Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1, Встреча в редакции
Встреча в редакции «ВЭПС»
Более полугода прошло после проведения в Казани Всероссийской научно-практической конференции «Межрегиональное взаимодействие и устойчивость российской экономики», материалы которой были опубликованы в нашем журнале1. Недавно в редакции «ВЭПС» состоялась встреча с организаторами и участниками этой конференции: Р.А. Шагее-вой - вице-президентом Экономического общества РТ, В.А. Мальгиным - доктором экономических наук, профессором кафедры экономической теории Казанского инновационного университета им. В.Г. Тими-рясова, Заслуженным деятелем науки РТ, В.В. Хо-менко - президентом Экономического общества РТ, вице-президентом Академии наук РТ, профессором, М.П. Посталюком - доктором экономических наук, профессором, зав. кафедрой экономической теории и инноватизации Университета управления «ТИСБИ», Главным редактором научно-информационного журнала «Вестник «ТИСБИ», В.И. Вагизовой - доктором экономических наук, профессором, зам. директора Высшей школы бизнеса Казанского (Приволжского) федерального университета, где они, отвечая на вопросы ответственного редактора «ВЭПС» В.А. Гуре-вича, поделились своими впечатлениями об итогах конференции, перспективах дальнейших научных исследований в контексте решения проблем кооперационного взаимодействия регионов России и устойчивости отечественной экономики.
В.А. Гуревич: Рауза Абдрахмановна, Вам пришлось непосредственно заниматься организацией этой конференции, как говорится, «от и до». Каковы ее итоги?
Р.А. Шагеева: Проведенная в сентябре 2016 г. в Казани Всероссийская научно-практическая конференция «Межрегиональное взаимодействие и устойчивость российской экономики» стала неординарным событием не только в научной жизни Татарстана, Поволжья, но и всей России. Конференция запомнилась его участникам прежде всего выступлением Советника Президента России Сергея Юрьевича Глазьева, одновременно являющегося вице-президентом Вольного экономического общества России и взаимодействующего с Экономическим обществом Республики Татарстан.
1 Журнал «Вестник экономики, права и социологии». - 2016. - № 4. Т. 2.
Актуальность проведения конференции, как ее изначально видели Академия наук Республики Татарстан и Экономическое общество Республики Татарстан - основные инициаторы и организаторы проведения данного форума, определялась снижением в течение длительного времени объемов межрегиональных связей, что обусловило локализацию отдельных территорий, постепенную экономическую дезинтеграцию единого государственного пространства. Восприятие данной ситуации закономерно обостряется в ситуации затяжной перманентной кризисной ситуации.
На конференции были обсуждены следующие проблемы:
• межрегиональное взаимодействие в системе скре-пов российского государства: баланс внешнеэкономических, межрегиональных и внутрирегиональных связей как элемент политической и экономической безопасности;
• прогнозные, организационно-программные и финансовые механизмы межрегионального взаимодействия;
• межрегиональные интеграционные ядра и региональная периферия в системе точечного федерального управления;
• межрегиональные финансовые трансферты: перспективные формы и эффективность;
• транснациональная транспортно-логистическая инфраструктура в системе обеспечения межрегиональных связей.
Было сделано много интересных докладов. Участникам конференции запомнились содержательные доклады вице-президента АН РТ, профессора В.В. Хо-менко, д.э.н., профессора В.Т. Волова (Самара), к.э.н., доцента Т.М. Гайноченко (Москва), к.э.н. А.А. Замкового (Москва), к.э.н. В.Л. Пуляевской (Якутск), д.э.н., профессора Е.Л. Андреевой (Екатеринбург) и др.
Реакция научной общественности, органов власти, представителей общественности и СМИ на научную дискуссию, которая проходила в процессе конференции, привела к пониманию:
- недостаточной концентрации внимания к соответствующему научному направлению;
- отсутствия у федеральных и региональных органов власти целостного видения существующего и перспективного контура межрегионального взаимодействия и механизмов управления им.
Одновременно были обозначены отдельные методологические и методические заделы, имеющие место в деятельности исследователей Академии наук РТ, К(П) ФУ, представителей Экономического общества РТ, Петровской академии наук и искусств, других научных и образовательных организаций Татарстана и России.
Результирующим итогом стало проведение по завершении конференции системы согласующих мероприятий по выделению в планах научных исследований академических и образовательных организаций республики мониторинга и прогноза межрегионального взаимодействия. По инициативе руководства Республики Татарстан, АН РТ, Вольного экономического общества России и Экономического общества РТ в 2017 г. в рамках подготовки к празднованию 100-летия Татарстана будет проведена очередная конференция, посвященная истории международных связей Республики Татарстан. Продолжается работа по определению организационной модели осуществления мониторинга и прогноза межрегиональных и международных связей в рамках Татарстана и регионов Приволжского федерального округа. Тем самым конференция послужила опорной точкой в развитии перспективного научно-практического направления, сопрягающегося с формированием общей концепции экономической безопасности российского государства.
В.А. Гуревич: Виктор Андреевич, каково Ваше мнение о конференции, ее итогах и перспективах решения поставленных там проблем?
В.А. Мальгин: Проведённая в Казани Всероссийская научно-практическая конференция «Межрегиональное взаимодействие устойчивость российской экономики» 13-15 сентября 2016 г., рассмотрела ряд важных проблем, касающихся повышения эффективности и устойчивости экономики России в условиях экономического кризиса
Вместе с тем, как нам представляется, участники конференции не уделили должного внимания месту и роли в формировании устойчивости российской экономики государственно-частного партнёрства. Именно оно, на наш взгляд, является самым перспективным направлением совершенствования инновационных отношений. При этом надо учитывать, что ГЧП может быть эффективным и принесёт определённый успех в том случае, если станет формироваться на следующих методологических принципах: а) экономического равноправия и ответственности; б) всестороннего учёта интереса всех участников проекта (принцип демократичности); в) селективности: ресурсы и их источники должны концентрироваться за счёт партнёрства власти и бизнеса по приоритетным направлениям экономического развития страны; г) стратегического целенаправления.
Формы ГЧП могут быть самыми разнообразными. Это зависит не только от особенностей экономики, политики разных стран, но и от множества других факторов. Одновременно важно подчеркнуть, что ГЧП имеет свои характерные черты, которые и позволяют
выделить партнёрство в самостоятельную экономическую категорию. Данная форма в настоящее время особенно эффективно используется в США. Интересен в использовании государственно-частного партнёрства и опыт Евросоюза. Основной особенностью развития экономики данных стран является поэтапный переход от «Европы - экономик этих стран к Европе - экономик регионов». Это подтверждает многообразие межнациональных (межстрановых) проектов. Таковыми являются ПНАРЕ, ТАСИС и др. проекты. Формы ГЧП могут быть самыми разнообразными.
Это зависит не только от особенностей экономики, политики разных стран, но и от множества других факторов.
Необходимо заметить, что в качестве одного из лидеров в развитии ГЧП в стране выступает Татарстан. В настоящее время в регионе на основе ГЧП работают: Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга», четыре индустриальных парка, Технополис «Химград», более 10 технопарков, шесть инвестиционных и венчурных фондов и др. Конечно, реальные потребности, связанные с повышением эффективности ГЧП в инновационной сфере, значительно выше. Государство должно одновременно проводить активную политику в такой сфере, как макроэкономическое регулирование (инфляция, валютный курс, платёжный баланс).
На наш взгляд, необходимо активнее формировать региональные центры ГЧП, развивать межрегиональные (региональные) инвестиционные центры корпораций и т.п. Сформированная институциональна структура будет определять как характер взаимодействия ГЧП, так и его эффективность.
В.А. Гуревич: Вадим Васильевич, прошло полгода, какова реакция на сформулированные в ходе конференции положения в отношении усиления позиций России и в ее составе Татарстана на трансформирующемся промышленно-кооперационном и транзитном евразийском транспортном пространстве, извлечения из этого географической ренты при одновременном стимулировании роста реальной экономики?
В.В. Хоменко: Ждать моментальной реакции не приходится. К сожалению, мышление часто бывает инерционным. В такой же форме зачастую пребывает и наша бюрократическая машина. С этим приходится считаться. Но обсуждение актуализированной на нашей конференции проблемы продолжается, в том числе в рамках работы «Круглых столов» Вольного экономического общества России и на ближайшее время, весной этого года запланирован еще ряд встреч на общероссийских и международных научных дискуссионных площадках, где
будут представлены ведущие специалисты системы государственного управления и реального сектора экономики. Так, например, актуальность приобретет вопрос курирования работы российского и казахстанского участков МТК «Европа - Западный Китай», в том числе на основе использования сконструированных «камазовских» грузовых моделей, использования газомоторного топлива и формирования общего объема перевозимых грузов на базе реализуемых линий как международной, так и общероссийской промышлен-но-торговой кооперации. В этом плане исходные посылы организации работы евразийских МТК неизбежно касаются взаимодействия федерального и регионального уровней управления. И я думаю, что они должны найти отражение в разрабатываемых мероприятиях деятельности Правительства РФ до 2025 г. Мощными «толчками сбоку» будут действия наших соседей - Китая, Ирана, инициирующие мощнейшие транзитные проекты, которые российская сторона вынуждена учитывать. Речь идет о строительстве канала из Персидского залива в Каспийское море, проекте «Шелковый ветер» и др., ряд из которых имеют характер вызова или упрека за нашу медлительность. ...Думаю, что контакт с китайской стороной будет полезен и с точки зрения обмена опыта по программированию территориально-кооперационного развития и межбюджетных отношений. Во всяком случае, бывшие проблемные районы Китая получают динамику развития большую, чем зачастую ее имеют более развитые центральные и восточные регионы. Вот обобщение соответствующего мирового опыта и адаптация его к российским реалиям с учетом достаточно многочисленных предложений, которые формулировала в разное время Республика Татарстан и ряд других передовых регионов России, составит направление дальнейшей работы в рамках данного проекта с использованием найденного достаточно удачного формата проведения соответствующих научных конференций.
В.А. Гуревич: Михаил Петрович, как член оргкомитета конференции, что Вы можете сказать о её организации и содержании? Что, на Ваш взгляд, удалось, а что нет? И какие в этой связи у Вас пожелания Экономическому обществу Республики Татарстан?
М.П. Посталюк: Известно не только татарстан-скому, но и российскому научному экономическому сообществу, что локомотивом подобных мероприятий в Республике Татарстан является Экономическое общество РТ. Поэтому, выражу общее мнение: если организацией научно-практических мероприятий занимается вице-президент Р.А. Шагеева, то это - всегда высший уровень. Сви-
детельством тому явился состав участников конференции, в ней выступили с докладами учёные-экономисты, известные не только в России, но и за рубежом (С.Ю. Глазьев «Евразийская интеграция»; В.Т. Волов «Пространственно-непрерывная экономика и информационно-термодинамические принципы её управления»; В.В. Хоменко «Межрегиональное взаимодействие как фактор устойчивости развития российских регионов» и другие), представляющие интересы разных регионов России. Всего выступили с докладами и сообщениями более 50 участников конференции.
Что касается цели конференции, связанной с обсуждением проблем кооперационного взаимодействия российских регионов как стратегического фактора обеспечения целостности экономического поля государства и сохранения его национальной безопасности, то она достигнута. В различных докладах и сообщениях обосновано, что в течение длительного времени в ряде отраслей единого экономического пространства России наблюдается снижение объемов межрегиональных связей, что определяет локализацию отдельных территорий, дезинтеграцию государственного пространства с формированием предпосылок его распада. Данная ситуация закономерно усиливается в период затяжного экономического кризиса.
Существенным положительным результатом проведенной конференции является разработка и обсуждение проблем баланса внешних и внутренних связей государств с различными масштабами территорий, качества межрегиональных связей, воздействия на межрегиональные связи транзитных международных сетей транспортного сообщения, роли регионов - кооперационных интеграторов с сопутствующей системой государственного стимулирования их развития и размещения на территории страны. В этой связи особый интерес вызвали доклады и сообщения участников конференции: Ф.Ф. Адигамова, Г.В. Шацило «Развитие особых экономических зон в Российской Федерации (на материалах Республики Татарстан)»; Р.Т. Базаров, Н.А. Апполоно-ва, Э.И. Басырова «Экологическая политика: существующие проблемы и перспективы развития (на примере РТ и г. Зеленодольск)»; Т. Г. Давлетшин «Строительство международных транспортных коридоров и модернизация транспортно-логистических систем мегаполисов»; З.С. Кашапова, А.А. Муртазин, Л.Н. Сафиуллин «Развитие государственно-частного партнёрства в Приволжском Федеральном округе Российской Федерации»; Р.Р. Нурмухаметов «Кластеризация как форма инновати-зации межрегионального взаимодействия»; В.В. Хоменко, Т.М. Вахитова, Л.А. Гаделшина «Оценка взаимосвязи интеграционных процессов и социально-экономического развития регионов Российской Федерации в условиях глобализации хозяйственной жизни» и других.
Что не совсем удалось, на мой взгляд, добиться на данной конференции? Во-первых, нечётко обозначены ключевые проблемы межрегионального взаимодействия и устойчивого развития российской экономики и
глубина их системной проработки. Интересная постановка основных проблем современной экономической модели России, в том числе с учётом перехода к новым технологическим укладам в докладе С.Ю. Глазьева, не получила должного, углубленного системного рассмотрения с позиции разнообразия и специфики локальных экономических структур в российских пространственных образованиях.
Наиболее рельефно, системно и комплексно рассмотрены региональные производственные и транспортно-логистические проекты межрегионального взаимодействия и устойчивого развития российской экономики, а также возможности осуществления балансовых оценок, в том числе практики построения транспортно-экономического баланса как основного документа для обоснования формирования сети межрегиональных логистических центров. Позитивным и отличительным преимуществом конференции является обсуждение межрегиональной кооперации в динамическом взаимодействии реального и финансового секторов локальных социо-эколого-экономических систем.
При рассмотрении этих и других проблем межрегионального взаимодействия и устойчивого развития российской экономики не удалось, на мой взгляд, обсудить такие важные их аспекты, как системные взаимодействия традиций, инноваций и инвестиций, а также бизнеса, власти и общества. Хотя вполне очевидно, что сущность и содержание межрегионального взаимодействия представляют собой взаимодействие процессов традици-онализации и инноватизации локальных социо-эколого-экономических систем. Современной экономической наукой доказано, что инноватизация как процесс создания, накопления, сохранения, использования и развития инновационных потенциалов локальных пространственных образований является доминирующей экономической закономерностью модернизации структур российского общества. Поэтому теория и практика инноватизации региональных экономик и структур их взаимодействия должна быть в центре фундаментальных и прикладных исследований, что обеспечит формирование и развитие новой науки - общей теории инноватизации.
В.А. Гуревич: Венера Ильдусовна, обращаясь к материалам конференции, что, на Ваш взгляд, могло бы повысить практико-ориентированность подобных конференций?
В.И. Вагизова: Целью проведения конференции было обсуждение направлений взаимодействия российских регионов как стратегического фактора обеспечения целостности экономического развития. Цель, в основном, на мой взгляд, достигнута. Однако, известно, что в экономике,
как и в других сферах жизни общества, всё решают кадры. Их подготовкой занимается каждый регион России или самостоятельно, или во взаимодействии с другими регионами страны. Поэтому ключевым, решающим фактором межрегиональной кооперации является развитие человеческого капитала. Инструментом подготовки практико-ориентированных профессионалов является бизнес-образование, опыт которого надо изучать, обобщать и распространять. На конференции этой проблеме внимания было уделено, на мой взгляд, недостаточно. В перспективе этой теме целесообразно было бы посвятить отдельную научно-практическую конференцию с участием иностранных специалистов. В этой связи заслуживает внимания специфика взаимодействия бизнес-образования и отраслей реального сектора экономики в Республике Татарстан.
Бизнес-образование в современном мире представляет собой серьёзную ступень образования, которая позволяет собственникам, менеджменту компаний, бизнес-структурам формировать новые профессиональные компетенции в области управленческого менеджмента. Такой площадкой по представлению всех видов образовательных услуг в области бизнес-образования в Республике Татарстан является Высшая школа бизнеса. ВШБ К(П)ФУ - это первая региональная бизнес-школа, получившая в марте 2015 г. престижную международную аккредитацию АМВА. Международное признание качества программ МВА существенно изменило современный образ школы по следующим направлениям:
- закрепление авторитета бизнес-школы в регионе присутствия, а также расширение географии слушателей. Сегодня программы МВА, реализуемые школой, востребованы не только республиканской бизнес- и управленческой средой, но и представителями Приволжского, Уральского и других федеральных округов, зарубежных стран (Китай), стран СНГ. Таким образом, популяризация школы в бизнес- и управленческой среде постоянно расширяется и вышла за пределы Республики Татарстан;
- повышение конкурентоспособности бизнес-школы. В настоящее время на российском рынке образовательных услуг для потенциальных слушателей предлагается большое количество программ МВА. Однако не все они соответствуют критериям высокого уровня качества программ бизнес-образования. Такое становится возможным только при соблюдении основных аккредитационных принципов. Достижение лидирующих позиций по качеству и спектру предоставляемых услуг определило положение бизнес-школы в региональной рыночной среде и способствовало завоеванию главных позиций на рынке. Наличие международной аккредитации АМВА позволило в течение 2016 г. принимать участие и выигрывать конкурсы на оказание образовательных услуг в регионе;
- привлечение высококвалифицированного преподавательского состава, его расширение за счет пригла-
шенных российских и иностранных преподавателей-практиков, имеющих богатый опыт в бизнесе;
- постоянное расширение сфер деятельности, ориентированное на взаимодействие с отраслями реального сектора экономики Республики Татарстан;
- развитие контактов с международным сообществом, стратегического партнерства и взаимодействия с ведущими образовательными организациями и научными центрами;
- повышение роли бизнес-школы в решении проблем развития человеческого капитала в рамках долгосрочной программы социально-экономического развития Республики Татарстан, в том числе достижении синергии во взаимодействии образования и бизнеса.
В стратегии развития ВШБ К(П)ФУ взаимодействие с отраслями реального сектора экономики региона выделяется в качестве ключевого направления развития. Для реализации данной стратегии школа опирается на Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. («Татарстан-2030»), в которой обозначены приоритетные направления развития экономической и социальной сферы региона.
Сегодня Республика Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации, вносящий значительный вклад в её экономику. По объему валового регионального продукта республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации, по объему инвестиций в основной капитал и сельскому хозяйству - 4 место, промышленному производству и строительству - 5 место, обороту розничной торговли - 9 место, вводу жилья - 10 место.
Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации 2016 г. (разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»), Республика Татарстан является регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнес-структур (первое место в 2015-2016 гг.).
В Стратегии «Татарстан-2030» сформулирована главная стратегическая цель: Татарстан-2030 - это глобальный, конкурентоспособный, устойчивый регион, лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции и внутреннего пространства, регион с опережающими темпами развития, высокой вовлеченностью в международное разделение труда. ВШБ К(П)ФУ принимает участие в решении данных стратегических задач, добиваясь синергии, развивая сотрудничество школы и реального бизнеса. Отметим основные направления данного взаимодействия.
ВШБ предлагает программы МВА с отраслевой специализацией в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу. Структура программ ВШБ КФУ сформирована таким образом, чтобы учесть изменения, которые будут возникать в ближайшие годы в высокотехнологических секторах промышленности региона, а также потребность в совершенно новых взаимосвязанных компетенциях, позволяющих повышать эффективность производства и управления бизнесом в целом. Среди действующих программ: «1Т-технологии», «Агропромышленный бизнес», «Здравоохранение», «Добывающая отрасль» и ряд других.
Большое внимание уделяется анализу новых трендов в различных отраслях экономики, поскольку они влияют на появление новых профессиональных навыков и уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего.
Думается, что дальнейшее развитие человеческого капитала бизнес-образования будут способствовать совершенствованию межрегиональной кооперации в России.
Гуревич В.А.: Благодарю участников нашей встречи за конструктивное обсуждение итогов конференции, желаю успехов в дальнейших научных изысканиях.