УДК 378.1 : 004
И. В. ЗЮЗЬКО М. С. КНЯЗЕВА С. П. ШАМЕЦ
Омский государственный технический университет
ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ В ОМГТУ
Рассмотрены результаты 3-го тура Всероссийских студенческих олимпиад и семинара по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин с применением современных информационных технологий в ОмГТУ.
Ключевые слова: студенческие олимпиады, семинар по обмену опытом, системы автоматизированного проектирования, современные информационные технологии.
На последней неделе октября 2010 года на базе ОмГТУ традиционно [1] проведен 3-й тур Всероссийских студенческих олимпиад по инженерным дисциплинам с использованием компьютерных технологий. В этот раз к олимпиадам «Геометрическое моделирование» и «Инженерный анализ» впервые добавилась новая олимпиада — «Технологическая подготовка производства».
В 2010 году участие в олимпиадах приняли 16 команд из вузов России и команда из Украины, а именно: команды университетов Уральского горного, Тюменского нефтегазового, Томского политехнического, Алтайского аграрного, Сибирского аэрокосмического, Комсомольского-на-Амуре технического, Сибирского путей сообщения, Сибирского федерального, Новосибирских технического и архитектурно-строитель-
ного, Кузбасского технического, Омских технического и аграрного, академий Челябинской агроинже-нерной и Новосибирской водного транспорта, а также Автомобильно-дорожного института Донецкого национального технического университета.
Отличительными особенностями омских олимпиад от других являются:
— компактность их проведения — все три олимпиады проводятся в течение одной недели, что очень тяжело организаторам, но удобно приезжим участникам, т.к. они могут сформировать свои сборные команды и участвовать в разных олимпиадах;
— олимпиады проводятся с применением широко используемых в обучении и производстве систем автоматизированного проектирования (Solid Works, T-FLEX CAD, KOMI1AC-3D, AutoCAD), прикладных
Рис. 1. Задание № 1 по олимпиаде «Геометрическое моделирование»
у' -7-У—7
л 21 п цУ -.—I № (2$ ¡22 А5 ......„ Л ,
Рис. 2. Задание № 2 по олимпиаде «Геометрическое моделирование»
Рис. 3. Работа победителя в личном первенстве олимпиады «Геометрическое моделирование»
Рис. 4. Работа победителей в командном первенстве олимпиады «Геометрическое моделирование»
пакетов программ моделирования технологических процессов (ГеММа, АОЕМ, Т-БЬЕХ ЧПУ и др.) и инженерного анализа (АРМ ЛЛ/тМасЫпе);
— олимпиадные задания отличаются повышенной сложностью и представляют собой реальные производственные конструкции, требующие фундаментальных знаний и практических навыков для их решения, и при этом охватывается практически весь круг задач, решаемых инженером при их проектировании (рис. 1,2);
— проведение соревнований, в том числе и в командном зачете (принимаетучастие вся команда), что позволяет оценить, прежде всего, коллективную работу участников над проектом с учетом времени, предоставленного для решения поставленной задачи.
В шести номинациях олимпиад победителями и призерами стали студенты Челябинской государ-
ственной агроинженернойакадемии (Джапаров Е. А., Дмитрюк М. В., Сергеев М. С., Третьяков А. А.), университетов Уральского государственного горного (Абдулкаримов М. К., ЖелонкинаА. А., КовязинР. А., Шестопалов Е. В.), Сибирского государственного путей сообщения (Кузьмин А. В., Павленко В. В., Павленко П. В.), Алтайского государственного аграрного (Скобкарёв И. Н.) (рис. 3), Новосибирского государственного технического (БондарьМ. С., МарковаМ. В., Пушнин В. Н.) (рис. 4), Омского государственного технического (Дьяконов Д. В., Пушкарёв Н. П., Фортуна В. С.), Российского государственного профессионально-педагогического (Александров А. А., Майоров А. Ю.).
Также традиционно, с преподавателями-руководителями команд и представителями кафедр омских вузов в период проведения олимпиад проведен семи-
Рис. 5. Участники научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий
Рис. 6. Доклад представителя СибАДИ (г. Омск) перед участниками семинара
нар по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин, когда процесс обучения построен на применении современных информационных технологий (рис. 5, б).
Руководители команд-участников и преподаватели омских вузов затронули широкий спектр вопросов научно-методического обеспечения образовательного процесса, организации процесса обучения студентов с использованием различных современных программных продуктов и ряд других вопросов. Участники семинара делились своим опытом использования САЭ/САМ/САЕ-систем при преподавании специальных дисциплин, в подготовке курсовых и дипломных проектов с использованием различных программных комплексов, а также опытом дополнительной подготовки своих команд к участию в омских и других олимпиадах.
Такой обмен передовым опытом использования современных информационных технологий в образовательном процессе технических специальностей позволяет обеспечивать качественную подготовку будущих специалистов за счет изменения содержания и способов подачи учебного материала, применить уже опробованные в других вузах или усовершенствовать используемые методики преподавания.
Все это положительно сказывается на формировании и развитии профессиональных компетенций обучающихся.
Библиографический список
1. Батенькина, О. В. О внедрении информационных технологий в учебный процесс / О. В. Батенькина, С. П. Шамец // Омский научный вестник. - 2010. - № 1(87). - С. 233-235.
ЗЮЗЬКО Ирина Владимировна, ассистент кафедры «Машины и технология литейного производства», специалист по учебно-методической работе Центра информационных технологий. Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КНЯЗЕВА Марьяна Сергеевна, специалист по учебно-методической работе Центра информационных технологий.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ШАМЕЦ Сергей Парфирьевич, кандидат технических наук, доцент, начальник Центра информационных технологий.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2010 г. © И. В. Зюзько, М. С. Князева, С. П. Шамец