Научная статья на тему 'Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в школе»'

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕКЦИИ / ДОКЛАДЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LINGUISTIC EDUCATION / SECTION REPORTS / THE RUSSIAN LANGUAGE / TEACHING METHODOLOGY / NEW TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Галина Ивановна, Капленко Валерий Николаевич, Абрамова Ирина Андреевна

Материал представляет аналитический обзор конференции, акцент делается на поиск новых технологий и инновационных подходов обучения русскому языку в современной российской школе. Тезисно изложены актуальные темы докладов на пленарном заседании и секциях, подведены итоги работы конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Галина Ивановна, Капленко Валерий Николаевич, Абрамова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The second scientific and practical conference «Problems of speech and linguistic education at school»1

The material presents an analytical overview of the conference, the accent is made on finding new technologies and innovative approaches to teaching Russian in the modern Russian school. Current topics of reports are represented in thesis at the plenary session and sections, the results of conference works are summed up.

Текст научной работы на тему «Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в школе»»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»

26 марта 2007 года на факультете русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в школе», организованная кафедрой теории и методики обучения русскому языку. Подготовка конференции требовала значительных усилий всех преподавателей и сотрудников кафедры. В оргкомитет вошли заведующая кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Быкова, кандидат педагогических наук, доцент И.С. Чудинова, старшие преподаватели И.М. Некрасова и О. А. Усатова, заведующие кабинетом И.А. Абрамова и Ю.Р. Ахьямова.

Конференция-2007 оказалась весьма представительной: ее гостями и участниками стали 86 учителей города Екатеринбурга и области, 14 преподавателей вузов региона, гости из Башкортостана (представители Стерлитамак-ской государственной педагогической академии - кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Линецкая и ее аспиранты). Девиз конференции-2007: «Новые технологии обучения русскому языку - в практику школы!» Поиск новых технологий и интерес к инновационным исследованиям обусловлены реальным положением дел в образовании.

На пленарном заседании было заслушано 5 докладов. Л.М. Линецкая (Стерлитамакская государственная педагогическая академия) выступила с докладом «Инновационные технологии в обучении русскому языку (Московская школа)», в котором поставила вопрос о модернизации процесса обучения русскому языку в школе. Главное направление, по которому должен реформироваться процесс обучения - применение новых технологий. Л.М. Линецкая представила разные точки зрения на содержание термина «технология обучения», выделив собственное: технология обучения - упорядоченный набор стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обеспечивающих получение результата, на который ориентирована данная технология. По ее мнению, технология обучения подразумевает алгоритмизированность

процесса обучения, что в конечном итоге приводит к положительной динамике в обучении русскому языку.

Практической направленностью отличался доклад доктора филологических наук, профессора Н.Б. Руженцевой (УрГПУ, г. Екатеринбург) «Анализ текста и текстообразование: подготовка к ЕГЭ». В нем отмечены трудности, которые испытывают учащиеся при создании и анализе текста, приведены примеры заданий по материалам ЕГЭ, формирующие и закрепляющие умения и навыки их создания, рекомендована самая современная литература для учителя русского языка. Н.Б. Руженцева отметила как особенно трудную часть ЕГЭ - часть С (минисочинение, эссе). Докладчик отмечает кажущуюся простоту задания С, определяет пошагово этапы работы с этой частью ЕГЭ.

Доклад Д.И. Архаровой (кандидат филологических наук, доцент ИРРО, г. Екатеринбург) «Региональная концепция лингвистического и речевого образования» раскрыл концепцию Государственного образовательного стандарта. Результатами образования должны стать языковая, речевая и коммуникативная компетенции.

Продолжением темы пленарного заседания стал доклад Т.А. Долининой (заведующая кафедрой филологии и коммуникативной культуры, доцент ИРРО, г. Екатеринбург) «Формирование коммуникативно-речевой компетентности при подготовке ученика к итоговой аттестации». Т.А. Долинина отмечает: «Оценивая письменные работы учащихся по критериям итоговой аттестации, учитель берет за основу умения, определяющие компетенцию. Необходимо не только учить писать сочинения, а формировать умения, выделить главное из второстепенного материала, найти правильное композиционное решение, уметь пользоваться словом и грамматическими конструкциями и т. п.». Докладчик предлагает новые формы работы при обучении изложению в 9 классе. Кроме того, в докладе Т.А. Долининой приведены примеры новых, усложненных вопросов экзаменационных билетов для профильных классов.

В заключении пленарного заседания прозвучал доклад И.С. Чудиновой (кандидат педа-

гогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, г. Екатеринбург) «Инновации на уроках русского языка». И.С. Чудинова как специалист истории отечественной методики связывает идеи методистов XX века с современными инновационными технологиями обучения. Докладчик отмечает: «Очень важно, чтобы у педагогического сообщества хватило мудрости отличить по-настоящему новые идеи от того, что уже использовалось ранее, но было признано нецелесообразным».

После пленарного заседания конференция продолжила работу в трех секциях: «Проблемы развития речи», «Общие проблемы лингводи-дактики в школе», «Новые технологии в преподавании русского языка».

Секция «Проблемы развития речи»

(руководитель - к.п.н., доцент кафедры ТиМОРЯ И.С. Чудинова)

В.Н. Беляева (кандидат педагогических наук, доцент УрГЮА, г. Екатеринбург) выступила с докладом «Развитие речи учащихся на основе изучения произведений П.П. Бажова». Она предложила новую форму работы - самодик-тант-изложение. В.Н. Беляева считает, что многие темы школьного курса русского языка могут быть изучены на материале сказов П.П. Бажова, что расширяет знания учащихся о родном крае.

О.И. Масная (учитель русского языка МОУ СОШ № 175, г. Екатеринбург) в докладе «Развитие ключевых компетенций на уроках развития речи» раскрывает методику работы над сочинением по картине.

И.М. Некрасова (старший преподаватель кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 135, г. Екатеринбург) в докладе обосновывает такой путь развития речевой компетентности десятиклассников, как подготовка и проведение экскурсии. Опыт преподавания русского языка И.М. Некрасовой убедительно доказывает, что экскурсионная деятельность соотносится с целями учебного процесса: самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности и развитие личности учащихся.

О.А. Усатова (старший преподаватель кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, учитель русского языка МОУ СОШ № 66, г. Екатеринбург) выступила с докладом «Обучение малым жанрам публицистического стиля и средства формирования ком-

муникативной компетентности учащихся 9-х классов». Общериторические умения предлагается развивать на основе жанра путевого очерка. Раскрываются основные этапы создания путевого очерка.

И.Н. Семёнова (учитель русского языка МОУ СОШ № 31, г. Среднеуральск) поделилась своим опытом в развитии критического и творческого мышления на уроках русского языка. В методике развития критического мышления автор выделяет 3 этапа. Каждый этап формирует знания, умения и навыки специфическими методами и приемами, типологией упражнений.

В докладе Е.Г. Ямбаршевой (аспирантка кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ, г. Екатеринбург) «Формирование профессиональной компетентности менеджера туризма: терминология в деловом общении» приводятся итоги анализа профессиональной компетентности студентов III курса факультета «Туризм и гостиничный сервис». Докладчик приводит данные: «До 60% студентов не смогли указать значения трех профессионально значимых терминов: ваучер, метрдотель, чартер, что говорит о несформированно-сти лексического и грамматического тезаурусов». Неутешительны выводы исследователя: низкий общекультурный уровень студентов затрудняет или делает невозможным профессиональное общение.

Е.А. Жуланова (кандидат филологических наук, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 55, г. Новоуральск) в докладе «Рито-ризация учебного процесса и Государственный образовательный стандарт» констатирует: традиционная форма обучения зашла в тупик. Выход автор видит в риторизации обучения. Федеральный компонент ГОС предоставляет такую возможность учителю русского языка: реализуется идея риторизации в полном объеме.

Секция «Общие проблемы лингводидакти-ки в школе»

(руководитель - учитель русского языка высшей категории МОУ СОШ № 1, г. Талица Е.Н. Лугвин)

И.А. Абрамова (студентка 5 курса факультета русского языка и литературы УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Межпредметные связи на уроках русского языка при изучении иноязычных слов» раскрывает мысль о том, что межпредметные связи в школе эффективны в обучении языкам. Докладчик отмечает необхо-

димость формирования у учащихся научной картины мира. В частности, И.А. Абрамова отмечает общие для русского и изучаемого иностранного языка категории, что при систематическом использовании в преподавании языков будет особенно эффективным.

Доклад И.В. Вавилиной (учитель русского языка МОУ лицея № 135, г. Екатеринбург) содержит рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в части задания С.

В докладе Е.Ю. Голендухиной (учитель русского языка МОУ СОШ № 23, с. Глинское) предложены виды синтаксических разминок на уроках русского языка. Их использование уместно как в среднем, так и в старшем звене, так как это позволяет более эффективно подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по синтаксису и пунктуации.

М.А. Гребнева (учитель русского языка МОУ НОШ № 5, г. Среднеуральск) познакомила участников конференции с программой по русскому языку в начальной школе под редакцией И.А. Петровой. Проблемы языкового образования и речевого развития учащихся решаются в данной программе через введение в курс русского языка наиболее перспективных подходов к обучению, акцент делается на культурологический и коммуникативно-ориентированный подход в обучении.

Ю.В. Круглова (учитель русского языка МОУ СОШ № 6, г. Среднеуральск) обобщила в докладе опыт работы по программе элективного курса «Основы ораторского искусства» и привела фрагменты программы с указанием форм проведения занятий.

А.В. Сагина (учитель русского языка высшей категории МОУ СОШ № 67, г. Екатеринбург) посвятила доклад формированию интереса к русскому языку при изучении орфографии. Учитель опирается на девиз: «Ученик должен удивляться». Для решения этой задачи предлагается: 1) составление структурно-логической схемы правила; 2) составление лингвистических миниатюр - кратких занимательных рассказов о лингвистических понятиях; фактах языка и речи, 3) обращение к этимологии слова.

Методику развития познавательной самостоятельности на уроках гуманитарного цикла в старших классах представила Г.А. Карвацкая (учитель русского языка МОУ СОШ № 6, г. Среднеуральск). По мысли докладчика, «каждый ученик достигает собственной траектории движения по учебному материалу». Учитель составляет технологическую карту развития познавательной самостоятельности учаще-

гося. Школьник самостоятельно выбирает вид деятельности по уровням обучения: репродуктивный, продуктивный, творческий. На уроках русского языка отдается предпочтение групповой работе. Учащиеся оценивают работу друг друга по следующим критериям: активность, оригинальность, культура речи, самостоятельность, правильность, глубина ответа. Предлагаемая технологическая карта обеспечивает устойчивые высокие результаты, а также является эффективным средством формирования гуманистических отношений в обществе.

Л.С. Евдокимова (зав.кафедрой, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в спецшколе УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Современные направления изучения русского языка в школе» рассматривает новый подход к преподаванию русского языка: по ее мнению, он состоит в том, чтобы изучать язык прежде всего как средство коммуникации во всех сферах общения. Обучение языку и речи в школе должно быть направлено на развитие текстовой деятельности. Анализ результатов ЕГЭ выявил слабое владение навыками сознательного чтения, интерпретации текста с обоснованием выводов, порождения собственного текста. Докладчик советует учителю знать основные модели текстопорождения Л.С. Выготского,

А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, деятельностные модели А.А. Леонтьева, И. А. Зимней.

Секция «Новые технологии в преподавания русского языка»

(руководитель - учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 3, г. Екатеринбург А.С. Парамыгина)

А.С. Парамыгина (учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 3, г. Екатеринбург) в докладе «Метод проектов как одна из форм речевого и лингвистического образования в школе» делится опытом организации проектной деятельности учащихся. «Работа над проектом, - говорит она, - позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу». Рассмотрены этапы работы над проектом. Содокладчиком А.С. Па-рамыгиной выступил ее ученик (6 «Г» класса МОУ лицей № 3), который раскрыл этапы работы над проектом.

В докладе Л.П. Толстенко (учитель русского языка МОУ СОШ № 11, г. Екатеринбург) «Системный подход в развитии пунктуацион-

ной зоркости на уроках русского языка у учащихся 5-9 классов» дается методика развития пунктуационной зоркости, приводятся этапы изучения отдельных тем, предлагается схема работы над синтаксисом и пунктуацией с 5 по 9 классы.

Доклад В.Н. Капленко (кандидат филологических наук, доцент кафедры TиMOPЯ Ур-ГПУ, г. Екатеринбург) раскрывает возможности создания компьютерных тренировочных упражнений на теоретическое знание материала в табличном редакторе Microsoft Excel.

Г.И. Быкова (зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры TиMOPЯ УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Обучение орфографии как технологический процесс» предлагает технологию формирования орфографической зоркости учащихся с использованием орфографического словаря. Учитель имеет возможность составить такой словарь-минимум самостоятельно, учитывая высокую частотность слова (по частотному словарю) и частоту употребления в письменной речи учащихся. Данная технология позволяет за один урок освоить 3-5 слов с непроверяемыми написаниями, за один учебный год - до 350 слов. Tеxнология апробирована в течение десяти лет и высоко эффективна в любом звене школы.

Е.Г. Давыдова (учитель русского языка MOУ СОШ № 115, г. Екатеринбург) в докладе «Эвристическая образовательная ситуация как основа учебного исследования» связывает личностное развитие с усвоением определенной культурной традиции, достающейся нам в наследство от предыдущих поколений. Докладчик приводит план лабораторных занятий в рамках школьного научного общества «Живое слово» по теме «Факторы эффективного речевого воздействия в произведениях эпистоляр-

ного жанра С.А. Есенина как отражение личности поэта и человека». В ходе занятий сопоставляются представления о личности С.А. Есенина, полученные на основе различных источников. После групповой исследовательской работы над письмами Есенина представления о нем значительно изменились. Докладчик приводит слова учащихся: «Личность Есенина явилась нам более глубокой, интересной, творческой, не лишенной “крестьянской мудрости и хитринки”.

Итоги работы конференции подвели ее участники - учителя русского языка, преподаватели вузов. Они отметили, что методика обучения русскому языку получает новое развитие в связи с внедрением в практику новых технологий обучения. По оценке специалиста гороно г. Среднеуральска С.П. Ефремян, «конференция стала открытой дверью в школу, на деле осуществилась связь теории и практики, вуза и школы». Она выразила общее мнение участников конференции: систематически проводить научно-практические конференции «Новые технологии обучения русскому языку в действии».

Оргкомитет конференции и кафедра теории и методики обучения русскому языку благодарит за четкую, хорошо спланированную работу кандидата педагогических наук, доцента И.С. Чудинову, старших преподавателей И.М. Некрасову, О.А. Усатову, зав.кабинетом И.А. Абрамову и Ю.Р. Ахьямову, учителя русского языка высшей категории МОУ лицея № 3 А.С. Парамыгину, учителя русского языка высшей категории МОУ СОШ № 1 г. Талица Е.Н. Лугвина, специалиста гороно г. Средне-уральска С.П. Ефремян, коллектив МОУ СОШ № 67 г. Екатеринбурга, коллектив МОУ лицея № 135 г. Екатеринбурга.

Оргкомитет решил провести следующую конференцию в марте 2009 г. Кафедра приглашает принять участие в конференции всех учителей русского языка г. Екатеринбурга, области и региона. Тезисы докладов присылать по адресу: г.Екатеринбург, пр.Космонавтов, 26, каб.278,

Абрамовой Ирине Андреевне (электронный вариант обязателен) или по электронной почте: [email protected].

Г.И. Быкова, В.Н. Капленко, И.А. Абрамова

(кафедра теории и методики обучения русскому языку УрГПУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.