ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО ДЛЯ АПК Е.Л. Золотарева, В.И. Векленко, Р.Е. Белкин
Аннотация. Рассмотрены цели и принципы функционирования всемирной торговой организации (ВТО) как международного института, этапы вступления в неё России, положительные и негативные аспекты присоединения, проблемы сельского хозяйства в связи с вступлением в ВТО.
Ключевые слова: ВТО, принципы деятельности, преимущества и потери, проблемы сельского хозяйства.
Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO)— международная организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является приемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации [1].
Основная идея - расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит выгоды и стабильность экономического развития всем странам и сохранение окружающей среды.
В 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка, наряду с упомянутыми организациями, предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).
В октябре 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 г.
Основные принципы ГАТТ:
1. Отсутствие дискриминации в отношениях стран-участниц;
2. Постепенное устранение импортных квот в международной торговле стран-участниц;
3. Постепенное снижение уровня импортных пошлин в международной торговле стран - участниц.
С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, нетарифных ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами (проведено 8 раундов, а с осенью 2001 г. в столице Катара был начат 9-й Дохийский раунд).
Наиболее успешным был Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 г. по 1994 г., В результате переговоров в 1994 г. в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО.
Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 г.), но и в связи с все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века -около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли.
В рамках Марракешского соглашения было принято также Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
ВТО функционирует с 1 января 1995 г. Цель деятельности ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров. Центральная задача - установление общих принципов международной торговли.
ВТО, также как и ГАТТ до него, свою деятельность осуществляет, основываясь на равных правах участников, взаимности, прозрачности. Работа ВТО опирается на следующие принципы.
Принцип наибольшего благоприятствования или принцип не дискриминации требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, были распространены немедленно и безусловно на аналогичные продукты.
Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам.
Принцип защиты национальной промышленности заключается в том, что защиту развития национальной промышленности страна может осуществлять, основываясь только на таможенных тарифах (пошлинах, налогах или других сборах).
Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами, которые должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.
Принцип содействия справедливой конкуренции запрещает экспортные и внутренние субсидии и демпинг, общее запрещение количественных ограничений импорта.
В качестве главных преимуществ стран при вступлении в ВТО является то, что ее члены пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами, получают возможность разрешения торговых противоречий и конфликтов. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства - члена ВТО. Конечные потребители в таких странах благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного использования доходов.
Крупные страны-импортёры, несомненно, получают выгоды от снижения торговых барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. Определённые преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, поскольку росту их внешней торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные этой организацией.
К потерям при вступлении в ВТО относится, прежде всего, сокращение доходов государственного бюджета вследствие снижения таможенных пошлин. Кроме того, для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требуются значительные капитальные вложения в производство и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка.
Процесс вступления России в ВТО начался с середины 1992 г., когда Россия стала наблюдателем при ГАТТ, формально унаследовав этот статус от распавшегося СССР, который в свою очередь приобрел его в 1990 г. В июне 1993 г. сделано официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ. В декабре 1994 г., после Уругвайского раунда ГАТТ, Россия внесла в секретариат ВТО официальную заявку на вступление во всемирную торговую организацию. 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию. 3 июля 2012 г. была завершена ратификация российским парламентом договоренностей о присоединении России к ВТО. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 г. [1].
В процессе переговоров Россией уже были снижены импортные ставки (за последние 10 лет - на 30%). По тарифным позициям, облагаемым пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%; в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%. В 2005 г. Правительство России обнулило пошлины на ввоз в страну 1200 видов высокотехнологичного оборудования (с первоначального уровня 5-15%).
Новые таможенные тарифы уже привели к неблагоприятным последствиям:
• общему ослаблению защищенности российской экономики;
• негативным социальным последствиям (поскольку таможенные ставки снизились в первую очередь для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости);
• сужению возможностей для осуществления дифференцированной промышленной политики (вследствие общего курса на выравнивание тарифных ставок). В результате Россия вступила в ВТО совсем не на тех условиях, которые были 10 лет назад.
Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность. После вступления России в ВТО начинает действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам» («зеленая», «голубая», «желтая»), в соответствии с которыми государство может в полной мере использовать только меры, предусмотренные «зеленой корзиной». Эти меры являются косвенными и направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно - консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. Поскольку в России поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически не осуществляется, то потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.
В рамках переговоров по вступлению России в ВТО основные дебаты проходили по мерам «желтой корзины», которые ориентированы на прямую господдержку сельского хозяйства. В итоге было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки в 2 раза - с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства, тем более что большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России.
ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. При этом необ-
ходимо учитывать, что российская государственная политика до настоящего времени не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей.
Особенно негативное давление под влиянием вступления России в ВТО, по мнению экспертов, испытают наиболее рентабельные и низкорисковые отрасли сельского хозяйства - свиноводство и птицеводство. Рентабельность данного бизнеса существенно сократится, компании будут вынуждены находить решения, необходимые для снижения издержек [2].
Социальная напряженность, которая может возникнуть в случае разорения большого количества малых и средних сельхозпроизводителей, представляет собой огромный риск для сельскохозяйственных регионов. Сама эта проблема напрямую не связана с ВТО, но дополнительное увеличение объемов импортного продовольствия, которое на равных будет конкурировать с продукцией крупных отечественных производителей, может подталкивать их к разорению.
Обязательства перед ВТО предусматривают:
- снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% должна снизиться пошлина на импорт живых свиней; увеличатся квоты, будут обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлины с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты будут снижены с 19,8% до 14,9%; на злаки - с 15,1% до 10%; на рыбу - с 10% до 3%;
- рост цен на минеральные удобрения, поскольку до вступления в ВТО многие российские сельхозпроизводители покупали минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 г. они вынуждены покупать их по мировым ценам, что ведет к повышению цен на 35-40%;
- отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам отечественной сельскохозяйственной продукции;
- обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий.
Суммируя все эти риски, специалисты прогнозируют, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб. Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25-40%, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 2030% российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.
Согласно прогнозу Российской ассоциации производителей сельхозтехники, фундаментальные изменения на рынке, будут способствовать росту доли импорта тракторов и комбайнов возрастет до 70% в общей структуре поставок уже к концу 2013 г., при существовавшей структуре - 50 и 50%.
Со вступлением России в ВТО ввозная пошлина на новую сельхозтехнику снизилась до 5%, а оговорка по мощности двигателя была снята. До 23 августа 2012 г. указанная пошлина составляла 15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя. С учетом новых условий иностранные производители получили значительные конкурентные преимущества. Следовательно, увеличение импорта будет в ближайшие годы более быстрым, нежели рост объема рынка, и в результате отечественный производитель будет терять рынок за счет более конкурентных по цене и качеству импортных поставок.
Вступление в ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем те, которые взяли на себя старые члены этой организации.
Правила ВТО не препятствуют созданию региональных торговых соглашений и союзов. Эффективность переговоров во многом зависит от солидарности
союзных государств. Процесс интеграции в СНГ идет довольно тяжело. По отношению к ВТО не была выработана согласованная позиция. При согласовании условий вступления в ВТО государства - участники СНГ действуют поодиночке, что делает их силы неравными. Анализ динамики сельского хозяйства и аграрного рынка этих стран не выявил позитивных изменений.
Основной проблемой сельского хозяйства, связанной со вступлением России в ВТО является снижение конкурентоспособности аграрного сектора России на внутреннем и внешних рынках (особенно, в первые годы после присоединения к ВТО), что обуславливает увеличение объемов импорта, потерю части внутреннего рынка, снижение доходов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продукции АПК в целом, разорение части производителей.
Для решения проблемы необходимы: адекватная государственная аграрная политика, ориентированная на эффективные меры содействия повышению конкурентоспособности продукции АПК, интеграция аграрных рынков государств - участников СНГ и формирование Общего аграрного рынка, повышение уровня и качества научного обеспечения процесса участия России в ВТО.
Однако мировой сектор АПК переживает период стабильно растущего спроса, роста инвестиций, направленных на хеджирование как рисков дефицита ресурсов, так и рисков, связанных с избытком денежного предложения на рынке, монетизацией долга, поэтому открытие границ для российского АПК является инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции.
Список использованных источников
1 Сайт Всемирной торговой организации http://www.wto.org.
2 Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // ВТО-информ. SBS, 2012.
Информация об авторах
Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-13.
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-13.
Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель учёной степени доктора наук ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.