Научная статья на тему 'Итоги выборов в бундестаг: новые вызовы - старые ответы'

Итоги выборов в бундестаг: новые вызовы - старые ответы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1165
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФРГ / ВЫБОРЫ В БУНДЕСТАГ / МЕРКЕЛЬ / ХДС/ХСС / СДПГ / АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ / НАРОДНЫЕ ПАРТИИ / МАЛЫЕ ПАРТИИ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимошенкова Екатерина Петровна

В статье анализируются последствия выборов в бундестаг 2017 г. для партийно-политической системы ФРГ. Особое внимание уделено анализу причин успеха правопопулистской партии “Альтернатива для Германии”, тому, как её позиции могут изменить партийно-политический ландшафт страны и повлиять на расклад сил между традиционными политическими игроками. Исследованы причины низких результатов ХДС/ХСС и СДПГ, вызовы, с которыми они сталкиваются, стратегии и риски “большой коалиции”. Даётся прогноз развития партийно-политической системы Германии, включая влияние итогов выборов на внешнюю политику Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тимошенкова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги выборов в бундестаг: новые вызовы - старые ответы»

УДК 323, 324

Екатерина ТИМОШЕНКОВА

ИТОГИ ВЫБОРОВ В БУНДЕСТАГ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ - СТАРЫЕ ОТВЕТЫ

Аннотация. В статье анализируются последствия выборов в бундестаг 2017 г. для партийно-политической системы ФРГ. Особое внимание уделено анализу причин успеха пра-вопопулистской партии "Альтернатива для Германии", тому, как её позиции могут изменить партийно-политический ландшафт страны и повлиять на расклад сил между традиционными политическими игроками. Исследованы причины низких результатов ХДС/ХСС и СДПГ, вызовы, с которыми они сталкиваются, стратегии и риски "большой коалиции". Даётся прогноз развития партийно-политической системы Германии, включая влияние итогов выборов на внешнюю политику Германии.

Ключевые слова: Партийно-политическая система, ФРГ, выборы в бундестаг, Меркель, ХДС/ХСС, СДПГ, Альтернатива для Германии, народные партии, малые партии, миграционный кризис, электоральные настроения, демократия, российско-германские отношения.

Федеральные выборы - всегда значимое политическое событие для граждан страны. Выборы в бундестаг 2017 г. оказались значимым событием не только для Германии, но и для Европы и мира в целом. Немецкие избиратели голосовали за партии, которые должны возглавить правительство ведущей страны ЕС, признанного игрока на международной арене. Как правило, партийно-политическая жизнь Германии не преподносила сюрпризов, правительство формировалось по итогам выборов достаточно быстро, его состав был предсказуем, канцлером становился кандидат от партии, набравшей наибольшее количество голосов. Ситуация 2017 г. оказалась сложнее. Немецкие избиратели ждали образования коалиции более пяти месяцев, на повестке дня впервые оказался вопрос о новых выборах.

Несмотря на победу блока ХДС/ХСС под руководством А. Меркель (32,9% голосов) и то, что СДПГ заняла второе место (20,5% голосов) результаты голосования трудно расценить иначе, чем серьёзный вотум недоверия двум народным партиям. Это выразилось не только в низких показателях правящих партий (поддержка избирателями ХДС/ХСС упала более чем на 8%, а социал-демократы показали худший результат за всю историю партии), но и в росте популярности правой партии

© Тимошенкова Екатерина Петровна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: katerinatim@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220182939

"Альтернатива для Германии" (12,6%), которая сумела стать третьей силой в нижней палате парламента. "Союз 90/Зелёные" набрал 8,9% голосов, "Левая" - 9,2%, СвДП - 10,7%1. В бундестаге 19-го созыва впервые с 1953 г. будут представлены семь партий: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз, Социал-демократическая партия, "Альтернатива для Германии", Свободная демократическая партия, "Союз 90/Зелёные", "Левая".

Итоги выборов в бундестаг 24 сентября 2017 г.

Партия Первые голоса, % Первые голоса, изменение в сравнении с 2013, % Прямые мандаты Вторые голоса, % Вторые голоса, изменение в сравнении с 2013, % Всего мест Всего мест, изменение в сравнении с 2013

ХДС 30,2 -7 185 26,8 -7,4 200 -55

СДПГ 24,6 -4,8 59 20,5 -5,2 153 -40

АдГ 11,5 9,6 3 12,6 7,9 94 94

СвДП 7 4,6 0 10,7 6 80 80

Левые 8,6 0,3 5 9,2 0,6 69 5

Зелёные 8 0,7 1 8,9 0,5 67 4

хсс 7 -1,1 46 6,2 -1,2 46 -10

Источник: Vorläufiges Ergebnis der Bundestagswahl 2017 - Sitzverteilung. URL: https://www.wahlrecht.de/news/2017/bundestagswahl-2017.html

Успех "Альтернативы для Германии" - вотум недоверия народным партиям

Устойчивый результат "Альтернативы для Германии" по итогам выборов, сопоставимый с результатами других малых партий, был предсказуем и прогнозируем. Но то, что ей удалось стать третьей политической силой в стране, а на Востоке Германии второй после ХДС, оказалось неприятным сюрпризом для всех. Разница в голосовании между "новыми" и старыми землями указывает на наличие проблем в интеграции бывшей ГДР в ФРГ, недостаточном внимании к нуждам восточногерманских граждан, возникновения у них ощущения обиды и неуверенности в завтрашнем дне. Это тревожный сигнал для всех партий, особенно для "левых" и социал-демократов, которые оказались в этом регионе на 4-м месте. Низкий результат СДПГ ставит под сомнение её статус "народной партии" в будущем.

1 Bundestagswahl 2017: Ergebnis, Sitzverteilung, Koalitionen, Kosten. URL: https://bundestagswahl-2017.com/ergebnis/ Дата обращения: 6.02.2018

Современная Европа, 2018, №2

Успех "АдГ" на выборах 2017 г. - это в значительной степени результат про-тестного голосования на фоне миграционного кризиса. 61% её сторонников признали, что основным мотивом их выбора стало желание преподнести правительству урок1. Недостаточное внимание во время предвыборных политических дебатов к волнующим граждан вопросам, сближение избирательных программ ХДС и СДПГ, особенно заметное после их участия в правительственных коалициях, по-видимому, вызывают у избирателей ощущение отсутствия выбора. Предпринимаемые правительством меры по ограничению потока беженцев и заявления ведущих политиков, в том числе канцлера А. Меркель о том, что ситуация 2015 г. больше не повторится, не убедили немецких граждан в способности политического истеблишмента правильно понимать их интересы и контролировать ситуацию. Половина избирателей (55%) были уверены, что ХДС в своей миграционной политике не берёт в расчет опасения граждан. При этом две трети тех, кто проголосовал за эту партию (66%) одобрили действия канцлера.2

Существенную роль в снижении доверия к союзу ХДС/ХСС сыграл спор между их лидерами А. Меркель и X. Зеехофером о верхней границе числа принимаемых беженцев. Ультимативный тон требований баварской партии создал у избирателей впечатление, что она готова пойти на разрыв со своим традиционным партнёром. Тем более что христианские социалисты вышли на выборы со своим программным документом - "Баварским планом", более жёстким в вопросах миграции и интеграции, чем агитационные положения ХДС3. Закономерно возник вопрос: "Насколько прочен и устойчив в действительности исторический союз двух консервативных партий, и может ли в будущем ХСС выступать на федеральном уровне отдельно от христианских демократов, так как одним из главных принципов этой партии было стремление не допустить возникновения на электоральном поле более правого игрока. Согласно социологическим опросам, проведённым исследовательским центром 1п£га1е81 &шар, 67% участвовавших в выборах считали, что "ХДС и ХСС больше не подходят друг другу". 40% приветствовали бы возможность голосовать за Христианский социальный союз не только в Баварии, но и по всей Германии4. Компромисс, достигнутый между ХДС и ХСС в результате спора, был воспринят многими как тактический маневр. Избиратели штрафуют партии, руководство которых не может скрыть существующие противоречия. В данном случае спор между политиками велся публично, жёстко и дорого стоил обеим сторонам, а X. Зеехофе-ру - должности премьер-министра Баварии, которую он уступил М. Зёдеру. Таким

1 Bundestagswahl in Deutschland am 24. September 2017 Wahlanalyse von Viola Neu/Sabine Pokorny. S. 12.

2 Die Republik rückt nach rechts. URL: https://www.freitag.de/autoren/beniamin-immanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts Дата обращения: 10.02.2018

3 На федеральных выборах партии выступают единым блоком с общей программой. Представители ХСС, выдвинув отдельный "Баварский план", заявили, что его цель - усилить акценты в совместной избирательной программе ХДС/ХСС, а не составить ей конкуренцию (прим. авт.).

4 Die Republik rückt nach rechts.URL: https://www.freitag.de/autoren/beniamin-immanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts Дата обращения: 10.02.2018

Современная Европа, 2018, №2

образом, стратегия баварского лидера себя не оправдала, предотвратить успех "АдГ" союзу ХДС/ХСС не удалось.

"Альтернатива для Германии" смогла привлечь на свою сторону избирателей от всех этаблированных партий. Особенно сильно от этого пострадал союз ХДС/ХСС - от него к правым популистам ушло 980 тыс. избирателей, социал-демократы недосчитались 470 тыс. голосов, "Союз 90/Зелёные", СвДП - по 40 тыс. Партия "Левая" потеряла 400 тыс. "АдГ" превратились в вызов для партийно-политической системы ФРГ. Не случайно А. Меркель обозначила в качестве ключевой цели ХДС возвращение ушедшего от партии электората.

Особенности избирательных стратегий народных партий и их последствия

По истечении 12 лет нахождения у власти А. Меркель оказалась самым противоречивым политиком Германии, который фактически разделил страну на две половины: тех, кто за нее, и тех, кто против. Она по праву считается сильным лидером, способным выживать в самых тяжелых условиях, ловко устранять своих политических конкурентов и вовремя реагировать на настроения электората. В июле 2015 г. в СДПГ встал вопрос: имеет ли смысл выдвигать своего кандидата на пост канцлера в 2017 г., если шансов победить А. Меркель, практически нет. Странный вопрос для народной партии, которая всегда претендовала на власть. Он демонстрирует, насколько устойчивым и бесспорным было лидерство канцлерин, и какой трудной, практически безнадежной задачей казалась для оппонентов победа на выборах.

Миграционный кризис, последовавший в августе 2015 г., резко пошатнул позиции А. Меркель, ей грозил вотум конструктивного недоверия. Сказалась объективная усталость от долгого руководства страной одним человеком и желание конкурентов взять реванш. А. Меркель, которую воспринимали гарантом стабильности Германии, оказалось уязвимой. В сентябре 2017 г. накануне выборов в бундестаг 51% потенциальных избирателей считали, что три срока канцлерства для неё достаточно. При этом для другой половины (среди сторонников ХДС их доля составила 70%) решающим аргументом при выборе партии стал "фактор Меркель" и её компетенции. Хотя 48% опрошенных констатировали, что не знают, каких политических взглядов придерживается канцлер1.

На этом фоне решение социал-демократов избрать председателем СДПГ бывшего президента Европарламента М. Шульца и выдвинуть его в предвыборной кампании в качестве кандидата на пост канцлера, казалось оправданным. Риски для М. Шульца проиграть выборы были значительными, но шанс на победу существовал. В любом случае это решение должно было помочь политику, чья карьера в ЕС прошла наивысшую точку подъема, достойно перейти на внутренний германский уровень и как минимум возглавить старейшую немецкую партию, пусть и в оппозиции.

Выдвижение М. Шульца, который заменил непопулярного 3. Габриля, вызвало эйфорию у социал-демократов и их сторонников: впервые за долгое время в ряды партии активно начала вступать молодёжь, некоторое время СДПГ опережала свое-

1 Die Republik rückt nach rechts.URL: https ://www.freitag.de/autoren/benjamin-immanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts Дата обращения: 10.02.2018

Современная Европа, 2018, №2

го главного соперника ХДС в рейтинге популярности1. Затем предвыборная гонка пошла по пройденному сценарию: успехи "Большой коалиции" и достижения социал-демократов оказались успехами правительства А. Меркель. Лидер СДПГ воспринимался её младшим партнёром, личные заслуги которого она ценит и уважает, но лучше знает ситуацию в стране и мире, её авторитет и опыт признают на международной арене. Приход к власти в США трудно предсказуемого политика -Д. Трампа позволил А. Меркель презентовать себя не только в качестве лидера ведущей европейской страны, но и как главную защитницу демократических ценностей Европы и Запада в целом.

Противостоять её авторитету было трудно. Председатель социал-демократов оказался в ситуации, когда убедительно критиковать политику правительства, в состав которого входит его партия и за действия которого несёт ответственность, сложно, использовать антииммигрантские настроения общества - невозможно. СДПГ в отличие от ХДС/ХСС выступает за более дружественную политику по отношению к беженцам и иммигрантам. Главный принцип ведения политической борьбы против социал-демократов А. Меркель можно охарактеризовать следующим образом: "Это прекрасно, что наша политика совпадает с тем, к чему также стремится СДПГ". Телевизионная дуэль 3 сентября 2017 г. между кандидатами наглядно продемонстрировала слабость М. Шульца и схожесть избирательных программ двух народных партий2. Необходимы были прорывные идеи, которые бы из уст европейского политика звучали убедительно. Визитной карточкой М. Шульца могла стать тема Европы, раскрыть которую он не решился или, возможно, не сумел. Традиционная ставка СДПГ на социальную справедливость значительных бонусов принести не могла, так как ХДС за время правления А. Меркель сумел завоевать необходимые компетенции по этому вопросу в глазах избирателей.

По ходу избирательной кампании стало очевидно, что СДПГ придёт к финишу второй. При этом М. Шульц был вынужден заявлять, что не войдёт в правительство под руководством соперницы, иначе его избирательная кампания была бы дискредитирована. Именно потому после провозглашения результатов выборов, которые оказались для социал-демократов рекордно низкими, он сразу заявил о переходе в оппозицию, исключив тем самым возможность участия в переговорах по созданию коалиции. С точки зрения главной задачи СДПГ - восстановления статуса полноценной народной партии: возвращения старого и завоевания нового электората, обновления имиджа, уточнения своего политического профиля, данный шаг был оправдан. С точки зрения политической мудрости и дальновидности - поспешен.

Трудности образования нового правительства

Выиграв выборы с низким результатом, А. Меркель оказалась перед трудной задачей - сформировать правительство. Желанная коалиция с СвДП необходимого количества голосов не набрала, СДПГ заявила о переходе в оппозицию, союз с партией "зелёных" арифметически оказался невозможен, любые кооперации с "Левой"

1 В СДПГ вступило более 50 000 новых членов. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/spd-mitglieder-stimmen-fuer-grosse-koalition-15477409.html Дата обращения: 4.03.2018

2 Подробнее об особенностях личного противостояния кандидатов см.: Белов В.Б. Какие перемены ждут Германию. Аналитическая записка №20, 2017 (№93). URL: http://www. instituteofeurope. ru ■ images - uploads - analitika - an 93. pdf Дата обращения: 15.03.2018

Современная Европа, 2018, №2

или "АдГ" исключены. Фактически перед канцлерин встал выбор: формирование новой и сложной коалиции "Ямайка" (ХДС/ХСС, "Союз 90/Зелёные", СвДП); создание правительства меньшинства, зависящее от того, как будет голосовать оппозиция; или новые выборы, которые трудно спрогнозировать, и результаты которых могут повториться. Успех "АдГ" заставил все политические партии Германии задуматься о дальнейшей стратегии. С одной стороны, им необходимо возвращать избирателей, которые ушли на правый фланг, работать с их интересами и тревогами (оттачивать свой политический профиль легче в оппозиции), с другой - выстраивать стратегию с учётом пребывания в парламенте новой право-популистской партии, известной своими провокационными заявлениями и действиями. Таким образом, высокие результаты "Альтернативы для Германии" и её присутствие в бундестаге в качестве третьей по численности фракции поставили перед традиционными политическими игроками вопрос об ответственности и формах её проявления - участия в партийно-политическом процессе.

Казалось, М. Шульцу удалось найти ответ - СДПГ осознаёт свою ответственность перед избирателями и демократической системой и переходит в оппозицию, чтобы не допустить лидерства в ней "АдГ". При данном варианте развития событий достижение стратегических и тактических задач партии можно было совместить и решать одновременно. Однако зондирующие переговоры ХДС/ХСС с СвДП и "Союзом 90/Зелёные", на которые была вынуждена пойти А. Меркель, провалились. Дилемму двух последних можно обозначить так: успешно бороться за избирателя в оппозиции или решиться на участие в правительстве, в котором придётся идти на серьёзные компромиссы и тем самым нести имидживые потери.

Ни одна из партий - потенциальных партнёров по коалиции с ХДС не хотела участвовать в правительстве любой ценой. Понимая сложность ситуации, в которую попала А. Меркель, все ждали уступок с её стороны и дополнительных бонусов, которые позволили бы согласиться на участие в правительстве. Отказываться от своих основных предвыборных обещаний, которые обеспечили поддержку электората, и были высказаны в ультимативной форме "никогда", рискованно, особенно для малых партий. Это испытали на себе либералы, вылетевшие из бундестага в 2013 г. после участия в коалиции с ХДС/ХСС. Вернувшись вновь, они не решились на вхождение в состав ещё более сложной комбинации, в которой должны были появиться "зелёные". Программные расхождения с этой партией оказались серьёзными, прежде всего по ключевым вопросам: ограничение иммиграции, будущее ЕС и роль Германии в реформировании Союза. Сказались опасения свободных демократов в отношении А. Меркель, которая, по их мнению, во многом способствовала разладу работы черно-желтого правительства 2009-2013 г., что привело партию к глубокому кризису. Лидер СвДП К. Линднер неоднократно подчёркивал, что лучше консолидировать силы в оппозиции, чем вновь произвести на избирателей впечатление партии одержимой властью. По признанию либералов, список противоречий между участниками по ходу переговоров увеличивался и оказался в итоге шире, чем был изначально. СвДП не захотела выступать в этом союзе "мальчиком для битья". Однако решение отказаться от участия в правительстве не вызывало ожидаемого понимания у общественности и привело к обратному эффекту. Часть традиционного электората разочаровалась. К. Линднера обвинили в намеренном срыве переговоров. По мнению представителей крупного бизнеса, которые финансируют

партию, интересы страны должны быть выше интересов партии1. Рейтинг популярности либералов снизился до 8%. Треть избирателей СвДП готовы голосовать за другие партии, прежде всего за несостоявшихся партнёров по коалиции - "ХДС" и "Союз 90/Зелёные". Теперь деятельность свободных демократов в бундестаге отягощена: их всегда можно упрекнуть в том, что они отказались от возможности предотвратить критикуемые ими решения правительства, не войдя в его состав. К тому же у избирателей закономерно возникнет вопрос на следующих выборах: "Стоит ли голосовать за партию, которая может смалодушничать?"

В результате вопрос об ответственности и как понимать её в сложившихся условиях вновь встал перед СДПГ. Германия - лидирующая страна ЕС, от которой зависит вектор его дальнейшего развития, претендует на роль глобального игрока в международных отношениях. Этот статус нужно поддерживать экономически и политически. Трудная ситуация дома требует внимания и стабильного правительства, которое будет обеспечивать большинство в парламенте и бесперебойное принятие законов. Новые выборы, помимо материальных затрат из бюджета и отвлечения сил, лучших результатов не гарантируют и могут ещё больше укрепить позиции "АдГ". Потому, находясь под большим давлением общественности, СДПГ была вынуждена согласиться на зондирующие переговоры о продолжении "Большой коалиции". Это решение раскололо базис партии. Против выступил "Союз молодых социалистов", который опасается, что очередное участие в коалиции под руководством А. Меркель, приведёт к ещё более плачевным результатам на выборах и к потере СДПГ "народного" статуса. Тем более что, по данным социологических опросов, "Альтернатива для Германии" стала опережать по рейтингу популярности социал-демократов, которые не смогли сдержать обещание о переходе в оппозицию и публично поссорились из-за министерских портфелей.

Камнем преткновения стал пост министра иностранных дел, который занял 3. Габриэль перед избирательной гонкой. Тогда бывшего председателя партии критиковали за единоличное и неожиданное принятие решения, о котором большинство её членов узнало из прессы. М. Шульц, проведя избирательную кампанию для социал-демократов и трудные переговоры о создании правительства с ХДС/ХСС, оказался за бортом: он не только заявил на пресс-конференции, что не войдёт в правительство А. Меркель, но и успел отказаться от поста председателя партии в пользу А. Налес. Осознав, что остался с пустыми руками, он выразил желание возглавить МИД, нарушив своё обещание, и, видимо, изначальную договоренность с 3. Габриэлем, который публично раскритиковал коллегу. В итоге М. Шульц отказался от своего намерения, но и 3. Габриэль не получил места в новом кабинете. Таким образом, два ведущих тяжеловеса СДПГ, достигшие вершины в карьере, бывшие соратники, которые во многом определяли стратегию и тактику партии, разом потеряли своё влияние и стали рядовыми депутатами бундестага: М. Шульц из-за недальновидности, 3. Габриэль из-за самонадеянности. По признанию коллег, несмотря на дипломатические способности и заслуги перед партией (он руководил ею восемь лет), единоличное принятие решений и взрывной характер настроили против бывшего министра иностранных дел и председателя СДПГ даже его близких соратников.

1 Das Zerwürfnis Der FDP-Chef und der Arbeitgeberpräsident liefern sich einen verbalen Zweikampf. URL: http://www.handelsblatt.com/my/politik/deutschland/die-fdp-und-die-wirtschaft-das-zerwuerfnis/20652134.html Дата обращения: 15.03.2018.

Современная Европа, 2018, №2

Итоговое коалиционное соглашение с ХДС/ХСС, которое было подписано 12 марта 2018 г., можно рассматривать как успех СДПГ: ей удалось отразить в соглашении около двух трети своих положений; получить шесть министерских портфелей, среди которых важный пост министра финансов, традиционно занимаемый представителем победителя выборов. В их ведение отошли министерства иностранных дел, труда, юстиции, семьи, природной среды1. Но сможет ли партия выйти из кризиса, решившись на участие в правительстве с христианскими демократами в третий раз? Насколько прочной и управляемой будет новая коалиция? Какие риски и вызовы её ожидают?

Шансы и риски "Большой коалиции"

С одной стороны, программные воззрения ХДС/ХСС и СДПГ во многом совпадают, в предыдущих двух коалициях партии работали слаженно, они осознают свою ответственность перед избирателями и не будут рисковать из-за опасения новых выборов. С другой стороны, СДПГ необходимо вернуть избирателей. Поэтому лидеры партии заявили о необходимости ясной и жесткой линии в правительстве, что предполагает не только острую критику, но и готовность к решительным действиям. Позиции А. Меркель, которая стала канцлером Германии в 4-й раз, ослабли. Ей необходимо работать над укреплением поддержки внутри собственной партии, в рядах которой достаточно недовольных и ждущих подходящего момента, чтобы её сместить. Понимая сложность ситуации, канцлерин пошла на уступки: X. Зеехофер (ХСС), главный критик её миграционного курса, получил пост министра внутренних дел. Решение А. Меркель отдать портфель министра здравоохранения Й. Шпану (ХДС) - шаг навстречу оппозиции в рядах собственной партии. Политик уже будоражит общественность своими спорными высказываниями и оценками. Однако для выражения вотума конструктивного недоверия необходим новый лидер, за которого проголосуют две трети депутатов. На данный момент такого политика нет ни в рядах ХДС/ХСС, ни СДПГ. Спрогнозировать, сумеет ли "Большая коалиция" продержаться весь легислатурный период, сложно. Вероятно, он станет последним для А. Меркель.

Камнем преткновения для нового правительства может стать миграционная политика и вопросы поддержи безработных и социально незащищенных слоев населения, особенно обострившиеся на фоне притока беженцев, обеспечение и интеграция которых требует значительных средств. Проблема немецких партий, участвующих в правительстве и оппозиционных, заключается в том, что значительная часть электората привыкла жить в социальном государстве и боится потерять свои преимущества в пользу иммигрантов и беженцев. В то же время большинство партий, в том числе ХДС и СДПГ не готовы к жёстким мерам по ограничению иммиграции, которых от них требует "АдГ".

Вопросы внутренней политики Германии тесно связаны с будущим ЕС. Возможность проводить социальные программы ФРГ обеспечивает её экспортно-ориентированная экономика, что нравится далеко не всем странам - членам ЕС и создаёт проблемы. Несмотря на недавние попытки Италии совместно с Францией добиться от Германии реформ еврозоны, которые должны выровнять этот дисба-

1 За коалиционное соглашение проголосовало 66% членов СДПГ. Это очень низкий результат. (Прим. авт.)

ланс, вероятность выхода Италии из "евро" представляется аналитикам вполне реальной. Структурные проблемы в экономике этой страны, победа на выборах правых сил - предупреждение для доминирующей в ЕС Германии, которая должна решиться на реформирование союза вместе с Францией, пока популистский бунт в Риме не заразил всю Европу. Для осуществления реформ оба лидера должны прийти к компромиссу: Германия пересмотреть свою догму о необходимости проведения политики строгой экономии и осознать, что политика "открытых дверей" для мигрантов раскалывает Европу, Франция - отказаться от нереалистичных требований к Германии по созданию "трансферного союза". Выработать четкую линию реформирования еврозоны и решиться на совместные действия с Парижем главе правительства А. Меркель в союзе с социал-демократами будет легче, несмотря на сопротивление оппозиции и части собственной партии.

Создание "Большой коалиции" не обещает значительных изменений в российско-германских отношениях. При этом отношения с Россией будут более предсказуемы и последовательны. Тот факт, что МИД остается за СДПГ, позволяет надеяться на прагматичный подход нового правительства в вопросах экономического сотрудничества и диалога гражданских обществ. Оба положения нашли отражение в коалиционном договоре. Новое немецкое правительство совместно с Францией планирует и далее способствовать урегулированию конфликта на востоке Украины. Краеугольным камнем их усилий должно стать соблюдение перемирия и вывод с территории тяжёлых вооружений и всех военных подразделений. Эти процессы должны быть обеспечены через миссию ООН. Отмена санкций возможна только при условии реализации Минских соглашений. 1

Новый министр иностранных дел X. Маас считает Россию трудным партнёром, без которого, несмотря на все сложности, невозможно решить глобальные задачи, стоящие перед международным сообществом. Вопрос Украины, по мнению главы внешнеполитического ведомства, - символ солидарности Европы. Его позиция не отражает полную палитру настроений социал-демократов, которые традиционно относятся с большим пониманием к российским интересам и часто выступают с инициативами выгодного и более тесного взаимодействия между двумя странами. Согласно опросам, проведенным в марте 2018 г., курс на дистанцирование от России поддерживает лишь 19% сторонников СДПГ и 20% ХДС. За улучшение германо-российских отношений выступает 58% немецких граждан. Однако инициатором дискуссий по этому вопросу скорее всего будет выступать оппозиция, состоящая, с одной стороны, из партий, заявляющих о необходимости смягчения и улучшения отношений между Москвой и Берлином (эту идею поддерживает 81% сторонников "АдГ", 72% "Левой", 62% СвДП), с другой - "Союза 90/Зелёные", настроенного критично (44% сторонников партии выступают за дистанцирование от России, 39% надеются на улучшение ситуации)2.

1 Ein neuer Aufbruch für Europa Eine neue Dynamik für Deutschland Ein neuer Zusammenhalt für unser Land Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD, Berlin, 7 Februar 2018.S 151-152 URL: https://www.mdr.de/nachrichten/politik/inland/download-koalitionsvertrag-quelle-spd-100-downloadFile.pdf Дата обращения 15.03.2018

2 Mehrheit der Deutschen wünscht politische Annäherung an Russland. URL: https://www.welt.de/politik/ausland/article174648662/WELT-Trend-Mehrheit-der-Deutschen-wuenscht-politische-Annaeherung-an-Russland.html Дата обращения 19.03.2018

Современная Европа, 2018, №2

При этом в вопросе отношений с США и роли Германии на международной арене как "преобразующей силы" между большинством партий, вошедших в бундестаг, наблюдается консенсус: Германия и США должны быть равноправными партнёрами. Это подразумевает более активное и последовательное отстаивание Берлином своих интересов в экономической и внешнеполитической сфере во взаимоотношениях с Вашингтоном, активную роль Германии в урегулировании международных кризисов, продолжение реформы бундесвера, усиление оборонной и внешнеполитической составляющей ЕС.

Заключение

Итоги выборов в бундестаг 24 сентября 2017 г. для Германии тесно связаны с национальными партийно-политическими тенденциями. Основным мотивом в принятии решений для избирателей стали компетенции партий в вопросах внутренней политики и их способность отстаивать немецкие интересы в Европе. Уверенность в завтрашнем дне большинства населения, несмотря на большой приток беженцев, устойчивая экономическая ситуация в Германии по сравнению с другими европейскими странами, хороший внешнеполитический имидж страны и отсутствие лидера, способного составить конкуренцию А. Меркель способствовали победе консервативного блока ХДС/ХСС.

Избрание в бундестаг правопопулистской партии "АдГ", объясняется про-тестным голосованием, обусловленным недовольством миграционной политикой правительства и отсутствием у народных партий новых прорывных идей. Отток избирателей от этаблированных партий и их нежелание кооперироваться с новым политическим игроком вынуждает партии к заключению непривычных для них союзов.

В ближайшем будущем возможны любые комбинации, за исключением кооперации с "АдГ" и коалиции, в которую войдут ХДС/ХСС и "Левая". Провал первого раунда зондирующих переговоров между ХДС/ХСС, "Союзом 90/Зелёные" и "СвДП" привёл к необходимости возврата к идее образования "Большой коалиции". Однако результаты выборов в некоторых федеральных землях не позволяют исключить ситуацию, при которой две народные партии не сумеют в будущем набрать более 50% голосов и будут вынуждены кооперироваться с младшими партнёрами. Успех "АдГ" и потери этаблированных партий выводят партийно-политическую систему на новый этап развития и затрудняют прогнозирование итогов последующих земельных и федеральных выборов.

Список литературы

Белов В.Б. (2017) Какие перемены ждут Германию. Аналитическая записка №20 (№93). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an9i.pdf

Германия. 2016. (2017) Доклады Института Европы № 343. Отв. ред. В. Б. Белов. М.

Роль малых партий в партийно-политической системе Германии. (2015) Под ред. В.Б. Белова, Е.П. Тимошенковой. ДИЕ РАН, № 314, М.

Рубинский Ю.И., Ананьева Е.В., Тимошенкова Е.П. Верников В.Л., Швейцер В.Я., Плевако Н.С., Ведерников М.В., Шишелина Л.Н., Кандель П.Е. (2017) Об основных партийно-политических процессах в Современных государствах. // Современная Европа. № 1 (73), С. 116-123.

Современная Германия. Экономика и политика. (2015) Отв. ред. В. Б. Белов, М., ИЕ РАН, Изд. "Весь мир".

AfD-Erfolg für Merkel ein Auftrag - Seehofer sieht rechte Flanke offen. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article168986876/AfD-Erfolg-fuer-Merkel-ein-Auftrag-Seehofer-sieht-rechte-Flanke-offen.html

Bundestagswahl in Deutschland am 24. September 2017 Wahlanalyse von Viola Neu/Sabine Pokorny. Berlin, 2017. URL: http://www.kas.de/wf/de/33.50152/

Die Republik rückt nach rechts. URL: https://www.freitag.de/autoren/benjamin-immanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts

SPD-Mitglieder stimmen für Große Koalition. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/spd-mitglieder-stimmen-fuer-grosse-koalition-15477409.html

"SPD-Mitglieder sind mehrheitlich für die Groko", URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/ergebnis-des-mitgliedervotums-spd-mitglieder-sind-mehrheitlich-fuer-die-groko/21029562.html

References

AfD-Erfolg für Merkel ein Auftrag - Seehofer sieht rechte Flanke offen. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article168986876/AfD-Erfolg-fuer-Merkel-ein-Auftrag-Seehofer-sieht-rechte-Flanke-offen.html

Belov V. (2017) Kakie peremeny gdut Germaniju. Analiticheskaja sapiska №20 (№93). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an93.pdf

Bundestagswahl in Deutschland am 24. September 2017 Wahlanalyse von Viola Neu/Sabine Pokorny. Berlin, 2017. URL: http://www.kas.de/wf/de/33.50152/

Die Republik rückt nach rechts. URL: https://www.freitag.de/autoren/benjamin-immanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts

Germanija. 2016. (2017) Doklady Instituta Evropy № 343. Otv. red. V. Belov. M. Sovremennaja Germanija. Ekonomika i politika. (2015) Otv. red. V. Belov, M., IE RAN, Isd. "Ves mir". Rol malyh partij v partijno-politicheskoj systeme Germanii. (2015) Pod red. V. Belova, E.Timoshenkovoj. DIE RAN, № 314, M.

Rubinskij Ju., Ananjeva E., Timoshenkova E., Vernikov V., Shvejzer V., Plevako N., Vedernikov M., Shiscelina L., Kandel P. (2017) Ob osnovnyh partijno-politicheskih prozessah v Sovremennyh gosudarstvah. // SovremennajaEvropa. № 1 (73), S. 116-123.

SPD-Mitglieder stimmen für Große Koalition. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/spd-mitglieder-stimmen-fuer-grosse-koalition-15477409.html

"SPD-Mitglieder sind mehrheitlich für die Groko", URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/ergebnis-des-mitgliedervotums-spd-mitglieder-sind-mehrheitlich-fuer-die-groko/21029562.html

Elections to the Bundestag: New Challenges - Old Solutions

Author. Timoshenkova E., Candidate of Science (in History), Deputy Head of Center for German Studies, leading research fellow of Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-Mail: katerinatim@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to the role of the 2017 German federal election for the party-political system of Germany. It focuses on analyzing the reasons and consequences of the success of the right populist Alternative for Germany as well as the way its positions may change the German political landscape and affect the distribution of power among the mainstream political actors. The causes of the poor results of the CDU/CSU and the SPD, their strategies and challenges, the risks of the grand coalition are studied. A forecast is made on the further evolution of the party system of Germany and the significance of the election results for the future foreign policy of Germany.

Keywords: party-political system, Germany, federal election 2017, Merkel, CDU/CSU, SPD, Alternative for Germany, major parties, minor parties, migrant crisis, election mood, democracy, Russia-Germany relations.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220182939

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.