Научная статья на тему 'Всемирный социальный форум как процесс институциализации антиглобалистского движения'

Всемирный социальный форум как процесс институциализации антиглобалистского движения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
547
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федорова Е. В.

Данная статья посвящена двум аспектам, связанным с функционированием Всемирного социального форума. Первый из них касается процесса превращения Форума в политический институт, а второй делает акцент на финансовых ресурсах, обеспечивающих организацию и проведение всех его мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Social Forum as a process of initializing anti-globalist movement

The current process of transforming the Forum into a political institution and its financial resources to supportsocial initiatives

Текст научной работы на тему «Всемирный социальный форум как процесс институциализации антиглобалистского движения»

2006

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 6. Вып. 4

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Е.В. Федорова

ВСЕМИРНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ КАК ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Нет необходимости доказывать, что в настоящее время в мире вместе с нарастающим процессом глобализации по неолиберальной модели, происходит консолидация антиглобалистских сил. Это отчетливо видно на примере эволюции такого нового политического явления начала XXI в., как Всемирный социальный форум (ВСФ). Однако в отечественной научной литературе практически отсутствует не только анализ, но даже описание структурно-организационных характеристик и принципов его работы. При этом превалирующей точкой зрения является представление о том, что «единого, управляемого из общего центра и преследующего одни и те же цели всемирного антигло балистского движения, конечно же, не существует»1. Целью данного исследования является изучение процесса становления ВСФ как политического института и координатора антиглобалистского движения, что в свою очередь предполагает рассмотрение круга вопросов, связанных с анализом работы его структурных подразделений и источников финансирования.

В 2001 г. В Порту-Алегри (Бразилия) прошел первый ВСФ. Его проведению предшествовала конференция в Бангкоке в феврале 2000 г., которая «позволила главным действующим лицам "Юбилея 2000" и другим кампаниям за отмену долга - "Fifty Years is Enough", АТТАК или "Via Campesina" - утвердиться в своем желании действовать совместно и готовить следующие выступления скоординированно. Ко всем движениям и кампаниям был обращен призыв собраться в Женеве в июне 2000 года на саммите, параллельно саммиту ООН по социальным вопросам»2. На этой конференции и было принято окончательное решение о проведении первого ВСФ.

С тех пор прошло уже шесть ВСФ, выделились региональные и так наываемые тематические форумы как часть общего процесса, объединенного под эгидой ВСФ и скрепленного Хартией Принципов, принятой на втором ВСФ в 2002 г. В текущем, 2006 г., Форум проходил в принципиально ином, полицентрическом, формате, и это дало возможность проанализировать основные этапы и тенденции его эволюции, причем с позиции формирования его как совершенно нового в истории политического института.

В настоящее время в политологии существует целое направление, занимающееся изучением такой категории, как «политический институт»; имеются различия в подходах к пониманию ее содержания, что свидетельствует о ее многомерности и концептуальной насыщенности. Не перечисляя все известные определения политического ин-

© Е.В. Федорова, 2006

статута, разработанные в классических трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера и развитые французскими политологами М. Прело, Ж. Бюрдо, М. Дюверже, приведем основные общепринятые формулировки. Политический институт - это: «1) идеальная модель системы отношений и общения людей по поводу власти и управления, поддерживающая связь человека и коллектива, внутреннее единство какого-либо объединения и опирающаяся на совместные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления); 2) состояние организованной общности; организационная форма объединения людей в особую ассоциацию, основывающуюся на коллективных воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях; 3) осуществление и воспроизводство посредством коллективной воли моделей отношений - принципов и норм, ценностей и целей - в единой политической практике людей и их групп» '. Отталкиваясь от данных определений, можно рассмотреть те трансформации, которые происходили внутри самого Форума с позиции превращения его в политический институт.

Первое, что следует отметить в этой связи - ВСФ обладает важным документом -Хартией Принципов (The Charter of Principles), которая четко устанавливает ценности и цели антиглобалистского движения, определяет приоритетные направления его борьбы4.

Всемирный социальный форум имеет свою организационную структуру - Международный Совет (МС) и Секретариат. 9-11 июня 2001 г. прошло первое заседание Международного Совета, на котором были утверждены основания для его создания, его компетенция, структура и процесс функционирования. Международный Совет учрежден как постоянно действующий орган, который должен играть главную роль в определении политических и стратегических направлений ВСФ5. Основная задача Международного Совета - способствовать выводу работы форума на мировой уровень, не претендуя при этом на представление в своем лице мирового сообщества.

Международный Совет несет ответственность: за формирование стратегии ВСФ; поддержку существующих и дальнейшее расширение контактов с международными движениями и организациями; обеспечение политического, тематического и оперативного взаимодействия проводящихся форумов; поддержку формирования национальных комитетов, которые занимаются организацией и проведением форума; предложение тем для обсуждения на очередном форуме, приглашение участников и сбор средств на проведение мероприятия, а также определение регламента встречи6.

Следует отметить, что в документах, размещенных на официальном сайте Форума, не указаны ограничения в количестве членов, составляющих Международный Совет от различных регионов. Однако на первом заседании было явно недостаточное представительство участников из Азии, Африки и арабского мира. Поэтому одним из требований Международного Совета является соблюдение регионального баланса представительства. Кроме того, в Совете необходимо присутствие профсоюзных организаций, социальных движений и НПО, а так же участие глав региональных и международных сетей7. В настоящее время в МС входит 129 организаций и шесть комиссий.

Принятие в члены Совета сопряжено с процедурой и определенными условиями. Главным и непременным из них для всех претендентов является согласие с Хартией Принципов и применение этих принципов в повседневной практике своей работы. В Секретариат ВСФ обычно поступает официальная заявка с рекомендациями как минимум двух членов Международного Совета; члены Совета уведомляются о подаче доку-

ментов новым кандидатом за месяц до очередного заседания. Непременное требование к кандидату - письменное подтверждение своего согласия с Хартией и осуществление своей деятельности по меньшей мере два года с момента регистрации. В дальнейшем процедура предусматривает проведение оценки вклада этой организации в работу одной или нескольких комиссий Международного Совета или организационных комитетов региональных или тематических форумов. Для проведения такого оценочного анализа Международный Совет назначает специальную группу и по предоставлении ею отчета производит (или не производит) одобрение заявки8.

В период между заседаниями Международного Совета в Барселоне в апреле 2002 г. и в Майами в июне 2003 г. на предмет членства в Совете подали заявки 19 организаций, и уже 6 апреля 2004 г. Совет утвердил рекомендации Комиссии по расширению об их принятии. В состав органа, таким образом, вошла и организация из России «Альтернативы» (Alternatives).

Что касается процесса функционирования Международного Совета, то было решено создать рабочие группы для координации повестки дня и оповещения членов Совета, отработать механизмы мобилизации и коммуникации, определиться с вопросом о финансовых взносах и обеспечить представительство членов Международного Совета на совещаниях9.

Таким образом, уже с самого начала существования Всемирного социального форума происходит учреждение специального органа с широкими и четко регламентируемыми функциями и полномочиями. Интересно отметить и специфику данного органа: во-первых, это неограниченное число участников; во-вторых, отсутствие какого бы то ни было руководящего ядра; в-трстьих, в Международный Совет входят как постоянные члены, так и наблюдатели, которые представляют собой организационные комитеты региональных (Африканского, Американского, Средиземноморского, Европейского и др.) и тематических форумов. Их присутствие на заседаниях считается чрезвычайно важным, так как они могут отслеживать всю процедуру проведения совещаний и, соответственно, участвовать в подготовке к очередному форуму. Кроме того, это свидетельствует о транспарентности происходящих в Международном Совете процессов. В-чет-вертых, отметим тот акцент, который делается на сбалансированном представительстве делегатов со всех континентов, а также на привлечении различных молодежных организаций. Последние, как представляется, являются преемниками и движущей силой тех тенденций и процессов, которые зарождаются в мире, в том числе и при непосредственном участии социальных форумов.

Международный Совет выделил для себя шесть приоритетных направлений работы, которые представлены, соответственно, шестью комиссиями10:

- Стратегической (The Strategy Commission), в функции которой входит анализ тех инициатив и действий, которые предпринимаются адептами неолиберального порядка, с одной стороны, и реакции и конкретных шагов их оппонентов - анти- и альтер-глобалистских движений - с другой. Это дает возможность выработать общую стратегию противостояния неолиберальной глобализации;

- Согласительной (The Content Commission), которая отвечает за сбор материалов с проведенных региональных и тематических форумов и распространение информации об инициативах и сделанных на этих форумах предложениях. Расширение, таким образом, дает возможность и дополнительный стимул к развитию подобных мероприятий - тематических форумов, если речь идет о разрешении конкретного ост-

рого узконаправленного вопроса, такого, как, например, палестинский, и региональных форумов, если проблемы имеют больший масштаб.

Более того, циркулирование информации и возможность свободного к ней доступа в значительной степени облегчает поиск решений, дает возможность сообща прийти к выработке наиболее правильного из них. К тому же эта информация позволяет анализировать широкий спектр процессов, одновременно происходящих в разных точках мира, и способствует координации совместных усилий по приданию им необходимого направления:

- Методологической комиссии (The Methodology Commission), которая призвана определять процедуру проведения Всемирного социального форума, а именно, гарантировать открытый характер ВСФ и плюрализм мнений его участников;

- Комиссией по расширению (The Expansion Commission), которая обеспечивает развитие национальных, локальных, континентальных и иных форумов, а также, делая особый акцент на тех регионах, которые не могут взять на себя инициативу проведения форумов или обеспечить свое участие в них, помочь в решении этой проблемы;

- Комиссией по коммуникации (The Communication Commission), способствующей созданию системы, обеспечивающей распространение информации о ВСФ между теми, кто входит, и теми, кто в силу каких-либо причин не входит в состав Международного Совета и собственно комиссиями для организации более эффективной работы;

- Финансовой комиссией (The Finance Commission), которая собирает необходимые средства для обеспечения работы Всемирного социального форума.

Комиссии устанавливают собственный порядок функционирования и должны представлять отчет о своей работе на каждое заседание Совета, члены которого получают эту информацию заранее и проводят мониторинг их работы. По итогам своих встреч Международный Совет принимает решения в отношении комиссий и обозначает приоритетные направления работы на ближайшую перспективу.

Как видно, происходит постепенная регламентация функций и обязанностей внутри Международного Совета с тем, чтобы добиться наиболее эффективной его работы в целом. Выделенные направления деятельности являются основополагающими и необходимыми для функционирования системы (причем любой), что позволяет говорить о структурных преобразованиях в центральном органе ВСФ, отвечающем за его организацию и проведение ежегодных мероприятий.

В 2003 г. были определены функции и полномочия другого органа ВСФ, а именно Секретариата. Это технический орган, который учреждается Бразильским организационным комитетом совместно с оргкомитетом того региона, в котором проводится очередной ВСФ. Функции секретариата были согласованы в январе 2003 г. в Порту-Алегри на совещании Международного Совета. К ним относятся следующие: поддержка региональных и тематических форумов; оказание помощи в организации работы Международного Совета; обеспечение коммуникационного процесса внутри Международного Совета; обеспечение фиксации всех процессов, происходящих на ВСФ; поддержка усилий по сбору средств для организации ВСФ11.

Что касается вопроса о финансировании социальных форумов, то можно отметить, что информация, представленная на официальном сайте, не в достаточной степени подробна и прозрачна. Хотя очевидно, что для проведения крупномасштабных конференций с привлечением тысяч участников требуются серьезные финансовые затраты, которые не могут быть полностью компенсированы за счет взносов, уплачиваемых организациями и частными лицами.

Остаются до конца неизвестными источники финансирования первого ВСФ. Что же касается второго Социального форума в Бразилии, то во время его проведения «муниципалитет города и правительство штата (в них доминирует Партия трудящихся Бразилии, сама по себе являющаяся полупартией-полудвижением) взяли на себя обеспечение материально-технической стороны (при оплате по минимальным расценкам всех услуг самими участниками и огромных объемах добровольного бесплатного труда и бесплатного жилья, обеспеченных жителями города). Крупные международные движения и НПО взяли на себя материальную поддержку ряда делегатов из развивающихся стран <...>, но подавляющее большинство участников прибыли за свой счет»12.

Официальная информация о суммах сборов появляется лишь с подготовкой к проведению форума 2005 г. Показательно, что суммы взносов носили дифференцированный характер. Для таких стран, как Германия, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Испания, Япония, США, Финляндия, Новая Зеландия, Португалия, Великобритания, Франция, Швеция, Швейцария, Италия, Люксембург и некоторых других, оплата за участие в форуме составляла 300 долларов США с каждой организации, а также 30 долларов за каждого участника, входящего в организацию или участвующего в мероприятии в индивидуальном порядке. Для других стран эти суммы составляли 150 и 12 долларов США соответственно11.

Помимо взносов от организаций и частных лиц были и другие спонсоры ВСФ 2005 г. Среди них можно выделить структуры самого высоко ранга Бразилии: Министерство туризма Бразилии, Министерство горнорудной промышленности и энергетики, компанию «Бразильские авиалинии»; среди зарубежных спонсоров отметим Фонд братьев Рокфеллеров (Rockefeller Brothers Fund), организацию из Великобритании «Христианская помощь», Организацию протестантских церквей Германии (Evangelischer Entwicklungsdienst), межцерковную организацию по развитию сотрудничества (ICCO) из Нидерландов1,1. Последняя, в частности, финансирует разнообразные проекты развития во многих странах Африки, Латинской Америки, Азии, в Центральной и Восточной Европе.

Кроме того, различные организации, которые планируют свое участие на Всемирном социальном форуме, а также Международный Совет подают заявки на получение грантов от различных фондов. Известно, что при непосредственной финансовой поддержке Фонда Розы Люксембург восемь его штатных сотрудников, несколько индивидуальных грантополучателей и проявивший к форуму научный интерес профессорский состав отправились для участия во втором Социальном форуме. На нем в сотрудничестве с «европейскими партнерами <...> была проведена серия мероприятий в рамках программы "Современный капитализм - Новое правление - Альтернативы"»1-1.

Интересно, что среди спонсоров ВСФ 2003 и 2004 гг. выступал помимо прочих и Фонд Форда. В 2003 г. он выделил 500 тыс. долл. США на проведение форума и 153 тыс. долл. США - на средства связи для участников ВСФ и Всемирного экономического форума"'. В 2004 г. Международный Совет ВСФ получил от Фонда Форда 600 тыс. долларов. Средства выделялись и на поддержку участия в мероприятиях форума «маргина-лизованных сообществ». Так, например, было решено выделить организации из Таиланда (Focus on the Global South) 92 850 долл. США.17 Остается, однако, непонятной запись от 2004 г., фиксирующая оказание в указанном финансовом году помощи первому Социальному форуму на создание виртуального форума в режиме «online» и развитие его институциональной структуры в целом (в размере 700 тыс. долл. США),18 ведь извест-

но, что Форум начал свою работу в 2001 г. Иными словами, за один только 2004 г. мероприятия Всемирного социального форума были профинансированы Фондом Форда на сумму почти 1 млн 400 тыс. долларов.

Спонсорами ВСФ 2004 г. в Индии были и иные фонды и организации из развитых стран - США, Канады, Швеции, Германии, Нидерландов и других стран. В общей сложности свою лепту внесли 17 различных фондов и организаций19.

В 2005 г. Фонд Форда выделил всего лишь 60 тыс. долл. США Союзу независимых издателей из Франции для сбора информации о ходе дискуссий по одиннадцати тематическим направлениям20. За исключением последней всем программам была оказана финансовая поддержка в русле одного из направлений работы Фонда - «Мир и социальная справедливость».

Суммируя все сказанное о финансовой составляющей проведения ВСФ, отметим, что участие таких известных организаций, как Фонд братьев Рокфеллеров и Фонд Форда, свидетельствует, как минимум, об их заинтересованности в получении информации об антиглобалистском движении. Можно с большой долей уверенности предположить, что эта информация внесет не только ясность в то, чем на сегодняшний день является феномен антиглобализма, но и позволит оказывать на него свое влияние. Хотя данное предположение требует дополнительного исследования.

Проанализированные основные положения документов ВСФ, касающиеся его структуры и функционирования, позволяют сделать следующее заключение. ВСФ представляет собой не что иное, как политический институт по следующим основным признакам. Во-первых, это объединение антиглобалистских организаций и движений, которые «принесли присягу» Хартии Принципов, устанавливающей приоритетные направления работы общественных организаций и инициатив. Во-вторых, ВСФ уже структурно сформировался и имеет свои органы, действующие на постоянной основе с четко определенными задачами, функциями, порядком работы и формами отчетности. В-третьих, ВСФ аккумулирует в себе информацию о ходе подготовки и проведения, а также об основных документах, принятых на других социальных форумах, отслеживая ситуацию в глобальном масштабе, объединяя таким образом все регионы Земного шара и направляя деятельность антиглобалистских организаций, расположенных на их территории, в определенное, четко обусловленное русло.

' Ачкасов В.А. Вызовы глобализации: Этнический и политическим экстремизм па Западе // Америка и мир: история и современность. СПб., 2006. С.143.

2 АгитстК. Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста. М., 2004. С. 185.

3 Категории политической пауки / Под ред. A.B. Торкупоиа. М., 2002. С. 267.

4 World Social Forum Charter of Principles// URL: http://www.forumsocialnuindial.org.br/ main.php?id_mciui-4&cd_Ianguage=2

51С - Nature, responsibilities, composition and functioning // URL: http://www.forurnsociaInuindial.org.br/ main.php?id_menu=4_2_2_l&cd_language=2

6 Ibid.

7 Ibid.

я Rules for the operation of the World Social Forum International Council // URL: http:// www.forunisoeialmundial.org.br/dinamic.php7pagina-ci_rcgras_miami_ing

" 1С - Nature, responsibilities, composition and functioning// URL: http://www.forumsocialimindial.org.br/ main.php?id_menu=4_2_2_l&cd_languagc=2

'" Rules for the operation of the World Social Forum International Council // URL: http:// www.forumsocialnumdial.org.br/di nam ic.php?pagina=ci_regras_miami_ing

11 Ibid

12 Бузгалин А. «Альтсрглобализм: к теории феномена» // Альтсрглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред. А.В. Бузгалина. М., 2003. С. 43.

13 Inscriptions payment re-start January 22 // URL: http://www.forumsocialmundial.org.br/ dinamic.php?pagina=pagamento_vfsm_ing

M Sponsors and supporters of the WSF 2005 // URL: http://www.forumsocialmundial.org.br/ dinamic.php?pagina-apoiadores_2005_ing

15 World Social Forum // URL: http://www.rosalux.de/engl/home.htm

16 Grant information // URL: http://www.fordfound.org/grants_db/view_grant_dctail.cfm7grant_id-230901; http://www.fordfound.org/grants_db/view_grant_dctaiI.cfni7grant_id-231382

17 Grant information // URL: http://www.fordfound.org/grants_db/view_grant_detail.cfm7grant_id-232302; http://www.fordfound.org/grants_db/vicw_grant_detail.cfm7grant_id-232790; http://www.fordfound.org/ grants_db/view_grant_dctail.cfm?grant_id=234102

Grant information // URL: http://www.fordfound.org/grants_db/view_grant_detail.cfm7grant_id-234102 Grant information // URL:http://www.fordfound.org/grants_db/view_grant_detaiI.cfm?grant_id=236148

211 Financial support for the World Social Forum 2004, in India // URL: http://www.forumsocialmundial.org.br/ dinaniic.php?pagina=apoio_finan_india_in

Статья поступила в редакцию 21 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.