Теворкъян Д. П.,
канд. юрид. наук, доцент Дагестанского госуниверситета
ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ В ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕФОРМ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
(1900-1917 гг.)
В начале XX века Дагестанская область в составе Российской империи представляла собой административную единицу Кавказского края. Она разделялась на 9 округов: Темир-Хан-Шуринский, Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Самурский, Гунибский, Андийский, Аварский, Кази-Ку-мухский, Кюринский, а также 3 городских единицы — Дербентское градоначальство, управления областного центра — города Темир-Хан-Шура и портового города Петровска. Каждый округ делился на участки
Управление областью во главе с военным губернатором, начальниками округов и участков именовалось «военно-народным» еще с момента образования области после окончания Кавказской войны в 1860 г., когда административными начальниками были назначены российские военные офицеры, имевшие право применять военную силу против «мятежников», а «народный» элемент представляли окружные суды, получившие право разбирать дела не по российским законам, а по адатам и шариату, с правом отмены любого их решения административным начальником.
За пределами Дагестанской области по-прежнему находились соседние территории, населенные дагестанцами — Закатальский и Хасавюртовский округа. Наместник Кавказа Воронцов-Дашков считал, что «лучше» присоединить Закатальский округ к Дагестану, к которому он «тяготеет по однородности населения и экономическим интересам»2. Тем не менее, решение так и не было принято, хотя для выборов во II Государственную Думу был образован один избирательный округ, включавший Дагестанскую область и Закатальский округ.
По избирательному закону от 11 декабря 1905 года выборы в Государственную Думу предполагали три этапа — сельские общества избирали делегатов на участковые сходы, затем на них избирались делегаты на окружные сходы, которые выдвигали представителей на областное избирательное собрание. В Дагестанской области областное собрание, состоявшее из представителей 9 округов области и административно самостоятельного За-катальского округа, должно было избрать двух депутатов Думы.
1 Дагестанский сборник. Вып. 2. Темир-Хан-Шура, 1904. Адрес-календарь. С. 65—73.
2 Всепод даннейшая записка по управлению Кавказским краем ген.-ад. графа Воронцова-Дашкова. Тифлис, 1907. С. 128.
В рапорте «заведывающего полицией» на Кавказе министру внутренних дел от 8 мая 1906 года отмечалось, что в Дагестанской области от избрания выборщиков на участковые сходы отказалось поголовно сельское население Андийского и Гунибского округов, население Аварского округа, за исключением шести селений, жители пяти селений Даргинского округа, одного селения Темир-Хан-Шуринского округа и двух селений Самурско-го округа.
По поручению наместника военный губернатор Дагестанской области Тиханов 15 апреля 1906 года выехал в Гунибский, Аварский и Андийский округа, но поездка успеха не имела — население не изменило своего решения. 2 мая Тиханов сообщил, что окружные собрания не состоялись в Аварском, Андийском, Гунибском и Кази-Кумухском округах. Уклонение населения от выборов, по его словам, можно объяснить «неразвитостью и недоверчивостью его ко всяким переменам в существующем порядке управления»1.
В результате сроки созыва областного избирательного собрания были передвинуты, но и 26 мая 1906 года на открывшемся собрании, хотя и были выдвинуты кандидаты в депутаты Думы, сами выборы не состоялись — выборщики признали себя недостаточно правомочными из-за отсутствия представителей от ряда округов2.
Выборы во II Думу прошли в Дагестане в феврале 1907 года также при крайне низкой активности избирателей. Тем не менее, было все же избрано 2 депутата — Аланбек-Ала-оглы Кардашев и Бибала-бек Султанов, оба вошли во фракцию прогрессистов3.
3 июня 1907 года был опубликован манифест и указ императора о роспуске Думы. По новому избирательному закону сокращалось представительство от Кавказского края — с 29-ти депутатов до 10-ти. Дагестанская область и Закатальский округ составляли IV избирательный округ Кавказского края, от которого избирался теперь один депутат.
В выборах в III Думу снова не участвовала часть населения: в Аварском, Андийском и Гунибском округах, в 21 селении Даргинского округа, 12 селениях Темир-Хан-Шуринского округа, часть населения Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов. Тем не менее, на этот раз 14 октября 1907 года на областном собрании выборщиков был избран депутатом Думы Иб-рагимбек Гайдаров, который вошел в социал-демократическую, а затем в мусульманскую фракцию.
1 Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (далее — Рукоп. фонд). Ф. 1. Оп. 1. Д. 307. Л. 195—196.
2 Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала,1958. С. 326.
3 Члены II Государственной Думы. СПб., 1907. С. 18.
Деятельность III Государственной Думы продолжалась положенный по закону пятилетний срок и на ее заседаниях депутат от Дагестана И. Гайдаров занимал активную позицию в отстаивании интересов Дагестана, резко критиковал «военно-народную» администрацию области за применение старых методов управления.
В декабре 1908 — феврале 1909 гг. Государственная Дума провела 6 специальных заседаний по Кавказу, рассматривая так называемый «кавказский запрос», который был предъявлен правительству от имени крайне правых депутатов. Они выражали беспокойство по поводу бездействия кавказских властей, где в «угрожающих размерах» развивается революционное движение, совершаются многочисленные теракты, грабежи и усиливается сепаратизм и требовали немедленного смещения всей высшей администрации во главе с наместником1.
И. Гайдаров в своем выступлении на заседании Думы 28 января 1909 года подробно изложил тяжелое положение зависимых крестьян Дагестана, выступления которых причислили к сепаратизму, и требовал от правительства отменить «позорный институт» зависимых отношений крестьян к зем-левладельцам-бекам 2.
В проекте резолюции Думы, предложенной кадетами, указывалось, что кавказская администрация «совершенно неосновательно» обвиняется в либеральных стремлениях, а население — в политическом сепаратизме, а представленные факты объясняются самой системой управления, которая основана на устранении местного населения от «заведования местными делами» и ведет к «моральному разъединению» между администрацией и народом. Кадеты предлагали потребовать от правительства полностью отменить остатки крепостнических отношений и ввести земские учреждения, принять меры к удовлетворению культурно-национальных и религиозных требований местного населения Кавказа 3.
Тем не менее, Дума приняла более «умеренную» резолюцию, в которой говорилось о необходимости расследовать злоупотребления местных властей на Кавказе, «упорядочить» земельные отношения и провести реформу городского и земского самоуправления. При этом запрос правительству был снят 4. Несмотря на острое и многодневное обсуждение кавказских проблем в Думе, правительство не предпринимало никаких шагов по их решению.
В ноябре 1912 года открылись заседания IV Государственной Думы, членом которой от Дагестанской области был избран Магомед Далгат, так-
1 Кавказские депутаты в III Государственной Думе. Баку, 1912. С. 193.
2 Там же. С. 163-166.
J Там же. С. 80—81.
4 Там же. С. 91-92.
же активно участвовавший в работе по разработке проекта реформы управления на Кавказе и в Дагестане.
Его позиция прозвучала и в апреле 1913 года, когда в Дагестане была объявлена реформа сельского управления, которая заключалась в реорганизации сельских обществ и введении в них письмоводства на русском языке. Однако планируемые мероприятия так и не удалось провести до конца. В области началось активное общественное движение против реформы письмоводства, в ходе которого многие сельские общества отказывались содержать новых писарей, отправляли многочисленные прошения и направляли делегатов к областным властям и даже в Тифлис с просьбой отменить нововведения
Депутат Государственной Думы от Дагестана М. Далгат направил специальное письмо наместнику, в котором просил отложить введение русских писарей, так как «не представляется никакой возможности найти среди туземцев годный для писарей контингент лиц», а писари, приглашенные со стороны, не зная местных языков, сами окажутся в «безвыходном положении», так как даже старшина, судьи и тем более все остальные жители не смогут объясняться с писарем, не зная русского языка. Далгат предлагал ввести трехгодичные курсы при Дагестанском народном суде для подготовки писарей с обучением их русскому и арабскому языкам и начать постепенный перевод всех судебных решений и других актов, которые находятся в архиве окружных управлений, с арабского на русский язык2.
В 1913 году в Думе в очередной раз активизируется обсуждение вопроса о реформах в Дагестанской области. 21 июня 1913 года рассматривался законопроект о прекращении зависимых отношений в Дагестанской области и Закатальском округе. От думской комиссии выступил депутат Харламов, который заявил, что повинности носят публично-правовой характер как «подать за управление», основанием для ее взимания является не земля, а рабочая сила 3. Он также считал, что государство, признавшее и охранявшее бекские повинности в течение 50 лет в целях «упрочения владения этим краем», должно прекратить эти отношения за свой счет, не налагая новых расходов на население области4. Не настаивая на своем мнении, докладчик призвал депутатов принять закон в «порядке спешности» и покончить с «остатками крепостного права на Кавказе, затянувшемся по вине русских властей до настоящего времени»5.
1 Очерки истории Дагестана. Т. 1. С. 361—362.
2 Рукоп. фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 109. Л. 16—16а.
3 Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографический отчет 1913 года. Сессия 1. Часть II. СПб., 1913. С. 2372-2373.
4 Там же. С. 2380.
5 Там же. С. 2381.
Законопроект был принят в трех обсуждениях без прений, а 22 июня 1913 года утвержден в окончательной редакции. 7 июля 1913 года Закон «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих местностях установлений по крестьянским делам» был утвержден императором
В августе 1913 года на заседании Государственной Думы депутаты единогласно приняли решение рекомендовать наместнику разработать проект закона об упразднении военно-народной системы «повсюду в Закавказье» и замене ее административным устройством на «общих началах» с остальными местностями края2.
Казалось, что после вступления России в Мировую войну в августе 1914 года какие-либо изменения в системе управления возможны только в целях осуществления оборонительных мер, однако в августе 1915 года около 70 депутатов IV Государственной Думы попытались внести законодательное предложение о введении земских учреждений в Закавказье. В нем предлагалось ввести земское положение 1890 года с изменениями, обусловленными местными особенностями края. Но этот проект был остановлен в результате отрицательного заключения Министерства внутренних дел. Управляющий МВД кн. Щербатов в своем заключении сообщал, что хотя сам проект в принципе «правильный», но осуществление этой реформы в условиях войны «представлялось бы едва ли своевременным»3.
В 1916 году отголосками проекта земской реформы стали совещания, проведенные в Тифлисе и Темир-Хан-Шуре. Весной в Тифлисе состоялось «частное совещание» членов совета наместника по вопросу об основных положениях законопроекта о введении земства в Закавказье 4. Совещание высказалось за введение бессословного земства, введение мелкой земской единицы оно посчитало преждевременным по условиям «культурного развития и материального положения сельского населения». Было решено разделить избирателей на 3 курии: землевладельческую, крестьянскую и общую — для горожан и плательщиков земского сбора с фабрик и торговых предприятий в округах. Всех должностных лиц земских учреждений решили назначать и утверждать через наместника 5.
Был рассмотрен вопрос о территориальном разделении края в связи с введением земских учреждений. В Дагестанской области предполагалось создать одно областное и 3 уездных земства, включив в первый земский уезд
1 Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXXIII. Отдел. 1. № 39734.
2 Дагестанские областные ведомости. 1913, 5 августа. № 32.
3 Мильман А.Ш. Политический строй Азербайджана в XIX — начале XX веков. Баку, 1966. С. 293.
4 Итоги краевого земского совещания на Кавказе. Тифлис, 1916. С. 32.
5 Рукоп. фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 202. Л. 68—73.
округа Темир-Хан-Шуринский и Даргинский, города Темир-Хан-Шуру и Петровск, во второй уезд — Андийский, Аварский, Гунибский, Кази-Ку-муский округа, в третий уезд — округа Кайтаго-Табасаранский, Кюринский, Самурский и город Дербент
На финансовой секции обсуждались вопросы о бюджете будущих земств. Было отмечено, что наибольший дефицит, т.е. нехватка доходов для предполагавшихся расходов на содержание земских органов будет в Дагестанской области. Поэтому было признано желательным освободить земства области от обязательных краевых расходов и установить «воспособление» из казны в течение 6 лет2.
Материалы этого совещания легли в основу законопроекта о введении земства на Кавказе. В конце 1916 года правительству был представлен проект положения о земских учреждениях Закавказья, но он так и не был утвержден \
В октябре 1916 года в Темир-Хан-Шуре в здании городского общественного управления по инициативе члена IV Государственной Думы М. Далгата состоялось собрание, на котором присутствовали военный губернатор Дагестанской области кн. Дадешкелиани, его помощники, представители местной мусульманской интеллигенции, чины городского управления. Далгат попросил участников высказаться о земской реформе. Ряд участников собрания высказались за обязательное введение бессословного земства и создание в области 4 земских учреждений, в т.ч. областного земства. В газете «Дагестанские областные ведомости», сообщавшей о проведении собрания, говорилось: «Прения затянулись до 12 часов ночи и носили очень оживленный характер»4. К сожалению, как показали ближайшие события 1917 года, время прений давно прошло, уже было упущено и время для принятия решений о долгожданных реформах.
Несмотря на неудачу авторов и сторонников административных реформ на Кавказе, в том числе — в Дагестанской области, сам факт проведения выборов в Государственную Думу — представительный и законодательный орган империи свидетельствовал, что дагестанцы осознали себя частью единого российского государства. В 1913 году Дума приняла закон об отмене зависимых отношений дагестанских крестьян и землевладельцев. Избранные от Дагестана депутаты использовали трибуну Государственной Думы, а также имеющиеся формы воздействия на краевую и областную администрацию для отстаивания необходимости преобразований, прежде всего, предоставления области равного правового статуса с другими регионами в составе Российской империи в части политических и социальных прав.
1 Рукоп. фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 202. Л. 75.
2 Там же. С. 29—30.
3 Милъман А.Ш. Указ. соч. С. 294.
4 Дагестанские областные ведомости. 1916, 30 октября. № 44.