Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы , размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Таким образом развитая мелкая моторика является важным показателелем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Список использованной литературы:
1. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 2013
2. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2012
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 22
5. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ под ред. Соколовой С.В. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
© Шайхлисламова Р.Н., 2016
УДК 37.015.6
М.А.Шипоша
студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация Е-
шай: [email protected] А.В. Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. СЛАВЯНСКЕ-НА-КУБАНИ
Аннотация
В статье исследуется внешняя среда образовательной организации с точки зрения среды прямого и косвенного воздействия. При этом к факторам среды прямого воздействия относятся поставщики и потребители, конкуренты и законодательство, к факторам среды косвенного воздействия относятся научно-технический прогресс и технологии, экономическое окружение, а также политические факторы.
Ключевые слова
Организация, внешняя среда организации, среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия, поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, научно-технический прогресс, экономика, политика.
Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани создан в 2012 г. на базе ФГБОУ ВПО «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» приказом Министерства образования и науки России N° 2301 от 15 сентября 2011 года «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт».
Миссией филиала является обеспечение интеллектуального, научного, культурного, духовно-нравственного потенциала юга России, создание условий для удовлетворения потребностей граждан, государства и общества в качественном педагогическом образовании, формирование идеологии образовательной среды западного региона Краснодарского края.
Стратегическая цель деятельности филиала - обеспечение на длительный период высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг посредством формирования вуза как базового центра непрерывного педагогического образования Юго-западной части Краснодарского края.
В структуру филиала входят пять факультетов, восемь кафедр, библиотека, студенческий и спортивный клубы, центр развития ребенка «Умка», центр среднего и дополнительного профессионального образования, издательский центр, информационно-вычислительный центр, эколого-краеведческий музей.
В филиале работают 103 преподавателя, в том числе 97 штатных, из них 78 кандидатов и 14 докторов
наук.
Рассмотрим внешнюю среду организации, с позиции факторов прямого и косвенного воздействия, на примере Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (рисунок 1).
Экономическое окружение
Конкуренты: КубГУ,
КубГТУ, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Кубанский институт социоэкономики и права и др.
Рисунок 1 - Внешняя среда Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани с позиции факторов прямого и косвенного воздействия
К факторам среды прямого воздействия относятся поставщики и потребители, конкуренты, а также законодательство.
«Поставщиками» для филиала являются в первую очередь общеобразовательные учреждения, среди
которых школы, лицеи и гимназии, выпускающие будущих абитуриентов. Большая доля «поставщиков» определяется по территориальному признаку, соответственно основная часть поступающих абитуриентов -это учащиеся близлежащих районов, таких как: Славянский, Красноармейский, Темрюкский, Крымский, Абинский и др. Также помимо ближайших районов филиал привлекает «поставщиков» к сотрудничеству и при выборе учебного заведения ориентирует учащихся со всего Краснодарского края, во многом благодаря выездным рекламным компаниям.
Основными «поставщиками» Славянского района являются 38 учреждений (36 муниципальных и 2 государственных), из которых одна школа (МАОУ СОШ № 17) является автономной.
В городе находится 2 лицея и 5 средних общеобразовательных школ, С(К)ОУ-1, в сельской местности 13 средних школ и 16 основных общеобразовательных школ.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что большая часть ближайших «поставщиков» обеспечивает филиал абитуриентами на 70% и более, что благоприятно и эффективно сказывается на его деятельности, а также создает спрос на образовательные услуги потенциальных потребителей.
Потребители. Чтобы говорить в деталях о потребителях «продукции» филиала, нужно сначала определить, с каким продуктом он выходит на рынок. Собственно образовательные услуги представляют собой сложный комплексный продукт. В них входит и элемент товара (учебники и учебные пособия, производимые вузом, различные учебные фонды и оборудование, предоставляемое вузом в пользование студентам), и элемент услуги.
Продуктом вуза являются его образовательные программы. Образовательная программа - это комплекс образовательных и сопутствующих продуктов и услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.
Образовательная программа и есть тот продукт, с которым вуз выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям - студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам.
Анализируя контрольные цифры приема и количество поданных заявлений абитуриентов по направлению подготовки, свидетельствующие о востребованности «потребителями» образовательных услуг филиала, можно сказать, что количество поданных заявлений «потребителей» филиала, т.е. абитуриентов, превышает контрольные цифры приема. Исходя из этого, в 2015 году контрольные цифры приема составляли 258 мест, при этом было подано 772 заявления, что свидетельствует об эффективной работе филиала и высоком рейтинге среди потребителей. Наиболее приоритетным среди направлений подготовки бакалавриата и специальности высшего образования в 2015 году стало Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - Экономика, Право) (прикладной бакалавриат), Педагогика и психология девиантного поведения, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - Начальное образование, Дошкольное образование) (прикладной бакалавриат).
Также, к потребителям образовательных услуг филиала можно отнести не только студентов/слушателей, но и компании, и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить филиал.
Об этом свидетельствует оценка востребованности выпускников филиала 2015 года показавшая, что трудоустроились 53%, из них по специальности - 70% выпускников. Также следует отметить, что число трудоустроенных выпускников в Краснодарском крае составило 97% выпуска. Ни один из выпускников не обращался за трудоустройством в службу занятости. Выпускники филиала ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета» в г. Славянске-на-Кубани работают практически в каждой школе Юго-Западного региона Краснодарского края. Руководством филиала уделяется большое внимание организации процессов по взаимодействию с внешними партнерами, заинтересованными в улучшении качества подготовки специалистов филиала. Подготовка специалистов осуществляется в тесном взаимодействии с основными работодателями («потребителями выпускников»): школами, образовательными учреждениями региона, органами народного образования.
Структура специальностей филиала ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета» в г. Славянске-на-Кубани соответствует структуре педагогических образовательных потребностей региона и динамике их изменений. В плане трудоустройства поддерживается тесный контакт со всеми муниципальными образованиями, с ними заключены договоры по обеспечению кадрами. Заключены долгосрочные договоры с Управлениями образования администрации муниципального образования Славянского, Красноармейского, Крымского, Калининского, Темрюкского, Абинского, Приморско-Ахтарского и других районов края.
Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета» в г. Славянске-на-Кубани использует разнообразные формы сотрудничества с образовательными учреждениями и органами образования для обеспечения трудоустройства «потребителей» образовательных услуг, т.е. выпускников.
Еще одним важным заказчиком и покупателем образовательных программ является общество, чаще всего представленное государственными органами, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Именно государство призвано контролировать ориентацию филиала на потребности рынка.
Помимо потребителей для филиала важны и другие целевые аудитории, влияющие на цели и сам процесс образования. Потребителями образовательных программ могут быть родители, оплачивающие обучение своих детей, компании и организации, направляющие своих сотрудников на обучение. Все эти целевые аудитории имеют собственные потребности и ожидания относительно образовательных программ филиала. Таким образом, образовательные услуги являются комплексом, содержащим как услуги, так и товары, объединенные в образовательные программы.
Конкуренты. С точки зрения конкуренции по основной направленности филиала, т.е. педагогического образования, филиал является единственным Высшим учебным заведением Краснодарского края, имеющим педагогическую направленность, что несомненно положительно отражается на рейтинге вуза среди учебных заведений данной отрасли и выборе потребителей соответствующего контингента.
Что касается других направлений подготовки, то главным конкурентом филиала остается Кубанский государственный университет, являющийся одним из ведущих вузов Юга России, занимающий лидирующее место среди предпочтений для потенциальных потребителей и осуществляющий подготовку специалистов по наиболее разнообразным направлениям, имеющий безупречную репутацию и богатый профессорско-преподавательский состав, известных выпускников, оснащенную материально-техническую базу, развитое международное сотрудничество, что также является конкурентным преимуществом. Среди других учебных заведений к конкурентам филиала также относятся КубГТУ, Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Кубанский институт социоэкономики и права и др.
Не смотря на конкурентов в образовательной сфере, у филиала есть собственные конкурентные преимущества, такие как:
- Разработка и внедрение модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов;
- Реализация инновационной модели воспитательной системы, которая четырежды за последние пять лет становилась победителем всероссийского конкурса;
- Разработка более 30-ти целевых социально-значимых программ, поддерживаемых грантами, по осуществлению молодёжной политики во взаимодействии с региональными, муниципальными органами власти, юридическими лицами, общественными организациями;
- Реализация программы «Профориентатор», «К-ЕГЭ» Центра тестирования в МГУ «Гуманитарные технологии»;
- Около 40 % студентов очной формы обучения получают одновременно с основной и дополнительную специальность;
- Студенты, магистранты и аспиранты имеют возможность стажировки в крупнейших университетах Европы.
Таким образом, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани имея крупных конкурентов вне педагогической сферы, остается единственным педагогическим вузом со своими отличительными особенностями, привлекающим потребителей в лице абитуриентов, организаций и государства, а также постоянно и динамично развивающийся.
Законодательство. Действие законодательства об образовании является неотъемлемым внешним фактором, который распространяет свое влияние на все образовательные организации. Не является исключением и деятельность филиала, осуществляемая в соответствии с законодательством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В первую очередь на отношения в сфере образования филиала влияет Конституция Российской Федерации, как Основной закон государства, немаловажным является Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, а также другие действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области высшего профессионального образования, Типовое положение о высшем учебном заведении Российской Федерации, Типовое положение о филиале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения), нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, а также Устав ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Положение о Филиале «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани.
Целями законодательного влияния являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами в сфере законодательного влияния являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, образовательная деятельность Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани в достаточной мере подвержена организационно-правовому воздействию со стороны государства, т.е. законодательному влиянию.
К факторам среды косвенного воздействия относятся научно-технический прогресс и технологии, экономическое окружение, а также политические факторы.
Научно-технический прогресс и технологии. В современном мире устойчивое развитие и долговременный успех любой организации, в том числе образовательной, определяются способностью к инновациям. Поэтому инновации и научно-технический прогресс составляют важнейшую часть образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный Университет» в г. Славянске-на-Кубани.
Предпосылкой совершенствования научно-исследовательской деятельности для повышения востребованности результатов научных и научно-методических исследований, выполняемых научно-педагогическими работниками филиала, является внешнее влияние инноваций и научно-технического прогресса. Поэтому стратегия развития научно-исследовательской деятельности в филиале предполагает решение следующих задач:
- формирование работоспособных творческих коллективов, осуществляющих проведение
фундаментальных и прикладных исследований в рамках приоритетных направлений;
- комплексное развитие научно-исследовательской работы студентов;
- организация и проведение научных мероприятий, повышающих престиж научной деятельности и имидж филиала в регионе;
- развитие материально-технической базы филиала для поддержки инновационных научно-исследовательских проектов.
Результатами влияния на научно-исследовательскую деятельность являются формирование и развитие научных школ филиала, увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника, увеличение количества участников в конкурсах на получение грантов федерального и регионального значения, увеличение количества публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, а также увеличение количества студентов, участвующих в научно-исследовательской работе.
В 2013 году на базе филиала был создан Центр комплексного исследования Восточного Приазовья Кубани с целью консолидации творческих усилий вокруг еще одного научного направления филиала как вуза региональной направленности. Центр выполняет фундаментальные и прикладные научно -исследовательские работы, в том числе по заказу органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций.
В 2014 году на базе филиала «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани открылось отделение Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.
Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что основной целью научно-исследовательской и инновационной политики филиала является эффективное развитие и использование научно-технического потенциала преподавателей и студентов для совершенствования учебного процесса и получения новых знаний.
Экономическое окружение. Так как экономические изменения отражают общую экономическую ситуацию в стране и регионе, в котором функционирует образовательная организация, то они являются одним из факторов, косвенно влияющих на ее деятельность.
Экономическая среда также влияет на спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Спрос отражает экономическую конъюнктуру, то есть потребность в образовательных услугах определенного качества (а значит, в квалифицированных специалистах) в течение определенного промежутка времени. Предложение отражает то количество и качество образовательных услуг, которое филиал может поставить на рынок по определенной цене в определенное время. Общее состояние экономики определяет потребность в кадрах, возможность их предоставить и структуру предоставляемых образовательных услуг. Прежде всего, речь идет об инвестициях в образование, причем не только со стороны государства, но и со стороны предприятий - «потребителей специалистов».
В новых условиях филиал становится субъектом рыночной экономики и выступает как товаропроизводитель образовательных услуг, подчиняющийся тем же экономическим и правовым нормам, что и другие хозяйствующие субъекты. Это требует формирования нового механизма функционирования организационно-экономического образовательного учреждения, адекватных подходов к оценке эффективности его деятельности с учетом экономических и качественных результатов.
Экономическая среда определяется рядом важнейших макроэкономических показателей, изменения которых вызывают не только количественные, но и структурные сдвиги в образовании, в спросе на образовательные услуги.
К одним из таких показателей, влияющих на деятельность ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный Университет» в г. Славянске-на-Кубани, является государственное финансирование, которое предопределяет динамичное развитие и эффективную работу организации.
Политические факторы. Политическая среда влияет на вузы опосредованно, однако, от состояния политической сферы в государстве зависит стабильность экономики, а, следовательно, и потребность в кадрах для производства товаров и услуг.
Внутриполитическая обстановка страны оказывает влияние на результаты деятельности филиала, в связи с чем возрастает риск ухудшения его финансового состояния. С одной стороны, возникают политические риски, связанные с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности, влияющие на деятельность образовательной организации. С другой стороны, государственная деятельность стимулирует деятельность филиала посредством различных субсидий и т.п.
К политико-правовым факторам относят: стабильность социально-политической ситуации в стране и регионе, возможность доступа к бюджетным формам профессионального образования, а также правовое обеспечение образовательной деятельности.
Очевидно, что изменения в политической и законодательной сферах требуют от образовательной организации соблюдения законов, регулирующих ее деятельность, и учета требований групп, защищающих общественные интересы. Одновременно у образовательного учреждения появляется больше возможностей участия в преобразовании окружающей политико-правовой среды.
Таким образом, внешняя среда образовательной организации филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани - это многосторонняя категория, характеризующая как факторы прямого, так и косвенного воздействия. Анализируя воздействие данных факторов, можно сделать вывод о том, что первостепенное влияние на эффективную деятельность филиала, а также на востребованность выпускаемых специалистов на рынке труда, оказывают поставщики и потребители вуза в лице образовательных учреждений, абитуриентов, студентов, предприятий и организаций, государства и т.п. Второстепенное значение оказывают факторы косвенного воздействия, которые проявляются в высоком научном потенциале, а также экономическом и политическом окружении вуза, что в целом благоприятно сказывается на его имидже.
© Махова А. В. , Шипоша М.А., 2016
УДК 378
Д.И. Якупов
Елабужский институт К(П)ФУ г. Елабуга, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ
ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ И ДИАГНОСТИКИ»
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой электронно-образовательного ресурса (ЭОР) по курсу «Основы теории надежности и диагностики». Автором предложен ЭОР, целью которого является повышение эффективности учебного процесса и качества обучения. При этом реализуется постепенное внедрение технологий открытого образования в частности элементы дистанционного обучения.
Ключевые слова
Электронный образовательный ресурс, дистанционное обучение, основы теории надежности и
диагностики, LMS MOODLE
Важнейшей задачей высшего технического образования в современных условиях является подготовка у будущих инженеров научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новой информации, умение строить научную гипотезу и планировать эксперимент, чтобы проверить их. Эта задача невозможна без широкого использования новых информационных технологий, в частности,