Налогообложение
выбор предприятия для проведения налоговой проверки в контексте анализа финансовой устойчивости предприятия
А. В. КИРОВ, кандидат экономических наук, заместитель руководителя управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области E-mail: av [email protected]
Основываясь на стандартных критериях отбора налогоплательщиков, предлагаемых Федеральной налоговой службой, налоговые органы определяют предварительный перечень организаций, в которых планируется проведение налоговых проверок. Однако для сужения предварительного списка и более детального отбора налогоплательщиков в данной работе было предложено применять также критерии, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность предприятий, выбираемых для проведения налоговых проверок. Эти критерии систематизированы и дополнены, для того чтобы понизить вероятность выбора тех предприятий, проверка которых может оказаться малоэффективной.
Ключевые слова: налоговая проверка, критерии отбора налогоплательщиков, финансовая устойчивость, платежеспособность предприятия.
От деятельности налоговых органов напрямую зависит процесс формирования доходной части бюджета, т. е. финансовая безопасность государства и его способность в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому повышение эффективности работы налоговых органов является одной из важнейших задач, стоящих перед государством. Особое внимание при этом следует уделить повышению эффективности проведения налоговых проверок как одному из основных источников увеличения собираемых налогов.
Можно выделить целый ряд мероприятий, позволяющих увеличить эффективность проведения мероприятий по налоговому контролю. К ним можно отнеси мероприятия по совершенствованию работы самих органов налогового контроля
(внедрение электронного документооборота, новых информационных систем, баз данных налогоплательщиков) и мероприятия по внедрению новых методов проведения налоговых проверок (разработка методики отбора предприятий для проведения налоговых проверок, которая основана на оценке финансового состояния предприятий, их финансовой устойчивости и платежеспособности). На основе этой методики сотрудники налоговых органов смогут сделать заключение о степени прогнозируемой эффективности проведения налоговой проверки на данном предприятии.
Разумным и логичным представляется сосредоточить основные усилия налоговых органов на аналитической составляющей контрольной работы, тщательно и всесторонне обосновывая отбор лиц, в отношении которых наиболее целесообразно проводить налоговые проверки. Тем более что налоговое законодательство не обусловливает назначения выездных налоговых проверок какими-либо поводами или основаниями и не требует мотивировать решение о проведении проверки. Таким образом, выбор субъекта, в отношении которого будет проводиться проверка, — это сугубо внутреннее дело налоговых органов. Поэтому применение определенных методов для отбора предприятий для проведения налоговых проверок является необходимым условием повышения эффективности их проведения.
Наиболее распространенными методами отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок в практике налоговых органов являются:
— метод, основанный на знаниях и опыте работников налоговых органов. Этот метод базируется на знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают, что в определенном виде бизнеса широко применяются схемы по минимизации налоговой нагрузки, то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений в целях отбора тех налогоплательщиков, которые представляют наибольший интерес. По мнению автора, этот метод не является эффективным, поскольку опирается только на субъективные суждения конкретного инспектора и не имеет под собой научной обоснованности;
—метод, основанный на цикличности во времени. Этот метод подразумевает проверку каждой органи -зации в течение определенного периода времени, например каждый пятый год. Он используется уже долгое время и в своей основе очень прост. Такая периодическая проверка может быть эффективна для проверки так называемых проблемных организаций. Она необходима и в отношении крупных организаций, где всегда велик риск крупных потерь поступлений [5, с. 96].
Однако, на взгляд автора, он не очень эффективен, поскольку средства налогового органа тратятся на проверку тех организаций, которые не имеют проблем с отчетностью. Также проверяемые организации, приблизительно зная периодичность проведения проверок, могут подготовиться к ним и будут вести налоговую отчетность в соответствии с законодательством в том периоде, который будет подвергаться проверке.
По мнению автора, более эффективным методом отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок может стать критериальный метод, основанный на применении различных критериев выбора предприятий налогоплательщиков.
При использовании этого метода для проверки выбираются организации на основании определенных критериев, которые могут быть основаны на анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, правильности организации налогового учета и соблюдения налогового законодательства на предприятии.
Под критерием обычно понимается признак, на основании которого производится оценка [3, с. 438] и делается вывод о признании предприятия наиболее интересным с точки зрения эффективности проведения налоговой проверки. Критериями оценки финансового состояния предприятия
и уровня возможных налоговых претензий к нему, а также способности данного предприятия уплатить доначисленные суммы налогов, являются нормативы и финансовые показатели, отражающие конкретные аспекты деятельности предприятия. На практике для их оценки применяется достаточно большое количество коэффициентов. После расчета коэффициентов, проанализировав полученные результаты, сотрудники налоговых органов определяют наиболее весомые критерии, на основании которых будут выбираться организации для проведения налоговых проверок.
Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый в целях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок будут являться те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налогов;
— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) в целях контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, поз-
воляющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и информацией, которой располагает налоговый орган;
— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы. Например, если известно, что у большинства организаций строительной отрасли были определенные трудности из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что коэффициент отдачи от этих организаций резко понизится. Поэтому было бы целесообразно исключить такие организации из выборки, составленной для проверки.
По мнению автора, при использовании данного метода налоговый орган должен: проводить критериальную оценку как экономической деятельности предприятия, так и его репутации как ответственного налогоплательщика; применять неэкономические критерии, характеризующие правильность налогового и бухгалтерского учета на предприятии, т. е. проводить комплексную оценку налогоплательщиков. На основании полученных результатов налоговый орган должен формировать предварительный список налогоплательщиков, у которых вероятность проведения эффективной налоговой проверки будет более высокой.
Федеральной налоговой службой были разработаны критерии, на основании которых налоговый орган принимает решение о включении предприятия в план проведения налоговых проверок, к ним относятся:
1) налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Данный критерий основан на анализе сумм начисленных налоговых платежей. При проведении горизонтального анализа начисленных сумм по каждому виду налога в отдельности в текущем и прошедших периодах определяются значения абсолютных и относительных изменений начисленных налоговых платежей, и выявляется тенденция в динамике сумм начисленных налоговых платежей [4, с. 84]. Проведение анализа в данном направлении позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей;
2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Такой критерий отбора, как показала практика, уже продемонстрировал свою эффективность. Так, в I кв. 2007 г. в Москве целевым контролем было охвачено (вызывались в налоговые органы на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ в связи с заявлением убытков) более 11 000 убыточных организаций. Итоги контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что именно убыточные организации (80 % всех проверенных), в том числе крупные и средние, не соблюдают налоговой дисциплины и подчас не только неправомерно заявляют налоговые убытки, но и уклоняются от уплаты налога на прибыль. Эти организации, как правило, пренебрегают установленными правилами налогового учета и в ряде случаев преднамеренно занижают выручку, а также завышают расходы за счет экономически не обоснованных, документально не подтвержденных затрат, связанных с уклонением от налогообложения;
3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
4) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8) значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды [4, с. 86];
9) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или с посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
10) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
11) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением его места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
12) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности [2]. Допустим, если успешное предприятие, долгое время получавшее устойчивый доход (определенный уровень прибыли), начинает неожиданно и без изменения внешней среды платить меньшие суммы налогов, это мо-
жет свидетельствовать о том, что на предприятии начали применяться какие-то способы налоговой оптимизации (велика вероятность того, что эти способы не соответствуют требованиям налогового законодательства). В этой ситуации вероятность проведения успешной налоговой проверки увеличивается.
В УФНС России по Нижегородской области в 2008 г. при выборе для налоговой проверки были изучены сведения по 1 875 налогоплательщикам, в 2009 г. — по 2 254 налогоплательщикам, что на 21 % больше предыдущего периода (см таблицу).
Отбор налогоплательщиков для проведения налоговой проверки по уфнс России по Нижегородской области в 2008—2009 гг.
Количество Удельный вес Количество про- Удельный вес
Критерии самостоятельной проверок по плану предприятий по верок по плану предприятий по
оценки рисков 2008 г., с учетом конкретному 2009 г., с учетом конкретному
корректировок критерию, % корректировок критерию, %
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщи- 1 079 58 1 435 64
ка ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли
Отражение в бухгалтерской или налоговой 171 9 147 7
отчетности убытков на протяжении нескольких
налоговых периодов
Отражение в налоговой отчетности значитель- 546 29 886 39
ных сумм налоговых вычетов за определенный
период
Опережающий темп роста расходов над темпом 147 8 258 11
роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Выплата среднемесячной заработной платы на 334 18 410 18
одного работника ниже среднего уровня по виду
экономической деятельности в субъекте РФ
Неоднократное приближение к предельному 47 3 45 2
значению установленных НК РФ величин по-
казателей, предоставляющих право применять
налогоплательщикам специальные режимы
Отражение индивидуальным предпринимателем 350 19 331 15
суммы расхода, максимально приближенной к
сумме его дохода
Построение финансово-хозяйственной деятель- 7 0 22 1
ности без наличия разумных экономических
причин
Непредставление налогоплательщиком поясне- 99 5 96 4
ний на уведомление налогового органа о выявле-
нии несоответствия показателей деятельности
Неоднократное снятие с учета и постановка на 7 0 27 1
учет в налоговых органах налогоплательщика в
связи с изменением его места нахождения («миг-
рация»)
Значительное отклонение уровня рентабельности 195 10 605 27
по данным бухгалтерского учета от уровня рен-
табельности для данной сферы деятельности по
данным статистики
Ведение финансово-хозяйственной деятельности 142 8 170 8
с высоким налоговым риском
Всего по плану 1 875 2 254
Указанные критерии, на основании которых налоговым органам рекомендовано проводить отбор предприятий для проверки, на взгляд автора, следует систематизировать и дополнить критериями, которые позволили бы понизить вероятность выбора тех предприятий, проверка на которых может оказаться малоэффективной. Отбор предприятий для проведения налоговой проверки предлагается проводить поэтапно (см. рисунок).
На первом этапе отбора, по мнению автора, следует применять критерии, которые не требуют больших временных затрат со стороны сотрудников налоговых органов, но в то же время позволяют легко «отсеять» наиболее ответственные предприятия. Эти критерии следующие:
— предприятие предоставляет по первому требованию налогового органа всю необходимую информацию о своей деятельности;
— в результате предыдущих проверок на предприятии не было зафиксировано серьезных нарушений налогового законодательства;
— предприятие не относится к налогоплательщику, который меняет место своего нахождения («миграция» между налоговыми органами);
— на предприятии не происходит снижения сумм налогов, уплачиваемых в бюджет, а суммы налогов, уплачиваемых предприятием, увеличиваются (уменьшаются) примерно в той же пропорции, что и темп роста отрасли экономики, к которой относится предприятие.
После проведения оценки предприятий-налогоплательщиков на основе использования данных критериев формируется расширенный список предприятий, включаемых в предварительный план проведения налоговых проверок.
На следующем этапе отбора налоговые органы должны провести более глубокую оценку деятельности рассматриваемых предприятий, включающую рассмотрение следующих критериев:
— насколько часто и как близко налогоплательщик приближался к предельному значению показателей, предоставляющих ему право применять специальные налоговые режимы;
— средний уровень заработной платы на данном предприятии со средним уровнем зарплаты в данной отрасли и в данном регионе;
— сумма налоговых вычетов, отраженных в налоговой отчетности;
— снижение прибыли предприятия или заявление об убытках. При этом сотрудники налогового
Этапы отбора предприятий для проведения налоговой проверки
органа должны учитывать влияние внешних факторов на деятельность предприятия (произошло ли ухудшение условий его функционирования в рассматриваемом периоде).
В результате составляется список налогоплательщиков, у которых с наибольшей долей вероятности могут быть обнаружены налоговые нарушения.
После того как был сформирован предварительный список налогоплательщиков, подлежащих проведению налоговой проверки, необходимо выбрать те предприятия, на которых проведение проверки будет наиболее эффективным (с точки зрения величины сумм, которые могут быть до-уплачены в бюджет). На взгляд автора, на данном этапе как раз и необходимо применять критерии, оценивающие финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, планируемого для проведения проверки.
К критериям выбора налогоплательщиков для проведения налоговой проверки на основе анализа финансового состояния предприятия следует отнести:
1) коэффициент покрытия. Этот критерий определяет отношение текущих активов к пассивам. Он показывает достаточность оборотных средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств, включая налоговые (стр. 290 формы № 1 «Бухгалтерский баланс» / стр. 690 формы № 1 «Бухгалтерский баланс»);
2) уровень платежеспособности и ликвидности предприятия, определяемые на основе расчета соответствующих показателей платежеспособности ликвидности.
Коэффициент срочной ликвидности. Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств к краткосрочным обязательствам (стр. 240 формы № 1 «Бухгалтерский баланс» + стр. 260 формы № 1 «Бухгалтерский баланс» / стр. 690 формы № 1
«Бухгалтерский баланс»). Он показывает прогнозируемые платежные возможности компании при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода с учетом изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности (6 мес.). Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период (6 мес.), свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент менее 1, то у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода с учетом изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3 мес.). Если данный коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.
Платежеспособность и ликвидность предприятия зачастую находятся в зависимости от реального денежного оборота предприятия в виде потока денежных платежей, проходящих через счета хозяйствующего субъекта. Анализ денежных потоков существенно дополняет методику оценки ликвидности и платежеспособности и дает возможность более объективно оценить финансовое благополучие предприятия и его способность проводить выплаты по налоговым претензиям со стороны органов налогового контроля;
3) снижение уровня рентабельности деятельности предприятия текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды. Финансовое состояние предприятия, в конечном счете, предопределяется тем, насколько прибыльно оно работает в течение длительного периода времени. Поэтому очень важно оценить и проанализировать
показатели рентабельности, непосредственно зависящие от размера получаемой прибыли.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Все они построены по единой схеме: в числителе показана прибыль балансовая, чистая или от реализации, в знаменателе — активы (капитал), затраты или доходы (например, в виде выручки).
Для получения более объективного результата оценки рентабельности представляется возможным использовать относительные показатели модели Дюпона, которая включает три меры прибыльности:
— рентабельность собственного капитала, ROE = Чистая прибыль / Средний собственный капитал;
— рентабельность активов, ROA = Чистая прибыль / Средние активы. Данный показатель наиболее ярко отражает отношение суммы прибыли, полученной предприятием (стр. 470 формы № 1 «Бухгалтерский баланс») к сумме активов (стр. 300 формы № 1 «Бухгалтерский баланс»);
— коэффициент прибыльности, РМ = Чистая прибыль / Выручка. Данный показатель рассчитывается по данным формы № 2. «Отчет о прибылях и убытках» (стр. 190 формы № 2 / стр. 010 формы № 2). Показатель структуры капитала (в данном случае финансовой зависимости) характеризует финансовую неустойчивость предприятия. Предприятие может получить прирост рентабельности активов за счет снижения своей финансовой устойчивости, т. е. добиваться большей прибыли ценой повышения степени финансового риска. Это еще раз говорит о том, что рост рентабельности не ослабляет опасности потери платежеспособности, а, наоборот, при некоторых обстоятельствах может ее усилить.
Приведенные ранее методики анализа финансовой устойчивости предприятия были разработаны в первую очередь для лиц, заинтересованных в повышении эффективности деятельности предприятия, но не для органов налогового контроля, основной целью которых при рассмотрении финансовой устойчивости предприятия является не оценка его эффективности, а его способность, реальная или потенциальная, уплачивать налоговые платежи. Так, налоговые органы, с точки зрения эффективности функционирования предприятия, интересует размер прибыли (не занижена ли она), поэтому они проводят анализ эффективности предприятия по определенным показателям, в первую очередь по показателям рентабельности (в динамике). При этом они должны учитывать возможное влияние внешних
и внутренних факторов, которые могли повлиять на финансовую устойчивость предприятия. Налоговые органы также интересует платежеспособность предприятия (способность предприятия уплатить возможные налоговые доначисления). Таким образом, эффективность хозяйственной деятельности и платежеспособность являются основными характеристиками финансовой устойчивости предприятия с точки зрения налоговых органов.
Применение данных критериев, по мнению автора, должно стать дополнительным и завершающим этапом отбора, позволяющим «отсеивать» неперспективные предприятия, проведение проверки на которых может выявить определенные нарушения, но не приведет к получению дополнительного дохода бюджета по причине финансовой несостоятельности предприятия.
Также можно выделить критерии отбора налогоплательщиков для проведения налоговой проверки в отношении конкретных налогов.
Что касается НДС, то в связи с переходом к его исчислению по «факту отгрузки» сотрудникам налоговых инспекций приходится активизировать свою работу по предварительному анализу предоставляемых предприятиями деклараций.
Необходимо выделить следующие критерии, с помощью которых налоговики будут проводить отбор кандидатов для проверки:
— значительные показатели выручки;
— уровень рентабельности менее 1,5 %;
— низкая налоговая нагрузка и удельный вес вычетов по НДС (более 90 % за несколько налоговых периодов) [1, с. 6].
Для Нижегородской области это значение равно 92,5 %. Таким образом, налогоплательщики, имеющие суммы вычетов по НДС выше 92,5 %, будут в приоритетном порядке попадать в список для проведения проверок.
Для отбора налогоплательщиков налоговые органы могут применять специальные статистические таблицы. Так, по данным Росстата, определяется средняя рентабельность продаж, удельный вес затрат на оплату труда в общем объеме затрат по обычным видам деятельности, удельный вес отчислений на социальные нужды. Исходя из этих данных специалисты ФНС расчетным путем получают показатели себестоимости, затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Далее они рассчитывают нормативный удельный вес вычетов по НДС, НДС к уплате, налог на прибыль и уровень налоговой нагрузки для каждого показателя рентабельности. При анализе бухгалтерской и налоговой
отчетности конкретного налогоплательщика его данные по рентабельности, зарплате и т. д. должны сводиться в аналитическую таблицу и сравниваться с «нормативными» значениями. При значительной разнице показателей удельного веса вычетов и общей налоговой нагрузки компания включаются в план выездных налоговых проверок.
На взгляд автора, также следует выделить критерии отбора налогоплательщиков для проведения налоговой проверки в отношении налога на прибыль. К ним относятся:
— несовпадение показателей, отраженных в декларации по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности (в том числе в отчете о прибылях и убытках);
— факт того, что организация относится к крупнейшим плательщикам налога на прибыль (поступления от которых составляют не менее 60 % всех поступлений в налоговом органе);
— факт имеющихся нарушений при исчислении и уплате налога на прибыль по результатам проведения проверок в предыдущих периодах;
— факт указания убытков в декларации. В данном случае сотрудники налоговых органов в первую очередь должны сопоставить данные в бухгалтерской и налоговой отчетности. Если в декларации по налогу на прибыль у налогоплательщика показана отрицательная или нулевая величина, при этом в форме № 2 по строке «Прибыль (убыток) до налогообложения» показано положительное значение, то сотрудники налоговых органов должны направить письмо налогоплательщику с просьбой перепроверить правильность исчисления налоговой базы. Если просьба не будет удовлетворена, то компанию включат в план выездной проверки. Особое внимание будут привлекать организации, у которых: прогрессирующая кредиторская и дебиторская задолженности; несоответствие выручки от реализации по данным бухгалтерского и налогового учета; выручка на одного работника ниже, чем в среднем по отрасли; были проведены финансовые вложения в создание дочерних организаций; проведена ликвидация активов; проведено списание дебиторской задолженности; осуществлялись инвестиции без привлечения заемных средств.
Критерии отбора налогоплательщиков являются обобщенными показателями, охватывающими все сферы финансово-хозяйственной деятельности. Уровень показателей в отношении налогоплательщи -ков одного вида деятельности может варьироваться по объективным причинам (масштаб деятельности, ресурсная база, регион, ноу-хау, деловая репутация
и т. п.). При окончательном отборе субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих выездным налоговым проверкам, учитываются объективные особенности конкретных налогоплательщиков.
Нельзя исключить ситуации, когда все или подавляющая часть налогоплательщиков, находящихся под юрисдикцией одного налогового органа, не соответствуют критериям отбора. В таком случае налоговый орган будет использовать методику случайной выборки.
Выбор объектов для проведения налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты финансового положения предприятия, указывающие на уровень его финансовой устойчивости.
Основываясь на стандартных критериях отбора налогоплательщиков, предлагаемых Федеральной налоговой службой, налоговые органы определяют предварительный перечень организаций, в которых планируется проведение налоговых проверок. Однако для сужения предварительного списка и более детального отбора налогоплательщиков предлагается применять также критерии, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность
предприятий, выбираемых для проведения налоговых проверок.
Применение критериев отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, основанных на показателях финансовой устойчивости и платежеспособности контролируемых организаций, позволяет повысить вероятность взыскания дополнительно начисленных, в результате проверки, пени и штрафов. Таким образом, применение этих критериев повышает эффективность деятельности налоговых органов, что является одной из основных задач реформирования налоговой системы России.
Список литературы
1. БаязитоваА. В. Налоговая проверка без потерь: схемы и методы. М.: Вершина. 2008. С. 6.
2. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: приложение № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 14.10.2008 № ММ-3-2/467.
3. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. 438 с.
4. Пасько О. Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Практика налогообложения. 2005. № 6. С. 84-89.
5. Родина О. В. О критериях отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки // Налоговый вестник. 2008. № 1. С. 95-97.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
Ii Ь
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü
V/SA
ilndex
money-yandex-ru