Научная статья на тему 'О внедрении информационных технологий в учебный процесс'

О внедрении информационных технологий в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении информационных технологий в учебный процесс»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 378.1: 004.9 о. В. БАТЕНЬКИНА

С. П. ШАМЕЦ

Омский государственный технический университет

О ВНЕДРЕНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ____

В последнюю недолю октября 2009 года на базе ОмГТУ были проведены традиционные студенческие олимпиады «Инженерный анализ» и «Геометрическое моделирование». В этом году олимпиады приобрели международный статус. В списке участников помимо 17 команд из России представлены три команды из вузов Казахстана и одна команда из Украины. И это не случайно. Интерес к олимпиадам растет с каждым годом не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Данные олимпиады стали своеобразным брендом ОмГТУ и имеют ряд отличительных особенносгей:

1. Олимпиады проводятся в течение одной педели, т.е. можно за один приезд поучаствовать в нескольких олимпиадах.

2. В качестве инструмента применяются современные информационныетехнологии, широко используемые в образовательных учреждениях — системы автоматизированною проектирования (Solid Works, T-FI.EX CAD, KoMiiac-3D, AutoCAD} и инженерного анализа (АРМ WinMachine).

3. Олимпиадные задания отличаются повышенной сложностью и представляю т собой реальные производственные конструкции, требующие фундаментальных знаний и практических навыков для их решения. При этом охватывается практически весь круг задач, решаемых инженером при проектировании изделия.

4. В олимпиады включены групповые номинации, в которых участвует вся команда. Э го позволяет оцепить, прежде всего, коллективную работу участников над проектом с учетом ограниченною времени, предоставленного для решения поставленной задачи.

5. В период проведения олимпиад проводится ставший уже традиционным научно-методический семинар по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий.

За годы проведения интерес к семинару со стороны руководи гелей команд - преподавателей вузов только возрасгает. Можно сказать, что участники семинара — это энтузиасты, идущие в ногу со време-

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рис. I. Участники научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин

с использованием информационных технологий

Рис. 2. Выступление В. И. Шатрукова — руководителя команды Челябинской агроннженерной академии

нем, внедряющие в своей работе самые современные образовательные методики, технологии, инструменты.

В 2009 году учас тие в семинаре приняли преподаватели Омского и Комсомольского-на-Амуре технических университетов, Алтайского, Мичуринскою и Омскою аграрных университетов, Сибирской аптомобилы ю-дорожной академии, Уральскою горного университета, Тюменского нефтегазового университета, Томского политехническою университета. Сибирскою аэрокосмического университет им. М. Ф. Решетнева, Сибирскою университета путей сообщения, Челябинской агроинженерной академии, а также Карагандинского индустриального университета, Восточно-Казахстанского технического университета, Семипалатинского университета им. Шакарима и автомобильно-дорожного института Донецкого национального технического университета.

Таким образом, научно-методический семинар 2009 года с участием преподавателей из Казахстана и Украины стал местом обсуждения использования современных информационных технологий в системах высшего профессионального образования разных стран.

Руководители команд-участникоп и преподаватели омских вузов обсудили широкий спектр вопросов в области научно-методическою обеспечения

образовательного процесса, организации процесса обучения студентов с использованием различных современных программных продуктов, дистанционных образовательных технологий и ряд других.

Участники семинара делились своим опытом использования CAD/CAM/ САЕ-сисгем в преподавании технических дисциплин, подютопке курсовых и дипломных проектов, демонстрировали примеры работ, выполненных студентами в рамках учебной программы с использованием различных программных комплексов.

Очевидно, что обмен передовым опытом использования современных информационных технологий в образовательном процессе технических специальностей и направлений подготовки дает возможность обеспечивать обучение будущих специалистов путем качественного изменения содержания и способов подачи учебного материала, применить уже опробованные в других вузах или усовершенствовать используемые методики преподавания. Все это в результате положительно скажется на формировании и развитии профессиональных компетенций обучающихся.

Подводя итоги научно-методического семинара, участниками было поддержано предложение о публикации представленных докладов в их единой подборке — в специальной рубрике, посвященной вопросам использования современных информационных

*

Рис. 3. Выступление Д. В. Сорокина -руководителя команды Сибирского аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева

технологий в образовательном процессе, которая и предлагается вашему вниманию в данном номере журнала «Омский научный вестник».

В публикациях приводится методика использования информационных технологий в технопарке «Алтай» (Г. Н. Мошнинова, Восточно-Казахстанский университет, Республика Казахстан), показаны широкие возможности различных модулей АРМ Win-Machine для расчета сложного горнодобывающего (11. В. Савинова, Уральский горный университет), железнодорожного оборудования и техники (В. А. Глотов, В. Ю. Игнатюгин, Сибирский университет путей сообщения).

Об опыте подготовки специалистов — приборостроителей на базе программного комплекса T-FLEX в Томском политехническом университете, который является национальным исследовательским университетом ресурсоэффективных технологий, идет речь в статье Т. Г. Костюченко.

Статья А. В. Мальцевой (ОмГУПС) посвящена использованию специализированного программного

обеспечения в научно-исследовательской работе студентов.

Надеемся, что изложенный в статьях рубрики опыт использования информационных технологий в обучении студентов техническим ДИСЦИПЛШ >ам буде т интересен и полезен не только участникам семинара, но и широкому кругу преподавателей вузов.

БАТЕНЬКИНА Оксана Васильевна, кандидат технических наук, заместитель начальника Центра информационных технологий.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ШЛМЕЦ Сергей Парфирьевич, кандидат технических наук, доцент, начальник Центра информационных технологий.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2009 г.

@ О. В. Батенькина, С. П. Шамец

Книжная полка

Фаронов, В. В. Turbo Pascal 7.0. Практика программирования [Текст]: учеб. пособие / В. В. Фаронов. — М.: КНОРУС, 2009. — 415 с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 413-415. — ISBN 978-5-390-00555-2.

В книге описывается набор программных модулей, существенно расширяющий стандартные возможности системы программирования TurboPascal 7.0 корпорации Borland. Приводятся практические рекомендации по программированию основных устройств персонального компьютера и даются полные тексты соответствующих программных модулей. Рассматриваются вопросы программирования в защищенном режиме и адаптации программ MS-DOS к работе под управлением Windows.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК да 1 М7) 2010 ОПУГ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.