Е ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
_
В. С. Собкин, Ю. А. Халутина
Выбор детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста
Собкин Владимир Самуилович - академик РАО, доктор 1.1 психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии
А образования Института управления образованием Российской академии В образования, Заслуженный деятель науки РФ (Москва, Россия)
^^^ Халутина Юлия Андреевна - научный сотрудник ФГБНУ
«Институт управления образованием Российской академии образования» (Москва, Россия)
Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения города Москвы. Опрос проведен в 201 5 году. Основное внимание в статье уделено особенностям выбора детского сада. Ответы родителей анализируются с точки зрения влияния социально-демографических и социально-стратификационных факторов. Проведенное социологическое исследование позволило выявить специфические особенности, касающиеся целого ряда аспектов: мотивации, обусловливающей выбор ДОУ; использования источников для сбора предварительной информации о детском саде; факторах, наиболее значимых при выборе дошкольного учреждения; уровне предварительной информированности о различных аспектах деятельности детского сада. Полученные данные сопоставляются с результатами нашего социологического опроса около тысячи родителей, который был проведен в 1997 году, что позволяет проанализировать динамику трансформаций особенностей выбора детского сада в течение последних двадцати лет.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, мотивация выбора детского сада, информированность родителей о детском саде, значимые аспекты деятельности детского сада, социально-демографические и социально-стратификационные факторы.
Selecting Kindergarten by Parents of Preschool Age Children Vladimir S. Sobkin, Full Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Center for the sociology of education «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, honored worker of science of the Russian Federation (Moscow, Russia) Yulia A. Khalutina, Researcher, Institute of the Education Management, Russian Academy of Education (Moscow, Russia) The article is based on a questionnaire survey of 486 parents whose children attend pre-school educational institutions in Moscow. The survey was conducted in 201 5. The article focuses largely on the specific features of choosing a kindergarten. The parents' answers are analyzed in terms of the influence that socio-demographic and socio-stratification factors have on this process. The sociological study revealed the specifics concerning a number of aspects: motivation behind their pre-school choice; use of sources to gather preliminary information about a kindergarten; most important factors affecting the choice of a preschool; the level of parents' awareness about various aspects of kindergarten activities. The data obtained are compared with the results of 1 997 opinion poll involving one thousand parents which allows analyzing the dynamics of kindergarten choice transformation features over the past twenty years. Keywords: senior preschool age, kindergarten choice motivation, parents' awareness about a kindergarten, significant aspects of kindergarten activities, socio-demographic and socio-stratification factors.
С рождением ребенка в жизни родителей возникает масса вопросов, связанных с личностными особенностями малыша, развитием его способностей и освоением социальных норм. Наряду с этим родители оказываются перед необходимостью совмещения задач по воспитанию ребенка с другими проблемами: материальное обеспечение семьи, поддержание супружеских отношений, реализация жизненных перспектив, касающихся собственного социального и профессионального роста и т.д. Понятно, что в решении этих проблем важную роль играет система общественного воспитания, которая ориентирована на полноценное, культуро-сообразное и педагогически грамотное развитие ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому сам выбор родителями дошкольного учреждения для своего ребенка является крайне важным. Во многом это ключевой момент в жизни ребенка, когда он активно включается в систему иных, по сравнению с семьей, социальных отношений. Появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» - воспитатели), возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условий жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка (Эльконин Д.Б., 1960; Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., 1965; Выготский, 1984; Собкин В.С., Марич Е.М., 2000; Собкин В.С., Марич Е.М., 2002; Кон И.С., 2003; Лисина М.И., 2009). По мнению как зарубежных, так и отечественных исследователей, выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека (Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc, 1982; Barnett W.S., Hustedt J.T., 2003; Early D.M., K. L. Maxwell, M. Burchinal & etc., 2007; Burger K., 2010; Эльконин Д.Б., 1960; Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., 1965; Собкин В.С., Марич Е.М., 2006; Лисина М.И., 2009; Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н., 2011).
Целью данной статьи является анализ мнений родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях выбора ими детского сада. При этом, характеризуя проблемы выбора дошкольного учреждения, важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений: на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образо-
вательных программ (Nikolaev D., Chugunov D., 2012; Собкин В.С., Иванова А.И., 2008; Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., 2009; Собкин В.С., Иванова А.И., 2010, Собкин В.С., Иванова А.И., Казначеева К.Н., 2010; Собкин В.С., Верясова Е.С., 2012; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., 2013).
Проведенное исследование направлено на выявление следующих аспектов, которые влияют на выбор родителями детского сада: мотивы определения ребенка в детский сад; каналы и источники получения информации о дошкольном учреждении и уровень предварительной информированности; наиболее важные параметры деятельности ДОУ, определяющие выбор родителей.
В основу данной статьи легли результаты двух крупных срезовых социологических опросов родителей детей старшего дошкольного возраста, проведенных нами в 1997 и 2015 годах. В обоих исследованиях участвовали родители, дети которых посещали муниципальные детские сады города Москвы. В первом приняли участие 941 родитель, во втором - 486. В исследовании использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования РАО в 1997 году (Собкин В.С., Марич Е.М., 2002), которая впоследствии модифицировалась и совершенствовалась (Собкин В.С. и др., 2013). В анкете респондентам предлагается широкий круг вопросов, касающихся их жизненных ценностей, реализуемых стратегий по воспитанию ребенка, отношения к дошкольному учреждению и др. Разработанный инструментарий предполагает возможность обработки полученных с его помощью данных, в зависимости от влияния социально-демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных (образование, материальное положение, полнота семьи и др.) факторов. В рамках данной статьи основное внимание будет уделено четырем аспектам, которые связаны с особенностями выбора детского сада родителями: мотивация выбора детского сада; основные источники, из которых родители получают информацию о дошкольном учреждении; анализ различных аспектов деятельности дошкольного учреждения, которые наиболее значимы для родителей при выборе детского сада; уровень предварительной информированности родителей о дошкольном учреждении.
При анализе каждого аспекта мы будем наряду с частотным анализом распределения
ответов относительно социально-демографических и социально-стратификационных факторов проводить также сопоставление результатов исследований 1997 и 2015 годов.
Мотивация выбора детского сада
Данные опроса 2015 года показывают, что 23,0% матерей и лишь 3,0% отцов, чьи дети посещают детский сад, «не работают». При этом среди матерей половина (53,0%) работают ежедневно полный рабочий день. Среди отцов таких подавляющее большинство (80,0%). Остальные же работают на полставки или имеют гибкий график. Таким образом, большинство родителей совмещает воспитание ребенка с профессиональной деятельностью, которая требует от них ежедневной включенности на протяжении всей рабочей недели. Важно подчеркнуть, что каждый десятый (9,0%) из работающих родителей отмечает, что «начальники не приемлют отлучений с работы», а каждый пятый (20,0%) указывает, что «начальство выражает недовольство в связи с необходимостью ухода с работы из-за ребенка» (сюда включаются: отгулы, больничные, ранние уходы и т.д.). Подобные факты указывают на то, что у значительной части родителей начальство не склонно идти на послабления режима работы в связи с проблемами, связанными с воспитанием ребенка.
Другая сторона вопроса связана с материальными обстоятельствами. Так, 20,6% родителей указали в качестве причины определения ребенка в детский сад «невозможность воспитывать ребенка дома из-за необходимости зарабатывать деньги на проживание» и лишь незначительное число родителей (1,4%) отметили, что устроили ребенка в детский сад из-за «нежелания жертвовать работой, любви к ней». Таким образом, мы видим, что устройство ребенка в детский сад мотивируется необходимостью реализации профессиональной деятельности лишь относительно небольшой частью родителей (суммарно - 22,0%).
Приоритетом же при определении ребенка в детский сад выступают мотивы, связанные с его развитием. Так, большинство родителей (61,8%) выбирают детский сад для своего ребенка, считая, что «общение со сверстниками обеспечит полноценное развитие его личности», практически столько же (56,0%) определяют ребенка в детский сад, поскольку полагают, что именно там их «ребенок сможет получить
полноценное развитие, соответствующее его возрастным особенностям». И, наконец, каждый пятый из родителей (21,2%) указывает, что решил отдать ребенка в детский сад, потому что считают, что «в детском саду ребенка лучше подготовят к школе, т.к. сами они не компетентны в вопросах методики подготовки ребенка к школе».
Таким образом, обобщая приведенные выше данные, можно сделать вывод о том, что необходимость совмещения задач по воспитанию ребенка с профессиональной деятельностью отнюдь не является доминирующим фактором при принятии решения об определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Основным мотивом подобного решения является стремление к полноценному развитию ребенка, которое основано на представлении о том, что именно в детском саду будет обеспечена возможность полноценного развития личности ребенка, его успешная социализация и подготовка к школе. При этом стоит отметить, что сопоставление результатов исследований 2015 и 1997 годов позволяет говорить о достаточно высокой стабильности причин, влияющих на решение родителей по воспитанию ребенка в детском саду на протяжении последних двадцати лет. Так, если в 1997 году на нежелание воспитывать ребенка дома, в силу «необходимости зарабатывать деньги на проживание», указывали 24,2%, то в 2015 - 20,6%, а на «нежелание жертвовать любимой работой» в 1997 году указывали 2,8%, а в 2015 - 1,4%. Считают, что общение со сверстниками обеспечит «полноценное развитие личности ребенка» соответственно: 65,2% и 61,8%. Во всех перечисленных случаях статистически значимые различия отсутствуют. Пожалуй, единственный вариант ответа, где проявились значимые различия, связан с подготовкой к школе. Так, если на свою «некомпетентность в вопросах методики подготовки ребенка к школе» в 1997 году указывали 39,4%, то в 2015 - 21,2% (р = .01). Возможно, подобное расхождение косвенно свидетельствует о повышении уровня развития воспитательных и образовательных навыков родителей, что отчасти может быть связано с развитием и активным распространением научно-популярной литературы, посвященной вопросам воспитания и подготовки ребенка к школе за последние 18 лет. Помимо этого, возможно здесь оказывает влияние и развитие сети учреждений дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Так, 39,0% родителей
указали, что их дети посещают подобные центры, где в частности также решаются задачи интенсификации личностного развития ребенка, его социализации и подготовки к школе.
Итак, сформулируем основной вывод: доминирующей мотивацией, влияющей на принятие родителями решения об определении своего ребенка в детский сад, является их стремление интенсифицировать личностное развитие ребенка, способствовать его лучшей социализации и подготовке к школе, т.е. обеспечить возможность разностороннего развития. При этом задачи о необходимости собственной профессиональной деятельности не являются главными для подавляющей части родителей.
Источники информации о детском саде
Приняв решение об определении ребенка в детский сад, родители сталкиваются с выбором конкретного дошкольного учреждения. В этой связи особый интерес представляет анализ тех информационных источников, которыми они, как правило, пользуются.
Материалы опроса 2015 года показывают, что наиболее значимым информационным источником для родителей являются «знакомые, дети которых ходят в данный д/сад» - 47,0%. Каждый пятый (21,3%) в качестве основного информационного источника указал «интернет», остальные варианты распределились следующим образом: получили информацию о дошкольном учреждении «от соседей и родственников» - 14,5%; родители узнали о дошкольном учреждении «от педагогов, работающих в саду» - 12,7%; опираются на опыт пребывания старшего ребенка в этом детском саду - 9,8%; получили информацию о детском саде от окружных служб информационной поддержки (ОСИП), либо сами посещали детский сад - 9,8%, и, наконец, отметили печатные СМИ (газета, журнал, рекламное приложение) - 0,4%; участкового врача - 0,2%.
В целом, сравнение с результатами опроса 1997 года показывает, что значимость информационных источников, дающих родителям возможность получить сведения о дошкольном учреждении, за прошедшие двадцать лет изменилась весьма существенно. Понятно, что возросла роль интернета, который в 1997 году практически никто из родителей не указывал, и, как следствие, сократилась роль печатных СМИ (газет, журналов, печатной рекламы).
В то же время, следует отметить два момента, которые, на наш взгляд, имеют важное социально-психологическое значение. Один из них связан с тем обстоятельством, что резко снизилась роль педагогов, работающих в детском саду, в информировании родителей: если в 1997 году почти каждый четвертый (22,3%) из опрошенных родителей указывал именно на педагогов, работающих в детском саду, как на важный источник получения предварительной информации о дошкольном учреждении, то в 2015 году число ответов сократилось вдвое (12,7%), р= .01. Подобное сокращение, на наш взгляд, свидетельствует о явном снижении связей дошкольного учреждения с местным сообществом. Другой момент касается резкого снижения числа родителей, упоминающих в качестве важного источника информации о детском саде участкового детского врача: с 6,4% в 1997 году до 0,2% в 2015, р= .01. Этот результат также, на наш взгляд, принципиален, поскольку фиксирует фактическую утерю связи между детскими образовательными и медицинскими учреждениями. Таким образом, оба эти результата показывают снижение связей дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения с семьей.
Параметры деятельности ДОУ, определяющие выбор родителей
При ответе на вопрос о том, что повлияло на выбор конкретного дошкольного учреждения, родители дошкольников чаще всего указывали в качестве главного критерия территориальную расположенность детского сада, его «близость по отношению к дому» - 74,2%. Весьма важными оказались также и такие параметры, как: «профессиональный уровень воспитателей д/сада» - 25,3%; «пребывание старшего ребенка в этом же д/саду» - 15,8%; «материально-техническая база» (наличие бассейна, хорошее оснащение групп, наличие спортивного и музыкального залов) - 15,9%; «возможность устройства ребенка после данного д/сада в престижную школу» - 15,1%.
При этом характерно, что лишь 1,6% родителей отметили важность при выборе дошкольного учреждения такого параметра, как наличие «экспериментальной нестандартной программы обучения и воспитания детей». Родители дошкольников также редко отмечали: важность «дополнительных услуг
в детском саду» (2,3%), «финансовую доступность» (4,2%), «социальный состав воспитанников детского сада» (5,7%).
Особый интерес представляет сопоставление полученных данных с результатами опроса 1997 года. Первое, что бросается в глаза, - это практически неизменившаяся за прошедшие двадцать лет доля ответов по поводу значимости территориальной расположенности детского сада: в 1997 году этот аспект отмечали 75,7%, в 2015 - 74,2%. Этот результат представляется крайне важным в связи с последними «идеями» о необходимости реструктуризации сети детских образовательных учреждений путем их укрупнения. Как мы видим, именно близость, шаговая доступность детского сада от места проживания семьи является доминирующим моментом при выборе родителями дошкольного учреждения для своего ребенка. В этой связи «стратегия укрупнения» детских садов должна в первую очередь опираться не на финансовый критерий и аргументы, а на потребности семьи; местоположение детского сада должно быть удобным для родителей и ребенка. Практически не изменилась за эти годы и значимость для родителей такого параметра, как хорошая материально-техническая база детского сада (наличие бассейна, хорошее оснащение групп, спортивного и музыкального залов): в 1997 году на это указывали 21,6%, в 2015 - 15,9%.
На этих двух моментах сходство в ответах двух поколенческих когорт родителей детей дошкольников, пожалуй, и заканчивается. Отметим те параметры, по которым проявились статистически значимые различия (р=.01). К ним относятся: нестандартная экспериментальная программа обучения и воспитания детей в детском саду (в 1997 году на это указывали 22,7%, а в 2015 лишь 1,6%); возможность устроить ребенка в престижную школу после этого детского сада (соответственно: 5,9% и 15,1%) и социальный состав семей воспитанников детского сада (соответственно: 0,2% и 5,7%). Для наглядности эти различия представлены на рис. 1.
По поводу приведенных на рисунке данных следует высказать два соображения.
Во-первых, на наш взгляд, резкое снижение значимости обучения и воспитания ребенка по нестандартной экспериментальной программе имеет принципиальное значение. Если в начале и даже середине 1990-х в обществе явно проявлялось позитивное отношение к образовательным реформам, инновационным тенден-
ю
72*7 ш
1М
|
-- ■ -и |
ПРСГРМНЛ! ЛрВСТИЫ!^ [ЫЧйЛ^
■ РЫКТМя
■Рвдлш
»11 Г(*
Рис. 1. Параметры деятельности детского сада, относительно которых выявлены значимые различия в ответах родителей по опросам 1997 и 2015 гг. (%)
циям в педагогике, то спустя двадцать лет мы сталкиваемся с выраженным отсутствием интереса родителей к инновационной педагогической практике. Общество явно устало от образовательных реформ, которые не принесли каких-либо ощутимых результатов, напротив, отклонение от стандартной программы является нежелательным параметром деятельности образовательного учреждения. И подобная ориентация родителей актуализируется уже, как мы видим, на самых ранних этапах образования. Подобный результат, с нашей точки зрения, имеет серьезные социально-психологические последствия. Действительно, «недоверие родителей к инновационной педагогической практике» в свою очередь негативно влияет и на проявление творческой активности педагога.
Во-вторых, явный рост значимости таких аспектов, как возможность устройства ребенка в престижную школу после детского сада, а также значимость социального состава семей воспитанников детского сада, однозначно, на наш взгляд, фиксирует усиление социально-стратификационных функций, реализуемых образовательным учреждением. Заметим, что за прошедшие двадцать лет, судя по результатам опроса, именно эта тенденция социальной стратификации (и, как следствие, неравенство в доступе к образовательным услугам) оказалась одной из ключевых тенденций деятельности системы дошкольного воспитания. Сегодня социальный отбор (требования к реализации возможности вертикальной социальной мобильности), как мы видим, выступает уже на ранних этапах получения образования. И это - требование родителей.
Отметим, что при обсуждении вопросов образования в контексте проблем социального неравенства картина заметно усложняется. Так, например, ориентация родителей детей-дошкольников на восходящую социально-образовательную мобильность своего ребенка (поступление в престижную школу) по-разному проявляется среди представителей разных социальных страт. Причем здесь существенное влияние оказывают и гендерные факторы: пол ребенка и пол родителей. В качестве примера приведем результаты, касающиеся важности такого критерия оценки детского сада, как возможность последующего устройства ребенка в престижную школу. Эти данные приведены на рис. 2.
Рис. 2. Значимость критерия возможности устройства ребенка в престижную школу при выборе детского сада среди родителей с разным уровнем образования (%)
На рисунке отчетливо видно, что родители с высшим образованием, как мальчиков, так и девочек, более ориентированы на критерий устройства ребенка в престижную школу, по сравнению с родителями со средним специальным образованием. Сам по себе этот факт значим, поскольку свидетельствует о тенденции к воспроизводству уровня образования семьи при воспитании ребенка уже на этапе дошкольного детства. При этом для матерей отношение к системе дошкольного воспитания, как «социально-образовательному лифту», более значимо, чем для отцов. И, наконец, важность устройства ребенка в престижную школу оказывается гораздо более выраженной среди родителей девочек, по сравнению с мальчи-
ками. Это позволяет сделать вывод о том, что традиционное представление об образовании, как социальном лифте, особенно важном для девочек, актуально и сегодня. В данном случае мы фиксируем проявление традиционалистских родительских установок. Помимо этого, нам важно подчеркнуть, что актуализация подобного взгляда на роль образования, как социального лифта, проявляется у родителей уже на ранних этапах воспитания ребенка - в дошкольном детстве.
Характерно, что на оценку конкретных параметров, определяющих условия деятельности детского сада (кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение, финансовая доступность), такой социально-стратификационный фактор, как уровень образования родителей, не оказывает особого влияния. Это позволяет сделать вывод о том, что образовательный статус родителей проявляет свою дифференцирующую роль не столько при оценке реальных условий деятельности детского сада, сколько при оценке дальнейших образовательных перспектив ребенка. Иными словами, образовательный статус оказывает значимое дифференцирующее влияние именно на планируемые родителями образовательные траектории своего ребенка.
Информированность родителей о детском дошкольном учреждении перед устройством своего ребенка
Материалы проведенного опроса показывают, что наиболее часто перед устройством ребенка в детский сад родители стремятся получить информацию о следующих четырех аспектах его деятельности: режиме работы детского сада - 40,4%; программе обучения и воспитания - 38,7%; профессиональной квалификации педагогических кадров - 29,6%; материально-технической базе (наличие бассейна, оснащение спортивного и музыкального залов, а также групп) - 23,0%. В гораздо меньшей степени они оказываются информированы о таких аспектах, как: санитарно-гигиенические условия содержания детей - 7,4%; рацион и качество питания - 5,9%. При этом характерно, что каждый пятый из опрошенных родителей (20,4%) указал, что вообще
«не был достаточно информирован» о дошкольном учреждении перед устройством в него своего ребенка.
Сопоставление с результатами опроса, который был проведен в 1997 году, показывает, что двадцать лет назад доля неинформированных родителей о деятельности дошкольного учреждения, в которое они собирались определить своего ребенка, была существенно выше - 32,8% (различие статистически значимо, р= .01). При этом характерно, что двадцать лет назад родители были гораздо более информированы о рационе и качестве питания (20,0%) и о санитарно-гигиенических условиях содержания детей в детском саду (24,0%). Отмеченные различия статистически значимы (р= .01) и позволяют рассматривать зафиксированные сдвиги, как косвенные показатели улучшения отмеченных аспектов работы детских дошкольных образовательных учреждений, которые прошли за рассматриваемый период; поэтому эти аспекты и стали меньше интересовать родителей.
Полученные материалы показывают, что на информированность родителей о деятельности детского сада оказывают весьма значимое влияние два фактора: пол и уровень образования.
Так, среди матерей значительно выше доля тех, кто считает, что был в достаточной степени информирован о режиме работы детского сада, чем среди отцов. Например, среди матерей мальчиков на это указывает 47,9%, а среди отцов мальчиков - 38,3%; р=.05. Соответственно среди матерей девочек - 44,9%, а среди отцов девочек - 31,2%; р=.05. Заметим, что эти данные косвенно указывают на то, что матери детей-дошкольников в гораздо большей степени ориентируют собственную жизнедеятельность (в частности свою трудовую активность) воспитанию ребенка. Их в большей степени интересуют не только моменты пребывания ребенка в детском саду (сон, время приема пищи, прогулки и т.п.), но и возможность скоординировать собственную трудовую деятельность с пребыванием ребенка в ДОУ (в какое время его надо приводить в детский сад, когда надо забрать и др.).
Второй фактор, который отчетливо проявился при анализе особенностей информированности родителей, - это, как мы отметили выше, уровень их образования. Так, родители с высшим образованием в гораздо большей степени склонны интересовать-
ся материально-технической базой детского сада (наличие бассейна, оснащение спортивного и музыкального залов, групп). Напротив, родители с более низким уровнем образования гораздо чаще заинтересованы в рационе питания ребенка по сравнению с родителями, имеющими высшее образование. Добавим, что особенно отчетливо влияние уровня образования проявляется в ответах матерей мальчиков (см. рис. 3).
30,0
25J0 ИЭ.О 15J0 10,0
SjO
ojo
зм>
яэ
Мэгтеривльчо-ттехническэи рлwш> н »вчеои пшлн«я
■ Матери Со средне ГП4>НИ .1ЛМ1Ы м эсвдн и
Мзвдн с аноним обр з «панк ем
Рис. 3. Влияние уровня образования матерей мальчиков на их информированность о материально-технической базе и питании ребенка в детском саду (%)
На наш взгляд, приведенный рисунок отчетливо иллюстрирует не только различия в информированности, но и разные требования к детскому образовательному учреждению у родителей из разных социальных страт.
Заключение
Завершая статью, отметим следующие три основных момента:
Во-первых, проведенное исследование позволило выявить особенности выбора детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста. При этом доминирующей мотивацией, влияющей на принятие родителями решения об определении своего ребенка в детский сад, является их стремление интенсифицировать личностное развитие ребенка, способствовать его лучшей социали-
зации и подготовке к школе, т.е. обеспечить возможность разностороннего развития. При этом особо значимыми для родителей оказались такие параметры деятельности ДОУ, как его близость по отношению к дому, профессиональная квалификация преподавательского состава, предпочтение стандартизированных образовательных программ по сравнению с инновационными педагогическими практиками, возможность последующего устройства ребенка в престижную школу. Важно отметить, что выбор дошкольного образовательного учреждения сопровождается активным поиском информации о различных параметрах его деятельности. С этой целью родители активно используют сеть интернет, а также обращаются к советам родственников, соседей, имевших опыт взаимодействия с данным дошкольным учреждением. Тем не менее, отметим, что каждый пятый родитель не обладает достаточным уровнем информированности о детском саде, что в свою очередь свидетельствует о необходимости развития систем информирования о сети имеющихся дошкольных образовательных учреждений.
Во-вторых, сравнительный анализ исследований 1997 и 2015 годов позволил выявить важные трансформации особенностей выбора дошкольного образовательного учреждения родителями детей старшего дошкольного возраста. Так, например, заметно снизилась значимость нестандартных образовательных программ. Следует также отметить повышение уровня информированности населения о дошкольном учреждении перед устройством своего ребенка, что может быть связано с активным развитием сети интернет, которая становится одним из наиболее используемых средств поиска информации о ДОУ. Также отметим снижение уровня информированности родителей о материально-технической базе дошкольных учреждений, рационе и качестве питания в нем, что косвенно свидетельствует об улучшении отмеченных аспектов работы детских дошкольных образовательных учреждений за последние двадцать лет. Выявленные различия, на наш взгляд, отражают влияние социокультурных изменений на отношение родителей к системе дошкольного образования.
В-третьих, исследование показало влияние гендерных и социально-стратификационных факторов на значимость различных параметров деятельности детского сада, а также на информированность родителей о
детском дошкольном учреждении. На реализуемые матерями и отцами стратегии определения ребенка в детский сад существенно влияют социально-стратификационные факторы. ■
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.: Академия, 2003. - 336 с.
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. -318 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 208 с.
5. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965. - 295 с.
6. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI., Вып. XXVIII. - М.: Институт социологии образования РАО, 2012. - С. 9-21.
7. Собкин В.С., Иванова А.И. Удовлетворенность родителей системой дошкольных образовательных учреждений // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. - С. 171-172.
8. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. - 2010. - №5-6. - С. 15-23.
9. Собкин В.С., Иванова А.И., Казначе-ева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV // Под ред. В.С. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО,
2010. - С. 65-83.
10. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельци-на К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. -
2011. - №1(5). - С. 111-118.
11. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобель-цина К.Н. Мнение родителей о дошкольном и школьном образовании // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - №5. - С. 28-37.
12. СобкинВ.С.,МаричЕ.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации // По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования, 2000. Том V. Вып. VIII.
13. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников // Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 3.
14. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. TVII., Вып. XII. - М.: Институт социологии образования РАО, 2002. - 247 с.
15. Собкин В.С., Марич Е.М. Влияние социально-стратификационных факторов на отношение родителей к системе дошкольного воспитания // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - С. 7-32.
16. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Влияние социально-стратификационных факторов на удовлетворенность родителей системой дошкольного образования // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования: Материалы международной научной конференции 17-18 декабря 2013 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 218-230.
17. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования Т. XVII. Вып. XXIX. / Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. - М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - 168 с.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 1960. - 384 с.
19. Barnett W.S., Hustedt J.T. Preschool: The Most Important Grade // Educational Leadership. 2003, Vol. 60, no. 7, pp. 54-57.
20. Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010, Vol. 25, Issue 2, pp. 140-165.
21. Lasting Effects of Early Education: A Report from the Consortium for Longitudinal Studies / Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc// Monographs of the Society for Research in Child Development. 1982, Vol. 47, No. 2/3, pp. 131-151.
22. Nikolaev D., Chugunov D. The Education System in the Russian Federation: Education Brief 2012. Washington, D.C.: The World Bank. 2012.
23. Teachers' Education, Classroom Quality, and Young Children's Academic Skills: Results From Seven Studies of Preschool Programs / Early D. M., K. L. Maxwell, M. Burchinal & etc.// Child Development . March/April 2007, Vol. 78, Issue 2, pp. 558-580.
Статья поступила в редакцию 24.07.2016 г.
С \ Смотрите канал журнала «СДО» \i на YouTube: Х^УЛХУСЛ http://www.youtube. com/user/journal Preschool Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool Страница журнала «СДО» в Facebook: https://www.facebook.com/sdojournal