Научная статья на тему 'Выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона'

Выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / РЫНОК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / КРИТЕРИИ / COMPETITIVENESS / STRATEGY / MARKET / TECHNOLOGICAL PRODUCTS / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баяскаланова Туяна Александровна, Кабакова Ольга Геннадьевна, Баяскаланова Галина Александровна

Для целей стратегического управления конкурентоспособностью необходимо наличие соответствующего методического инструментария для объективной оценки и выбора стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. В данной работе предложена классификация стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона, позволяющая сделать необходимый выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баяскаланова Туяна Александровна, Кабакова Ольга Геннадьевна, Баяскаланова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY SELECTION OF COMPETITIVE GROWTH OF A COMPANY IN THE REGION MARKET OF TECHNOLOGICAL PRODUCTS

The availability of special methodic tools for objective assessment and strategy selection to increase the competitive capacity of enterprises is necessary for the purpose of strategic competitive management. The classification of strategies for enterprises' competitive growth in the region market of technological products is offered in the article. This classification allows making the necessary strategy selection.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона»

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ РЕГИОНА

УДК 330.45:339.137.2

Туяна Александровна Баяскаланова,

к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ В ПО «Иркутский государственный технический университет» Тел. 89646530191, Эл. почта: [email protected]

Ольга Геннадьевна Кабакова,

к.э.н., заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения департамента логистики и МТО филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэ-нерго»

Тел. 89245743862,

Эл. почта: [email protected]

Галина Александровна Баяскаланова,

дизайнер центра дистанционного обучения в структуре заочного факультета, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» Тел.89647322773, Эл. почта: [email protected]

Для целей стратегического управления конкурентоспособностью необходимо наличие соответствующего методического инструментария для объективной оценки и выбора стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. В данной работе предложена классификация стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона, позволяющая сделать необходимый выбор.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегия, рынок, технологическая продукция, критерии.

TuyanaA. Bayaskalanova,

Doctorate in Economies, Associate Professor, the Department of Economies and Management Irkutsk State Technical University, Federal Government Budgetary Institution of Higher Professional Education Tel.: 89646530191, E-mail:

Olga G. Kabakova,

Doctorate in Economics, Assistant Head of Department of Business Logistic

Branch of O AO «MRSK of Siberia» - «Chitaenergo»

(Interregional Distribution Company, PLC)

Tel.: 89245743862,

E-mail: [email protected]

Galina A. Bayaskalanova,

Designer in the Structure of External Department of Distance Learning Center

Irkutsk State Technical University, Federal Government Budgetary institution of Higher Professional Education Tel.: 89647322773, E-mail: [email protected]

THE STRATEGY SELECTION OF COMPETITIVE GROWTH OF A COMPANYIN THE REGION MARKET OF TECHNOLOGICAL PRODUCTS

The availability of special methodic tools for objective assessment and strategy selection to increase the competitive capacity of enterprises is necessary for the purpose of strategic competitive management. The classification of strategies for enterprises' competitive growth in the region market of technological products is offered in the article. This classification allows making the necessary strategy selection.

Keywords: competitiveness, technological products, criteria.

strategy, market,

Одной из составляющих успеха функционирования промышленного предприятия является формирование системы стратегического управления производственно-экономической деятельностью, обеспечивающей оптимальность во времени всех производственных и экономических параметров [2]. Поэтому стратегия повышения конкуре нтос пособ ности, которую выбирает предприятие, должна, с одной стороны, отражать методологию планирования и проведения в жизнь намеченных целей и, с другой стороны, отвечать на вопросы, где и каким образом должно конкурировать предприятие.

В данной работе предлагается под стратегией повышения конкурентоспособности предприятия понимать определенный способ (метод) организации процесса совершенствования и развития предприятия в достижении долгосрочных целей увеличения прибыли, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции.

Рассмотрим два типа стратегического планирования - статический и динамический.

Статический тип стратегии повышения шнкурентоспособности характеризуется движением «от достигнутого»; стратегии, относящиеся к этому типу, направлены на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри предприятия, так и во взаимоотношениях с элементами инфрастру кту ры.

Динамический тип стратегии повышения конкурентоспособности предприятия характеризуется движением предприятия в сторон)' структурных изменений; стратегии, относящиеся к этому типу, направлены на прогнозирование будущих рисков, поиск новых возможностей, разработку многочисленных альтернатив, выбор из них наилучшей и т.д. [3].

Особенностью предложенной классификации является то, что представленные стратегии направлены на максимизацию прибыли с целью повышения конкурентоспособности. За основу были взяты классические модели, поскольку они имеют большое значение при анализе процессов во взаимосвязях предприятия с рыночной средой. Выбор стратегии зависит от результатов анализа конкуре нтос пособ ности предприятия, внутренней и внешней среды, а также, если определены критерии эффективности.

Рассмотрим стратегии, которые относятся к статическом)' типу стратегии повышения конку рентоспособности производственного предприятия.

При выборе стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанной на развитии рынка, в качестве критерия оптимизации принимается прибыль , получаемая предприятием от реализации продукции:

/ =£/,(Ö„tf,)-> max,

(1)

i=i

где I ,(6 - прибыль получаемая ог реализации продукции г -го вида в объеме Н1 по цене 0(;

п - общее количество реализуемых предприятием видов номенклатуры продукции.

Необходимо определить , при которых значение функции (1) при ряде ограничений принимает максимальное значение.

Ограничениями являются:

а) ограничения на используемые сырьевые и производственные ре-

* Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - '2013 годы» (государственный контракт № 14.740.11.1401).

Экономика, Статистика и Информатика 23 №6(2), 2011

сурсы:

I'

ачЕ1 <М}\ У = 1, ж (2) ¿=1

где ач - норма расхода сырьевого или производственного ресурса } -го вида при производстве ] -го вида продукции; 1=1, и; }-\

т - общее количество видов ис-пользуемых сырьевых и производственных ресурсов;

- имеющееся количество ресурсов у -го вида на предприятии;

б) условия увеличения объемов реализации продукции и расширения рынков сбыта:

(3)

(качество продукции, сервис потребителей продукции, цена продукции) и блок показателей организационно-технического уровня производства (показатели организационного уровня производства и технического уровня производства).

При выборе стратегии повышения конкурентоспособности, основанной на преимуществах по издержкам, в качестве критерия оптимизации принимаются затраты £ при производстве необходимого количества продукции

Я = 0,)->т т.

(9)

1=1

Н'!к + АН,к <Н1к;

О <#,

ч

ъ

К,

Я,

ку=\

(4)

(5)

Чкх' К

'SLH^

к=\

где Н[к, - объемы сбыта г -го вида продукции на к -м рьшке сбыта соответственно имеющиеся и планируемые к достижению;

АЛ1к - планируемое увеличение объемов реализации г -го вида продукции на к -м рьшке сбыта; к = 1, К;

К - существующее количество рынков сбыта;

Необходимо определить Н1, при которых функция (9) при ряде ограничений принимает минимальное значение.

Ограничениями здесь являются (2) и (7). Выход на новые рынки сбыта здесь не рассматривается, поэтому прибыль определяется

I =¿#,0,-¿ЯД шах. (10) 1=1 1=1

При этом объем реализации продукции н в условных единицах измерения

- объемы сбыта ?-го вида Я = Д)^тах. (11)

продукции на новом кх -м рынке сбыта; к} =1 ,К;

К} - общее количество новых рынков сбыта, планируемых к освоению.

Таким образом, условие (4) является условием необходимости освоения новых рынков сбыта.

При этом объем реализации продукции я в условных единицах измерения должен быть:

п

Я = £Я,(0„5,)"> шах, (6)

1=1

где - себестоимость производства единицы г -го вида продукции.

При ограничении;

.. <7)

где //,/,- прибыль от реализации -го вида продукции, соответственно существующая и планируемая;

Планируемая прибыль определяет-

ся I,

1=1

ку=1

к=1

(8)

Конкурентоспособность предприятия приданной стратегии повышается за счет повышения значений обобщающих показателей: блок показателей конкурентоспособности продукции

1=1

Ограничениями также являются;

где , - цена I -го вида продукции, соответственно фактическая и планируемая,

- себестоимость производства единицы /-го вида продукции, соответственно фактическая и планируемая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность предприятия при выборе данной стратегии будет повышаться за счет увеличения обобщающих показателей трех блоков: показателей конкурентоспособности продукции, показателей организационно-технического уровня производства и показателей уровня менеджмента (качественные характеристики персонала и зровень качества управления) [1].

При выборе стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанной на концентрации, в качестве критерия оптимизации принимается прибыль , получаемая от реализации продукции,

Необходимо определить значения Н,, при которых функция (12) при ряде ограничений принимает максимальное значение. При этом имеет место формула (11).

При определении системы необходимо рассматривать два возможных варианта:

1) предприятие ориентируется на специфический сегмент рынка технологической продукции, на котором через низкие цены на продукцию имеется большой сбыт;

2) предприятие благодаря уникальности своей продукции данной отрасли имеет совершенно определенный рынок сбыта.

В случае первого варианта ограничениями являются (2) - (4), а также ограничения на цены

о; > огз (13)

где , - цена г -го вида продукции, соответственно фактическая и планируемая.

В случае второго варианта ограничениями являются (2) - (4). При этом рассматривается дополнительное ограничение на количество видов г -ой выпускаемой номенклатуры технологической продукции, т.е. необходимо выбрать такую номенклатуру г = 1, щ (где п 0 - количество видов уникальной продукции), которая является уникальной. Определение уникальности продукции осуществляется в соответствии со следующим: _

0; г = \ п\ д = Ш (14)

где - вероятность появления продукции вида г от производителя д, т.е. конкурента по выпуску продукции вида ;

<2 - количество конкурентов по выпуску продукции вида г.

Конуре нтоспособность предприятия, если предприятие выбирает данную стратегию, должна увеличиться за счет

^ф! 3 ^ф11> л фШ •

Рассмотрим стратегии, которые относятся к динамическом}' тип)' стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции.

При выборе стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанной на разработке новой продукции, в качестве критерия оптимизации принимается прибыль от реализации видов продукции;

УУ

/ шах. (12) / = £/ДЯг,0,)^тах, (15)

1=1

1=1

№6(2), 2011 24

Экономика

где и' - количество новых видов продукции, реализуемых на рынке технологической продукции.

Выбор новых видов продукции осуществляется но критерию максимального значения вероятности реализации того или иного вида продукции. Для этого определяются значения вероятностей Р: (Н"р) -» max реализации прогнозируемых объемов Н"р продукции вида i. Зачем они ранжируются и, в зависимости от имеющихся ресурсов, постепенно планируются к производству.

Необходимо определить значения /У, и соответствующие Ц,, максимизирующие функцию И при ограничениях:

и

где M'j - количество У-го вида ресурса, выделенного па производство новых видов продукции ir;

//,</-/,""; / = (17)

где //

пр

при следующих ограничениях:

йМ'/> 7 = i = i,w; (19) Н, -> X/ = йГ (20)

;=1

прогнозируемые ооъе-

мы сбыта новой продукции / -го вида.

Конку рентоспособность предприятия при выборе данной стратегии должна увеличиться за счет обобщающих показателей первых двух блоков (показателей конкурентоспособности продукции и показателей организационно-технического уровня производства).

При выборе стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанной на диверсификации, в качестве критерия оптимизации принимается максимум занимаемой доли рынка Х„ по каждому / -му виду продукции:

д

Хн(Н,) = Х,-->шах;

ч [ (18)

/ = 1,и,

где X, - общий потенциал рынка по / -му виду продукции (измеряется в единицах измерения продукции: единицы. штуки и т.д.);

X щ -доля рынка для / -го вида продуктов^ занимаемая </-м конкурентом;

О -общее количество конкурентов на рынке технологической продукции по / -му виду продукции;

Н, - объемы выпускаемой продукции / -го вида рассматриваемым предприятием.

11еобходимо определить значения /У, таким образом, чтобы функция (18) принимала бы максимальное значение

3ы>3[и; /=1.и>, (21) где Зы, З'ш -затраты на маркетинг и продвижение / -го вида продукции, в том числе, соответственно планируемые и фактические.

Данный критерий максимален при функции (15). В качестве ограничений здесь принимаются условия необходимости расширения производства и увеличения объемов инвестирования в следующие области: совершенствование систем управления запасами и предварительных заказов, внедрение новых технологий, повышение квалификации персонала, освоение новых видов продукции. формирование долгосрочных связей с поставщиками и потребителями и т.д.:

а )£(/,>£(/,'; и,>и'„ (22) /=1 /=1 где (У/, и] - объемы инвестиций в / -й области инвестирования, соответственно планируемые и фактические;

I - количество областей инвестирования;

б) условия увеличения объемов реализации продукции и расширения рынков сбыта (3), (4).

Конкурентоспособность предприятия при выборе данной стратегии должна увеличиться за счет обобщающих показателей Кф,. КфИ. Кф,,,.

При выборе стратегии повышения ко 11 курентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанной на дифференциации, в качестве критерии оптимизации принимается максимум расширения рынков сбыта н продукции технологического характера (объем реализованной продукции):

»

Н = Ц)->тах. (23)

/=1

где Ц -совокупность рынков сбыла для продукции / -го вида:

D, = \dgl,..., dc„},

где - отдельно взятый рынок сбыта продукции вида /: может определяться по различным характеристикам (например, регион сбыта, финан-совое состояние потребителя и т.д.);

О - общее количество рассматри-

ваем ых рынков сбыта.

Таким образом, необходимо определить Н,, максимизирующие функцию (23) при функции (12) при следующих ограничениях:

а) ограничения на используемые сырьевые и производственные ресурсы (2);

б) условие увеличения рынков сбыта:

С, >С,'; / = й (24)

где О,,С, - количество рынков сбыта по / -му виду продукции, соответственно планируемые и существующие;

в) условие увеличения видов продукции с улучшенными характерис тиками но отношению к среднерыночным:

п-п„-> 0, (25)

где пу - планируемое количество видов продукции с улучшенными характеристиками по отношению к среднерыночному количеству видов технологической продукции /7 .

Конкурентоспособность предприятия при выборе данной стратегии должна увеличиться за счет обобщающих показателей К#, ККф,,,. При увеличении значений качественных характеристик конку рентоспособность продукции увеличивается. Внедрение новых технологий в производство, появление новых рынков сбыта обновленной продукции, повышение уровня маркетинговых исследований, увеличение финансовых показателей и т.д. - это результаты внедрения стратегии повышения конкурентоспособности, основанной на дифференциации.

Далее сгруппируем рассмотренные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия па рынке технологической продукции (таблица 1).

Данные этой таблицы, на взгляд авторов. позволяют сделан» необходимый выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия па рынке технологической продукции региона (возможно, совмещая несколько в одной). Особенностью данной классификации является то, что все предложенные стратегии направлены на повышение объемов продаж, увеличение прибыли, которая направляется, согласно выбранной стратегии, на повышение конкурентоспособности регионального предприятия на рынке технологической продукции региона.

Такой подход позволит глубже исследовать пути рационального формирования системы стратегического уп-

Экономика, Статистика и Информатика 25 №6(2), 2011

_^^^ Экономика_

Таблица 1. Классификация стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической

продукции

С тратеги и повышен и я конкурентоспособности предприятия Критерии выбора Система офаничений

Статический тип стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции

1. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на преимуществах по издержкам /7 =¿/7,.//,.-¿"A-* max. /=1 /=1 /; Н = max. /=1 а i=1 Кф!, К pi, Кфщ ->та\. s;>sr. и Z«,,H, < My, ы\ Я;<Я,;

2. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на развитии рынка и П = ^/7,(//,.//,)max . j=i и н = ^/7,(//,,S,)-> max. /=1 Kfi, К011 -> max. H'ik +Af!ik<Hik: /=1 /7; </7,;

3. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на концентрации н /=1 и Я =Уя,-(Ц(^)-> max. /=1 К<ц- K0ii ~>тах. я; +АЯ,.а <Я/а; о<яЙ1; //;>//,, n ^jH^My, i=1 p,q ->0;

Динамический тип стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции

1. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на разработке новой продукции И П = ^П,{Н,,Ц,)-+ max. i=i //,"'')-> max. «0, K0i ->птах. ¿«„Я,**}; /7, < H"v;

2. Стратегия повышения ко н кура пос нособ 1 юс ти предприятия, основанная на диверсификации и- Г1 = Y iJiiHiMi)-^ max. i=1 Q X„(Hi)=Xi-YJXqi^>mzx. <H K-0, ^ 01, к 0H -> max. Z^Z^ /=1 /=i »г

3. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на дифференциации II 7/77, (//,.77,)^ max. /—I n H =Z//'W"D/)^max. /=1 К 0 > ^0/, К 0ii ~~* max. D, = -А,} G, > G/; п—пг —>0, ы1 /=1 /=i

* '-факт, план, и -прибыль; н -объем реализации; //, - объем реализации /-го вида продукции; Ц,, Я,'-цена, и-общее количество видов продукции; cc,j -норма расхода j -го ресурса; Mj - имеющееся количество ресурсов; 1/'к, П ,к -объем сбыта на к -м рынке: S,, S, -себестоимость: Я,', Я, - прибыль; Р,ч - вероятность появления конкурента q : Кф! , К<рц , Кфщ -обобщающий показатель I, II, III блока: w-новый вид продукции; Pt(Н"р)-вероятность реализации прогнозируемого объема продукции Н"1': - имеющиеся ресурсы на новый вид продукции; Хп - занимаемая доля рынка; X ,ч -доля рынка конкурента: 3,'„ , Зы -затраты на маркетинг и продвижение; Ut, U] -объем инвестирования /-й области: D, - совокупность рынков сбыта; dg - отдельный рынок сбыта; G,, G] - количество рынков сбыта; nv -количество продукции с улучшенными характеристиками.

№6(2), 2011 26

равления производственно-экономической деятельностью. И тем самым, будет способствовать повышению эффективности деятельности машиностроительного предприятия, что позволит ему занять более конкурентоспособную позицию на рынке.

Литература

1. БаяскалановаГ.А., Кабакова О.Г., БаяскалановаТ.А. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам //Вестник Иркутского госу-

дарственного технического университета.-2011.-№9(56).-С. 178-182.

2. Кутин А. А., Ползу нова Н.Н. Модель взаимосвязи конкурентоспособности станкостроительной продукции и методов управления предприятием // Вестник машиностроения. - 1999. -№2. -С. 4144.

3. Цай Т.Н., Грабовый П.П., Мараш-да Б. С. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. - М.: «Алане», 1997. - 288 с.

References

1. BayaskalanovaT.A., Kabakova O.G.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bayaskalanova G.A. The Strategy to improve enterprise competitiveness in the market of technological products based on cost advantages // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2011. №9 (56). P. 178-182.

2. Kutin A.A., Polzunov N.N. Model competitive relationship SU Machine tool production and management companies rd // Journal of Mechanical Engineering. 1999. №2. P. 41-44.

3. Tsai T.N., HornbeamP.P., Marashda B. S. Competition and risk management in the enterprises in market conditions. M.: «Balance», 1997.288 p.

Экономика, Статистика и Информатика

27

№6(2), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.