УДК 82
Н.Е. ПЕТРОВА, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и культуры речи, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Е.Н. ШИРОКОВА, доктор филологических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ»
N.E. Petrova, E.N. Shirokova
RUSSIAN NATIONAL ACADEMIC CONFERENCE FOR YOUNG SCIENTIST "LINGUISTIC WORLDVIEW PROBLEMS IN SYNCHRONY AND DIACHRONY"
Всероссийская научная конференция молодых ученых «Проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии», прошедшая на базе кафедры русского языка и культуры речи факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина 15-16 апреля 2014 г., была посвящена актуальным проблемам исследования картины мира этноса, социума, личности по данным языка в аспекте диахронии и синхронии в разных дискурсах, а также сквозь призму различных областей гуманитарного знания.
Ключевые слова: конференция, молодые ученые, картина мира, русский язык, лексика, грамматика, словообразование, методика преподавания, текст, дискурс.
Russian national academic conference for young scientist "Linguistic worldview problems in synchrony and diachrony" was held on April 15-16, 2014 on the basis of Russian Language and Culture of Speech department on the faculty of humanities in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The conference was dedicated to the topical issues of the research problems of ethnic worldview, society and character research based on the language data in synchrony and diachrony in different discourses as well as through various branches of humanities knowledge. Keywords: conference, young scientist, worldview, Russian language, lexis, grammar, word building, teaching techniques, text, discourse.
15-16 апреля 2014 г. в НГПУ им. К. Минина на базе кафедры русского языка и культуры речи факультета гуманитарных наук состоялась XII Всероссийская научная конференция молодых ученых. Целью конференции было обсуждение актуальных проблем теории и практики исследования языковой картины мира этноса, личности, социума как в историческом плане, так и в плане современности; поддержка молодых исследователей в их научном поиске, обмен результатами научной деятельности и исследовательского опыта, апробация научных идей, формирование навыков корректной научной дискуссии и полемики.
Работа конференции проводилась по следующим направлениям: отражение картины мира в лексике и грамматике, языковая картина мира писателя, языковая картина мира в дискурсе СМИ, древнерусская языковая картина мира, языковая картина мира и проблемы межкультурной коммуникации, философско-культурологический аспект исследования картины мира, изучение языковой картины мира в вузе и в школе.
Проблематика конференции не только хорошо вписывается в антропоцентрическую парадигму современной лингвистики, но и отличается социальной значимостью. В сегодняшнем мире язык служит одним из важнейших орудий национальной и гражданской самоидентификации личности. А в условиях России, формирующей свое культурное
пространство на основе традиционных ценностей, вопросы языка как средства формирования мировоззренческих и ценностных установок личности и социума приобретают особенно острое звучание.
Несомненную актуальность конференции подчеркнула проректор по научной деятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, доктор психологических наук, профессор Е.Н. Волкова. Ключевая идея ее выступления состояла в том, что языковая картина мира - это наиболее релевантный современной ситуации развития человечества инструментарий исследования содержания и сущности человечества в целом, социальных групп и отдельного человека.
С приветственным словом участникам конференции выступила декан факультета гуманитарных наук, кандидат филологических наук, доцент Г.С. Самойлова, которая обратила внимание на то, что организованная кафедрой русского языка и культуры речи конференция молодых ученых является традиционной и проводится уже в 12 раз, что свидетельствует о ее востребованности.
Всего в работе конференции приняли участие 85 человек из 10 городов России (Нижнего Новгорода, Арзамаса, Архангельска, Волгограда, Калининграда, Кирова, Саранска, Ставрополя, Тюмени, Ярославля), из Республики Беларусь (Могилевский гос. ун-т им. А.А.Кулешова, г. Могилев), Украины (Восточноевропейский нац. ун-т им. Леси Украинки, г. Луцк) - преподаватели средних и высших образовательных учреждений, аспиранты, магистранты, а также студенты (в соавторстве с научными руководителями).
На пленарном заседании выступили с докладами доктора филологических наук из Саранска, Архангельска, Кирова, Арзамаса и Нижнего Новгорода. В их докладах были освещены актуальные теоретические аспекты исследования языковой картины мира в синхронии и диахронии. Так, профессор Э.Н. Акимова, рассматривая особенности русской ментальности в диахроническом аспекте, подчеркнула отраженную в категориях «двуиспостасного» (народная русская речь и церковнославянский письменный язык) языка двойственность и противоречивость миросозерцания русского средневековья. Профессор Т.А. Сидорова на примере анализа модального значения профессиональной лексики рыбаков, моряков, звероловов убедительно доказала, что профессиональная деятельность человека детерминирует социально обусловленное сознание и формирует вариантную картину мира. Профессор Е.Н. Широкова в своем докладе раскрыла особенности индивидуально-авторской картины миры В. Пелевина, на репрезентативном языковом материале показала, как в творчестве писателя отражаются общие и частные тенденции развития современного русского языка. В докладе профессора Л.В. Калининой был представлен опыт моделирования языковой картины мира по данным грамматики. В частности, большой интерес вызвала идея Л.В. Калининой о том, что мышление современного человека, тяготея к дискретному мировосприятию, предпочитает «единицы -единству, части - целому», что проявляется в практически неограниченном образовании форм множественного числа существительных вт§и1апа 1ап1ит, обозначающих, как известно, несчитаемые реалии. Профессор Л.А. Климкова, представив собравшимся данные русских диалектов, отметила, что сегодня, в условиях многочисленных атак на традиционную семью и при всех ее трансформациях, непреходящую ценность в русскоязычном сознании имеет ее непременная составляющая - ребенок, дети. После докладов состоялось их обсуждение.
Во время конференции работало 5 секций. Особый интерес в секции «Личность и общество в лексико-семантической системе языка» вызвали доклады участников: Е.Ю. Любовой, проанализировавшей нижегородскую мифологическую лексику в этнолингвистическом аспекте, Я.Я. Горбуновой, рассмотревшей нравственный аспект фразеологии русских старожилов Якутии, Т.С. Сергеевой и С.А. Ураевой, представивших интересный языковой материал, репрезентирущий немотивированные способы
цветообозначения в рекламных текстах, Е.А. Гутиной, рассказавшей об изменениях в употреблении концепта «скромность» в современной речи.
В секции «Отражение картины мира в грамматических категориях и единицах и словообразовательный механизм как средство языкового освоения действительности» в докладах А.Д. Комышковой, Г.С. Самойловой и А.В. Дуюновой были освещены проблемы отражения русского национального менталитета в истории языка; доклады Е.А. Мельниковой, И.А. Шмыкаловой, И.В. Андреевой были посвящены вопросам отражения картины мира в грамматических единицах, а также в категории «бытийности»; в докладе О.А. Пацюковой и К.Н. Васильевой была рассмотрена неоднородность словообразовательной структуры прилагательных на -нический.
В секции «Языковая картина мира писателя» были представлены результаты исследования индивидуально-авторской картины мира в разных аспектах: языковая картина мира писателей, принимавших участие в Великой Отечественной войне (Т.В. Демидович), метаязыковая рефлексия в повести А.П. Чехова «Скучная история» (Н.Е. Петрова, В.Е. Замальдинов), языковая реализация эстетики постмодернизма в драме И. Бродского «Мрамор» (Ж.И. Можнова, А.А. Васильев), структурно-семантическая специфика и функциональное назначение алогизма в поэзии А. Платонова (С.А. Садовников), концепт «искусство» в публицистике Ш. Бодлера (А.Е. Евдокимова). Кроме того, в докладах рассматривались особенности образной системы в картине мира русских романтиков (Н.М. Ильченко, Е.В. Киселева, Е.А. Титова), а также образ слуги в прозе Г. Сенкевича (Е.М. Дзюба и Е.Н. Зайцева).
В докладах секции «Языковая личность в политическом, масс-медийном дискурсах и интернет-коммуникации» рассматривались актуальные проблемы речевого воздействия, манипулирования сознанием, речевой агрессии. В частности, оживленную дискуссию вызвали доклады, посвященные специфике функционирования общественно-политической лексики в материалах СМИ, освещающих украинские события (С.Г. Павлов, О.Э. Кибардина), анализу контента пабликов "Вконтакте" (А.А. Матусевич), исследованию вербальных средств манипуляции сознанием в политическом дискурсе (О.А. Пацюкова, Е.И. Постникова) и речевого воздействия в современных печатных СМИ (Н.Б. Рябова). При этом особое внимание было уделено проблемам влияния языка СМИ на развитие современного русского литературного языка, на формирование картины мира, системы ценностей и оценок членов социума и этноса.
В секции «Языковая картина мира в философско-культурологическом и методологическом аспектах» большой интерес вызвал доклад Т.Е. Дряхловой, рассмотревшей способы моделирования концептов, а также доклады, посвященные реализации ценностного подхода в системе обучения русскому языку и культуре речи (Н.В. Курылева) и мифологии естественного родительства (О.Д. Луконина и И.В. Тихомирова). В ходе обсуждения докладов участники подчеркнули необходимость преподавания русского языка в школе не только как средства коммуникации, но и как важнейшей культурной ценности нации.
Во время проведения «круглого стола» были подведены итоги конференции. Все участники отметили высокий научный уровень докладов, в том числе студенческих, плодотворность работы конференции, а также выразили единодушное мнение о том, что проведение Всероссийской конференции молодых ученых «Проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии» на базе кафедры русского языка и культуры речи факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина является перспективным и должно быть продолжено.