Научная статья на тему 'Всемирный форум альтернатив: альтерглобализм на европейской идеологической основе'

Всемирный форум альтернатив: альтерглобализм на европейской идеологической основе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирный форум альтернатив: альтерглобализм на европейской идеологической основе»

А.В. Бузгалин

Всемирный форум альтернатив: Альтерглобализм на европейской идеологической основе

раций и международных организаций. В последние полтора десятилетия новые возможности влияния на развитие стали проявлять неправительственные организации -их деятельность часто выходит за рамки одного государства и приобретает глобальные масштабы. Принимая во внимание, что глобализация - процесс перераспределения политических и экономических функций между государством, ТНК и международными организациями (1), НПО оказываются в центре событий, которые обретают все большую значимость ввиду того, какое содержание будет вкладываться в процесс глобализации с точки зрения интересов различных социальных групп. В этом смысле антиглобализация как социальный процесс является одной из форм участия в этом процессе, и его результаты во многом зависят от того, какие позиции займут неправительственные организации. Учитывая, что европейские НПО занимают особое место в формировании политики международных неправительственных организаций, ниже делается попытка оценить их роль

условиях глобализации возрастает роль каждого из игроков, действующих на мировой арене, - государства, международных корпо-

в становлении и направленности антиглобализма с акцентом на НПО «Всемирный форум альтернатив».

Призрак антиглобализма

Призрак бродит по миру - призрак антиглобализма. В его священной травле объединились фашисты и либералы, националисты и сторонники всеобщей глобализации, антикоммунисты и правоверные сталинисты. Против него выступают лидеры большой восьмерки. Многие вполне солидные журналисты и политологи не гнушаются клеветой и дезинформацией, когда заходит речь об антиглобалистах. Испуганно, но с любопытством ждет новых «вывертов» от антиглобалистов обыватель...

Россия, хотя и с большим опозданием, тоже заинтересовалась этой проблемой. Повторяя, как и во многих других случаях, уже пройденное Западом, российские либеральные и ортодоксально-коммунистические авторы стали воспроизводить «их» штампы, поливания грязью образы этого движения двух-трехлетней давности. Из одной статьи в другую, из одного телесюжета в другой кочует представление об антиглобалистах как о сотне хулиганствующих молодых людей, бьющих стекла в «Макдональдсах» (это в либеральных СМИ), или о наймитах мирового капитала, отвлекающих (на деньги Сороса) внимание трудящихся от классовой борьбы (это уже реакция сталинистских газет). И не досуг ни тем ни другим задуматься над причинами и сутью растущего от года к году массового движения, в котором участвовали сотни тысяч, а сейчас уже многие миллионы самых разных граждан всех континентов.

События в Сиэтле и Вашингтоне, Генуе и Праге, в десятках других городов мира показали, что возможна не только теоретическая критика, но и практическое противодействие разрушающей человека, общество, природу глобализации.

«Иной мир возможен!» - говорят на десятках языков мира безземельные крестьяне из Бразилии и интеллектуалы из «Монд дипломатик», юные сторонники «фри софтвэйер» и солидные фермеры, пацифисты и анархисты, радикальные троцкисты и умеренные «зеленые». Что их объединяет? Почему они готовы бороться, тратя силы и время, рискуя как минимум

карьерой, как максимум - здоровьем или даже жизнью, достаточно вспомнить жертвы Гётеборга и Генуи, аресты российских активистов в Санкт-Петербурге?

Перед нами стоит сложнейшая «сверхзадача»: понять этот феномен, объективно взглянуть на его противоречия, увидеть в нем действительные ростки нового мира и шелуху, налипающую на всякое новое движение.

«Луддиты XXI в.»?

Выделим несколько наиболее типичных примеров либеральной критики антиглобалистов.

Пассаж первый: антиглобалисты - это луддиты XXI в. Начнем с того, что в данном случае критики отождествляют луддитов и хакеров, хотя первые разрушали машины, а вторые не только не разрушают знания, но и, напротив, делают их общедоступными. Любой грамотный молодой человек знает, что хакеры, это не те, кто ворует деньги из банка, а те, кто передает во всеобщее пользование находящуюся в частной собственности информацию, считая, что знания и ноу-хау должны принадлежать всем, а не только хозяевам корпораций. Но это мелочь по сравнению с главным утверждением: антиглобалисты стремятся «достать кувалдой» такие символы прогресса, как Давосский форум, МВФ и ВТО. Можно было бы добавить к этим ценностям цивилизации НАТО, на что у либеральных авторов обычно духа не хватает.

Да, антиглобалисты считают, что нынешние институты (НАТО, ВТО, МВФ и т.п.), а главное - реально властвующие миром транснациональные корпорации должны уйти в прошлое, так как они: 1) недостаточно демократичны; 2) выражают интересы прежде всего корпоративной номенклатуры, а не граждан; 3) практически вообще не отражают интересы подавляющего большинства человечества, а именно - граждан Третьего мира (в том числе - и России; что такое «реформы» по рецептам МВФ мы уже проходили в 1 992-1993 гг., получив обвал в экономике, гиперинфляцию, бегство капитала, падение доходов большинства населения и т.п.; совсем недавно точно такая же картина повторилась в Аргентине); 4) устанавливают «правила игры», которые не отражают инте-

ресы охраны природы, развития культурной самобытности, преодоления нищеты и т.п. для большинства стран мира. - перечень этих обвинений хорошо известен любому грамотному человеку, хоть изредка читающему что-либо, кроме «Московского комсомольца».

При этом «Всемирный форум альтернатив» представляет сторонников иной интеграции, а не сепаратизма. Суть его позиции, в частности, в том, что мировые экономические, социальные, политические и культурные процессы должны регулироваться другими - более демократичными, отражающими интересы граждан всех стран институтами, что правилами отношений в новом мире должно быть наличие единых социальных, экологических, гуманитарных норм (когда капитал будет знать, что в любой стране мира он столкнется с едиными достаточно жесткими ограничениями в сфере трудовых отношений, минимальной зарплаты, охраны природы и т.п. - подробнее об этом ниже). И эта задача созидания мирового «шведского социализма» - всего лишь «программа минимум», в том, что ее необходимо реализовать, солидарны и реформистские, и радикальные антиглобалисты.

Кстати, именно потому, что Форум выступает, прежде всего, не против, а за иной мир (о нашей позитивной программе - ниже), его представители слово «антиглобализм» всегда пишут в кавычках, а сами говорят о движении альтерглобалистов, сторонников глобальной солидарности.

И еще о «луддизме». Представителей «Всемироного форума альтернатив» все время «ловят» на том, что мы используем Интернет, мобильные телефоны и другие новейшие технологии, что якобы не вяжется с антиглобализмом. Но в том-то и суть, что движение Форума - это движение не против интернационализации и новых технологий, а за их более полное, чем ныне, развитие, за устранение не глобальных (в том числе, информационных) технологий, а тех ограничений и тех фиктивных форм использования этих достижений (раздувание финансовых пузырей, милитаризма, масскультуры и т.п.), которые созданы нынешней либерально-капиталистической формой глобализации.

Пассаж второй. Антиглобалисты удивительным образом организованы, пишут либералы. Здесь прослеживается то же, что и у радикальных коммунистов, - их подозрение состоит в том, что, дескать, все это многомиллион-

ное движение есть всего лишь плод заговора неких тайных сил - то ли все того же глобального капитала, то ли... Впрочем, другой силы, способной организовать миллионы людей по всему миру, кроме самих этих людей или глобального капитала, ныне нет. Коминтерн и СССР ушли в прошлое. Так что либералам надо выбирать: либо это движение организовано любимыми им МВФ, ВТО и Ко и тогда они, как унтер-офицерская вдова, должны высечь сами себя, либо это движение действительно является массовым и организованным, а отнюдь не случайным всплеском энтузиазма.

Оставив в стороне полемический задор, необходимо подчеркнуть: движение сторонников иной демократической интеграции действительно является массовым, что подтверждает хотя бы регулярность и размах акций, ими организованных. О последнем говорят всемирные социальные форумы в Порту-Алегри и Бомбее, где от 50 тыс. до 100 тыс. человек из более чем 100 стран мира собираются вместе и работают (сотни семинаров, секций, координационных встреч); добавим к этому собирающие 3040 тыс.участников европейские форумы, а также форумы в Азии, Латинской Америке, Северной Африке, вплоть до наших родных Барнаула и Ярославля; кстати замечу: в Порту-Алегри даже 120-тысячную демонстрацию при открытии Форума охраняли чуть более двух десятков полицейских. Эти встречи проходят с подъемом, эмоционально, одухотворенно.

«Всемирный форум инициатив» - высокоорганизованное движение. В нем нет единого центра, нет вождей, отсутствует неприемлемый для его членов «демократический централизм». Это новое движение. У него новый - сетевой - принцип организации. У него новая - консенсусная -демократия. У Форума новый - мобилизационный - принцип проведения встреч и акций. Это то новое, чему можно поучиться.

Пассаж третий. Либеральные адепты МВФ и ВТО с завидным упорством «прорабов реформ» утверждают: иного не дано. Нет, т.е. прямо, в лоб, они так не пишут: кое-чему нынешние «прорабы» уже научились. Но бранных слов и клеймящей риторики они не жалеют, чтобы показать: ничего иного, нежели рынок, капитал, наемный труд и парламентская демократия, прикрывающая власть ТНК, манипулирующих гражданами, в мире нет и быть не может. Аргументами авторы при этом себя не утруждают, считая, что это очевидно.

И последнее. О деньгах. Провозглашая принципиально аморальным подсчет денег в чужом кармане, критики «Всемирного форума альтернатив» тем не менее обожают задавать «убийственный» вопрос: а на чьи деньги вы, господа-товарищи, все эти форумы организуете?

Однако его сторонники боятся публично и открыто считать общественные деньги, выделяемые на общее дело. Информация-отчет о поступлениях и расходах средств на любой из форумов является открытой, и ее можно получить через Интернет. Но главное не в этом. Организация встреч строится по принципу студенческой вечеринки в складчину, в отличие от Давосских и т.п. мероприятий, больше похожих на прием в дорогом ресторане за счет спонсоров.

А теперь по существу: большая часть работы по подготовке и проведению форумов и иных акций движения делается бесплатно. Двухлетнее участие в работе подготовительной ассамблеи европейских социальных форумов позволяет автору изнутри наблюдать, как ее участники помногу часов в неделю в свободное от основной работы время ведут огромную черновую работу. Штатный персонал по подготовке Европейского форума во Флоренции и Париже составлял всего несколько человек. В той же Флоренции, как и в Порту-Алегри, Генуе и т.п., подавляющее большинство участников жили у знакомых организаторов форума, по четыре -шесть человек в обычной двух-трех комнатной квартире или в палатках, тысячи флорентийцев добровольно и бесплатно работали во время форума. Большая часть переводчиков-синхронистов на всех встречах тоже работает бесплатно. Кстати, все форумы в России, гораздо менее масштабные, вообще полностью делались на общественных началах.

Возникает вопрос: что движет участниками Форума? Ответ очень простой: им интересно, творчески привлекательно, приятно делать это дело, которое приносит видимые полезные результаты. Они спорят, но это та работа, которая приносит удовлетворение, гораздо большее, чем новый костюм или автомобиль.

Конечно, у форумов и иных акций (но не у сети, которая их готовит, -здесь работа в основном бесплатная, лишь минимально использующая средства НПО - гуманитарных, профсоюзных, экологических и т.п. организаций) есть бюджет, очень маленький - несколько миллионов долларов

для многодневного мероприятия с десятками тысяч участников - в сотни раз меньше на одного человека, чем бюджет давосских и т.п. встреч. Он складывается из добровольных взносов, дифференцированных от символических 1-2 долл. до 50 долл. в зависимости от дохода участников (они его заявляют сами; никто нигде никаких документов не требует; никакого полицейского контроля нигде нет, кроме дружинников у входа в залы, куда подчас стремится попасть непомерно большое количество слушателей; пожертвований НПО (часть из них является огромными организациями с многомиллионными бюджетами); поддержки от региональных властей (это частично акции солидарности, частично - расчет: 50-100 тыс. человек за четыре-пять дней не в сезон приносят городу немалый доход, не говоря уже о престиже). Собираются все эти деньги открыто, контроль за расходованием доступен любому организатору, но никого это не интересует. Тратятся деньги в основном на аренду помещений, оборудование для перевода и т.п. Никто из лидеров движения не только не получает ни копейки, но, наоборот, много тратит на поездки, Интернет и работу по организации различных акций.

Почти все участники приезжают на такие встречи за свой счет, за исключением жителей беднейших стран (в Европе это в том числе и Россия). Им по минимуму (автобус Москва-Флоренция, например) помогают за счет Фонда солидарности (специально добровольно собираемые пожертвования).

Но это все малоинтересные для участников Форума, хотя весьма важные для обывателя детали. Самое главное в работе Всемирного форума альтернатив - обсуждение и практическая реализация позитивных программ нового мироустройства, альтернативных возникающей ныне империи ТНК.

Кто такие альтерглобалисты?

Это движение довольно быстро стало популярным в мире, и о нем пишут все, кто может, хочет или вынужден (рынок - не тетка: заказ хозяина отрабатывать должен всякий наемник.). Тем не менее систематическое описание этого движения еще крайне далеко от своего завершения. Од-

нако можно выделить некоторые группы явлений и дать им краткую характеристику, не вдаваясь в описание конкретных акций и движений.

В море эмпирического материала можно выделить три основные сферы этого движения: 1) протестные массовые акции (от Сиэтла до Генуи, Барселоны и далее); 2) постоянную, «повседневную» деятельность организаций, которые прямо ассоциируют себя с альтерглобалистским движением (в частности, организаций, подписавших Социальную хартию Всемирного социального форума (ВСФ) 2002 г.); 3) социальные форумы, в частности ВСФ 2001, 2002 и 2003 гг. в Порту-Алегри, континентальные (Европейский, Азиатский и т.п.) и национальные социальные форумы.

Наиболее известная (хотя содержательно и не самая важная, но активно пополяризируемая в отличие от российской конструктивной работы СМИ) форма движения Всемирного форума альтернатив - протестные акции, которые проводятся движением начиная с 1999 г. в местах и во время разного рода «саммитов» агентов глобализации (ВТО, МВФ, Давос-ский форум и мн. др.). К числу эмпирически достоверных черт этих действий, воспроизводимых уже более трех лет в более чем десяти крупнейших акциях (в приводимой ниже литературе можно найти описание акций в Сиэтле, Праге, Квебеке, Генуе и др.), можно отнести:

- массовость акций: от 50 тыс. до более чем 1 млн. участников;

- интернациональный характер выступлений: во всех случаях в акциях были представлены многие десятки стран с делегациями до 10 тыс. человек;

- межклассовая структура участников: от безработных и крестьян до профессионалов и мелкой буржуазии, представительство разных возрастов при относительном доминировании молодежи и примерно равном представительстве мужчин и женщин;

- принципиальная установка инициаторов и одновременно стихийно воспроизводимая практика плюрализма идеологий, форм и методов действий;

- сочетание методов диалога и гражданского неповиновения при взаимодействии с властями: во время акций участники, как правило, разделяются на колонны, склонные или нет идти на прямые столкновения с полицией, выставляющие радикально-левые и умеренно-социальные лозунги и т.п.;

- полицентричность, сетевой принцип организации акций; отсутствие единой политической или иной институциональной структуры, реально организующей акции; подвижность и временность координирующих акции сетей.

Удивительно, но факт: участвующие в акциях крайне аморфные, многообразные, принципиально непохожие друг на друга структуры оказались способными не просто к взаимодействию, но и к мощным, устойчиво воспроизводимым совместным действиям, по масштабам с очевидностью превосходящим все оппозиционные движения последних 20 лет. Причиной этого может быть только одно: эти акции - ответ (пусть в крайне противоречивых формах) на реальные вызовы времени, они нашли отклик в умах и сердцах миллионов, а это происходит только тогда, когда движения выражают реальные интересы и потребности широких слоев населения, когда их цели, формы, методы действий адекватны интересам тех, кто приезжает и приходит, рискуя жизнью, чтобы принять участие в этих действиях. Выражаясь образно, можно утверждать, что альтерглобалисты поймали в свои паруса ветер истории. Хватит ли у них сил и умения, чтобы этот ветер не потерять, чтобы не только устоять под его напором, но и сделать этот корабль достаточно прочным, команду - единой, рулевых - умелыми, а штурманов - способными проложить верный курс - на эти вопросы ответит история.

Если уйти от образов, то принципиально важно показать, какие именно организации включены в движение и почему. Естественно, речь идет не о перечне этих организаций (только в ВСФ их участвует четыре-пять тысяч), а об их первичной систематизации. К числу наиболее известных традиционных структур следует отнести, во-первых, разнообразные общественные союзы и неправительственные организации. Среди них:

- профсоюзы, в том числе далекие от поддержки социалистических идей; в Сиэтле это были организации, входящие в АФТ-КПП;

- экологические, женские, молодежные, детские организации;

- гуманитарные организации и неправительственные организации, оказывающие помощь развивающимся странам, в том числе в вопросах борьбы с нищетой, голодом, болезнями и т.п.;

- научные, образовательные и т.п. организации, организации, занятые проблемой здоровья и мн. др.

Во-вторых, наряду с ними альтерглобалистское движение поддерживают и традиционные левые политические организации очень широкого спектра, а также троцкистские и анархистские организации. Ряд из них весьма влиятелен среди левых Латинской Америки и Западной Европы (их депутаты входят в парламенты Бразилии, Аргентины, Франции и др. стран) и очень активно работает в различных НПО и социальных движениях, в том числе профсоюзах, АТТАК, движениях безработных, женских организациях. В Европе ряд радикальных левых организовал блок «За Европу без капитализма, войн и дискриминации».

В-третьих, в мире активно формируются так называемые «новые социальные движения» и собственно альтерглобалистские организации. Они очень разнообразны по составу, целям, структуре и принципам организации. Вот лишь два примера.

Движение безземельных крестьян Бразилии, насчитывающее ныне более 2 млн. участников, возникло как низовая инициатива наиболее обездоленной части крестьянства - тех, кто был лишен и земли, и работы, но решился на совместные действия по оккупации необрабатываемых десятилетиями земель; они создали сеть кооперативов и фермерских хозяйств со своей структурой взаимопомощи и кооперации, социальной защиты, заботой об образовании, здравоохранении, местным самоуправлением и т.п.

Организация АТТАК во Франции была инициирована группой интеллектуалов из весьма респектабельной газеты «Монд дипломатик» и первоначально предполагала всего лишь пропаганду идей введения налога Тобина (0,5% налога на финансовые спекуляции). Оставаясь довольно умеренной в целом структурой, она тем не менее очень быстро превратилась в одну из крупнейших мировых антиглобалистских сетей с более чем 40 тыс. активистов во Франции и аналогичными по целям организациями почти во всех странах Европы, в Азии и Латинской Америке.

Не продолжая примеров, можно заметить, что само альтерглобалистское движение стало так называемым новым социальным движением. Феномен такого рода движений лишь в последнее время стал предметом изучения, однако уже сейчас появились первые материалы, обобщающие их основные черты в сравнении с традиционными общественными организациями.

Одним из наиболее интересных объектов изучения в рамках альтергло-балистского движения, однако, были и остаются социальные форумы. «Иной мир не просто возможен - альтернатива капиталистической глобальной системе начала создаваться и создается нами, здесь, сейчас!» - так могли бы без преувеличения сказать участники и делегаты вот уже четырех всемирных, а также двух европейских, азиатского, панамазонского и многих других социальных форумов, проходящих в мире начиная с 2001 г.

По существу СФ стали одним из крупнейших феноменов современной мировой социально-политической жизни и, пожалуй, основной формой координации растущей оппозиции неолиберализму.

Сами форумы - это действительно необычное явление: на них апробируются пути созидания (своими руками, снизу) иного, альтернативного господствующей ныне глобальной либерально-капиталистической системе мира. Мира более демократического, гуманного, социально справедливого и более прогрессивного в техническом, экономическом (но прежде всего - человеческом) измерении. Этот поиск был основан и на практическом опыте организаций и движений, представленных на форуме, и на теоретических исследованиях сотен ученых; на форуме были представлены лауреаты Нобелевской премии, многие ученые мировой величины; что же до практических инициатив, то ниже приводятся лишь некоторые из них:

- антивоенные акции и их координация;

- развитие многообразных форм «экономики солидарности» - от сетей кооперативов и НПО до движения безземельных крестьян в Бразилии (более 2 млн. человек), оккупировавших не обрабатывающиеся земли и создавших на них эффективные хозяйства;

- системы местной демократии участия, формирующие механизмы практического участия большинства граждан территории в управлении;

- сотни конкретных экологических инициатив;

- десятки различных систем общедоступного образования взрослых;

- сети, обеспечивающие бесплатный доступ к программам и другим типам информации и знаний;

- сотни различных примеров эмансипации женщин, в том числе в развивающихся странах;

- новейший опыт борьбы аргентинских участников за альтернативный миропорядок.

И это лишь несколько примеров массы новых практических дел, реализуемых организациями и движениями, представленными в сети Форума.

Но все же доминирующими являются проблемы формирования нового по содержанию и формам, многообразного, но скоординированного интернационалистского движения за глобализацию снизу, в интересах граждан. Многочисленные международные и национальные организации (такие как действующая в десятках стран мира организация АТТАК или Итальянский социальный форум, созданный сотнями разных организаций этой страны после мощнейших действий в Генуе летом 2001 г.) работают вместе, в жестких спорах вырабатывая практическую программу совместных действий, основанных на принципах мирной, ненасильственной борьбы за формирование иного мира.

Что касается существа этой программы, то она, во-первых, многообразна, включает как очень скромные, реформистские меры, направленные на развитие элементов социал-демократического переустройства мировой экономики и социально-политической сферы (то, что можно условно назвать мировым «социал-демократическим капитализмом»), так и радикальные предложения развития борьбы с либерально-капиталистическим миром по аргентинскому сценарию вплоть до мировой коммунистической революции, о которой не забывают говорить многие радикальные левые. При этом большинство участников этого движения выступают все же с достаточно умеренными конструктивно-реформистскими лозунгами, имеющими тем не менее огромное практическое значение для рядовых граждан планеты, и вызывающими жесткое противодействие со стороны ТНК и иных «глобальных игроков».

Альтерглобализм в России

Альтерглобалистическая, или, говоря традиционно, «антиглобалистская», деятельность в России развивалась, пожалуй, с 9 ноября 2001 г. (в этом случае, если говорить об «антиглобализме» в узком смысле слова, движении, которое ассоциировало себя с этим именем). Именно тог-

да прошла серия общественных слушаний в Доме журналистов, в других местах города Москвы, во многих городах России, митинги и акции, в том числе митинг на площади Маяковского. После этого в России состоялась целая серия действий, которые уже прямо ассоциировали себя с «антиглобалистской» тематикой. Прежде всего, следует отметить, что эти действия были сугубо интернационалистскими, фактически всегда увязаны с международными антиглобалистскими действиями. Кстати, события 9 ноября в Москве тоже не случайно проводились именно в день всемирных действий против Всемирной торговой организации, вступление в которую для России может обернуться огромным количеством негативных социальных и экономических последствий.

Пожалуй, из числа заметных антиглобалистских событий следует назвать участие ряда российских коллег в европейских и всемирных социальных форумах, после которых прошли семинары, встречи, «круглые столы» и пресс-конференции более чем в 15 городах России. В молодежных клубах Москвы, МГУ, ряде научных академических структур прошли интересные дискуссии, в том числе и семинары в Институте мировой экономики и международных отношений, в Институте Латинской Америки, Институте философии РАН, в ряде московских и периферийных вузов.

Вторым крупным событием стали акции, приуроченные к визиту в Россию президента США Буша и лидеров Евросоюза. Именно во время этих событий в Питере и Москве были впервые проведены аресты, некоторые участники были избиты, провели несколько дней в милицейских участках. Не менее важными стали демонстрации и пикеты в Москве, причем их участники, в отличие от коммунистически-патриотической оппозиции, выступали против войны не только в Ираке, но и в Чечне. Основными организаторами этих демонстраций стали АТТАК (Москва), ряд молодежных экологических движений, профсоюз «Защита» при участии движения «Альтернативы» и левых интернационалистских организаций.

Однако, как уже было сказано, основная деятельность ВФА - это не столько уличные акции, сколько конструктивная оппозиция. И здесь самое главное направление работы - это разъяснение того, что действительно существует альтернатива сегодняшней неолиберальной мировой политике, экономике, идеологии. И эта альтернатива - не только нацио-

налистические и традиционалистские лозунги, обращенные в прошлое, но и предложения иного типа, иной интеграции, иной России в иной мир.

Эти собственно антиглобалистские действия пока остаются весьма ограниченными и по кругу участников, и по своим масштабам. В большинстве случаев в них участвует от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Шире представлена отечественная научно-просветительская деятельность - сотни статей и интервью, десятки семинаров, несколько крупных международных конференций, Сибирский социальный форум и ряд аналогичных встреч в городах России.

Таков «антиглобализм» в узком смысле слова. Он молод, но уже получил достаточно большую известность благодаря интересу со стороны средств массовой информации (этот феномен тоже нельзя не отметить). Но в широком смысле слова движение противников капиталистической глобализации в России, естественно, имеет гораздо более длительную историю, поскольку оно связано с поиском реальных альтернатив в экономической, социальной и политической областях.

Во-первых, это касается деятельности различных социальных и общественных движений, главным образом рождающихся «снизу» и противостоящих тем моделям развития либеральной рыночной капиталистической экономики, которые навязываются России сегодня, в том числе и под мощным давлением со стороны Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации и других сил капиталистической глобализации. Среди этих движений можно выделить, прежде всего, протестные акции трудовых коллективов, наиболее яркими из которых стали забастовки на Ясногорском машиностроительном заводе, на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, затем последовали серии таких акций по многим городам России и Украины, во время которых трудовые коллективы показали, что они способны сами, «снизу» создавать иной мир.

Эти акции оказались реальным антиглобалистским движением не столько потому, что такие лозунги выставляли участники этих событий (они, как правило, на этом акцентов как раз не делали), сколько потому, что в этих акциях реально проявлялось создание «снизу» иного мира, иной экономики, иных социальных и человеческих отношений. Именно здесь участники Форума были продолжателями того дела, которое начинали во

многих странах мира (и в развивающихся, и в развитых) сторонники антиглобалистского движения. Правда, справедливости ради следует отметить, что в России они боролись за деприватизацию, против отключения электричества, невыплат заработной платы, а в странах Латинской Америки или Африки люди боролись за право доступа к чистой воде и за сохранение своих рабочих мест. Тем не менее смысл этой борьбы был примерно одинаковым, примерно одинаковым был и круг противников борьбы Всемирного форума альтернатив. Это одна и та же политика глобальной либеральной капиталистической номенклатуры. Именно с нею боролись трудовые коллективы в России и безземельные крестьяне в Бразилии, безработные в Западной Европе и создатели кооперативов в российской глубинке. Поэтому именно эти акции следует считать наиболее ярким проявлением реального альтерглобализма.

Следует подчеркнуть, что кроме забастовок на счету таких рождающихся «снизу» движений и перекрытие железных дорог, и, к сожалению, массовые голодовки, особенно работников бюджетной сферы, и многие другие формы социального протеста. Но главным в них была позитивная работа по созиданию новых отношений, отношений рабочего контроля, самоуправления, новых отношений хозяйствования, новых человеческих отношений среди тех, кто создавал эти формы (1).

Во-вторых, альтерглобалистское движение в России связано и с другой традицией - политической оппозиции нынешней капиталистической системе. Левая оппозиция в России существует фактически с момента распада Советского Союза. Другое дело, что здесь в большинстве случаев присутствует не столько поиск иной модели интеграции, иной модели интернационализма, сколько критика современной глобальной системы мирового империализма (как предпочитают говорить сторонники этой идеологии) с патриархальных позиций, с позиций ностальгии по советской системе, возможно, даже с позиций российского шовинизма и национализма (если говорить о радикальных крыльях этого движения).

В связи с этим в России складывается достаточно сложная ситуация, когда для сторонников иной модели интеграции возникает необходимость борьбы на два фронта. Первый и основной, естественно, - это борьба против проводников неолиберальной модели экономического, социально-

го и политического развития нашей страны. Второй, к сожалению, во многих случаях не менее важный, - это пропагандистская работа, направленная на разъяснение тупиковости и во многом вредности патриархально-консервативной критики глобализма из прошлого, идей национальной замкнутости, а уж тем более идей великодержавного российского шовинизма.

И все же данный текст ориентирован прежде всего не на описание аль-терглобалистского движения, а на исследование его природы. Вот почему мы хотели бы сейчас обратиться к исследованию тех объективных предпосылок, которые вызвали к жизни наше движение.

Позитивная программа альтерглобализма

Альтернативы глобальной власти капитала складываются объективно и можно их лишь изучать и, изучив, интенсифицировать позитивные процессы освобождения, не переходя при этом той черты, за которой субъективный фактор (прогресса) вырождается в субъективизм (провоцирующий регресс). К числу таких хорошо известных альтернатив следует отнести двоякого рода процессы.

Во-первых, это попытки изоляционизма, «ухода» от глобализации; во-вторых, созидание новых форм интернационализации, являющихся практической и теоретической антитезой глобализму. Именно этот путь решения проблем и предлагают альтерглобалисты, исходя при этом не из благопожеланий и нравственных императивов, хотя последние им отнюдь не чужды, а из анализа объективно возможных путей выхода из тупиков протоимперии, ограничившись в данном случае своего рода программой-минимум, требованиями социализации и демократизации этой системы. Они, в свою очередь, могут и должны стать прологом программы-макси-мум, но об этом - в других статьях.

Такие альтернативы предполагают выведение из-под частного контроля и передачу в общественное ведение таких общественных благ, как природные ресурсы, общественная инфраструктура, культурные блага, знания и средства их получения. Это может быть сделано (как минимум) путем развития международных экологических, социальных, гуманитарных

норм; как максимум при существовании подлинно демократического государства - национализации. В перспективе же можно считать природу и культуру принадлежащими всем на равных основаниях, выдвигая требование их всемирной социализации, что вполне возможно при сохранении рыночной капиталистической системы, просто корпорации, добывающие нефть или руду будут платить ренту не частному собственнику и не национальному государству, а международным общественным структурам, финансирующим развитие науки, высоких технологий, образования и искусства, решение проблем экологии, бедности и т.д.

Особого комментария заслуживает проблема преодоления частной собственности на знания. Генезис постиндустриальных технологий делает особо важным направлением противодействия глобализации выдвижение и реализацию новых принципов организации информационного пространства и развития креатосферы. Задачи (1) свободного, общедоступного (предполагающего лишь компенсацию издержек, крайне низких при большом числе пользователей) распространения культурных благ, основанного на отмене частной собственности на знания, (2) развития средств их использования (общедоступные бесплатные информационные сети плюс компьютеризация, доступная для всех) и (3) общедоступного бесплатного образования при общественной поддержке обучающихся из бедных семей становятся ключевыми в борьбе против глобальной гегемонии капитала информационной эры. Общедоступность знаний и образования становится базой демократической, основанной на прогрессе креатосферы интеграции народов.

И это всего лишь некоторые аспекты реализации известного альтергло-балистского лозунга: «Мир - не товар!»

Суммируя различные социальные, экологические и гуманитарные инициативы участников движения, можно выдвинуть лозунг создания своего рода всемирного социального хозяйства, когда к «цивилизованной» интеграции будут допущены лишь те страны, где (1) обеспечен социально-гарантированный минимум, (2) введен прогрессивный подоходный налог, (3) гарантировано общедоступное медицинское обслуживание и образование (что касается средств для этих программ, то автор уже отметил: для этого достаточно всего лишь чуть-чуть ограничить финансовые

спекуляции, милитаризм и перепотребление миллиардеров), (4) профсоюзам и общественным организациям предоставлены широкие права по контролю за бизнесом. Перечень этих шагов ныне общеизвестен. И это будет не противостояние глобализации, а еще более широкая интеграция, но по иным правилам - правилам международного «шведского капитализма», от которых капиталу убежать можно будет только в джунгли контролируемых наркокартелями территорий.

На этой основе становится разрешимой задача выравнивания уровней развития Первого и Третьего миров не за счет ухудшения качества жизни в Первом, а за счет изменения системы мирохозяйственных отношений, перераспределения паразитических расходов Первого мира в пользу решения проблем ускоренной модернизации (приоритетного развития постиндустриального сектора, образования и т.п.) и преодоления нищеты в странах Третьего. Но главное в ином - в формировании новых социальных отношений, обеспечивающих ориентацию мировой экономики на цели равномерного обеспечения социальных приоритетов, отказа от милитаризма, финансовых спекуляций и т.п. К перечисленным выше предложениям программы-минимум в данном случае можно добавить такие давно известные требования, как отмена долгов Третьего мира, введение унифицированных международных, экологических, социальных и гуманитарных нормативов и т.п.

Кроме того, в рамках альтерглобалистской программы-минимум возможна и деятельность, направленная на «выведение» из-под власти корпоративного капитала определенных «оазисов» экономической, социальной и культурной жизни и осуществление тактики «глобализации снизу». Такими интегрирующимися снизу «оазисами» могли бы стать сети кооперативов вкупе с органами местного самоуправления, экологическими и т.п. союзами, ориентированными на реализацию в своей практической работе некоторого ограниченного круга «правил» новой (гуманитарно, экологически, социально ориентированной) модели интеграции. При условии создания своей системы интернациональных институтов (а основы для этого есть - существуют альянсы кооперативов и другие международные структуры), аналогичных по роли «несвятой троице» и ориентированных именно на наднациональное регулирование, эти «лилипуты» (кооперати-

вы и т.п.) могут стать серьезным вызовом, хотя еще и не конкурентом для глобальных игроков.

Именно так может начать реализовываться еще один важнейший лозунг описываемого движения: «Иной мир возможен!»

На вопрос, кто будет решать эти задачи, по сути дела уже начал формироваться ответ. Это прежде всего растущие силы интернационального альтерглобализма.

По сути дела субъектом формирования новой интеграции снизу становится международное гражданское общество и новые социальные движения. Сейчас они несоизмеримо слабы в сравнении с хозяевами возникающей протоимперии, однако их роль и влияние растут очень быстро. В день единой демонстрации против войны в Ираке, когда на улицы сотен городов одновременно вышли более 10 млн. человек, даже «Нью-Йорк таймс» написала, что в мире теперь есть две силы: власти США и Общественное мнение, эта вторая сила все более признается как прогрессивная альтернатива новой империи, угроза которой поистине устрашающа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть и немало иных потенциальных участников этой деятельности. При всех противоречиях, силами, противостоящими протоимперии, могут стать (как мы сказали выше, при определенных условиях) государства, оказавшиеся в «гетто отсталости». На основе предшествующих размышлений можно предположить, что некоторые страны Третьего мира могут стать субъектами контргегемонистских действий, если они смогут реализовать некоторые инициативы, предполагающие как минимум открытость их стран для культурного, образовательного, экологического и т.п. диалога, кооперацию с антиглобалистскими силами в странах «золотого миллиарда» и т.п.

Очевидно, что изоляционистски-фундаменталистские (каким бы ни был этот фундаментализм - исламским, православным, «коммунистическим») режимы стран Третьего мира на такие шаги неспособны. Следовательно, в рамках этих стран возникает «сверхзадача» борьбы за переориентацию их контргегемонистских действий.

В заключение необходимо отметить, что сказанное - не более чем программа-минимум, реализация которой поможет всего лишь реформиро-

вать нынешнюю систему, обеспечить заметное, но не качественное движение в сторону большей социализации, гуманизации и экологизации. Однако даже за эту «мировую реформу» бороться придется всерьез и долго.

Перечисленные альтернативы кажутся малореалистичными, а силы аль-терглобалистов - незначительными в сравнении с мощью глобальных игроков. Однако еще полстолетия назад столь же романтично-прожектерской выглядела борьба против колониализма, а ныне об этом позоре Первого мира предпочитают вообще не вспоминать. И если участники движения сумеют быть решительными, активными и талантливыми в своих программах и действиях, то им удастся на практике доказать, что иной мир возможен.

Всемирный форум альтернатив не имеет штаб-квартиры, эту неправительственную организацию нельзя отнести к американской, европейской или азиатской в силу сетевого принципа ее организации и деятельности. Однако, как и все известные формации, альтерглобализм начал свой путь из Европы. Это - не просто влиятельная неправительственная организация. Всемирный форум альтернатив претендует на особую роль движения, цели которого он провозглашает как создание альтернатив существующему порядку.

Список литературы

1. Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации. Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. Кулакова М.В. и Осьмовой М.Н. - М.: Теис, 2001. - С. 5-9.

2. Булавка Л.А. Портрет протестного движения в постсоветской России. - М.: Слово, 2002;

На пути к рабочему контролю и самоуправлению трудящихся / Ред. Рудык Э.Н. и др. - М.: Слово, 2001.

3. Бузгалин А.В. Будущее коммунизма. -М., 1996.

4. См.: Бузгалин А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.