Научная статья на тему 'Вспоминая «Воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона'

Вспоминая «Воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
750
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминая «Воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона»

160 НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • №1 2016

УДК 303.01

Вспоминая

«воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона

О.С. Карнаухова Краткое предисловие

Прошло десять лет со времени перевода на русский язык работы Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма», хотя на момент выхода в России эта книга уже успела стать хрестоматийным текстом, рекомендуемым студентам, изучающим вопросы нации и национализма. И по-прежнему концепция Б. Андерсона вызывает споры и обсуждения.

Свои рассуждения Б. Андерсон строит на идее о том, что создание (не возникновение) воображаемых сообществ стало возможным благодаря «печатному капитализму» (print capitalism), а именно: печатная продукция на локальных и региональных языках вместо латыни с целью большего распространения и получения экономической выгоды стала фактором коммуникации между субъектами, говорящими на локальных диалектах. В результате возник общий дискурс. И Б. Андерсон описывает процесс создания первых европейских национальных государств как формирующихся вокруг «национальных печатных языков».

Возникновение национализма (и нации), таким образом, связано с отказом от привилегированного доступа к письменным текстам. Иначе говоря, нация и национализм являются продуктом модерна, размещаясь в его политическом и экономическом контексте. Такой методологический поворот предложил рассмотреть воображаемые сообщества как форму социального конструирования, сосуществующую вместе с иными «воображаемыми феноменами», например, воображаемой географией Эдварда Саида.

Стала ли данная концепция переворотом в поле социально-гуманитарного знания? Не переоцениваем ли мы значение Б. Андерсона для современных нам междисциплинарных исследований? Сегодня с высоты прошедших лет мы попытаемся взглянуть на идеи Б. Андерсона и подвести некоторые итоги.

Карнаухова Оксана Сергеевна, кандидат философских наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, [email protected].

ДИСКУССИЯ

Участники:

Сергей Абашин - д.и.н., профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

Виктор Авксентьев - д.ф.н., заведующий отделом политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

Сергей Маркедонов - к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Михаил Петров - преподаватель Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета

Хубертус Йан - доктор наук, доктор наук, старший лектор по направлению История России и Кавказа, руководитель программы «История» Колледжа Клэр, Университет Кембриджа

Remembering "Imagined Communities" of Benedict Anderson

O.S. Karnaukhova

Short introduction

Ten years have been come over since the book of Benedict Anderson's "Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism" has been translated in Russian, although by that time, this book has already become a textbook, recommended to students studying issues of nation and nationalism. And yet the concept of B. Anderson meets controversial discussion.

B. Anderson based his conception on the idea that the creation (not occurrence) of imagined communities was possible thanks to the so called "print-capitalism", namely: printed products in local and regional languages instead of Latin for the purpose of obtaining a greater spreading and economic benefit has become the factor of successful communication between subjects speaking local dialects. As a result, a general discourse appeared into being. And B. Anderson described the process of creating the first European nation states as emerging around the "national print languages".

I Karnaukhova Oxana S., Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105/42, [email protected].

1 62

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • №1 2016

The emergence of nationalism (and nation) was due to the abandonment of privileged access to written text. In other words, nation and nationalism were products of modernity, located in their political and economic context. This methodological turn supposed to consider the imagined communities as a form of social construction, coexisting with other "imaginary phenomena", for example, an imaginary geography of Edward Said.

Has the concept been a revolution in the field of Social Sciences and Humanities? Do we overestimate the value of B. Anderson for our contemporary interdisciplinary research? Today, with hindsight, we try to look at the idea of Benedict Anderson and draw some conclusions.

Disputants:

Sergey Abashin - Doctor of Science (History), Professor at the Faculty of Anthropology of the European University in St. Petersburg.

Victor Avksentyev - Doctor of Science (Philosophy), Chief of the Political and Conflict Studies chair, Institute of socio-economic and humanitarian research, Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Science.

Sergey Markedonov - Candidate of Science (History), Associate Professor at the Chair of Foreign Area Studies and Foreign Policy, Russian State University of Humanities. Michael Petrov - Lecturer of the Institute of Philosophy and Socio-Political Studies, Southern Federal University^

Hubertus Jahn - Dr., Reader in the History of Russia and the Caucasus, Director of Studies in History Clare College University of Cambridge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.