ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»
26 марта 2007 года на факультете русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в школе», организованная кафедрой теории и методики обучения русскому языку. Подготовка конференции требовала значительных усилий всех преподавателей и сотрудников кафедры. В оргкомитет вошли заведующая кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Быкова, кандидат педагогических наук, доцент И.С. Чудинова, старшие преподаватели И.М. Некрасова и О. А. Усатова, заведующие кабинетом И.А. Абрамова и Ю.Р. Ахьямова.
Конференция-2007 оказалась весьма представительной: ее гостями и участниками стали 86 учителей города Екатеринбурга и области, 14 преподавателей вузов региона, гости из Башкортостана (представители Стерлитамак-ской государственной педагогической академии - кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Линецкая и ее аспиранты). Девиз конференции-2007: «Новые технологии обучения русскому языку - в практику школы!» Поиск новых технологий и интерес к инновационным исследованиям обусловлены реальным положением дел в образовании.
На пленарном заседании было заслушано 5 докладов. Л.М. Линецкая (Стерлитамакская государственная педагогическая академия) выступила с докладом «Инновационные технологии в обучении русскому языку (Московская школа)», в котором поставила вопрос о модернизации процесса обучения русскому языку в школе. Главное направление, по которому должен реформироваться процесс обучения - применение новых технологий. Л.М. Линецкая представила разные точки зрения на содержание термина «технология обучения», выделив собственное: технология обучения - упорядоченный набор стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обеспечивающих получение результата, на который ориентирована данная технология. По ее мнению, технология обучения подразумевает алгоритмизированность
процесса обучения, что в конечном итоге приводит к положительной динамике в обучении русскому языку.
Практической направленностью отличался доклад доктора филологических наук, профессора Н.Б. Руженцевой (УрГПУ, г. Екатеринбург) «Анализ текста и текстообразование: подготовка к ЕГЭ». В нем отмечены трудности, которые испытывают учащиеся при создании и анализе текста, приведены примеры заданий по материалам ЕГЭ, формирующие и закрепляющие умения и навыки их создания, рекомендована самая современная литература для учителя русского языка. Н.Б. Руженцева отметила как особенно трудную часть ЕГЭ - часть С (минисочинение, эссе). Докладчик отмечает кажущуюся простоту задания С, определяет пошагово этапы работы с этой частью ЕГЭ.
Доклад Д.И. Архаровой (кандидат филологических наук, доцент ИРРО, г. Екатеринбург) «Региональная концепция лингвистического и речевого образования» раскрыл концепцию Государственного образовательного стандарта. Результатами образования должны стать языковая, речевая и коммуникативная компетенции.
Продолжением темы пленарного заседания стал доклад Т.А. Долининой (заведующая кафедрой филологии и коммуникативной культуры, доцент ИРРО, г. Екатеринбург) «Формирование коммуникативно-речевой компетентности при подготовке ученика к итоговой аттестации». Т.А. Долинина отмечает: «Оценивая письменные работы учащихся по критериям итоговой аттестации, учитель берет за основу умения, определяющие компетенцию. Необходимо не только учить писать сочинения, а формировать умения, выделить главное из второстепенного материала, найти правильное композиционное решение, уметь пользоваться словом и грамматическими конструкциями и т. п.». Докладчик предлагает новые формы работы при обучении изложению в 9 классе. Кроме того, в докладе Т.А. Долининой приведены примеры новых, усложненных вопросов экзаменационных билетов для профильных классов.
В заключении пленарного заседания прозвучал доклад И.С. Чудиновой (кандидат педа-
гогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, г. Екатеринбург) «Инновации на уроках русского языка». И.С. Чудинова как специалист истории отечественной методики связывает идеи методистов XX века с современными инновационными технологиями обучения. Докладчик отмечает: «Очень важно, чтобы у педагогического сообщества хватило мудрости отличить по-настоящему новые идеи от того, что уже использовалось ранее, но было признано нецелесообразным».
После пленарного заседания конференция продолжила работу в трех секциях: «Проблемы развития речи», «Общие проблемы лингводи-дактики в школе», «Новые технологии в преподавании русского языка».
Секция «Проблемы развития речи»
(руководитель - к.п.н., доцент кафедры ТиМОРЯ И.С. Чудинова)
В.Н. Беляева (кандидат педагогических наук, доцент УрГЮА, г. Екатеринбург) выступила с докладом «Развитие речи учащихся на основе изучения произведений П.П. Бажова». Она предложила новую форму работы - самодик-тант-изложение. В.Н. Беляева считает, что многие темы школьного курса русского языка могут быть изучены на материале сказов П.П. Бажова, что расширяет знания учащихся о родном крае.
О.И. Масная (учитель русского языка МОУ СОШ № 175, г. Екатеринбург) в докладе «Развитие ключевых компетенций на уроках развития речи» раскрывает методику работы над сочинением по картине.
И.М. Некрасова (старший преподаватель кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 135, г. Екатеринбург) в докладе обосновывает такой путь развития речевой компетентности десятиклассников, как подготовка и проведение экскурсии. Опыт преподавания русского языка И.М. Некрасовой убедительно доказывает, что экскурсионная деятельность соотносится с целями учебного процесса: самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности и развитие личности учащихся.
О.А. Усатова (старший преподаватель кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ, учитель русского языка МОУ СОШ № 66, г. Екатеринбург) выступила с докладом «Обучение малым жанрам публицистического стиля и средства формирования ком-
муникативной компетентности учащихся 9-х классов». Общериторические умения предлагается развивать на основе жанра путевого очерка. Раскрываются основные этапы создания путевого очерка.
И.Н. Семёнова (учитель русского языка МОУ СОШ № 31, г. Среднеуральск) поделилась своим опытом в развитии критического и творческого мышления на уроках русского языка. В методике развития критического мышления автор выделяет 3 этапа. Каждый этап формирует знания, умения и навыки специфическими методами и приемами, типологией упражнений.
В докладе Е.Г. Ямбаршевой (аспирантка кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ, г. Екатеринбург) «Формирование профессиональной компетентности менеджера туризма: терминология в деловом общении» приводятся итоги анализа профессиональной компетентности студентов III курса факультета «Туризм и гостиничный сервис». Докладчик приводит данные: «До 60% студентов не смогли указать значения трех профессионально значимых терминов: ваучер, метрдотель, чартер, что говорит о несформированно-сти лексического и грамматического тезаурусов». Неутешительны выводы исследователя: низкий общекультурный уровень студентов затрудняет или делает невозможным профессиональное общение.
Е.А. Жуланова (кандидат филологических наук, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 55, г. Новоуральск) в докладе «Рито-ризация учебного процесса и Государственный образовательный стандарт» констатирует: традиционная форма обучения зашла в тупик. Выход автор видит в риторизации обучения. Федеральный компонент ГОС предоставляет такую возможность учителю русского языка: реализуется идея риторизации в полном объеме.
Секция «Общие проблемы лингводидакти-ки в школе»
(руководитель - учитель русского языка высшей категории МОУ СОШ № 1, г. Талица Е.Н. Лугвин)
И.А. Абрамова (студентка 5 курса факультета русского языка и литературы УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Межпредметные связи на уроках русского языка при изучении иноязычных слов» раскрывает мысль о том, что межпредметные связи в школе эффективны в обучении языкам. Докладчик отмечает необхо-
димость формирования у учащихся научной картины мира. В частности, И.А. Абрамова отмечает общие для русского и изучаемого иностранного языка категории, что при систематическом использовании в преподавании языков будет особенно эффективным.
Доклад И.В. Вавилиной (учитель русского языка МОУ лицея № 135, г. Екатеринбург) содержит рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в части задания С.
В докладе Е.Ю. Голендухиной (учитель русского языка МОУ СОШ № 23, с. Глинское) предложены виды синтаксических разминок на уроках русского языка. Их использование уместно как в среднем, так и в старшем звене, так как это позволяет более эффективно подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по синтаксису и пунктуации.
М.А. Гребнева (учитель русского языка МОУ НОШ № 5, г. Среднеуральск) познакомила участников конференции с программой по русскому языку в начальной школе под редакцией И.А. Петровой. Проблемы языкового образования и речевого развития учащихся решаются в данной программе через введение в курс русского языка наиболее перспективных подходов к обучению, акцент делается на культурологический и коммуникативно-ориентированный подход в обучении.
Ю.В. Круглова (учитель русского языка МОУ СОШ № 6, г. Среднеуральск) обобщила в докладе опыт работы по программе элективного курса «Основы ораторского искусства» и привела фрагменты программы с указанием форм проведения занятий.
А.В. Сагина (учитель русского языка высшей категории МОУ СОШ № 67, г. Екатеринбург) посвятила доклад формированию интереса к русскому языку при изучении орфографии. Учитель опирается на девиз: «Ученик должен удивляться». Для решения этой задачи предлагается: 1) составление структурно-логической схемы правила; 2) составление лингвистических миниатюр - кратких занимательных рассказов о лингвистических понятиях; фактах языка и речи, 3) обращение к этимологии слова.
Методику развития познавательной самостоятельности на уроках гуманитарного цикла в старших классах представила Г.А. Карвацкая (учитель русского языка МОУ СОШ № 6, г. Среднеуральск). По мысли докладчика, «каждый ученик достигает собственной траектории движения по учебному материалу». Учитель составляет технологическую карту развития познавательной самостоятельности учаще-
гося. Школьник самостоятельно выбирает вид деятельности по уровням обучения: репродуктивный, продуктивный, творческий. На уроках русского языка отдается предпочтение групповой работе. Учащиеся оценивают работу друг друга по следующим критериям: активность, оригинальность, культура речи, самостоятельность, правильность, глубина ответа. Предлагаемая технологическая карта обеспечивает устойчивые высокие результаты, а также является эффективным средством формирования гуманистических отношений в обществе.
Л.С. Евдокимова (зав.кафедрой, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в спецшколе УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Современные направления изучения русского языка в школе» рассматривает новый подход к преподаванию русского языка: по ее мнению, он состоит в том, чтобы изучать язык прежде всего как средство коммуникации во всех сферах общения. Обучение языку и речи в школе должно быть направлено на развитие текстовой деятельности. Анализ результатов ЕГЭ выявил слабое владение навыками сознательного чтения, интерпретации текста с обоснованием выводов, порождения собственного текста. Докладчик советует учителю знать основные модели текстопорождения Л.С. Выготского,
А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, деятельностные модели А.А. Леонтьева, И. А. Зимней.
Секция «Новые технологии в преподавания русского языка»
(руководитель - учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 3, г. Екатеринбург А.С. Парамыгина)
А.С. Парамыгина (учитель русского языка высшей категории МОУ лицея № 3, г. Екатеринбург) в докладе «Метод проектов как одна из форм речевого и лингвистического образования в школе» делится опытом организации проектной деятельности учащихся. «Работа над проектом, - говорит она, - позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу». Рассмотрены этапы работы над проектом. Содокладчиком А.С. Па-рамыгиной выступил ее ученик (6 «Г» класса МОУ лицей № 3), который раскрыл этапы работы над проектом.
В докладе Л.П. Толстенко (учитель русского языка МОУ СОШ № 11, г. Екатеринбург) «Системный подход в развитии пунктуацион-
ной зоркости на уроках русского языка у учащихся 5-9 классов» дается методика развития пунктуационной зоркости, приводятся этапы изучения отдельных тем, предлагается схема работы над синтаксисом и пунктуацией с 5 по 9 классы.
Доклад В.Н. Капленко (кандидат филологических наук, доцент кафедры TиMOPЯ Ур-ГПУ, г. Екатеринбург) раскрывает возможности создания компьютерных тренировочных упражнений на теоретическое знание материала в табличном редакторе Microsoft Excel.
Г.И. Быкова (зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры TиMOPЯ УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Обучение орфографии как технологический процесс» предлагает технологию формирования орфографической зоркости учащихся с использованием орфографического словаря. Учитель имеет возможность составить такой словарь-минимум самостоятельно, учитывая высокую частотность слова (по частотному словарю) и частоту употребления в письменной речи учащихся. Данная технология позволяет за один урок освоить 3-5 слов с непроверяемыми написаниями, за один учебный год - до 350 слов. Tеxнология апробирована в течение десяти лет и высоко эффективна в любом звене школы.
Е.Г. Давыдова (учитель русского языка MOУ СОШ № 115, г. Екатеринбург) в докладе «Эвристическая образовательная ситуация как основа учебного исследования» связывает личностное развитие с усвоением определенной культурной традиции, достающейся нам в наследство от предыдущих поколений. Докладчик приводит план лабораторных занятий в рамках школьного научного общества «Живое слово» по теме «Факторы эффективного речевого воздействия в произведениях эпистоляр-
ного жанра С.А. Есенина как отражение личности поэта и человека». В ходе занятий сопоставляются представления о личности С.А. Есенина, полученные на основе различных источников. После групповой исследовательской работы над письмами Есенина представления о нем значительно изменились. Докладчик приводит слова учащихся: «Личность Есенина явилась нам более глубокой, интересной, творческой, не лишенной “крестьянской мудрости и хитринки”.
Итоги работы конференции подвели ее участники - учителя русского языка, преподаватели вузов. Они отметили, что методика обучения русскому языку получает новое развитие в связи с внедрением в практику новых технологий обучения. По оценке специалиста гороно г. Среднеуральска С.П. Ефремян, «конференция стала открытой дверью в школу, на деле осуществилась связь теории и практики, вуза и школы». Она выразила общее мнение участников конференции: систематически проводить научно-практические конференции «Новые технологии обучения русскому языку в действии».
Оргкомитет конференции и кафедра теории и методики обучения русскому языку благодарит за четкую, хорошо спланированную работу кандидата педагогических наук, доцента И.С. Чудинову, старших преподавателей И.М. Некрасову, О.А. Усатову, зав.кабинетом И.А. Абрамову и Ю.Р. Ахьямову, учителя русского языка высшей категории МОУ лицея № 3 А.С. Парамыгину, учителя русского языка высшей категории МОУ СОШ № 1 г. Талица Е.Н. Лугвина, специалиста гороно г. Средне-уральска С.П. Ефремян, коллектив МОУ СОШ № 67 г. Екатеринбурга, коллектив МОУ лицея № 135 г. Екатеринбурга.
Оргкомитет решил провести следующую конференцию в марте 2009 г. Кафедра приглашает принять участие в конференции всех учителей русского языка г. Екатеринбурга, области и региона. Тезисы докладов присылать по адресу: г.Екатеринбург, пр.Космонавтов, 26, каб.278,
Абрамовой Ирине Андреевне (электронный вариант обязателен) или по электронной почте: [email protected].
Г.И. Быкова, В.Н. Капленко, И.А. Абрамова
(кафедра теории и методики обучения русскому языку УрГПУ)