Алексей ПОРТАНСКИЙ
ВТО: ТОРГОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ ШАХОМ И МАТОМ?
Необходимость реформирования мировых финансово-экономических институтов давно поставлена самой жизнью перед мировым сообществом. Но это непростая задача, которую нельзя решить одним махом. Тем не менее, определённые шаги в этом направлении уже сделаны, особенно в последнее время. В частности саммиты "двадцатки" 2009 года выработали принципы реформирования МВФ и Всемирного банка. Перераспределяются доли в уставном капитале обоих институтов в пользу ведущих развивающихся стран; во главе МВФ и ВБ теперь не должны находиться непременно представители Западной Европы и США, как это сложилось после Второй мировой войны. Есть и план реформирования МВФ, который уже активно обсуждается. По-иному складывается ситуация вокруг Всемирной торговой организации.
Мировой кризис, в общем-то, не дал конкретных поводов для критики в адрес ВТО, её деятельность, в отличие от МВФ и ВБ, не была скомпрометирована ныне раскритикованными положениями Вашингтонского консенсуса. Хотя мировая торговля ощутила его воздействие более остро, чем мировая экономика в целом - в 2009 году её падение составило 12%1. Причинами этого стали резкое снижение возможностей для кредитования торговых сделок и торговый протекционизм. Но главная проблема ВТО в другом: большую озабоченность, если не сказать разочарованность, вызывает у всех нынешнее состояние очередных торговых переговоров её рабочего форума - так называемого Дохийского раунда.
1 При этом в течение почти всего послевоенного периода рост мировой торговли, наоборот, опережал рост мирового ВВП.
© Портанский Алексей Павлович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ, доцент Российской академии госслужбы при Президенте РФ. E-mail: [email protected] Ключевые слова: ВТО, ГАТТ, G20, Дохийский раунд, Уругвайский раунд, Евросоюз, США, мировая торговля, торговые переговоры, многосторонняя торговая система.
От успеха или неуспеха раунда зависит будущее ВТО, то есть будущее многосторонней торговой системы (МТС).
Чтобы понять существо вопроса, вкратце напомним, как возник этот институт.
Родословная Всемирной торговой организации
Предшественником ВТО явилось Генеральное соглашение о тарифах и торговле, подписанное в 1947 году. В его основу легли сформулированные ещё в начале 1940-х годов принципы недискриминации и рыночной эффективности, а именно: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле, транспарентность, подчинение национальной торговой политики совместно выработанному кодексу поведения и др.
Серия раундов торговых переговоров в рамках ГАТТ в 1950-1990-х годах ХХ века доказала действенность этих принципов: к моменту завершения Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) тарифные барьеры в торговле товарами между странами снизились в среднем в десять раз (примерно с 40% до примерно 4%). Это дало мощнейший импульс росту торговли: мировой экспорт товаров и услуг вырос со 100 млрд долларов в 1948 году до 5 трлн долларов в 1994 году (окончание Уругвайского раунда), то есть в 50 раз. При этом мировой ВВП вырос за тот же период лишь в пять раз1. Столь успешное развитие мировой торговли во многом способствовало достаточно быстрому по историческим меркам подъему разрушенных войной экономик Европы и Японии. Последующие годы вплоть до начала ХХ1 века были отмечены впечатляющим ростом экономик ряда развивающихся стран, в частности, в Юго-Восточной Азии. И в этом случае торговле принадлежала важнейшая роль - экономики стран указанного региона развивались во многом благодаря экспорту, для роста которого не было особых препятствий в условиях достаточно высокого уровня либерализации международной торговли, что явилось результатом и заслугой многосторонних торговых переговоров (МТП), проведённых в рамках ГАТТ/ВТО.
В создании ВТО по итогам торговых переговоров Уругвайского раунда участвовали более 120 государств, которые приняли и ратифицировали правовые документы раунда, являющиеся по сей день правовой базой ВТО. В истории международных отношений вряд ли найдётся другой подобный пример, когда бы при создании международной организации участвовало такое количество государств. Для сравнения: в Бреттон-Вудской конференции, учредившей МВФ и Всемирный банк, участвовали только 44 государства. Это обстоятельство даёт основания считать, что легитимность ВТО выше, чем у МВФ и ВБ.
Результатом Уругвайского раунда явилось создание универсальной основы и механизма для торговых переговоров на будущее. Впечатляющие достижения ГАТТ/ВТО оказали глубокое воздействие на позиции правительств стран, остававшихся к моменту образования ВТО вне рамок этого института. Притягательность ВТО для развивающихся государств и стран с переходной экономикой выразилась в возникновении в середине 1990-х годов ХХ века целой очереди из примерно 30 кандидатов на присоединение к организации.
1 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М. 2008. С.14.
Правила и механизмы
В сегодняшнем мире ВТО - одна из немногих международных организаций, которая действует на основе правил и при этом имеет реально действующие механизмы для их поддержания. Это касается прежде всего разрешения споров (Dispute settlement mechanism). Именно наличие этого уникального механизма в значительной мере способствовало созданию авторитета ВТО как эффективной организации, действующей на основе согласованных её участниками правил и способной обеспечивать урегулирование споров: с 1995 года по настоящее время рассмотрено более 400 спорных и конфликтных ситуаций между странами-членами1. Благодаря этому многие развивающиеся государства сумели добиться удовлетворения своих претензий к развитым. Другой механизм, обеспечивающий соблюдение "правил игры", - это механизм обзора торговой политики (Trade Policy Review Mechanism) или система мониторинга тор-гово-политического режима стран-членов, которая, кстати, оказалась весьма востребованной сейчас в условиях мирового экономического кризиса, когда понадобилось проводить мониторинг протекционистских мер.
Решения в ВТО, как и прежде в ГАТТ, принимаются путём консенсуса за некоторым исключением. Важно однако, что финальный результат в переговорах достигается по принципу "единой сделки" (Single Undertaking), чего не было в ГАТТ. Это означает, что каждый пункт повестки дня может вступить в силу только после того, как будет достигнута договоренность по всем её пунктам. Решения носят обязательный характер для всех членов организации.
Строгие и действенные правила и механизмы ВТО обеспечили ей успех и международный авторитет, но одновременно явились одной из причин кризиса торговых переговоров на современной этапе - переговоров Дохийского раунда, о чём речь пойдёт ниже.
Разумеется, правовой пакет ВТО с самого начала не был избавлен от недостатков - они состояли в его некоторой несбалансированности по линии "Север-Юг". Очевидные преимущества закреплялись за развитыми странами. Наиболее ярко это до сих пор проявляется в сфере сельского хозяйства, где применение субсидий развитыми странами значительно затрудняет производителям из бедных стран выход на мировые рынки. Задача усовершенствовав соглашений ВТО и исправления исторической несправедливости была возложена на новый раунд торговых переговоров - девятый по счету с момента создания ГАТТ или первый в рамках ВТО. Попытка начать его в 1999 году в Сиэтле провалилась. Сделать это удалось лишь в ноябре 2001 года на министерской конференции членов ВТО в столице Катара Дохе.
Однако компромисс между "богатым Севером" и "бедным Югом", позволивший начать переговоры, оказался недостаточным для успешного их продвижения: противоречия между развитыми и развивающимися странами стали глубже. Раскол произошёл по проблеме выбора тех направлений в деятельности ВТО, которые должны стать главными на ближайшее будущее. Если для развитых стран эти направления связаны с соглашениями в новых сферах, которые,
1 http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_e.htm
вероятно, пополнят правовой пакет ВТО (торговля и инвестиции, торговля и правила конкуренции, торговля и окружающая среда и др.), то, по мнению развивающихся стран, круг ведения ВТО должен быть по-прежнему ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в каком они уже включены в сферу её компетенции. Эти глубокие противоречия и обусловили тот глубочайший кризис переговоров Дохийского раунда, в котором они оказались уже в 2003 году и продолжают оставаться по сей день. Неверно, однако, полагать, что этот раунд вообще не дал никакого результата.
В повестке дня переговоров Дохийского раунда значилось с самого начала более 20 тем, которые взаимоувязаны по принципу "единой сделки". Однако среди них есть наиболее важные и чувствительные вопросы. Чтобы прийти к согласию по всем темам, необходимо, по выражению генерального директора ВТО Паскаля Лами, соорудить три "опоры" - найти решение по трём ключевым вопросам: аграрным субсидиям, тарифам на сельскохозяйственную продукцию и тарифам на промышленные товары.
После неоднократных срывов и пауз в переговорном процессе в Женеве на так называемой мини-конференции стран-членов ВТО, состоявшейся в июле 2008 года, был всё-таки выработан общий компромисс, основные элементы которого можно было считать вполне впечатляющими. Предполагалось, что Евросоюз соглашается на 80-процентное сокращение наиболее искажающих торговлю сельхозсубсидий, США, в свою очередь, снижают фермерские субсидии на 70%, устанавливая потолок в 14,5 млрд долларов (против нынешних 22 млрд долларов в год). ЕС также снижает импортные тарифы на сельхозпродукцию в среднем на 60%. Эти меры в принципе позволили бы развивающимся странам-производителям продуктов сельского хозяйства - в первую очередь таким как Бразилия - получить лучший доступ на рынки в развитых стран. В обмен та же Бразилия и другие крупные развивающиеся страны должны были понизить импортные тарифы на промышленные товары. Срыв произошёл из-за разногласий по вопросам скорее технического характера.
Отсутствие ожидаемого результата не приобрело бы столь драматической окраски, если бы не мировой экономический кризис, который быстро распространился по планете во второй половине 2008 года. Нарастание торгового протекционизма стало естественной реакцией государств на экономический спад и рост безработицы. Протекционистские меры дали многим повод говорить о том, что в условиях нынешнего кризиса правила ВТО якобы нарушаются в массовом порядке и сама организация не в силах сдержать данный процесс. На самом деле это не так.
ВТО против протекционизма
Растущий протекционизм стал предметом серьёзной озабоченности ВТО. Проведённый в организации в первом полугодии 2009 года мониторинг таких мер показал, что пока страны, прибегнувшие к повышению импортных таможенных пошлин, делали это в пределах дозволенного, то есть не превышая тех тарифных уровней, которые они имеют право устанавливать в соответствии с условиями своего членства. То же самое можно сказать и в отношении экспортных субсидий в сельском хозяйстве, которые пока не запрещены, и этим как раз
воспользовался ЕС в период кризиса. Иными словами, большая часть предпринятых мер не противоречит нормам ВТО и не выходит за рамки торговых соглашений, которые замышлялись в том числе для предотвращения полномасштабных торговых войн.
Последнее обстоятельство весьма важно, ибо свидетельствует о том, что кризис не только не снизил значимость норм и правил ВТО, но и продемонстрировал способность этой организации сдерживать его негативные эффекты. Как заявил П. Лами в апреле 2010 года, "Правила торговли оказали эффективное противодействие протекционистскому давлению"1. Это означает что ВТО способна осуществлять функцию глобального управления. Такая её способность неожиданно оказалось востребованной в период кризиса даже в иной, казалось бы, несвойственной этой организации сфере. Речь идёт о проблеме за-ниженности курсов некоторых валют, в частности, китайского юаня по отношению к американскому доллару. Неспособность МВФ решить данную проблему побудила некоторых экспертов предложить решать её в рамках ВТО, поскольку заниженность курса валюты есть не что иное, как частный случай протекционизма. А ВТО, полагают эти эксперты, умеет лучше добиваться испольнения своих решений, чем МВФ2.
Возвращаясь к традиционным торговым барьерам - тарифным, следует сказать, что согласно исследованиям ВТО, в случае, если государства решатся повысить ставки импортных тарифов до максимального уровня, допустимого по условиям их членства в организации, это будет равносильно удвоению в среднем тарифных барьеров по всему миру, в результате чего мировое благосостояние снизится на 350 млрд долларов. И наоборот: в случае снижения тарифной защиты при успешном завершении переговоров Дохийского раунда, суммарный доход участников мировой торговли возрастет на 150 млрд долларов. В этой связи, как было отмечено в выпущенном в феврале 2010 года совместном докладе ВТО-ОЭСР-ЮНКТАД3, лидерам стран 020 следует приложить максимум усилий для скорейшего завершения переговоров Дохийского раунда. О необходимости сделать это было, впрочем, ясно сказано ещё раньше - в финальном документе последнего саммита "двадцатки" в Питсбурге в сентябре 2009 года. И тем не менее, какого-либо прогресса на переговорах за последнее время не отмечено. В чем же причина?
Дефицит политической воли
Когда все высказываются за окончание переговоров раунда, но дело продолжает стоять на месте, это может означать одно: дефицит политической воли у главных игроков. Сегодня таковыми наряду с США и ЕС следует считать как минимум Китай, Индию, Бразилию. Разумеется, напрямую в дефиците политической воли никто никогда не признаётся. "Мы в полной мере готовы к завер-
1 M. Lamy evoque le «role essentiel» du commerce en periode de crise économique. Santiago. 15.04.10. http://www.wto.org/french/news_f/sppl_f/sppl153_f.htm
2 Слабый юань - всемирная проблема. http://www.slon.ru/articles/340118. 23.03.10.
3 OECD-WTO-UNCTAD. Report on G20 Trade and Investment Measures. Sept.2009 to Febr.2010.
шению раунда в 2010 году", - заявил в ходе дискуссии в рамках состоявшегося в последних числах сентября 2009 года ежегодного Общественного форума ВТО заместитель официального представителя США при штаб-квартире ВТО Дэвид Шарк. Принимавший участие в работе той же секции автор этих строк спросил американского чиновника: "Если нынешняя администрация уделяет столь серьёзное внимание вопросам торговли, то почему тогда нынешний президент в отличие от предшественника не обладает так называемыми полномочиями на быстрое ведение переговоров по вопросам торговли1, предоставляемыми конгрессом?" Ответ Шарка вызвал некоторое недоумение среди присутствовавших: вопрос, по его словам, пока неактуален, потому конгресс не занимается этим.
Не вдаваясь в детали, замечу, что данные полномочия для американского президента исключительно важны, что не раз подчёркивалось прежде высокопоставленными сотрудниками американской администрации. Именно их наличие у главы Белого Дома позволяет США реально осуществлять роль лидера на международных переговорах по торговле, что так необходимо сейчас для завершения Дохийского раунда. Однако в условиях мирового кризиса администрация Барака Обамы в течение всего 2009 года была серьёзно озабочена решением ряда сложнейших внутренних проблем, таких, как регулирование финансовых рынков, реформа здравоохранения и других. И торговля оказалась на тот момент не в верхней части списка приоритетов американской администрации.
Чтобы убедить конгресс в необходимости одобрения финальных шагов США в рамках Дохийского раунда, администрация Обамы должна представить палате представителей достаточно сбалансированный пакет, который бы снял у конгрессменов имеющиеся сомнения, убедив их в том, что уступки США в одних сферах (к примеру, снижение субсидий своим фермерам) будут компенсированы за счёт выигрыша в других (к примеру, облегчение доступа на рынок промышленных товаров других стран). А для этого, полагают американцы, потребуются определённые уступки со стороны Индии, Бразилии и Китая. Это и обуславливает очередную серию требований американской стороны к развивающимся странам о либерализации их рынков. Последние реагируют на нынешнюю позицию Соединённых Штатов с нескрываемым возмущением. Так, представитель Южной Африки в ВТО Ф. Исмаил прямо упрекнул США в начале апреля 2010 года в том, что, оставаясь ведущим игроком в торговых переговорах, они в то же время демонстрируют отсутствие воли работать на основе общепринятых многосторонних соглашений ВТО2. Впрочем, справедливость упреков в адрес Вашингтона вынужден признавать и сам представитель США на торговых переговорах Рон Кирк, заявляя, что мир начинает думать, что Соединённые Штаты не проявляют интереса к завершению Дохийского раунда и это подрывает доверие к Вашингтону . Дополнительным подтверждением этому стало явно затянувшееся утверждение Сенатом (на апрель 2010 г.) кандида-
1 Полномочия на (быстрое) ведение торговых переговоров - Trade promotion authority or Fast track Trade promotion authority.
2 Long stalemate ahead for WTO talks. Asia News Network - Apr 04ю 2010.
3 Deal in WTO Doha round doubtful in 2010: Kirk. Reuters. Tue Mar 9. 2010.
тур чиновников аппарата Кирка, что уже начало осложнять полноценное участие США в ведущихся в Женеве торговых переговорах.
Заминкой Вашингтона немедленно воспользовался Евросоюз. "Мы не несём ответственности за то, что происходит" (на переговорах Дохийского раунда. -Прим. авт.), заявил в марте 2010 года торговый комиссар ЕС Карел де Гюхт, добавив, что мяч теперь находится на стороне США1. Как полагают в Евроко-миссии, необходим некий импульс в переговорах, чтобы началось дальнейшее движение, и такой импульс должен исходить от Соединённых Штатов. Но вместо того чтобы ясно заявить о своих намерениях, Вашингтон, по мнению Брюсселя, бездействует.
Из создавшейся на переговорах Дохийского раунда ситуации, европейцы, похоже, стремятся выжать для себя максимум преимуществ. Поэтому одновременно с критикой американцев тот же де Гюхт заявляет о невозможности дополнительных уступок со стороны Евросоюза в области сельского хозяйства, подчёркивая, что ЕС уже сделал максимум возможного в 2008 году, что и обеспечило, с точки зрения Брюсселя, тогдашний прорыв на переговорах.
Что касается Китая, неуклонно продолжающего свой экономический рост и в период кризиса, то от него действительно ожидают дополнительных уступок в торговле, которые могли бы дать важный импульс завершению Дохийского раунда. Однако Пекин дает понять, что его страна пошла на достаточные уступки при присоединении к ВТО и пока не готова двигаться дальше.
Мировой кризис, как было отмечено, нанёс ощутимый удар по мировой торговле. Вместе с тем он резко повысил значение торговых переговоров, в особенности для развивающихся стран. Ибо они, в отличие от развитых, не располагают теми внушительными государственными средствами, которые позволяют бросить спасательный круг национальному бизнесу. Поэтому торговля для них чуть ли не единственный путь к выживанию. Показательным подтверждением тому стала инициатива группы развивающихся стран на саммите 020 в Питсбурге. Выступивший от её имени президент Бразилии Луис да Силва предложил в кратчайшие сроки завершить Дохийский раунд. Подобная инициатива вряд ли могла появиться до кризиса.
Итак, к маю 2010 года в переговорах Дохийского раунда фактически сложилась патовая ситуация. На высоком уровне (саммиты 020) все основные участники переговоров заявляют о безусловной решимости завершить Дохийский раунд в 2010 году, однако эти громкие заявления пока не воплощаются в конкретные дела. Странам-участницам раунда стоило немалого труда выработать в 2001 году устраивающую всех повестку дня. На сегодняшний день, по оценке П. Лами, пройдено 80% пути. Соответственно, остается лишь 20%, но они представляются более сложными, чем пройденные 80%.
Помимо существующих между странами противоречий, достижение конечного результата осложняется упомянутым выше принципом "единой сделки", в соответствии с которым все участники переговоров должны принять полностью весь пакет договоренностей. В этих условиях отдельные государства активизировали заключение региональных торговых соглашений. Так, Евросоюз в марте
1 EU Trade Chief Says U.S. Must Make First Move to Restart Doha Round. Reuters. 23.03.2010.
2010 года заключил соглашение о зоне свободной торговли с Колумбией и Перу, а в октябре планирует подписать аналогичный документ с Индией.
Однако при этом все понимают, что региональные договоренности, число которых неуклонно растет, не могут быть полноценной альтернативой многосторонней торговой системе. Фрагментация торговли неизбежно влечет за собой создание поводов для конфронтации и национализма. Отсюда и целью конкуренции может стать не либерализация, а дискриминация. Региональный формат не может обеспечить столь эффективный механизм разрешения споров, каковым обладает многосторонняя система. Следовательно, рискует пострадать принцип верховенства закона. Есть ли выход из нынешней ситуации на переговорах Дохийского раунда?
Возможные варианты
Как полагают эксперты торговой политики, в этом плане можно анализировать три сценария1.
Первый - это отказ от переговоров раунда. Он влечет за собой лишь негативные последствия: удар по уже сформировавшейся атмосфере доверия, постепенный отход от выполнения достигнутых договоренностей, рост протекционизма, дальнейшее распространение региональных торговых соглашений с их негативным эффектом, наконец, снижение роли и авторитета ВТО. Такое развитие событий невыгодно никому, особенно развивающимся странам, поэтому этот сценарий лишён какой-либо привлекательности.
Второй - временная приостановка переговоров. Данный сценарий также представляется трудно реализуемым, ибо его осуществление означалоо бы не только роспуск переговорных команд, но и утрату столь ценного для такого рода переговоров общего понимания состояния торговых потоков в мире и особенностей связанной с ними торговой политики, проводимой участниками. Все это в итоге делает весьма сложной задачу возобновления переговоров позднее.
Наконец, третий сценарий - так называемый Облегчённый вариант Дохи (Doha light). Сценарий предполагает отложить до лучших времен особо сложные вопросы, по которым трудно договориться. Иными словами, речь идёт об известных проблемах торговли сельскохозяйственной продукцией, а также о доступе на рынок промышленных товаров. Но без договоренностей по этим ключевым вопросам исчезает сама база для финальной сделки Дохийского раунда. Вслед за снятием с повестки этих вопросов будет подорвана основа и для решения остальных: торговли услугами, совершенствования антидемпинговых процедур и пр.
С инициативой пересмотра повестки переговоров Дохийского раунда и выбора одного из двух решений - "облегчённого варианта" или, наоборот, более амбициозного, - выступил в апреле 2010 года Евросоюз. В ответ глава ВТО П. Лами разъяснил, что пересмотр повестки раунда был бы чрезвычайно сложным мероприятием, а "облегченный вариант Дохи" вряд ли стал бы приемлемым для развивающихся стран, которые ожидают от раунда установления более справедливых условий торговли.
1 Doha deadlock continues. Oxford Analytica. 15.04.2010.
В качестве одной из опций "облегченного варианта" рассматривается разделение повестки раунда на два этапа. На первом предлагается сосредоточиться на вопросах упрощения процедур торговли (сокращение числа формальностей при пересечении товарами границы, уменьшение времени портовых процедур и т. д.), а также на снятии всех таможенных пошлин и квот в отношении импорта из наименее развитых стран. И то, и другое послужило бы интересам беднейших стран, и достигнутое по ним соглашение могло бы увеличить доверие среди участников переговоров и, следовательно, создало бы хорошие предпосылки для следующего этапа - решения основных вопросов Дохийской повестки. Однако при всей своей логичности и обоснованности данная опция остаётся не очень вероятной для реализации, ибо требует ревизии утверждённой ещё в
2001 году повестки дня Дохийского раунда.
* * *
Какая же перспектива в обозримом будущем может ожидать Дохийский раунд, оказавшийся в патовой ситуации, и как это скажется на самой ВТО? Выход из ситуации найдётся, видимо, лишь тогда, когда нынешний экономический кризис перестанет оказывать на участников переговоров сдерживающее воздействие, то есть после того, как произойдёт заметное улучшение экономического климата. При этом, несмотря на кризисное состояние самого Дохийского раунда, реальной опасности его окончательного срыва всё-таки нет, поскольку существует политически продекларированное желание основных участников мировой торговли завершить его в возможно более короткие сроки. Любые сценарии, как мы видели, кроме продолжения переговоров, не отвечают интересам их участников.
Риски протекционистких действий, пока продолжается кризис, сохраняются, однако они вряд ли будут выходить за рамки известных ограничений, обусловленных обязательствами государств в рамках ВТО. Кроме того, прошедший период кризиса наглядно показал эффективность правил ВТО, выполняющих сдерживающую функцию в условиях протекционистского давления.
Действенность правил ВТО может способствовать развитию тенденции их использования для решения вопросов, формально находящихся за пределами сферы её юрисдикции. В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы вытекают из роста авторитета ВТО, когда её правила и механизмы пытаются использовать для решения вопросов, входящих в компетенцию других институтов. Однако такая практика имеет свои риски, так как правовая база ВТО пока не содержит необходимых для подобной работы юридических положений.
Вместе с тем в посткризисный период вероятно включение в повестку последующих переговоров в рамках ВТО некоторых вопросов, касающихся новых сфер, которые были обозначены выше. В этом, в частности, заинтересован Евросоюз и другие развитые страны. Что касается России, то она должна как можно скорее обрести членство в ВТО с тем, чтобы принимать участие в формировании новых правил этой организации.