ISSN 2311-9411 (Online) Бухгалтер и закон
ISSN 2079-6714 (Print)
ВЫПЛАТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СИСТЕМОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ
Анна Александровна КИРЕЕВАа% Валентина Петровна СУЛЬДЯЙКИНАЬ, Александр Васильевич ВАСИЛЬЕВ0, Лариса Викторовна АМИРОВА11
a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
b эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
c эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
d рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Принята 05.09.2016 В статье на практических примерах рассматриваются сложные вопросы, с которыми на
Одобрена 12.09.2016 практике сталкиваются работники кадровых служб и бухгалтерий в своей повседневной
деятельности.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, автономное учреждение, некоммерческая организация, оплата труда, источник выплат, КОСГУ, государственные (муниципальные) услуги (работы)
Пример 1. В автономном учреждении оплата труда сотрудникам производится по двум видам источников финансового обеспечения -ИФО-1 и ИФО-2.
Сотрудник «1» работает в должности дворника и получает зарплату по ИФО-2. На время отпуска (01.06.2016-29.06.2016) сотрудника «2», получающего заработную плату по ИФО-1, сотрудник «1» выполняет его обязанности по должности рабочего по обслуживанию здания.
При этом в учреждении оформляется приказ о поручении сотруднику «1» дополнительной работы в связи с расширением зоны обслуживания.
В соответствии с этим приказом сотрудник «1» получает доплату по ИФО-1. С 01.07.2016 сотрудник «1» уходит в отпуск.
Как начислять отпускные сотруднику «1»: только по основной должности по ИФО-2 или с учетом суммы начислений по совмещаемой должности по ИФО-1?
При расчете отпускных сотруднику «1» для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат. При этом части среднего заработка, относящиеся к различным видам источников финансового обеспечения, должны рассчитываться и оплачиваться пропорционально суммам, учитываемым при расчете данных выплат и производимым из разных источников.
Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику
дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем
расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Порядок учета выплат при расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, установлен ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение № 922).
При этом ни один из перечисленных документов не ставит порядок учета выплат при исчислении среднего заработка в зависимость от источников финобеспечения, за счет которых эти выплаты фактически были осуществлены автономным учреждением. И это легко объяснимо. При разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок исчисления среднего заработка, вполне обоснованно даже не ставился вопрос об источниках финобеспечения, за счет которых работники получают выплаты. Эти документы предназначены для того, чтобы гарантировать физическим лицам, работающим в организациях всех форм собственности, соблюдение их прав - расчет среднего заработка по единым правилам. Однако для автономного учреждения по ряду причин принципиально важно обладать детализированной по видам финобеспечения информацией о среднем заработке.
Следовательно, во всех случаях, когда согласно действующему законодательству сотруднику учреждения полагается выплатить средний заработок, в том числе для оплаты отпуска, необходимо поступать следующим образом:
— следует определить общий размер среднего заработка без привязки к видам финобеспечения. Иными словами, полагающуюся к выплате сотруднику итоговую сумму среднего заработка необходимо определять с учетом всех выплат согласно Положению № 922, независимо от источников этих выплат;
— необходимо определить, за счет каких источников финансового обеспечения и в какой пропорции будет выплачиваться сумма среднего заработка, в данном случае отпускные. При этом
части среднего заработка, относящиеся к различным источникам финансирования, должны рассчитываться и оплачиваться пропорционально суммам, учитываемым при расчете данных выплат и производимым из разных источников. Данного мнения придерживаются и специалисты финансового ведомства в неофициальных разъяснениях.
Таким образом, при расчете отпускных сотруднику «1» для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат. При этом части среднего заработка, относящиеся к различным видам источников финансового обеспечения, должны рассчитываться и оплачиваться пропорционально суммам, учитываемым при расчете данных выплат и производимым из разных источников.
Обратите внимание: информация о том, за счет каких источников финансового обеспечения деятельности и в какой пропорции будет выплачиваться сумма среднего заработка, важна для автономного учреждения по ряду причин, одной из которых является использование такой информации для обеспечения целевого характера расходования бюджетных и иных целевых средств.
Автономные учреждения являются субъектом ад м и н и с т р ати в н о г о п р ав о н а р у ш е н и я , предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (см. письмо Минфина России от 24.04.2015 № 02-10-09/23856). При этом в ходе контрольных мероприятий уполномоченными органами в качестве административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, квалифицируется направление средств субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, на оплату расходов, осуществление которых не связано с выполнением задания, в том числе с его выполнением именно в текущем году, а также нарушение получателем субсидий иных условий, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидии, предоставленной в соответствии с абз. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В этой связи также отметим, что данный подход применим и в случае, если в рамках с ф о р м и р о в ан н о г о г о с у да р с т в е н н о г о
(муниципального) задания учреждение оказывает две и более государственные (муниципальные) услуги (работы), финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов разных уровней.
Пример 2. В рамках приносящей доход деятельности бюджетное учреждение организует мероприятие. По договору с преподавателем отдельно оплачиваются услуги по проведению обучающего семинара педагогам школы, а также компенсация расходов по проезду и проживанию преподавателя на основании подтверждающих документов.
Как отразить в учете бюджетного учреждения расходы по указанному договору?
Расходы по договору гражданско-правового характера, заключенного с физическим лицом на оказание услуг по проведению обучающего семинара педагогам школы, а также компенсацию расходов по проезду и проживанию преподавателя следует осуществлять по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразделе 5.1.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Указания № 65н).
Выплаты вознаграждений физическим лицам, привлекаемым к выполнению работ (оказанию услуг) для обеспечения государственных нужд на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера, следует относить к виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (письмо Минфина России от 10.07.2014 № 16-01-08/33028, письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346, письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-10/31347).
В рассматриваемой ситуации планируется заключить договор с физическим лицом на услуги по проведению обучающего семинара педагогам школы, в рамках деятельности учреждения.
Поэтому указанные расходы следует квалифицировать как расходы учреждения по закупке услуг для государственных
(муниципальных) нужд и оплачивать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
По общему правилу в соответствии с Указаниями № 65н расходы на выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг, заключенным с физическими лицами, в части применения КОСГУ подлежат отражению:
- по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (при отражении расходов на выплаты по трудовым договорам);
— по соответствующим подстатьям, детализирующим статью 220 «Оплата работ, услуг» (при отражении расходов на выплаты по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг).
Таким образом, все выплаты, осуществляемые по договорам гражданско-правового характера физическим лицам, производятся в зависимости от экономического смысла произведенного расхода и могут отражаться по соответствующим подстатьям 221-226 КОСГУ.
Соответственно, при заключении бюджетным учреждением в рамках уставной деятельности договора гражданско-правового характера, предметом которого является оказание преподавательских услуг, расходы по оплате вознаграждения физическому лицу следует отразить с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. При этом факт оказания услуг подтверждается соответствующим актом оказанных услуг.
Обратите внимание: расходы по уплате взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы по соответствующим договорам (см. положения Указаний № 65н в части подстатьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ).
В части компенсации расходов на проезд и проживание в рамках заключенного договора необходимо учитывать, что применение иных статьей КОСГУ при отражении компенсационных выплат предусмотрено для работников (сотрудников) учреждения.
Отметим, что цена договора возмездного оказания услуг может включать в себя, помимо вознаграждения физического лица (исполнителя), также компенсацию издержек исполнителя (ст. 783, п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поэтому компенсационные выплаты,
предусмотренные условиями договора, в рассматриваемой ситуации также следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ в соответствии с требованиями действующих Указаний № 65н, применяющаяся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начиная с бюджетов на 2016 г., указана в Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления
(приложение 5.1 к Указаниям № 65н). В частности, предусмотрена увязка кода вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации расходы по договору гражданско-правового характера, заключенного с физическим лицом, на оказание услуг по проведению обучающего семинара педагогам школы, а также компенсация расходов по проезду и проживанию преподавателя могут быть осуществлены по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражены в учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Отражение произведенных расходов в рассматриваемой ситуации в учете бюджетного учреждения возможно с применением следующих корреспонденций:
1) Дебет счета 2 109 00 226 (2 401 20 226) Кредит счета 2 302 26 730 - начисления по договору оказания услуг (абз. 7 п. 128 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н);
2) Дебет счета 2 302 26 830 Кредит 2 303 01 730 -
удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (абз. 2 п. 129 Инструкции № 174н);
3) Дебет счета 2 109 00 226 (2 401 20 226) Кредит счета 2 303 00 730 (по видам страховых взносов) - начисление страховых взносов на выплаты, производимые по договору на оказание услуг (абз. 3 п. 131 Инструкции № 174н).
Пример 3. В бюджетном учреждении производится увольнение сотрудника по собственному желанию. У сотрудника есть задолженность за неотработанные дни отпуска. Сумма за неотработанные дни отпуска превышает 20% от выплачиваемой сотруднику при увольнении суммы. Добровольного возврата суммы превышения сотрудником произведено не будет.
В каком размере необходимо производить сторнирование начисленных ранее сумм отпускных?
Можно ли сразу списать такую задолженность с балансового учета и не отражать ее на забалансовом счете 04?
В рассматриваемой ситуации не возникает оснований для сторнирования начисленных ранее сумм отпускных. Для отражения расчетов с работником по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска применяется счет 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Нереальная к взысканию дебиторская задолженность в данной ситуации может быть списана с балансового учета без отражения на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Согласно ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодное предоставление оплачиваемого отпуска сотрудникам является обязательным. При этом предоставление отпуска пропорционально отработанному времени законом не предусмотрено. Поэтому может возникнуть ситуация, когда сотрудник, отгулявший отпуск, увольняется до того, как приобрел необходимый для такого отпуска стаж. В этом случае работодатель имеет право на удержание за те дни отпуска, права на которые имеющийся у работника стаж не дает (за исключением случаев, когда удержание запрещено) (ч. 2 ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласия работника на это не требуется.
В рассматриваемой ситуации сотрудник увольняется по собственному желанию. Данное
основание прекращения трудового договора дает возможность работодателю произвести удержание за неотработанные дни отпуска из полагающейся работнику суммы выплаты. При этом удержание не должно превышать 20% выплачиваемой работнику суммы (ч. 1 ст. 138 Трудового кодекса Российской Федерации).
В ситуации, когда сумма за неотработанные дни отпуска превышает размер возможного удержания из выплачиваемой сотруднику суммы, оставшуюся часть сотрудник может внести добровольно. В то же время взысканию в судебном порядке данная сумма не подлежит. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 25.10.2013 № 69-КГ13-6. Это определение включено в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2013 г. (п. 5 раздела «Судебная практика по гражданским делам»).
Согласно п. 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), методом «Красное сторно» производится исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета. В Вашей ситуации отпуск был предоставлен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Несмотря на тот факт, что сотрудник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого он получил авансом ежегодный оплачиваемый отпуск, говорить о наличии ошибки, связанной с неправильно произведенным ранее начислением, нельзя. Соответственно, бухгалтерские записи методом «Красное сторно» в этой ситуации не оформляются. На данное обстоятельство указывают также разъяснения специалистов финансового ведомства. Так, в письме Минфина России от 28.02.2014 № 02-06-10/8795 отмечено, что исправление начисления заработной платы способом «Красное сторно» производится в случае наличия счетной ошибки.
В соответствии с положениями п. 220, 221 Инструкции № 157н для отражения расчетов по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, применяется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат».
Напомним, что все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы, в том числе по компенсации затрат,
поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета «доходной» операции в рамках вида деятельности «2». Данный порядок учета не препятствует принятию в учреждении самостоятельного решения о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением государственного задания.
Таким образом, для отражения расчетов с работником по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска учреждением обоснованно применен счет 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
В рассматриваемой ситуации заработная плата сотруднику начисляется по КФО «4», а расчеты по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска - по КФО «2». Исполнение дебиторской задолженности за счет иного источника финансового обеспечения отражается в учете бюджетного учреждения с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см., к примеру, письмо Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
Отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее -Комиссия) (п. 339 Инструкции № 157н). С 2016 г. полномочия Комиссии в плане принятия такого решения существенно расширились.
Соответствующие изменения в Инструкцию № 157н внесены приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Кроме того, при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания
задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового
учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается (абз. 4 п. 339 Инструкции № 157н).
В рассматриваемой ситуации не предполагается добровольное погашение должником создавшейся дебиторской задолженности. Кроме того, нет возможности удержать всю сумму из заработной платы работника. Взысканию в судебном порядке данная сумма не подлежит. То есть Комиссией учреждения обоснованно может быть принято решение о списании такой задолженности с баланса без отражения на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в данной ситуации будут оформлены следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет счета 2 209 30 560 Кредит счета
2 401 10 130 - отражено начисление суммы задолженности работника за неотработанные дни отпуска (абз. 7 п. 109 Инструкции № 174н);
2) Дебет счета 4 30211 730 Кредит счета
4 304 03 730 - отражено удержание 20% от суммы выплачиваемой при увольнении заработной платы в счет погашения задолженности за неотработанные дни отпуска (п. 139 Инструкции № 174н);
3) Дебет счета 4 304 03 830 Кредит счета
4 304 06 730 - отражен перенос удержанной суммы заработной платы с КФО «4» для исполнения дебиторской задолженности, принятой по КФО «2» (абз. 2 п. 146 Инструкции № 174н);
4) Дебет счета 2 304 06 830 Кредит счета
2 209 30 660 - отражено исполнение дебиторской задолженности за счет удержания заработной платы по другому источнику финансового обеспечения (абз. 5 п. 147 Инструкции № 174н);
5) Дебет счета 2 401 10 173 Кредит счета
2 209 30 660 - списана на основании решения Комиссии учреждения нереальная к взысканию дебиторская задолженность без отражения на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 110 Инструкции № 174н, абз. 4 п. 339 Инструкции № 157н).
Пример 4. В потребительском обществе (некоммерческая организация) есть
председатель Совета и председатель Правления. Ни с одним из них не заключен трудовой договор. Они выполняют обязанности на общественных началах. Оба являются учредителями общества наряду с еще тремя физическими лицами. В уставе общества указано, что председатель Совета работает на общественных началах, а с председателем Правления может быть заключен трудовой договор. При этом с председателем Правления трудовой договор не заключался.
Наемных работников нет. Ни по трудовым договорам, ни по договорам гражданско-правового характера никто не работает.
До 30.04.2016 был расторгнут трудовой договор с бухгалтером, за апрель форму СЗВ-М сдали только со сведениями бухгалтера.
Необходимо ли сдавать форму СЗВ-М за май с данными председателя Правления, а также подавать уточненную форму СЗВ-М за апрель и включать в нее сведения о председателе Правления и о председателе Совета?
Включать в четвертый раздел формы СЗВ-М сведения о председателе Совета и председателе Правления некоммерческой организации необходимости нет, поскольку в рассматриваемой ситуации они не подпадают под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство. Однако оснований для непредставления данной формы отчетности в территориальный орган ПФР в установленные сроки по причине отсутствия застрахованных лиц действующим законодательством не
предусмотрено.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), предусмотренные настоящей статьей по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной
постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п (далее - форма СЗВ-М).
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к которым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций.
Данная форма отчетности преследует цель выявления и учета работающих пенсионеров, а потому в четвертом разделе формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» указываются данные обо всех застрахованных лицах -работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские
лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Отметим, что обязанность страхователя в установленный законом срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах закреплена в ст. 15 Закона № 27-ФЗ. При этом сформулирована данная обязанность императивно и каких-либо исключений не содержит. Исходя из этого можно предположить, что отчетность по форме СЗВ-М должна представляться всеми страхователями в установленные сроки даже при отсутствии у них застрахованных лиц. В частности, отдельные территориальные органы ПФР рекомендуют в подобных случаях представлять «нулевую» форму СЗВ-М, то есть без заполнения раздела 4 «Сведения о застрахованных лицах» (см., например, информацию отделения ПФР по Кировской области, с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке:
http://www.pfr.kirov.ru/node/2073), аргументируя это тем, что в случае непредставления страхователем отчетности к нему могут быть применены финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Однако, на наш взгляд, в отсутствие лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, применить штрафные санкции к страхователю будет невозможно.
Отделение ПФР по г. Москве и Московской области также сообщает, что отсутствие начисления страховых взносов и заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров не может являться основанием для непредставления данной отчетности, указывая, что в отчет по форме СЗВ-М должны быть включены сведения об учредителе, исполняющем обязанности
руководителя организации, поскольку на него распространяется обязательное пенсионное страхование независимо от отсутствия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора (см. ответ на Вопрос 3, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.pfrf.rU/branches/spb/info/~vopros_otvet/3 324). Полагаем, что подобный подход, по всей видимости, рассчитан на единственного учредителя коммерческой организации, но вряд ли его можно применить к членам некоммерческой организации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 29 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. В противном случае это было бы распределением прибыли.
Порядок управления деятельностью
некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами (п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ). Соответственно, если учредительными документами в качестве высшего органа управления некоммерческой организации определен Совет, то председатель Совета и его члены могут получать лишь компенсацию понесенных ими расходов, связанных с участием в работе Совета, но никак не заработную плату. Иными словами, председатель Совета наемным работником не является, а потому не подпадает под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство.
В целях осуществления текущего руководства деятельностью некоммерческой организации по решению высшего органа управления могут быть образованы исполнительные органы
некоммерческой организации (п. 1 ст. 30 Закона № 7-ФЗ). Такие органы (орган) осуществляют текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетны высшему органу управления некоммерческой организации. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законодательством и ее учредительными документами (п. 2 ст. 30 Закона № 7-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации исполнительным органом является правление некоммерческой организации, возглавляемое председателем. Вопрос о том, должен ли с председателем правления заключаться трудовой договор, зависит от того, предполагает ли осуществление им своих полномочий выполнение трудовой функции (ст. 17 Трудового кодекса Российской Федерации), под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации). То есть существенными признаками трудовых отношений являются: наличие соответствующего соглашения, личное выполнение трудовой функции, выполнение трудовой функции за плату, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работнику условий труда.
Трудовая функция обязательно указывается в трудовом договоре. Даже в том случае, когда сотрудник фактически допущен к работе без оформления письменного трудового договора (приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя), трудовой договор с ним считается заключенным, несмотря на отсутствие письменного оформления. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех
рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, например, в одном из дел суд связал осуществление полномочий председателя президиума центрального совета общественной организации с выполнением трудовой функции, содержанием которой являлось осуществление текущего руководства
деятельностью организации, заключение договоров гражданско-правового характера, ведение переговоров, осуществление контроля за местными организациями, издание приказов, распоряжений, осуществление приема, увольнения работников и т.п. Суд также принял во внимание, что выполнение трудовой функции осуществлялось в рабочее время, за выполнение возложенных обязанностей работник -председатель президиума получал заработную плату согласно штатному расписанию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2006 № А33-10289/2006-Ф02-5872/06-С1).
Однако, по условиям вопроса, исполнение председателем правления возложенных на него полномочий вытекает из его членства в некоммерческой организации и регулируется учредительными документами и решениями общего собрания членов. В такой ситуации правоотношения, возникающие между
некоммерческой организацией и председателем правления вследствие избрания его на указанную выборную должность, по нашему мнению, не могут быть приравнены к трудовым отношениям (см. решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2015 по делу № А26-4933/2015, решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.02.2015 по делу № А24-5897/2014).
Полагаем, что при таких обстоятельствах председатель правления некоммерческой организации также не подпадает под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство. Соответственно, указывать его в форме СЗВ-М нет необходимости.
Подчеркнем, что каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 -ФЗ.
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
4. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
8. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»: приказ Минфина России от 01.03.2016 № 16н.
9. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
10. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
11. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
12. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
13. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
14. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
15. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
16. Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2013 № 69-КГ13-6.
17. Письмо Минфина России от 28.02.2014 № 02-06-10/8795.
18. Письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346.
19. Письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-10/31347.
20. Письмо Минфина России от 10.07.2014 № 16-01-08/33028.
21. Письмо Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651.
22. Письмо Минфина России от 24.04.2015 № 02-10-09/23856.
23. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
24. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.02.2015 по делу № А24-5897/2014.
25. Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2015 по делу № А26-4933/2015. Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления: приложение 5.1 к приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
26. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2006 № А33-10289/2006-Ф02-5872/06-С1.
27. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
28. Форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах»: утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.