Научная статья на тему 'Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века»'

Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века»»

В альбом Илличевскому

Мой друг! Неславный я поэт,

Хоть христианин православный,

Душа бессмертна, слова нет,

Моим стихам удел неравный -И песни Музы своенравной,

Забавы резвых, юных лет,

Погибнут смертию забавной,

И нас не тронет здешний свет!

Ах! ведает мой добрый гений,

Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений.

Не властны мы в судьбе своей,

По крайней мере, нет сомненья,

Сей плод небрежный вдохновенья,

Без подписи, в твоих руках На скромных дружества листках Уйдет от общего забвенья...

Но пусть напрасен будет труд,

Твоею дружбой оживленный -Мои стихи пускай умрут -Глас сердца, чувства неизменны Наверно, их переживут!

1817

Осталась информация о чествовании памяти А. С. Пушкина на сайте ОГОНБ в Интернете. И, к счастью, цифровые фотографии, где запечатлен и Евгений Михайлович в момент зажжения свечи, а над ним - цитата А. С. Пушкина:

Ах! Ведает мой добрый гений,

Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений.

Л.П. Капитонова отсматривала материал сайта и была поражена фотографией. «Последняя свеча Евгения Михайловича Смирнова», - подумала она с горечью утраты.

Да, с уходом Евгения Михайловича в иной мир мы, омичи, потеряли многое: и омская наука, и омская педагогика, и омская пушкинистика.

Невосполнимая потеря.

Но образ этого удивительного светлого человека навсегда останется в наших сердцах, а память о нем, прекрасном педагоге и уникальном коллекционере, будет передаваться из поколения в поколение. Да будет так!

А.С. Пушкин

Е.Н. Гагарина, заслуженный работник культуры России

Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века»

На базе кафедры философии 15 мая прошла Первая Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI в.: проблемы и перспективы», на которой были представлены 22 вуза из 13 городов России - от Архангельска и Москвы до Иркутска и Братска (однако самих участников из других городов отмечено не было: выступали и участвовали в конференции только омичи, что объясняется пилотным характером и приданием изначально конференции статуса очнозаочного мероприятия). Организаторами явились, помимо кафедры философии Ом-ГУ, Сибирская ассоциация непрерывного образования (САНО), включающая в себя Сибирский институт бизнеса и информационных технологий и др.

События

111

Работа проводилась по двум секциям -«Системный подход к моделированию социальных процессов» (под руководством

В.И. Разумова) и «Философия и социальная теория» (под руководством Ю.Ю. Першина). Всего было заслушан и обсужден 21 доклад (в программе же было представлено 53 доклада, опубликованные в солидном 400страничном томе материалов конференции; данная книга в полнотекстовом формате доступна по адресам: http://www.omsu. \\ ru/go/philos и http://www.sano.ru/publik/FILCONF/sbor _konf01.rar).

Вот о чем говорили на своей встрече философы.

В.И. Разумов в своем докладе «Философия в социальной динамике XXI в.» указал: из истории известно, что философия дала несколько импульсов социально-историческому развитию. Потенциал современной философии, в том числе философии российской, способен оказать влияние и уже оказывает на социальную динамику, на процесс изменений в современном обществе.

В докладе М. Д. Купарашвили «Мысль и смысл в вертикальном ряде категорий» был дан сравнительный анализ категорий «мысль» и «смысл», что было проиллюстрировано на примере разных исторических эпох. Из этого анализа, как считает автор, вытекает возможность вертикального упорядочивания научных категориальных аппаратов.

Как утверждал Ю.Ю. Першин в своем выступлении «Социально-историческая обусловленность генезиса греческой философии: апология homo religius», рациональность греческой философии своими корнями уходит в рациональность греческой мифологии и религии. Однако этому аспекту в курсе истории философии, как правило, уделяется мало внимания, так как считается, что генезис философии и являет собой рождение рациональной мысли.

В докладе Т.П. Мильчарека была продемонстрирована онтологическая двойственность социального субъекта в субстратносубстанциальном и структурно-функциональном аспектах, на основании чего выявлена социально-антропологическая природа субъективности. В.И. Мироненко в своем выступлении «Самый невостребованный капитал (к вопросу о резервах социальноэкономического развития России)» указала

на угрозу превращения России в сырьевой придаток западных стран. Основным резервом развития, по ее мнению, должны стать не нефть, газ или минеральные ресурсы, а сам человек - носитель не только интеллекта, но и социальной энергии.

В. М. Шкарупа в выступлении «Общество и природа времени как сущность онтологического принципа сознания» подчеркнул, что динамика общественного развития напрямую увязана с функционированием такого сущностного феномена социума, как общественное сознание. Поэтому прояснение сути этой динамики, ее структуры, перспектив и возможностей связано с уяснением сущности общественного сознания, а стало быть, с проникновением в природу индивидуального сознания, или сознания как такого. В выступлении была проведена онтологическая параллель между природой сознания и природой времени, было показано, каким образом постижение тайны времени ведет и к постижению тайны человеческого сознания; отмечено, что любое исследование как времени, так и сознания должно исходить из имманентной природы обоих парадоксальностей, что прекрасно демонстрируется в размышлениях Гегеля и Сартра на эту тему, а именно: природа сознания, как и природа времени, состоит в том, что оно есть для того, чтобы его не было, и не есть для того, чтобы было.

В выступлении Н.Г. Уразаевой «Социальное законодательство как основа для социального прогнозирования» акцент был сделан на том, что при составлении законов следует учитывать социальную ментальность и провоцируемую законодательством склонность к иждивенчеству у этой категории населения, а также то, чем может обернуться через десятилетия такой желанный сегодня демографический подъем. В докладе «Виртуальная реальность как социальный феномен» П. А. Степаненко подчеркнул, что виртуальная реальность как онтологический феномен нельзя рассматривать вне социально-философского контекста. Постмодернистская парадигма определяет особый статус виртуальной реальности в глазах современного человека. Виртуальная реальность - одна из сущностных сфер существования человека.

И.А. Кребель в своем выступлении «Русская метафизика языка и экзистенциальная феноменология М. Хайдеггера: опыт концептуально-методологического

сопоставления» предложила произвести выделение из общей истории русской культуры русскую философию и характеризовать ее как мысль серебряного века, поскольку именно в это время была предпринята попытка переосмысления всего отечественного культурного наследия, а сама философия приобретала собственную самобытность. На сегодня является актуальной оценка отечественной мысли, которая в первую очередь должна проходить как оценка философского языка, определенного в поле русскоязычной ментальности. Она соотнесла немецкую мыслительную традицию и русское мыслительное наследие с позиции философского языка.

Этой конференцией философы ОмГУ зафиксировали за собой приоритетную тематику. Следующим шагом будет проведение на базе университета международной конференции по этой же теме, иначе говоря, мы становимся, как считают организаторы конференции, научным центром, работающим по актуальной междисциплинарной проблематике. Программа конференции и выпущенный сборник материалов свидетельствуют о том, что заявленная конференция вызвала интерес в разных регионах России. Это позволяет надеяться, что замысел международной конференции, в организации которой уже участвуют САНО, Международный институт стратегического проектирования, Омский филиал СО РФО и др., а также и ряд зарубежных партнеров, будет успешно осуществлен.

В.М. Шкарупа, доцент кафедры философии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.