МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
УДК 621.313
Р.М. Калимуллина
заведующий лабораторией кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет
Л.И. Гимадеева
магистрантка 2 курса института электроэнергетики и электроники, каф. «ЭПП» Казанский государственный энергетический университет
Г. Казань, Российская Федерация
ВЫБОР СЕЧЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЛОТНОСТИ ТОКА
Аннотация
В статье рассматривается существующий метод экономической плотности тока и его недостатки.
Ключевые слова
Сечения проводников, экономическая плотность тока, изоляция кабеля
Сечения проводников должны быть проверены по экономической плотности тока. Экономически целесообразное сечение F3K, мм2, определяется из соотношения: F3K = I / JЭК , где I - расчетный ток в
час максимума энергосистемы, А; JЭК - нормированное значение экономической плотности тока, А/мм2,
для заданных условий работы, выбираемое по табл. 1 [1].
Экономическая плотность тока может быть выражена:
\{РноРМ + А100 )• Ко"
jэк
1
3 • р-т -b
F k \
1 эк ^эк v
где кж - некоторый коэффициент, меньший единицы, который определяет уменьшение экономического сечения в сравнении с сечением, соответствующим минимуму приведенных затрат; р -удельное сопротивление материала провода, Ом-мм2/м [2].
Из выражения видно, что экономическая плотность тока зависит от нагрузки и времени наибольших потерь т, ч/год. Экономическая плотность тока зависит также от стоимости потерянной электроэнергии Ь,
руб/(кВт-ч), и стоимости сооружения I км линии Ко" , руб/(км-мм2), величины амортизационных отчислений А, 1/год, а также от нормативного коэффициента эффективности капитальных вложенийрНорм. Эти величины меняются с развитием народного хозяйства страны и ее энергетики, они зависят также от направления технической политики в данный период времени. Чтобы устранить различный подход к их оценке и предотвратить возможные ошибочные решения при проектировании электрических сетей, правилами устройства электротехнических установок указываются значения экономических плотностей тока, наиболее целесообразные в каждый период времени [3, 4].
Таблица 1
Проводники Экономическая плотность тока, А/мм2, при числе часов использования максимума нагрузки в год
более 1000 до 3000 | | более 3000 до 5000 | | более 5000 до 8700
Неизолированные провода и шины
медные 2,5 2,1 1,8
алюминиевые 1,3 1,1 1,0
Кабели с бумажной, резиновой и полихлорвиниловой изоляцией с жилами
медные 3,0 2,5 2,0
алюминиевые 1,6 1,4 1,2
Кабели с резиновой и пластмассовой изоляцией и жилами
медные 3,5 3,1 2,7
алюминиевые 1,9 1,7 1,6
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Средние обобщенные показатели были разработаны в 70-80 годах 20 столетия. Очевидно, что при нынешних экономических условиях эти обобщенные показатели не соответствуют реалии.
Перечислим недостатки: при нынешних экономических условиях срок окупаемости может изменяться в переделах от 5 до 8 лет; формула экономической плотности тока не отражает динамику роста нагрузок; к примеру, за 10 лет при 5% повышении в год нагрузка увеличится на 50 %; при различных стоимостях электроэнергии (ЭЭ) на ФОРЭМ и при дифференциации тарифов себестоимость потерь ЭЭ изменяется; в формуле отсутствует налог на прибыль, что должно рассматриваться как затраты сетевых компаний; сетевым компаниям не достаточны абстрактные показатели экономической плотности тока, а требуются наглядные методы, отвечающие на вопросы максимальной прибыли, срока окупаемости, нормы рентабельности при нынешних экономических условиях [5].
Список использованной литературы:
1. Литвиненко Р.С., Павлов П.П., Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш. Выбор альтернативного варианта разрабатываемого транспортного средства с использованием метода анализа иерархий. // Транспорт: наука, техника, управление. 2015. № 2. С. 21-25.
2. Логачева А.Г., Вафин Ш.И., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Влияние количества фаз статора на нагрев электродвигателя.// Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2014. № 3. С. 28-32.
3. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Разработка рациональной структуры тягового электропривода трамвая в среде моделирования электроэнергетических объектов программы MATLAB. // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. Т. 16. № 2. С. 111-116.
4. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Обоснование рациональной схемы управления тяговым электроприводом трамвая на основе разработки имитационной модели. // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 3. С. 19-22.
5. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Обоснование рационального размещения трансформаторных подстанций в системе электроснабжения. // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2014. № 7. С. 6168.
© Р.М. Калимуллина, Л.И. Гимадеева, 2016
УДК 666.775-798.2
И.А. Керсон
аспирант, ассистент СамГТУ г. Самара, Российская Федерация Л.А. Кондратьева К.т.н, доцент СамГТУ г. Самара, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА НИТРИДНОЙ КОМПОЗИЦИИ SiзN4-TiN, ПОЛУЧЕННОЙ ПО АЗИДНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СВС
Аннотация
Проведено исследование процессов и продуктов горения систем «азид натрия - галогениды кремния и титана». Установлено, что синтезированный конечный продукт горения представляет собой субмикрокристаллический порошок, который состоит из нескольких фаз Т£Ы", Si, Т и
Ключевые слова
Нитрид кремния, нитрид бора, азид натрия, галоидная соль, композиция, самораспространяющийся высоктемпературный синтез