АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО
Международный пушкинский конкурс для педагогов-русистов, появившийся благодаря «Российской газете» в 2000 году, ежегодно проводится при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, московского правительства и фонда «Русский мир». Цель конкурса - морально и материально поддержать самых талантливых и энергичных зарубежных учителей русского языка.
В этом номере - эссе лауреатов XX международного пушкинского конкурса 2020 года, тема которого вынесена в заголовок.
Ключевые слова: российские соотечественники, образование на русском языке, память о войне, историческая память. Великая Отечественная война, русский язык, русский язык как иностранный, русская школа, билингвизм, престиж профессии учителя, мотивация, новояз, заимствования.
Дилором Алламуратова 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006
Всенародную память стереть невозможно
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
Академик В.М. Бехтерев
Будучи школьницей, попросила любимую учительницу Фаину Николаевну подсказать мне книги, которые помогут мне понять суть вещей и смысл жизни.
- Дилечка, для этого надо прочитать всего десять книг, - сказала она. -Но для поиска одной из них, человеку порой не хватает всей жизни.
Дилором Алламуратова,
учитель начальных классов с русским языком обучения, специализированная государственная общеобразовательная школа № 1 (Нукус, Республика Каракалпакстан, Республика Узбекистан), айатигаШаб@Ьк. ш
С тех пор я в постоянном поиске. На факультете русского языка и литературы Каракалпакского пединститута я нашла первую книгу, научившись видеть гармонию человека с самим собой. Получая опыт практической работы в школе - вторую, пытаясь найти гармонию человека с окружающими его людьми и миром. И продолжаю искать, учиться, делиться с учениками знаниями о человеческой цивилизации, эволюционирующей через кровавые войны и эпидемии, через краткие исторические периоды мирной жизни.
О войне на уроках русского
Мои дети, впервые переступившие порог начальной школы, особенно мальчишки, хорошо знают, что такое война, и неплохо к ней подготовлены. Они могут вести «боевые» действия, уверенно чувствуют себя в танковой атаке. Разумеется, знают они и о смерти. Которую, впрочем, никак не проецируют на себя или членов своей семьи. В силу виртуальности возможного небытия.
Тогда я рассказываю им о настоящей войне. О жизни таких же, как и они, детишек, видевших ее не в гадже-тах, а испытавших на себе все ее ужасы. Об их далеких предках, объединившихся в одну большую многонациональную армию, чтобы отстоять родную землю, защитить от истребления родных и близких людей.
Моим ученикам трудновато овладевать сложными мыслительными операциями анализа, синтеза, классификации, исключения. Ведь выполнение всех этих мыслительных действий требует использования слова. Русского слова. Не только как средства коммуникации, но и как средства мыслительной деятельности. Вместе с тем Победа 1945 года для них - абстракция. Советский Союз - terra incognita, в которой когда-то жили их предки, о которой вспоминают все реже. Неизвестная
война, которую даже их родители, обремененные зарабатыванием хлеба насущного, стали забывать. Но всенародную память стереть невозможно. Неслучайно в приемной комиссии нашей специализированной русской школы громадная очередь из родителей, желающих, чтобы их дети были приобщены к великой русской культуре и русскому языку. И к общей истории, в которой 9 мая - знаковая веха, определившая расцвет самой национальной культуры и экономики, как следствие и результат великой Победы. И мне приятно, когда на вопрос «А что было бы, если бы ваши прадедушки не победили в той страшной войне?», любознательная Альфия выдает классу антитезу: «Ничего не было бы. Ни нашей земли, ни наших родителей, ни нас самих...», наводя совершенный ужас на одноклассников завершающим: «...ни интернета, ни гаджетов для вас тоже не было бы!» И уже иначе воспринимается моими детишками рассказ увлекающегося историей Маманбия, который носит имя каракалпакского национального героя-освободителя. О далекой войне, на которую из маленького Каракалпакстана ушли 68 тысяч воинов, и каждый второй не вернулся, о собранной по крупицам продовольственной помощи блокадному Ленинграду и защитникам Сталинграда, о шестнадцати Героях Советского Союза - представителях разных национальностей, сыновей одной автономной республики и одной великой страны.
Понимаю, что в условиях пандемии вряд ли состоятся массовые празднества Дня Победы. Но, памятуя о приближающейся дате, в условиях дистанционного обучения, даю детишкам задание, которое уже им знакомо по шествию в Бессмертном полку со своими родителями и дедушками. Я прошу их смастерить рамочки для фотографий родных людей, участвовавших в войне
или причастных к ней. Мне в мессенджер шлют готовые работы со сделанными неустоявшимися еще детскими почерками приписками «Я тебя люблю!». Я радуюсь стараниям своей пятилетней дочурки Айсултан, приклеивающей к фанерной основе фотографию своего прадедушки - полного кавалера ордена Славы.
Моим детишкам нравится притча о мудреце, который на примере ломки одиночных и находящихся в связке несгибаемых прутьев, учил своих несмышленых сыновей, что сила - в единстве. Через притчу я пытаюсь привить ученикам дух сплоченности и коллективизма, дух интернационального братства и любви к отчей земле, которые помогли великой стране выстоять и уничтожить нацизм. Мои уроки русского о войне и Победе дают свои плоды. И хотя мои ученики по телепередачам наслышаны о помощи двух англоязычных стран в разгроме фашистской Германии, они твердо знают, что автограф Победы вписан в Историю кириллицей, а не латинскими буквами.
О продолжении войны на уроках русского
Нация жива, пока жив ее язык. Язык жив, пока служит инструментом человеческих коммуникаций. Современное общение вводит в употребление новые, чуждые строю русского языка лексические единицы, которые сродни употреблению продуктов, напичканных ГМО. При этом дело доходит до того, что контекстуальное восприятие всевозможных «трендов» и «брендов» современной российской действительности позволяет анализировать их со словами «трындеть» и «сбрендить». Очень жаль, что при этом российские СМИ, кино и телевидение активно способствуют этому процессу, инициируя даже на законодательном уровне разрешение использования ненормативной лексики. Популярность новояза вызывает опасения именно по-
тому, что он наиболее широко практикуется среди школьников, чья языковая культура окончательно не сформирована.
Как крошечный коронавирус приводит к обширной пневмонии, так и бездумные заимствования, превращающиеся в самостоятельные фигуры речи, лихорадят весь языковой строй. Тяготение к необычности и нестандартности формы общения, новшества письменной речи, внедряемые с целью придания слову экспрессии и новизны, засоряют русский язык. Вместо характерных для любого русскоязычного человека вопросов поиска целей и смысла жизни, в его сознание насаждаются ложные ценности. Без осознания этой данности достижение победы в продолжающейся войне за сохранение национальной идентичности будет крайне затруднительно.
Разумеется, языковая грамотность не регламентируется Конституцией. Это тот закон, который можно нарушать, но ответственность за это нарушение обходится дорого. Ведь грамотность - это не только умение правильно говорить и без ошибок писать. Это еще возможность грамотно думать и, что самое важное, грамотно жить.
О мире на уроках русского
Мои детишки - это листочки. Одни передают тепло родительских рук, от других веет холодом забытой вещи, третьи излучают свет любви и безмятежной радости. Пришло время, и они прилетели ко мне. Со своим именем, характером и видением мира.
Складываю все мои тридцать листочков один к одному. Получается книжка. Я должна наполнить ее формулами русскоязычного речевого развития, обогатить смыслом человеческого существования, обозначить и закрепить ценностные ориентиры в формирующемся
жизненном пространстве. Из часа в час. Изо дня в день...
Экзюпери сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только многие из них об этом забыли». Каким будут помнить свое детство мои ученики? Не постараются ли стереть воспоминания о нем, как пытаются стереть ластиком кривобокую линию на рисунке? И что мне нужно сделать, чтобы в дальней дали будущего их щедрый душевный источник не иссяк, огонек в глазах не погас, взгляд не потускнел? Чтобы на вопрос почемучки Анель: «Дилором Азатовна, а почему небо синее?», одноклассники, как обычно, спешили ей на помощь, предлагая свои цветовые объяснения, и единодушно соглашались с ответом признанной эрудитки Айзии: «Это чтобы людям было радостно!». Им еще неведомы понятия «длина волны», «видимый спектр», «Рэлеевское рассеяние», но они подспудно осознают назначение мироздания: окружающий мир создан для радостного человеческого существования.
Никогда не забуду вопрос Расула. Уже совсем «взрослого» Мальчика-с-пальчик, который по утрам самостоятельно собирается в школу, будит, собирает и отводит в детский сад младшую сестренку. И как брат помогает и оберегает Бибинур. Лучезарный, добрый, искренний ребенок, от которого в классе становится светлее и теплее. Задержавшись после окончания уроков, он подходит ко мне и спрашивает: «Я знаю, что быть учителем очень трудно. Как вы думаете, у меня получится?». Уверена - он станет хорошим педагогом. И я с удовольствием передам ему эстафету, которую получила от Фаины Николаевны. Так установится связь времен. Так установятся три опоры духовного моста, соединяющего образование прошлого с образованием будущего.
У меня есть крепкая поддержка в лице коллег-педагогов. Я перенимаю их опыт, обретенный путем проб
и ошибок, озарений и открытий. В надежде составить учебный и воспитательный план очень важного урока - на всю жизнь. Такого, который не даст моим школярам, став взрослыми, забыть, что когда-то они были детьми. Выводящими в тетрадках свои первые автографы победы над освоением еще незнакомого им русского языка.
9 мая, как обычно, я поздравлю с Днем Победы свою первую учительницу Фаину Николаевну, родившуюся в 1945-м. За десятилетия педагогического труда она наверняка нашла искомые десять книг. Я тоже продолжаю поиск. Упорно и целеустремленно, настойчиво и терпеливо, увязывая, как мои ученики, заветное слово «Родина» с местом рождения. Школу - со знанием. Знание - с воспитанием. И я их обязательно найду - все оставшиеся восемь! Пусть даже эта цифра напоминает собой устремленный в космос знак бесконечности.
Миомир Войинович 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006
Пусть будет мир - все остальное образуется
Слово Победа. С большой буквы. Слово, обязывающее каждого из нас. Завет, который нужно беречь, и память о наших предках, которую нужно вечно хранить.
Вряд ли, кроме России, найдется
страна, чьи жители могли бы с полным
„ _ правом сказать, что эта Победа больше
Миомир Воиинович, г ,
преподаватель русского языка всего принадлежит им! Все остальные (Биело Поле, Черногория), должны вместе с Россией праздновать [email protected] этот великий триумф.