Трансформация родительских стратегий выбора дошкольного учреждения: на основе социологических исследований родителей детей дошкольного возраста 1997,
2007 и 2015 годов.
Собкин В.С., Халутина Ю.А.
Период дошкольного детства - этап стремительного развития взрослеющего ребенка. Первым институтом социализации, как правило, для ребенка является семья. По мере развития происходит включение ребенка во все более широкий круг взаимоотношений, расширяется спектр институтов социализации. В связи с этим выбор дошкольного учреждения - фактор, который может оказать серьезное влияние на всю дальнейшую жизнь взрослеющего человека [1,2,3,5].
В основу данного доклада легли результаты трех крупных срезовых социологических исследований родителей детей дошкольного возраста, проведенные в 1997 (941 родитель), 2007 (957 родителей) и 2015 (488 родителей) годах сотрудниками Института социологии образования [4,6]. В рамках настоящего сообщения мы проанализируем 4 основных вопроса, касающихся стратегии выбора ДОУ родителями дошкольников: во-первых, мотивация выбора детского сада; во-вторых, факторы, повлиявшие на выбор этого ДОУ; в-третьих, уровень информированности о различных аспектах дошкольного учреждения перед устройством ребенка в ДОУ; в-четвертых, источники информации при выборе ДОУ.
Мотивация выбора детского сада. Полученные данные указывают на то, что основным мотивом выбора детского сада для родителей дошкольников в 2015 году является не необходимость совмещения работы и воспитания ребенка, а стремление к полноценному развитию ребенка, которое основано на представлении о том, что именно в детском саду ребенку будет обеспечена возможность полноценного развития личности, что в частности включает вопросы общения со сверстниками, а также подготовки к последующему социальному институту-школе.
Анализ исследований за последние 18 лет показал, что к 2015 году, возросла роль детского сада как фактора, интенсифицирующего умственноное и социальное развитие ребенка. Вместе с тем, увеличивается значимость информационных технологий (интернета, обучающих телевизионных программ и т.д.), а также центров дошкольного образования (40% родителей сообщают о том, что их дети посещают центры дошкольного образования).
Что повлияло на выбор детского сада? При выборе детского сада наиболее значимыми для родителей дошкольников в 2015 году оказались факторы территориальной расположенности ДОУ (его близость к дому), профессиональный уровень воспитателей, возможность устроить ребенка в престижную школу и материально-техническая база ДОУ, при этом в меньшей степени родителей интересовали вопросы экспериментальной программы образования, дополнительных услуг, вида детского сада, его доступность и контингент в ДОУ.
Фактор территориальной расположенности занимает лидирующее положение во всех трех исследованиях. Косвенно это свидетельствует о незаинтересованности родителей в укрупнении дошкольных учреждений и в развитии маршрутов общественного транспорта, подвозу ребенка в образовательные учреждения - детский сад должен быть шагово доступным. Вторым по значимости во всех трех исследованиях фактором является профессиональный уровень воспитателей, который, в сочетании со снижением значимости нестандартных образовательных программ, указывает на то, что родители воспринимают ДОУ, как одно из учреждений, интенсифицирующих развитие ребенка, а
также подготавливающих ребенка к последующим ступеням социализации и соответствия реализуемой воспитателями программы образовательным стандартам. В связи с этим вопросы важности подготовки высококвалифицированного преподавательского состава, а также развитие программ повышения квалификации находят яркое отражение в проведенном исследовании.
Достаточность информированности о выбранном ДОУ перед устройством своего ребенка. В 2015 году родители дошкольников, выбирая для своего ребенка детский сад, оказались чаще, по сравнению в предыдущими опросами, в достаточной степени проинформированы о его программе обучения и воспитания, о профессиональной квалификации педагогических кадров, о материально-технической базе, о режиме работы д/сада. Информированность родителей о программе обучения и профессионализме воспитателей соотносится с мотивацией выбора ДОУ, что отражает восприятие дошкольного учреждения, как учреждения, предоставляющего возможность полноценного развития личности. Это, в частности, относимо с ответам на вопросы об общении со сверстниками, а подготовке ребенка к школе.
Источники информации о детском саде. На протяжении всех трех исследований при выборе детского сада, при поиске информации о ДОУ родители в большей степени склонны ориентироваться на личный опыт ближайшего окружения, тех людей, которые имели контакт с данным ДОУ: мнение соседей, родственников, знакомых, дети которых ходили в этот детский сад и мнение педагогов этого детского сада.
С появлением интернета родители стали использовать его для сбора информации о дошкольном учреждении, и если в 2007 году этот источник информации только отмечали сравнительно немногие, то в 2015 году интернет становится одним из основных источников информации о дошкольных учреждениях для родителей.
Выводы:
Подводя итоги, можно говорить о том, что в рамках данного исследования была выявлена мотивация выбора родителями детского сада, факторы, имеющие определяющее влияние на выбор ДОУ, были выявлены основные источники информации, которые используются родителями, а также выявлены основные факторы, о которых родители стремятся узнать при выборе ДОУ. Выделенные стратегии имеют важное прикладное значение как для самих родителей, так и для дошкольных учреждений.
Литература:
1- Смирнова Е.О. 2006. Дошкольник в современном мире. М. 270с.
2- Собкин В.С., Иванова А.И., Казначеева К.Н. 2010 Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В С. Собкина. М. С. 65-83.
3- Собкин В.С., Иванова А.И. 2010 Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. №5-6. С.15-23.
4- Собкин В.С., Марич Е.М. 2002 Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII / Под ред.
В С. Собкина М. 247 с.
5- Собкин В.С., Марич Е.М. 2006 Влияние социально-стратификационных факторов на отношение родителей к системе дошкольного воспитания // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. / -Под ред. В С. Собкина М. С. 7-32.
6- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. 2013 Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. / Под ред. В.С. Собкина М. 168 с.