннего опыта человека:
Поле сознания + его мыслимый или чувствуемый объект + наше отношение к этому объекту + ощущение самого себя как субъекта, которому принадлежит это отношение = наш конкретный реальный опыт.
Этот опыт может быть не велик, но он, несомненно, реален, пока существует в сознании; «это не пустота, не отвлеченный элемент опыта, каким является «объект», взятый сам по себе. Это подлинный факт, даже если допустить, что он малозначащ; он качественно тождествен всякой истинной реальности и лежит на линии, связующей реальные события» [3, с. 395].
У. Джеймс, утверждая реальность внутренней жизни человека, показывает возможность ее психологического изучения, привлекая категорию внутреннего (духовного, религиозного) опыта, которая на наш взгляд может стать основой изучения духовных реалий и, в частности, высшей способности к саморегуляции, связанной с духовными состояниями, способствующими духовному росту. В контексте нашего исследования важно рассмотреть возможность связи внутреннего опыта и саморегулятивного эффекта.
Опираясь на описания духовного опыта множества людей, Джеймс приводит следующие характеристики высших духовных состояний:
1. Ощущение большей широты жизни по сравнению с себялюбивой, полной мелких интересов жизнью;
- убеждение в существовании Верховной Силы, которое достигается не только усилиями разума, но и путем непосредственного чувства. Для религиозных людей это - Бог. Для нерелигиозных это могут быть нравственные идеалы, возвышенные (утопические) мечты патриотов и общественных деятелей, идеалы благочестия и справедливости;
2. Чувство интимной связи существующей между верховной силой и нашей жизнью; добровольное подчинение этой силе;
3. Безграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни;
4. Доминирование в эмоциональной жизни чувств гармонии и любви к людям.
Вышеназванные условия внутренней жизни порождают следующие духовные
состояния, связанные с:
- аскетизмом;
- силой души (чувство расширения границ жизни может стать столь всеохватывающим, что все личные побуждения и преграды, являющиеся обычно могущественными, окажутся незначительными и человек откроет в себе новые возможности бодрого терпения; исчезнут опасения, тревоги и заботы и на их месте возникнет блаженное спокойствие души);
- чистотой души (повышение чувствительности к душевным диссонансам и стремление к очищению своей жизни от низменных элементов и плотских инстинктов);
- милосердием (любовь ко всем людям, включая врагов, полное отсутствие антипатии, дружелюбие ко всем), что ведет к полному отсутствию страха и появлению «совершенно
необъяснимого и неподдающегося описанию чувства внутренней безопасности, познать которую можно только в опыте, и этот опыт, пережитый однажды, никогда больше не забывается» [3, с. 223].
Джеймс пишет: «Переход от нормального состояния сознания к сознанию мистическому отражается в человеке, как переход из замкнутого пространства к необъятно широкому кругозору и, в то же время, как переход от смятения к покою» [3, с. 331].
Итак, можно сказать, что внутренний опыт, связанный с духовными состояниями, обладает мощным саморегулятивным ресурсом. Перечисленные Джеймсом духовные состояния, обусловленные внутренним опытом, четко свидетельствуют о саморегулятивном эффекте:
- исчезновение тревоги, смятения, страха;
- расширение жизненных границ и перспектив, возможность преодоления преград;
- возникновение чувства внутренней безопасности, покоя, гармонии. Примечательно, что этот вид саморегуляции не предполагает выдвижение целей,
моделирование значимых условий, программирование действий, оценку и коррекцию действий для достижения полезных результатов, но он реален и оказывается эффективным, что свидетельствует о правомерности рассмотрения внутреннего опыта как фактора, способствующего проявлению высшей способности к саморегуляции, связанной с духовным развитием.
Список литературы:
1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1, № 1.
2. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1981.
3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.
4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
6. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.
7. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.
8. Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов / ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007.
9. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3-12.
10. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос,
2006.
11. Hurlburt, R.T., & Heavey, C.L. Exploring inner experience. Amsterdam: John Benjamins,
2006.