СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
И. В. Андреева
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК ПОНЯТИЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ГРУППЫ
В статье термин «экспозиционные материалы» определяется как система объектов экспозиционного показа, раскрывающих на основе концептуального (научного и художественного) замысла тему музейной экспозиции и ее основную проблематику. Исходя из принципа предметности, выделяются подсистемы основных и вспомогательных материалов. Основные материалы - объекты показа, имеющие значение подлинника. Это музейные предметы и объекты, предметы и объекты музейного значения. В статье даны их определения, особое внимание уделено недвижимым и нематериальным объектам показа.
Ключевые слова: музей, музееведение, экспозиция, экспозиционные материалы, классификация, основные материалы, музейный предмет, нематериальные объекты, вспомогательные материалы.
In this article the term "exhibition materials" is defined as system of exposition show objects revealing the subject of the museum exposition and its main range of problems on the base of conceptual (scientific and artistic) intention. On the assumption of principle of item classification there can be determined subsystems of principal and auxiliary materials. Principal materials are those items of demonstration that have value of origin. They are museum subjects and items, as well as subjects and items of museum value. In this article their definitions are given and special attention is paid to immovable and non-material items of exposition.
Key words: museum, еxposition, еxhibition materials, classification, principal materials, museum subjects, non-material items, аccessory materials.
Формирование понятия экспозиционные материалы имеет свою не столь давнюю историю. У ее истоков - встречное движение двух процессов. Первый - это «музейный бум» и развитие экспозиционного проектирования в 1960-1980-е гг. Второй - становление музееведения как научной дисциплины, пришедшееся на тот же период и во многом связанное с определением феномена музейного предмета как центрального понятия, что нашло отражение во множестве публикаций.
В середине 1980-х гг. В. Ю. Дукельским было отмечено, что понятие экспозиционные материалы относится к разряду нетерминологизированной лексики [4, с. 29]. Термин является двусоставным, слово материалы в нем заимствовано из общенаучной лексики, очевидно, благодаря указанию на «материальную», «вещественную» суть. По аналогии в музейной практике сформировалось и широко используется понятие фондовые материалы. Таким образом, слова-прилагательные в формулировках терминов указывают на ту сферу музейной деятельности, объектом которой становится тот или иной вид материалов. Соотношение понятий экспозиционные и фондовые материалы очевидно: экспозиционные являются частью фондовых, выставленной для обозрения посетителями музея.
В 1986 г. понятие экспозиционные материалы было введено в словарь «Музейные термины», где определялось через основные составляющие как «совокупность подлинных музейных предметов, воспроизведений, моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов, включенных в музейную экспозицию» [14, с. 131]. При последовательной расшифровке с помощью того же словаря перечисленных типов и видов экспозиционных материалов сразу же обнаруживается противоречивость и тавтологичность приведенного определения. Так, модели, введенные в один классификационный ряд с подлинниками, воспроизведениями и научно-вспомогательными материалами, определяются словарем как разновидность воспроизведений. Воспроизведения в свою очередь вкупе с текстами входят в состав научно-вспомогательных материалов. Несмотря на путаницу суть определения может быть сведена к простой формулировке: экспозиционные материалы -это подлинники и материалы, специально изготовленные для экспозиции.
Попытки определить понятие с тех пор не возобновлялись. Термин отсутствует и в Российской музейной энциклопедии [18], и в Словаре актуальных музейных терминов [20], но фигурирует во всех современных учебных пособиях в варианте 1986 г. [13, с. 264; 25,
20
с. 438]. Даже при устранении обозначенной тавтологич-ности определение нуждается в корректировке, так как, во-первых, не выражает сущностных признаков явления, во-вторых, не раскрывает специфику типо-видовой структуры объектов экспозиционного показа, в-третьих, не учитывает плавающих границ определений музейного предмета и научно-вспомогательных материалов, т. е. возможности перехода предметов научно-вспомогательного фонда в статус подлинника, обусловленного именно экспозиционной спецификой. Например, произведение изобразительного искусства, выполненное в качестве художественной иллюстрации для исторической экспозиции, может выступать в качестве «первоисточника знаний и эмоций» в персональной выставке автора или в экспозиции по истории музея.
Противоречивость определения и выбора лексической единицы для обозначения явления попытался преодолеть Т. П. Поляков, воспользовавшись другим термином - экспозиционные средства. Посвященная им глава учебного пособия «Мифология музейного проектирования» [15, с. 112-124] также определяет термин через систему составляющих. На этот раз выделяется 5 групп:
- основные экспозиционные средства - музейные предметы;
- воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов;
- научно-вспомогательные материалы;
- средства функционально-декоративного оформления;
- электротехнические, аудиовизуальные, электронные и т. п. средства.
В результате остаются непроясненными вопросы. Что предпочтительнее: экспозиционные материалы или средства? Каковы сущностные особенности и границы явления? Что представляет собой его типо-видовая структура?
Лексические словари определяют понятие материал двояким образом: 1) вещество, предметы, идущие на изготовление чего-либо, сырье; 2) то, что служит основой, источником для образования, построения чего-либо [21]. У слова средство также два значения: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) предметы, приспособления (или их совокупность), необходимые для осуществления какой-нибудь деятельности [21].
Сравнение дефиниций показывает, что в определении средства доминирует инструментальный подход, оно шире только объектов экспозиционного показа. Пользуясь им, необходимо включать в структуру понятия методы построения экспозиции, проектные
технологии. (В предложенной Т. П. Поляковым классификации экспозиционных средств фигурируют только технические средства, материальные в своей основе.) Таким образом, понятие материала представляется более предпочтительным не только в силу традиции, но и в силу заключенного в нем представления об исходном сырье, первоэлементах экспозиции.
Первичные структурные элементы музейной экспозиции носят название экспонатов. Однако границы термина экспонат оказываются тесными для определения исходного сырья экспозиции. Он определяется либо через дефиницию предмет, выставленный для обозрения [14, с. 134], либо через уже знакомый перечень: музейные предметы, воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы [20, с. 65]. В число же объектов экспозиционного показа попадают не только музейные предметы, но и предметы музейного значения, и недвижимые памятники культуры и природы, и объекты живого мира, а также нематериальные и даже невизуализируемые вещи (например, ароматы духов на выставке «Шанель. По законам искусства» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2007 г.). Тем не менее чрезвычайно важным для понимания сущности термина экспозиционные материалы является сам процесс перехода экспозиционных материалов в статус экспонатов, осуществляемый посредством отбора, который является частью музейной интерпретации и осуществляется на основе научной и художественной концепций экспозиции [20, с. 52].
Таким образом, экспозиционные материалы уже на этапе предварительного анализа выступают в качестве системного объекта, т. е. «явления, выделенного относительно других явлений, состоящего из взаимосвязанных частей и обладающего интрегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь» [10, с. 98]. Иными словами, экспозиционные материалы уже на этапах отбора, а тем более на этапах создания и функционирования экспозиции образуют целое, которое больше суммы образующих его частей. Будучи сгруппированы в соответствии со структурой тематико-экспозиционного плана в экспозиционные комплексы и далее - в разделы, экспозиционные материалы образуют смысловые блоки экспозиции - текст, создающийся по правилам «экспозиционной грамматики». В качестве системообразующих факторов выступают цели и задачи экспозиции, тема и проблематика, целевые группы посетителей, методы построения и прочие объекты проектирования.
Таким образом, термин экспозиционные материалы может быть определен как система объектов экспозиционного показа, раскрывающих на основе концепту-
21
ального (научного и художественного) замысла тему музейной экспозиции и ее основную проблематику.
Данная дефиниция определяет экспозиционные материалы в границах содержания экспозиции, отсекая то, что выступает в качестве технических средств его визуализации (электротехнические, аудиовизуальные, электронные и т. п. средства), а также исключает из системы экспозиционных материалов экспозиционное оборудование, оборудование для отдыха посетителей, специфический инструментарий проектировщика (методы, принципы, технологии проектирования экспозиции). При этом учебный фильм, демонстрирующийся в экспозиции, может рассматриваться как элемент экспозиционных материалов, а демонстрационная техника будет относиться к системе технических средств экспозиции.
Систематизация экспозиционных материалов может опираться не только на структуру экспозиции (по темам, разделам, экспозиционным комплексам), но и на критерий видовой характеристики, раскрывающий многообразие объектов показа, их иерархию и соподчиненность.
Общепризнанным в музейном проектировании является принцип предметности, который определяет в качестве основной группы экспозиционных материалов объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний и эмоций о природе и обществе. Антонимичной основной группе выступает группа материалов, специально изготовленных для экспозиции и соответственно не являющихся аутентичными. Вторая группа характеризуется подчиненным положением по отношению к первой, в музееведческой литературе настойчиво постулируется ее несамостоятельность, вспомогательный характер, функциональная зависимость от подлинника. Таким образом, основными подсистемами комплекса экспозиционных материалов являются: основные материалы (объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний и эмоций о природе и обществе) и вспомогательные материалы (объекты показа, специально изготовленные для экспозиции и не являющиеся первоисточниками знаний и эмоций о природе и обществе).
Обратимся к характеристике первой группы, состав которой до недавнего времени определялся посредством категории «музейный предмет». Понятие это исторически закрепилось за движимыми объектами исторического и культурного наследия [20, с. 56], хотя в последнее время активно предпринимались попытки расширительной трактовки, учитывающей особенности ансамблевых музеев, фонды и экспозиции которых
включают недвижимые, средовые и нематериальные объекты1. Новые тенденции в понимании музейного предмета обусловили введение в Словарь актуальных музейных терминов категории «музейный объект». Она определяется как «объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, музеефици-рованный и актуализируемый в процессе музейной деятельности» [Там же]. Логика подсказывает, что понятие музейный объект поглощает музейный предмет, однако авторы вышеназванного словаря настаивают на разграничении: «музейными объектами, в отличие от музейных предметов, принято называть недвижимые, средовые и нематериальные объекты» [20, с. 56]. Следовательно, музейные объекты - первоисточники знаний наряду с музейными предметами должны быть включены в группу основных экспозиционных материалов - группу подлинников.
Музейные предметы и музейные объекты как подсистемы следующего уровня могут быть классифицированы в соответствии с практикой, установившейся в теоретическом источниковедении. В нем понятие тип источника опирается на принцип хранения и кодирования информации [16, с. 191]. В соответствии с этим критерием выделяется шесть основных типов источников, которые могут храниться в музее: письменные, вещевые, изобразительные, кино-, фото-, фоноисточники [4, с. 33]. Вместе с тем в музейной практике имеют место и другие системы деления, как правило, по одному признаку (хронологическому, по виду материалов, функциональному назначению). Они имеют вспомогательный характер и отражают как музейную специфику (так как имеют значение для организации хранения и использования), так и качественный состав коллекций. Достаточно подробно вопросы классификации и систематизации музейных предметов были рассмотрены В. Н. Цукановой [22]. Ею же был предложен один из возможных вариантов деления предметов, опирающийся на их музейное значение. В соответствии с данным критерием предметы подразделяются на исторические и мемориальные [22, с. 239].
Разработка классификации музейных объектов, очевидно, дело недалекого будущего. В определении уже осуществлено деление источников на недвижимые, средовые и нематериальные все по тому же принципу фиксации информации. Опираясь на Федеральный закон «Об объектах культурного наследия
1 Например, учебное пособие «Основы музееведения» (М., 2005) определяет музейный предмет как «включенный в музейное собрание историко-культурный или природный объект, обладающий музейной ценностью, являющийся источником разнообразных знаний и эмоционального воздействия» [13, с. 65].
22
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к недвижимым музейным объектам следует отнести «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [12]. Их видами, согласно тому же Федеральному закону, являются памятники, ансамбли и достопримечательные места.
Ансамбли и достопримечательные места в последнее время все чаще становятся поприщем создания средовых музеев, получивших названия экомузеев, живых музеев, музеев-заповедников. К ним же относится значительная часть музеев усадебного типа. Здесь объектами экспозиционного показа выступают строения и сооружения фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного, религиозного назначения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты); отдельные захоронения, некрополи, памятные места, культурные и природные ландшафты.
Аксиологический подход, применяемый при делении музейных предметов на уникумы и раритеты, типичные, типовые и мемориальные предметы (в том числе реликвии), очевидно, может быть с успехом применен и в отношении недвижимых и средовых музейных объектов.
Последние годы стали временем активной разработки проблем нематериального культурного наследия. Об этом свидетельствует, например, издание в 2005 г. сборника трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма «Музей и нематериальное культурное наследие». Будучи важной составляющей деятельности прежде всего средовых музеев, нематериальные (неосязаемые) объекты наследия также должны рассматриваться в составе экспозиционных материалов. Словарь актуальных музейных терминов, опираясь на «Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия» [9], принятую в 2003 г. на 32-й Генеральной конферен-
ции ЮНЕСКО, дает им следующее определение: «совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности» [20, с. 57].
Существуют разные подходы к типологизации и классификации нематериального культурного наследия. М. Е. Каулен - один из ведущих специалистов по разработке данной проблемы - разделяет точку зрения итальянского музеолога Дж. Пинна, выделившего три основные группы: 1) виды культурной деятельности, имеющие физическую форму выражения, процессы и результаты которой можно видеть, осязать (ремесла, обряды, танцы, производственные процессы, особенности быта, традиции); 2) способы выражения культурной деятельности, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество); 3) культурные коды - символические и метафорические значения различных объектов, формы традиционного духовного опыта (наставничество, просветительство, воспитание) [5, с. 15-17].
Выбор в качестве основания классификации критерия структурных элементов культуры позволяет выделить пять групп нематериальных форм культуры: 1) духовная культура (музыка, танец, фольклор); 2) технологии и производственные процессы; 3) традиционные действия, ритуалы, обычаи; 4) элементы бытового уклада; 5) традиционные экологические, этические, эстетические и другие социальные представления.
Для темы данной статьи принципиально важным является вопрос о форме представления нематериальных объектов наследия в экспозиции. Его опредмечен-ные составляющие (инструменты и материалы, одежда и обрядовый инвентарь) традиционно являются объектом музейного коллекционирования. А неовеществ-ленная компонента, исчезающая при попытках фиксации на определенном носителе (бумаге, аудио- или видеопленке), реализует себя только в форме актуализации - живого, изменчивого рассказа, песенного исполнительства или демонстрации мастерства, умения изготовления вещи живым носителем традиции. Таким образом, традиция либо поддерживается в среде своего бытования, либо перемещается в музей (в случае ее воспроизводимости в музейной среде). Наличие носителя традиции становится главным критерием в определении подлинности объекта нематериального наследия, при этом подлинным, по справедливому замечанию М. Е. Каулен, «можно признать такой объект нематериального наследия, в момент перехода которого в музейное состояние традиция не прерывалась и
23
объект пребывал в среде бытования. Также подлинным можно признать нематериальный объект в случае, если традиция была прервана, но возобновилась усилиями самих носителей традиции» [5, с. 20]. Все остальные варианты демонстрации утраченных объектов нематериального наследия следует отнести к различным формам имитации и рассматривать их в рамках второй группы экспозиционных материалов, представленной объектами, не являющимися первоисточниками знаний и эмоций. Имитация объекта нематериального наследия не обладает качеством подлинности, но может быть ценна высокой степенью достоверности.
Определение музейного предмета, равно как и музейного объекта, акцентирует в качестве обязательного аспект музеефикации, т. е. формальным признаком их «музеальности» является переход в музейное состояние - изъятие из среды бытования (движимых памятников), постановка на учет, научное описание, классификация и пр. Вместе с тем в качестве объектов экспозиционного показа с успехом используются памятники, находящиеся в собственности граждан и организаций, а также вы-явленные в среде бытования нематериальные объекты, обладающие музейной ценностью. Иными словами, предметы и объекты музейного значения также должны быть включены в основную группу экспозиционных материалов, которая в итоге имеет следующую структуру.
1. Музейные предметы - движимые объекты культурного и природного наследия, первоисточники знаний и эмоций, изъятые из среды бытования или музеефицированные вместе с фрагментом среды и включенные в музейное собрание.
2. Музейные объекты - объекты культурного и природного наследия, недвижимые, средовые и нематериальные первоисточники знаний и эмоций, музеефицированные и актуализируемые в процессе музейной деятельности.
3. Предметы и объекты музейного значения - предметы и объекты, обладающие музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выяв-
ленные в процессе изучения окружающего мира, но не включенные в состав музейного собрания.
Критерий подлинности, заявленный в качестве главного и объединяющего признака основной группы экспозиционных материалов, не является единственным. Все охарактеризованные виды музейных предметов и объектов, а также предметы и объекты музейного значения обладают основными свойствами (информативностью, экспрессивностью, аттрактивностью, репрезентативностью, ассоциативностью) и ценностью (научной, исторической, мемориальной, эстетической, художественной) музейного предмета и выполняют генетическую, утилитарно-потребительскую, научно-познавательную, культурную, моделирующую и коммуникативную функции. Этот комплекс качеств и становится основанием для их включения в экспозицию в виде подлинных свидетелей моделируемого процесса. Также на их проявление направлен выбор экспозиционных приемов, что дает им возможность выступать в качестве первоосновы экспозиционного образа. В рамках художественной концепции экспозиции предметы/объекты данной группы приобретают дополнительные свойства художественного символа, что делает их способными выражать содержание гораздо большее, чем то, носителем которого они объективно являются. Музейный художник Е. А. Розенблюм назвал это взаимодействие отдельных экспонатов, порождающее дополнительную информацию, «музейным чудом» [17, с. 109]. Полисемантичность подлинников в экспозиции раскрывается с помощью вспомогательных материалов - объектов показа, специально изготовленных или приобретенных для экспозиции и не являющихся первоисточниками знаний и эмоций о природе и обществе. Вспомогательные материалы представляют собой весьма сложную и разветвленную группу экспозиционных материалов, анализ которой заслуживает отдельной статьи.
1. Андреева, И. В. Музей не должен ждать, когда общество проявит к нему свой интерес / И. В. Андреева // Музейный вестн. - Челябинск, 2009. - Вып. 8 . - С. 9-17.
2. Горелик, М. В. Древний воин в современном музее / М. В. Горелик // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 18-24.
3. Грицкевич, В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX в. / В. П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 336 с.
4. Дукельский, В. Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета / В. Ю. Дукельский // Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 27-34.
5. Каулен, М. Е. Вторая жизнь традиции / М. Е. Каулен // Музей и нематериальное культурное наследие. - М., 2005. -С. 13-24.
24
6. Каулен, М. Е. Музей и наследие / М. Е. Каулен // Музей. - 2009. - № 5. - С. 10-19.
7. Максимов, Р. И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научнообразовательной деятельности музеев / Р. И. Максимов, И. Э. Максимова // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 132-139.
8. Мальцева, Н. А. Реконструкция как способ формирования исторического сознания (на примере экспозиции ГИМ и других музеев мира) / Н. А. Мальцева // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С 7-17.
9. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // Информ. бюл. ИКОМ. - 2004. -№ 2. - С. 49-64.
10. Момажян, К. Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие / К. Х. Момажян. - М.: Высш. шк.: Ун-т,
1997. - 448 с.
11. Морозов, Ю. А. Особенности методики создания научной реконструкции предметов вооружения и снаряжения XIV в. в экспозиции / Ю. А. Морозов, Э. В. Похмельнов // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - М., 2006. - С. 25-30.
12. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online.
13. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с.
14. Пищулин, Ю. П. Музейные термины / Ю. П. Пищулин, П. Я. Букшпан, М. Б. Гнедовский и др. // Терминологические проблемы музееведения: сб. тр. - М., 1986. - С. 35-135.
15. Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2 / Т. П. Поляков; М-во культуры РФ; Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма; Рос. ин-т культурологии. - М., 2003. -456 с.
16. Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. -М., 1975. - 281 с.
17. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е. А. Роземблюм // Музейная экспозиция: Теория и практика. Новые сценарии и концепции: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 108-117.
18. Российская музейная энциклопедия / редкол.: В. Л. Янин [и др.]. - М.: Прогресс: РИПОЛ классик, 2005. - 848 с.
19. Скрипкина, Л. И. Концептуальный подход к проектированию экспозиций в его взаимосвязи с новыми направлениями научных исследований / Л. И. Скрипкина // Музей и общество на пороге XXI в.: материалы науч. конф. -Омск, 1997. - С. 14.
20. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 47-68.
21. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 1935-1940.
22. Цуканова, В. Н. Вопросы классификации музейных предметов / В. Н. Цуканова // Музейное дело: сб. науч. тр. Проблемы теории, истории и методики музейной работы. - М., 2000. - Вып. 25. - С. 222-244.
23. Чувилова, И. Классификация музеев и проблемы наследия / И. Чувилова // Музей. - 2009. - № 5. - С. 20-25.
24. Шола, Т. Предмет и особенности музеологии / Т. Шола // Мщеиш. - 1987. - № 153. - С. 51.
25. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. / Т. Ю. Юренева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Акад. проект,
2006. - 560 с.
25