Научная статья на тему 'Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взрослых, страдающих заиканием'

Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взрослых, страдающих заиканием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
881
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взрослых, страдающих заиканием»

• организации и проведению с пациентами компьютерных стабило-графических игр с использованием стабилоплатформы имеющих целью коррекцию речевых нарушений и психических процессов;

• разработке и проведению с пациентами занятий с активным использованием без речевых и речевых тренажеров.

При развитии общей моторики у дошкольников с ОНР используют коррекционные методики стабилографии:

Тест Ромберга является основным для проведения обследований с целью контроля динамики лечения и ряда других исследований;

Тест с поворотом головы - выявление изменения функции равновесия, связанные с нарушением кровообращения в вертебробазилярном бассейне;

Оптокинетический тест - выявление изменения функции равновесия, связанные с влиянием оптокинетического нистагма, вызванного движением по экрану черных и белых полос;

Психологические тесты - выявление типа реакции на стрессовое воздействие и оценка латеральной асимметрии;

Исследовательские тесты - мишень, тест на устойчивость, эвольвента и др. Набор стабилографических тренажеров для реабилитации двигательных и координационных расстройств - тренировки устойчивости при поддержании человеком вертикальной позы с использованием стабило-графических тренажеров различной сложности: девять реабилитационных и пять развивающих игр.

Таким образом, использование метода стабилографии в развитии общей моторики у детей с ОНР является эффективным, но недостаточно разработанным в данное время. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания по диагностике и коррекции, так как они являются очень красочными и увлекательными.

Е.А. Зиновьева

логопед, городской консультативно-диагностический логопедический центр ПНД № 1 СПб ГУЗ

Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взрослых, страдающих заиканием

С целью исследования зависимости между степенью заикания, логофобией, сопутствующими и ритуальными движениями нами в 20132014 гг. были обследованы 17 заикающихся (14 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 14 до 28 лет. Из них у 8 чел. наблюдалась тяжелая степень заикания, у 6 - средняя, у 3 - легкая степень речевого судорожного синдрома.

Исследование проводилось по следующему плану: изучение подробного анамнеза жизни и болезни пациентов, описание логопедического статуса с постановкой речевого диагноза (степень, форма, тип судорог, наличие сопутствующих и ритуальных движений).

62

При исследовании степени заикания мы учитывали определение М.Е. Хватцева [9]. Диагностируя сопутствующие и ритуальные движения и учитывая разное понимание этих движений различными авторами (Н.А. Власова, К-П. Беккер, В.И. Селиверстов и др.), мы исходили из понимания природы сопутствующих и ритуальных движений, данного в исследованиях Л.Я. Миссуловина [1; 3; 4; 7]. При определении уровня логофобии мы проводили визуальные наблюдения за больными, учитывали их субъективную оценку страха речевого общения в эмоциональнозначимых для них ситуациях и применяли экспериментальнопсихологическую методику «Речевой опросник», позволяющую объективизировать уровень логофобии у исследуемых заикающихся. С помощью указанной методики объективно пациенты делились на четыре группы: первая группа - заикающиеся без логофобии, т. е. не обращающие внимания на свою речь. К этой группе можно отнести лиц, у которых заикание протекает на достаточно выраженной органической основе со снижением интеллекта. Вторая группа - первый уровень логофобии, заикающиеся, испытывающие в некоторых ситуациях речевого общения сте-стнительность. Третья группа - второй уровень логофобии: заикающиеся, которые в ряде случаев говорить боятся и четко указывают ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение. Четвертая группа - третий уровень логофобии: заикающиеся, которые очень боятся разговаривать везде и всюду с окружающими людьми. Среди подростков и взрослых таких больных практически очень немного, примерно 0,5 %. Они не могут учиться, работать, стараются не выходить из дома без сопровождения, имеют нерабочую группу инвалидности по психиатрическому МСЭК.

При описании логопедического статуса, наблюдая не только за речью пациента, но и его поведением, защитными реакциями за состоянием проявлений вегетососудистой дистонии, которая наблюдается у подростков почти в 100 %, мы называем больному четыре группы, и он должен сам назвать номер одной из этих групп, к которой он себя относит. Названия групп сформулированы следующими образом:

1) везде и всюду я говорю уверенно, без всякого волнения и страха;

2) в некоторых ситуациях я говорить стесняюсь;

3) во многих ситуациях я говорить боюсь;

4) везде и всюду, со всеми людьми я говорить очень боюсь.

Если пациент без всякой аггровации (а это возможно при постановке диагноза лицам, которых направляют райвоенкоматы города для уточнения логопедического диагноза) относит себя к той или иной группе, его самооценка обычно совпадает с визуальным наблюдением специалиста, и, как правило, соответствует уровню логофобии, выявленному с помощью экспериментально-психологической методики «Речевой опросник». Таким образом диагностируется не только степень заикания, наличие сопутствующих и ритуальных движений, но и уровень логофобии, которая обусловлена речевым нарушением и, в свою очередь, утяжеляющим речь заикающегося.

Для определения нервно-психического фона, на котором протекает заикание у исследуемой группы больных, мы ознакомились с врачебной

63

диагностикой, данными анамнеза жизни и болезни, из которых можно выделить факторы, указывающие на неврозоподобный характер заикания (патология беременности, родов, тяжелые заболевания в детстве и пр.), а также мы учитывали данные нейропсихологического исследования, как правило, подтверждающие анамнестические сведения и врачебную диагностику (в основном мы проводили тестирование орального и динамического праксиса: негрубые нарушения оценивались 1 баллом, нарушения средней тяжести 2 баллами и грубые нарушения 3 баллами; также проводились пробы на левшество) [2].

Вышеприведенные методы обследования позволили нам достаточно полно увидеть клиническую картину заикания изученной группы больных и сопоставить, а также установить взаимосвязь между судорожным синдромом и уровнем логофобии у больных, у которых примененные методы исследования позволяли выявить преобладание органической и функциональной симптоматики.

Данные указывают на взаимосвязь степени выраженности заикания со следующими факторами:

1. С уровнем логофобии. Чем более выраженным является речевой судорожный синдром, тем, как правило, сильнее логофобия (2-ой уровень - группа «Во многих ситуациях я говорить боюсь»). Диапазон речевых эмоционально- значимых ситуаций достаточно широк. Но данные литературы, а также наш опыт указывают на то, что не всегда при тяжелой степени заикания наблюдается выраженная логофобия, а при легкой степени заикания может наблюдаться выраженный страх речи [8]. Нейропсихологическое тестирование, разработанное А.Р. Лурией, довольно четко указывает на взаимосвязь выраженности речевого судорожного синдрома с симптомами органического поражения ЦНС и, как правило, с достаточно выраженной логофобией - 1-2 уровень [2].

2. С обусловленностью тяжелой степени выраженности заикания как функциональными нарушениями нервной системы, так и достаточно выраженными симптомами органического поражения ЦНС, что в диагнозе значится как неврозоподобное заикание.

3. С выраженными сопутствующими движениями различных частей тела, встречающимися при тяжелой степени заикания. В нашей практике наблюдались случаи, когда при выраженном страхе речи сопутствующие движения предварялись ритуальными движениями, уже на первой стадии их развития пациент фиксировал внимание и, в большинстве случаев, совершал их сознательно, утверждая, что при этом ему говорить легче, далее, в отдельных случаях быстро наступало привыкание к ритуальным (защитным) движениям, они переставали облегчать речь заикающегося. Больной переставал их замечать, и, постепенно они переходили в ритуально-судорожные движения, которые мы диагностируем как ритуальносопутствующие [5].

Приведем ряд примеров, в которых постараемся показать больных, страдающих тяжелой, средней и легкой степенью заикания, которое протекает с преобладанием органической либо функциональной симптома-

64

тики и, соответственно, обусловливают преобладание тех или иных симптомов, на которые мы указали выше.

1. Больной Б., 23 года, пол мужской, степень заикания - тяжелая; медицинский диагноз: заикание у больного с симптомами органического поражения ЦНС с выраженными логофобическими наслоениями; нейропсихологическое тестирование: оральный праксис - 2 балла, динамический праксис - реципрокная проба - 2 балла, проба «кулак-реброладонь» - 3 балла; наблюдаются выраженные сопутствующие движения головы и тела; второй уровень логофобии.

2. Больной С., 17 лет; пол мужской; степень заикания - средняя; медицинский диагноз: заикание у больного, протекающее на фоне микроорганической симптоматики, акцентуированного по астено-невротическому типу; нейропсихологичексое тестирование: оральный праксис в норме, динамический праксис - невыраженные персеверации при проведении реципрокной пробе и в тесте «кулак-ребро ладонь» - 1 балл; наблюдаются ритуально-сопутствующие движения правой руки; второй уровень логофобии.

3. Больная А., пол женский, 25 лет; степень заикания - легкая; меди-

цинский диагноз: логоневроз у больной акцентуированной по истероидному типу; нейропсихологическое тестирование: оральный и

динамический праксис - в пределах нормы; наблюдаются ритуальные движения: в момент начала речи при эмоциональной нагрузке левой рукой прикасается к щеке; уровень логофобии: второй-третий.

Полученные данные еще раз свидетельствуют о том, что заикание является сложным в этиопатогенетическом отношении заболеванием, при лечении которого необходимо учитывать весь диапазон не только этиологических факторов, но и клинических проявлений. И только комплексная терапия, направленная на все проявления заикания и учитывающая индивидуальные речевые и психологические особенности пациентов, может привести к положительным результатам. Также из приведенного обследования трех пациентов, которые представляют три группы больных, характеризующиеся различной степенью тяжести судорожного синдрома, мы видим, что, как правило, при тяжелой степени заикания у больных наблюдаются достаточно выраженные проявления логофобии, органическая симптоматика, грубые нарушения орального и динамических праксиса.

Данные обследования пациента С. указывают, что средняя степень заикания обусловливает некоторое смягчение всех клинической картины речевого нарушения.

А результаты обследования пациентки Ф., у которой при легкой степени заикания и отсутствии симптомов органического поражения ЦНС, но при диагностировании истероидной акцентуации характера наблюдаются выраженный уровень логофобии, защитные ритуальные движения и, как свидетельствуют дневниковые записи из истории болезни, отказы от речи, если ситуация у пациентки вызывает напряжение, указывают на то, что степень заикания не всегда прямо пропорциональна уровню логофобии, что было нами отмечено выше. Именно такие пациенты, прежде всего, нуждаются в генетически обусловленной индивидуальной и групповой психотерапии [6].

65

Список литературы

1. Власова Н.А. Беккер К-П. Заикание. - М., 1983.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М., 1969.

3. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.

4. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб., 2002.

5. Миссуловин Л.Я., Зиновьева Е.А. К вопросу об аппаратурных исследованиях речевой судорожности, ритуальных и сопутствующих движении при заикании // Материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2009. - С. 182-187.

6. Мясищев. В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

7. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1979.

8. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994.

9. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

Е.П. Иванова

директор Е.А. Юрченко

зам. директора по учебной работе Луганский специальный учебно-воспитательный комплекс: специальная общеобразовательная школа -ясли-сад компенсирующего типа № 135

Работа с семьей в условиях учебно-реабилитационного центра

На современном этапе развития специального образования проблематика вопросов семейного воспитания отличается многообразием научных изысканий и практического поиска. В контексте их рассмотрения находятся социальные, психологические, психолого-педагогические аспекты: изучение состава семьи, ее социальные и психологические трудности, определение особенностей детско-родительских отношений, разработка организационно-педагогических мероприятий. Особое значение придается своевременной и квалифицированной помощи детям с особенными потребностями со стороны родителей, что является существенным дополнением в коррекционно-педагогической работе.

Сотрудничество семьи с педагогами дошкольного образовательного учреждения, личная заинтересованность и высокая степень активности родителей в деле воспитания и обучения ребенка с особенными потребностями являются существенными показателями в оценке эффективности психолого-педагогической помощи семье.

В задачи нашего исследования входило: определение наиболее рациональных, продуктивных и приемлемых в условиях работы учебнореабилитационного центра вариантов психолого-педагогической помощи семьям воспитанников.

Экспериментальная программа психолого-педагогической поддержки семьи проходила апробацию на базе учебно-реабилитационного центра № 135 г. Луганска, в котором обучаются и воспитываются дети с ЗПР. Деятельность педагогического коллектива направлена на создание условий для развития личностного, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка. С учетом контингента воспитанников в ЛУРЦ решались диагностические и коррекционно-педагогические задачи,

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.