ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
J
Л
Новикова Татьяна Геннадьевна
заведующая кафедрой развития образования
ФГОУ АПК и ППРО доктор педагогических наук, профессор
г.Москва
выбор, индивидуальность, ПОДДЕРЖКА КАЖДОГО КАК ключ К УСПЕХУ В ВОСПИТАНИИ
гражданина Бельгии
______________________________________________________________г
Аннотация. В статье рассматривается опыт работы учреждений образования и служб Бельгии по профессиональному самоопределению и построению жизненной карьеры подростков.
Ключевые слова: трудовая карьера, самоопределение, профессиональная ориентация, сопровождение, выбор, помощь
На сегодняшний день и органы власти, и бизнес-структуры заявляют о нехватке конкурентоспособных кадров и о своей готовности принять на руководящие должности молодых специалистов [1]. Вместе с тем, подготовка таких кадров является трудной задачей, на пути решения которой происходят большие разочарования, неудачи, а порой и потери [2,3,4]. В мировом сообществе имеются эффективные практики работы с молодыми людьми в плане их профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры. Одна из практик, с которой посчастливилось познакомиться, работа с подрастающим поколением (школьниками, студентами) по их профессиональному самоопределению в Бельгии [5, 6].
Удивительно бережное отношение ко всем гражданам в целом и к каждому в отдельности. Рассмотрение человека в качестве главного капитала государства, ресурса его развития, процветания и стабильности, через построение гражданином своего собственного пути выбора, начиная с детства и заканчивая преклонным возрастом. Каждая личность уникальна и не существует унифицированных вариантов самоопределения, под которые должны подстраиваться все граждане государства. Уважение к выбору каждого как в школе, так и в послешкольный период с постоянным оказанием помощи и поддержки. Карьера - это не то, что существует в старшей школе или послешкольном образовании, карьера начинается с детства, особенностей ребенка, стилей его учения, интересов и хобби. Карьера формируется всем и всегда, важен контекст и фоновые знания. Это то, что прослеживалось каждый день на всех уровнях знакомства с системой образования во время стажировки в Бельгии.
Ознакомление с системой образования Бельгии через знакомство со студенческим городком в Мехелене, знакомство с практикой профессиональной ориентации в колледже университета Лессиус было открытием по многим позициям:
• по пониманию и структуре профилизации и индивидуализации обучения;
• по организации школьного образования, а именно, не обязательному посещению школы, а праву школьников обучаться на дому (процессы организации которого должны повторять школьную организацию и это проверяют инспекторы);
• по организации и внутреннему наполнению послешкольного образования;
• по политике в системе образования - учатся все не менее чем до 18 лет и родителям при этом оказывается ежемесячная финансовая помощь.
Поразило, что в Бельгии в системе высшего образования отсутствуют вступительные экзамены (за исключением медицинских и фармацевтических) и плата за обучение фиксированная и не высокая.
Высшее образование представляет собой систему ассоциаций, объединенных вокруг университета, т.к. система высшего образования представлена университетами, университетскими колледжами, аспирантурами и высшими школами искусств. Высшее образование представлено пятью уровнями. Реально работает стратегия доучивания - попытка стимулировать учеников на получение аттестата (для тех, кто по каким-либо причинам перестал учиться) и поступление на бакалавриат по ускоренному курсу.
Базовые миссии касаются всей системы высшего образования и они включают обучение, исследования (прикладные и фундаментальные) и оказание услуг обществу. Университетский колледж Лесиус представ-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
75
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
лен филиалами в Мехелене и Антверпене, основной миссией которых является то, что студент в центре, обучение практикоориентировано, опирается на фундаментальные знания и ориентировано на интернациональный фокус (Болонскую декларацию). В процессе ознакомления с системой образования в Мехелен-ском колледже, представлена стратегия обучения, дающая максимальные эффекты как в системе прикладного бакалавриата, так и в магистратуре. Стратегия обучения направлена на практическую ориентацию, реализуемую через снижение доли общих дисциплин и увеличение специальных дисциплин с обязательным выполнением междисциплинарных проектов. Те-ория/практика/исследования + (проекты) в соотношении 40/20/40 + проект «Тезис» - это формула успеха подготовки профессионалов для реальной экономики. Проекты, выполняемые студентами, представляют собой пролонгированную деятельность, на которую выделяется 5 часов в неделю, они носят междисциплинарный характер и позволяют осуществить интеграцию знаний по всем циклам дисциплин и отработку их через практическое преломление и исследовательскую компоненту. Интересна программа «Тезис», реализуемая или в кампусе или в производственных компаниях или исследовательских лабораториях.
Особое место в работе колледжа представляет Линдом - новая дидактическая «Концепция практического обучения (участия)» в системе высшего профессионального образования. Работа сосредоточена на последних годах обучения. Примером служит проект «Суппо» - новый подход в обучении массме-диа и журналистики. 117 сотрудников. Основу проекта составляет действующий университетский сайт. Цель - создание среды, в которой студенты могут публиковать свои работы, сотрудничая с представителями других сообществ. Две подцели данного проекта: Первая, чтобы студенты были более способными в создании своих сред и вторая - оценка студентов в реальных ситуациях. Более 1000 посещений студенческого сайта в день. 51 тысяча посещений в месяц. Более 100 студентов работают в кросс-виртуальном пространстве. Первый семестр студенты осуществляют выбор своих программ и команд, в которых они хотят работать. Каждый понедельник заседание редакторской комиссии. Руководителем является куратор или лектор. Студенты определяют какой работой они будут заниматься в ближайшие недели. Проект «Суппо» - каждодневный процесс, максимально стимулирующий реальную жизнь, дающий импульс подумать о будущих темах и распределении идей, которые будут обсуждаться, при этом ищутся оригинальные идеи. Самое главное найти уникальное предложение и определить целевые группы. Все участники при подготовке материалов проходят весь цикл реальной деятельности, которая осуществляется в любой редакции. За рамками проекта (в процессе обучения), преподаются конкретные техники работы с идеями. Весь проект представляет реальную медиакомпанию, которая осуществляет радио и телевещание в Мехе-
лене. Студенты 3-го года обучения, которые в качестве обучения выбрали телевизионное дело, работают в трех передачах в неделю.
Это был один из проектов программы Линдом, но он наглядно продемонстрировал практикоориентированный процесс организации обучения, который использует современные технологии работы и помогает с самого начала обучения осваивать профессиональные компетенции в той сфере деятельности, которая будет выбрана в качестве основной профессиональной, в то же время проект осуществляет междисциплинарную связку всех теоретических предметов и учит тому, что требуется сегодня и завтра.
Кампус в Мехелене. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение студентов: мотивация и боязнь неудачи - это направление, которое является ключевым в построении своей жизненной карьеры.
Вопросы профориентации и профессиональной идентификации играют огромную роль в жизни любого человека. Профессор Эрик Днепрев представил целостный взгляд на сложную проблему мотивации, раскрыл 4 категории факторов, которые важны для гарантии успеха при получении образования, к которым отнесены:
• заинтересованность и желание что-нибудь сделать -интерес (успех зависит от интереса);
• способность - интеллект (способности воспринимать информацию/навык моторики/социальные способно-сти/артистические);
• характеристики личности (большая пятерка - базовая структура личности: психологическая устойчивость - неврастения-раздражительность; ин-тровентированность - экстравертированность; сознательность - отрицание каких-либо норм; открытое мышление - традиционализм; социальная теплота -эгоцентричность);
• мотивация, основанная на потребностях Джозеффа Наттона (физиологическая, психосоциальная, экзи-стенциональная).
Каждая из потребностей имеет позитивные и негативные стороны, с которыми и работает специальная служба в Мехеленском колледже. При этом помнят о том, что школа (колледж) несет ответственность за адекватные образовательные программы, а учащиеся мотивированы на получение образования.
Одним из серьезных аспектов, на который обращают внимание и с которым работают - это конфликты. Как утверждают специалисты колледжа, если конфликты не решены могут быть проблемы в обучении.
В процессе работы профессором было наглядно показано, что существующая система образования не адаптирована к самым молодым и зная об этом специалисты колледжа строят работу по сопровождению студентов таким образом, чтобы снизить боязнь потерпеть неудачу, так как она мешает развитию личности не только в процессе обучения, но и в дальнейшем в профессиональной деятельности в компаниях и фирмах.
76
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
В работе с мотивацией и демотивацией специалистами используется модель Depreeuw, в процессе которой учат работать с реальной ситуацией, ценностями, ожиданиями и грамотно определять свои цели при этом определяют наиболее производительное поведение, направленное на успех. Модель позволяет осуществить оптимальную мотивацию и увеличить свою самооценку, так как усвоенную беспомощность очень сложно исправить! Учитывая, что 50% студентов первого курса отчисляются как не справившиеся с обучением или по другим причинам (поведенческого характера), то специалисты университетов и колледжей Бельгии заинтересованы в работе с этой категорией с целью возвращения их на обучение или для продолжения обучения в других учреждениях. Поэтому специалисты (педагоги, психологи и пр.) работают с демотивацией, осуществляя индивидуальную или групповую терапию с использованием большого количества техник работы (реконструкция способа мышления, креативный диалог, избегание провала, описание эмоций и соматическое воспроизведение).
Основная мысль - каждый студент (ребенок) -главный!
Следующей точкой знакомства с системой сопровождения в Бельгии был Кампус Де Нейер (факультет образовательных технологий и инженерных наук).
Введение в тему: взаимодействие колледжа
с предприятиями, выпускная работа студентов; прикладные исследования и предоставление услуг колледжем предприятиям.
Поразила понимаемая всеми преподавателями и студентами и реализуемая в реальной практике философия колледжа. Суть философии обучения в Ме-хеленском колледже заключается в том, что не учат тому, в чем нет потребности! Обучение осуществляется на оборудовании, которое используется в реальном производстве, т. е. на самом современном. Интенсивные (действующие постоянно) отношения между обучением в колледже и предприятиями приносят реальные результаты - заинтересованность в обучении. Взаимодействие колледжа и предприятий реализуются через работу совета по организации обучения, прикладные исследования в сотрудничестве с предприятиями, возможности решения проблем через организацию центров знаний для подготовки персонала,- они позволяют поддерживать интерес к обучению у студентов и готовить профессионалов, способных быстро включиться в реальное производство.
Все проекты, разрабатываемые и реализуемые студентами, в том числе и «Тезис» вытекают из реальных проблем практики. И как следствие все, чему учат, реально используется для улучшения производства, развития и улучшения технологий во всех отраслях экономики. Запомнились проекты студентов по созданию альтернативных источников топлива, восстановлению старинных автомобилей, технической сертификации автомобильного транспорта (на выбросы в атмосферу, шум и др. показатели), автоматическая рука для чтения глухих людей. Способ «открытых рук» - обучение через действие.
Обучение приносит результаты лишь тогда, когда существует возможность практического включения в реальную производственную деятельность. Особенностью Мехеленского колледжа является наличие в его структуре предприятий, на которых проходят производственную практику студенты. Уровень подготовки в процессе производственной практики настолько высок, что ряд студентов не заканчивает обучение в колледже, так как становятся профессионалами, которых фирмы с удовольствием берут на работу. Но так как главная ценность в Бельгии - это люди, то руководство и преподаватели колледжа отслеживают каждого, кто по той или иной причине «выбыл» и помогают ему завершить процесс обучения. Поддержка подобного рода проходит в мягкой форме, специальными службами.
Источником успеха является:
• система работы, включающая отношение к человеку как главной ценности государства и оказание ему помощи и поддержки на всех этапах жизненного пути;
• профессиональные кадры;
• во всем (и в теории, и в практике) ориентация на реальную жизнь, которая является основополагающей как во время обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности;
• экономические механизмы - автономия, жесткий экономический расчет;
• «взаимодействие, взаимодополнение и взаимовыгода» - это то, что в совокупности приносит свои результаты и дает шанс каждому найти свое место в жизни.
Особое место в практике предотвращения безработицы среди молодежи играет Фламандское государственное агентство занятости.
Конкретные проекты Агентства и методологические подходы в осуществлении молодежной политики VDAB, миссия которой - создание условий для прозрачного и динамичного рынка труда и помощи в поиске работы. Система представлена государственными службами занятости, которые помогают обеспечить занятость населения, предлагая набор социальных услуг, получая руководящие линии от ЕС. Агентство занятости имеет 360 офисов по стране, 5 тысяч сотрудников во Фландрии, 150 человек в Мехелене. 12 тыс.человек в Мехелене ищут работу. Агентство имеет центры компетенций, имеются локальные представительства (магазин вакансий), системное программное обеспечение позволяет любому заинтересованному человеку найти на сайте работу с полной или частичной занятостью. Персонально ориентированные консультанты помогают составить резюме, найти работу и место занятости. В систему работы агентства входит проведение тренингов по 700 тренинговым программам, с получением сертификата. Срок обучения м.б. от 2 до 3-х лет. В агентстве существуют различные программы и способы работы с клиентами: профессиональное обучение, дистанционное обучение, смешанные курсы. Условия зависят от курса. Особое внимание уделяется инвалидам и группам с особыми потребностями, работа с которыми направлена на развитие внутренних компетенций. С клиентам рабо-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
77
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
тает консультант по карьере, в задачи которого входит проведение объяснительного тренинга, если клиенту удается закрепиться сразу (найти требуемое место) проводится курс «ячейки занятости».
В работе с молодежью осуществляется три типа руководства: легкое, более жесткое, жесткое. При легком нет обучения специальным действиям, он осуществляется в течении трех месяцев; второе - после индивидуальной беседы с составлением плана действия с регулярным интенсивным прослеживаем судьбы кандидата, третье - когда у кандидата существуют проблемы или имеются серьезные нарушения - работа с ним проводится сроком до 9 месяцев. Любой в возрасте от 18 до 49 лет может воспользоваться получением работы по данной схеме. Для людей от 50 лет используется другая схема работы.
Агентство осуществляет работу с молодежью, предоставляя ей возможность получения дополнительного заработка (при частичной занятости) и решение серьезных проблем при отсутствии работы, давая возможность получения профессиональных навыков при поддержке пособием по безработице.
Презентация Отдела прикладной психологии университетского колледжа Лессиуса в Антверпене. Подход университета к профессиональной ориентации: индивидуальное сопровождение, стажировки студентов, сферы деятельности.
Знакомство с отделом прикладной психологии и работа по подготовке бакалавров в прикладной психологии по направлениям практическая и организационная психология, школьная и профессиональная психология, клиническая психология поразило многими составляющими: структурой учебного плана, организацией подготовки по приобретению профиля компетенций, технологиями работы (проживания 8 ролей), работой в трех измерениях, принципами построения работы, студенческим сопровождением, студенческими практиками.
Работа по направлению «практическая и организационная психология» направлена на деятельность в государственных службах занятости, рекрутинговых агентствах, ПИАР компаниях, маркетинге и рекламе. Школьная и образовательная психология на подготовку для работы в центрах консультирования студентов, школьных консультантах, центрах поддержки инвалидов, агентствах по родительской опеке. Клиническая психология, подготовка в области психопатологии, нейрофизиологии, геронтопсихологии, психологии партнерских отношений, криминальной психологии.
Профиль обучения выстраивается через поля: общество, команда, заказчик (клиент), студент и освоения восьми ролей: профессиональный игрок команды, тренер - коуч, ментор, отражатель действий самого себя, интеллектуал, организатор-коммуникатор, рефлектор.
Процесс обучения будет эффективным только в случает учета контекста и фоновых знаний, получаемых и имеющихся у студентов, и этот учет в совокупности с построением процесса подготовки на стандартизации и компетенциях, а также гибким построением процесса обучения дает высокие результаты.
Работа по подготовке профессионалов ведется в трех направлениях, которые в комплексе составляют стройную систему: приходящие студенты (впервые в программе, студенты продолжающие обучение, студенты на выходе с дипломом и без него).
4 базовых принципа:
1. эмансипация (самоконтроль и собственная ответственность) для этого проводится много групповых занятий;
2. равные возможности (два базовых правила: что делаем для одного студента, не может идти за счет другого студента);
3. компетенции основываются на расписании и учебном плане с использованием профессионального контекста;
4. политика открытых дверей для всех студентов, включая самих студентов и предпринимающих активность.
Со студентами постоянную связь поддерживает консультант по учебной карьере, использующий специальные инструменты учебной карьеры в он-лайн режиме. Со студентами работает личный наставник по трудоустройству. Создается информационный банк по трудоустройству для заканчивающих обучение с возможностями трудоустройства и предоставлением дополнительной информации, предоставляется обзор вакансий на рынке труда. Студентам специально начитывается курс введение в профессию, в ходе которого студенты самостоятельно определяют свою учебную карьеру, и который помогает им освоить навыки планирования и самоконтроля и сделать осознанный выбор в учебной карьере.
Технологии, представленные на факультете, поражают своей тщательной проработкой, системообразующей основой, практической направленностью при сохранении фундаментальных основ профессиональной деятельности. Интерактивные технологии, не позволяющие никому быть выпавшими из процесса обучения и быть постоянно включенным, требуют серьезного осмысления для проработки и включения в российскую практику. При такой организации обучения и подготовки специалистов можно точно сказать, что «случайных профессионалов с дипломом» на рынке труда не появится.
Особая роль в планировании жизненной карьеры отводится работе центров сопровождения школьников. Муниципальный центр сопровождения школьников г. Антверпена осуществляет: студенческое консультирование; сопровождение карьеры учеников в школе. Основные методологические подходы, которыми руководствуются сотрудники центра: самооценка, знания о возможностях, обучение выбору. Центры сопровождения школьников взяли за основу «Следовать интересам учеников, а не школы!» Эти организации соответствуют уровню доверия, являются независимыми, а не частью школы. Клиенты центров: учащиеся, родители, школы. Главные ценности: дискретность, мультидисциплинарность, доверие, независимость.
Четыре аспекта деятельности центров: учеба и обучение, консультирование в школьной карьере, превентивные методы в области здравоохранения, решение социальных и психологических проблем.
78
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые сферы деятельности:
• введение, собеседование;
• диагностика детей с ограниченными возможностями;
• информация и советы;
• краткосрочная терапия;
• сети.
Услуги, оказываемые школам включают:
• мотивирование школьного персонала;
• помогать обнаружению проблем;
• осуществлять внутренне сопровождение школы с помощью подготовленных школьных учителей.
С этой целью центры предлагают школам: информацию, сети, участие во встрече со школьными командами, участие в проектах направленных на развитие учеников. В центре работает несколько видов команд. Команда поддержки: школьной карьеры, здравоохранения, компьютерных локальных сетей, команда по контролю качества. Команда школьной карьеры (5 специалистов): консультанты в области карьеры, по предоставлению информации, развивающие проекты (3 аспекта в карьере).
Целостные технологии работы с учащимися по выбору и самоопределению, реализуемые через построение системы самопрезентации, информации, выбора,- 57 выборов необходимо сделать в 14 лет. Поразило то, что заключают контракт с воспитателем, чтобы он начинал работу с 4-5 летними детьми по выполнению 4-5 обязательных пунктов (математика, язык, рисунок и т.п.). Возможности, предоставляемые в последний год обучения в школе - максимальное информирование возможностей после школы, дни обучения и информирования в школе «Дни мечты».
С 18 до 25 лет реализуется система дуального обучения в школе: сочетание учебы с профессиональной деятельностью.
Деятельность Левенского университета включает: инициативы университета для учеников 6-х классов гимназий (отдел маркетинга); инициативы, направленные на трудоустройство выпускников университета (сопровождение карьеры, служба консультирования образования). Университет осуществляет продуманную политику для набора студентов, которая осуществляется через информирование для осознанного выбора обучения в университете: в школе, через ярмарки, дни открытых дверей, брошюры и Web сайт, службу рекомендации по обучению. В университете имеется база данных, в которую внесено 28 тысяч учащихся средних школ. 7 раз в год проходит прямая рассылка - брошюры в пользу Левенского университета, 4 раза в год рассылка брошюр консультантам.
Информационные блоки в школе проходит через посещение школ с информационной работой и партнерство с Лессиуским колледжем, прямые контакты с директорами, контакты с учениками и их родителями.
Презентации. Информация о пути обучения, о системе высшего образования; разница между системой высшего и среднего образования; практическая информация.
Мини-вечера. Приглашение профессоров для проведения 35-45 минутных лекций, для того чтобы уча-
щиеся и родители могли увидеть, как проходит обучение. 30 вечеров составляют информационный блок. Охват 7-8 тысяч человек.
Информационные ярмарки. 5 регионов Фландрии проводят 5 региональных ярмарок, на которых осуществляется презентация всех университетов. Ярмарки 3-х дневные (четверг-пятница для школ, суббота вход свободный для учащихся и родителей). От университета 20-25 человек проводят ярмарку.
Информационные дни в университете. Проводятся по субботам в течение марта-апреля, у каждого факультета свой день. Факультет рассказывает о своих программах, предоставляет для показа библиотеку, лаборатории, демонстрационные стенды. Каждый год охват 9-10 тысяч человек.
Дни открытых дверей. 2 недели (ноябрь, февраль-март) когда в школе каникулы. Учащиеся посещают обычные занятия для студентов (200-250 открытых занятий, учащиеся проходят регистрацию). В течении 2-х недель - 4000 будущих студентов. Работа стала возможной благодаря кооперации с администрацией города Левен, совместным мероприятиям с библиотекой, партнерам по культуре и спорту.
Карьерное ориентирование (сопровождение) в Левене. По данному направлению работают: Советы по постдипломному образованию и поиску работы, центры занятости, сообщество выпускников Alumniservice. Работа вышеуказанных служб и сообществ направлена на предоставление информации студентам о рынке труда, создание платформ для встречи работодателей и студентов последнего года обучения. Подготовка студента к тому, как он может убедить работодателя, что именно он подходящий кандидат. Платформы для сопровождения карьеры включают: ярмарки для работодателя; информационные стенды; информационные секции (юридические и законодательные аспекты, международная занятость, влияние экономического кризиса, научная карьера в университете, международные наблюдатели в ярмарках вакансий). 31 тысяча консультаций в год (студенты последнего года обучении), база из 2683 резюме и 2455 предложений о вакансиях именно для Левенского университета. Для получении работы студент должен подготовить мотивационное письмо - почему кандидат считает себя подходящим на эту работу. Далее проходит собеседование. Выбор кандидата делается на основе CV и мотивационного письма. Хорошее письмо используется 1 раз.
Самопредставление. Обучение проходят по самопредставлению 200 человек в год из 5000 оканчивающих. Как написать письмо. Как себя представить: самооценка; определить возможности кандидатов (трезво) и определить где им найти работу; навыки самопрезентации; как проводить коучинг; навыки ведения переговоров. Затем следуют персональные рекомендации.
Консультации в области обучения. Информация о профилях профессии. Информация о студентах, получивших диплом по этим профессиям. Бизнес-презентации - студенческие ассоциации информация о вакансиях, привязанных к профилю направления. Лекции по поиску работы и занятости.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
79
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Сопровождение и поддержка осуществляется в обучении и учебе, превентивном образовании, школьной карьере, психико-социальном образовании.
Школьная карьера. Основная цель; методология и принципы; основные моменты в школьной карьере; конкретные примеры инструментов.
Когда учащиеся и их родители сталкиваются с планированием школьной карьеры, они должны понять, что это будет иметь определенные последствия. Основная цель - передача инструментов для тех кто делает выбор, активное включение в процессе и после этого осуществление осознанного, ответственного выбора (самостоятельного) в диалоге. Помочь родителям. Ученики должны найти соответствие в их будущем профиле с собственным профилем - это основа успеха.
Методология. Выбор, который соответствует выбору учеников. Это длительный процесс с большим количеством проверочных точек. В этом участвует большое количество партнеров, которые должны давать ответы на вопросы. Все должны быть вовлечены в процесс. Центр сопровождения и школа составляют план, учителя дают уроки о выборе, интересе, мотивах, разницу между талантами и навыками. Центр организует консультирование о системе сопровождения, структуре личного портфолио и пути достижения и конкретным инструментам с 11-12 лет (6-й год обучения в школе). Раскрываются способы самотестирования учащихся, и родители могут проконсультироваться по всем вопросам. Каждый учащийся создает папку личного выбора, что необходимо для нахождения на том или ином курсе (предмете) обучения.
1. Развитие самоконцепта (самовыбора)
2. Максимальное количество знаний - образовательный и профессиональный ландшафт.
3. Как противодействовать определенной среде
4. Навык выбора и планирования.
Образовательные программы разделены по уровням. Каждый уровень 2 года. Во время каждого уровня выделяются несколько критических моментов, когда учащиеся и родители должны сделать выбор. В 6 и 12 лет делают один из самых важных выборов.
Фокусировка на ультимативных выборах лежит на родителях, со второго года начинает переходить на ученика. На 4 и 6 году меняется с 6-года обучения, 12 лет самый важный самостоятельный выбор. Центр сопровождения, школа, родители работают вместе, но ответственность лежит на ученике.
Анализ личного профиля ученика (самостоятельный имидж) - учащиеся должны принять собственные интересы, таланты, навыки.
BCV-survey -обзор в 13-14 лет
1. Учащиеся заполняют обзор, который проходит компьютерную обработку и выдает результаты;
2. профиль интересов ученика;
3. объяснение направления обучения (сопоставление) с обозревателем профиля - обзоры разработаны для каждой зоны перехода.
Недостаточно определить только профиль, необходимо достичь полного соответствия. Для этого необ-
ходимо знание профессионального ландшафта: какой уровень; какие навыки; какое соотношение.
Конструирование профиля.
Анализ профиля, который проводят ученик, учитель, родитель, при этом они ведут обсуждение и аккумулируют и конструируют профиль ученика, на основе диаграммы талантов. Диаграмма делается для каждой школы.
Схема передается ученому совету, они соглашаются с ней или нет с позитивно сформулированными комментариями.
Профиль, который одобрил Ученый совет, передается на педсовет, куда приглашаются ученик и родитель для беседы. Ученик должен выбрать профиль, который наиболее точно совпадает с профилем, предлагаемым в школе. На 3 неделе в обсуждении определяется профиль.
Участие родителей.
Школы каждый день выстраивают взаимодействие с родителями, диалог работы центра идет через школу. Родители привлекаются к работе в информационных секциях и учат вести диалог с детьми, заполнять портфолио, ходить в другие школы со списком открытых вопросов. С 12 лет у учащихся много прав в деле выбора, они могут пойти на обсуждение в центр сопровождения и т.п.
Профессиональное самоопределение - непрерывный процесс, влияние которого на жизнь человека в целом трудно переоценить, поскольку он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности. Профессиональное самоопределение традиционно рассматривается как этап, приблизительно совпадающий с окончанием средней школы и большинство школьников не готовы к самому выбору и к принятию ответственности за него. Поэтому задача всех структур системы образования и других отраслей включиться в процесс оказания этой помощи для того, чтобы каждый ребенок был главным, а не лишним.
Литература
1. Богдасарова Т.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Све-тенко Т.В., Vercammen E. Теория и практика подготовки менеджеров по развитию в современных университетах: по материалам реализации международного межвузовского проекта. Научно-методические материалы.- М., 2009, 172 с.
2. Инговатова Е.Н. Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 2.
3. Пиликян К.Г Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра. // Инновационные проекты и программы в образовании - 2009.- № 1.
4. Ульянова Н.А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 2.
5. Vercammen Erik, Self evaluation as a road to innovation and improvement, Power-point presentation, St.Petersburg January 2008
6. Website Mechelen University College, www.KHM.be, consulted 12th of June 2008. 170p.
80
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012