МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ И УЧИТЕЛЬ В XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Л. С. Кара-оол1
Аннотация: В статье представлен обзор работы Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и учитель в XXI в.: проблемы и перспективы развития», которая прошла в Кызыле 11-13 ноября и была посвящена Году учителя в России.
Ключевые слова: конференция-2010, образование, педагогика, проблемы, перспективы, доклады, развитие.
INTERREGIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "EDUCATION AND A TEACHER IN THE 21ST CENTURY: CHALLENGES AND PROSPECTS”
L. S. Kara-ool
1 Кара-оол Любовь Салчаковна — кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и международной деятельности Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_9/3032-kara-ool.html
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2011 г.
Abstract: Article presents the overview of the Interragional Scientific and Practical Conference “Education and a teacher in the 21st century: challenges and prospects”, that took place in Kyzyl in November 11-12 and was devoted to the Year of the Teacher in Russia.
Keywords: conference-2010, education, pedagogy, problems, prospects, reports, development.
11-13 ноября 2010 года в г. Кызыле состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и учитель в ХХ! в.: проблемы и перспективы развития», посвященная Году учителя. Организаторами конференции выступили: Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, Тувинский государственный университет, Кызылский педагогический институт ТувГУ.
В работе конференции приняли участие более 200 делегатов из 77 образовательных учреждений, в т. ч.: 82 представителя сельских и 32 представителя городских школ, 18 директоров и заместителей директоров школ, 7 представителей управления отделов образования, 5 руководителей и специалистов Министерства образования, науки и молодежной политики РТ, 14 деканов и заведующих кафедрами факультетов с педагогическими специальностями ТывГУ и Новосибирского государственного педагогического университета, студенты КПИ, а также 6 представителей городов Москвы, Улан-Удэ и Санкт-Петербурга — представили стендовые доклады. К сожалению, по разным причинам многие из пожелавших принять участие в работе конференции, не смогли приехать в Кызыл.
Конференцию открыл ректор ТувГУ д.б.н., проф. С. Ондар. С приветственным словом в адрес конференции
273
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2011 г.
выступил министр образования, науки и молодежной политики Республики Тыва П. А. Морозов.
На пленарном заседании были заслушаны доклады:
и. о. директора КПИ ТувГУ к.и.н. Л. Ш. Ондар «Подготовка педагогических кадров высшей в современных условиях»;
к. псих.н., доц. кафедры педагогики и психологии НГПУ И. В. Хромовой «Психологическое сопровождение профессионального роста педагога в образовательном учреждении»; директора МОУ гимназии № 9 г. Кызыла В. О. Домур-оол «Интеграция основного и дополнительного образования в условиях общего образования» и к.п.н., председателя общественной организации «Башкы», директора гослицея Т. О. Санчаа «Современный урок». Директор городского лицея № 15 С. М. Ощепкова выступила сообщением о конференции учителей России, посвященной Году учителя.
В работе конференции заслушивались доклады по следующим направлениям:
• История учительства в России и в Республике Тыва. Международный и отечественный опыт в подготовке учителя;
• Этнопедагогические и этнопсихологические проблемы образования и пути их преодоления;
• Современные подходы к теории и методике обучения и воспитания;
• Инновационные педагогические технологии в современном образовательном процессе;
• Психологическая служба в системе образования.
274
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2011 г.
Проблемы специального образования;
• Проблемы преподавания русского языка и литературы;
• «Наша новая школа».
В ходе работы секций было заслушано 72 доклада, при этом наиболее широко были представлены доклады по современным подходам к теории и методике обучения и воспитания.
Оживленный обмен мнениями вызвали доклады Г. И. Принцевой «К проблеме истории учительства в Туве», А. К. Увангур и Б. А. Дондуй «Использование системы VO-TUM (ВОТУМ) на уроках», Ч. Х. Тюлюш «Программа воспитания и социализации младших школьников в рамках требований ФГОС НОО», И. М. Лудуп «Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы», Ч. М. Ондар «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на основе использования этнокультурных традиций тувинского народа», Е. В. Ослиной «Проблемы анализа поэтического текста при подготовке к ЕГЭ по литературе», С. О. Куулар и Р. Ш. Седии «Обследование и инклюзивное образование детей с задержкой психического развития», С. С. Маады «Школьный психолог и профориентационная работа».
Участники конференции отметили, что современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, переходом на новые стандарты общего, профессионального и дополнительного образования. И задачи, стоящие перед образованием Рос-
275
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2011 г.
сийской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.
В рамках работы конференции проводился конкурс «Педагогический дебют» среди выпускников 2010 г. ТувГУ, КПИ и педколледжа с педагогическими специальностями. Победителями конкурса «Педагогический дебют» стали: Деспижек Надежда Борисовна — учительница русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Шагонар (I-ое место), Бодаган Чодураа Шолбановна — учительница начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Кызыла (II-ое место) и Саая Руслан Вячеславович — учитель математики и информатики МОУ СОШ № 3 г. Ак-Довурак (III-е место). Также ко второму туру были допущены следующие молодые учителя: Дамба Игорь Алексеевич — учитель биологии МОУ СОШ с. Кызыл-Даг; Саая Валерия Валерьевна — учительница русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак; Саая Белекмаа Борисовна — учительница истории и права МОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак; Шагдыр Хандымаа Феликсовна — учительница истории и обществознания МОУ СОШ с. Шамбалыг.
276
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2011 г.
Межрегиональная научно-практическая конференции «Образование и учитель в XXI в.: проблемы и перспективы развития» дала возможность выявить проблемные вопросы образования, взаимодействие в рамках которых позволит наиболее полно раскрыть возможности сотрудничества школы и вуза, учителей и ученых, а также ознакомиться с результатами работы не только талантливых передовых педагогов, но и начинающих учителей.
Участники конференции единодушно выразили мнение об организации регулярной конференции по проблемам образования.
В ходе работы конференции участники посетили выставку работ студентов КПИ ТувГУ, а после заключительного пленарного заседания смогли увидеть концерт студентов
Основным результатом данного мероприятия стали конкретные предложения участников конференции, на основе которых приняты рекомендации (см. Резолюцию).
ТувГУ.
277