УДК 614.8
Высокая культура комплексной залог выживания человечества
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
А.Ф. Хоруженко
Аннотация
Рассмотрены аспекты выживания людей на планете Земля, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Показана все возрастающая значимость высокой культуры комплексной безопасности (ККБ) людей, выработки у них «мышления выживания» и особенно развития духовности для достижения длительного и безопасного сохранения человечества на Земле. Это позволит термину «человеческий фактор», имеющему отрицательный смысл, придать то высокое положительное значение, какое в него вкладывали великие мыслители прошлого.
Ключевые слова: культура комплексной безопасности; культура безопасности жизнедеятельности; человеческий фактор; биосфера; экологические опасности; выживание человечества; чрезвычайные ситуации; духовно-нравственное совершенствование людей.
безопасности — на Земле
The High Culture of Complex Healthy and Safe Activity of People is a Pledge of Survival of Mankind on Earth
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
A. Khoruzhenko
Abstract
Aspects of a survival of people on a planet Earth, including in the conditions of emergency situations are considered. The escalating importance of high culture of complex safety of people, developments at them «thinking of a survival» and especially spirituality development for achievement of long and safe preservation of mankind on Earth is shown. It will allow the term «a human factor», having negative sense, to attach that high positive significance what was put in it by great thinkers of the past.
Key words: culture of complex healthy and safe activity; culture of healthy and safe activity human factor; biosphere; ecological dangers; survival of mankind; emergency situations; spiritual and moral improvement of people.
В XXI веке над человечеством навис «дамоклов меч» опасностей и угроз, перечень которых неумолимо пополняется. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость объектов инфраструктуры к ударам стихии, техногенным катастрофам, актам терроризма. Тревожит мировую общественность высокая заболеваемость людей, объясняемая мутациями вирусов и других возбудителей инфекционных болезней, усиливающими их вирулентность.
Все острее встают вопросы обеспечения комплексной безопасности и создания новых, более эффективных систем управления ею. Кроме того, для повышения культуры комплексной безопасности необходим выбор критических, узловых задач, требующих первостепенных усилий для их решения.
Повышение культуры комплексной безопасности, в том числе в сфере полномочий МЧС России (в области защиты от ЧС, пожарной безопасности, гражданской обороны, обеспечения безопасности людей на водных объектах), в современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях остается актуальным и требует постоянного внимания и разносторонней работы по поддержанию в готовности, совершенству и развитию РСЧС, системы пожарной безопасности и гражданской обороны, а также безопасности людей на водных объектах.
В последнее время стоит ряд задач по выработке единых взглядов, подходов и общих принципов для наиболее эффективного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций и учреждений, предпринимателей и собственников, работающих в области формирования культуры комплексной безопасности.
Установлено, что перечень существующих опасностей стремительно увеличивается. Появление новых, доселе неизвестных опасностей, ротирует взаимную значимость уже существующих.
Чаще в качестве стремительно растущей области знаний (соответственно, и безопасности) называют область информационной безопасности, информационно-коммуникационных технологий (мобильную связь, интернет, компьютеризацию и т.п.).
Можно назвать и другие примеры. В частности, существование микромира впервые объективно установлено в конце 17 века. А сейчас уже известно, что эти простейшие организмы (прокариоты и др.) живут на нашей планете около 4 млрд лет, с тех времен, когда на поверхности Земли еще не было условий для жизни других живых существ. Они активно участвовали в создании этих условий, благоприятных для расцвета жизни на планете Земля, изменяя весь ее облик. В настоящее время их масса составляет свыше 60 % (по некоторым оценкам свыше 70 %) всей биомассы планеты Земля. Из-за их огромного количества, в настоящее время науке известно лишь 15— 30 % существующих на земле видов живых организ-
мов [1]. То есть значимость в сознании людей данной сферы, а другими словами — биологической угрозы, за 300 лет принципиально изменилась. В том числе и представления о том, кто или что является «высшим» творением природы. Вполне вероятно, что ими являются именно микробы, появившиеся на Земле гораздо раньше всех других представителей фауны и флоры, и никакие катаклизмы на планете не привели к их вымиранию. Значимость микромира (и биологической безопасности) в последнее время повысилась в связи с появлением новых неведомых мутирующих разновидностей микробов. Сюда можно отнести возбудителей, например, не так давно прошедших эпидемий птичьего, свиного и кишечного гриппа. Особенно следует отметить обнаруженную относительно недавно синтию (синонимы: синтетический микоплазменный микоид, синий грипп, синяя слизь, синяя чума Мексиканского залива). Она не чувствительна ни к каким видам антибиотиков и, по оценкам ряда специалистов, смертельно опасна для всего живого. Если принять во внимание еще и так называемые «информационные» свойства воды, то негативные последствия действий компании Петролеум Бритиш в Мексиканском заливе, возможно, приведут к нежизнеспособности значительной части гидросферы нашей планеты и к другим неблагоприятным последствиям не только для людей.
Сейчас особенно стремительно растет угроза человечеству от его собственного существования (безудержный рост народонаселения планеты, истощение природных ресурсов, загрязнение и деградация окружающей среды, хищническое уничтожение все большего числа видов живых организмов, нехватка питьевой воды и др.). Но мало говорят о существенном возрастании при этом степени космических угроз, так как деятельность людей снижает защищенность нашей планеты от космических воздействий (физических электромагнитных полей, корпускулярных потоков и пр.) из-за сильной загрязненности, особенно за последние 50—60 лет, ближайшего окружающего Землю космического пространства, истончения озонового слоя, повышения температуры планеты и др. явлений. Магнитные полюса постоянно неустойчиво колеблются, причем колебания северного магнитного полюса выражены гораздо сильнее (<12о), чем южного (до 6—8о). Некоторые ученые это связывают с проживанием и деятельностью основной массы людей в северном полушарии.
В качестве итога сказанному следует отметить что бессмысленно выявлять все новые и новые элементы комплексной безопасности и рассредоточивать усилия на нейтрализацию все более возрастающего количества опасностей и угроз. Достаточно выявить наиболее приоритетные из них в данное время и сосредоточить усилия на мерах по безопасности жизнедеятельности в этих направлениях.
Таким образом, в современном мире, когда с каж-
дым днем появляются все новые угрозы человеку, обществу и государству, вопросы комплексной безопасности находятся в центре внимания федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций и учреждений, предпринимателей и собственников. Это в полной мере относится и к МЧС России. Крайне важно, чтобы деятельность всех этих субъектов обеспечения высокой культуры комплексной безопасности осуществлялась на основе единых взглядов, подходов и общих принципов, с взаимным учетом интересов и в тесном взаимодействии.
Постепенно к людям приходит понимание того, что человек сам виноват во многих негативных явлениях, происходящих на Земле.
В литературе достаточно продолжительное время существует термин «культура безопасности жизнедеятельности» (КБЖ) [2].
Культура безопасности жизнедеятельности — уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности (и жизни вообще) в системе личных и социальных (в том числе на глобальном уровне) ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения во всех сферах жизнедеятельности, а также степенью защищенности от различных угроз и опасностей [2].
В данном определении «культура» — основа мировоззрения (система ценностей), традиции (устойчивые правила поведения членов общества, социальное наследие), а также предметные результаты деятельности людей (мероприятия, средства и способы, объекты). А «безопасность», являющаяся компонентом этого определения, рассматривается именно как «безопасность жизнедеятельности», т.е. безопасность существования и деятельности.
Современная жизнедеятельность человека и сообщества людей во всех своих проявлениях — социальном, политическом, экономическом, техническом, нравственном — не гарантирует выживание человека как биологического вида.
Для решения данной задачи необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности людей на всех уровнях иерархии.
В последнее время все чаще используется термин «культура комплексной безопасности».
Культура комплексной безопасности — обладание всеми членами общества знаниями, умениями и навыками в области защиты жизнедеятельности от реальных или потенциальных угроз, которые могут привести к существенным экономическим потерям, а также в области интеграции различных подсистем безопасности, позволяющей создавать единую систему управления, контроля и мониторинга опасностей. Это также наличие внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения [3].
Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно оказывает воздействие на природу (физическое, химическое, биологическое и пр.). Человеческий социум и арте-фактный материальный мир вызывают противодействие сил природы, ее «рефлекторную» реакцию. Важно понимать, что природа не делит живых существ на «хороших» и «плохих». При этом именно природные явления могут быть причиной абсолютного большинства опасностей и угроз для человека. Но каким образом?
Опасность — это относительное понятие. Природные явления сами по себе не являются опасными, и лишь присутствие биологических видов (в данном случае homo sapiens) создает понятие «опасность».
Кроме того, на активную потребительскую деятельность человека природа «отвечает» дефицитом тех или иных ресурсов: воды, лесов, плодородных земель, нефти, пригодных для жизни территорий и т.д. Результатом этого является возникновение социальных конфликтов, даже межэтнических и межконфессиональных. В совокупности с большим количеством техногенных аварий и катастроф это чревато значительными человеческими жертвами, нанесением ущерба не только здоровью людей, но и природной среде, что особенно важно. Возникают колоссальные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения, а также необратимые негативные явления в природе нашей планеты.
Так, в последние десятилетия возникли сложные экологические проблемы биосферы — парниковый эффект, кислотные дожди, вырубание и утрата лесов, загрязнение среды вредными (токсичными) веществами и др. Эти вещества, попадая внутрь организма (по пищевым цепочкам), совместно усиливают свое токсичное влияние на человека и вызывают у него многие заболевания. Масштаб воздействия людей на природу стал планетарным, заметно ухудшились условия жизни всей биоты Земли. По данным Института всемирного наблюдения (г. Вашингтон, 2005 г.) происходит деградация природной среды, так как ежегодно:
уничтожаются влажно-тропические леса на площади 16,8 млн. га (на середину 80-х годов эта цифра составляла 11 млн га);
из-за неправильного использования земель возникает около 6 млн га пустынь;
на Земле теряется 26 млрд. т плодородного слоя пахотных земель.
в результате кислотных дождей повреждаются леса на площади около 31 млн га.
Тысячи озер в Швеции, Норвегии, США, Канаде и других странах стали биологически мертвыми. Под угрозой исчезновения находятся не менее 25—30 тыс. видов высших растений и т.д.
По мнению многих ученых, происходит недооценка, а подчас и замалчивание главной пагубной
роли людей в возникновении различных природных катаклизмов и других ЧС. Причем значимость этой недооценки все более возрастает в последнее время, и если ее не учесть, то все остальные усилия по обеспечению безопасности населения и территорий, включая условия ЧС, могут оказаться тщетными.
Растет значимость в возникновении ЧС «человеческого фактора», под которым понимаются ошибки в действиях людей при управлении все усложняющимися техникой и технологическими процессами.
Человеческий фактор — чрезвычайно многогранное и сложное явление, редко поддающееся тщательному анализу. Его роль в системе «человек — машина — среда» определяют очень многие моменты: например, физиологическое и психическое состояние человека, инженерно-психофизиологическая и профессиональная подготовка, эргономика рабочего места, морально-волевые качества работника, медицинский и психофизиологический отбор, контроль функционального состояния во время работы и многие другие.
Проблема — «человеческий фактор и безопасность» — чрезвычайно разносторонняя и весьма сложная структурно. Во всех существующих теориях человеческий фактор и поведение индивида в человеческом обществе проявляются или призваны быть проявленными осознанно, побудительно, на уровне психики и сознания [2, 4].
Сейчас причину многих техногенных ЧС объяснять «человеческим фактором» стало «обычным». То есть роль человека в данном вопросе не положительная, как сознательного творческого существа, а, наоборот, отрицательная. Это дает основания для сомнения по поводу того, что является ли человек истинно разумным, homo sapiens — как он сам себя назвал. Или творческим его можно назвать лишь в том плане, что он не ведает, что творит. Вероятно, настало время поменять мнение людей о самих себе. И человек есть вовсе не высшее, а, возможно, тупиковое создание природы, призванное бездумно ею управлять, черпая ее бесчисленные блага для удовлетворения своих эгоистических потребностей.
Так, если принять все время существования планеты Земля за 1 час, то период существования на ней людей составит всего около 1 секунды. Однако за эту секунду люди успели своей неумелой и непродуманной деятельностью поставить себя на грань гибели как вида, создать столько проблем и опасностей для собственного существования, что назвать его «человеком разумным» вряд ли можно. По-видимому, назрела необходимость людям более критично и объективно взглянуть на себя, на свою роль на планете Земля (в том числе и в инициировании ЧС) и сделать правильные выводы, иначе, оставаясь «слабым звеном» и не предпринимая усилий к изменению такого положения, человечество обрекает себя на неминуемую гибель.
Даже поверхностный анализ эволюции жизни на Земле приводит к очень печальным для человека выводам: почти все биологические виды (кроме микробов), появившиеся на Земле, переживали пик своего расцвета и вымирали.
Является ли Homo sapiens счастливым исключением из этого правила? Исходя из биологической сути человеческого естества, — едва ли. Так, И.И. Мечников еще в начале прошлого века сказал: «Природа не пощадила исчезнувшие биологические виды; почем знать, не готова ли она поступить так же и по отношению к роду человеческому?» [5].
Считается, что человек — существо социально активное, разумное, способное не допустить подобного развития событий. Но для этого нужна целенаправленная деятельность, основанная на фундаменте современной науки. Пока же человек так организует свою социальную активность, что только способствует ускорению своей гибели.
Так, в работах [6—8] известнейшие ученые нашего времени считают, что перспектив для выживания человечества на планете Земля нет никаких, если оно не изменит своего хищнического, потребительского отношения к природе. Например, британский физик-теоретик Стивен Хокинг, получивший всемирную известность благодаря подробному изучению черных дыр, на конференции, посвященной его 70-летию (в январе 2012 года), в Кембриджском университете, призвал активизировать научные исследования Вселенной с целью поиска мест будущего обитания человечества. Он считает, что необходимо более интенсивно продолжать освоение космоса, так как вряд ли человечество «...проживет еще тысячу лет, не покинув нашу хрупкую планету».
Исходя из приведенных материалов видно, что человечество из-за своей неразумной хозяйственной деятельности подвело себя к гибельной границе. Предотвратить гибель людей возможно лишь путем повышения их духовности и нравственности, привития им высокой культуры безопасности жизнедеятельности, нового понимания своей планетарной роли, а также того, что человек сам формирует условия собственного безопасного для себя и природы существования и ответственен за их сохранность. Поэтому получается, что вопрос повышения культуры комплексной безопасности является важнейшим. Может быть это единственное, что можно противопоставить политике неуклонного, необдуманного, неразумного поведения людей на планете Земля.
Человек, как высшее создание природы, призван быть ее разумным хранителем и защитником. Следует поставить в сознании людей на первое место не самих себя, а природу, бережное и экономное отношение к ней, приведя в соответствие с ее возможностями удовлетворение своих потребностей.
Для снижения частоты возникающих ЧС и роли в них «человеческого фактора» следует сосредоточить
усилия руководителей органов исполнительной власти различного уровня, ученых, деятелей искусства, работников СМИ, простых людей на повышении культуры безопасности жизнедеятельности всего населения, преодолении безответственности перед природой и планетой Земля.
В последнее время в природе все большее место занимают так называемые артеприродные образования — искусственно созданные человеком элементы, вещественно энергетические, не имеющие аналогов в естественной природе, системно чуждые ей и без непрерывного обновления немедленно начинающие разрушаться. Это не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное человеком вещество, чуждое природе либо входящее в нее с трудом: асфальт и бетон городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания; технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи, бытовые мелочи, синтетика и т.д. Сюда же отдельно можно отнести и выделить культурно-архитектурную среду.
Кроме того, на планете Земля все более возрастает количество квазиприродных элементов — модифицированных природных систем, искусственно преобразованных людьми и характеризующихся отсутствием системного самоподдержания, постепенно разрушающихся без регулирующего воздействия со стороны человека. К ним можно отнести пахотные и иные угодья, «культурные ландшафты», грунтовые дороги, внешние пространства населенных мест, их природные физико-химические характеристики и внутреннюю структуру. Сюда же относятся территории, разграниченные заборами, различными постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы, зелеными полосами, прудами и т.д. Они имеют природное происхождение и не являются полностью искусственными, но представляют собой искусственно видоизмененную природную среду, не существующую в естественных условиях. Квазиприродными элементами являются здания, пересеченная местность, энергетика и т.п. Даже домашние животные, комнатные и культурные растения не естественны для природы [9].
Достижения научно-технического прогресса значительно повысили возможности человека [10].
Выдающийся естествоиспытатель XX в. В.И. Вернадский характеризовал биосферу (область Земли, охваченную влиянием живого вещества) как глобальную систему, стабильность и функционирование которой связаны как с природными законами, так и с деятельностью человека, от которой зависят ее сохранность и равновесие.
В.И. Вернадский, введя понятие «ноосфера», понимал под ним новый этап в развитии биосферы, разумное регулирование людьми взаимоотношений с природой. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед
его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
На наших глазах заканчивается переход от периода биогенеза — эволюции, управляемой стихийными биологическими факторами, к периоду ноогенеза — эволюции, управляемой человеческим сознанием. Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал живым веществом.
Выходит, что человечество не оправдывает своего высокого предназначения перед природой, какое ему отводили многие величайшие умы прежних времен. Ведь сейчас интересы «свободного мыслящего человечества» погружены в сферу материального обогащения любой ценой.
Сейчас жизненно важно создать людям, возможно, самую главную для себя отрасль знаний — науку о выживании человечества на Земле и вообще во Вселенной (например, вивацитаелогия, от лат. — vivacitas, выживаемость, vivacitatis — выживание и logos — наука), которая бы рассматривала, прежде всего, вопросы, касающиеся этой важнейшей проблемы людей как живого вида в природе. И следовало бы придать этой науке один из самых высоких статусов, введя обязательное ее изучение каждым человеком с самого раннего возраста. Ведь каждая личность как сознательное существо (homo sapiens) и человечество в целом должны, наконец, понять, что на самом деле следует и чего категорически не следует делать для выживания на нашей планете.
Наука о выживании должна использовать методы разных наук, иметь свои главные задачи, объекты, законы, прежде всего, духовные, показывать, что стремление к обогащению всеми доступными средствами пагубно для человечества.
О мышлении выживания говорится много, но лишь именно «говорится» без осуществления на деле мероприятий, направленных на достижение выживания человечества. Оно имеет глобальные, в общем-то очевидные, цели и задачи, сводящиеся к охране (сохранению) природы, бережному отношению к ней, разумному ограничению неблагоприятного влияния деятельности человечества на природную среду, контролю для реального предупреждения (путем глобальной экспертизы) и ликвидации угроз возникновения природных и особенно техногенных кризисов, катастроф и ЧС, восстановления поврежденных природных систем. Это позволит поменять отрицательный смысл выражения (термина) «человеческий фактор» на положительный, действительно достойный человека как разумного и сознательного существа.
Поскольку человек на планете Земля появился относительно недавно, то вполне очевидно, что
биосфера (с ее катастрофами) может прекрасно существовать и эволюционировать без человечества
[4, 11].
Уместен другой вопрос: является ли человек продуктом эволюции биосферы Земли, необходимым ее звеном, или человечество является чужеродным ей элементом?
Если принять, что человечество — продукт эволюции жизни на Земле, то разум человека есть современная движущая сила этой эволюции, особенно в построении техносферы, и природу нужно охранять и преобразовывать в ноосферу.
Если человечество — чужеродный, тупиковый для природы Земли факт, то и его попытки противостоять чрезвычайным ситуациям и защищать в них людей, противостоять болезням, бандитизму, войнам и другим негативным проявлениям, тоже являю тся чужеродными для Земли. Согласно гипотезе Геи, Земля разумный целесообразный организм, и все катастрофы и катаклизмы в геосферах ей просто необходимы, идут ей только на пользу (но не человечеству), поскольку связаны с гибелью людей. Но, рассуждая так, можно зайти слишком далеко. Не лучше ли человеку самому образумиться, опомниться, обратив особое внимание на воспитание в себе высокой культуры безопасности жизнедеятельности. Иначе катастрофа человечества на Земле неизбежна и является только вопросом времени.
Раньше сама природа регулировала численность человеческой популяции. Вплоть до конца XIX— начала ХХ веков люди не могли противостоять различным заболеваниям и вымирали от эпидемий оспы, чумы, холеры и других опасных инфекций. Теперь же люди научились предупреждать эти болезни и эпидемии (путем разработки новых способов лечения). Численность человечества стала неуклонно повышаться и уже превысила 7 млрд человек. И природа пока не может воспрепятствовать этому демографическому взрыву. Во многих развитых странах рождаемость людей снизилась из-за нежелания самих женщин рожать детей. В некоторых странах введено законодательное ограничение рождаемости из-за перенаселенности.
Чтобы не возникало вопросов и сомнений в роли Человека на Земле, как уже выше было сказано, имеется один из наиболее реальных способов коренного изменения положения дел в рассматриваемой сфере. Это — путь скорейшего и неуклонного повышения культуры безопасности жизнедеятельности всех людей, осознания, наконец, всеми без исключения индивидами, живущими на Земле, что альтернативы такому пути нет [4, 11]. Ведь Человек технически достаточно оснащен, чтобы обеспечить в будущем существование высокоразвитой цивилизации, которая находилась бы в гармонических отношениях с биосферой. Главное вовремя понять необходимость таких действий и вовремя их начать.
Литература
1. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. В.А. Акимова. МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
2. Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности: Монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 200 с.
3. Отчет по НИР «Научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности», ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011, инв. 5182.
4. Хоруженко А.Ф. Некоторые вопросы классификации ЧС // Технологии гражданской безопасности. 2012. № 1.
5. Этюды оптимизма. М., Наука, 1988. С. 276.
6. ФоррестерД. Мировая динамика. М., АСТ. 2003.
7. Вейник А.И. Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира. 5-е изд., доп. Минск: изд-во «Белорусский Экзархат», 2007. 360 с.
8. Lovelock James. The Vanishing Face of Gaia: A Final Warning: Enjoy It While You Can — Allen Lane, 2009.
9. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. для вузов // Под общ. ред. С.В, Белова. 8-е издание, стереотипное. М.: Высшая школа, 2009.
10. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.: МЧС России; ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.
11. Хоруженко А.Ф., Твердохлебов Н.В., Норсеева М.Е. Совершенствование некоторых научно-методологических подходов к обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. 2012. № 3.
Сведения об авторе
Хоруженко Александр Федорович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.
1211352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-90-76. E-mali: [email protected]