Л. Я. Миссуловин, Е. А. Зиновьева
К вопросу о степени тяжести судорожного синдрома при заикании и логоневрозе
В связи с тем, что до сих пор многие специалисты - практики и исследователи заикания, а также психотерапевты и невропатологи, работающие с логопедами, не всегда правильно могут провести дифференциальную диагностику между понятиями «заикание» и «лого-невроз», мы коротко напомним самые существенные различия между указанными понятиями.
Логоневроз, или невроз речи, как и все другие формы невроза, развиваются, как правило, на фоне акцентуации характера или личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) в результате острой психотравмы либо длительно действующей психотравмирующей обстановки (Б.Д. Карвасарский, А.М. Свядощ, В.Н. Мясищев и др.) [1, 3, 5, 6, 11]. Для логоневроза, как и для других невротических форм, характерны фобии (логофобии, эритрофобии, боязнь запаха пота) [4, 7, 13]. Также для больных логоневрозом характерны защитные двигательные реакции -ритуальные движения.
Между заиканием и логоневрозом можно ставить знак равенства в 86 %, остальные 14 % - это заикание без логоневротических наслоений (по данным Л.Я. Миссуловина) [4]. К последней малочисленной группе относятся заикающиеся со сниженным интеллектом, больные с тяжелым поражением ЦНС, а также очень незначительная группа заикающихся, у которых как основное заболевание наблюдаются нарушения психики (1 %).
Общим для больных заиканием и логоневрозом является речевой судорожный синдром, широко известные формы и типы судорог.
Исследователями с давних пор для удобства диагностики, прогноза и лечения заикания речевые судороги в связи со своей продолжительностью, тяжестью и частотой делятся на три степени: легкую, среднюю и тяжелую. В нашем центре более чем в течение пятидесяти лет проводится по направлению райвоенкоматов города экспертное логопедическое обследование заикающихся призывников с целью уточнения степени заикания. Райвоенкоматы, не имея в штатах медицинских призывных комиссий логопедов, присылают нам призывников и, к сожалению, комиссии интересуются только степенью заикания. Невропатологи, психиатры и тем более ларингологи, входящие в призывные комиссии райвоенкоматов, как показывает опыт, указанной речевой патологии не знают. Поэтому мы считаем, что определение степени заикания является чрезвычайно важным, так как от правильности диагноза зависит судьба человека, призываемого в армию. Легкая и средняя степень заикания не дает право на отсрочку от службы в армии, тяжелая степень,
которую медкомиссии военкоматов подводят под высокую степень, освобождает призывника от службы в армии в мирное время, а в военное время заикающегося призывают для несения нестроевой службы.
Если легкая и средняя степень заикания и логоневроза у многих авторов не вызывает возражений, то определение тяжелой степени указанного речевого нарушения в настоящее время удовлетворяет далеко не всех исследователей, особенно в связи с экспертными обследованиями. Вот как определяет тяжелую степень этого речевого нарушения М.Е. Хватцев: «...тяжелая степень - заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями» [9, с. 216]. Если указанные симптомы в целом не вызывают сомнений, то психологическая сторона речи этих больных в наше время требует значительных дополнений и расшифровки. Логопеды-практики знают, что при самой затрудненной речи в разных ситуациях речевого общения, особенно заикающиеся подростки (наиболее выраженный пик заикания), разговаривают совершенно по-разному. Иногда больным с тяжелым заиканием примерно одна и та же ситуация воспринимается не одинаково. Так, например, на одном и том же уроке литературы в школе у одного и того же учителя, хороший, читающий ученик, пользующийся уважением учителя, может разговаривать значительно лучше, чем другой заикающийся ученик, который не любит литературу, не читает и прекрасно знает, что очередной его ответ у доски в лучшем случае закончится тройкой (если учитель сделает вид, что не слышит подсказок, рассчитывая на то, что, может быть, благодаря подсказкам лентяй что-нибудь запомнит). Речь такого школьника значительно ухудшается, особенно если класс начинает смеяться, когда их товарищ у доски отвечает, не расслышав нужной подсказки.
Беседуя с пациентом, собирая анамнестические сведения у матери, мы выясняем целый ряд эмоционально значимых ситуаций, в которых речь тяжелого заикающегося может значительно меняться. Как уже было сказано выше, многим плохо успевающим ученикам наиболее трудно разговаривать на уроках в школе, со школьной администрацией, а с товарищами на переменах или после уроков говорить намного легче (поэтому некоторые учителя считают такого заикающегося симулянтом). Наиболее трудно разговаривать в ситуации учебного процесса и студентам (экзамены, особенно вступительные, зачеты, защита дипломных работ, в процессе обычных занятий). Обычно легче в таких условиях говорить студенту, увлеченному предметом. Работая у доски или выступая на занятии с каким-либо сообщением, чувствуя одобрение преподавателя, он может на короткое время забыть о нарушении речи.
В качестве наиболее трудных ситуаций и боязни начать говорить многие наши пациенты называют следующие объекты: аптеки, магазины с продавцами, различного рода справочные службы, неприятные разговоры с начальством и пр. Легче тяжелому заикающемуся разговаривать в семье, в которой хорошо понимают больного, любят его и ему сочув-
ствуют. К сожалению, на сегодняшний день мы не обладаем статистическими данными, но из бесед с пациентами мы видим, что таких семей становится все меньше и меньше. Многие отмечают, что речь значительно улучшается при общении со спокойной, умной, доброй матерью.
Один из английских исследователей, занимавший авторитетное положение в логопедической иерархии Англии и считавший себя последователем Зигмунда Фрейда, профессор Кориат утверждал, что именно с матерью взрослому заикающемуся разговаривать наиболее трудно, так как в период грудного вскармливания между женщиной и грудным ребенком возникает сексуальная связь [2]. Опыт показывает, что подобное заявление не только глупо и голословно, но и направляет исследователей заикания по ложному пути. Сам же З. Фрейд, незадолго до смерти (умер в 1939 г., выкупленный английскими врачами из гестапо) писал, о чем упоминается в предисловии к книге «Толкование сновидений», что он многое бы изменил в своих взглядах, в частности, на сексуальную символику [8].
Примеров ошибочной диагностики тяжелой степени заикания можно найти достаточное количество и в нашей жизни. Медицинскую комиссию РВК в связи с заиканием в основном интересует только степень речевого нарушения. До сих пор они пользуются архаической диагностикой, при которой тяжелая степень называется высокой степенью заикания, а средняя и легкая - умеренным заиканием. Не вдаваясь в подробности работы медицинских комиссий РВК, мы все-таки можем указать на случаи крайнего усиления заикания в условиях армии, и ничем хорошим такие случаи не заканчиваются.
В связи со сказанным выше для более точной диагностики заикания мы предлагаем тяжелую степень заикания разделить на три подгруппы, характеризуя их следующим образом (на основании имеющегося опыта и в плане гипотезы, пока не подкрепленной объективными исследованиями).
Тяжелая I степень заикания: выраженные тонико-клонические судороги, высокая частота судорог, сопутствующие движения различных частей тела, контакт на вербальном уровне затруднен, но возможен. Наблюдается достаточно выраженная логофобия, особенно в официальных ситуациях речевого общения. В спокойной обстановке наблюдается значительное улучшение речи.
Тяжелая степень II: выраженные тонико-клонические речевые судороги, паузы между словами увеличиваются, начало речи после паузы значительно затруднено, нередко преобладает голосовая форма, лого-фобия выраженная, как правило, наблюдаются симптомы вегетососуди-стой дистонии, возможны речевые затруднения и в спокойной обстановке.
Тяжелая степень III: контакт на вербальном уровне без помощи специалиста невозможен, наблюдается выраженная логофобия, а также
страх повышенной потливости, по характеру интроверты, с домашними общаются мало, у многих наблюдается интернет-зависимость.
Предложенное деление тяжелой степени заикания, которое мы предполагаем в ближайшем будущем подкрепить объективными аппаратными исследованиями, сможет помочь в работе не только логопедам-практикам, но и исследователям заикания. Врачам, работающим в данной области, даст возможность точнее назначать лекарственные препараты. При комплексном курсе лечения специалисты смогут правильнее прогнозировать результаты терапии и логопедических занятий.
Список литературы
1. Карвасарский Б.Д. Неврозы // Руководство для врачей. - М., 1980.
2. Кориат А. Заикание. Психоаналитическая интерпретация. - Ижевск, 2013.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1977.
4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.
5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
6. Свядощ А.М. Неврозы. 3-е изд. - М., 1982.
7. Фесенко Ю.А. (с соавт.) Психологическая и педагогическая коррекция заикания. - СПб., 2012.
8. Фрейд. З. Толкование сновидений. - Ереван, 1991.
9. Хватцев М.Е. Логопедия - М., 1959.
10. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств. - СПб., 2013.
11. Leonhard K. Neuroslauffassung als Grundlage der Individualthepie // Psych., Neurol. und med. Psychol. 1968. Bd. 20.
О. С. Орлова
Самооценка голоса при формировании профессиональных компетенций логопеда
Потребность общества в существенной модернизации системы образования требует перестройки организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В соответствии с концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании и соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта.