>5 5
5
I-
а
5 и
НЕТ ОРУЖИЯ БОЛЕЕ СИЛЬНОГО, ЧЕМ ЗНАНИЕ.
максим горький
Вступление России в ВТО: последствия для Беларуси
В конце декабря президентами Беларуси и России Александром Лукашенко и Дмитрием Медведевым подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО. Незадолго до этого, в ноябре 2011 г., президенты Беларуси, России и Казахстана по итогам трехсторонней встречи в Москве подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу объединения - Единому экономическому пространству (ЕЭП).
Анатолий Ильин,
профессор Белорусского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, профессор
Сергей Касько,
консультант Министерства сельского хозяйства и продовольствия
В документе отмечается, что интеграционное строительство отвечает интересам трех стран, способствует решению общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.
В декларации отражено предложение нашей республики о возможном создании совместных транснациональных корпораций для углубления производ-
ственной специализации и кооперации, что очень важно для машиностроения Беларуси; стремление к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами и международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на образование общего экономического пространства. Кроме того, констатируется стремление сторон к завершению до 1 января 2015 г. кодификации международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и к созданию на этой основе Евразийского экономического союза.
С целью обеспечения функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию, которая впоследствии станет преемницей Комиссии Таможенного союза. В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). В декларации подтверждается важность присоединения к ней всех трех стран. Следует отметить, что протокол о присоединении России к ВТО подписан, осталось выполнить несколько формальных
АНАЛИЗ |
процедур. Что касается Беларуси, то ей в вопросе вступления в ВТО предстоит оценить все за и против.
Всемирная торговая организация является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность в 1995 г. Она призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы стали правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, контроль за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом контролирует более широкий спектр торговых операций, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, структура в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации имеет большие полномочия. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающие правила ВТО: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных
и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами - учредителями организации стали все договаривающиеся стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам, ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства, из которых только 25 стали новыми членами: Эквадор, Бол-
гария - 1996 г., Монголия, Панама - 1997 г., Киргизия - 1998 г., Латвия, Эстония -1999 г., Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия - 2000 г., Литва, Молдова, Китай - 2001 г., Тайвань - 2002 г., Армения, Македония - 2003 г., Непал, Камбоджа - 2004 г., Саудовская Аравия - 2005 г., Вьетнам, Тонга - 2007 г., Украина, Кабо-Верде -2008 г. Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО, подавляющее большинство из которых, в том числе Россия, Казахстан и другие государства СНГ, находятся на различных стадиях присоединения к организации.
Стимулом для вступления в ВТО являются следующие преимущества:
• получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
• устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
• возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических
интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны - члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений включает более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются следующие:
• многосторонние соглашения по торговле товарами. Сюда входят: Генеральное соглашение о тарифах в торговле (определяет основы режима торговли товарами, права
и обязательства членов ВТО в этой сфере); Соглашение по сельскому хозяйству (предусматривает особенности торговли сельскохозяйственными товарами и меха-
к
главная цель вто состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции
и
синергия знаний
низмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе); Соглашение по текстилю и одежде (регулирует торговлю текстилем и одеждой); Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (предписывает условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля); Соглашение по техническим барьерам в торговле (устанавливает стандарты, технические регламенты, процедуры сертификации); Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции); Соглашение по процедурам импортного лицензирования (отражает процедуры и формы лицензирования импорта); Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (устанавливает условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием) и др.;
• генеральное соглашение по торговле услугами (предусматривает основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере);
• соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (определяет права и обязательства членов ВТО
в области защиты интеллектуальной собственности);
• правила и процедуры разрешения споров (установление условий и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО);
• механизм обзоров торговой политики (определяет условия и общие параметры торговой политики членов ВТО);
• необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения: Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (содержит обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе); Соглашение по правительственным закупкам (определяет процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд).
Помимо указанных МТС в ВТО имеется ряд других договоренностей, формулирующих дополнительные условия и правила. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов
Всемирной торговой организации составляет 30 тыс. страниц.
Существуют также так называемые тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», «гармонизация торговли химическими товарами», «текстильная гармонизация»), участники которых (в основном развитые государства) берут на добровольной основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка.
Пакет документов ВТО не является догмой - неизменными остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО. Для разрешения возникающих проблем постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их импле-ментации, тенденций развития мировой торговли, в ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов.
После вступления России во Всемирную торговую организацию в нашей стране создается непростая экономическая ситуация: ограничения ВТО автоматически распространяются на отечественных товаропроизводителей, но преимущества, которые дает членство в ВТО, будут им недоступны, в то время как их получение является первопричиной присоединения всех государств к ВТО. Участие Беларуси в ВТО предоставляет следующие привилегии:
• лучшие по сравнению с существующими условия для выхода белорусской продукции на иностранные рынки;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций как результат приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для белорусских инвесторов в странах ВТО, в частности в банковской сфере;
• формирование условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции вследствие увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на белорусский рынок;
• участие в выработке правил мировой торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение международного имиджа Беларуси и др.
Участие России в ВТО позволяет нашей стране с ее помощью добиться наилучших условий присоединения. Достигнуть баланса прав и обязательств будет не просто, но без этого невозможен экономический рост и полноправное участие Беларуси в Таможенном союзе.
Преимущества вступления в ВТО доказывает не только тот факт, что все крупные торговые страны являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в государствах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Самую очевидную выгоду от свободной торговли получает потребитель - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Они за 50 лет существования организации стали ниже, чем были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате дешевеют не только импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии и количественные ограничения импорта в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты национального рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 млн фунтов в год больше за одежду из-за торговых барьеров на ввоз текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 млн канадских долл.
Мировой опыт экономического развития показывает, что либерализация торговли в долгосрочной перспективе ведет к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в короткий срок потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными практически неизбежны. Протекционизм не может
48 НАУКА И ИННОВАЦИИ №1(107) Январь 2012
АНАлИз
решить эту проблему. Напротив, торговые ограничения барьеров вызывают снижение эффективности производства и качества собственной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС привела к созданию как минимум 300 тыс. новых рабочих мест. В экспортных отраслях США заняты не менее 12 млн сотрудников; в металлургии России из около 1 млн занятых 600 тыс. также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода, полученного за счет эффективной деятельности белорусских экспортеров, могут помочь Беларуси преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли. Нельзя не отметить тот факт, что либерализация в этой сфере позволяет снизить уровень коррупции, возникающей в связи с администрированием торговли, например нетарифным регулированием (квотированием) и т.п. Этому способствуют также прозрачность и единые правила торговли, эффективный механизм разрешения споров и т.п. Однако вступление в ВТО может иметь и негативные последствия: влияние торговой политики на государственную политику в целом, частичная потеря суверенитета, преследование коммерческих интересов может стать более приоритетной задачей, чем экономическое развитие, социальная политика, защита окружающей среды и т.п.
Изменение условий хозяйствования в Беларуси после вступления России в ВТО можно проиллюстрировать на следующих примерах. РФ взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Однако, как считают эксперты, фактическая поддержка АПК не уменьшится и в 2012 г. составит 9 млрд
долл., но к 2018 г. сократится до 4,4 млрд. Во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции Россия обязалась направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий и по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары с 10 до 7,8%. Средневзвешенная импортная пошлина на сельскохозяйственную продукцию будет уменьшена с нынешних 13,2 до 10,8%, на промышленные товары - с 9,5 до 7,3%. Объем поставки импортных товаров - более трети - будет убавлен с момента присоединения, еще четверть - спустя три года после него. Самый длительный переходный период-8 лет - установлен для мяса домашней птицы, 7 лет - для автомобилей, вертолетов и самолетов.
Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям. Они коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов. С 1 января 2020 г. РФ отменит квоты на импорт свинины и тримминга и введет на эти товары пошлину в размере 25%, сообщается в имеющемся в распоряжении «Интерфакса» докладе ВТо об обязательствах России по доступу на российский рынок товаров. В то же время квоты на импорт говядины и мяса птицы не отменяются.
Поскольку Беларусь специализируется на производстве и экспорте мясомолочной продукции и сахара, то изменения в этом секторе экономики будут наиболее чувствительными. Показательным примером является конъюнктура, складывающаяся на рынке свинины. Ее в 2010 г. Россия импортировала из третьих стран (кроме ТС) 642,1 тыс. т (квота 500 тыс. т). По различным оценкам, объемы в 2011 г. существенно не изменились, несмотря на относительно неплохие темпы роста производства свинины, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.
С момента присоединения России к ВТО квота на импорт свинины составит 400
тыс. т в год, в том числе. 30 тыс. т тримминга (ранее на 2012 г. планировалось 320 и 30 тыс. т соответственно). В рамках квоты пошлина будет нулевой, сверх квоты - 65%. В итоге цены на эти товары на российском рынке могут снизиться минимум на 10%. В настоящее время пошлина составляет 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, впоследствии будет снижена до 5%. А с января 2020 г. РФ отменит квоты на импорт свинины и введет на нее пошлину в размере 25%. В связи с этим существует крайне высокая вероятность получения значительных потерь российскими и белорусскими производителями.
Таким образом, условия вхождения Российской Федерации в ВТО в части договоренностей по мясной группе товаров несут очень высокие риски для животноводческой отрасли стран - участниц Таможенного союза. Практически не изменятся условия торговли говядиной, некоторые изменения потерпит рынок птицы, возможно замедление роста производства в отрасли. Самые негативные последствия могут вызвать снижение до нуля импортных пошлин внутри квот, до 5% пошлин на живых свиней. Поскольку свинина, птица и говядина представляют собой товары-субституты (заменители), то цена на мясо в целом формируется агрегированным спросом и предложением. При существенном увеличении предложения свинины, скорее всего, будет иметь место переток спроса с других сегментов рынка, прежде всего говядины, что, в свою очередь, снизит цену на нее и на птицу.
Чтобы сохранить и расширить отечественный экспортный потенциал в отрасли, необходимо в кратчайшие сроки скорректировать программы в области развития животноводства в пользу первоочередного выращивания крупного рогатого скота, определить экономически безопасные и эффективные объемы выращивания свинины, производства мяса птицы; поддерживать исключительно высокотехнологичные производства, которые в условиях острой конкуренции смогут обеспечить рентабельную работу.