(Специфика профессиональной деятельности
ВОКАЛИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКоЛЫ
УДК 378.978
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрена специфика профессиональной деятельности вокалиста-преподавателя высшей школы с целью повышения качества профессиональной подготовки оперных певцов в вузах культуры и искусства; особенности организации учебного процесса в системе профессионального музыкального образования с целью формирования профессиональной компетентности будущих оперных певцов. Автор приходит к выводу, что использование системного подхода даёт возможность определить компоненты системы развития профессиональных компетенций, их содержание, взаимосвязи. В нашем исследовании, в русле применения системного подхода, профессиональные компетенции изучаются в целостности их компонентов, их неделимости и комплексности. основной акцент делается на выявлении общего интегрального результата, цели (в нашем исследовании развитости профессиональных компетенций будущих специалистов), ради которых и благодаря которым элементы множественности организуются в систему. Анализ исследуемого феномена в теории и практике подготовки будущих специалистов позволил структурировать профессиональные компетенции будущего вокалиста в контексте вокальной подготовки в единстве таких компонентов, как мотивационный, технологический, креативный. Ключевые слова: профессиональная деятельность, оперный певец, творческая деятельность, профессиональное обучение, дидактические умения, мотивация обучения.
R. V. Sladkopevets
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SINGER AND A TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL
The article considers the specifics of the professional activity of a singer and a teacher of the higher school with the aim of improving the quality of professional training of opera singers in the universities of culture and arts. Peculiarities of organization of educational process in the system of professional musical education with the purpose of formation of professional competence of future opera singers. The author comes to the conclusion that the use of a systematic approach gives us the opportunity to show the components (in our case, the development of professional competence), their content, relationships. In our study, in line with a systematic approach, professional competence are studied in the integrity of their components, their indivisibility and complexity. The emphasis is on identifying the General integral of the result, the target (in our study the development of professional competence of future specialists), for which, and through which the elements of the plurality are arranged in the system. The analysis of the phenomenon being studied in the theory and practice of preparation of future specialists were allowed to structure of professional competence of future vocalist in the context of vocal training, in the unity of components such as: motivational, technological, creative. Keywords: professional activity, opera singer, creative activities, professional studies, didactics abilities, motivation of studies.
СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — PhD. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate — — 0 of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
228
e-mail: [email protected] © Сладкопевец Р. В., 2015
Совершенствование обучения профессиональных вокалистов — объективная закономерность развития общества и системы музыкального образования, в частности высшего педагогического и искусствоведческого. Эффективно такое обучение, которое строится на основе прогрессивных педагогических технологий, осуществляется в интерактивной деятельности вокалиста-преподавателя и молодого оперного певца с целью реализации задач профессионального обучения.
Подготовке оперного певца к самостоятельной педагогической и концертной деятельности, обучение его вокальному и педагогическому мастерству должна способствовать вся постановка учебно-воспитательного процесса, а также профессиональная деятельность преподавателя вуза. сегодня проблему формирования общекультурной, вокальной, коммуникативной компетентностей студентов-вокалистов в вузах культуры и искусства невозможно успешно решить, обойдя дидактические формы и методы проведения индивидуальных занятий мастер-классов, вокальных тренингов.
Поиск путей эффективного использования дидактических технологий отражает в своих трудах о развитии у обучающихся собственного взгляда на мир Я. Коменский, о значении абстрактного и ассоциативного мышления пишет И.Гербарт.
современная дидактика обращается к системности обучения (И. Песталоцци [11]) и к комплексному подходу в обучении и воспитании (К. Ушинский [14]), к эвристической форме обучения (Л. Н. Толстой), к концепции антропософии (Р. Штейнер) и др. [см.: 1, с. 15—16; 2, с. 45].
Цель статьи — определить специфику профессиональной деятельности вокалиста-преподавателя высшей школы.
Обращаясь к традиционным формам обучения, квалифицированный специалист-вокалист видит в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и студентов-вокалистов, продуктивные формы их сотворчества. Так, В. Хуторской излагает но-
вейшие достижения дидактики, направленные на развитие личности обучаемых, их творческую самореализацию. уделено внимание эвристическому обучению, использованию телекоммуникаций, современным формам и методам обучения. в процессе обучения необходимо анализировать проблемы для дискуссий, творческие вопросы и упражнения, применять задания дидактических практикумов [15].
В конце ХХ века Ю. Бабанский [5] и В. Сластенин [13] сформулировали принципы целостного педагогического процесса. он предполагает использование двух групп принципов — принципы воспитания и принципы обучения: целенаправленность педагогического процесса, связь обучения с жизнью, а также научность содержания воспитания и обучения, доступность, систематичность и последовательность, сознательность, активность, самодеятельность, творчество студентов, связь обучения и воспитания с общественно полезным и производительным трудом, наглядность, коллективный характер обучения и воспитания, выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания, прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития, комплексный подход к воспитанию.
Суть и содержание обучения вокалу в вузах культуры и искусства — в тесной связи изучения истории вокального искусства с программой обучения стилю бельканто, потому что сегодня востребован не просто квалифицированный специалист-вокалист, оперный певец, а преподаватель, который продолжает традиции отечественной вокальной школы бельканто. Поэтому пути повышения качества профессиональной подготовки оперных вокалистов в вузах культуры и искусства предусматривают не только повышение теоретического уровня их знаний с учётом развития музыкальной педагогики, но и применение таких подходов, как комплексный подход к обучению и развитию (Н. Гродзенская, О. Апраксина).
Развитие дидактических принципов в музыкальной педагогике продолжила и углу-
била о. Апраксина. В своей педагогической концепции она описала комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетических критериев музыки.
Актуальными являются тематический синтез искусств в рамках преподавания предмета «Музыка» (Д. Кабалевский) и «уподобление человека музыке» (В. Ражников). Влияние глобализации обуславливает использование полихудожественного подхода к преподаванию дисциплин образовательной области «искусство» (Б. Юсов) и интеграционного принципа (В. Новоблаговещенский) [3, с. 115].
На современном этапе развития системы профессиональной подготовки студентов-вокалистов предъявляются требования к повышению качества педагогического процесса, улучшению структуры обучения вокалу, постановки голоса, а также студенты должны уметь использовать в своей будущей деятельности интерактивные и продуктивные технологии, знания о гигиене голоса, современные методы и приёмы вокальной педагогики и формирования стиля бельканто, практические и методические умения, необходимые для передачи вокального опыта, развития самостоятельности, интереса к творческой педагогической деятельности.
Е. Асафьев главными принципами в обучении музыке считал следующие: контраст в музыке и в музыкальном воспитании; художественность (обогащение музыкального сознания); импровизация [12, с. 5].
Сегодня в высшей школе необходимо создать такие условия, которые бы позволили студенту убедиться в значимости традиций вокальных школ, искусства и науки для индивидуального становления будущего преподавателя вокальных дисциплин, выработать у него желание и способность профессионального владения голосовым аппаратом, сценические умения, самостоятельно переосмысливать историю, теорию и методику музыкального воспитания вокалистов.
Ряд условий воспитания музыкантов раскрыты в концепциях Э. Абдулина, о. Апраксиной, Л. Арчажникова, Б. Асафьева, Н. Грод-зенской, Д. Кабалевского, В. Шацкого и др.
Надо владеть знаниями по общей психологии и психологии искусства, опираясь на достижения Т. Адорно, Л. Выготского, В. Давыдова, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Со-хора, Б. Теплова и др., способами диалектического, интерактивного, личностно-ориен-тированного и компетентностного обучения, что определяет значимость развития видов и характеристик памяти для выработки умения извлекать информацию, тестов для определения уровня развития мышления.
Современное обучение пользуется принципиально новым инструментарием познания, с опорой на визуализацию, которая позволяет раскрывать личности содержание и объём понятия «память», увидеть структуру данного понятия, установить родо-видовые отношения [10, с. 4].
Значимыми являются знания в области искусствоведения и музыкознания — истории музыкальной культуры, отражённой в работах Р. Грубера, Л. Рапацкой и др., культурологических аспектов музыкального образования, которые были описаны В. Медушевским, Е. Назайкинским, В. Юшмановым и др.
Эти знания помогают вокалисту-преподавателю формулировать, выражать собственные мысли о воспитании оперных певцов, что, в свою очередь, служит базой для индивидуально-личностного обучения вокалистов-профессионалов. Ведь вокальное искусство — это одновременно и средство эффективной коммуникации, и объект знания вокального инструмента и игры на нём [16], объект изучения искусства во всех его проявлениях.
Перед преподавателем-вокалистом стоит сложная задача — научить оперных певцов сознательно, правильно, уместно использовать вокальные средства бельканто при решении соответствующих задач, сделать стиль вокального исполнения бельканто основой профессиональных знаний и принципов.
Э. Абдуллин даёт понятие «принципа как
исходного положения, раскрывающего сущность, цели и задачи музыкального образования, направленность и характер его содержания и процесса» [1, с. 15—16].
Он подчёркивает многоаспектность принципов музыкального образования. Так, он выделяет: философско-эстетическую направленность (гуманистическая направленность в преподавании музыки; самоценность личности ребёнка в его общении с искусством; учитель музыки как деятель художественной культуры); музыковедческую направленность (опора на единство народной, авторской, классической и современной музыки; опора на интонационный, жанрово-стилевой подход в изучении музыки в её связях с жизнью; слушание, исполнение, сочинение как основные виды деятельности); художественно-психологическую направленность (опора на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании); художественно-дидактическую направленность (увлекательность, последовательность, систематичность, научность, единство музыкального воспитания и обучения, прочность и действенность результатов музыкального образования); музыкально-педагогическую направленность (образность и целостность, диалектика музыкально-педагогической цели и средств, единство художественного и технологического) [1, с. 15—16].
Задача начального курса обучения вокалу определяет содержание, структуру и направленность учебного предмета «Методика преподавания вокала» как одной из профилирующих дисциплин в вузах искусства и культуры, которая призвана подготовить начинающего вокалиста к применению теоретических положений в вокальной практике и в дальнейшем преподавании спецпредметов. Они помогают привить навыки отбора и использования наиболее рациональных и эффективных методов обучения вокальному искусству и приёмов освоения стиля бельканто.
Ведущее значение приобретает позиция Т. Ильиной относительно рассмотрения педагогических явлений как объектов примене-
ния системного подхода, которые не сводятся к сумме их составляющих, а представляют собой «расчленённую целостность» в условиях учёта факторов, которые влияют на систему в целом, особенности которой подвергаются педагогическому управлению [7, с. 34].
На основании трудов С. Архангельского, Т. Ильиной, В.Беспалько, Н. Кузьмина, В. Якунина обобщается вывод, что использование системного подхода даёт нам возможность проявить компоненты (в нашем случае системы развития профессиональных компетенций), их содержание, взаимосвязи. В русле применения системного подхода профессиональные компетенции изучаются в целостности их компонентов, их неделимости и комплексности. Основной акцент делается на выявлении общего интегрального результата, цели (развитости профессиональных компетенций будущих специалистов), ради которых и благодаря которым элементы множественности организуются в систему. По этому поводу П. Анохин, указывая на выборочное привлечение компонентов системы, отмечает, что их взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимовлияния [2, с. 45].
Анализ исследуемого феномена в теории и практике подготовки будущих специалистов позволил структурировать профессиональные компетенции будущего вокалиста в контексте вокальной подготовки в единстве таких компонентов, как мотивационный, технологический, креативный.
В целостном процессе становления исследуемого феномена большое функциональное значение приобретает мотивационный компонент. Необходимость выделения этого компонента связана с тем, что мотивация развития профессиональных компетенций с целью обеспечения эффективности вокальной деятельности будущего вокалиста, есть довольно сложное образование, которое вмещает разнообразные виды мотивов: собственно мотивы, интересы, потребности, стремления, целые установки, которые обуславливают выбор их психолого-педагогических, методических и профессионально-технологических действий.
Эффективность решения этих задач зависит от того, насколько преподаватель-вокалист владеет методикой и может осуществлять учебный процесс в единстве образовательных и воспитательных целей.
организация учебного процесса является основой формирования высококвалифицированных специалистов-вокалистов. При этом процесс активной умственной деятельности базируется на использовании культурологических знаний, вокальных умений как важных факторов процесса обучения.
Сегодня в музыкальной педагогической литературе поднимаются проблемы межпредметных связей в различных областях наук: философии, искусстве, психологии, педагогике [6]; описываются методологические функции, уровни, механизм и инструментарий познания и обучения. отмечается, что значение имеют мышление, речь, вокальная деятельность студентов-вокалистов. Формами и методами, которые наиболее способствуют активизации, мотивации учебного процесса, позволяют приобрести профессиональные навыки и умения, являются элементы дидактики: смысл образования, цели обучения, принципы обучения, закономерности обучения, образовательные технологии (включая формы и методы обучения), средства обучения, контроль знаний и оценка их результатов.
В. Краевский описывает культурологическую концепцию содержания образования, определяет роль и место компетенций и ком-петентностей в обучении. Раскрывает проблемы соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, их влияние на содержание образования [8].
К. Бабанский отмечает, что педагогика в России и в других странах совершила переход к новой образовательной практике, что эта наука единая и общая для всех стран, народов и граждан [4, с. 7—8]. Педагогические технологии в процессе обучения вокалу определяют цель, направленную на содержание образования, подлежащего усвоению; предусматривают виды учебно-познаватель-
ной деятельности; определяют характер сотворчества и взаимодействия преподавателя-вокалиста и молодого оперного певца.
Современные учёные моделируют условия для приобретения навыков специалиста-вокалиста, предлагают студентам-вокалистам выполнять действия по развитию мышления, голоса, слуха, которые являются основой их профессиональной деятельности. При этом в обучении превалирует личностный характер, который обуславливает индивидуальные занятия.
В процессе учебной вокальной деятельности проверяются и закрепляются все полученные теоретические вокальные знания и собственно формируется его мастерство вообще. Эта работа состоит из обработки инструктивного и вокально-художественного репертуара, овладения навыками вокально-исполнительской деятельности, овладения умениями грамотно и доступно излагать собственные мысли об особенностях изученных вокальных произведений, делать к ним соответствующий словесный комментарий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности аудитории слушателей.
итак, технологический компонент определяется необходимостью накопления системных теоретических знаний в области вокального искусства, категориально-понятийного фонда, развитием аналитического и активизацией исполнительско-творческого мышления со всеми его проявлениями в единстве с профессионально необходимыми качествами.
Функционирование этого компонента требует также от будущего вокалиста вокально-интерпретационной деятельности. Во время построения музыкально-интерпретационной версии произведения необходимыми являются знания, умения и навыки по истории музыки, её теории (анализу, гармонии, полифонии, композиции), соответствующий требованиям произведения уровень технического мастерства, музыкального мышления, вербализации содержания собственного прочтения произведения, художественного сравнения и некоторые другие когнитивные и
деятельностно-поведенческие показатели.
Знания, которые выступают как результат процесса познания, являются центральным образованием когнитивной сферы, теоретической основой творческой деятельности, основой творческого мышления музыканта-исполнителя, поднимают развитие профессиональных компетенций на более высокий качественный уровень, позволяют глубже воспринимать, ощущать, переживать и исполнять музыку. Этот компонент в структуре вокального обучения также имеет целью осознание каждым студентом комплекса методических приёмов для усовершенствования вокальной деятельности, с учётом индивидуальных музыкальных способностей (слуха, ритма, музыкальной памяти, слухового самоконтроля).
Итак, технологический компонент предусматривает сформированность вокально-исполнительских умений и навыков (дыхание, правильное звукообразование, вокальный слух, резонирование, активная артикуляция, вокальная опора, интонация, кантилена), которые определяются наличием специальных музыкальных способностей, направленностью личности на вокально-исполнительскую деятельность, индивидуально-психологическими особенностями (настойчивость, воля, память).
Креативный компонент предусматривает способность студентов к художественно совершенному воплощению творческих находок в профессиональной деятельности, а также способность студентов-вокалистов к активации самостоятельности в музыкальной деятельности.
Овладение будущим специалистом вокальным искусством открывает особенно широкие возможности для развития профессиональных компетенций вокалиста, ведь оно проявляется через стимулирование многомерных осмыслений художественного образа, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, интерпретирование внутренних (глубо-
ко осознанных) образцов вокального искусства, через поиск личностных художественных смыслов в процессе постижения композиторской идеи, художественного образа и смысла произведения, решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его слуховой и исполнительско-технологический опыт. «Чем более богатый слуховой опыт, тем легче умственное слуховое восприятие поэтического замысла нотной записи будет опережать его звуковую реализацию и, итак, диктовать действия, которые необходимы для воплощения эмоционально-образных представлений» [9, с. 85].
Итак, на занятиях по вокалу с методикой обучения стилю бельканто в педагогическом процессе используются специальные упражнения, актуальны мастер-классы.
Тренинги используются для выбора оптимальных решений, обучающих методов и приёмов деятельности в реальных условиях. Поскольку методологическими постулатами современного художественного образования являются доминирование личностных функций в учебном процессе и вместе с тем развитие неповторимо субъективного, личностного отношения к миру, самому себе и своей деятельности, актуальной проблемой вокального обучения является развитие способности будущего вокалиста к интерпретационной деятельности, которая станет основанием развития его профессиональных компетенций как исполнителя. Это требует от молодых вокалистов знаний не только конкретной темы, но и основ педагогики и психологии. В форме дидактических тренингов можно проводить контроль самостоятельной работы студентов, практические и семинарские занятия по истории искусства, на которых будет представлен материал, связанный с курсом постановки голоса, требующий повторения, детализации и творческого осмысления на основе выработки собственного мнения.
Примечания
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под общей редакцией М. И. Ротерштейна. Москва : Музыка, 2006. 336 с.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы : Избранные труды. Москва : Наука, 1978. 400 с.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала ХХ в. / П. А. Лебедева ; Академия педагогических наук. Москва : Педагогика, 1990. 603 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др.] ; АПН СССР. Москва : Педагогика, 1989. 560 с.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика / [Ю. К. Бабанский и др.] ; под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. Москва : Просвещение, 1988. 479 с.
6. Еремеевская И. Д., Зорина В. Л. Послевузовская подготовка преподавателя к реализации межпредметных связей : монография. Красноярск : СибГТУ, 2005. 202 с.
7. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения : (Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете программированного обучения). Москва : Знание, 1972. 34 с.
8. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) — Педагогика и психология; 033400 (050701) — Педагогика; 0ЦД.Ф.02 — Педагогика. Москва : Академия, 2007. 348 с.
9. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва : Музыка, 1976. 253 с.
10. Общая психология. Познавательные процессы. Часть III. Память : учебное пособие по программам переподготовки и повышения квалификации специалистов, аспирантов и студентов специальностей 020400 — Психология, 050501 — Педагог профессионального обучения / В. Л. Зорина и др. Красноярск : СибГТУ, 2007. 128 с.
11. Песталоцци И. Г. Лингард и Гертруда // Избранные педагогические произведения : в 3 томах : [пер. с нем.] / [подготовка текста, вводная статья, с. 5—106, и примеч. В. А. Ротенберг] ; под ред. М. Ф. Шабаевой ; Академия педагогических наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики. Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. Т. 1.
12. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе : учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва : Институт практической психологии, 1997. 101 с. (Библиотека школьного психолога).
13. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. Москва : Academia, 2002. 567 с.
14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Москва : Фаир-Пресс, 2004. 575 с.
15. Хуторской А. В. Современная дидактика : [учебное пособие]. Изд. 2-е, перераб. Москва : Высшая школа, 2007. 639 с.
16. Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы. 2-е издание. Санкт-Петербург : ДЕАН, 2002. 127 с. References
1. Abdullin Е. B., Nikolaeva Е. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methodology of Music Education]. Moscow, Music publ., 2006. 336 p.
2. Anokhin P. K. Filosofskie aspekty teorii funktsional'noi sistemy: Izbrannye trudy [Philosophical aspects of the theory of functional system: Chosen works]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1978. 400 p.
3. Lebedev P. A., ed. Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka [The anthology of pedagogical thought of Russia of the second half of XIX — the beginning of the XX century]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1990. 603 p.
4. Babansky Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Chosen pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1989. 560 p.
5. Babansky Yu. K., etc. Pedagogika [Pedagogics]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1988. 479 p.
6. Eremeevskaya I. D., Zorina V. L. Poslevuzovskaya podgotovka prepodavatelya k realizatsii mezhpredmetnykh sviazei [Postgraduate training of the teacher for realization of intersubject communications]. Krasnoyarsk, Publishing house of Siberian State Technological University, 2005. 202 p.
7. Ilyina T. A. Strukturno-sistemnyi podkhod k organizatsii obucheniya: (Materialy lektsii, prochitannykh v Politekhnicheskom muzee na fakul'tete programmirovannogo obucheniya) [Structural and system approach to the organization of training: (Materials of the lectures given in Polytechnical Museum at faculty of the programmed
training)]. Moscow, Znanie Publ. [Knowledge Publ.], 1972. 34 p.
8. Kraevsky V. V., Khutorskoy A. V. Osnovy obucheniya: didaktika i metodika [Fundamentals training: methodology and didactics]. Moscow, Academia, 2007. 348 p.
9. Medushevsky V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeistviya muzyki [About regularities and means of art influence of music]. Moscow, Music publ., 1976. 253 p.
10. Zorina V. L., etc. Obshchaya psikhologiya. Poznavatel'nye protsessy. Chast III. Pamyat [General psychology. Informative processes. Part III. Memory]. Krasnoyarsk, Publishing house of Siberian State Technological University, 2007. 128 p.
11. Pestalotstsi I. G. [Pestalozzi Johann Heinrich] Lingard i Gertruda [Lingard and Gertrude]. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya, v 3 tomakh, tom 1 [Chosen pedagogical works, in 3 vol., vol. 1]. Moscow, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1961.
12. Sizova L. S. Teoreticheskie osnovy metodiki muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Theoretical bases of a technique of musical education at school]. Moscow, Publishing house of Institute of practical psychology, 1997. 101 p.
13. Slastenin V. A., etc. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Academia, 2002. 567 p.
14. Ushinsky K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoi antropologii [Person as education subject: experience of pedagogical anthropology]. Moscow, Grand-FAIR, 2004. 575 p.
15. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. 2nd edition. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 2007. 639 p.
16. Yushmanov V. I. Vokal'naya tekhnika i ee paradoksy [Vocal equipment and its paradoxes]. St. Petersburg, DEAN Publ., 2002. 127 p.
ОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
УДК 378.1
Е. С. Кропотова
Московский государственный институт культуры
В статье отмечается, что модернизация российского высшего образования изменяет требования к подготовке современного специалиста, что предполагает повышение качества профессиональной подготовки на всех уровнях. Экономическое образование считается одним из приоритетных направлений образования и является частью экономической культуры личности и общества в целом. Владение экономическими компетенциями является неотъемлемой частью профессионализма руководителя, и в частности руководителя самодеятельным хореографическим коллективом. Формирование экономических компетенций у будущих руководителей любительских хореографических коллективов может быть успешно осуществлено путём активного использования в учебном процессе метода творческих проектов, что способствует повышению мотивации обучающихся и нацеливает на дальнейшее самообразование и саморазвитие. Ключевые слова: экономическое образование, экономические компетенции, конкурентоспособный специалист, руководитель любительских хореографических коллективов, метод проектов, мотивация.
КРОПОТОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры экономики культуры и управления социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры KROPOTOVA EKATERINA SERGEEVNA — doctoral student of Department of pedagogic and psychology, Faculty 235
of Social and Cultural activity, teacher of Department of economy of culture and management, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Кропотова Е. С., 2015