Научная статья на тему 'Вузовский музей как фактор присутствия интеллигенции в провинциальном городе'

Вузовский музей как фактор присутствия интеллигенции в провинциальном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ / UNIVERSITY MUSEUM / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / PROVINCIAL CITY / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / FORMATION OF INTELLIGENTSIA / "УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД" / "UNIVERSITY CITY" / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / CITY ENVIRONMENT / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / UNIVERSITY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариничева М. Е.

В статье поставлена проблема обоснования исследования роли вузовского музея в процессе формирования особой социокультурной общности интеллигенции провинциального города. Сделан акцент на особой смысловой нагрузке понятия и особой социокультурной роли феномена интеллигенции в отечественной культуре в сопоставлении с европейской традицией понимания сущности интеллектуала. Обосновано, что формирование интеллектуальной элиты как в Европе, так и в России детерминировано рядом факторов, одним из которых является университетская среда. Определено, что вузовский музей обладает достаточной социокультурной базой для формирования вузовской, а затем и общегородской интеллигентской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University museum to indicate the existence of intelligentsia in a provincial town

The article substantiates the role of a university museum in forming a special socio-cultural community intelligentsia of a provincial city. The author pays attention to a particular meaning of the notion and a particular sociocultural role of the phenomenon ‘intelligentsia’ in Russian culture and compares it with European tradition in understanding the essence of an intellectual. It is proved in the article that forming intellectual elite both in Europe and in Russia is determined by a number of factors, one of which is university environment. A university museum possesses a sufficient socio-cultural basis for establishing intellectual environment first within a university and then citywide.

Текст научной работы на тему «Вузовский музей как фактор присутствия интеллигенции в провинциальном городе»

УДК 008(091); УДК 069; 069.01

М. Е. Мариничева

Вузовский музей как фактор присутствия интеллигенции в провинциальном городе

В статье поставлена проблема обоснования исследования роли вузовского музея в процессе формирования особой социокультурной общности - интеллигенции провинциального города. Сделан акцент на особой смысловой нагрузке понятия и особой социокультурной роли феномена интеллигенции в отечественной культуре в сопоставлении с европейской традицией понимания сущности интеллектуала. Обосновано, что формирование интеллектуальной элиты как в Европе, так и в России детерминировано рядом факторов, одним из которых является университетская среда. Определено, что вузовский музей обладает достаточной социокультурной базой для формирования вузовской, а затем и общегородской интеллигентской среды.

Ключевые слова: вузовский музей, провинциальный город, формирование интеллигенции, «университетский город», городская среда, университетская среда.

M. E. Marinicheva

University museum to indicate the existence of intelligentsia in a provincial town

The article substantiates the role of a university museum in forming a special socio-cultural community - intelligentsia of a provincial city. The author pays attention to a particular meaning of the notion and a particular socio-cultural role of the phenomenon 'intelligentsia' in Russian culture and compares it with European tradition in unde r-standing the essence of an intellectual. It is proved in the article that forming intellectual elite both in Europe and in Russia is determined by a number of factors, one of which is university environment. A university museum possesses a sufficient socio-cultural basis for establishing intellectual environment first within a university and then citywide.

Key words: university museum, provincial city, formation of intelligentsia, "university city", city environment, university environment.

Особый интерес в аспекте теории и истории культуры представляет феномен формирования интеллигенции в культурной городской среде, признаваемой одной из ведущих сил культурной и общественно-политической жизни общества. В связи с этим актуальным, на наш взгляд, является обращение к проблеме оценки роли вузовского музея в данном культурологическом процессе.

Следует отметить, что в то время как в русской культуре укрепилось понятие «интеллигенция», в европейской культуре принято определение «интеллектуал». Общим срезом в отечественных исследованиях стало утверждение уникальности русской интеллигенции как неповторимого, своеобразного явления, сформировавшегося в рамках национальной культуры под влиянием специфических факторов. Сам термин «прижился» практически только в России, закрепив за собой уникальное ценностно-смысловое содержание [2, с. 179].

В то время как на Западе термин «интеллектуал» характеризует профессиональную деятель-

ность в социальной структуре и продажу своего интеллектуального ресурса, в России понятие «интеллигенция» традиционно несет в себе целый комплекс значений, предполагающих, в том числе, морально-этическую и социально-культурную нагрузку. Специфика русской и российской интеллигенции, особенности ее происхождения и формирования рассматривались в работах Ю. М. Лотмана, A. С Панарина, В. Ф. Кор-мера, В. М. Живова. Концептуальное различие парадигм интеллигента и интеллектуала исследовали Б. М. Фирсов, Ю. А. Левада. Если «интеллектуал» - это специалист умственного труда и только, то «интеллигент» - это всегда нечто большее.

История развития современного человеческого общества говорит о благотворном воздействии высших учебных заведений на социально-культурную жизнь городских провинциальных поселений. Существует даже устойчивое словосочетание «университетский город», означающее -культурный, интеллигентный, толерантный. Вузы

© Мариничева М. Е., 2015

являются сердцем средних и малых городов, вокруг которых вращается городская жизнь, в них зреют идеи и формируются решения, создается культурно-интеллектуальная среда.

В современной России понятие «университетский город» не является строго научным, статусным или нормативным понятием. Его толкований нет ни в учебных пособиях, ни в последних законодательных актах. Вместе с тем слова «университетский город», «университетский человек», «университетский дух» значат для русского человека чрезвычайно много. Их часто можно слышать в научных кругах, и они прочно заняли свое место не только в современном лексиконе, но и в общественном сознании.

И это понятно, поскольку их употребление является отражением той особой, уникальной роли, которую в течение длительного времени играли и продолжают играть в жизни российского общества высшие учебные заведения.

Если в Западной Европе университеты - это главные центры и хранители науки, то в нашей стране университеты всегда были не только учебными и научными заведениями, но и важными центрами культурной и общественной жизни: в этом их особенность и своеобразие [1, с. 111].

Исторически сложилось так, что знания, полученные в высшем учебном заведении, отличались фундаментальностью, что является основным показателем высшего образования и позволяет студентам сравнительно быстро менять направления своей деятельности. Выпускники вузов всегда ощущают духовное единство и через всю жизнь несут чувство своей принадлежности к нему. Появляется понятие «университетский человек». Преемственность поколений и стала одной из основ университетской жизни, формирования «университетского человека». Для него характерны тяга к самообразованию, работа над собой, привычка постоянно учиться и расчет только на собственные знания.

Полученные в университетской среде навыки к интеллектуальной работе и самосовершенствованию, постоянному пополнению запаса знаний, а также стремление к совместному обсуждению и отстаиванию своих идеалов в сочетании с высоким уровнем культуры и образованности стали чертами нового типа поведения, характерного для «университетского человека», который в свою очередь является основой для формирования интеллигенции в социуме города [4, с. 53-54].

Формирование интеллигенции - это длительный процесс, который начинается в семье, продолжается в средней школе и не завершается с окончанием высшего учебного заведения. Между тем период обучения в высшей школе является важнейшим этапом в развитии человека. Именно поэтому выяснение совокупности факторов, влияющих на становление ценностных установок и качество профессиональной подготовки студентов, имеет большое значение [3, с. 23].

Что же может стать связующим звеном и ядром в формировании интеллигенции в университетской, а затем и в городской среде? На наш взгляд, такую роль мог бы сыграть вузовский музей.

Вузовские музеи действуют во многих высших учебных заведениях. Достоинствами вузовского музея является высокая научная ценность проводимых здесь исследований, достоверность и обоснованность краеведческой информации и успешное воспроизводство краеведческих кадров, сбор экспонатов по различной тематике, касающихся не только истории конкретного вуза, но и истории города в общем течении.

Вузовский музей, являясь чаще всего структурным подразделением в высшем учебном заведении, обладает относительно неплохой материальной базой, что при правильном подходе можно использовать при создании среды для культурного и творческого воспитания и развития преподавателей, сотрудников, а главное, студентов вуза, формирования корпоративной культуры, которая, как и любой процесс развития, не имеет ограничений и пределов совершенства. Это длительная, сложная и кропотливая работа, но для вузов она тем более важна, поскольку во внутренней организационной среде формируются молодые специалисты, которые в дальнейшем будут транслировать эту культуру в городской среде. Для успешного формирования интеллигенции в городском масштабе следует обратить внимание на корпоративную культурную среду вуза, которая воплощается в следующих аспектах работы музеев в высшем учебном заведении: ^ создании и поддержании постоянных экспозиций музея;

^ создании и пополнении фондов музея; ^ экскурсионной деятельности; ^ выставочной деятельности по разнообразной тематике:

- государственные праздники и международные Дни памяти;

- различные юбилейные даты в истории страны, области, города и вуза;

- юбилейные даты, связанные с выдающимися деятелями вуза, факультетами, кафедрами, другими структурными подразделениями вуза;

- ретроспективные выставки научной и учебно-методической продукции преподавателей вуза, печатных изданий, изобретательской деятельности и т. п.;

- выдающиеся события в культурной жизни вуза;

- спортивные достижения студентов вуза;

- разнообразные коллекции, собранные преподавателями, сотрудниками и студентами вуза;

- творчество преподавателей, сотрудников, студентов и др.;

^ воспитательной и просветительной работе, клубной деятельности;

^ профессионально-ориентационной деятельности;

^ рекламной и издательской деятельности.

При реализации музеем (или вузовским культурным центром) поставленных задач мы получим базу для формирования и развития университетского социума, «общины» студентов, интеллектуальной городской среды.

Вузовский музей часто становится площадкой для проведения исследований и мероприятий в масштабах не только вуза, но и города: конференции, форумы, выставки достижений в науке и производстве. Таким образом, деятельность музея не ограничивается экспонированием и сбором информации. Музей становится живым, подвижным организмом, где формируются новые традиции, а уже устоявшиеся изучаются и поддерживаются. В свою очередь университетские традиции быстро выходят за стены вуза, обретая значимость в городской среде: студенческие спартакиады, фестивали культуры и искусства, образовательные выставки и форумы.

Таким образом, мы видим, что вузовский музей обладает достаточной социокультурной базой для формирования вокруг себя вузовской, а затем и общегородской интеллигентской среды.

Особая вузовская среда, «воспитанная» в частности вузовским музеем, со своими традициями, ритуалами, уникальными культурными явлениями и особым социумом уже может стать основой для формирования городской интеллигенции, которая, в свою очередь, выполняет в провинции важные культурообразующие функции.

Вузовский музей может и способен стать точкой интеграции и коммуникации отдельных учебных заведений за счет создания единой системы культурных, социальных и научных связей, представляющих культурологический и музейный интерес. В данном вопросе важно найти применение междисциплинарному и межвузовскому подходу при разработке научных и социально-культурных проектов, значимых для городской среды и выполняющихся с учетом потребностей этой городской среды.

Примером взаимодействия «город-вузовский музей» может стать Иваново - город, который исторически принял на себя бренд «Город вузов и студентов». Здесь вузовские музеи часто выходят на общегородской уровень, становясь одним из культурообразующих факторов городской среды.

В практике культурно-исторического центра «Наследие» (Текстильный институт ИВГПУ) существует достаточный опыт установления связей город-музей. Таким проектом, например, стал выставочный проект «Мигаче-вы: штрихи к портрету века», где был представлен личный архив и уникальные вещи одной семьи, рассказывающие посетителям историю нашей страны начиная со времени Первой мировой войны глазами одной семьи. Здесь можно было увидеть подлинные документы и фотографии, книги и картины, пластинки и письма, которые являются, по сути, носителями истории локальной и глобальной. На первый взгляд, подобные проекты не имеют прямого отношения к вузовскому пространству, однако именно здесь удается воспитать и установить связь поколений, возродить интерес студенческой среды к истории своей страны через историю бытовую, локальную. Данный выставочный проект имел большой резонанс в музейных кругах города.

Выставочный проект, приуроченный к 140-летию образования города Иванова-Вознесенска, выполненный силами преподавателей и студентов. Вся история существования города была представлена в виде пяти временных отрезков и показана глазами молодежи данного периода. Занятия, увлечение, книги, учебные заведения, музыка, мода - вот то, что раскрывало тематику каждого «лика» из пяти поколений молодежи нашего города. Основу экспозиции составили личные вещи из семейных архивов студентов и преподавателей. К пополнению экспозиционного пространства присоединились вузовские и городские музеи. Выставочный проект был освещен в

СМИ и стал частью большого количества мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.

4 апреля 2012 года наша страна отмечала 80-летие со дня рождения Андрея Тарковского, культового режиссера, уроженца Ивановской области. Центр «Наследие» не остался в стороне от этой даты. Здесь была организована выставка «Поляроиды Андрея Тарковского». Основу экспозиции составили переснятые специальным способом с оригиналов фотографии мастера. Выставочное пространство было организовано символическими композициями по мотивам фильмов режиссера, знаковых моментов его биографии. На открытии выставки присутствовали гости из России и Европы, изучающие творчество Андрея Тарковского, представители городского музейного сообщества.

Описанная выше деятельность культурно-исторического центра «Наследие» является примером способности вузовского музея к сохранению культурных и социально значимых традиций вузовского сообщества и внедрению их в развитие культурной среды города.

Библиографический список

1. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года [Текст] / Ред. В. Г. Кинелев. -М. : НИИВО, 1995. - С. 111.

2. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв [Текст] / Ю. М. Лотман. М., 1992. - С. 179.

3. Меметов, В. С., Будник Г. А. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве высшей школы [Текст] /

B. С. Меметов, Г. А. Будник // Интеллигенция и мир. - 2004. - № 1-2. - С. 22-32.

4. Московский университет в воспоминаниях современников [Текст] : сборник / сост. Ю. М. Емельянов. - М. : Современник, 1989. -

C.53-54.

Bibliograficheskij spisok (in Russ)

1. Vysshee obrazovanie v Rossii: ocherk istorii do 1917 goda [Tekst] / Red. V. G. Kinelev. - M. : NIIVO, 1995. - S. 111.

2. Lotman, Ju. M. Kul'tura i vzryv [Tekst] / Ju. M. Lotman. M., 1992. - S. 179.

3. Memetov, V. S., Budnik G. A. Teoreticheskie osnovy formirovanija intelligencii v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly [Tekst] / V. S. Memetov, G. A. Budnik // Intelligencija i mir. - 2004. - № 1-2. - S. 22-32.

4. Moskovskij universitet v vospominanijah sovremennikov [Tekst] : sbornik / sost. Ju. M. Emel'janov. - M. : Sovremennik, 1989. -S. 53-54.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.06.2015 Дата принятия статьи к печати: 03.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.