ИСТОМИНА Наталья Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-47 e-mail: [email protected]
ШАХОВА Екатерина Андреевна
Ассистент кафедры финансовых рынков и банковского дела
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-15 e-mail: [email protected]
Вступление Российской Федерации в ВТО: экспертные оценки последствий для страхового рынка (национальный и региональный аспекты)
Ключевые слова: Российская Федерация; ВТО; страхование; страховой рынок; развитие; регион.
Аннотация. Отмечается, что вступление Российской Федерации в ВТО продолжает оставаться предметом дискуссий с точки зрения его вероятных последствий для различных сегментов экономики, в том числе для страхового рынка. Обобщаются экспертные мнения по данному вопросу, дается авторская оценка направлений развития страхового рынка в условиях вступления нашей страны в ВТО.
Определенность, возникшая в связи с ратификацией Государственной Думой итоговых документов о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), придает особую значимость активно обсуждаемым в научном экспертном сообществе вероятным последствиям вхождения нашей страны в мировые стандарты и правила совершения сделок. На современном этапе уже не рассматривается вопрос о том, стоит или не стоит принимать всемирные правила игры; важно определить, как изменятся различные сегменты экономики Российской Федерации в будущем, какое влияние вступление в ВТО будет иметь на региональные экономики субъектов Федерации.
Функционирование национального и региональных страховых рынков в условиях реализации требований ВТО (с учетом принятых Российской Федерацией процедур и параметров доступа иностранных субъектов страхового дела на российский рынок) заслуживает особого внимания, поскольку собственно страхование в любой стране имеет две стороны, два аспекта влияния на социально-экономические процессы.
Во-первых, страхование - это вид предпринимательской деятельности, который обеспечивает покрытие убытков крупных, средних и небольших предприятий в различных кризисных ситуациях, т. е. создает основу для стабильной деятельности экономических субъектов. Устойчивость страхового рынка - это устойчивость промышлен-
© Истомина Н. А., Шахова Е. А., 2012
ности, торговли, транспорта, это предсказуемость развития экономических процессов. Принципиально важно при любых изменениях внешних факторов не допустить развала страхового рынка, увеличения количества спорных ситуаций.
Во-вторых, страхование играет важную роль в обеспечении социальной стабильности в обществе и является определенным индикатором доверия населения к органам государственной власти. Если гражданин имеет возможность, уплатив страховой взнос, получить выплату при наступлении неблагоприятного события, если не происходит массовых банкротств страховых компаний, то в целом уровень доверия населения через страховые компании к финансовой политике государства растет, формируется благоприятный социальный климат. Если государство не может создать условия, при которых на рынке будут работать действительно устойчивые и платежеспособные страховые компании, если гражданин не может получить то, что ему положено по закону и по договору страхования, в обществе накапливаются кризисные социальные тенденции.
Итак, если оценивать вероятные последствия вступления России в ВТО для национального страхового рынка и региональных страховых рынков, то прежде всего следует обратить внимание на сценарные варианты, предложенные рейтинговым агентством «Эксперт» [1]. Независимо от сценария, специалисты сходятся во мнении, что «наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат в сегменте страхования рисков иностранных компаний, работающих в России, а также на только формирующемся рынке страхования жизни» [1].
Сценарий № 1
В Российской Федерации будет сформирован сильный страховой рынок до прихода филиалов иностранных компаний. «После либерализации рынка доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах стабилизируется на уровне 50%, а в десятке лидеров страхового рынка будут присутствовать 5-6 национальных компаний»
С точки зрения глобальных национальных интересов этот сценарий является наиболее предпочтительным, так как позволит сохранить и укрепить российскую субъектную составляющую страхового рынка. Страховые компании, созданные в РФ и зарегистрированные в нашей стране, формируют общий имидж страхования как отрасли экономики и способа защиты интересов физических и юридических лиц. Российские страховщики наиболее полно учитывают многочисленные национальные особенности как при ведении бизнеса, так и при осуществлении расходов и формировании накоплений физическими лицами.
С позиции развития региональных страховых рынков в рамках первого сценария также удастся наиболее осторожно перевести страховые процессы на новые рельсы, обусловленные требованиями ВТО. Особенностью многих территорий РФ, прежде всего отдаленных от центральной России, является стремление сохранить сложившийся уклад жизни, а также сложное отношение к любым трансформациям (особенно к активной работе иностранных организаций). Если ведущие страховые компании России известны в каждом регионе, многие из них - в каждом населенном пункте, то представляется практически невозможным убедить страхователей, особенно граждан, массово перейти к заключению договоров с иностранными компаниями. В этом случае собственно страхованию как элементу российской экономики может быть нанесен значительный ущерб.
Отметим, что уже в настоящее время за многими российскими страховыми компаниями стоят активные игроки мирового рынка страхования (за исключением некоторых японских и американских компаний) [1]. Тем не менее внешнее «лицо» ведущих страховых компаний нашей страны все-таки является российским, что подтверждает высокую значимость национальной составляющей в страховой деятельности.
Сценарий №2
«Постепенное выдавливание с рынка национальных игроков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность... Рыночная доля иностранцев будет колебаться от 60 до 70%, а в десятке лидеров страхового рынка будут преобладать иностранные компании»
Несмотря на то что вступление любой страны в ВТО предполагает снижение требований национального законодательства к субъектам экономической активности зарубежных стран, сохранение национальных позиций, умелое лавирование в рамках жестких стандартов ВТО является признаком грамотной государственной политики и наблюдается практически во всех странах. Поэтому данный сценарий (как и сценарий № 3) для национального страхового рынка означает прежде всего потерю независимости (пусть зачастую в плане имиджа и престижа, а не в финансовом отношении). Если российские страховые компании по разным причинам (даже объективным - вследствие нехватки финансовых ресурсов, неубедительной стратегии развития и пр.) не предпримут должных усилий по наращиванию финансовой мощи, разработке и реализации программ повышения конкурентоспособности, российский страховой рынок будет в меньшей степени российским. Какие новые стандарты и правила игры повлечет за собой приход иностранных компаний? Какие ниши рынка они займут изначально и какие попытаются занять в будущем (в том числе через лоббирование изменений законодательства)? Как изменится соотношение страховых взносов и выплат? Вот вопросы, ответы на которые будут ждать страхователи, вот от чего будет зависеть объем финансовых потоков на рынке.
Для региональных страховых рынков уход части национальных компаний и усиление роли иностранных страховщиков будет, безусловно, означать уменьшение поступлений страховых взносов за счет той категории страхователей, которая традиционно взаимодействовала с известными и давно работающими на рынке российскими компаниями.
Однако следует обратить внимание на то, что в российской экономике есть достаточно большое количество видов сделок и финансовых схем, требующих от их участников заключения договоров страхования как обязательного условия реализации той или иной схемы (сделки). В частности, речь идет об ипотечном кредитовании, кредитовании для покупки автомобиля, заключении крупного договора на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и т. д. Если экономический интерес от реализации сделки (финансовой схемы) для субъекта является значительным, то, поскольку заключение договора страхования является обязательным, страхователь будет вынужден обращаться к тем компаниям, которые присутствуют на рынке - российским или иностранным. Таким образом, для получения страховой услуги не будет иметь значения, резидентом какой страны является выбранный страховщик.
Существует экспертное мнение, что в процессе активной борьбы иностранных и российских страховых компаний в каждом регионе за крупные предприятия и занятое на них население именно иностранные страховщики, обладающие значительными инвестициями, займут в этой части страхового рынка лидирующие позиции [2]. Если более качественные страховые продукты будут предоставляться как физическим, так и юридическим лицам иностранными страховыми компаниями, страхователи в меньшей степени будут руководствоваться необходимостью сохранения национальной самодостаточности на рынке страхования, а в большей степени - своими экономическими интересами.
Последствия ухода с рынка части российских компаний, особенно регионального масштаба, можно оценить также следующим образом. Современные схемы взаимоотношений субъектов экономической деятельности (предприятий, организаций) и органов государственной власти регионов, органов местного самоуправления предполагают участие субъектов бизнеса в разнообразных региональных и муниципальных
программах, например, в премировании или предоставлении стипендий студентам вузов и колледжей, проведении конкурсов, олимпиад и конференций, оказании спонсорской помощи социальным учреждениям и т. п. На эти цели страховые компании выделяют ежегодно определенные средства. Если на региональные рынки на место национальных компаний будут постепенно заходить иностранные страховщики, то возникает вопрос: насколько быстро они смогут принять устоявшиеся правила игры и захотят ли их принять? В случае независимой финансовой политики иностранного страховщика органы государственной власти региона и органы местного самоуправления могут воспользоваться административным ресурсом и перенаправить потоки (связанные с уплатой страховых взносов за счет бюджетных средств) в те национальные компании, которые будут работать на рынке (это же будет рекомендовано сделать и предприятиям, работающим в регионе), а также создать иные разнообразные препятствия в деятельности. Таким образом, экономической целесообразности работать в соответствующем регионе у иностранного страховщика не будет.
Сценарий № 3
В рамках данного сценария предполагается «переход страхового рынка под контроль иностранных структур... Сценарий возможен, если на законодательном уровне для иностранных компаний будут созданы существенные преференции. В этом случае рыночная доля иностранцев может достигнуть 80%, а в топ-10 российского страхового рынка останется лишь 2-3 национальные страховые компании» [1].
Практически всеми экспертами отмечается, что реализация данного сценария в нашей стране невозможна. Во-первых, на рынке присутствует значительное количество крупных национальных страховщиков. Во-вторых, иностранные субъекты страхового дела, будучи уже в достаточной мере представлены в российских компаниях, не станут стремиться позиционировать себя отдельно, так как это может привести к дополнительным затратам и потере прибыли. В-третьих, администрации субъектов РФ, местные администрации вместе с органами государственной власти РФ будут контролировать возникновение любых законодательных новаций, которые могут ухудшить положение российских компаний.
Таким образом, вероятность наступления в России сценария № 1 и частично сценария № 2 является наиболее высокой. Однако существует ряд проблем, которые должны быть решены российскими страховыми компаниями, чтобы в большей степени приблизить реалии страхового рынка к сценарию № 1. Эти проблемы отмечены в ежегодном докладе компании КРЫС «Рынок страхования в России - 2012: в поисках рентабельного роста».
Во-первых, недостаточные вложения в развитие ИТ-систем. «Инвестирование в ИТ-системы - приоритетное условие для успешного развития страхового бизнеса, однако очень немногие компании планируют существенно увеличить инвестиции в ИТ, предпочитая пользоваться имеющимися технологиями» [3]. Финансовые возможности и уровень развития информационных технологий у зарубежных страховых компаний весьма значительны, поэтому российским страховщикам нужно уже сейчас работать в этом направлении, чтобы не утратить собственных позиций.
Во-вторых, «чрезмерно высокие затраты на ведение дела ... которые оказывают серьезное давление на рентабельность бизнеса» [3]. По мнению экспертов, при высоких затратах и ограниченных темпах роста объемов страховых премий растет убыточность отдельных направлений страхового бизнеса. Большинство компаний использует для снижения затрат на ведение дела достаточно типичные способы, не связанные с развитием информационных технологий или аутсорсинга, прежде всего, практикуется сокращение персонала [3]. Однако рост производительности может быть достигнут в большей степени именно за счет перечисленных способов и в целом через совершенствование инфраструктуры страхового бизнеса.
Таким образом, перспективы развития страхования в России на национальном уровне и в каждом субъекте РФ в переходный период до 2021 г. связаны с активной работой национальных страховых компаний по решению проблем, препятствующих максимально быстрой и эффективной адаптации к деятельности в условиях конкуренции с иностранными страховщиками. Безусловно, сократится количество страховщиков в целом, прежде всего за счет ухода с рынка региональных компаний (процессы слияния, поглощения более крупными игроками рынка и пр.). По прогнозам экспертов компании «Росгосстрах», в период с 2012 по 2015 г. будут иметь место высокие темпы роста страховой отрасли: 2012 г. - 26%; 2013 г. - около 20; 2014-2015 гг. - около 17% [4]. Следовательно, страховой рынок Российской Федерации имеет все шансы для мобилизации, ликвидации «слабых мест», усиления конкурентных преимуществ, что должно способствовать эффективной работе в условиях вступления нашей страны в ВТО.
Источники
1. Последствия вступления в ВТО для российского страхового рынка: Стратегия 2021. Режим доступа: www.raexpert.ru/researches/insurance/entry_into_wto.
2. Рыбаков С. И. Вступление России в ВТО и перспективы отечественного страхования. Режим доступа: http://www.insur-info.ru/analysis/404.
3. Рынок страхования в России - 2012: в поисках рентабельного роста. Режим доступа: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_ FS_3r.pdf.
4. Оценка развития рынка страхования России до 2015 года. Режим доступа: http:// www.rgs.ru/media/Analitika/Insurance_matket_2015.pdf.