ких акций, приуроченных к призыву на воинскую службу, установка мемориальных досок по увековечиванию памяти земляков.
Необходим принципиально новый подход к профилактической работе с теми, кто с малых лет лишен самого главного -любви и заботы близких людей. И здесь важно тесное взаимодействие всей социокультурной инфраструктуры. Приобщение ребят к культурному наследию, к общению с авторитетными и известными людьми, меняет мировоззрение подростков. Необходим акцент на создание социально положительных ориентиров и самореализацию в них. А начинать нужно, прежде все-го,с организации досуга. В сфере свободного времени происходит интенсивное развитие личности, основными факторами которого являются воспитание и окружающая среда, а культурная среда формирует личность значительно интенсивнее, чем стихийно складывающаяся.
Выступление В.В. Путина о роли нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодого поколения позволяет говорить о том, что: именно молодому поколению принадлежит главенствующая роль в модернизации политической системы, обеспечении экономического роста и устойчивого развития страны. В понятие «проблемы молодежи» включаются и «проблемы науки, образования, демографической ситуации...».
Первостепенной задачей В.В. Путин считает вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны. Детские и молодежные общественные организации должны стать важным звеном поиска и поддержки инициативной и талантливой молодежи.
Большой потенциал имеют военно-патриотические организации, совмещающие физическое и духовное развитие молодого поколения.
Молодежь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, поэтому ей необходимо оказывать всю необходимую поддержку «... должны появиться молодые люди, которые мыслят не банально, а креативно, обладают современными знаниями и опытом... должны прийти молодые профессионалы, которые и поведут страну по пути модернизации», (из речи
Библиографический список
В.В. Путина на VI Межрегиональной конференции региональных отделений Всероссийской политической партии «Единая Россия» Южного федерального округа под названием «Стратегия социально-экономического развития Юга России до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы»).
Стремление к познавательной деятельности у молодежи заложено природой. «Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы ...». Одной из важнейших задач молодежной политики В. В. Путин считает предоставление равных возможностей молодежи для развития и реализации своего потенциала. «Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности, с таким устройством, которая была бы абсолютна, равно привлекательная и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной» [5].
Молодежь - это наиболее динамичная часть населения. Именно качество молодого поколения определяет успех и конкурентоспособность государства, но в то же время именно молодежь является наиболее уязвимой частью общества и именно ей требуется поддержка, поощрение, создание здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий.
Основные направления деятельности государства и общества в вопросах воспитания молодежи:
- вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны;
- развитие творческих способностей молодых людей;
- предоставление молодежи широких возможностей для личностной и профессиональной самореализации [6].
Молодости присущи энтузиазм, стремление к переменам, энергия, все это необходимо учитывать при формировании социокультурной среды региона. Именно на региональном уровне можно полнее всего учесть культурные запросы и духовные потребности приоритетных социальных групп, собрать все заинтересованные общественные силы, сконцентрировать усилия всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности.
1. Нравственный кризис. Материалы пресс-службы Общественной палаты РФ [Э/р]. - Р/д: http://www.oprf.ru/ru/press/news/2008/newsitem/
2. Генова, Н.М. Воспитание культурных ценностей и приоритетов современной молодежи в процессе реализации культурной политики. Региональная культурная политика: теория и технологии развития: сб. научно-метод. статей под ред. Г.Г. Волощенко и др. / Н.М. Генова, А.Е. Воловикова. - Омск, 2010.
3. [Э/р]. - Р/д: http://www.common-in-web.ru/explore/member/omsk/mol
4. [Э/р]. - Р/д: http://ligamol55.ru/?view=11075806
5. [Э/р]. - Р/д: http://www.putin2012.ru
6. Зеленкова, М.М. Будущее молодежной политики в России (анализ предвыборных выступлений В.В. Путина) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4. - Ч. 1.
Bibliography
1. Nravstvennihyj krizis. Materialih press-sluzhbih Obthestvennoyj palatih RF [Eh/r]. - R/d: http://www.oprf.ru/ru/press/news/2008/newsitem/
2. Genova, N.M. Vospitanie kuljturnihkh cennosteyj i prioritetov sovremennoyj molodezhi v processe realizacii kuljturnoyj politiki. Regionaljnaya
kuljturnaya politika: teoriya i tekhnologii razvitiya: sb. nauchno-metod. stateyj pod red. G.G. Volothenko i dr. / N.M. Genova, A.E. Volovikova.
- Omsk, 2010.
3. [Eh/r]. - R/d: http://www.common-in-web.ru/explore/member/omsk/mol
4. [Eh/r]. - R/d: http://ligamol55.ru/?view=11075806
5. [Eh/r]. - R/d: http://www.putin2012.ru
6. Zelenkova, M.M. Buduthee molodezhnoyj politiki v Rossii (analiz predvihbornihkh vihstupleniyj V.V. Putina) // Fundamentaljnihe issledovaniya.
- 2013. - № 4. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 11.02.14
УДК 378.5
Seryogin N. V. INTRODUCTION TO PSYCHODIDACTICS OF MUSICAL ACTIVITY. In the article the psychodidactics of musical activity at the present stage of interdisciplinary cooperation and mutual enrichment by knowledge of pedagogy, psychology, music education, upbringing, professional development for the purpose of enriching and deepening of knowledge of the studied phenomena, development of the corresponding methods of research and practical application of the gained knowledge is analyzed.
Key words: musical-performing and pedagogical activity, psychodidactics, diagnostics, forecasting, professionally important qualities, musicality, research process.
Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования
АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИДАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется психодидактика музыкальной деятельности на современном этапе междисциплинарного сотрудничества и взаимообогащения знаниями педагогики, психологии, музыкального образования, воспитания, профессионального развития с целью расширения и углубления познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний.
Ключевые слова: музыкально-исполнительская и педагогическая деятельность, психодидактика, диагностика, прогнозирование, профессионально важные качества, музыкальность, научно-исследовательский процесс.
Актуальность исследования психодидактики музыкальной деятельности состоит в том, что это направление включает важнейшие научные познания в музыкально-эстетической деятельности и психолого-педагогическом развитии личности, формировании современного образовательно-воспитательного процесса и профессионально важных качеств, диагностике, прогнозировании и мониторинге музыкально-исполнительского и педагогического процесса.
Наряду с этими фундаментальными вопросами психодидактика музыкальной деятельности анализирует развитие собственных объектно-предметных основ и связей: реалии музыкальнопедагогического процесса, диагностика индивидуальных различий в музыкально-исполнительской деятельности, совокупность и синтез задатков, склонностей, музыкальных способностей, выходящих на понимание структуры профессионально важных качеств музыканта-исполнителя и основных компонентов исполнительского и педагогического мастерства. Это весьма важно в связи с постоянной эволюцией социально-культурных и личностных аспектов функционирования искусства и человека [1].
Обыденное сознание и научно-исследовательские изыскания представили сотни доказательств многоаспектных возможностей музыки. Констатированные факты подтверждают, что музыкальное искусство занимает важное место в человеческой коммуникации. Прежде всего, музыка развивает, формирует образовательный и воспитательный потенциал личности, влияет на становление и развитие восприятия и мышления человека, его ценностных ориентаций [2; 3]. Знания о многообразии воздействия музыки на жизнь человека постоянно обогащаются самыми разными исследованиями по различным научным специальностям. До конца не реализованы самые элементарные и давно известные возможности музыки влиять на настроение человека, побуждать его к действию или способствовать релаксации. Музыка, также, является одним из критериев социальной аффилиации, которая помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее [4]. И здесь раскрываются совершенно необходимые для такого рода коммуникации целевые, содержательные, результативные показатели. Завязывание и поддержание отношений с другими людьми на фоне музыкальной деятельности могут преследовать весьма различные цели, включая такие, как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получить или оказывать помощь», «сформировать определенное чувство восприятия», «направить мышление» и пр. Аффи-лиацией (контактом, общением) определяются социальные взаимодействия, имеющие повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) на фоне определённой деятельности, события, которые обеспечивают такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны [5].
Психология и педагогика, исследуя человека, возможности его профессиональной и социальной деятельности, чрезвычайно заинтересованы во включении музыки в круг научных интересов. Музыка все более настойчиво привлекает к себе интерес психологов и педагогов в силу целого ряда своих свойств. Она удивительно эффективно оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии. Особую роль здесь играют неисчерпаемые возможности музыки оказывать опосредующее воздействие. Возрастная музыкальная педагогика имеет перспективы их использования. Исключительное значение имеет профессиональное развитие музыканта - особая область, дающая исследователям возможность познать структуру профессионально важных ка-
честв, их формирование на основе задатков, склонностей, способностей.
К педагогике и психологии часто обращаются не только исследователи, но и профессиональные музыканты, любители, пытливые люди. Большинство из них преподают в различных учреждениях культуры и искусства, являются музыкальными воспитателями подрастающих поколений. Исполнители, преподаватели, воспитатели ищут пути развития профессиональных умений и навыков, улучшения исполнительских и педагогических технологий в практической деятельности, познания себя как личности. Психодидактика музыкальной деятельности исследует наиболее важные темы, помогающие ответить на вопросы, возникающие в процессе этих поисков. Она помогает познать связь психических функций, на которых основываются все не только музыкальные, но и жизненные явления, исследовать функционирование музыки, психологию занимающихся музыкой людей, причины различного воздействия музыки и ее выразительности.
Психодидактика музыкальной деятельности начала развиваться в отдельных дисциплинах с конца XIX века. Именно тогда сложилась и закрепилась в сознании позитивистская методология общей психологии и господствовавшие атомистические традиции. Началась экспериментально-лабораторная работа, послужившая источником развития предмета и методов музыкальной психологии. В качестве предмета первых психофизиологических работ Г. Гельмгольца и К. Штумпфа выступают музыкальный звук и слух человека (отдельные свойства звука, работа слухового органа, функции и механизмы музыкального слуха). [6] В нашей стране истоки музыкальной психологии находятся в работах И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна и других ученых-физиологов. Музыкальная проблематика лежала на периферии главных научных интересов большинства из этих исследователей. В то же время, они изучали проблемы психомоторики, идеомоторики, теории построения движений и многие другие, которые легли в основу объяснения процессов музыкально-исполнительской деятельности. К таковым относятся операционально-технический аспект деятельности, координация исполнительских движений, процесс образования исполнительского навыка и изучения лечебного воздействия музыки.
Долгое время музыкальная психология развивается в двух направлениях: психологии творчества и психологии искусства. Важным, с точки зрения эволюции предмета музыкальной психологии, является тот факт, что в центре изучения находится художественное произведение.
В 20-60-е годы ХХ века - новый импульс в развитие музыкальной психологии привнесла гештальт-психология. Она формирует принцип целостного, системного подхода к изучаемому явлению, который вводится в научный оборот и расширяет возможность изучения музыкального восприятия, творчества, способностей. В отечественной науке в этот период проводятся исследования в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского. В работах последователей личностно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и, позднее, теории деятельности А.Н. Леонтьева развиваются принципы целостности, системности, причинности. Научные труды актуализируется необходимостью изучения переживаний человека в контексте его деятельности, появляется видение функции переживания, вариативностью ее сигнализирования о личностном смысле событий.
Параллельно, вследствие ориентации на физиолого-психо-логический аспект исследований музыкальных феноменов, особый интерес для изучения занимает психомоторика музыкально-исполнительской деятельности, исследование слухового восприятия и развития слуха. Всё больше проявляется индивидуальность, личность, возможности её развития во всём многообразии формирующихся педагогических технологий.
Огромное влияние на развитие предметной области оказала музыкальная педагогика, которая пробудила интерес к изучению специфики способностей и их развития. Музыкальная психология как узкая специфическая область, изучающая только психологическую природу элементов музыкального языка и музыкально-выразительных средств, где предметом изучения была сама музыка, исследование ее функционирования, причин различного воздействия ее выразительности на психические функции человека оснастилась личностью. И эту личность необходимо воспитывать, формировать образовательный процесс общего, специального и профессионального развития.
С 60-х годов начинается переход к субъектной парадигме, позволивший в разных аспектах изучать психические и педагогические процессы, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения и в целом развивающий комплексный подход к изучению субъекта музыкальной деятельности и сознания (композитора - исполнителя - слушателя, учителя-ученика). Этому способствовала пришедшая на смену позитивистской, гуманистическая традиция и постепенный переход к личностно-ориенрированной, субъектной парадигме, ориентированной на общечеловеческие ценности как в науке, так и в искусстве. Накопленный научный опыт приводит к бурному развитию во всех областях знаний. Обнаруживается общая тенденция к синтезу различных наук, происходит сближение и взаимодействие искусства, педагогики и психологии.
Актуальной становится неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером культуры. Психолого-пе-дагогическое познание и объяснение музыкальных процессов уже не поддается только естественнонаучным методам. На смену им приходит теория и практика гуманизма, синтезирующие пси-холого-педагогические знания с вновь открывающимися знаниями о человеке и мироздании. Формируются обновленные идеи просвещения, самораскрытия творческой личности, гедонизма и изотерической силы музыки. Эти идеи с воодушевлением воспринимаются педагогикой. Вследствие общенаучной и культурной антирационалистической, антиинтеллектуальной волны, в центре изучения оказывается творческая личность с ее переживанием, постижением личностного смысла, интуицией и воображением. Предметная область теперь определяется такими понятиями, как целостность, системность, субъектность, а методологическая, наряду с экспериментальными, объективными данными, начинает апеллировать к феноменам переживания и личностного опыта.
Музыкальная педагогика и психология начинает заниматься решением практических вопросов и развивается дальше именно как практически ориентированная научная область. Активно начинает расширяться и развиваться практическое применение музыкально-психологической и педагогической проблематики, получает свой официальный статус музыкотерапия. За рубежом идет работа по внедрению ее в медицинскую и психотерапевтическую практику; психологические личностно-ориентированные тренинги часто включают музыкальный материал, который обеспечивает самовыражение человека, усиливает или успокаивает эмоции, продлевает определенное настроение, помогает найти личностный смысл в происходящем с человеком.
На современном этапе можно говорить о междисциплинарном сотрудничестве и взаимообогащении полученными знаниями в рамках психодидактики музыкальной деятельности, включающей в круг своих интересов все достижения педагогики и психологии музыкальной деятельности, музыкального образования, воспитания, профессионального развития. Это необходимо для расширения и углубления познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний.
Профессиональная деятельность выпускников музыкальных школ, колледжей и вузов осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и социально-культурной деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость получения обучающимися различного рода психолого-педагогичес-ких знаний, неотъемлемых от успешной исполнительской и педагогической деятельности. Психолого-педагогическая подготовка предполагает единство научно-теоретических знаний и практических навыков будущих исполнителей и преподавателей.
До настоящего времени определенная трудность в приобретении и освоении психолого-педагогических знаний и умений,
а также в овладении соответствующими профессиональными качествами представлялась в связи с отсутствием учебников и учебных пособий, имеющих структурированный и систематизированный материал для конкретного направления и профиля обучающихся. Сегодня появляется определённая возможность для подбора учебных пособий и монографий весьма приближенных к необходимому уровню. Как и прежде приходится использовать учебники по общей психологии (или психологии человека), общей педагогике, возрастной (или детской) и педагогической психологии, которые постоянно обновляются и дополняются новыми сведениями. Кроме этого рекомендуются учебные пособия А.Л. Готсдинера «Музыкальная психология», В.И. Петрушина «Музыкальная психология», Л.Л. Бочкарева «Психология музыкальной деятельности», А.З. Зака «Психология преподавания музыки», которые являются хрестоматийными источниками информации для начинающих. Используются отдельные научные работы, монографии и статьи выдающихся психологов, музыковедов и педагогов по тематике, соответствующей изучаемому материалу.
Для современного многоуровневого подхода, предполагающего наряду с технологическим серьёзное исследовательское развитие профессионала, необходимо дальнейшее расширение знаниевого поля: структурирования, систематизации и конкретизации современных источников и достижений теории, методики, практики музыкального образования, воспитания, исполнительства, специальных и общих исследований педагогики, психологии, смежных областей научных изысканий. В связи с этим возникла необходимость формирования теоретического и учебно-методического материала, исследующего современный психолого-педагогический процесс в сфере музыкальной деятельности и дающего конкретные основания для развития методики и практики.
При работе с исследовательским материалом, прежде всего, выяснилось формирование нового перспективного с точки зрения музыкальной деятельности направления - психодидактики. Это направление включает представления, которые чрезвычайно важны для музыкальной психологии и педагогики: о сущности сознания; о взаимоотношениях сознательных и бессознательных процессов; о роли самосознания в поведении человека, в развитии его личности; о психологических основах профессионального творчества; о психологии межличностных отношений, области эмоциональной сферы личности, о познавательных процессах; о проблемах психологии музыкального (исполнительского, композиторского) творчества и музыкального восприятия; о владении приемами психической саморегуляции.
Для понимания сущности традиций, складывающихся в музыкальной культуре, были исследованы исторические подходы, в основе которых лежит психолого-педагогическое развитие личности - музыкально-эстетическая деятельность. Психодидактика музыкальной деятельности основывается на музыкально-эстетическом воспитании. Это направление представляется целенаправленным процессом формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Здесь важно знание содержательных фактов, формирующихся историей становления и развития музыкальной культуры. Именно здесь заложены элементы, лежащие в основе музыкальной деятельности. Их анализ позволяет получить материал для педагогики и психологии музыкальной деятельности.
Профессиональная направленность требует погружения в психологию и педагогику формирования современного образовательного процесса в сфере музыкальной деятельности. Современная парадигма образования ориентируется на интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения, целенаправленное формирование критического и творческого мышления, на информационную компетентность обучающихся, на формирование способности быстрой социальной адаптации в изменяющемся мире. И здесь для нас важнейшим явилось обоснование того, что музыкальная деятельность сама по себе обладает мощными психолого-педагогическими факторами. Соответственно, развивающие и адаптационные возможности музыкальной деятельности ярче реализуются в условиях психоло-го-дидактической парадигмы. Именно в художественном творчестве возникает тесная взаимосвязь педагогики и психологии, обогащённая развивающими возможностями искусства. Такое взаимодействие ещё глубже обосновывает основные идеи раз-
вивающего образования, заложенного в интеграции психологии и дидактики. Психодидактика художественного творчества меняет приоритеты образования, воспитания и познания сущности искусства. Взаимоотношения между психологией и дидактикой, между психодидактикой и художественным творчеством выявляют глубинные свойства личности в процессе познания искусства. При построении педагогического процесса и подготовке учебно-методических материалов по направлению искусства и культуры происходит опора на развивающее обучение. Художественное образование в этом случае строится на глубоком знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития человека [7; 8].
Анализируя аспекты психодидактики музыкального образования, мы выходим на необходимость определения профессионально важных для конкретной музыкальной деятельности качеств. Здесь потребовалась опора на целостный, интегративный принцип исследования музыкально-психологических явлений, который превращает учебный процесс в исследовательский, творческий. Связь музыкальной педагогики с психологией особенно ярко проявляется в области психолого-педагогичес-кой диагностики. Мы выяснили, что в педагогике музыкального образования феноменологический уровень диагностики имеет педагогическую природу. Технологический уровень связи педагогики музыкального образования с психологической диагностикой проявляется в использовании музыкантом-педагогом конкретных психологических методов и методик. Многие из них позднее становятся диагностическими тренингами музыканта-ис-полнителя. Направленность педагогического процесса на развитие учащихся, а также выполнение самой музыкой таких функций, как компенсаторная, катарсическая, гармонизующая, роднят музыкально-образовательный процесс с практической психологией. Методико-дидактические взаимосвязи педагогики музыкального образования с психологией проявляются в том, что для преобразования педагогического процесса применяются средства и методы психологической коррекции и психотерапии, педагогами активно осваиваются современные психотехнологии. Целенаправленность педагогического процесса на развитие учащихся конкретизируется формирующимися у них качествами. Диагностика, прогнозирование и мониторинг в педагогическом процессе помогают определить профессионально важные для конкретной музыкальной деятельности качества.
Анализируя сущность диагностики, прогнозирования и мониторинга, мы получаем содержание деятельности по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического и музыкально-исполнительского процесса. Возникает перспектива прогнозирования, которая понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического и музыкально-исполнительского процесса.
Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает закономерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитывает их взаимокомпенсации, которые создают в каждый данный момент «новый узор» гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности.
Музыкант-исполнитель формирует свой прогностический аппарат на основе диагностической карты, которая формируется у него спонтанно, либо в процессе теоретической, научноисследовательской работы. В процессе нашего анализа выяснилось, что чаще всего диагностируется «западающее звено», от которого происходит нарушение гармонии личности. Отсюда делается вывод, что прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановления и создания здорового стереотипа вместо негативного. Складывается принцип психодидактики музыкальной деятельности: диагноз - по «западающему звену», прогноз - по комплексу профессионально важных качеств личности. Здесь могут быть выделены два направления: «подтягивание западающего звена» или компенсация его за счет развития «соседних звеньев».
Научнообоснованное, поэтапное проведение мониторинга качества обучения позволяет совершенствовать научную орга-
низацию труда в музыкально-исполнительской и педагогической деятельности обучающихся и преподавателей, повысить качество приобретения музыкально-исполнительских навыков, содержания обучения и эффективность управления на всех уровнях образовательного и музыкально-исполнительского процесса.
В результате мониторинга музыкально-исполнительской и педагогической деятельности констатируется, что успешность их выполнения определяется не какими-либо отдельными способностями, а сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека, характеризующим его как личность и формирующим профессионально важные качества. Исследователи представляют всю совокупность психолого-педагогических и психофизиологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность построения учебновоспитательного процесса, обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психолого-педагогического анализа деятельности и составления ее профессиограммы [9].
Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта - соматические, конституциональные, типологические, нейродинамичес-кие и др. На основе такого анализа нами представлены перспективы психолого-педагогического профессионального отбора, который целесообразен и эффективен при выполнении конкретных условий. Сделан вывод, что важной целью проведения профориентационных мероприятий является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма [10].
Проанализированный нами процесс формирования профессионально важных качеств музыканта позволил конкретизировать объект и предмет психодидактики музыкальной деятельности. Этот процесс необходим и важен в научно-исследовательской работе. Он помогает наметить цель, конкретизировать тему, ее основные проблемы и методы исследования. Анализ реального состояния музыкально-педагогического и исполнительского процесса, опытно-экспериментальная работа уточняют диагностические параметры индивидуальных различий в психодидактике музыкальной деятельности.
Научно-исследовательский процесс позволяет уточнить структуру профессионально важных качеств музыканта-исполнителя. При этом, по мере углубления исследовательского процесса, рассмотрение способностей и профессионально важных качеств представляется уже не как единым и неделимым, а многокомпонентным по составу. Эти явления углубляют свою важность для разработки конкретных путей выявления и развития того или иного качества у конкретного музыканта при организации музыкально-педагогической и исполнительской деятельности. Эти пути определяются после того, как становится понятно, какие из компонентов структуры качества развиты недостаточно.
В процессе анализа исследовательского материала конкретизировано содержание музыкальности как основы музыкально-исполнительской деятельности. Такая конкретизация показала свою важность при анализе вопроса профессионального отбора компонентов исполнительского и педагогического мастерства. Подтвердилась идея о том, что сущность формирования исполнительского и педагогического мастерства связана с развитием музыкальности и заключается в непрерывном процессе: обучения и самообучения, репетиционной и концертноисполнительской деятельности, диагностики и прогнозирования. Особую важность приобретает содержание учебно-воспитательного процесса, где решаются задачи профессионального обучения и общие психолого-педагогические вопросы, формирующие плацдарм для подготовки и развития мастера - музыканта, педагога, исполнителя и исследователя.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 2008.
2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2008.
3. Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / Н.В. Суслова, В.М. Подуровский. - М., 2001.
4. Белинская, Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений : диссертация ... доктора психологических наук. - М., 2006.
5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. - М., 1986.
6. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 2003.
7. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М., 1994.
8. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. - М., 2011.
9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.
10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб., 2008.
Bibliography
1. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva. - M., 2008.
2. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2008.
3. Suslova, N.V. Psikhologicheskaya korrekciya muzihkaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti / N.V. Suslova, V.M. Podurovskiyj. - M., 2001.
4. Belinskaya, E.P. Identichnostj lichnosti v usloviyakh socialjnihkh izmeneniyj : dissertaciya ... doktora psikhologicheskikh nauk. - M., 2006.
5. Khekkhauzen, Kh. Motivaciya i deyateljnostj: v 2 t. - M., 1986.
6. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M., 2003.
7. Cihpin, G.M. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti: problemih, suzhdeniya, mneniya. - M., 1994.
8. Cihpin, G.M. Scenicheskoe volnenie i drugie aspektih psikhologii ispolniteljskoyj deyateljnosti. - M., 2011.
9. Bodrov, V.A. Psikhologiya professionaljnoyj prigodnosti. - M., 2001.
10. Iljin, E.P. Differencialjnaya psikhologiya professionaljnoyj deyateljnosti. - SPb., 2008.
Статья поступила в редакцию 25.12.13
УДК 378.14
Belskaya E.V. DEVELOPING AN EAR FOR MUSIC AMONG STUDENTS MAJORING IN ACTING. The article includes the description of forms and methods of classroom work between a teacher and a student and that of extracurricular independent work of a student aimed at developing singing voice and an ear for music.
Key words: developing а voice, developing аn ear for music, independent work.
Е.В. Бельская, доц. каф. академического хора АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТУДЕНТОВ АКТЁРСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В статье описаны формы и методы аудиторной работы студента с педагогом и внеаудиторной самостоятельной работы студента по развитию певческого голоса и музыкального слуха.
Ключевые слова: развитие голоса, развитие слуха, самостоятельная работа.
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования у студентов актёрской специализации должно быть сформировано профессиональное певческое голосообразование. Будущие актёры должны владеть определённой базовой постановкой голоса, и достаточно хорошими навыками ансамблевого пения.
Базовая постановка голоса - это выработка определённых характеристик, которые являются обязательными для любого вокала. Основные характеристики поставленного голоса - это ощущение опоры дыхания и отсутствие каких-либо вокальных зажимов. В базовую постановку входит нахождение качественного звучания голоса при помощи работы над опорой и регулировки тембровых характеристик на примарных (наиболее удобных) тонах. Это начальный этап. Следующий этап предполагает увеличение диапазона голоса, преодоление регистрового порога с обязательным сохранением и улучшением тембральных качеств, полученных на первом этапе.
Как показывает практика, освоение студентом базовых умений и навыков в постановке голоса вполне хватает для успешной работы в драматическом театре. Подобная вокальная подготовка актёра вполне отвечает всем требованиям, которые предъявляет современный драматический театр.
Возможна ли, и нужна ли самостоятельная работа студента актёрского факультета при изучении вокальных дисциплин? В советской вокальной академической методике самостоятельная работа, особенно на начальном этапе обучения не только не приветствовалась, но и просто запрещалась. Считалось, что на первых курсах музыкальных училищ и консерваторий студент ещё не обладает внутренним эталоном качественного звучания и, занимаясь пением самостоятельно, может «напеть» себе не тот звук, который нужен с точки зрения педагога. Самостоятельно студент может выучить только текст произведения и мелодию, если он владеет игрой на фортепиано. Но на вокальные
отделения музыкальных учебных заведений принимались и принимаются юноши и девушки с ярко выраженной музыкальностью и обладающие профессиональными голосовыми данными.
На актёрскую специализацию поступают молодые люди, как имеющие разный уровень довузовской музыкальной подготовки, так и не имеющие его вообще. Так же различается у первокурсников степень развития музыкального слуха. Поэтому требуется индивидуальный подход к каждому студенту.
Есть разные причины так называемого отсутствия музыкального слуха. Они бывают как физиологические, так и психологические:
• отсутствие необходимых знаний о строении голоса и мышечных навыков при преодолении регистрового порога;
• зажимы мышц нижней челюсти и горла в результате очень большого вдоха;
• стрессовая ситуация - публичное пение;
• неправильная установка: хорошее пение - это громкое пение. В результате возникают те же мышечные зажимы.
Всё это может являться причиной фальшивого пения и у человека с хорошим слухом, который слышит, что он поёт фальшиво. В этом случае нужно дать студенту определённый объём теоретических знаний и убирать имеющиеся вокальные и психологические зажимы. Но бывает, что у человека не развит музыкальный слух, то есть у него не возникает никаких пространственных ассоциаций со словами ниже и выше, сказанных применительно к его голосу. На музыкальный факультет его не примут ни при каких обстоятельствах, посоветуют поступать в другое учебное заведение, скажем, в кулинарный техникум. Поэтому в методических разработках по развитию голоса не встречается советов по развитию слуха. На музыкальных факультетах никто не занимается развитием слуха. Однозначно считается, что учиться петь имеет право человек, обладающий музыкальным слухом. Но, как показывает опыт автора статьи, возможно