Научная статья на тему 'Внешнеторговая агропродовольственная политика как основополагающий элемент, обеспечивающий продовольственную безопасность России'

Внешнеторговая агропродовольственная политика как основополагающий элемент, обеспечивающий продовольственную безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АПК / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / AGRARIAN POLICY / FOOD SECURITY / GLOBALIZATION / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлушкин Павел Валерьевич, Баранников Антон Александрович

В статье рассматриваются принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и агропродовольственной политики. Рассматривается глобализация экономики, и ее влияние на продовольственную и экономическую безопасность России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN TRADE AGROFOOD POLICY, AS THE FUNDAMENTAL ELEMENT PROVIDING FOOD SECURITY OF RUSSIA

The article gives the principles of state regulation of foreign economic activity and agrofood policy. Economy globalization and its influence on food and economic security of Russia are considered

Текст научной работы на тему «Внешнеторговая агропродовольственная политика как основополагающий элемент, обеспечивающий продовольственную безопасность России»

УДК 339.5:338.43.02]:338.439.62(470+571)

UDC 339.5:338.43.02]:338.439.62(470+571)

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент

Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

THE FOREIGN TRADE AGROFOOD POLICY, AS THE FUNDAMENTAL ELEMENT PROVIDING FOOD SECURITY OF RUSSIA

Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor

Barannikov Anton Aleksandrovich

student of the Accounting and financial department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article gives the principles of state regulation of foreign economic activity and agrofood policy. Economy globalization and its influence on food and

В статье рассматриваются принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и агропродовольственной политики. Рассматривается economic security of Russia are considered глобализация экономики, и ее влияние на продовольственную и экономическую безопасность России

Ключевые слова: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, АПК

Keywords: FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, AGRARIAN POLICY, FOOD SECURITY, GFOBAFIZATION, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Наиболее приоритетным направлением внешнеторговой политики является стимулирование аграрной торговли России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Ощутимый импульс развитию внешней торговли продовольствием смогло бы придать присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Конкурентные преимущества России на мировом рынке можно обеспечить за счет расширения рынка экологически чистой продукции, ориентирования отечественных производителей на экспорт переработанной продукции, а также стимулирования аграрной торговли России, составной части внешнеэкономической деятельности.

По данным Госстата РФ, за последние годы наблюдается значительный рост продажи на мировом рынке продовольственных товаров, хотя в то же время страна закупает огромное количество импортного продовольствия.

Несмотря на рост экспорта продовольствия России за 2000-2008 гг. в два раза

объем импорта повышает этот показатель по экспорту почти в четыре раза, что свидетельствует об ухудшении продовольственной безопасности страны.

Внешнеэкономическая деятельность - это международная деятельность государства в области развития и регулирования экономических связей с другими странами. Основной задачей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является обеспечение экономических условий эффективной интеграции страны в мировую экономику [8].

Стратегия ВЭД определяет тактику ее проведения, выработку новых принципов, средств и методов реализации международного экономического сотрудничества. Важное значение для развития ВЭД имеет выбор перспективных отраслей экономики, которые могут быть вовлечены в эту сферу экономики.

Основными принципами построения ВЭД являются:

— независимость;

— открытость;

— равноправие;

— признание приоритета международных договоров.

К основным составляющим внешнеэкономической деятельности относятся международная торговля, привлечение иностранных инвестиций и инвестирование капитала за национальные таможенные границы, валютная и правовая внешнеэкономическая политика, интеграция России в мировую экономическую систему посредством создания в России особых экономических зон, совместных предприятий, предстоящего вступления России в Продовольственную сельскохозяйственную организацию ООП (ФАО), Всемирную торговую организацию (ВТО).

Основой ВЭД является внешняя торговля, отличительным признаком которой выступает международная купля-продажа товаров, услуг, промышленной собственности, а также перемещение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Внешняя торговля - это канал для реализации и

приобретения товаров, услуг и промышленной собственности, целесообразность использования которого определяется преимущественно на основе сравнения уровня издержек производства и сроков жизненного цикла товаров и услуг.

Экспорт - вывоз товаров из страны для продажи или использования в других государствах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара [8].

Импорт - ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. При расчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране [8].

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

При экспорте выгоднее производить товары внутри страны и реализовывать их за пределами национальной таможенной границы; при импорте выгоднее представляется закупать товары и услуги, произведенные за рубежом, например, в сипу нерациональности организации того или иного производства внутри страны и т. д.

Во внешнеторговой деятельности существуют следующие виды торговых режимов:

— наибольшего благоприятствования;

— протекционизм;

— преференциальный.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый межгосударственными соглашениями, заключенными, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют

базовые ставки таможенного тарифа. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте. Пошлина выполняет фискальную функцию и взимается при пересечении товаром национальной таможенной границы (или при факте осуществления внешнеторговой сделки), повышая тем самым стоимость (цену) импортируемого товара.

Протекционизм - это система мер преимущественно нетарифного характера, но и с использованием экономических механизмов регулирования ВТ, направленных на защиту национального рынка и производителя от конкуренции с производителями аналогичной или подобной продукции за рубежом. В условиях цивилизованного регулирования ВЭД меры протекционизма, вплоть до установления монополии, вводятся на четко оговоренный с государствами -партнерами по ВТ период, а излишне получаемые средства направляются на поддержку тех производств, ради которых вводятся меры торгового протекционизма [8].

Отличительной чертой торгового протекционизма является применение таможенных пошлин, тарифов и сборов.

Преференциальный режим устанавливается ООН и его организациями по отношению к ряду экономически развивающихся стран, нуждающихся в поддержке. Весь импорт их этих стран поставляется обычно беспошлинно для импортера или при минимальной ставке таможенной пошлины в размере 5%.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление.

Конкуренция на мировом рынке вызывает также острую необходимость усиления государственного регулирования внешнеэкономических связей и в странах с рыночной экономикой для обеспечения политических и экономических интересов

Научный журнал КубГАУ, №95(01), 2014 года страны [2].

Государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, туризм, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научный обмен и другие.

Г осударственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государством форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными интересами, целями и задачами.

Задача государственного регулирования ВЭД - защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Г осударство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно -на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно - на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностранными инвестициями, порядок

допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

По своей сути механизм государственного регулирования можно рассматривать как сочетание экономических (тарифных) и неэкономических (нетарифных) методов. Экономические подразделяются на прямые и косвенные меры. Механизм государственного регулирования показан на рисунке 1 [1].

Система органов государственного регулирования ВЭД охватывает два уровня управления - федеральный и региональный [3].

На федеральном уровне высшим органом, осуществляющим регулирование ВЭД, является Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), которое вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России.

В регулировании ВЭД принимает участие Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Министерство экономразвития и торговли РФ и другие институты [6]. Эти государственные органы разрабатывают стратегию внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД в соответствии с международными договорами России, разрабатывают единую кредитную и ценовую политику, осуществляют контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законов и условий международных договоров, подготовку и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами и др.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других государств, международными

банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями. Центральный банк проводит все виды валютных операций, разрабатывает условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс рубля по отношению к валютам других стран, издает нормативные акты, выдает лицензии банкам на валютные операции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

Механизм Институционные структу ры

Экономические (тарифные)

Прямые Косвенные

Госзаказ

Программы

НИОКР,

развития

экспорта

Субсидии в инфраструктуре

Прогнозирова-

ние,

индикативное

планирование

Приватизация,

деприватиза-

ция

(национа-

лизация)

Налоги,

тарифы

Фискальная

политика

Амортиза-

ционная

политика

Валютное регулиров ание

Кредитная

политика

Денежно-

финансовая

политика

Организационно-

управленческие

(нетарифные)

методы

Квоты, лицензии

Антимонопольное

законодательство

Планирование и контроль за ценами (экспортная выручка)

Товарная

сертификация

(санэпиднадзор)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защита

промышленной

собственности

Президент,

его

администрация

Совет

Федерации

Государственная Дума

Правительство

Социальные органы МИД, ГТК, МФ, ЦБ и др.

Независимые организации (МВФ, МБРР, ГАТТ/ВТО), союзы, ассоциации (ТПП и др.)

Рисунок 1 - Механизм государственного регулирования ВЭД

В отраслевом разрезе государственное регулирование ВЭД осуществляется соответствующими федеральными министерствами, которые определяют экономические интересы государства в той или иной области, занимаются вопросами освоения российскими компаниями мирового рынка, а также межправительственного сотрудничества. Специальные подразделения в составе министерств ориентированы на привлечение инвестиций в Россию и сопровождение инвестиционных проектов [2].

В условиях экономической реформы центр тяжести регулирования ВЭД переносится на региональный уровень. В пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и другими законодательными актами, каждая из ветвей региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная) контролирует деятельность участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории региона, и управляет ими. Наибольшее значение в оперативном управлении ВЭД на уровне региона имеют администрация региона и ее структурные подразделения, созданные для этого. Департамент (или управление) внешнеэкономических связей при администрации региона призван содействовать интеграции производственного, финансового, интеллектуального потенциалов территории, а также ресурсов и возможностей предприятий в сферу международной кооперации, обеспечивать защиту интересов и эффективность иностранных инвестиций на территории региона.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов или иных решений правительства, Президента РФ. Применительно к внешней торговле используются такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, международные договоры и соглашения по стимулированию экспорта и импорта [12].

На практике применяются два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем

рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничения импорта [9].

Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, отсутствуют какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективной экономикой, при которой национальные предприятия, фирмы, предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок [8].

Для активизации внешнеэкономической деятельности, особенно в области экспорта, государство использует определенные административные и экономические меры стимулирования сбыта товаров на мировом рынке. Основную роль в этом играют экономические рычаги, инструменты - кредитные и финансовые.

Развитию экспорта способствует оказание государством помощи в выявлении перспективных рынков сбыта, предоставлении различной информации, организации международных выставок и ярмарок, активизация исследовательской работы.

Развитие внешнеэкономической деятельности и международного экономического сотрудничества способствует интернационализации и глобализации экономики России. Эта объективная необходимость вызывает усиление роли государства в развитии и регулировании внешнеэкономической деятельности, расширении подготовки соответствующих экономических кадров.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни, стремительно развивающийся под воздействием широкого спектра достижений не только в технике, но и в управлении, вывел мирохозяйственную сферу на качественно новый уровень [5]. Сегодня можно говорить о формировании общемирового экономического, финансового, информационного, транспортного, телекоммуникационного и т. п. пространства, вне которого развитие

отдельных стран невозможно. Национальные хозяйства отдельных стран превращаются в составные части единой мирохозяйственной системы.

Глобализация становится одним из главных явлений. В понятии «глобализация» нашла отражение качественно новая ступень процесса интернационализации хозяйственной жизни [11]. К традиционным факторам интернационализации - углублению международного разделения труда и развитию мирового рынка - присоединяются новые. В их числе -необходимость объединения усилий стран для осуществления больших проектов в области космической техники, создания мировой экономической инфраструктуры, стандартизации производства, транспорта и связи, решение глобальных экологических проблем, гидрометеослужбы, оповещение о возможных природных и техногенных катастрофах и т. д.

Глобализация приводит не просто к установлению отношений между социальными, экономическими и иными субъектами различных стран, но и к резкому повышению значимости этих отношений по сравнению с национальными (государственными) законами и нормами. Национальный масштаб превращается в интернациональный, а интернациональный - в общемировой.

В результате столкновения общемировых тенденций и национальных интересов возникает система глобальных и региональных структур и организаций, регулирующих международные экономические отношения и правила игры, а также способных самым существенным образом оказывать внешнее воздействие на любую из стран.

Процесс формирования единого мирохозяйственного пространства многообразен и противоречив. С одной стороны, глобализация выступает, прежде всего, как мощный ускоритель в целом общественной программы, мировой экономики, отдельных стран.

В то же время глобализация создает новые опасные угрозы. Появляются новые проблемы и противоречия между общим и частным, международным и национальным, глобальным и локальным [13]. Формируя предпосылки для дальнейшей консолидации мирового хозяйства, стимулируя развитие

разнообразных форм международной кооперации и сотрудничества, она в то же время содержит опасные разрушительные тенденции в развитии мировой экономики.

Необходимо принятие совместных адекватных мер по нейтрализации отрицательных последствий глобализации. Поэтому международное регулирование процесса глобализации мировой экономики призвано обеспечить согласование глобальных, национальных и региональных интересов.

Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский экономический союз. Возникнув более 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. На сегодняшний день Европейский союз (ЕС) объединяет 27 стран Западной Европы, создан единый аграрный рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС осуществлен переход к единой валютной системе с единой денежной единицей «евро». Экономическая интеграция способствует политическому сближению стран, созданию международных органов и институтов власти.

Наиболее сложной для России проблемой является будущее изменение форм господдержки сельского хозяйства при вступлении в ВТО. Низкая рентабельность производства в сельском хозяйстве России диктует необходимость применения субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В то же время, очевидно, что России по примеру США и ЕС необходимо переносить акцент при осуществлении поддержки АПК на развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности, активизацию научных исследований и меры в области государственного регулирования продовольственного рынка страны, на который оказывают существенное влияние внешнеэкономические факторы.

В России экспортное регулирование в отношении сельскохозяйственного

товаропроизводителя развито слабо. Для реальной поддержки собственных сельскохозяйственных товаропроизводителей нужны меры не по ограничению вывоза (за некоторыми исключениями, связанными со стимулированием экспорта продукции с более высокой степенью переработки), а по его расширению. Государственные вложения в развитие экспортной инфраструктуры, поддержание экспортеров оказали бы действенную помощь отечественному агропродовольственному сектору, наряду с ограничением импорта тех продуктов питания, для производства которых в стране имеются все условия. При этом содействие экспорту осуществляется хоть и за счет налогоплательщиков (из бюджета), но не за счет потребителей. С целью экономической поддержки отечественного товаропроизводителя нужно срочно принять программу импортозамещения.

Вхождение в ВТО также налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер регулирования импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению таможенных пошлин.

В дальнейшем России предстоит проводить сбалансированную импортную политику, которая соответствовала бы нормам и правилам ВТО и в то же время обеспечивала эффективную защиту национальных производителей. Оптимизация импорта предполагает, в частности, сокращение закупок тех товаров, которые Россия в перспективе сама способна производить в достаточном количестве, и увеличение ввоза продукции тропического и средиземноморскою земледелия.

Важное значение приобретает вопрос об открытии рынков стран - членов ВТО для российской агропродовольственной продукции. Климатические условия на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно сильной степени, все же имеет достаточно ниш). Особенно благоприятны перспективы увеличения поставок уникальной и экологически чистой продукции, а также продукции высоких технологий.

Если Россия перестанет отвлекать на себя значительную часть основных

видов продовольствия, предлагаемого на мировом рынке, и начнет активно наращивать свой экспорт, это приведет к новой расстановке сил на международных рынках продовольственных товаров и в целом к укреплению мировой продовольственной стабильности.

Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной ситуации, является ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). В настоящее время эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя (одновременно готовясь к вступлению в ФАО в качестве полноправного участника), и мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе постсоциалистических. Если ранее (в 1970—1980-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран-доноров (США и государств - членов ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется основная часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долл. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т. д.

Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т. п.

Проведению эффективной агропродовольственной политики России на

мировом рынке будет способствовать более совершенное внешнеторговое агропродовольственное регулирование в связи с острой конкуренцией на мировом рынке. Оно должно быть ориентировано, по мнению А.П. Зинченко, на решение следующих задач:

— эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественных товаропроизводителей;

— принятие протекционистских мер для защиты интересов отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;

— использование гибких импортных таможенных тарифов;

— стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции при стабильности ее внутреннего рынка;

— совершенствование системы таможенного контроля;

— создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;

— максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка [4];

— ориентация государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции.

Переходу к активной импортно-экспортной агропродовольственной политике России будет способствовать расширение сети государственных внешнеторговых фирм для продвижения отечественной сельхозпродукции на мировые рынки продовольствия.

Для развития внешнеэкономической деятельности необходимо расширить подготовку кадров соответствующих профессий, а также в ближайшее время

разработать целевые программы «Внешнеэкономическая деятельность на рынке продовольствия».

Особую роль в развитии внешнеэкономической деятельности в России призваны сыграть участие в региональных и международных агропромышленных выставках, активизация рекламной деятельности о достижениях, обмен опытом с зарубежными партнерами в области сельского хозяйства.

В дальнейшем развитии ВЭД в России особую роль будут играть присоединение в ВТО, широкое развитие особых экономических зон, в том числе аграрных в отдельных регионах страны.

Список литературы

1.Булатов Н.С. Мировая экономика: учебник. - М.: Экономист, 2007. - 840 с.

2.Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики. -Краснодар: Эдви, 2002. - 285 с.

3.Березенков В.В., Гайдук В.И., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. -Краснодар, 2010. - С. 256.

4.Годин М.А. Маркетинг: учебник. - М.: Дашков и К0, 2003. - 602 с.

5.Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Экономика предприятия: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 604 с. 6.Зубков В. Условия для решения основных задач АПК страны // Экономика сельского хозяйства. -2011.-№ 1.-С. 22.

7.Милосердов В.В., Милосердое К.В. Аграрная политика России - XX век ФГУП, ВО Минсельхоз России. - М., 2002. - 543 с.

8.Нечаев В.И., Михайлушкин П.В. Экономический словарь - Краснодар: Просвещение - Юг, 2011.-463с.

9.Сидоренко В.В. Социально-экономические проблемы развития сельского хозяйства. -Краснодар: КГАУ, 1998. -43 с.

10.Сидоренко В.В. Аграрная политика России: учеб. пособие для вузов. - Краснодар: Мир Кубани,

2010.-471 с.

11.Сидоренко В., Михайлушкин П. Государственное регулирование экономики. - Краснодар: Мир Кубани, 2011. - 649 с.

12.Толмачев А.В., Варфоломеев В.Н, Спиркин О.Д. Экономические инструменты инвестиционного регулирования региональных аграрных рынков. - М.: Экзамен, 2009. - 172 с.

13.Ткачев А.Н. Методология инвестиционного управления агропромышленным комплексом региона. - Краснодар, 2004.

14.Чуев И.Н., Чуева JI.H, Михайлушкин П.В. Экономика предприятия: учебник. - Краснодар: Атрии-Юг, 2010. - 427 с.

References

1. Bulatov N.S. Mirovaya ekonomika: uchebnik. - М.: Ekonomist, 2007. - 840 s.

2. Bolobolov A.V., Sidorenko V.V. Rynochnyye preobrazovaniya v agrarnoy sfere ekonomiki. -

Научный журнал КубГАУ, №95(01), 2014 года Krasnodar: Edvi, 2002. - 285 s.

3. Berezenkov V.V., Gayduk V.I., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb. posobiye. - Krasnodar, 2010. - S. 256.

4. Godin M.A. Marketing: uchebnik. - М.: Dashkov і КО, 2003. - 602 s.

5. Gorfmkel V.Ya., Shvander B.A. Ekonomika predpriyatiya: uchebnik. - М.: YuNITI, 2007. - 604 s.

6. Zubkov V. Usloviya dlya resheniya osnovnykh zadach APK strany // Ekonomika selskogo khozyaystva. - 2011. - № 1. - S. 22.

7. Miloserdov V.V., Miloserdov K.V. Agramaya politika Rossii - XX vek FGUP, VO Minselkhoz Rossii. - М., 2002. - 543 s.

8. Nechayev V.I., Mikhaylushkin P.V. Ekonomicheskiy slovar - Krasnodar: Prosveshcheniye - Yug,

2011.-463s.

9. Sidorenko V.V. Sotsialno-ekonomicheskiye problemy razvitiya selskogo khozyaystva. -Krasnodar: KGAU, 1998.-43 s.

10. Sidorenko V.V. Agramaya politika Rossii: ucheb. posobiye dlya vuzov. - Krasnodar: Mir Kubani, 2010.-471 s.

11. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. - Krasnodar: Mir Kubani, 2011.-649 s.

12. Tolmachev A.V., Varfolomeyev V.N., Spirkin O.D. Ekonomicheskiye instrumenty investitsionnogo regulirovaniya regionalnykh agramykh rynkov. - М.: Ekzamen, 2009. - 172 s.

13. Tkachev A.H. Metodologiya investitsionnogo upravleniya agropromyshlennym kompleksom regiona. - Krasnodar, 2004.

14. Chuyev I.N., Chuyeva L.N., Mikhaylushkin P.V. Ekonomika predpriyatiya: uchebnik. -Krasnodar: Atrii-Yug, 2010. - 427 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.