© 2016 г. Н. И. Малис
вводить ли в НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ РФ НАЛОГИ НА «ВРЕДНУЮ ЕДУ»?
Малис Нина Ильинична - руководитель экспертной лаборатории Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, заслуженный профессор Финансового универсистета
(E-mail: [email protected])
Сложная экономическая ситуация, вызвавшая дефицит бюджета, предполагает необходимость поиска дополнительных источников его наполнения. Темпы роста налоговых доходов в 2016 г. резко сократились, а по ряду бюджетообразующих налогов поступления оказались ниже предыдущего года, в результате чего по сравнению с предыдущим годом поступления в федеральный бюджет снизились на 8,8 пп. а в консолидированный бюджет - на 4,5 пп. При этом очевидно, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов противоречит основной концепции налоговой политики РФ и идет вразрез с обещаниями Президента, данными в бюджетном послании.
Очевидно, что единственный налог, посредством которого можно достаточно просто решить проблему увеличения налоговых поступлений без серьезного реформирования налогового законодательства, а только за счет роста налоговой ставки, это - акциз. Однако увеличение акцизной ставки чревато возможным получением обратного эффекта: при излишне высокой ставке и соответственно высоких ценах на подакцизную продукцию налоговая база может уменьшаться вследствие сокращения численности потребителей подакцизной продукции. Кроме того, в результате принятия такой меры могут резко возрасти нелегальный оборот подакцизной продукции и потребление суррогатов алкогольных напитков, что уже имело место, когда были увеличены ставки акцизов на алкоголь в 2002 г.
Результаты дальнейшего повышения ставок не очевидны - в 2015 г. произошло падение объемов производства алкогольной продукции, что сопровождалось уменьшением темпов роста акцизов до 2,2 % в 2015 г., при том, что темп роста налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ составил 9,9 %. В 2016 г. ситуация с поступлениями акцизов изменилась , но только за счет роста акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты.
Видимо, повышение ставок акцизов на табак и алкогольную продукцию уже не актуально, поскольку последнее повышение выявило проблему - легальный оборот алкогольной продукции падает, да и цены на табачные изделия позволяют сделать вывод о том, что они достигли своего максимального уровня.
Таким образом, решить проблему повышения роста налоговых доходов за счет акцизов можно только путем расширения контингента подакцизной продукции. Поиск такой продукции привел к выбору газированных напитков. В Государственную Думу еще в 2015 г. депутатом от «Справедливой России» Олегом Минаевым внесен соответствующий законопроект, но он был отклонен. Однако, в мае 2016 г. к этой идее вернулись. При этом, целесообразность введения нового подакцизного товара существенно усилилась тем, что потребление ряда
газированных напитков вредит здоровью, а следовательно нужны дополнительные средства на его охрану и тем, что состав отдельных газированных напитков содержит вредные для здоровья компоненты.
Анализ состава газированных напитков, которые реализуются в РФ, показывает, что большинство из них содержит:
- цикламовую кислоту и ее натриевые, калиевые и кальциевые соли ( используется как искусственный подсластитель). Цикламат - это синтетический химикат, имеет сладкий вкус и в 200 раз превышает сладость сахара, он запрещен в США, Канаде, Японии и ряде других стран, так как является канцерогеном;
- сахарный колер (жженый сахар), в него добавляют сульфат аммония;
- ацесульфат калия - заменитель сахара, он долго хранится и не вызывает аллергии, но содержит метиловый спирт, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы;
- аспартам (нутрасвит) - сахарозаменитель для больных диабетом. Этот ингредиент химически нестабилен, распадается на формальдегид, метанол, фенилаланин. Воздействует на плод в период беременности, канцерогенен. Есть случаи отравления аспартамом, он может провоцировать опухоль мозга, склероз, эпилепсию и ряд других болезней, связанных с мозговым кровообращением;
- активный ингредиент Соса-Со1а - ортофосфорная кислота вызывает раздражение глаз и кожных покровов, пожаро- и взрывоопасна, за четыре дня растворяет полностью ногти;
- бензоат натрия, который не рекомендуется употреблять астматикам, есть научные данные, что наносит вред ДНК;
- азорубин( кармуазин, кармазин) используется как краситель, запрещен для применения в Австрии, Норвегии, Швеции, но разрешен в России;
- кофеин производится синтетически, оказывает стимулирующее воздействие на нервную систему, вызывает привыкание.
Кроме того, газированные напитки содержат сахар: в среднем в 1 литре газированной воды содержится около 26 ложек сахара, что отрицательно влияет на обмен веществ и вызывает сахарный диабет, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
Ясно, что концепция вреда для здоровья имеет под собой почву и может быть использована при введении налога.
Зарубежная практика показывает, что акциз на газированную воду существует в ряде зарубежных государств, но количество этих государств крайне незначительно. В большинстве случаев концепцией введения таких акцизов является борьба за здоровье населения, в частности борьба с излишним весом, фискальная составляющая играет побочную роль.
В частности, в США были введены акцизы на сладкие газированные напитки в двух штатах: Западная Вирджиния (1951) и Арканзас (1992). Тем не менее, введенный акциз никак не позволил уменьшить количество людей с избыточным весом - Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением (34,5), а Арканзас - четвертое место (33.8).
При этом в Арканзасе, который начал собирать налог с 1993 г., количество людей с избыточным весом увеличилось с 17 % в 1993 г. до 34,5 % в 2012 г., значительно превысив темпы роста этого показателя в целом в США.
Исследование, проведенное в США, показало, что введение больших налогов не имеет позитивного эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом, потребители переходят на аналогичные более дешевые, но не менее калорийные продукты. Другое исследование в США, показывает, что существенное увеличение стоимости банки газировки стоимостью 75 центов на 20 % приведет лишь к незначительному снижению индекса массы тела с 40 до 39,98.
Союз налогоплательщиков Новой Зеландии опубликовал исследование, выполненное институтом по вопросам экономики, в котором отмечается, что газированные напитки составляют лишь 1,6 % от всего объема калорий, потребляемых ежедневно среднестатистическим гражданином. Большинство калорий человек получает из продуктов питания, не подпадающих под акциз, а, следовательно, введение акциза не повлияет на структуру потребления калорий среднестатистического человека.
По оценке центрального института экономики и менеджмента правительства Вьетнама 10-процентный акциз на сладкие газированные напитки привел к дополнительным поступлениям в бюджет страны 8,46 млн долларов и одновременно суммарным потерям в экономике на сумму 52,6 млн долларов, связанным с падением производства как в отрасли, производящей напитки, так и в смежных отраслях .
В расчете, выполненном центром исследований и коммуникаций Тихоокеанского-Азиатского Университета, отмечается, что в случае введения на Филиппинах 20 % акциза на сахаро-содержащие напитки, ожидаемые поступления в бюджет составят от 4,479 до 10 млрд филиппинских песо, тогда как суммарные потери бюджета в этом случае оцениваются в 77,4 млрд филиппинских песо в результате потери объемов выпуска напитков.
Оплата налога на газированные напитки, установленного в Мексике в 2014 г. легла на беднейших граждан, которые тратили на эти продукты в среднем 11,2 % своих располагаемых доходов, в то время как представители среднего класса - 4,9, а самого обеспеченного - 1 %.
За декабрь 2014 г., 63,7 % этих налогов были собраны в низшей социально-экономической группе, 37,5 % представителей которых живут в нищете. После введения акциза в Мексике закрылись 30 тыс. традиционных магазинчиков, в которых под новый налог попало более 50 % ассортимента. Работа в таких магазинах давала средства существования более 600 тыс. семей. Прекращение работы многих из них негативно сказалось на основной категории их посетителей - граждан с доходами низшего и среднего уровня.
В феврале 2015 г. в СМИ появилась информация о намерении правительства Сербии ввести акциз на все безалкогольные напитки, за исключением воды. Однако, в конце октября 2015 г. МВФ и Правительство договорились не рассматривать акциз на безалкогольные напитки в силу негативного воздействия на занятость населения, бюджетные поступления и потребителей.
В Дании с 1930 г. до 2013 г. действовал акциз на сладкие газированные напитки. Однако, вместо роста налоговых поступлений получился противоположный результат в связи с тем, что увеличился ввоз подакцизной продукции из других стран, где такого налога не было и в результате внутреннее производство резко сократилось.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что введение акцизов на сладкие газированные напитки не сказалось положительно на здоровье населения и свою фискальную задачу не выполнило.
Причиной того, что первоначально Правительство РФ не поддержало предложенный законопроект, является то, что предложения противоречат указанию Президента зафиксировать действующие налоговые условия на четыре года. Кроме того, в заключении Правительства РФ отмечается, что предложение Олега Михеева не согласовано с законодательством в области охраны здоровья граждан и безопасности пищевых продуктов.(Правительство не поддержало законопроект о налоге на чипсы и газировку. Interfax.ru 08.02.2016).
Поиск путей выхода из сложной финансовой ситуации заставил вернуться к проблеме налогообложения акцизами так называемых «вредных продуктов» 27 апреля 2016 г. Зам. Министра финансов И.Трунин подтвердил, что Минфин России изучает возможность введения акцизов на сладкие газированные напитки. (Минфин может ввести акцизы на сладкие газированные напитки и электронные сигареты (www.vedomosti.ru.20.04.2016)).
По мнению представителей Минздрава России, введение акцизов на сладкие газированные напитки должно положительно сказаться на здоровье населения (03.09. 2016 «АН-онлайн»), поэтому ведомство поддерживает введение акцизов на напитки, содержащие сахар. По мнению министра В. Скворцовой такие меры положительно скажутся на здоровье граждан и введение налога позволит решить проблему ожирения и сахарного диабета, в первую очередь у детей. Скворцова отметила, что существует исследование, доказывающее прямую зависимость между введением акцизов и поступлением в организм излишних калорий1.
В то же время нельзя не заметить тот факт, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует юридическое определение продукта "сладкий газированный напиток", они попадают под определение "безалкогольный напиток" в соответствии с ГОСТ 28188-2014 "Напитки безалкогольные. Общие технические условия", что не позволяет идентифицировать безалкогольный напиток, поскольку к нему могут принадлежать и сокосодержащие напитки, что несомненно затрудняет определение контингента облагаемых акцизами напитков.
Перспектива введения акцизов на сладкие газированные напитки вызвала резко негативную реакцию бизнес сообщества и ряда экономистов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Б.Титов обратился с письмом к председателю Правительства Медведеву Д.А. с предложением отказаться от введения акцизов на газированные напитки. По его замечанию, введение дополнительной налоговой нагрузки поставит многие предприятия отрасли на грань банкротства. Сокращение производства и закрытие предприятий из-за введения дополнительного налога может привести к потери значительной части из существующих в отрасли рабочих мест. Сокращение 100 тыс. рабочих мест на производстве приведет к потери 700 тыс. - 1 млн рабочих мест в смежных отраслях.
Председатель комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы В. Крымов отметил, что данная мера приведет к увеличению цен на продукты, тем самым спровоцировав падение рынка, в результате пострадают производители. Он также подчеркнул, что «введение акциза не приведет к наполнению бюджета, снизится объем продаж, и рост акцизов его не восполнит».
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков А. Кирьянов заявил в связи с инициативой правительства, что от «повышения акцизов не понижается уровень потребления, а повышается уровень контрафакта и контрабанды».
Директор Волчихинского пивоваренного завода В. Скачков спрогнозировал, что после введения данного акциза ему придется сократить все рабочие места на производстве « если говорить, ничего не делать и ждать, то 350 рабочих на заводе надо будет выгнать на улицу».
Президент компании Соса-Со1а в России, Украине и Белоруссии Заран Вучинич подчеркнул важность сохранения неизменными условий налогообложения и работы отрасли в целом, поскольку необходимо поддерживать стабильность капитала, поскольку если сейчас не соблюдать эти правила, капитал может сбежать.
Глава Союза производителей безалкогольных напитков Дм. Петров отметил, что новый налог негативно скажется на финансовом состоянии предприятий, выпускающих эти продукты, и может вынудить их сокращать персонал. Также он отметил, что нет критериев для определения вредности того или иного продукта и напомнил об аналогичных инициативах за границей, которые в конечном счете провалились.
Целесообразность борьбы с чрезмерным потреблением сладких газированных напитков очевидна, в этом смысле можно использовать инструменты налогового реформирования, но фискальный эффект представляется маловероятным, поскольку введение акциза на газированные напитки может привести к сворачиванию их производства на территории РФ за счет увеличения ввоза из стран таможенного союза (Казахстан, Белоруссия), что уже имеет место с
1 http://argumenti.ru/society/2016/09/466050. НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 3/2016 41
алкогольными напитками. Очевидно, что если решение будет принято, необходимо договариваться о ведении в этих странах аналогичного налога и унификации акцизного законодательства, что является достаточно длительным процессом.
Кроме того, неминуемый рост цен на сладкие газированные напитки повлечет за собой необходимость оптимизации производств, в которых работает более 100 тыс. человек. В частности в компании Coca-Cola в РФ работает около 10 тыс. человек, при этом создается еще 60 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Компания также закупает 80 - 90 % необходимых ингредиентов у российских производителей, объем которых зависит от объемов производства компании.
Введение акцизов на сладкие газированные напитки может привести к замене сахара на другие ингредиенты или к снижению содержания сахара до размера, необходимого для освобождения от налога, что вряд ли сделает указанные напитки полезными для здоровья. Скорее всего производители приспособятся и объемы выпуска налогооблагаемой продукции резко сократятся (у зарубежных компаний, работающих на российском рынке такой опыт есть) .
Уже сейчас в отрасли по производству безалкогольных напитков сложная ситуация, в 2015 г. продажи упали c 6 654,2 тыс. дал. до 4 365,5 тыс. дал. и в этом году тенденция сохраняется (сайт Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод).
Если вводить акциз на сладкие газированные напитки в НК РФ, то необходимо внести соответствующие дополнения в главу 22 НК РФ.
Статья 181. Подакцизные товары.
Ввести п.5 Газированные напитки, содержащие сахар и сахарозаменители, а также искусственные красители по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Статья 193. Налоговые ставки.
Очевидно, что налоговая ставка должна быть специфической по аналогии с пивом и алкогольными напитками, не содержащими спирта. Поскольку рассчитать ставку математическим путем не представляется возможным из-за отсутствия необходимых данных, можно предположить, что она может быть средним арифметическим ставки по напиткам, близким по содержанию и в смысле состава и в смысле воздействия на здоровье. Наиболее вероятной представляется ставка в пределах от 5 до 15 рублей за литр.
Справка: по данным Росстата в 2015 г. было реализовано 4 365 000 млн дал вод газированных, содержащих добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ.
Под концепцию налогообложения сладкой газированной воды попадает далеко не вся продукция, а только продукция с повышенным содержанием сахара, несущая угрозу здоровью. По мнению медицинского сообщества, это содержание сахара свыше 5 мл на 100 г. напитка. Полученные данные показывают, что повышенное количество сахара содержится только в продукции иностранных брендов: кока-кола, пепси-кола, спрайт, фанта, которые содержат примерно 11 г. сахара на 100 мл. Многие российские бренды содержат от 3 до 5 г., но при этом на большинстве бутылок газированных напитков российского производства количество сахара не учитывается.
Выгода для бюджета при применении ставки в 10 руб. составляет 43,6 млрд руб. в случае, если все напитки этого класса будут признаны подакцизными, что представляется маловероятным, в доходах бюджета эта сумма в любом случае не является значительной. Очевидно, признание подакцизной половины продукции является более вероятным. Соответственно, при ставке в 15 % эта выгода увеличится до 65,4 млрд руб.
Необходимо решить, в какой бюджет будут поступать акцизы на газированные напитки. Если исходить из концепции сравнения напитков, которой мы пользовались при определении возможной ставки, то этот акциз должен делиться между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта федерации, причем в бюджет субъекта федерации доля должна быть не менее 50 %.
Возникают сопутствующие проблемы:
- несмотря на вред потребления сахара, ставка НДС на этот продукт пониженная и составляет 10 %, что не соответствует концепции дополнительного обложения налогами вредной сладкой продукции, в данном случае газировки.
- сложное и дорогостоящее налоговое администрирование.
Когда в 1992 г. вышел первый закон об акцизах, список подакцизных товаров содержал ювелирные изделия, икру осетровых рыб, деликатесные морепродукты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры, мех, одежду из натуральной кожи и шоколад, но к моменту введения налога в НК РФ эти акцизы последовательно были отменены. Причиной явился низкий уровень сбора налога, который не покрывал даже затраты на налоговое администрирование. Очевидно, что возвращаться к этому списку нецелесообразно.
В рамках борьбы с вредными продуктами в Правительстве РФ обсуждается введение акцизов на пальмовое масло, причем по заявлению компетентных лиц их должны были ввести с июля текущего года, однако это не произошло. Первой выступила против введения акцизов на пальмовое масло Федеральная антимонопольная служба, аргументируя свою точку зрения тем, что это неизбежно приведет к росту цен на те продукты, где оно используется. Существуют допустимые нормы, при которых использование пальмового масла приемлемо и не наносит вреда здоровью потребителей, но информация о наличии пальмового масла является обязательным условием его применения, она должна быть обязательно указана на упаковке, за этим должен следить Роспотребнадзор.
Основной причиной противодействия введению акциза на пальмовое масло является недоказанность вредности пальмового масла для здоровья населения и его применение для производства широкого ассортимента продуктов массового потребления, в частности, в составе маргарина около 40 % пальмового масла и его удорожание повлечет за собой практически весь ассортимент хлебобулочной и кондитерской продукции как минимум на 10-20 %, так как величина предполагаемого акциза составляет около 200 долларов за тонну. Кроме того, многие врачи в процессе экспертизы влияния потребления пальмового масла на здоровье населения, делают вывод о том, что его умеренное потребление значительно безопаснее, чем потребление животных жиров из-за отсутствия холестерина, приводящего к целому ряду сердечнососудистых заболеваний.
Несомненно, что введение акциза на пальмовое масло может дать определенный фискальный эффект. Предполагается, что если применить адвалорную ставку на уровне 30 % от стоимости, то есть примерно 200 долларов за тонну, то при существующем объеме импорта масла около 800 тыс. тонн в год, поступления в бюджет могли бы составить примерно 12 млрд рублей.
Еще один вариант расширения контингента подакцизных товаров - шоколад, но при этом важно, что в 2015 г. потребление шоколада в России значительно сократилось: в среднем на одного жителя РФ приходилось около 3,83 кг шоколада в 2015 г., что почти на 10 % меньше, чем в 2014 г.
Шоколад является лидером подорожания продуктов пищевой промышленности в 2015 г. его цена в 2015 году выросла на 40 %. Анализ рынка шоколада показал, что суммарное производство шоколада и шоколадных изделий в 2015 г. упало почти на 5 % по сравнению с 2014 г. с 746,8 тыс. тонн до 716,8 тыс. тонн.
Из-за повышения цен на шоколадную продукцию, 2016 г. грозит многим производителям банкротством. Производители не смогут повышать цены на шоколад пропорционально росту затрат на производство из-за существенного снижения спроса. Многие предприятия работают уже сейчас на грани убыточности. Себестоимость производства одной плитки шоколада выросла в 2015 г. в среднем на 50 %.
Главные причины падения объемов производства - снижение курса рубля к мировым валютам, рост цен на какао-бобы и падение доходов населения, для которого шоколад не является предметом первой необходимости.
Акцизы на шоколад уже присутствовали в налоговой системе России и показали свою неэффективность. Вводить акцизы на шоколад в условиях постоянно снижающихся объемов производства шоколада и кондитерских изделий, содержащих шоколад, крайне неразумно, поскольку цены достигли того максимума, повышение которого неминуемо скажется на спросе. Соответственно, вместо роста налоговых поступлений можно получить их падение за счет падения налога на прибыль и НДС.
В качестве вывода можно отметить, что в настоящее время расширять перечень подакцизных товаров за счет обложения каких-либо продуктов питания неэффективно, потому что неминуемо сокращенный в результате спрос и возможность перехода на импортные продукты приведет не к увеличению бюджетных поступлений, а к снижению, в том числе и за счет снижения поступлений подоходного налога от работающих в соответствующих отраслях, НДС из-за снижения объемов реализации и налога на прибыль в следствии снижения рентабельности производств.
Несомненно, что увеличение размера льготной ставки НДС по сахару на 2 % (и даже на 1 %) дает значительно больший фискальный эффект и не требует введения нового объекта, а также соответствует той концепции, которая заложена в налогообложение сладких газированных напитков (в стране производится около 5,5 млрд кг сахара в год при средней цене реализации 40 руб. за кг) . Налоговое реформирование значительно проще и налоговое администрирование не затрагивает.
Библиографический список
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 -17 гг. URL: http://minfin/ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Изд. Кодекс. 2015
3. Теория и практика налогообложения / под ред. Н.И. Малис. М.:.Магистр, 2014.
4. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика / под ред. М.А Абрамовой, Л.И. Гончаренко Л.И., Е.В. Маркиной. М.: Юрайт, 2014.
5. Налоговая политика государств / под ред. Н.И. Малис. М.: Юрайт.2014.