Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция "Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: проблемы и перспективы"'

Всероссийская научно-практическая конференция "Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: проблемы и перспективы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция "Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: проблемы и перспективы"»

[методика преподавания русского языка]

культуре, жанрах устного народного творчества и их языковой специфике, народных и христианских праздниках. Представляется целесообразным его изучение на уроках русского языка и литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

* В статье фольклорно-диалектологический материал подаётся по фонетическому принципу, способом малограмотного письма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пронченко С. М., Мухина М. А. Фольклор и язык приграничных с Беларусью Новозыбковского и Злынковского районов Брянской области: Сборник материалов полевых исследований. СПб., 2016.

REFERENCES

1. Pronchenko S. M., Mukhina M. A. (2016) Fol'klor i iazyk prigranichnykh s Belarus'iu Novozybkovskogo i Zlynkovskogo raionov Brianskoi oblasti [Folklore and language of the border with Belarus area, Novozybkovsky and Zlynkovsky districts of Bryansk region]: Collection of materials of field studies. St. Petersburg. (in Russian)

[ хроника]

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

В Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А. А. Тахо-Годи 7-8 ноября 2017 года сектором русского языка и литературы была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы» в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.

В работе конференции приняло участие 150 ученых, педагогических работников и сотрудников муниципальных органов управления образованием, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов профессионального образования, представляющих научные и высшие учебные заведения Москвы, Махачкалы, Белгорода, Владикавказа, Волхова (Ленинградская область), Карачаевска, Краснодара, Липецка, Уфы, Черкесска, Кемниц (ФРГ), Караганды (Казахстан), Прешов (Словакия), Ташкента (Узбекистан) и др.

Особое внимание было уделено проблеме функционирования русского языка в Дагестане. Так, директор Института языка, литературы и искусств Дагестанского научного центра РАН доктор филологических наук, профессор М. И. Магомедов выступил на пленарном заседании с докладом «Взаимодействие русского и дагестанских языков: опыт и перспективы». В докладе прозвучала мысль о том, что русский язык, функционирующий в дагестанском социуме как средство межнационального общения, как доминирующий компонент дагестанско-русского двуязычия, как язык, обслуживающий большинство социальных сфер, служит важнейшим фактором интеллектуального и эстетического развития носителя национально-русского двуязычия. Сегодня трудноразрешимой проблемой является раннее приобщение детей к русскому языку. И попытки, и прецеденты ввода обучения русско-

му языку в дошкольных учреждениях продиктованы желанием родителей, чтобы их дети хорошо учились в школе. Об особенностях же обучения русскому языку в школах Дагестана рассказала С. П. Новодворская — учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Многопрофильная гимназия № 38» г. Махачкалы. Ряд докладов был посвящен проблеме проведения ГИА в регионе.

В ходе работы конференции участники обсудили следующие вопросы: возможности и перспективы би-лингвального образования; этнолингвокультуроло-гический подход в преподавании русского языка и литературы в полиэтническом регионе; инновационные и традиционные методы и приемы преподавания русского языка как родного и неродного и литературы; русский язык как язык межнационального общения: особенности функционирования в полиэтническом регионе; изучение литературы и фольклора в контексте диалога культур; измерение эффективности обучения русскому языку как неродному; обеспечение учебного процесса преподавания русского языка как неродного и литературы; вопросы истории методики преподавания русского языка как неродного.

Участники конференции отметили важность проведенного мероприятия, нацеленного на установление диалога между учеными-методистами и учителями, студентами и магистрантами, предоставление возможности перенимать опыт ведущих учителей и ученых, что способствует профессиональному росту участников дискуссии, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем методики преподавания русского языка как неродного.

Эльдарова Н. М., канд. пед. наук, с. н. с. ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи

106

[мир русского слова № 1 / 2018]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.