Особенности полисферного развития вузовского музейного комплекса в современной социокультурной среде столичного
мегаполиса
Горелов О.И, Горелова С.И., Черных Г.Н., Третьяков А.Л.
O. Gorelov, S. Gorelova, G. Chernyh, A. Tretyakov
Данная статья посвящена особенностям полисферного развития вузовского музейного комплекса в современной социокультурной среде столичного мегаполиса. Отражена полиаспектная деятельность вузовского музейного комплекса со сферами экономики, образования, науки, культуры и туризма. Раскрыты основные функции современного вузовского музейного комплекса в исторической ретроспективе. Описана масштабная и эффективная деятельность Музейного комплекса Московского городского педагогического университета в части реализации государственной политики и задач, которые ставит Правительство Москвы. Кроме того, предлагаются пути усиления интеграции вузовских музейных комплексов в новой социокультурной среде столичной Москвы.
This article is devoted to the features of the polysphere development of the university museum complex in the modern sociocultural environment of the metropolitan metropolis. The multi-aspect activity of the university museum complex with the fields of economics, education, science, culture and tourism is reflected. The basic functions of a modern university museum complex in historical retrospective are revealed. The large-scale and effective activity of the Museum complex of the Moscow City Pedagogical University is described in terms of implementing state policy and the tasks set by the Moscow Government. In addition, it proposes ways to strengthen the integration of university museum complexes in the new socio-cultural environment of Moscow.
Ключевые слова: вузовский музейный комплекс, мегаполис, социокультурная среда, особенности, деятельность.
Key words: university museum complex, metropolis, sociocultural environment, features, activity.
Введение.
В современном мире развитие технологий не снижает, а повышает роль музеев, музейных экспозиций, выставочных залов, формирующих социокультурную идентичность, в частности, студенческую. Изучение вопроса идентичности студенчества играет важную роль, поскольку получающая высшее образование молодежь имеет большой культурно-инновационный потенциал, необходимый для развития своего региона и страны с общественной окраской.
Общенациональная идентичность — процесс тождественности индивида обществу своей страны во всех типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, мировоззрение, нормативно-типическое поведение, социокультурные ценности). В основе данной идентичности лежит потребность и стремление социальной группы к интеграции через приобщение к базовым для данного общества ценностям и целям, выраженным смысловыми символами (Родина, страна, государство), которые, в свою очередь, наполняются конкретным содержанием через социокультурный контекст. Не менее значимой составляющей данного феномена является региональная идентичность — процесс конструирования региональной уникальности местными элитами и на этой основе мобилизации культурного потенциала региона. Данный тип идентичности отражает уникальные особенности регионального сообщества, выступающего как сплав общенационального и регионального в миропонимании людей. Этот феномен подразумевает осознание человеком своей принадлежности к территориальной социальной общности, а также осознание группой своей целостности и тождественности. Этот уровень идентичности предполагает осмысление культурных особенностей того региона, в котором живет индивид, и принятие их в своей ментальности [1].
Еще один тип, формируемый современной вузовской музейной деятельностью — национально-конфессиональная идентичность. Ее можно осмыслить как процесс осознания индивидом собственной вероисповедной
принадлежности, и как следствие — сопричастности к определенному религиозному сообществу. Это подразумевает готовность принять установки и ценности того или иного сообщества, желание ощутить себя частью его истории, культурно-исторического наследия и авторитета. Данный феномен получает активное развитие в постперестроечный период духовного возрождения.
В современных условиях многонациональности и многоконфессиональности России необходимо бережно сохранять художественные ценности конфессионального значения, проявляя толерантность к традиционным конфессиям.
Большое значение в студенческом сообществе занимает формирование профессиональной идентичности — процесс идентификации индивидуума с конкретным профессиональным сообществом, подразумевающий преемственность человеком ценностей и норм данной профессиональной группы. Этот уровень — многопараметрическое интегральное личностное образование, выступающее и как свойство личности, и как набор характеристик, позволяющих субъекту обрести тождественность профессии и воспринимать себя как ее представителя.
Основная часть.
На сегодняшний день в рамках теории музейного дела накоплен обширный материал, охватывающий многие аспекты деятельности музея как феномена культуры, но в ней недостаточно представлены характеристики деятельности вузовских музеев, их специфики, не определена стратегия их дальнейшей деятельности [2].
Необходимость трансформации вузовских (университетских) музеев обусловлена возрастанием требованием к высшим учебным заведениям, которые должны повышать качество образования, уровень квалификации его сотрудников и выпускников, доступность инфраструктуры для местного сообщества, привлекать дополнительные финансовые ресурсы для
реализации своих программ, показывать высокие позиции в международных и национальных университетских рейтингах.
Вузовские музеи схожи с обычными музеями в части своей основной миссии - сохранять и популяризировать культурное наследие. Но главное их отличие в том, что они отражают в музейном пространстве университетский мир, историю науки, преподавания, студенческого сообщества. Они представляют, культивируют и олицетворяют многие университетские ценности.
Музеи не только собирают и хранят, они непрерывно вовлекаются в образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность университета.
Первые музеи стали возникать при университетах Европы в XVI веке, изначальными функциями которых были: образовательная и научная. История университетских музеев в России связана, соответственно, с появлением в XVIII веке университета. Основанный Петром I первый российский музей, - Кунсткамера, - с 1724 года становится базой образовательного и научного процесса первого отечественного университета в Санкт-Петербурге. Всего в России к началу ХХ века существовало около 300 высших учебных заведений, из них тринадцать университетов. Во многих из них создавались прообразы будущих университетских музеев [3].
Современные университетские музеи осуществляют также просветительскую функцию, популяризируя и делая достоянием широкой общественности достижения науки. Вузовские музеи в определённом смысле находятся в более выигрышном положении в музейном пространстве. «Ни одна другая группа музеев, - отмечает исследователь И. А. Сизова, - не обслуживает интересы такого разнообразия слоев общества и так тесно не связана с учащимися средних школ, студентами и аспирантами университета, сотрудниками вуза и людьми, проживающими в данном регионе» [4]. Подобное положение вузовских музеев создаёт предпосылки их функционирования в качестве системообразующих кластеров в
социокультурном пространстве города. В некоторых случаях (университетские города) университет и его музеи вообще являются градообразующими.
В настоящее время университетский музей сталкивается с многочисленными проблемами и вызовами, которые схожи у музеев всех типов и форм собственности:
• проблема условий содержания музеев и коллекции;
• обеспечение финансовой устойчивости, безопасности, надлежащего учёта и сохранности экспонатов;
• использование маркетинговых инструментов для привлечения публики в музей;
• развитие международных партнёрских связей;
• использование цифровых технологий, социальных медиа для развития сотрудничества и повышения привлекательности музея и проч.
На первый взгляд управленческие и административные вопросы кажутся второстепенными для вузовского музея. Ведь основные управленческие проблемы подразделений решаются общеуниверситетскими департаментами, отделами. Но вопросы управления и развития, в том числе необходимость активного привлечения внебюджетных средств, становятся такими же важными в их деятельности, как учет и хранение коллекций.
Место музея в структуре современного университета зависит от разных факторов, прежде всего от того, является ли музей структурным подразделением или учебной лабораторией при кафедре или факультете. Статус структурного подразделения обеспечивает руководству музея определенную самостоятельность в решении основных вопросов его деятельности. Но, как отмечает С. В. Муравская, характеризуя положение украинских музеев, схожее с российскими, финансирование такого музея осуществляется, как обычно, из резервных средств вуза, и в абсолютном большинстве случаев он не занимает верхние позиции в списке подразделений, имеющих приоритетные дотации. В то же время пассивная
деятельность музея формирует у администрации университета представление об архаичности этого структурного подразделения [5].
Для ориентации вузовского музея на внешнюю среду необходимо, естественно, заинтересовать посетителей его содержанием и экспонатами. Музей истории вуза или тематический, мемориальный вузовский музей не всегда может обеспечить такой интерес и приток посетителей. Но работа на внешнюю среду в условиях рынка, - обязательное направление вузовского музея, обеспечивающее его экономическое право на существование. Ибо даже меценатство в отношении университетских музеев, так или иначе, связано с имиджем и позиционированием музея в общественном пространстве. Только значимые в этом отношении музеи могут претендовать на спонсорскую поддержку. Университетские музеи сегодня ищут пути повышения своего потенциала, усиления своей роли и значимости в социально-культурном пространстве страны, региона, города (в зависимости от целого ряда административных, географических и иных факторов). Одним из путей повышения потенциала вузовских музеев является использование основ системного подхода, в частности эффекта синергии, в результате объединения музеев в музейные комплексы.
Рассмотрим феномен музейного комплекса. Комплекс - это объединение музеев с целью достижения синергетического эффекта, повышения социокультурной значимости музеев целом для общественности (социальный маркетинг).
Как правило, в результате подобного объединения более экономичной и эффективной оказывается рекламная деятельность, информированность целевых аудиторий о деятельности и музеев и, в результате этого, усиливается приток посетителей и потребителей услуг музея (открытки, альбомы, видеофильмы, Интернет-ресурсы и т.д.), усиливается внимание СМИ, государственных (муниципальных) структур и спонсоров, упрощается установление международных контактов [6].
На международной арене импульс укреплению взаимосвязей и взаимодействия между университетскими музеями был дан фактом создания в 1998 году иМАС - Международного комитета университетских музеев и коллекций. С конца 1990-х годов существенно выросли контакты и взаимодействие между университетскими музеями; сотрудники университетских музеев стали меньше ощущать свою изоляцию; укрепились как контакты и взаимодействие между самими вузовскими музеями, так и между музеями и другими учреждениями в плане более эффективного использования ресурсной базы музеев; существенные изменения к лучшему произошли в плане доступа к университетским коллекциям (в том числе и за счет Интернета и создания виртуальных версий музеев); благодаря обмену опытом совершенствуется образовательная, исследовательская и популяризаторская деятельность университетских музеев. Их роль в социокультурных процессах. Создаются Ассоциации вузовских музеев (например, в Санкт-Петербурге).
Одним из следствий этой стадии активных поисков путей выживания и повышения эффективности деятельности вузовских музеев, является начавшийся процесс создания музейных комплексов [7].
Музейные комплексы университетских музеев стали появляться на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Так, Музейный комплекс был создан в университете Сиднея. Комплекс объединил три музея и его опыт сразу привлек к себе внимание специалистов и получил высокие оценки. Комплекс интегрирован в образовательный процесс университета. Ведется большая работа на внешнюю аудиторию - детская аудитория, школьники, люди старшего возраста. Формы работы весьма многообразны. Комплекс ведет активную выставочную деятельность - представляет не только собственные экспонаты, но и экспонаты других музеев. Все коллекции комплекса представлены на его сайте. Сотрудники комплекса ведут активную научно-исследовательскую деятельность, их статьи и монографии хорошо представлены в
международных базах цитирования Scopus и Web of Science. Есть собственный иллюстрированный журнал «Muse» [3].
Социокультурное пространство современного города представляет собой динамично изменяющуюся среду, стимулирующую тенденции, связанные, в том числе, с переоценкой нравственных ценностей и
поиском новых идеалов, необходимостью обновления форм межпоколенческой передачи культурного капитала. Данная ситуация заставляет обратиться к проблеме трансформации механизмов функционирования культуры в современных условиях.
Одним из специфических аспектов заявленной темы выступает анализ музея как традиционного «хранителя» культурного наследия, напрямую коммуницирующего с обществом, и в то же время как важного элемента изменяющейся социокультурной среды современного города. «Неслучайно в обществе формируется представление о музее как исторически обусловленном многофункциональном инструменте социальной информации, предназначенном не только для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации, но и помогающем решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии» [1].
Ведь отвечая на вызовы современности, музею приходится изменяться, встраиваться в динамику развития города, расширять свои границы за пределы экспозиционных форм работы, предоставлять свои ресурсы для креативного самовыражения современного города с учетом региональной специфики. Перед современным музеем стоит задача активного участия в решении актуальных проблем региона, умение соответствовать социальному заказу, предъявляемому как обществом, так и отдельными посетителями.
Вместе с тем в ситуации культурного релятивизма и состояния общей дезорганизации музей получает возможность дать людям ориентиры стабильности и надежности, являясь в сознании большинства одним из столпов или даже храмов культуры, образцом, с которым можно сравнивать
появляющиеся культурные «вещи». То есть, адаптируясь к изменяющимся условиям сам, музей может способствовать адаптации большого количество людей, являющихся его посетителями.
«Что касается музейных комплексов ведущих вузов России, - пишет И. А. Сизова, - то из исследованных двух десятков крупнейших вузов официально оформленные музейные комплексы есть только в трёх: Комплекс музеев Томского политехнического университета (ТПУ), Музейный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Музейно-выставочный комплекс Уральского федерального университета (УрФУ)» [9].
Если подходить менее формально и подразумевать в принципе наличие объединений и координирующих центров, то такие объединения возникли в последние годы во многих университетах России. Так, объединения музеев были созданы в Санкт-Петербургском электротехническом университете (СПбГЭТУ), в Орловском государственном университете (ОГУ), Забайкальском государственном университете (ЗабГУ), Томском политехническом университете (ТПУ), Горно-Алтайском государственном университете (ГАГУ), Тюменском государственном университете (ТюмГУ) и в других вузах.
Одним из примеров того, когда руководство вуза пошло по пути объединения своих музеев в музейный комплекс с целью усиления воздействия на социокультурную среду территории, привлечения посетителей, является сеть общедоступных, бесплатных музеев Музейного комплекса ГАОУ ВО МГПУ (Московский городской педагогический университет), созданного в 2014 году и включающего 15 музейных экспозиций. Музейный комплекс - это самостоятельное структурное подразделение университета, функционирует Совет музейного комплекса [5].
В самом начале своего существования в Музейный комплекс вошли, уже существовавшие на тот момент времени Музей истории МГПУ (создан в
октябре 2005 года), Музей экономики и быта (создан в 2011 году), Музей экономиста В. А. Жамина (открыт в 1999 году).
В 2015 году к музейному комплексу присоединились действовавшие на тот момент времени музеи педагогических колледжей, вошедших в структуру МГПУ.
На сегодняшний день в МГПУ, кроме вышеуказанных трёх музеев, действуют:
• Музей истории среднего профессионального педагогического образования им. К. Д. Ушинского;
• Музей истории общественного дошкольного воспитания города Москвы;
• Музей боевой славы 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения «За нами Россия, Москва и Арбат!»;
• Музей 8-го Механизированного артиллерийского корпуса;
• Музей этнографии и краеведения народов России;
• Музей декоративно-прикладного искусства России;
• Музей Самуила Яковлевича Маршака;
• Музей «Марьина роща».
Музейные коллекции Музейного комплекса в настоящее время насчитывают более 3000 единиц хранения, представленных в постоянных экспозициях и сменяемых выставках.
Основными задачами функционирования Музейного комплекса являются: координация работы музеев; унификация музейного дела; включение музеев в учебный и воспитательный процесс Университета; привлечение студентов к проектной деятельности на базе музеев; профориентационная работа; сотрудничество и взаимодействие с Департаментом образования города Москвы, с музеями Москвы; оказание научно-методической помощи организаторам школьных музеев [5].
Так, например, В 2015-2016 учебном году было принято более 250 заявок на посещение музеев Университета от руководителей школ и
колледжей города Москвы, проведено 244 экскурсии с охватом около 5000 человек (Музей истории - 2260, Маршака - 980, Игры и игрушки, молодежных субкультур - 460, Арбат - 420, Музей экономики и быта-238, Медведково-280, Черемушки - 196, Дорогомилово - 166). Музеи комплекса совместно с центром психологической поддержки и профориентации населения столичного региона продолжают эту работу. В начале 2016-2017 учебного года совместно с институтом среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского музеи комплекса приняли активное участие в межрайонных фестивалях школ «Наши общие возможности — наши общие результаты», «Профессиональное будущее без границ в надежной школе!», организовав на базе МГПУ профориентационные площадки «Учитель — 2030» [10].
В рамках реализации Стратегии развития Университета, музейный комплекс в тесном сотрудничестве с учебными структурными подразделениями, осуществляет деятельность, направленную на дальнейшую интеграцию университетских и городских музеев в образовательный процесс, в организацию практик студентов на базе музеев, в различные виды внеучебной работы, в разработку социально-значимых проектов для города, параллельно успешно развивая партнерство с музеями Москвы: в частности, с Московским музеем образования, рядом ведомственных и вузовских музеев [11].
Музейный комплекс активно участвует в мероприятиях Университета: Фестивале науки, научной сессии «Дни науки», научно-практических конференциях «Маршаковские чтения», педагогических чтениях К. Д. Ушинского, Днях открытых дверей, Университетских субботах.
Музейный комплекс МГПУ работает в ногу со временем и реализует в рамках своей высокопрофессиональной и эффективной деятельности Указы Президента РФ, Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Среди примеров
реализации государственной патриотической политики Музейного комплекса МГПУ можно привести следующие:
• вахты памяти;
• встречи поколений;
• фестивали творчества к юбилейным датам и проч. [12-15].
Музейный комплекс тесно сотрудничает с Центром военно-
патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы, Городским и районными Советами ветеранов, участвует в акции «Бессмертный полк-Москва». Совместно с профкомом МГПУ Музейный комплекс проводит работу по изучению героического прошлого преподавателей и сотрудников — ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Музейный комплекс активно взаимодействует с управлением международного сотрудничества по приёму иностранных делегаций, организации экскурсий для иностранных студентов Института иностранных языков МГПУ. Музейный комплекс входит в объединение университетских музеев Евразийской Ассоциации Университетов, участвует в её мероприятиях и конференциях. Международным проектом является совместная поисковая работа с музеем истории БГПУ им. М. Танка по увековечению памяти Героя Советского Союза Е. Ф. Колесовой.
Помимо традиционных направлений деятельности специалисты Музейного комплекса постоянно находят в творческом поиске новых направлений деятельности. Так, в начале 2016 года было подписано трёхстороннее соглашение: МГПУ — компания «РИСКСАТ» — РОО «Самарское землячество», был дан старт образовательной программе «Вместе в космос!», посвящённой 55-летию полета в космос Ю. А. Гагарина.
Заключение.
Функционирование и перспективные форматы деятельности музейного комплекса МГПУ должно быть связано с разнообразными сферами жизнедеятельности общества.
Так, музейный комплекс активно продвигает себя в медийном пространстве: помимо информации на сайте МГПУ и в популярных социальных сетях, деятельность Музейного комплекса периодически освещается крупными СМИ: сюжеты о музеях МГПУ выходили в эфирах Первого канала, ТВЦ, Москва-24; выходили статьи в окружных и районных газетах, эфирах на радио «Москва».
Перспективами развития Музейного комплекса Московского городского педагогического университета, на наш взгляд, являются:
• решение проблемы дополнительных площадей как предпосылке решения инфраструктурной проблемы фондохранения;
• вовлечение участников волонтёрского движения в практику совершенствования музейного пространства МГПУ;
• создание «студенческой лаборатории музейных технологий» — творческой площадки, где студенты, используя музейный инструментарий, смогут создавать свои реальные или виртуальные экспозиции, посвящённые актуальным событиям Университета, города и страны;
• создание интерактивного виртуального музейного комплекса МГПУ;
• усиление роли Музейного комплекса в социокультурном пространстве мегаполиса;
• активизация международного сотрудничества Музейного комплекса МГПУ;
• организация конференций, конгрессов, мастер-классов и проч. музейной тематики;
• создание своего печатного СМИ и активная публикационная деятельность сотрудников Музейного комплекса МГПУ и проч.
Литература
1. Бурлыкина М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) / М. И. Бурлыкина. - Сыктывкар, 1996. - С. 47-51.
2. Бутакова Д. А. Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации / Д. А. Бутакова, Н. И. Гаврилова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 79-81.
3. Ворошин С. Д. Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества / С. Д. Ворошин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2017. - Т. 17. - № 1. - С. 89-103.
4. Горелов О. И. Из опыта работы Музея экономики и быта Московского городского педагогического университета / О. И. Горелов // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении культурного наследия: матер. II Междунар. науч.-метод. конф. (Томск, 25-29 сентября 2016 г.). - Томск, 2016. - С. 98-100.
5. Горелова С. И. Международный и отечественный опыт создания вузовских музейных комплексов / С. И. Горелова, О. И. Горелов, Г. Н. Черных // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. - Москва, 2017. - С. 254-264.
6. Зеткина И. А. Музейный комплекс в культурно-образовательном кластере вуза и региона / И. А. Зеткина // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№ 4. - С. 110-112.
7. Музейный комплекс ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»: официальная страница [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mgpu.ru/content_sections/museum_complex (дата обращения: 24.06.2019).
8. Ромашова М. В. Университетские музеи: проблемы управления и развития / М. В. Ромашова // ARS Administrandi. - 2015. - № 1. - С. 129-136.
9. Рудченко В. Н. Особенности социального маркетинга на примере музейного комплекса / В. Н. Рудченко // Петербургский экономический журнал. - 2013. - № 1. - С. 18-24.
10. Сафонова М. В. Роль образования в городских изменениях / М. В. Сафонова, С. Р. Хуснутдинова // Мозаика городских пространств:
экономические, социальные, культурные и экологические процессы: сб. матер. Всерос. науч. конф. (Москва, МГУ, 27-29 ноября 2015 г.). - Москва, 2016. - С. 51-55.
11. Сизова И. А. Музейные комплексы в вузах России и мира: роль и место в жизни университета и местного сообщества / И. А. Сизова // Наследие - музеи - туризм: мифы и современные реалии: матер. межрегион. молодёж. форума с междунар. участием, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ -озеро Байкал, 20-24 июня 2016 г., Монголия, г. Эрдэнэт, 25-28 июня 2016 г. -Улан-Удэ, 2016. - С. 296-303.
12. Смуров А. Университетский музей в XXI веке: проблемы и перспективы / А. Смуров // Музей. - 2007. - № 3. - С. 58-61.
13. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен / А. Л. Третьяков // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 31 января 2018 г., Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. - Москва, 2018. - С. 389-392.
14. Третьяков А. Л. Школьный центр правовой и иной социально значимой информации и музейная экспозиция как социокультурная образовательная среда современной образовательной организации / А. Л. Третьяков // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сб. ст. по матер. II Междунар. науч.-практ. форума по музейной педагогике. - Нижний Новгород, 2016. - С. 229236.
15. Черных Г. Н. Музейный комплекс Московского городского педагогического университета / Г. Н. Черных // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении культурного наследия: матер. II Междунар. науч.-метод. конф. (Томск, 25-29 сентября 2016 г.). -Томск, 2016. - С. 95-97.