Научная статья на тему 'ОЖЕСТОЧЕНИЕ СЕРДЕЦ МОЖНО ПОБЕДИТЬ'

ОЖЕСТОЧЕНИЕ СЕРДЕЦ МОЖНО ПОБЕДИТЬ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЖЕСТОЧЕНИЕ СЕРДЕЦ МОЖНО ПОБЕДИТЬ»

АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО Евгения Зоидзе 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Ожесточение сердец можно победить

Евгения Зоидзе,

учитель русского языка, публичная школа № 8, с. Чаладиди (Поти, Грузия), Ю1'с1ге. еуа@таИ. ги

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть Она,

Как сила, нам нужна.

Ю. Воронов

Каким бы счастливым ни был человек, он всегда оглядывается назад, в прошлое, ворошит свою память. Ведь без прошлого нет настоящего, без него не будет и будущего. Вот и сегодня, оглядываясь в прошлое, отсчитав от сегодняшнего дня 75 лет, мы стараемся воссоздать то время по рассказам наших бабушек и дедушек, отцов и матерей, по художественным произведениям и фильмам тех лет, ведь живых свидетелей той войны становится все меньше. И слова «только бы не было войны» наиболее близки и понятны им, тем, кто смог выжить в этой страшной войне, тем, кто испытал на себе все ужасы и страдания военных лет, тем, у кого до сих пор слово «война» вызывает страх, боль и тревогу.

Что знает подрастающее поколение о ней, Великой Отечественной? Ведь для них «она» - что-то расплывчатое, туманное и далекое. Как сделать так, чтобы оно стало понятнее, как объяснить ребенку, что такое Великая Оте-

чественная воина, почему она до сих пор живет в нашей памяти? Как сделать так, чтобы, слушая ваши рассказы, смотря документальные и художественные фильмы, они сопереживали описанным или показанным там страданиям и боли, чтобы они поняли, как ужасна война и ее последствия?

Моя первостепенная задача как учителя - донести до ребят, что дружба народов стала главнейшим условием победы над фашизмом, она сплотила людей, открыла новые перспективы и возможности решения национальных проблем. Дети должны осознать, что именно на дружбе держится мир. Они должны расти с чувством благодарности своим дедам и прадедам за мирное небо над головой, должны преклоняться перед их героизмом и стойкостью, должны знать, какой ценой досталась Победа!

Необходимо вести борьбу с фальсификацией исторических фактов, с попытками оболгать отношения дружбы и братства между народами. Нам поможет в этом историческая память, связывающая всех людей разных национальностей в единое духовное целое. Очень важно защитить русский язык, бросить все силы на его обучение. Чтобы дети смогли прочитать в оригинале и понять такие бесценные произведения, как «Четвертая высота» Е. Ильиной, «Судьба человека» М. Шолохова, «Сын полка» В. Катаева, «Завтра была война» Б. Васильева и многие другие, из которых они узнают об истинной дружбе и преданности, о мужестве и выручке, о том, как страшно терять друзей, родителей, близких, познакомятся с реальными историческими фактами и реальными людьми, которые помогали приблизить Великую Победу.

К большому сожалению, единственное произведение о войне в учебниках по русскому языку для грузинских школ - отрывок из «Повести о настоящем чело-

АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО

веке» Бориса Полевого. В школьных и городских библиотеках нет книг не только по военной тематике, но и просто книг на русском языке. Но сдаваться нельзя!

Когда на своих уроках я поднимаю тему войны, то предлагаю детям продолжить предложение: «Мир это ...». Они начинают улыбаться и тут же засыпают меня словами: солнце, мама, радость, жизнь, дружба. «Правильно, - говорю я. - Мир - это дружеские отношения, отсутствие ссор или вражды. Мир - это тишина и спокойствие. Мир - это отсутствие войны». А потом я предлагаю им продолжить предложение: «Война -это ...». Они хмурятся и перечисляют слова: смерть, страх, горе, стрельба, слезы... «А теперь посмотрите друг на друга, - говорю я. - Посмотрите на ваши нахмуренные лица, загляните друг другу в глаза, и вы увидите, что само слово «война» нарушило ваш покой, стерло с ваших лиц улыбки, заставило называть слова, от которых мурашки идут по коже». В головах людей слово «война» всегда ассоциируется с тьмой, смертью, руинами, горем и страданиями. И еще, война страшна тем, что, встретив ее однажды, о ней невозможно забыть.

Потом я беру в руки книгу Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» и начинаю читать рассказ, который ведется от лица маленькой девочки, которая не понаслышке знает, что такое голод, смерть и страдания. В этом рассказе нет жестокости, но трагедия войны чувствуется на каждой странице. Затем из блокадного Ленинграда мы попадаем в небольшое село Деревеньки Курской области, где в то время тоже жила одна девочка. Правда, она не героиня книги, эта девочка - моя мама.

Для моей мамы, Веры Кузьминичны Акимовой, и ее сестры детство закончилось в августе 1943 года, когда во время бомбежки в одном из ключевых сражений Курской битвы их родители погибли у них на глазах. Маме тогда было тринадцать, ее сестре - одиннадцать. Мама

вспоминала: «Мы сидели за столом, началась бомбежка, снаряд попал прямо в дом. Родители погибли тут же, но ни я, ни сестра не поняли сразу, что произошло, повсюду слышались взрывы, выли проносившиеся самолеты, от страха мы не могли пошевелиться, время, казалось, остановилось. Боль пришла уже потом, когда все затихло. Не помню, сколько времени мы просидели в доме, глядя на тела родителей. А через два дня в Деревеньки пришли наши войска, они оторвали доски от забора, сколотили два гроба и похоронили родителей, вместе с нашими солдатами в братской могиле».

С тех пор, уже живя в городе Мурманске, где я и родилась, мама каждый праздник Победы, взяв меня за руку, поднималась со мной на сопку, где расположен мемориал защитникам Заполярья, 35-метровый монумент в память «Неизвестному солдату», который в народе получил ласковое прозвище «Алеша». Мы проходили с ней по аллее героев, читая имена погибших солдат, часами стояли у вечного огня и мое сердце наполнялось чувством гордости за наш героический народ, чувством благодарности всем тем, кто сделал возможным для нас наступление каждого нового - мирного - дня.

С моими учениками мы продолжаем наш маршрут «По местам боевой славы», «заходя» в гости домой к каждому из нас, пытаясь отыскать у себя дома какую-то реликвию, связанную с войной. У меня дома - это трофейный граненый стакан, который, вернувшись с войны, принес домой отец моего мужа, военврач, прошедший всю войну и закончивший ее в Берлине. Традиция пить за Победу над фашизмом именно из этого стакана осталась в моей семье и после его смерти. Каждый год 9 мая мой муж наполняет этот стакан грузинским вином и произносит тост «За Победу».

Дальше я рассказываю своим ученикам о легендарных личностях, героях Советского Союза, родившихся

АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО

и живших в нашем городе Поти. Амиран Иосифович Данелия, стрелок-пулеметчик танкового батальона. Герман Владимирович Киласония, летчик штурмовой авиации. Шота Иосифович Шургая, участник исторического парада Победы 24 июня 1945-го на Красной площади. Я рассказываю о том, то из 3,5-миллионной Грузии на фронт ушел каждый пятый ее житель, почти каждый второй из них пал в боях или скончался от ран в госпиталях. Грузия не была оккупирована, не подвергалась бомбардировкам, но на фронтах Великой Отечественной войны грузины погибали с оружием в руках вместе со своими русскими братьями. Десять процентов населения такой маленькой страны погибли в боях. Солдаты из всех советских республик делали одно дело -защищали свою страну от общего врага. Вот об этом должны узнать наши дети и наши внуки! Вот на этих примерах мы должны воспитать наше подрастающее поколение, эти взаимопонимание и любовь мы должны вселить в сердце каждого нашего ученика. Наш долг -сохранить память о наших героях! Ведь все будут они живы до тех пор, пока мы о них помним.

Когда, заканчивая урок, я вижу слезы на глазах детей, то понимаю: все, что я делаю, не зря. Я достучалась до их чутких сердец, затронула души! Ведь правильно говорят, что в детских глазах таятся все вопросы и ответы человечества. А потом, я прошу каждого из них написать на вырезанных из красной бумаги сердцах слова, которые первые придут к ним в голову по окончанию нашей беседы. Мы прикрепляем эти маленькие сердца на классной доске, составляя из них одно большое сердце и читаем надписи: «Нет войне», «Мир», «Дружба», «Любовь», «Это не должно повториться!». Вот они - автографы нашей общей Победы, наша дань уважения и почтения всем, кто положил свою жизнь ради мира, ради Победы!

И я верю, что ожесточение сердец можно победить, что зачатки настоящей любви воскреснут и принесут всем мир, исцелят раны и обиды в наших душах

* >

I и сердцах!

Давайте научимся сами и научим других решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, научимся договариваться мирно! Давайте жить под мирным небом, играть, танцевать, радоваться, дружить! Давайте вместе будем беречь этот мир!

А «Катюшу» мы обязательно споем!

Я за справедливость без войны! Я за то, чтоб мы могли договориться, Чтоб признали груз своей вины, Прощать умели, верить и молиться!

Динара Кийизбаева

Цена хлеба

10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Динара Кийизбаева,

учитель русского языка Новопавловского инновационного учебно-воспитательного комплекса-лицея № 1 им. Ч. Айтматова (с. Новопавловка, Чуйская область, Кыргызская Республика), йку\угЬауеча@тЬох. ги

В каждой школе учитель русского языка универсален: он и психолог, и сценарист, и ведущий, и режиссер-постановщик, и философ, и психолог, и воспитатель, и переводчик, и блогер.

Порой русист становится конкурентом историка. Наши дети словно губка: что впитают, то и выжимаем из них. Я считаю, что именно от учителя зависит то, какой вырастет наша молодежь. К примеру, историк может преподнести события Уркун - Народного восстания 1916 года против Российской империи и как раздор между народами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.