Научная статья на тему 'Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп в колледже и когнитивное развитие: метаанализ»'

Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп в колледже и когнитивное развитие: метаанализ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖИ / МНОГООБРАЗИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ/МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / INTERETHNIC/INTERCULTURAL INTERACTIONS / HIGHER EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION / COLLEGES / DIVERSITY / COGNITIVE DEVELOPMENT / COGNITIVE INCLINATIONS / COGNITIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжакова Марина Вячеславовна

Резюмируются основные характеристики проведенного Н. Боумэном метаанализа публикаций, посвященных связи межэтнических/межкультурных взаимодействий в колледже с познавательными достижениями студентов: критерии отбора публикаций для анализа, выдвинутые автором гипотезы, обсуждение возможных предикторов величины рассматриваемого эффекта, значение полученных результатов для образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An opening comment on the article by Nicholas A. Bowman «College diversity experiences and cognitive development: A meta-analysis»

The article gives a summary of key features of N. Bowman’s metaanalysis which reveals how interethnic/intercultural interactions of college students are connected to their cognitive achievements: criteria for selection of publications which were then analyzed, hypotheses developed by the author, discussion of probable predictors of the effect size under consideration, implications of the findings for an educational practice.

Текст научной работы на тему «Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп в колледже и когнитивное развитие: метаанализ»»

М.В. Дюжакова

Статья поступила в редакцию в апреле 2013 г.

Аннотация

вступительный

комментарий

К статье НИКОЛАСА БОУМЭНА «опыт взаимодействия

С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ИНЫХ

этнокультурных групп в колледже

И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: МЕТААНАЛИЗ»

Резюмируются основные характеристики проведенного Н. Боумэном метаанализа публикаций, посвященных связи межэт-нических/межкультурных взаимодействий в колледже с познавательными достижениями студентов: критерии отбора публикаций для анализа, выдвинутые автором гипотезы, обсуждение возможных предикторов величины рассматриваемого эффекта, значение полученных результатов для образовательной практики.

Ключевые слова: высшее образование, поликультурное образование, колледжи, многообразие, межэтнические/межкуль-турные взаимодействия, когнитивное развитие, познавательные склонности, познавательные навыки.

Современная система образования в США построена на основаниях мультикультурализма (в российской науке утвердился термин «поликультурное образование»), одним из ключевых понятий которого является категория «многообразие» (diversity). Повышенное внимание к проблеме межэтнических/межкультурных взаимодействий обусловлено сложной, неоднозначной демографической ситуацией в стране, имеющей богатую историю выстраивания отношений одних народов с другими и продолжающей становиться все более этнически и культурно многообразной. Понятие «многообразие» американские исследователи распространяют не только на представителей разных этнических групп, но и на людей, различающихся по языку, религии, культуре, идеологии, дееспособности, социально-экономическому положению, полу, сексуальной ориентации и другим характеристикам. От содержательного наполнения этого понятия зависит обеспечение равных возможностей в получении образования для граждан Америки.

82

М.В. Дюжакова

Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия...

Л

Статья Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп в колледже и когнитивное развитие: метаанализ» посвящена исследованию влияния этнокультурного многообразия в колледже на образовательные достижения студентов.

Автор оппонирует политикам, утверждающим, что стимулирование расового многообразия в контингенте студентов и обеспечение высокого качества образования — конкурирующие приоритеты, так что попытки добиться первого, как правило, происходят за счет последнего. В целом в литературе прослеживается положительная связь между межэтническими/межкультурными взаимодействиями в колледже и достижениями студентов (например, [Gunn et al., 2004; Milem, Chang, Antonio, 2005]), однако некоторые ученые и политические активисты поставили под сомнение достоверность этих выводов (например, [Rothman, Upset, Nevitte, 2003; Wood, Sherman, 2001]).

Н. Боумэн показывает взаимосвязь между разного рода опытом межэтнического/межкультурного взаимодействия, получаемым студентами в колледже, и их когнитивным развитием, таким образом доказывая, что стимулирование расового многообразия в контингенте студентов не является фактором снижения качества образования в колледжах.

Заслуживает внимания методология данного исследования. Для систематического изучения связи межэтнических/межкуль-турных взаимодействий с когнитивным развитием применяется метод количественного метаанализа, позволяющий получить комплексный результат нескольких исследований для анализа поставленной проблемы.

Автор рассматривает три основных вопроса: существует ли вообще связь между межэтническими/межкультурными взаимодействиями и когнитивным развитием студентов; имеются ли существенные различия в оценке этой связи в разных работах; до какой степени характеристики исследования (т.е. рассматриваемые типы межэтнических/межкультурных взаимодействий, типы познавательных достижений и методология исследования) связаны с интенсивностью этой связи?

В исследовании выдвинуто несколько гипотез. Во-первых, предполагалось, что между межэтническим/межкультурным взаимодействием в колледжах и когнитивным развитием студентов существует положительная связь и что величина этого эффекта существенно различается в разных исследованиях. Далее, была выдвинута гипотеза, что эффект неформальных взаимодействий с сокурсниками из иных расовых (этнических) групп в среднем будет больше, чем эффект неформальных взаимодействий с представителями той же расы, отличающимися по социальному происхождению, половой принадлежности, религиозной конфессии или политическим убеждениям. Наконец, проверялась гипотеза о том, что исследования, использовавшие результаты опросов студентов

83

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

в качестве переменной результата, в среднем демонстрируют более высокую величину эффекта, чем те, в которых применялись лонгитюдные методы.

Анализ отобранных исследований взаимосвязи между межэт-ническими/межкультурными взаимодействиями в колледжах и когнитивным развитием студентов приводит автора к заключению, что в некоторых из них было выявлено, что межэтнические/меж-культурные взаимодействия сопровождаются существенным приростом познавательных достижений, в то время как в других обнаруженные эффекты оказались незначимыми. Н. Боумэн констатирует, что данных, позволяющих судить о том, почему исследования дают столь неоднородные результаты, очень мало. Он предполагает, что за такой разброс показателей могут быть ответственны три фактора: тип межэтнического/межкультурного взаимодействия, тип познавательного достижения и методология исследования.

Типы межэтнического/межкультурного взаимодействия характеризуются, во-первых, представленностью студентов иных этнокультурных групп в более многочисленных группах; во-вторых, частотой и качеством неформальных межэтнических/межкультур-ных взаимодействий вне занятий; в-третьих, частотой и качеством межэтнических/межкультурных взаимодействий, которые происходят во время занятий. Кроме того, межэтнические/межкультур-ные взаимодействия в аудитории автор подразделяет на полноценные теоретические курсы, в которых рассматриваются проблемы этнокультурного многообразия (курсы по гендерной психологии или этнические исследования), и одноразовые семинары (например, семинары или тренинги, развивающие уважение к другим расам или культурам). В целом, предполагает автор, полноценный учебный курс должен обеспечить гораздо более глубокое освоение проблем этнокультурного многообразия по сравнению с семинаром, однако семинары могут включать практический опыт взаимодействия с однокурсниками из других этнокультурных групп, который нельзя получить в формальном учебном курсе. Ситуации, которые сочетают получение новых знаний об иных этнокультурных группах с возможностью установления межличностных контактов с представителями иных этнокультурных групп, имеют более сильный эффект по сравнению с ситуациями, включающими только элемент просвещения. Это не значит, что межгрупповые контакты сильнее влияют на расовые предрассудки, чем получение знаний об иных этнокультурных группах или опыт совместного обучения; реальные межгрупповые взаимодействия, скорее, усиливают эффект просвещения. Основываясь на исследовании П. Гурин, автор делает вывод, что структурное этнокультурное многообразие не оказывает прямого положительного влияния на развитие студентов. Оно является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы преимущества опыта межэтнических/межкультур-ных взаимодействий реализовались в максимальной степени.

84

М.В. Дюжакова

Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия...

Л

Познавательные достижения (второй фактор из трех рассматриваемых в качестве возможных причин рассогласования в результатах разных исследований связи межэтнических/межкультур-ных взаимодействий и когнитивного развития), по Н. Боумэну, это то, как студенты думают (т.е. их познавательные навыки и склонности), а не то, что они думают (т.е. не их установки, убеждения и ценности). Познавательные навыки — это конкретные умения осмысливать и обрабатывать информацию; наиболее часто изучаемые познавательные достижения, относящиеся к этой категории, — навыки критического мышления и решения задач. Познавательные склонности — это не навыки или способности как таковые, а склонности к определенным типам или стилям мышления. Можно предположить, что познавательные склонности более пластичны, чем познавательные навыки, и если это так, то межэтнические/меж-культурные взаимодействия могут оказать на них более сильное влияние.

Третий фактор, который, возможно, обусловливает различия в результатах исследований, — их методология. При проведении качественного или количественного анализа опубликованных исследований автор должен принять решение, следует ли учитывать различия в качестве исследований и если да, то в какой степени. Широко распространенный подход заключается в том, чтобы включить в обзор все исследования, соответствующие критерию отбора, а затем провести анализ на предмет наличия связи между характеристиками исследования и величиной эффекта.

На основании предыдущих исследований, в которых сопоставлялись данные работ, построенных на разных методологических принципах, можно судить о том, что величина эффектов в исследованиях, основанных на опросах участников, в среднем выше, чем в лонгитюдных исследованиях; в исследованиях, построенных на наблюдениях, эффект обычно меньше, чем в рандомизированных экспериментах; исследования, в которых использовались контрольные переменные или парные выборки студентов, показывали меньшие значения величины эффекта, чем исследования, в которых такие методологические приемы не применялись.

Вслед за П. Гурин Н. Боумэн полагает, что именно такое учебное заведение, как колледж, имеет потенциальную возможность сыграть особенно важную роль в развитии студентов — по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, ранний период взрослости представляет собой ключевой этап, на котором формируется социальная и личностная идентичность. Во-вторых, многие средние школы в значительной степени сегрегированы, и многие учащиеся, пришедшие в колледжи, не общались ранее с людьми других расовых или этнических групп, так что неформальные контакты с ними или совместное обучение зачастую являются для студентов новым опытом. Согласно Ж. Пиаже, опыт, который является новым или противоречит сложившимся взглядам, создает возможности для когнитивного развития. Если впечатления от взаимодействия

85

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Л

не вписываются в систему убеждений индивида, он должен либо найти способ согласовать их со своими убеждениями и представлениями, либо изменить взгляды так, чтобы они соответствовали новой информации. Оба эти пути требуют познавательных усилий, а последние имеют потенциал серьезного влияния на то, каким образом индивид видит мир. Таким образом автор выстраивает последовательную цепочку: от межэтнического/межкуль-турного взаимодействия в колледже (неформальное или в рамках занятий) — к ощущению новизны или отличий от прежних взглядов — через осмысление, требующее усилий (состояние неравновесия), — к когнитивному развитию (познавательные склонности, познавательные навыки).

При отборе исследований для метаанализа применялись следующие критерии: а) участники исследования являлись студента-ми-бакалаврами или сообщали о своем опыте обучения в бакалавриате в США; б) хотя бы одна независимая переменная оценивала опыт межэтнического/межкультурного взаимодействия в колледже; в) зависимая переменная измеряла познавательные навыки или склонности; г) имелась статистика, отражающая величину эффекта.

Для проведения метаанализа использовалось иерархическое линейное моделирование (ИЛМ). Этот метод хорошо подходит для целей метаанализа, так как участники сгруппированы по исследованиям, а соответствующие эффекты могут возникать как внутри исследований, так и между ними. Результаты представлены в виде описательной статистики.

Проведенный метаанализ исследований дает веское подтверждение тому, что несколько типов межэтнических/меж-культурных взаимодействий — межличностные взаимодействия с представителями иной расы и с представителями собственной расы, отличающимися по социальному происхождению, религиозной конфессии, политическим убеждениям, учебные курсы и семинары по этнокультурному многообразию — положительно связаны с когнитивным развитием студентов. Важно, что одни типы межэт-нических/межкультурных взаимодействий стимулируют его более действенно, чем другие. Хотя курсы по этнокультурному многообразию, семинары на эту темы и взаимодействия с представителями собственной расы, отличающимися по социальному происхождению, религиозной конфессии, политическим убеждениям, также связаны с когнитивным развитием студентов, их эффекты существенно ниже, чем в случае межрасовых взаимодействий. Тот факт, что взаимодействия с представителями другой расы сильнее связаны с познавательными достижениями, чем взаимодействия со студентами той же расы, свидетельствует о продуктивности стимулирования расового многообразия в контингенте студентов с образовательной точки зрения.

Эти положительные эффекты очевидны не только для познавательных склонностей, но и для базовых познавательных навыков,

86

М.В. Дюжакова

Вступительный комментарий к статье Николаса Боумэна «Опыт взаимодействия...

Л

таких как критическое мышление и решение задач. Средняя величина эффекта для познавательных склонностей более чем вдвое превышает величину эффекта для познавательных навыков, и это соотношение сохраняется, даже если включить в регрессию параметры методологии исследования и типы межэтнических/меж-культурных взаимодействий. Связь между этнокультурными взаимодействиями и когнитивным развитием сохраняется независимо от того, каким образом измеряется результат и опубликовано ли соответствующее исследование в научном журнале.

Более сильное по сравнению с последующими влияние посещения первого курса по этнокультурному многообразию на познавательные достижения студентов согласуется с представлениями о стимулирующей роли новизны и интереса в когнитивном развитии. Курсы по этнокультурному многообразию в начале обучения с высокой вероятностью будут новыми для студента или будут отличаться от имеющихся у него представлений, а значит, спровоцируют переживание неравновесия, потребуют от него усилий по осмыслению нового опыта, т.е. целенаправленной мыслительной деятельности, и будут способствовать тем самым когнитивному развитию. Таким образом, предложив каждому студенту широкий выбор возможностей для межэтнических/межкультурных взаимодействий через учебные курсы, семинары, межличностную коммуникацию, колледж сможет поддержать у учащихся интерес, связанный с такими взаимодействиями, и стимулировать их когнитивное развитие.

Идея использовать этническое и социокультурное многообразие как один из факторов повышения познавательных достижений студентов является актуальной и для отечественных вузов. В российском обществе бытует мнение, что увеличение представительства в контингенте студентов разных национальностей, в том числе тех, для кого русский язык не является родным, снижает качество образования. Работа Н. Боумэна представляет значительный интерес с точки зрения изучения зависимости качества образования от опыта взаимодействий с представителями разных этносов и разных культур, который студенты имеют возможность получить в вузе.

Использование количественного метаанализа для систематического изучения взаимосвязей межэтнических/межкуль-турного взаимодействия с когнитивным развитием позволило автору достоверно убедиться в точности, многосторонности и глубокой аналитичности сделанных выводов. Безусловно, данный подход может как обогатить теорию и методологию исследования, так и дать богатый материал для образовательной практики.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.