enko Ye.О., menko I.P.
ріпа Т.М.,
ile products er produced
iftan E.A., ty in liquid
Vegetable
:al equations ion
estigation of
odny A.D.,
: uptake with
[ygin V.M.,
>m producing
nation
i of vector a of feeding-
ization units :s
Pi., Melechin
tion in basis
>n Control
{. Ionometric leverages and
;t-method to :tion
d! starch-and-
ary treatment lire flotation
yinykh V.V., Chipizubov
n diet therapy Coikov V.I. eration when
;ic model of
ВУЗ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ
А.А. ПЕТРИК, ректор КубГТУ, профессор, доктор технических наук, академик Международной академии энергоинформационных наук
Кубанский государственный технологический университет — старейшее учебное заведение на Северном Кавказе и Юге России. 18 июня 1918 г. областной съезд Совета народного образования Кубано-Черноморской Советской Республики постановил: "Открыть политехнический институт с шестью отделениями: сельскохозяйственным, инженерно-строительным, электрико-механическим, химическим, горным, экономическим". Вуз получил название Северо-Кавказский политехнический институг.
10 февраля 1919 г. был открыт еще один институт — Кубанский политехнический в составе двух факультетов: сельскохозяйственного и экономического, а 5 сентября 1919г. оба вуза объединились в Кубанский политехнический институт.
В последующем вуз неоднократно преобразовывался, менял названия. Так, в 1 930 г. он стал Северо-Кавказским институтом пищевой промышленности, в 1931 г. — отраслевым Всесоюзным институтом маслобойной и маргариновой промышленности, затем был переименован в Краснодарский химико-технологический институт жировой промышленности (1938 г.), который после слияния в 194 3 г. с Краснодарским институтом виноградарства и виноделия получил название Краснодарский институт пищевой промышленности. В 50—60 гг. в институте открывается 15 новых специальностей технологического, механико-машиностроительного, строительного и энергетического направлений, организуются заочная и вечерняя формы обучения. С 1963 г. это — Краснодарский политехнический институт.
С началом в 1985 г. экономических реформ было постепенно отменено государственное распределение выпускников. Реформирование и приватизация предприятий отраслей, для которых осуществлялась подготовка специалистов, изменили экономические отношения между вузом и его заказчиками. Появилась необходимость дальнейшего расширения перечня специальностей, разработки новых учебных планов и изменения структуры подготовки инженерных кадров. В период 1992—1996 гг. было открыто 20 новых специальностей.
Работа вуза в условиях реформ вызвала необходимость переоснащения материально-технической базы учебного процесса, внедрения в него новых технологий обучения с целью повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов. Целенаправленная деятельность коллектива вуза, быстро переориентированного на работу в новых условиях, обеспечила успешную аттестацию Государственной комиссией РФ всех специальностей с законченным циклом обучения. В 1993 г. по итогам аттестации в связи с повышением статуса вуз получил назва-
ние Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) .В 19 9 6 г. по результатам проведенных рейтингов КубГТУ занял среди инженерных вузов Госкомвуза России 21-е место, Ассоциации технических университетов — 26-е, Ассоциации инженерных вузов
— 36-е место.
Университет имеет многолетние устойчивые связи со многими зарубежными вузами стран СНГ, Европы, Азии, а также США. С 1978 г. здесь подготовлено свыше 1000 специалистов для 5 2 стран мира.
Всем, что удалось достигнуть, университет обязан кадрам профессорско-преподавательского состава. В настоящее время на 9 факультетах, в двух филиалах и в Центре гуманитарной подготовки на 7 3 кафедрах готовят кадры по 4 3 специальностям 7 7 8 штатных преподавателей и 8 8 совместителей. В числе штатных преподавателей 77 докторов наук, профессоров и 462 кандидата наук, доцента.
Заслуги ученых университета в области подготовки кадров и организации науки отмечены правительствами России и Кубани.
Почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации присвоено доктору технических наук, профессору Арутго-няну Н.С., доктору геолого-минераловедческих наук, профессору Алексеенко В.А., доктору химических наук, профессору Бадовской Л.А., доктору химических наук, профессору Выродо-ву И.П., доктору технических наук, профессору Гайтову Б.Х., доктору исторических наук, профессору Куценко И.Я., доктору технических наук, профессору Мохначеву И,Г., доктору технических наук, профессору Проселкову Ю.М., доктору технических наук, профессору Щербакову В.Г.
Заслуженными деятелями науки Кубани стали семь наших ученых.
Более 30 ученых вуза избраны в состав различных отраслевых академий России и Международных академий информатизации, прикладной радиоэлектроники, энергоинформационных наук, высшей школы, науки и практики организации производства, науки творчества, а также академий технологических наук, естественных наук, транспорта, наук и искусств и др.
Ряд ученых университета носят звания Заслуженного изобретателя, Заслуженного деятеля культуры, лауреата Государственной премии России.
Формирование профессорско-преподавательского состава — длительный и сложный процесс. Воспроизводство поколений ученых шло на протяжении десятилетий через развитие научных школ, теоретическая значимость и практическая целесообразность которых подтверждена временем.
Науке в университете принадлежит особая роль. Без систематических научных исследований немыслимы полноценное изучение дисциплин учебного плана, подготовка квалифицированных специалистов. Проведение научных изысканий обеспечивает постоянное поддержание профессорско-преподавательского состава на высоком качественном уровне, позволяет знать проблемы отраслей, для которых готовятся кадры.
В Кубанском государственном технологическом университете представлены все виды научных исследований: фундаментальные, поисковые, прикладные, опытно-конструкторские и др. Значительное внимание уделяется разработке, исследованию и применению в учебном процессе новых технологий обучения, в том числе компьютерных. С 1 995 г. работает межвузовский факультет повышения квалификации преподавателей по направлению "Новые технологии и компьютеризация учебного процесса".
Наиболее эффективными научными направлениями являются: разработка новых технологий, новых видов продукции, процессов, оборудования, систем автоматизации, методов устройств и систем контроля для предприятий пищевой, химической, механико-машиностроительной, электротехнической и нефтегазодобывающей промышленности; разработка технологий переработки вторичных ресурсов агропромышленного комплекса; создание экологически чистых биостимуляторов роста растений и животных на основе продуктов тонкого органического синтеза; разработка теоретических основ и технологий производства тепло-хладоаккумулирующих материалов; совершенствование прогрессивных технологий строительства жилых и промышленных зданий, автомобильных дорог и мостов, разработка новых строительных и отделочных материалов, конструкций, повышение надежности и безопасности дорожных покрытий; разработка новых методов и технических решений промтеплоэнергетики, тепловых электростанций, энерготеплотехнических систем и установок, производства тепла и электроэнергии, эффективного использования энергоресурсов на основе нетрадиционной энергетики, а также решение экологических проблем энергетики; разработка новых технологий металлообработки, создание высокоэффективных манипуляторов, повышение надежности и нагрузочной способности механических передач; повышение экономической эффективности производств на основе совершенствования хозяйственного механизма; экология и охрана окружающей среды.
Гуманитарные и социально-экономические исследования представлены направлениями: стабилизация экономического роста российской экономики; история, культура и социально-политическая жизнь народов Кубани и Северного Кавказа, философские методы гуманизации образования; теория и практика филологии и методика активного обучения иноязычной речи.
По результатам научных исследований за 1991 — 1996 гг. преподавателями университета защищено 15 докторских и 1 1 1 кандидатских диссертаций, опубликовано 69 монографий, 118 учебников и учебных пособий. Ежегодно в
различных научных изданиях, межвузовских сборниках, всероссийском журнале 'Известия вузов. Пищевая технология" (издатель КубГТУ) публикуется 800—900 научных статей, тезисов сообщений на конференциях, в том числе международных. В 1996 г. учеными университета подано 60 заявок на изобретения, по которым получено 58 положительных решений и 44 патента.
Ежегодными стали студенческие научные конференции. В 1996 г. в конкурсе научных работ приняло участие 17 65 студентов, во внешних научных конкурсах — 37.
Комиссия Госинспекции по аттестации вузов России оценила научно-исследовательскую деятельность КубГТУ в целом положительно, хотя отметила, что научный потенциал ряда кафедр и факультетов используется еще недостаточно.
Ведущим направлением в деятельности университета являлась и является подготовка специалистов разного уровня. В связи с трудностями экономического характера, сокращением производства по ряду отраслей изменилась и потребность в специалистах. Заметно сузилась география абитуриентов, подавляющая часть которых проживает в пределах прилегающего к вузу региона, куда они после окончания учебы направляются на работу.
Так, если в 80-х гг. из общего количества выпускников только до 35% направлялось на предприятия Краснодарского края (до 15% — Краснодара), а 65% — республик бывшего СССР, включая Среднюю Азию, Закавказье, Казахстан, многие области Западной и Восточной Сибири, то в последние три года за пределы края было направлено 12—13% выпускников, которые в основном трудоустроились на Северном Кавказе, в Адыгее, Ростовской области и Ставропольском крае.
Отмена государственного распределения изменила функции высших учебных заведений по трудоустройству специалистов, вызвала необходимость их подготовки по прямым договорам с предприятиями. Это обусловило введение дополнительно к типовому учебному плану по специальности преподавания дисциплин и курсов с учетом специфики работы будущего инженера на конкретном предприятии.
Перед каждым факультетом поставлена задача при организации набора на 1 -й курс настойчиво искать "своего" абитуриента, расширять довузовскую подготовку, укреплять связи и возобновлять их с вновь созданными различного рода акционерными предприятиями, фирмами, а также с местной администрацией. Уже создана система целевого набора по заявкам местной администрации городов и районов края.
В настоящее время эта система позволила не только сохранить, но и увеличить набор абитуриентов на дневную форму обучения на бюджетной основе более чем на 200 человек (с 1150 в 1991 г. до 1366 в 1996 г.).
Такая система набора в вуз полностью себя оправдала. Если в 1992 г. по целевому набору приняли на дневную форму 10% от общего приема на 1-й курс, практически не было гарантийных писем на заключение договоров от предприятий, то в 1996 г. целевой набор составлял 1 3,5% на дневную и 22% на заочную формы
19 2-3,1997
АЗОВСКИХ
Известия КубГТУ) тезисов :ле меж-ерситета которым $ и 44
научные научных нтов, во
ии вузов кую дея-зНО, хотя кафедр и
1ТОЧНО.
1СТИ уни->вка спе->удностя-ащением нилась и сузилась часть ко-ющего к ия учебы
(личества ялось на » 15% — бывшего кавказье, 1 Восточ-пределы
'СКНИКОВ,
ю Север-власти и
^ения из-
:ДеНИЙ ПО
а необхо-'оворам с >ение до-тлану по т и кур-щего ин-
.ена зада-с настой-асширять язи и возоличного армами, а ;создана местной я.
юлила не ор абиту-на бюд-?ловек (с
тью себя у набору г общего [ло гаран-з от пред-юставлял о формы
обучения и около 50% абитуриентов имели соответствующие гарантийные письма.
Эффективная договорная система подготовки кадров и устойчивые связи с предприятиями отраслей, для которых университет традиционно готовит их, определяют достаточно стабильный контингент студентов и спрос на специалистов, а также постоянный штат преподавателей вуза.
В то же время сокращение финансирования на содержание вуза, ас 1994 г. практически прекращение финансирования учебных расходов, приобретения оборудования, капитального и текущего ремонтов, неполное финансирование оплаты труда преподавателей, сотрудников и стипендий студентам поставили перед коллективом университета новую задачу — организацию внебюджетной деятельности, которая стала одним из направлений в его работе.
Как известно, Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" всем вузам предоставлены значительные права по платной образовательной и предпринимательской деятельности, дана возможность вести подготовку специалистов по договорам с полной компенсацией затрат на обучение, оказывать платные образовательные услути по углубленной подготовке и выполнять другие платные услуги.
В университете основными направлениями внебюджетной деятельности являются: подготовка специалистов по трехсторонним договорам, включающая дополнительные дисциплины и курсы (углубленная подготовка); обучение студентов по договорам на основе целевого приема; подготовка специалистов по договорам с полной компенсацией затрат на обучение; проведение научных исследований по договорам с предприятиями; подготовка по договорам научно-педаго-гических кадров; подготовка и повышение квалификации инженерных кадров и преподавателей; предоставление в аренду другим организациям помещений, оборудования и приборов; развитие связей с предприятиями, получение от них спонсорской помощи для совершенствования учебной материально-технической базы университета.
Жизнь подтвердила целесообразность внебюджетной работы, необходимость освоения ее новых форм. В настоящее время внебюджетные средства играют все большую роль в развитии университета.
Так, если в 1991 г. в учебных лабораториях и на кафедрах вуза насчитывалось 189 ЭВМ типа ’’Искра”, ’’Электроника”, ДЗ-28 и т.п., то сегодня более 700 ПЭВМ, преимущественно IBM. Вуз имеет выходы в международные информационные сети (Internet, Runet), включая центры дистанционного обучения. В основном за счет внебюджетных средств уже создано более 60 специализированных учебных лабораторий для вновь открытых специальностей. Сегодня вуз имеет 319 специализированных лабораторий по всем специальностям и 32 филиала кафедр, действующих на базе крупнейших предприятий краевого центра.
Целенаправленная работа ректората в области подготовки и переподготовки научно-педагоги-ческих кадров, поддержания высокого качественного уровня профессорско-преподавательского состава, методического обеспечения и совершенствования подготовки специалистов, укрепления материально-технической базы, а также системы управления вузом и в первую очередь организацией учебного процесса создали условия для положительной оценки деятельности КубГТУ аттестационной комиссией Госинспекции.
Ректорат университета большое внимание уделяет социальной сфере, которая в современных условиях играет все более значительную роль. Созданы фонды социальной поддержки, услугами которых только за последние два года воспользовались 109 сотрудников и около 500 студентов, Ежегодно свыше 300 сотрудников и 1000 студентов получают материальную помощь.
Университет содержит три базы отдыха на берегу Черного моря: "Романтик" — для сотрудников (800 мест в о^ном потоке], "Политехник1
— для студентов и 'Геленджик — для родителей с детьми,
Университетский реабилитационный медицинский центр проводит комплексное лечение по методам нетрадиционной медицины. Здесь поправили здоровье 680 сотрудников и 270 студентов, 95 человек прошли курс лечения дважды,
Сотрудники университета имеют 800 садовых и огородных земельных участков, выделенных местной администрацией.
В пяти студенческих общежитиях проживает около 3000 студентов и 200 сотрудников. Для них установлена льготная система оплаты за проживание и бытовые услуги.
Университет продолжает вести капитальное строительство. В стадии ввода в эксплуатацию блок поточных аудиторий площадью 4500 м .
Очевидно, что Кубанский государственный технологический университет, как и многие другие вузы России, нашел свое место в условиях проведения экономических реформ и показал способность готовить специалистов в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов. Удалось сохранить кадровый, научный потенциал, постоянно поддерживать необходимый уровень методического и информационного обеспечения учебного процесса, используя дополнительные внебюджетные средства и спонсорскую помощь предприятий, и даже развивать материально-техническую базу.
Вместе с тем состояние высшей школы показывает, что для дальнейшего развития вузов требуются обновление основных фондов, решение серьезных вопросов с обеспечением учебной литературой, системами информатизации и программными продуктами, наконец, с оплатой труда научно-педагогических работников высших учебных заведений, финансированием вузовской науки.
Что нужно сделать для этого Президенту и Правительству России? Наконец-то обеспечить претворение в жизнь Указа Президента № 1, а также Законов РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".