ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 324, 328, 329 Борис ГУСЕЛЕТОВ
ВЫБОРЫ 2017 ГОДА В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Аннотация. В последнее десятилетие политические системы стран Евросоюза столкнулись с рядом серьёзных вызовов, которые привели к их существенной трансформации. Эти вызовы связаны с недавним мировым экономическими кризисом, оказавшим существенное влияние на различные сферы жизнедеятельности государств, включая политическую. Важную роль сыграл и миграционный кризис, вызвавший рост ксенофобии и национализма. Этим умело воспользовались представители популистских движений. В ходе прошедших в 2017 г. выборов эти тенденции проявилась далеко не повсеместно. В большинстве европейских стран политические системы продолжают демонстрировать устойчивость по отношению к популизму и национализму.
Ключевые слова: политическая система, выборы, политические партии, Евросоюз.
Общие замечания
После Второй мировой войны в большинстве стран Европы сформировалась модель партийно-политической системы, основанная на доминировании двух массовых политических партий (или их коалиций), чаще всего правоконсервативной и левоцентристской ориентации, попеременно сменяющих друг друга у власти. Со временем в ряде стран (Австрия, Германия, Нидерланды и некоторые другие) эти партии даже создали большие правящие коалиции. Определённую роль в этих странах играли либеральные партии, которые, в случае если ни одна из этих ведущих партий не набирала необходимого большинства, оказывали решающее влияние на состав правительства [Parties and Elections in Europe, 2017].
При этом долгие годы на периферии политических систем этих стран существовали маргинальные партии праворадикального (националистического) и леворадикального (коммунистического) толка, которые практически не влияли на фор-
© Гуселетов Борис Павлович - д.полит.н., в.н.с., Центр партийно-политических исследований, Институт Европы Российской академии наук. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: bguseletov@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220181828
мирование правительств. Со временем в них возникли партии новой формации ("зелёные", "пираты", "новые левые", "умеренные национал-патриоты" и т.д.), которые стали отвоевывать свои политические ниши.
Кроме того, на Европу, хотя и в меньшей степени, чем на США, оказал влияние общемировой тренд трансформации института политических партий, выразившийся в преобразовании массовых партий с чёткой идеологической направленностью [Дюверже, 2005: 98] в так называемые "рыночные" партии с размытой идейной ориентацией и отсутствием традиционной аппаратно-организационной структуры, использующих маркетинговые стратегии для завоевания своей доли политического рынка [Kunz, 2004].
Помимо этого, в последние 10-12 лет под влиянием вызовов, с которыми столкнулся ЕС (ратификация Конституции ЕС в 2005-2006 гг., финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., рост террористических угроз 2015-2016 гг., миграционный кризис 2015 г., брекзит-2016 г. и другие), политические системы в ряде стран Евросоюза вступили в полосу преобразований [Борко, 2017: 123-144].
Прошедший 2017 г., в ходе которого в десяти государствах Европы прошли президентские и парламентские выборы, был показательным, подтвердив наличие отмеченных выше тенденций. В семи странах - членах ЕС были избраны новые составы парламентов (Австрия, Болгария, Германия, Нидерланды, Северная Ирландия, Франция, Чехия), и в трёх государствах были выбраны новые президенты (Германия, Словения, Франция). Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют выборы в четырёх странах: Германии, Франции, Австрии и Нидерландах.
Итоги выборов в странах Евросоюза
Франция
23 апреля и 7 мая прошли выборы нового президента Франции, а 11 и 18 июня -выборы в нижнюю палату французского парламента Национальное собрание (НС). Во Франции, которая является президентско-парламентской республикой, пост всенародно избранного президента является ключевым в системе власти, хотя при формировании правительства он должен получить поддержку большинства депутатов НС. Долгие годы Франция была в некотором смысле образцом традиционной политической модели для стран ЕС. Правоцентристская Республиканская партия (РПФ), наследница голлистского движения, и левоцентристская Социалистическая партия (ФСП) при поддержке её партнёров регулярно сменяли друг друга у власти. Правда, в течение последних тридцати лет постепенно росла популярность национал-консервативного "Национального фронта" (НФ).
По итогам предыдущих президентских и парламентских выборов 2012 г. ФСП получила полный контроль над исполнительной и представительной ветвями власти на национальном уровне. Франсуа Олланд стал президентом страны, а ФСП получила 280 (вместе с партнёрами по правящей коалиции 351 место) из 577 мест в Национальном собрании. Она также имела большинство мест в верхней палате (сенате) и в большинстве региональных, департаментских и местных советов.
Однако по итогам президентских выборов 2017 года представитель ФСП, бывший министр образования Бенуа Амон набрал лишь 6,36% голосов, заняв в первом
туре лишь пятое место и проиграв даже лидеру леворадикального движения "Непокоренная Франция" Жан Люку Меланшону, набравшему 19,58%. Неудача постигла и кандидата от РПФ, бывшего премьер-министра страны Франсуа Фийона, занявшего лишь третье место с результатом 20,01%.
Победу на выборах неожиданно одержал Эмманюэль Макрон, самый молодой кандидат, имеющий небольшой опыт работы в правительстве социалиста М. Вальса. Он представлял идеологически неопределённое движение "Вперёд!", созданное за несколько месяцев до выборов. Уже в первом туре он занял первое место, набрав 24,01% голосов, опередив главу НФ депутата Европарламента Марин Ле Пен, которая набрала 21,3% [Фёдоров, 2017: 59-65].
Парламентские выборы, прошедшие вскоре после президентских, подтвердили перезагрузку партийно-политической системы Франции. Уверенную победу на них одержала президентская коалиция, состоящая из партии Э. Макрона "Вперёд, Республика!", возникшей на базе движения "Вперёд" после президентских выборов, и центристской партии МоБеш, Франсуа Байру. Она получила 350 из 577 мест в парламенте: 308 депутатов имеет "Вперёд, Республика!" и 42 - партия Байру [Бунин, 22.06.2017].
Позиции прежних правящих партий ФСП и РП оказались резко ослабленными, так же как и националистического НФ. Произошло масштабное обновление не только традиционной партийной системы Франции, но и состава НС, 3/4 членов которого (435 из 577) впервые стали депутатами.
Сокрушительное поражение потерпели социалисты. Если на предыдущих парламентских выборах 2012 года они получили 34,4% голосов, то в 2017 г. в первом туре партия набрала лишь 9,5% голосов и только 34 социалиста стали депутатами (вместе с союзниками 44). Это самый плохой результат для ФСП с 1969 г. Почти 90% членов партии её покинули, ведущие социалисты проиграли парламентские выборы. Уже в первом туре потерпели поражение Б. Амон и первый секретарь ФСП К. Камбаделис, который ушёл в отставку. Политическое выживание ФСП в нынешнем виде представляется нам маловероятным. Даже леворадикальная партия Меланшона "Непокорённая Франция!" формально показала лучший, чем ФСП, результат, набрав 11%, и в перспективе может стать победителем в борьбе за левый электорат.
Республиканцы получили 21,5% голосов в первом туре и в итоге вместе с союзниками получили 125 мест в НС. Это хуже, чем в 1981 году, когда был установлен антирекорд, тогда у правых и центристов было 150 депутатов.
При этом большой проблемой для РПФ является то, что её сторонники всё больше переориентируются на Макрона: 58% её избирателей удовлетворены деятельностью президента. В итоге "Республиканцы" и их союзники разделились на три фракции: сторонники А. Жюппе, которые готовы работать с Макроном; радикальная оппозиционная фракция во главе с Л. Вокье, намеренная возродить сильную правую партию, и умеренно оппозиционная фракция во главе с К. Бертан и Ф. В. Пекресс, желающая успеха Макрону, но не готовая участвовать в его правительстве. Так что перспективы РПФ, хотя и выглядят более оптимистично, чем у социалистов, остаются достаточно туманными.
НФ на парламентских выборах получил лишь 13,2% голосов (в 2012 г.- 13,6%) и хотя 120 его кандидатов вышли во второй тур, лишь восемь стали депутатами. Сама Марин Ле Пен победила в своём округе, что несколько смягчило кризис в партии и укрепило её личные позиции. Перспективы НФ также не очень хороши: у партии нет союзников, электоральные резервы невысоки, при этом она постоянно сталкивается с враждебностью общественного мнения.
Но не всё понятно и с партией Макрона "Вперёд, Республика!", идеологическая платформа которой ещё далека от завершения. Макрон заявил, что его партия "и левая, и правая", хотя сам он получил наиболее высокий результат у избирателей, имеющих высокие доходы и в большей степени удовлетворённых своим положением. Поэтому, скорее всего, эта партия вынуждена будет постепенно сдвигаться в сторону правого центра.
Французский социолог П. Перрино [Perrineau P. "Aucun second tour n'est jamais totalement plié"] считает, что в последнее время в западных странах цель выборов заметно меняется: на них всё чаще не выбирают национальных лидеров, а выражают недоверие власти. И такое голосование приводит к серьёзным трансформациям политических систем этих стран.
Германия
Не менее интересные результаты принесли парламентские выборы в Германии, прошедшие в сентябре 2017 г. Их главная отличительная особенность - резкое падение популярности обеих ведущих партий Германии: правоцентристского блока ХДС/ХСС и левоцентристской социал-демократической партии (СДПГ).
И хотя блок ХДС/ХСС, возглавляемый действующим канцлером Ангелой Мер-кель, вновь занял первое место, христианские демократы показали наихудший результат за 12 лет своего правления - 33%, потеряв почти 9% по сравнению с выборами 2013 года.
СДПГ, которую накануне выборов возглавил бывший глава Европарламента Мартин Шульц, заявивший в ходе кампании, что социал-демократы при любом результате не пойдут на создание очередной "Большой коалиции" с ХДС/ХСС, также показала самый низкий результат - 20,5%, что на 5% меньше, чем четыре года назад.
Особенностью этих выборов стало и третье место националистической и ев-роскептической партии "Альтернатива для Германии" (АдГ), набравшей 12,6% голосов, что почти на 8% больше, чем на предыдущих выборах. Если просто сложить потерянные ХДС/ХСС и СДПГ голоса, то получится почти столько же, сколько набрала на этих выборах "АдГ". Велик соблазн объяснить успех правых популистов именно так, но это было бы явным упрощением. Хотя бы потому, что на выборах 2013 года они уже набрали 4,7%, и им лишь немного не хватило для того, чтобы пройти в бундестаг ещё четыре года назад. А в разгар миграционного кризиса АдГ заняла второе место на выборах в федеральной земле Саксония-Анхальт и даже в либеральном и космополитичном Берлине набрала почти 15% [Карцев, 25-092017].
Стоит отметить возвращение в бундестаг либеральной партии "Свободных демократов" (СвД, 10,7%), за которую проголосовала часть бывших избирателей
Современная Европа, 2018, №2
ХДС. Сохранили свои фракции в бундестаге леворадикальная партия "Левые" (9%) и партия "Зелёные" (8,9%).
Таким образом, эти выборы продемонстрировали значительную трансформацию сложившейся в Германии партийно-политической системы и снижение популярности всей системы власти, построенной Меркель, которая основана не на идейной конкуренции, а на консенсусе элит. Впервые в истории Германии в бундестаге будет шесть фракций, и при этом так называемые "малые партии" (АдГ, СвД, Левые и Зелёные) набрали почти столько же голосов, сколько "общенародные" партии (ХДС/ХС и СДПГ).
Но, как и предполагалось, главные трудности для ХДС/ХСС начались после выборов на этапе формирования правящей коалиции. После отказа СДПГ от сотрудничества с христианскими демократами, единственным вариантом создания такой коалиции для Меркель осталась "Ямайка" (по цветам флага этого государства) - чёрным (ХДС/ХСС), золотым (СвД) и зелёным ("Зелёные"). Однако переговоры о создании впервые в немецкой истории трёхпартийной коалиции завершились неудачей. И в конце 2017 г. Меркель пришлось опять обратиться к СДПГ с предложением реанимировать "Большую коалицию", которое дало согласие на ведение таких переговоров.
В конце концов общепартийный "плебесцит" СДПГ поддержал вхождение партии в "большую коалицию". Но, по мнению экспертов, её участникам на будущих выборах будет трудно сохранить даже свои нынешние результаты. А вот их радикалы, как справа, так и слева, могут свои результаты улучшить [Тимошенкова, 2018].
Нидерланды
15 марта 2017 г. состоялись выборы в нижнюю палату парламента Нидерландов (палата представителей). Их главной интригой стал вызов, брошенный правопопу-листской "Партией свободы" (ПС) Герта Вилдерса правящей "Народной партии за свободу и демократию" (НПСД) действующего премьер-министра Марка Рютте. Ряд аналитиков предполагали, что ПС, выступавшая за резкое сокращение иммиграции, принудительную ассимиляцию мигрантов, защиту "традиционных" меньшинств, пересмотр отношений с Евросоюзом вплоть до выхода из него, может занять на этих выборах первое место [Карцев, URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68321]. И это при том что ПС не имеет ни организационной структуры, ни института членства, а лишь сторонников по всей стране [Khan, 16 March 2017].
ПС набрала 13% голосов и получила в палате представителей 20 мест (на пять больше, чем на прошлых выборах). Победила НПСД, набравшая 21,2% и получившая 33 места. Остальные места заняли консерваторы из "Христианско-демократического призыва" (ХДП) и левые либералы из партии "Демократы-66" (Д-66). По 14 мест получили "Партия социалистов" (ПС) и "Зелёные левые" (ЗЛ). Провалилась некогда очень влиятельная социал-демократическая "Партия труда" (ПТ), получившая лишь девять мандатов, что на 29 меньше, чем на прошлых выборах. Эта неудача по мнению экспертов связана с участием ПТ в прошлом правительстве М. Рютте. Партия "Христианский союз" (ХС) получила 3,4 % и пять мест.
Современная Европа, 2018, №2
Успеху НПСД способствовали крайне высокая явка избирателей (81%) и жёсткая конфронтация голландских властей с министрами турецкого правительства из партии президента Эрдогана, приехавшими в Нидерланды агитировать проживающих там турок за реформу Конституции.
Новое правительство страны было сформировано после 228 дней переговоров на базе широкой либерально-консервативной коалиции, в которую помимо НПСД вошли ХДП, Д-66 и ХС, а М. Рютте сохранил пост премьер-министра. При этом левоцентристская Партия труда фактически оказалась оттеснена на политическую периферию, а праворадикальная ПС стремительно продолжает укреплять свои позиции в голландском обществе.
Австрия
15 октября в Австрии прошли досрочные выборы в нижнюю палату парламента - Национальный Совет (НС), назначенные в связи с разразившимся в стране правительственным кризисом, возникшим в связи с тем, что партии правящей коалиции социал-демократы (СДПА) и народники (АНП) не смогли договориться по основным политическим вопросам и сформировать работоспособное правительство.
Победу на этих выборах одержала АНП, во главе с её новым 31-летним лидером Себастьяном Курцем, который в предыдущем правительством был министром иностранных дел, Европы и интеграции. АНП набрала 31,4% голосов и получила 61 место в НС (на 14 больше по сравнению с предыдущими выборами). Интересно, что С. Курц шёл на выборы во главе избирательного списка, названного "Список Себастьяна Курца - новая народная партия".
СДПА, список которой на выборах возглавил бывший канцлер Кристиан Керн, заметно уступила народникам, набрав лишь 26.9% голосов, что дало социал-демократам 52 места в НС. СДПА лишь ненамного опередила ультраправую Партию свободы (АПС), Хайнца-Кристиана Штрахе, АПС набрала 29% голосов и получила 51 место (+ 13) в НС.
В нижнюю палату австрийского парламента вошли также либеральная проевро-пейская партия "NEOS - новая Австрия", практически сохранившая свои позиции в сравнении с предыдущими выборами, и Список Петера Пильца (бывшего члена и депутата от партии зелёных).
Достичь успеха С. Курцу и его партии во многом позволила его позиция по вопросу миграции. В ходе выборов он заявил о необходимости ужесточения миграционной политики, сокращения помощи беженцам, запрета экономической миграции и усиления контроля на внешних границах Евросоюза. Поэтому вполне естественным было предвыборное заявление С. Курца о готовности объединиться с АПС для получения парламентского большинства и формирования с этой партией коалиционного правительства.
В результате недолгих переговоров руководители АНП и АПС договорились о создании новой "малой правительственной коалиции", в которой С. Курц занял место канцлера, а Х.-К. Штрахе вице-канцлера [Швейцер, Грибовский, 2018].
Таким образом, ещё в одной из ведущих стран Евросоюза правые националисты усилили свои позиции и вошли в правительство. При этом левоцентристская СДПА
Современная Европа, 2018, №2
заметно ослабела. Тем не менее дальнейшее развитие ситуации в это стране во многом будет зависеть не от успехов новых властей в борьбе с миграцией, а от эффективности проводимой социально-экономической политики, устойчивости самого Евросоюза, разных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Итоги выборов в других европейских странах
Северная Ирландия
2 марта в Северной Ирландии прошли внеочередные парламентские выборы, которые были вызваны скандалом из-за нецелевого использования средств, выделенных на программу внедрения возобновляемой системы теплоснабжения. Премьер-министр и лидер правящей национал-консервативной "Демократической юнионистской партии" (ДЮП) Арлин Фостер, которая, будучи министром предпринимательства, курировала эту программы, отказалась временно уйти в отставку. В результате в отставку ушёл лидер социал-демократической партии "Шинн Фейн" и первый заместитель премьер-министра с мая 2007 г. Мартин Макгинесс, что привело к развалу правящей коалиции ["Martin_McGuinness_resigns_as_NI_deputy_first_min-ister", 10 January 2017].
На выборах в Национальную Ассамблею (НА) Северной Ирландии победу вновь одержала партия А. Фостер ДЮП, набравшая 28,1% и получившая 28 мест (-10 по равнению с предыдущими выборами 2016 г.). Второе место вновь заняла "Финн Шейн" во главе с новым лидером Мишель О'Нилл, набравшая 24% и получившая 27 мест (+ 1). На третье место вышла "Социал-демократическая лейбористская партия" Колама Иствуда. Либерально-консервативная "Ольстерская юнионистская партия" (ОЮП) во главе с Майком Несбиттом опустилась на четвертое место.
Эти выборы ознаменовали значительный сдвиг в политике Северной Ирландии, так как впервые ДЮП не получили большинства мест в НА.
Руководство "Шинн Фейн" подтвердило, что откажется от участия в коалиции с ДЮП, если та не изменит политику, и если её лидер А. Фостер останется премьер-министром до завершения расследования вышеуказанного скандала ["No revolt within DUP/ says Foster". 6 March 2017]. В результате разногласий между ДЮП и "Шинн Фейн" переговоры о создании нового правительства продолжаются до сих пор [Охошин, 2017].
"Шинн Фейн" предложила премьер-министру Великобритании Терезе Мей ввести совместное управление Северной Ирландией при равном разделении полномочий между британской и ирландской администрациями. Но та отвергла это предложение, так как оно может усугубить последствия брекзита и ещё больше обострить отношения между североирландскими партиями.
Ещё одна важная проблема, которая разделяет ДЮП и "Шинн Фейн" - будущее отношений этой страны с Евросоюзом. Руководство ДЮП категорически против того, чтобы Северная Ирландия осталась внутри общеевропейского рынка или таможенного союза после завершения брекзита, потому что это, по их мнению, будет угрожать целостности Соединённого Королевства. А Шинн Фейн, наоборот, убеждены, что страна должна остаться внутри единого рынка, а жители Северной Ирландии - получить гражданство ЕС. Таким образом, мы видим, что ещё в одной
европейской стране, пока ещё остающейся членом ЕС, парламентские выборы привели к затянувшемуся на многие месяцы правительственному кризису.
Болгария
26 марта 2017 г. в Болгарии прошли досрочные парламентские выборы - третьи за последние пять лет. Основными конкурентами на этих выборах были умеренно консервативная партия "Граждане за европейской развитие Болгарии" (ГЕРБ) экс-премьера Бойко Борисова и "Болгарская социалистическая партия" (БСП) Комелии Ниновой, выступающая за тесные связи с Россией.
Накануне прошедших в ноябре 2016 г. президентских выборов Борисов пообещал, что, если кандидат от ГЕРБа Цецка Цачева проиграет выборы, он уйдёт в отставку. Президентские выборы неожиданно выиграл независимый кандидат генерал Румен Радев, официально поддержанный БСП. После выборов Радев объявил, что он выступает за отмену европейских санкций в отношении России. По итогам этих выборов Б. Борисов подал в отставку, что привело к объявлению внеочередных парламентских выборов ["Bulgarian MPs Accept PM Borisov's Resignation", 16 November 2016].
В выборах 240 депутатов Национальной Ассамблеи (НА) приняли участие 20 политических партий и избирательных коалиций [Кандель, 28.03.2017]. Избирательный порог в 4% смогли преодолеть представители пяти партий и коалиций: партия ГЕРБ, набравшая 32,65% голосов избирателей; коалиция "БСП за Болгарию", включающая помимо БСП "Аграрный союз Александра Стамбулийски", "Компартию Болгарии" и ещё три малые партии, получившие 27,19%, коалиция "Объединённые патриоты", в которую вошли такие националистические партии как АТАКА, "Национальный фронт за спасение Болгарии", "Болгарское национальное движение" и другие, набравшие 9,07%, "Движение за права и свободы", представляющее интересы болгарских турок, - 8,99% и популистская партия "Воля" - 4,15%.
По результатам переговоров партия ГЕРБ сформировала новое правительство вместе с коалицией "Объединенных патриотов", а Б. Борисов сохранил пост премьер-министра. Таким образом, в Болгарии образовалось право-консервативное правительство с участием радикальных националистов, которые располагают квалифицированным большинством в парламенте.
Сам факт коалиции умеренно консервативной ГЕРБ с популистскими националистическими силами вызвал неоднозначную реакцию среди болгарских и европейских политиков и экспертов. Многие из них считают этот союз опасной сделкой, которая грозит стране ростом национализма и правам этнических меньшинств.
Чехия
20-21 октября в Чехии прошли очередные выборы в нижнюю палату парламента - палату депутатов (ПД). До этого в правительство, возглавляемое представителем социал-демократической партией (ЧСДП) Богуславом Суботкой, входили ещё две партии - партия бизнесмена Андрея Бабиша "Акция недовольных граждан" (AHO), не имеющая четкой идеологии, но входящая в Европарламенте во фракцию
либералов, и центристская партия Христианский союз - Чехословацкая народная партия (ХДС-ЧНП) Павла Белобрадека.
Как и предполагали социологи, убедительную победу на этих выборах одержала партия "АНО", которая набрала 29,64% голосов. Второе место заняла правая ев-роскептическая Гражданская демократическая партия, набравшая 11,32% голосов. Третьей стала Партия пиратов (ПП), которая впервые прошла в парламент, набрав 10,79%. Националистическая правопопулистская партия "Свобода и прямая демократия" (СН) во главе с предпринимателем чешско-японского происхождения То-мио Окамурой, также впервые прошедшая в парламент, заняла четвёртое место, набрав 10,64% голосов. На пятом месте оказалась Компартия Чехии и Моравии (КПБМ), получившая 7,76% голосов. И шестое место заняла бывшая правящая партия ЧСДП набравшая лишь 7,27% голосов, что стало самым низким результатом в её истории.
Ещё три другие партии оказались представлены в нижней палате парламента: бывший член правящей коалиции ХДС-ЧНП; правоцентристская партия "Традиции, ответственность, процветание 09" (TOP 09), и, наконец, Партия мэров и независимых (STAN). Таким образом, в палате депутатов оказались представлены девять партий, что делает ее сильно фрагментированной [Muller, Robert. "Czech Election Winner Babis CallsMinority Government 'Unrealistic"'. 24 October 2017].
63-летний A. Бабиш, которого многие считают популистом, стал новым премьером Чехии, сформировав правительство меньшинства, состоящее из представителей АНО и ряда беспартийных экспертов, так как все остальные парламентские партии отказались от сотрудничества с ним.
Заключение
Общим для прошедших в 2017 г. в десяти странах ЕС парламентских и президентских выборов было то, что они явно продемонстрировали дальнейшую тенденцию к размыванию сложившейся в них партийно-политической модели, опирающейся на две ведущие партии правоцентристской и левоцентристской ориентации. От неё больше пострадали левоцентристы, которые либо провалились (Франция, Нидерланды, Чехия), либо заметно ухудшили свои результаты (Австрия, Германия). Но даже там, где левоцентристы сохранили или улучшили свои результаты (Болгария и Северная Ирландия), они не вошли в правительство.
Везде, кроме Болгарии, ослабили свои позиции и правоцентристские народные партии, но пока что они в основном сохраняют свои позиции во власти.
Зато заметно усиливают в большинстве стран ЕС свои позиции правые радикалы (Австрия, Болгария, Германия, Нидерланды, Франция, Чехия), а в ряде стран они уже вошли в правящие коалиции. И скорее всего эти тенденции в ближайшие годы будут только усиливаться.
Вместе с тем можно отметить и ряд отличительных особенностей этих выборов, которые проявились в отдельных странах. Так, во Франции и Чехии победу одержали популистские партии без явной идеологической ориентации. Во Франции вообще сложившаяся в послевоенный период партийная система после последних выборов оказалась на грани полного развала и переформатирования.
В Северной Ирландии победу на выборах вновь одержала национал-консервативная "Демократическая юнионистская партия" (ДЮП), однако на фоне брекзита ей так и не удалось сформировать правящую коалицию, что привело к затянувшемуся на долгие месяцы правительственному кризису.
Список литературы
Борко Ю.А. (2017) Евросоюз в XXI в.: от триумфа к выживанию? Глава в монографии: Европа XXI века. Новые вызовы и риски / [Ал.А. Громыко, В.В. Журкин, В.П. Фёдоров и др.]; под общей редакцией Ал.А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История. 584 с. (Серия: Старый Свет -новые времена / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук). С. 123-144.
Бунин И.М. Какой будет новая партийная система Франции? Сайт московского Центра Карнеги. 22.06.2017. URL: http://carnegie.ru/commentary/7133.
Дюверже М. (2005) Политические партии. Пер. с франц. Изд. 3-е. М.: Академический проект; Королев, Парадигма. С. 98.
Кандель П. Парламентские выборы в Болгарии итоги и перспективы. Сайт международного дискуссионного клуба "Валдай". 28.03.2017. URL: http://ru.Valdaiclub.com/a/highlights/parlamentskie-v-bolgarii/.
Карцев Д. Больше, чем партия. Что показали выборы в Голландии. Сайт Фонда Карнеги. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68321.
Карцев Д. Поражение от победы. Как прошедшие немецкие выборы определили контуры следующих. Сайт Московского Центра Карнеги. 25-09-2017-URL; http://carnegie.ru/commentary/73208.
Охошин О. (2017) Политический кризис в Северной Ирландии: есть ли выход? Аналитическая записка №22, (№95). Сайт Института Европы РАН. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an95.pdf.
Тимошенкова Е.П. (2018) Успех "Альтернативы для Германии" на выборах в бундестаг 2017 г.: вызов для немецкой партийно-политической системы? Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2018. С. 9-13. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/THMomeHKOBa Уcпex_AДГ_нa_выбopax_фopмaт.pdf
Фёдоров С.M. (2017) Французские выборы 2017 г.: информация к размышлению. Выборы во Франции 2017 г.: итоги и перспективы - Elections in France - 2017: Results and Perspectives / [отв. ред. В.Я. Швейцер]. M.: Ин-т Европы РАН. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe, № 347). C. 59-65. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/347.pdf.
Швейцер В., Грибовский В. (2018) Австрия: консервативно-националистический альянс. Аналитическая записка №3, (№99). Сайт Института Европы РАН. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/ an99.pdf.
References
Borko YU.A. (2017) Evrosoyuz v XXI v.: ot triumfa k vyzhivaniyu? Glava v monografii: Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski / [Al.A. Gromyko, V. V. ZHurkin, V. P. Fyodorov i dr.]; pod obshchej redakciej Al.A. Gromyko, V. P. Fyodorova. M., SPb.: Nestor-Istoriya. 584 s. (Seriya: Staryj Svet - novye vremena / Federal'noe gos. byudzhetnoe uchrezhdenie nauki In-t Evropy Rossijskoj akad. nauk). S. 123-144.
Bunin I.M. Kakoj budet novaya partijnaya sistema Francii? Sajt moskovskogo Centra Karnegi. 22.06.2017. URL: http://carnegie.ru/commentary/7133.
Dyuverzhe M. (2005) Politicheskie partii. Per. s franc. Izd. 3-e. M.: Akademicheskij proekt; Ko-rolev, Paradigma. S. 98.
Kandel' P. Parlamentskie vybory v Bolgarii itogi i perspektivy. Sajt mezhdunarodnogo diskus-sionnogo kluba "Valdaj". 28.03.2017. URL: http://ru.Valdaiclub.com/a/highlights/parlamentskie-v-bolgarii/.
Karcev D. Bol'she, chem partiya. CHto pokazali vybory v Gollandii. Sajt Fonda Kamegi. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68321.
Karcev D. Porazhenie ot pobedy. Kak proshedshie nemeckie vybory opredelili kontury sleduyu-shchih. Sajt Moskovskogo Centra Karnegi. 25-09-2017-URL; http://carnegie.ru/commentary/73208.
Okhoshin O. (2017) Politicheskij krizis v Severnoj Irlandii: est' li vyhod? Analiticheskaya za-piska №22, (№95). Sajt Instituta Evropy RAN. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an95.pdf.
Timoshenkova E.P. (2018) Is the success of the "Alternative for Germany" in the election to the Bundestag 2017 a challenge for the German political and party system? Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of RAS, №1, 2018. P. 9-13. URL: '
http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/T0MomeHKOBa_ycnex_A^,r_Ha_Bw6opax_^opMaT.pdf
Fyodorov S.M. (2017) Francuzskie vybory 2017 g.: informaciya k razmyshleniyu. Vybory vo Francii 2017 g.: itogi i perspektivy - Elections in France - 2017: Results and Perspectives / [otv. red. V.YA. SHvejcer]. M.: In-t Evropy RAN. (Doklady Instituta Evropy = Reports of the Institute of Europe, № 347). C. 59-65. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/347.pdf.
Shvejcer V., Gribovskij V. (2018) Avstriya: konservativno-nacionalisticheskij al'yans. Analiti-cheskaya zapiska №3, (№99). Sajt Instituta Evropy RAN. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/ an99.pdf.
BBC web-site. "No revolt within DUP,' says Foster". 6 March 2017. URL: http://www.bbc.com/news/election-northern-ireland-2017-39173640.
"Bulgarian MPs Accept PM Borisov's Resignation". Sofia News Agency. 16 November 2016. Retrieved 17 November 2016. URL: Novinite.com.
Khan M. (2017) "Dutch election: everything you need to know as tricky coalition talks loom". Financial Times. Retrieved 16 March 2017.
Kunz V. (2004) Rational Choice. Frankfurt/New York, Campus Verlag.
"Martin McGuinness resigns as NI deputy first minister". BBC. 10 January 2017.
Muller, Robert. "Czech Election Winner Babis Calls Minority Government 'Unrealistic'". Web site of Reuters. Retrieved 24 October 2017.
Parties and Elections in Europe. Parliamentary Elections and Governments since 1945. European Parliament Elections. History and Political Orientation of Parties (2017) 556 P. URL: http://www.parties-and-elections.eu/referenceguide.html.
Perrineau P. "Aucun second tour n'est jamais totalement plié". Le Echos. URL:
https://www.lesechos.fr/elections/_presidentielle-2017/0211523897694-pascal-perrineau-cest-la-france-
profonde-qui-sest-vengee-lors-du-premier-tour-de-la-primaire-a-droite-2045407.php#DzT8Kz6ez0E16Yz1.99.
2017 Elections in the European Union: Common Features and Differences
Author. Guseletov B. Doctor of Political Sciences. Senior Research Fellow of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11/3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: bguseletov@mail.ru.
Abstract. In the last decade, political systems of the EU countries have faced a number of serious challenges, which have caused their significant transformation. These challenges are associated with the recent global economic crisis, characterized by deep changes in various spheres of life of the EU member states, including the political domain. The migration crisis has played its own important role, which has had a profound negative impact on the European countries leading to more pronounced xenophobia and nationalism. The representatives of populist ideological and political movements have taken advantage of it. Nevertheless, in the majority of the EU countries the political systems have demonstrated resilience towards populism.
Key words. Political system, elections, political parties, European Union.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220181828