Научная статья на тему 'Выразительное чтение и его роль в развитии речи младших школьников'

Выразительное чтение и его роль в развитии речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3423
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамроева Феруза Бекмуродовна

В статье рассматриваются особенности навыка выразительного чтения и его значение в развитии речи младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выразительное чтение и его роль в развитии речи младших школьников»

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Хамроева Ф.Б.

Хамроева Феруза Бекмуродовна - учитель начальных классов, Школа № 22, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются особенности навыка выразительного чтения и его значение в развитии речи младших школьников.

Ключевые слова: выразительное чтение, выразительность, речь, выразительная речь, младшие школьники, литературное чтение.

В настоящее время учителя начальных классов все чаще сталкиваются с проблемой развития речи младших школьников. Хорошо развитая речь - основа для полноценного развития ребенка. Научить детей правильной и красивой речи -сложная задача, которая требует от учителя комплексного подхода. От того насколько успешно будет решена эта задача будет зависеть дальнейшее развитие личности младших школьников, а также их обучение и воспитание. Речь является важнейшим средством коммуникации, которое способно удовлетворить одну из основных человеческих потребностей - потребность в общении.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Без хорошо развитой речи младший школьник будет испытывать трудности в общении и обучении. Ему будет сложно взаимодействовать со сверстниками, он не сможет правильно обосновать свою позицию, задавать вопросы, выражать свое мнение в устной и письменной форме. В соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования выпускник начальной школы должен уметь обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение, уметь слышать и слушать собеседника.[1]

Выразительное чтение способствует воспитанию нравственных качеств и читательской восприимчивости учащихся, развитию их творческих способностей и речи, поэтому одной из главных задач, стоящих перед начальной школой, является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ГОС и основной образовательной программой начального общего образования.

Выразительное чтение играет большую роль в системе развития речи младших школьников. Навык выразительного чтения формируются как важнейший вид умственной и речевой деятельности, и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет общеучебный характер, и применяется младшими школьниками при изучении всех других учебных предметов, а также во внеклассной и внешкольной жизни.

Выразительное чтение текста основывается на таком качестве навыка чтения, как выразительность. К средствам выразительности относятся интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила и высота голоса.

На уроках чтения учитель работает над развитием выразительной речи учащихся. При обучении навыку выразительного чтения главным является понимание текста, отношения автора к героям произведения, а также и собственное отношение к описываемым событиям.

Выразительное чтение произведения является одним из главных этапов изучения литературы. Оно обеспечивает эмоциональное и целостное восприятие художественного произведения и ориентировано на выработку у читающего определенных навыков, которые связаны с произносительной культурой речи.

Умение выразительно читать не природное умение, его можно и нужно вырабатывать и развивать путем постоянной тренировки дикции и голоса.

Для того чтобы учащиеся смогли овладеть основами выразительной речи необходимо научить их правильно распределять дыхание, они должны овладеть навыками правильной артикуляции и владеть нормами литературного языка.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит управлять их своим дыханием и правильно использовать голос. Обучение выразительному чтению начинается с 1 класса. На этом этапе особую роль играют упражнения направленные на технику чтения. Выразительность чтения, таким образом, достигается различными приемами работы с текстом, такими как повторное чтение с различными заданиями, деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними, определение цели чтения вслух. На последующих этапах обучения (2-4 класс) упражнения усложняются, сюда добавляется больше самостоятельности от учеников при их выполнении и привнесением творческих элементов.

Подготовку к выразительному чтению условно можно разделить на три этапа. Сначала следует выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и тд., затем разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения и уже в конце упражнения в чтении.

При обучении навыку выразительного чтения учитель должен показать учащимся памятку как нужно готовиться к выразительному чтению: [2]

1. Перечитайте текст внимательно. Определите основную мысль, настроение, чувства, переживание автора и героев,.

2. Определите собственное отношение к событиям, происходящие в произведении (описаниям картин природы, героям).

3. Мысленно представьте их себе.

4. Решите, что будете сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем состоит задача вашего чтения).

5. Продумайте в соответствии с задачей чтения и выберите интонационные средства (темп чтения); пометьте логические ударения, паузы, тон.

6. Прочитайте сначала текст вслух для себя. Проверьте еще раз, со всем ли вы согласны. Не забудьте, что произносите текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитайте текст выразительно.

На уроках чтения применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя, выразительное чтение самих учеников и чтение мастеров звучащего слова в грамзаписи.

Существует множество методов и приемов для развития навыка выразительного чтения. приведем некоторые из них.

Прием показа основывается на образцовом чтении учителя. Главной задачей учителя при использовании этого приема заключается в том, чтобы поделиться с младшими школьниками теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом.

Так же учитель может использовать интонационные разминки: прочитать радостно, грустно, ласково, прочитать с интонацией перечисления, завершения.

Во время артикуляционной гимнастики учитель может предложить детям отчетливо произнести звуки, слоги, слова, скороговорки. Эффективными приемами по развитию навыка выразительного чтения будут являться чтение литературных произведений по ролям, драматизация текста, хоровое чтение, которое будет способствовать отработке умения регулировать силу голоса, подражание образцу выразительного чтения.

Устное рисование (словесное рисование) так же является эффективным приемом для развития навыка выразительного чтения. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению этот прием используют редко.

Список литературы

1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан об Утверждении Государственных Образовательных Стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования. г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.

2. Akramova G.R. MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/. (дата обращения: 20.01.2020).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ВГЛЯДЫ ПОЭТА И МЫСЛИТЕЛЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА АЛИШЕРА НАВОИ Маматова М.Т.1, Кодирова М.И.2, Журабоева Р.Т.3

Маматова Мадинахон Тоиржон кизи - учитель узбекского языка и литературы;

2Кодирова Муножатхон Исроиловна - учитель узбекского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа № 24;

3Журабоева Рузихон Тоиржон кизи - студент, строительный факультет, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются педагогические и нравственные взгляды великого поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои, главными среди которых является призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике, развитие ума, совершенствование нравственности с опорой на духовное учение и получение знаний. Авторы анализируют, как Алишер Навои в своих произведениях призывал родителей, учителей и общественность воспитывать у молодого поколения такие нравственные качества, как трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброта, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

Ключевые слова: нравственные качества, трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброта, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

«У нас великая история, заслуживающая восхищения. У нас есть великие предки, заслуживающие восхищения, а также несравнимые сокровища, которыми мы должны восхищаться. И я верю, что есть и будет впредь великое будущее с его великой литературой и искусством, которое обязательно будет достойно восхищения». «Мы не имеем права забывать, что внимание к литературе, искусству и культуре - это прежде всего внимание к нашему народу и нашему будущему» [1]. Почитать образы великих предков, сохранять и бережно передавать оставленное ими духовное наследие следующему поколению возлагает большую ответственность перед литераторами [2]. Лексика народа связана с историей страны, с событиями, происходящими на всех этапах политического, экономического и культурного развития государства [3]. Великие деятели и мыслители всех времен, возлагали надежды на своих приемников и наследников. В наше время, благие поступки и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.