УДК 069.5
И. В. Андреева
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СИСТЕМЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ:
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОНЯТИЙНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
В статье рассмотрена тема вспомогательных материалов в музейной экспозиции, их структура. Применительно к утраченным материальным предметам и объектам и нематериальному наследию исследуются термины «имитация» и «научная реконструкция».
Ключевые слова: музей, музееведение, экспозиция, экспозиционные материалы, классификация, вспомогательные материалы, воспроизведение, имитация, научная реконструкция
Auxiliary materials are suggested to be the items of exposition specially made or obtained for the exposition that are not primary sources of knowledge and feelings about nature and society. They are not considered to have the whole set of characteristics, value or functions of museum items but help learn and expose them. In the article their structure is analyzed. With regard to lost material items and objects as well as non-material heritage the terms “imitation" and “scientific reconstruction " is considered.
Keywords: museum, еxposition, еxhibition materials, classification, аuxiliary materials, imitation, scientific reconstruction
Вспомогательные материалы - объекты показа, специально изготовленные или приобретенные для экспозиции и не являющиеся первоисточниками знаний и эмоций о природе и обществе. Они не обладают всем комплексом свойств, ценностью и функциями музейных предметов, но помогают их изучению и экспонированию. Как справедливо было замечено сотрудником Государственного исторического музея Н. А. Мальцевой, «отсутствие подобных материалов в экспозиции, построенной исключительно на принципах предметности, лишает ее души, эмоциональной насыщенности, не включает воображение в процесс ее восприятия» [7, с. 13].
Границы применения материалов данного типа, несмотря на их общепризнанную несамостоятельность, остаются дискуссионным и проблемным вопросом музейной практики. Его решение в каждую конкретную эпоху зависит от миссии, которую общество приписывает музею как социальному институту. Музей, мыслимый на заре своего существования «храмом науки» и рассчитанный на посещение людьми с достаточным багажом знаний, минимизировал объем вспомогательных материалов и в лучшем случае ограничивался этикетажем. Формирование просветительской миссии музея активно способствовало введению в экспозицию карт, схем, диаграмм, иллюстраций, разного рода пояснительных материалов.
Пребывание отечественных музеев в статусе «полит-комбинатов», формирование методологии иллюстративнодидактического экспонирования в 1930-е гг. привело, с одной стороны, к широкому и регламентированному применению в экспозиции лозунгов, цитат, выдержек из решений партии и правительства, с другой - к засилью живописных, скульптурных и графических иллюстраций, строго выдержанных в «реалистическом» стиле. Согласно концепции дидактического иллюстрирования музейному предмету, по остроумному замечанию Т. П. Полякова, отводилась второстепенная «роль свидетеля-статиста, которого в нужный момент можно было легко заменить на живописно-реалистический новодел» [11].
Рубеж тысячелетий для экспозиционной практики явился временем освоения нового гуманитарного знания. Музей благодаря хранению реальных исторических артефактов стал активно позиционировать себя как гарант подлинного знания [1, с. 13] и генератор культуры, в связи с чем появились новые оттенки в понимании музейного предмета в экспозиции. С точки зрения Л. И. Скрипкиной, музейный пред-
мет рассматривается «не как целостная данность, а в качестве источника информации, которую можно из него извлечь в соответствии с той или иной концепцией» [13, с. 14], что значительно повышает меру ответственности исследователя-интерпретатора материальных памятников. Основные поиски экспозиционеров сосредоточились на способах передачи информации, закодированной в памятниках культуры (знаковой, символической), и на создании историко-культурологического контекста. В качестве прикладной модели коммуникации современные технологии проектирования рассматривают информационное сопровождение подлинников (т. е. комплекс научно-вспомогательных материалов) в экспозиции.
Вместе с тем вряд ли можно назвать первое десятилетие нового века, отмеченное «конъюнктурной идеологизацией исторического знания» [15, с. 25], временем «торжества подлинника». Музеи, теперь уже не только России, вновь оказались перед проблемой мифотворчества и искушением «не считать более предмет необходимостью» [16, с. 51]. Оставляя за рамками размышлений по данному поводу деятельность парамузеев (экспонирующих разного рода воспроизведения музейных предметов/объектов и иллюстрации истории посредством восковых фигур, художественных репродукций, новоделов), обратим внимание на «почти бесконтрольное наводнение исторической среды новоделами» [5, с. 15], о котором с тревогой пишут специалисты музейного дела, имея в виду в том числе факты уничтожения подлинников ради замены их более эффектными новоделами.
С 1980-х гг. в практику создания экспозиций вошло широкое применение средств бутафории, художественных инсталляций, зачастую превосходящих в своей ат-трактивности музейные предметы и превращающих музей в «парк аттракционов». Последнее десятилетие отмечено многовариантным использованием средств мультимедиа в экспозиции. За арт-объектами и вспомогательными материалами на электронных носителях закрепилась активная (а зачастую и интерактивная) роль в экспозиции.
Краткий экскурс в историю подтверждает необходимость тщательного анализа второй подсистемы экспозиционных материалов, названной нами «вспомогательными материалами». Согласно определению, данному в Словаре актуальных музейных терминов, эта группа материалов тождественна понятию научно-вспомогательные материалы и включает: 1) воспроизведения музейных предметов/объектов
22
(в их число включаются и модели); 2) диаграммы, карты, схемы, таблицы, графики [14, с. 57]. Термин научно-вспомогательные материалы показывает, с одной стороны, соответствие экспонатов данного типа научному содержанию экспозиции, с другой - подчеркивает их подчиненный, вспомогательный характер, обусловленный основной функцией -интерпретации музейного предмета.
Словарь 1986 г. научно-вспомогательные материалы рассматривает наряду с воспроизведениями, моделями и текстами [10, с. 131], т. е., с одной стороны, лишает термин научно-вспомогательные материалы его родового статуса, с другой - ограничивает его содержательные рамки системой иллюстративно-дидактических материалов (все те же карты, схемы, таблицы, планы, графики и др.). Кроме того, данный источник вводит в число вспомогательных материалов еще одну самостоятельную подсистему - экспозиционные тексты, а также выводит модели за рамки воспроизведений.
Основа данных противоречий лежит в плоскости контекстов: Словарь актуальных музейных терминов рассматривает научно-вспомогательные материалы как часть научновспомогательного фонда музея и следует логике Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, а словарь 1986 г. -как часть системы экспозиционных материалов. В этом смысле подход авторского коллектива словаря «Музейные термины» ближе задачам данной статьи, он и будет использован при разработке видовой классификации.
Несмотря на различия в определении видового состава вспомогательных экспозиционных материалов оба словаря подчеркивают сугубо научный, опирающийся на рациональные методы познания, способ создания материалов данного типа. С нашей точки зрения, это не совсем адекватно отражает реалии современной экспозиционной практики, основанной на представлении об экспозиции как синтезе науки и искусства.
Современная экспозиция - это особая предметнопространственная среда, подчиняющаяся закономерностям построения художественной формы. Это, по словам Е. А. Розенблюма, «полифония образов, несущих в себе черты прошлого, его тени, намеки, ассоциации, находящие свое отражение в настоящем и проецирующиеся в будущее... это в первую очередь полифония образов художественных» [12, с. 113-114]. Именно научный подход к ее созданию отличает искусство музейной экспозиции от активно развивающихся искусства аранжировки пространства и искусства инсталляции. Раскладки одних только музейных предметов (согласно научной концепции и закономерностям музейного дизайна) для этого недостаточно. Создание экспозиции как специфического вида синтетического искусства предполагает введение самоценных произведений экспозиционного искусства - фотоколлажей, бутафории, художественных инсталляций. Эта категория предметов/объектов также должна рассматриваться как элемент системы экспозиционных материалов, выполняющий помимо научновспомогательной еще и важнейшую - формообразующую -функцию. В силу своей художественной природы они не могут быть отнесены к категории научно-вспомогательных материалов и должны быть выделены в самостоятельную группу, что и было сделано Т. П. Поляковым, избравшим для этого не самый удачный, с нашей точки зрения, термин средства функционально-декоративного оформления [11,
с. 118-123]. Для обозначения данной группы нами в дальнейшем в качестве рабочего термина будет использовано понятие произведения экспозиционного искусства, имевшее место в словаре 1986 г., но не вошедшее в более поздние справочные издания.
Таким образом, комплекс вспомогательных материалов включает следующие группы материалов:
1.1. Воспроизведения музейных предметов/ объектов - предметы, создаваемые с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения [14, с. 49].
1.2. Научно-вспомогательные материалы - материалы, содержащие научно обоснованную информацию в виде карт, схем, диаграмм, мультимедиапрограмм и пр.
1.3. Тексты в экспозиции - цельная многоуровневая система текстового сопровождения всех структурных единиц экспозиции (от экспозиции в целом до отдельного экспоната).
1.4. Произведения экспозиционного искусства -
произведения, создаваемые специально для данной экспозиции, призванные служить активным проводником экспозиционного образа, выражением замысла экспозиции, акцентным элементом архитектурно-художественного решения [10, с. 102].
Предложенная группировка осуществлена на основе функций, которые вспомогательные материалы разных видов выполняют в экспозиции, и способов документирования информации. Воспроизведения создаются с целью замены подлинника и могут быть, подобно подлинникам, классифицированы на вещевые, письменные, изобразительные и пр. источники. Тексты и научно-вспомогательные материалы выполняют роль информационного комментария и документируют научные факты, но претворяются в разных материальных формах. Произведения экспозиционного искусства стремятся к образному воплощению темы и являются источниками прежде всего чувственной информации. В совокупности вспомогательные материалы существенно повышают информационнокоммуникативный потенциал экспозиции, сохраняя при этом подчиненное положение по отношению к подлинникам. Группы вспомогательных материалов не противопоставлены друг другу, а выделены для удобства анализа. Их выделение не исключает, а напротив, делает возможным и необходимым анализ воспроизведений и научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, моделей, карт), выполненных на высоком художественном уровне, как произведений экспозиционного искусства. Со временем они могут приобрести ценность и значение музейного предмета в статусе «вторичного оригинала» и войти в состав основного фонда музея.
Обратимся к весьма проблемной с точки зрения понятийной идентификации группе воспроизведений музейных предметов/объектов.
Их создание, как правило, обусловлено невозможностью или нежелательностью экспонирования подлинника по ряду причин, наиболее типичными из которых являются: его недоступность или труднодоступность; несоответствие экспозиционных условий требованиям сохранности музейного предмета в экспозиции; низкая степень сохранности.
Видовое многообразие воспроизведений традиционно характеризуется посредством длинного перечня терминов, который представляет аналоги подлинных предметов,
23
а именно: копия, репродукция, модель, макет, муляж, слепок, голограмма, научная реконструкция [14, с. 49]. Иногда к этому перечню добавляется «версия» и «реплика». Перечисленные виды воспроизведений существенно разнятся между собой по целям и объектам воспроизведения, материалам изготовления, технологии создания и поэтому практически не поддаются систематизации. При определении терминов в словарях их иерархия и названные существенные различия учитываются слабо. Например, такое определение муляжа, как «объемное воспроизведение внешнего вида предмета, точно передающее форму, размер и цвет» [10, с. 83], может быть с успехом заменено на определение копии - «предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом)» [14, с. 54]1. Найти этому объяснение нетрудно: муляж выступает в качестве разновидности копии. При этом термин муляж решительно не может быть применен, например, к произведению искусства, тогда как приведенная выше дефиниция понятия муляж вполне годится для определения копии произведения пластического искусства или вещевого источника. Иными словами, в практике создания воспроизведений выбор того или иного вида во многом предопределен спецификой объекта воспроизведения, которая в свою очередь диктует цели экспонирования. Так, скульптура никогда не будет воссоздаваться в технике муляжа, а с текстильных предметов невозможно и нецелесообразно делать слепки. Возможно, в плоскости объектов воспроизведения и следует искать классификационное основание для систематизации видов воспроизведений.
На практике задача выбора вида воспроизведения не представляет сложности, опыт подсказывает музейщику, что сложные технические объекты воспроизводятся путем моделирования, архитектурные - макетирования, объемные уникальные предметы могут быть воспроизведены с помощью голограммы, с природных объектов снимаются слепки и делаются муляжи, а с произведений искусства - копии. Несколько запутывает дело термин новодел2, но и ему музейщики нашли свое место, характеризуя с его помощью стилизации предметов материальной культуры, не имеющие в своей основе одного первоисточника. Новодел является проекцией множества предметов одного типа, эпохи, стиля, воссоздающей образ и обобщенное ощущение вещи.
Что же касается теории музейного дела, то понятийный аппарат воспроизведений в ней явно нуждается в дальнейшей разработке3 и задача эта не может быть реше-
1 Данное определение трактует понятие копия как более широкое по отношению к понятию воспроизведение, а потому нуждается в дальнейшем изучении и корректировке.
2 Диапазон трактовок понятия новодел в музейном деле неоправданно широк. Например, Т. Ю. Юренева рассматривает новодел как максимально приближенную к оригиналу копию - «точная копия, выполненная в материале подлинника и в его же размерах» [17, с. 440]. Словарь актуальных музейных терминов трактует новодел как «объект/предмет, созданный по образцу памятника» [14, с. 57] и ссылается на архитектурную практику, где новоделом называется сооружение, воспроизводящее памятник с некоторыми отклонениями и не содержащее его подлинных остатков. Авторы учебного пособия «Основы музееведения» (М., 2005) относят новоделы к воспроизведениям утраченных памятников и указывают, что создаются они по аналогии с подобными утраченным памятникам образцами [9, с. 55].
3 Представляется несколько поспешным сделанный более двадцати лет назад вывод В. Ю. Дукельского о том, что «это “гнездо” терминов оказалось, как ни странно, очень разработанным и развлетвленным» [4, с. 33].
на в данной статье. В педагогических целях нами был осуществлен рабочий вариант систематизации воспроизведений, представленный в приложении в табличном варианте. Основные типы воспроизведений (копия, макет, модель, имитация, научная реконструкция) выделены на основе классификации основной группы экспозиционных материалов - музейных предметов и музейных объектов. Это позволило сочетать при классификации воспроизведений два признака: 1) цели воспроизведения оригинала и, соответственно, цели его экспонирования; 2) качественные характеристики оригинала, которые являются объектами воспроизведения в копии, макете, модели и пр.
Среди пяти выделенных типов наиболее сложной группой с точки зрения видового состава являются копии. Представление о копии традиционно связывается с максимально возможным приближением к оригиналу. С точки зрения автора статьи, понятие копия выступает как наиболее общее по отношению к терминам реплика, репродукция, слепок, голограмма, муляж. Особенности применения этой лексики в таблице рассматриваются применительно к различным видам предметов, выступающих в качестве первоисточников знаний и эмоций. Обязательное наличие оригинала, первоисточника и является чертой, объединяющей столь разные виды копий в систему воспроизведений одного типа. (В то время как макеты и модели могут воспроизводить не только реально существующие, но и проектируемые объекты, а реконструкции - утраченные, руинированные, т. е. воссозданные на основе гипотезы.) В процессе анализа новые термины не вводились, а дефицит лексических единиц для определения видов копий, не имеющих общепринятых названий, восполнялся через использование родового понятия (копия, воспроизведение) и уточняющих характеристик (например: «копия, выполненная спустя какое-то время после создания произведения, как правило, не самим автором»).
Неоднозначно понимание таких типов воспроизведений, как модели и макеты. Ряд источников рассматривает макет как разновидность модели [2, с. 72], воспроизводящей внешний вид объекта (главным образом, сооружений) в определенном масштабе. С нашей точки зрения, целесообразно отнесение макета и модели к разным типам воспроизведений на том основании, что цель макетов - воспроизведение внешних форм, а моделей - принципов действия и функциональной структуры. Это тем не менее не исключает терминологической путаницы: например, объемное воспроизведение внешнего облика корабля или самолета называют моделью, а не макетом, хотя они не предусматривают демонстрации принципов действия или внутреннего устройства. Эта традиция восходит к истории открытия «Модель-каморы» в Санкт-Петербурге еще в начале XVIII в. «Модельный музеум» Вольного экономического общества, созданный в 1855 г., представлял не только модели машин, орудий и сельскохозяйственных сооружений, но и выполненные в технике папье-маше образцы пород крупного рогатого скота [3, с. 56]. Кроме того, при определении модели как воспроизведения следует учитывать многозначность термина. К числу моделей, рассматриваемых в музейном деле в качестве воспроизведений, не относятся, например, скульптурные модели или модели, применяемые в литейном производстве. Попадая в музей, они приобретают статус и качества музейного предмета.
24
Еще более запутанным представляется вопрос о научной реконструкции как типе воспроизведения. В музейной практике этим термином может быть обозначен метод научного моделирования предмета или объекта, у которого нет непосредственного оригинала или оригинал этот сохранился частично [8, с. 25; 6, с. 133]. При этом моделируется и производственный процесс, и «потребительская функция» вещи [2, с. 18]. Реконструкцией же называется «побочный продукт» этого процесса научного исследования в виде рисунков, чертежей, макетов, моделей, материальных версий предметов и объектов, воссоздающих более или менее возможный их вариант (например, восстановление учеными-антропологами по черепу внешнего облика людей). Результатом реконструкции может быть и учебное игровое кино или звукозапись, посвященные, например, диалогам участников государственного переворота 28 июня 1762 г., царскому приему у Екатерины II, «кавалерскому обеду», крестьянской свадьбе и т. п. [7, с. 13].
Наконец, методом научной реконструкции на основе подлинных предметов и воспроизведений проектируются экспозиционные комплексы (ансамбли, интерьеры, музейные натюрморты)4, воссоздающие динамические состояния жизнедеятельности человека - бытовой уклад, трудовые процессы, обряды, ритуалы, события. Во всех случаях научное исследование дополняется авторским домысливанием формы, пропорций, других характеристик предмета или объекта, что особенно обращает на себя внимание при воссоздании объектов нематериального наследия в творческой практике, например, профессиональных актеров - исполнителей народных сказок или песен, выступающих в роли и имитаторов, и интерпретаторов исторической реальности.
Для обозначения воспроизведения объектов нематериальной культуры нами было введено понятие имитация как противостоящее представлению о подлинном проявлении традиций, технологий, эмоций, элементов сословного менталитета и пр. в естественной социокультурной среде. Ее главным действующим лицом является имитатор - человек, принимающий на себя роль и функции носителя традиции, но им не являющийся. Обычно в этом качестве выступает специально обученный персонал, который, например, в музеях под открытым небом в соответствии с традицией данной местности осуществляет уход за сельскохозяйственными животными, выпечку хлеба, обработку земли, демонстрирует домашние рукоделия и технологии ремесел. Эта, в основе своей предметная, деятельность помогает реконструировать нематериальные связи предмета. Ей могут быть присущи различные уровни фольклоризма - от воспроизведения внешнего рисунка действия до глубоко личностных чувств и творческого воссоздания мировоззренческой составляющей объектов нематериальной культуры5. В таких ситуациях экспозиционная и культурно-образовательная музейные практики нередко приобретают диффузное состояние.
Таким образом, система воспроизведений музейных предметов и объектов имеет весьма разветвленную струк-
4 Этот вид научной реконструкции целесообразно рассматривать в контексте проблемы методов научного проектирования экспозиции, а не экспозиционных материалов.
5 Автором статьи данный аспект вопроса был изучен на примере традиции русской тряпичной куклы, технология создания которой нередко воспроизводится в экспозициях, посвященных народному искусству.
туру, а мера и степень их применения оставляет за подлинником главное место в экспозиции.
Чрезвычайно многовариантно и разнообразно применение научно-вспомогательных материалов (карт, схем, диаграмм, мультимедиапрограмм и пр.) и текстов в экспозиции. В комплексе они представляют систему информационного обеспечения экспозиции и являются предметом самостоятельного исследования. В данной статье укажем лишь на то, что поиски последних лет в этой сфере экспозиционной деятельности чрезвычайно обогатили способы представления данных видов экспозиционных материалов. Наряду с традиционными - картами, схемами, оглавитель-ными текстами, развернутыми экспликациями, этикетажем и пр. на материальных носителях - в музеях успешно используются аудиостойки, видеомониторы, компьютерные программы. Это расширяет информационный потенциал как самой темы за счет многоуровневой дополнительной информации и представления предметов, которые по тем или иным причинам не вошли в экспозицию, так и музейного предмета, поскольку компьютерные презентации позволяют подчеркнуть особенности конкретных экспонатов, незаметные при традиционном показе в экспозиции, путем демонстрации их в различных режимах съемки и ракурсах. При этом посетитель может выбрать максимально комфортный, индивидуально приемлемый для него объем и режим получения информации, что повышает не только информационный, но и коммуникативный потенциал экспозиции - способствует генерации новых смыслов на пересечении экспозиции и личного опыта, знаний, эмоций посетителя.
Произведения экспозиционного искусства - также часть не только системы экспозиционных материалов, но и экспозиционного дизайна, который в свою очередь включает архитектурное пространство, использует все виды экспозиционных материалов, а также цвет, свет, композицию для создания «вещной, визуально воспринимаемой, прочитываемой структуры музейной экспозиции» [12, с. 112]. К произведениям экспозиционного искусства относится бутафория, сравнительно недавно утвердившаяся в системе искусств, в значительной степени благодаря творчеству музейного художника Л. Озерникова. С ее помощью создается предметно осязаемый образ и атмосфера конкретного времени и пространства. Имитация части улиц с булыжной мостовой, фонарями, театральными тумбами и верстовыми столбами, фрагменты пещер с наскальными росписями, бутафорские интерьеры фотосалонов начала прошлого века, фрагменты деревянных изб и многое другое помогают вызвать эффект присутствия и создают зрительно притягательный образ экспозиции. Специально спроектированные для экспозиции арт-конструкции, выполняющие функцию метафорических витрин для подлинных предметов, также могут быть отнесены к средствам бутафории.
Вторую группу произведений экспозиционного искусства представляют монументально-графические, живописные, скульптурные произведения, а также произведения синтетических жанров, созданные художником экспозиции или по его проекту. К числу произведений синтетических жанров относятся широко применяемые в экспозиции диорамы, создание которых - одно из проявлений культуротворческой функции музея, способствующего появлению высокохудожественных произведений. Таким образом, произведения изобразительного искусства, созданные для экс-
25
позиции, могут менять свой статус и из группы вспомогательных экспозиционных материалов переходить в основную. Эта особенность формирует проблемное поле дискуссий о музеях, в которых экспозиционный образ строится в основном на этих произведениях.
Завершение характеристики типовидового состава экспозиционных материалов не означает, что вышеозначенные терминологические проблемы были разрешены в данной статье. Скорее, в ней осуществилась только постановка
проблемы, требующая дальнейшей операционализации основных понятий и анализа их в контексте других систем экспозиции - информационного обеспечения, экспозиционного дизайна, экспозиционных средств. Заявленная статьей тема является фокусом понятийных проблем музееведения, так как концентрирует лексику, связанную с основным понятием - музейный предмет. Это еще раз подтверждает ее актуальность и необходимость дальнейшей разработки.
Приложение
Воспроизведения музейных предметов/объектов
№ Объекты воспроизведения Типы воспроизведений Виды воспроизведений
Типы Виды
1. Музейные предметы и предметы музейного значения — первоисточники знаний и эмоций Изобразительные источники (живопись, графика) Изобразительные источники (произведения пластического искусства -скульптура, ДПИ) Копия — предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом) 1. Копия, выполненная через какое-то время после создания произведения, как правило, не самим автором. 2. Реплика - авторское повторение произведения. 3. Репродукция - копия произведения, выполненная с применением множительной техники 4. Слепок - точная копия, изготавливаемая путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы*. 5. Голограммы - объемные оптические копии, снятые при помощи лазерной техники и воспроизводимые в натуральную величину под воздействием пучка света**
Письменные источники 1. Копия, выполненная в материале оригинала и повторяющая по возможности точно черты подлинника, существенные для целей и задач воспроизведения. 2. Копия, выполненная с применением множительной техники. 3. Голограмма
Вещевые источники (включая предметы органического происхождения, например, палеонтологические) 1. Копия, выполненная в материале оригинала и повторяющая по возможности точно черты подлинника, существенные для целей и задач воспроизведения. 2. Голограмма. 3. Муляж - воспроизведение внешнего вида предмета, точно передающее форму, размер и цвет. 4. Слепок
Фото-, фоно-, киноисточники Копия, выполненная с помощью специальных технических устройств.
Утраченные или руинированные предметы материальной культуры (включают все вышеперечисленные виды) Реконструкция — обоснованное научной гипотезой восстановление утраченно-го/руинированного предмета либо его частей с максимальной степенью соответствия историческим прототипам 1. Реконструкция изобразительная, графическая (рисунок, чертеж)***. 2. Реконструкция материальная (предметная) -реконструкция первоначального облика предмета с учетом экспозиционных требований к воссоздаваемому образцу (не обязательно в натуральную величину и в материале подлинника). 3. Реконструкция виртуальная - научно обоснованное восстановление внешнего облика и/или структуры утраченного, руинирован-ного или видоизмененного памятника при помощи современных компьютерных технологий. 4. Реконструкция-голограмма. 5. Реконструкция теоретическая - текстовое описание****
26
Музейные объекты и объекты музейного значения — первоисточники знаний и эмоций
(недвижимые, средо-вые и нематериальные объекты)
Памятники Ансамбли Достопримечательные места
(постройки, здания, сооружения, мемориальные квартиры, произведения ландшафтной архитектуры, садово-
паркового искусства и рельефы местности, культурные и природные ландшафты, связанные с историческими событиями, исторические поселения, объекты науки и техники)
Объекты нематериального наследия
(традиции, технологии, духовная культура, бытовой уклад)
Утраченные и руи-нированные объекты материальной культуры
(памятники, ансамбли, достопримечательные места)
Утраченные объекты нематериальной культуры
Макет — трехмерное изображение подлинника (зданий и сооружений, производственных и бытовых интерьеров, ландшафта и рельефа местности и т. п.), воспроизводящее его внешние формы с допустимой долей условности и в соответствующем масштабе
Модель — трехмерное изображение подлиника, воспроизводящее конст-
руктивные принципы действия, его функциональную структуру. Внешние формы подлинника воспроизводятся условно
Имитация — научно-
обоснованное воспроизведение подлинного объекта нематериального наследия имитатором, т. е. человеком, который не является носителем традиции
Реконструкция — обоснованное научной гипотезой восстановление утраченного/ руинированного культурного или природного объекта либо его частей
Реконструкция
Макеты действующие (механизированные, электрифицированные) и статические. Макеты, осматриваемые с одной стороны и макеты кругового осмотра.
Диорамный макет.
Макеты реально существующих объектов и
макеты проектируемых объектов
Действующая модель (отражает фазы или этапы процесса, динамические свойства объекта) и статическая.
Универсальная модель и дидактическая (предназначена для использования в обучающих целях — модель-тренажер).
Модель объемная (пространственная, воспроизводящая пространственную структуру объекта) и модель-схема (воспроизводящая функциональную структуру и необязательно пропорции объекта и пространственную структуру). Модели реально существующих объектов и модели проектируемых объектов
Имитация, основанная на подражании, копировании действий носителя традиции имитатором в искусственной музейной среде. Ревитализация — «оживление», восстановление способности объекта к функционированию и самовоспроизведению
1. Реконструкция графическая (рисунок, чертеж).
2. Макет-реконструкция.
3. Модель-реконструкция.
4. Реконструкция первоначального облика в натуральную величину и в материале подлинника.
5. Реконструкция виртуальная.
6. Реконструкция-голограмма
Имитативная модель - реконструкция динамических состояний жизнедеятельности человека (событий, обрядов, ритуалов, технологий) в их исторических формах.
Ревитализация________________________________
Примечания
* Посмертные маски, также выполненные в технике слепка, разумеется, не входят в число воспроизведений и относятся к основной группе экспозиционных материалов.
**Приведенный перечень видов воспроизведений целиком относится к произведениям пластического искусства и частично (№ 1—3) — к произведениям изобразительного искусства (живописи, графики).
***Реконструкции подобного типа могут создаваться в натуральную величину и включать сохранившиеся фрагменты подлинника, демонстрируя тем самым их гипотетическое расположение в системе целого.
****Приведенная классификация реконструкций разработана авторами статьи: Максимов Р. И., Максимова И. Э. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев [6].
1. Андреева, И. В. Музей не должен ждать, когда общество проявит к нему свой интерес / И. В. Андреева // Музейный вестн. - Челябинск, 2009. - Вып. 8. - С. 9-17.
2. Горелик, М. В. Древний воин в современном музее / М. В. Горелик // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 18-24.
3. Грицкевич, В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX вв. / В. П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 336 с.
4. Дукельский, В. Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета / В. Ю. Дукельский // Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 27-34.
5. Каулен, М. Е. Музей и наследие / М. Е. Каулен // Музей. - 2009. - № 5. - С. 10-19.
6. Максимов, Р. И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев / Р. И. Максимов, И. Э. Максимова // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 132-139.
7. Мальцева, Н. А. Реконструкция как способ формирования исторического сознания (на примере экспозиции ГИМ и других музеев мира) / Н. А. Мальцева // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 7-17.
27
8. Морозов, Ю. А. Особенности методики создания научной реконструкции предметов вооружения и снаряжения XIV в. в экспозиции / Ю. А. Морозов, Э. В. Похмельнов // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. -М., 2006. - С. 25-30.
9. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с.
10. Пищулин, Ю. П. Музейные термины / Ю. П. Пищулин, П. Я. Букшпан, М. Б. Гнедовский и др. // Терминологические проблемы музееведения: сб. тр. - М., 1986. - С. 35-135.
11. Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2 / Т. П. Поляков; М-во культуры РФ; Акад. пере-
подгот. работников искусства, культуры и туризма; Рос. ин-т культурологи. - М., 2003. - 456 с.
12. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е. А. Розенблюм // Музейная экспозиция: теория и практика. Новые сценарии и концепции: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 108-117.
13. Скрипкина, Л. И. Концептуальный подход к проектированию экспозиций в его взаимосвязи с новыми направлениями научных исследований / Л. И. Скрипкина // Музей и общество на пороге XXI века: материалы науч. конф. - Омск, 1997.
14. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 47-68.
15. Чувилова, И. Классификация музеев и проблемы наследия / И. Чувилова // Музей. - 2009. - № 5. - С. 20-25.
16. Шола, Т. Предмет и особенности музеологии / Т. Шола // М^еиш. - 1987. - № 153. - С. 49-53.
17. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. / Т. Ю. Юренева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Акад. проект, 2006. - 560 с.
Сдано 29.06.2010
28