жеств по случаю семидесятилетия высадки союзников в Нормандии в ходе Второй мировой войны (июнь 2014 г.). В этом формате, инициированным французским президентом Франсуа Олландом, были достигнуты в феврале 2015 г. в Минске соглашения по комплексному урегулированию кризиса на востоке Украины. Хотя выполнение Минских соглашений сталкивается с немалыми трудностями, замены им пока не видно.
Выпадение Польши из "нормандского формата" явно снижает роль "Веймарского треугольника" как одного из компонентов процесса становления новой структуры международных отношений в Европе после "холодной войны". Однако окончательно списывать его в архив было бы всё же преждевременно - он всё ещё остаётся одним из резервных инструментов, которым участники могут при определённых обстоятельствах воспользоваться снова.
German-Polish relations and the "Weimar Triangle"
Author. Rubinskiy Yu., Doctor of History, Head of Center for French studies, Institute of Europe. Address: 11/3 Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: yuri.rubinski@mail.ru
Abstract. 25 years ago, regular consultation mechanism was established between Poland, France and Germany on major international issues - Weimar Triangle. Its effectiveness depends on functioning of the changing balance of forces and interests of the participants, especially in the framework of German-Polish relations.
Key words: Germany, Poland, France, Weimar triangle, international affairs, German-Polish relations.
Дата выпуска: 27 июля 2016 года.
Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics
УДК 327
Анатолий КРАСИКОВ
ВСЕЛЕНСКОЕ И РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ1
Аннотация. Время уводит нас всё дальше от исторического события, каковым должен был стать вслед за февральской встречей патриарха Московского с папой Римским Всепра-вославный собор. Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет? И преодолимы ли "разномыслия" внутри вселенского православия в условиях соперничества двух "сверхцерквей": первого по чести Константинопольского патриархата и Русской православной церкви?
Ключевые слова: вселенское православие, церковь, государство, собор, религия, диалог, единство, симфония, разномыслие, ересь, правопорядок.
1 Аналитическая записка №29, 2016 (№59).
© Красиков Анатолий Андреевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: ankrasikov@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120173844
Значение события в свете различных интерпретаций
В первом номере журнала "Современная Европа" за 2016 г. была опубликована статья директора Института Европы РАН, профессора РАН Ал. А. Громыко о двух противоположных интерпретациях событий, которые происходят у нас на глазах. Первая оперирует их взрывным характером, неожиданностью и стремительностью. Вторая делает упор на инерционность, закономерности глобального развития, ощущение, что на фоне мультипликации событий всё остаётся по-старому. Здесь главным двигателем прогресса (или регресса) считаются такие крупные агрегированные категории, как государства, цивилизации, общественно-экономические формации, перед которыми субъективный фактор отступает на второй, если не на третий план. Речь идёт об истории структур, о "медленной истории" [Громыко, 2016: 5.]. Обе эти интерпретации мы используем при анализе особенностей эволюции вселенского православия и Русской православной церкви.
О значимости Всеправославного собора свидетельствуют три факта. Факт первый: длительность его ожидания. За начальную точку отсчёта самими участниками этого процесса был взят последний до разделения христианства на католичество и православие (1054 г.) VII Вселенский собор Церкви Христа [Протоиерей Петр Смирнов, 1994: 86-87]. Он состоялся в 787 г. в г. Никея (ныне турецкий Изник, недалеко от античной Византии). Факт второй: совпадение, с одной стороны, старта -в 1961 г. подготовительной работы православных "соборян" и открытия в 1962 г. Второго Ватиканского собора самой крупной христианской институции, которая одна насчитывает неизмеримо больше последователей, чем все остальные вместе взятые, и с другой - финиша - подведения в нынешнем, 2016 г. итогов этой работы и первой в истории встречи папы римского и патриарха Московского и всея Руси в феврале 2016 г. Факт третий: широкий список тем, который за 55 лет реальной подготовительной работы собора был ужат с изначальных ста с лишним до шести особенно важных и актуальных не только для церквей, но и для окружающего их мира.
Проведённый 21-27 января 2016 г. в швейцарской резиденции патриарха Константинопольского Варфоломея синаксис (совещание глав церквей) единогласно утвердил дату (16-27 июня), место (Православная академия в Колимвари, Крит) и порядок работы собора [http://www.patriarchia.ru/db/print/4360942.html]. И вдруг полнейшая неожиданность: патриарх Кирилл за несколько дней до открытия Всеправославного собора отказывается от поездки на Крит в знак солидарности с Ан-тиохийским, Болгарским, Грузинским и Сербским патриархами, которые предложили вернуться к предыдущему этапу работы (Сербский, правда, в конечном итоге присоединился к большинству). Председатель собора Варфоломей отказался пойти им навстречу, заявив, что неправомочен отменить решение, утвержденное "собор-но". В результате соборяне разделились на "десятку" участвующих и "четвёрку" бойкотирующих [www.blagovest-info.ru 08.06.2016 10: 6].
"Первый по чести"
"Медленная история" привела к ситуации, когда тон во вселенском православии задают две "сверхцеркви": первый по чести изначально грекоязычный Константинопольский патриархат и РПЦ, насчитывающая больше членов, чем все остальные православные церковные институции вместе взятые. Традиции православного Константинополя уходят корнями во времена античности. Вслед за Аристотелем, который изучил и описал политическое устройство 158 греческих городов-государств,
современные исследователи констатируют, что языческая Древняя Греция никогда не была единой. В отличие от единого римо-католичества, она состояла из множества абсолютно независимых друг от друга полисов [Аристотель, 2007: 233]. И сейчас наследники античного мира оказались в разных измерениях: Святой римский престол - в единстве своеобразий, Вселенское православие - в многообразии самодостаточных единств.
Основателем Константинопольской церкви по традиции считается апостол Андрей Первозванный. В конце IV в. она получила статус государственной и сохраняла его вплоть до взятия столицы Византийской империи турками в 1453 году. Нынешний патриарх Московский и всея Руси уделяет особое внимание этому периоду истории вселенского православия. В разработанном под его руководством документе об основах социальной концепции РПЦ, который был утверждён юбилейным архиерейским церковным собором 2000 г., цитируется по византийским источникам тезис о симфонии как идеальной форме взаимоотношений между церковью и государством: "Мирская власть и священство относятся между собою как тело и душа в живом человеке". Византийские императоры со своей стороны претендовали на установление в союзе с церковью господства над всем миром ("вселенной").
Попытки византийцев командовать всем православием прекратились в 1453 г., после того, как "Константинополь - Новый Рим" пал под напором двигавшихся с востока турок и исчез с политической карты мира. Утешением для побеждённых, в подавляющем большинстве этнических греков, стало то, что мусульманские завоеватели проявили по отношению к ним относительную терпимость. После первых трёх дней, в течение которых по обычаю тех времен покорённый Константинополь подвергся грабежам и насилию, султан Мехмет II, матерью которого, по утверждению некоторых историков, была гречанка, начал подчёркнуто покровительствовать своим православным подданным, разрешая и даже приветствуя их участие в общественной жизни Османской империи (как стало именоваться новое государство). Патриаршая резиденция переместилась в Фанар - небольшой квартал Стамбула по соседству с еврейским гетто. В связи с начавшейся эмиграцией греков на юг Балканского полуострова число действующих храмов стало быстро сокращаться и в столице, и особенно в провинции. Ни о какой "симфонии" православного священноначалия с новыми властями, естественно, не могло быть и речи. Зато появились уникальные возможности для свободного диалога с инаковерующими без оглядки на новое политическое руководство страны.
Взрывной характер носили для Фанара последствия Первой мировой войны, большевистского переворота и гражданской войны в России. Реагируя на эти неожиданные события, патриархат в 1920 г. опубликовал окружное послание (энциклику) с предложением создать Лигу Церквей - содружество всех христианских институций для совместного движения навстречу единству христиан. В этом же документе отмечалось, что "только что закончившаяся страшная мировая война породила многие болезненные вопросы в жизни христианских народов, показала отсутствие уважения к элементарным нормам права и человеколюбия и, усугубив существующие, открыла другие, новые раны". Инициативу "Нового Рима" поддержали православные церкви Александрии, Антиохии, Иерусалима, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и Румынии. Энциклика "первого по чести" православного патриархата дала зелёный свет целой серии экуменических конференций (Лондон и
Стокгольм - 1925, Лозанна - 1927, Эдинбург - 1936, Оксфорд - 1937) [Православие и экуменизм, 1998: 31-35, 69-72].
Не отвернулся "Новый Рим" и от советского "Третьего". По свидетельству французского православного публициста О. Клемана, патриарх Константинопольский Афинагор, с которым он беседовал в 1968 г., сказал: "Я люблю святую Русь, ту Россию, которая сегодня покрыта тайной, но однажды в будущем вновь приступит к выполнению своей духовной миссии на сцене истории... Русские христиане победили коммунизм в своей стране. Я говорю не о социальной системе, но об атеистическом тоталитаризме. Они победили, потому что страдают и научились страдать. Внешне этого пока не видно. Но атеистическая идеология смертельно ранена, и потому сильные мира сего упорно защищают свою власть и ищут козлов отпущения: интеллигентов, евреев, может быть, христиан! В этой труднейшей переходной ситуации некоторым людям на вершине Русской Церкви приходится приносить себя в жертву. Поверьте мне, мучеников в России предостаточно" [Оливье Клеман, 1993: 630-631].
"Первый по реальной влиятельности "
Вторая православная "сверхцерковь" - Русская - совершила неожиданный для неё самой переход от подчинения государству к полной свободе четверть века назад, в годы пребывания у власти М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина. Историческую миссию русского православия и эволюцию его отношений с государством и обществом мы представим через призму высказываний святейшего Кирилла, сначала председателя ОВЦС, а с 2009 г. - патриарха. Начиная с 1993 г. он постоянный докладчик на форумах созданной по его инициативе церковно-общественной структуры - Всемирный русский народный собор. Из его уст звучат напоминания о том, что на протяжении веков русские люди следовали девизу "православие - самодержавие - народность", а теперь оказались "разделенным народом" и живут ожиданием торжества "православной цивилизации", где люди "думают, как мы с вами". Последней резонансной акцией ВРНС и лично патриарха стало вручение президенту РФ В.В. Путину 4 ноября 2013 г. только что учрежденной премии "За сохранение державной России [http://www.patriarchia.ru/db/text/3345792.html]. "К сожалению, по идеологическим и политическим причинам православная духовно-культурная традиция никак не была представлена советской дипломатией при выработке современных стандартов межгосударственных отношений и прав человека", - констатировал будущий патриарх в речи, произнесённой в здании греческого парламента ещё весной 1999 г. и опубликованной затем в Москве в форме газетной статьи [Независимая газета 26 мая 1999 г.]. Докладчик обратил внимание на то, что при подписании международных документов о правах человека, руководители СССР лицемерили и, признавая на словах общемировые стандарты, сами этим стандартам не следовали.
При этом западное христианство, "приняв постулат о свободе человека как высшей ценности его земного бытия в качестве социально-культурной данности, освятило союз неоязыческой доктрины с христианской этикой". Появление этого постулата было связано с "иудейской богословской мыслью", которая пришла "через испанскую культуру и еврейскую эмиграцию в Голландию и сопредельные страны" и наряду с "неоязычеством" оказала влияние на формирование "либерального стандарта". Считая "нравственным долгом как посткоммунистической России,
так и других стран, принадлежащих к духовно-культурной традиции православия, представить мировому сообществу своё видение проблемы", автор подчеркнул, что православным "предстоит большая и трудная работа по формулированию и отстаиванию своей позиции перед лицом мировой общественности в ООН, других международных организациях".
И эти слова владыка Кирилл подкрепил конкретными делами. 13 марта 2007 г. он принял участие в семинаре ЮНЕСКО, посвящённом теме "Диалог цивилизаций: права человека, нравственные ценности и культурное многообразие". В своём выступлении он сказал: "Вначале хотел бы поблагодарить организаторов, которые собрали в Париже представителей различных религиозных общин, политических и общественных институтов для обсуждения столь актуальной темы, как права человека. Особенно я высоко ценю возможность выступать сегодня в стенах уважаемой международной организации, представляющей систему ООН и занимающейся вопросами науки, образования и культуры в мире. Учитывая сферу компетенции ЮНЕСКО, я бы хотел рассмотреть предлагаемую тему в перспективе культуры <...> Для того, чтобы обеспечить свободу и в то же время учитывать ценности большинства, на наш взгляд, необходимо определить, в какой сфере общества -публичной или частной - должны присутствовать ценности большинства и меньшинства. В частной сфере свобода нравственного выбора должна быть насколько возможно полной. Человек здесь может делать нравственный выбор по своему усмотрению, даже тот, который противоречит общественной морали. Однако в публичной сфере любого государства должно допускаться распространение и поддержка только тех ценностей, которых придерживается большинство народа" [http://www.sova-center.ru/religion/discussions/2007/03/].
2 февраля 2009 г., на следующий день после избрания патриархом Московским и всея Руси, выступая на государственном приёме в Кремле, патриарх Кирилл изложил своё понимание характера будущих отношений РПЦ с государственными властями: "Идеальная модель таких отношений сложилась ещё в Византин. В новых условиях мы сознаём невозможность осуществления этого идеала. Но, с другой стороны, мы, как церковь, сознаём необходимость, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела в построении модели церковно-государственных отношений" [http://mospat.ru/index.php?page=4406з]. На XIX форуме ВРНС 10 ноября 2015 г. патриарх Кирилл вернулся к содержанию понятия "дух симфонии", подчеркнув, что государство "должно руководствоваться нравственным приоритетом над другими, особенно внешними, источниками права". И был услышан, учитывая, что он занимает пятое место в официальном списке государственного протокола РФ (после президента, премьер-министра и председателей двух палат Федерального собрания).
20 марта 2016 г., за два с половиной месяца до открытия собора на Крите, патриарх Кирилл, выступая в храме Христа Спасителя, заявил: "Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества - нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли" [http://www.patriarchia.ru/db/text/4408034.html]. Ареопаг патриархов с ним не согласился.
Итоги "собора десяти" на Крите
Итоги работы предстоятелей десяти церквей (Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрской, Афинской и всея Эллады, Варшавской и всея Польши, Тиранской и всея Албании, Прешовской и всея Чехии и Словакии) были зафиксированы в подписанном ими "Послании православным людям и каждому человеку доброй воли". Приведём их в выдержках из этого документа [http://www.pravoslavie.ru/94675.html].
1. Главным приоритетом Святого и Великого Собора было провозглашение единства Православной церкви. Православные поместные церкви являются не конфедерацией церквей, но Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Собор подчеркнул важность собраний предстоятелей, которые уже состоялись, и сформулировал предложение учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего Института.
2. Мы должны нести свидетельство веры ближним и дальним.
3. Наша Церковь придаёт большое значение диалогу, главным образом с ино-славными христианами. Диалоги, которые ведёт Православная церковь, никогда не подразумевают компромиссов в вопросах веры.
4. Трезвый межрелигиозный диалог вносит значительный вклад в развитие взаимного доверия, мира и примирения. Церковь решительно осуждает экспансию военного насилия, преследования, изгнания и убийства представителей религиозных меньшинств, принуждение к смене вероисповедания, торговлю беженцами, похищения людей, пытки и чудовищные казни. Она обращается к мировому сообществу с призывом защитить христиан, а также другие группы населения данного региона, обладающие неотъемлемым правом оставаться на своей родине в качестве равноправных граждан.
5. Современная секуляризация ставит своей целью отчуждение человека от Христа и духовного влияния церкви, неоправданно отождествляя её с консерватизмом.
6. В своём современном подходе к браку Православная церковь считает нерушимым союз мужчины и женщины в любви. Проистекая из брака, семья является единственной гарантией воспитания детей.
7. Православная церковь не стремится брать под свой контроль научные исследования и не выносит суждений по каждой научной проблеме. Православная церковь подчёркивает также опасности, которые таятся в некоторых научных открытиях, акцентируя внимание на достоинстве человека и его божественном предназначении.
8. Современный экологический кризис возник по духовным и этическим причинам. Корни его связаны с алчностью, жадностью и эгоизмом, что приводит к нерациональному использованию природных ресурсов, загрязнению атмосферы вредными выбросами и парниковому эффекту.
9. Православие провозглашает уважение к самобытности людей и народов.
10. Православная церковь не вмешивается в политику. Права человека в настоящее время находятся в центре внимания как ответ на современные социальные и политические кризисы и потрясения, ставя целью защиту граждан от произвола государства.
11. Православная церковь обращается к молодёжи, которая ищет полноценной жизни, исполненной свободы, справедливости, созидания и любви. Молодёжь яв-
ляется не просто будущим церкви, но энергичным и творческим настоящим на поместном и вселенском уровнях.
12. Святой и Великий Собор открыл новые горизонты в современной многообразной Вселенной. Он подчеркнул нашу ответственность в пространстве и времени в перспективе вечности.
Заключение
Противоположность подходов священноначалия двух нынешних православных "сверхцерквей" к проблемам современности очевидна, но государственное научное учреждение, каковым является Институт Европы РАН, не может выступать в роли арбитра, решающего, на чьей стороне правда и справедливость. Что, однако, не исключает и более того - подчёркивает незаменимость роли учёных, которые выдвигают и обосновывают пути и методы глобального управления, развивают и совершенствуют концепции и доктрины международного права - права для всех, а не только для священноначалия одной из религиозных институций планеты.
Известный юрист-международник и профессиональный дипломат, член-корреспондент РАН Ан.А. Громыко в своей новой монографии [Громыко Ан.А., 2016: 4, 162-166, 213, 232.], не вступая в прямую полемику с патриархом Кириллом, рассматривает проблему взаимопроникновения религии и политики с позиций международного права. В разделе "Человек - существо небесное и земное" он не соглашается с постулатом Кирилла о "помрачённой грехом человеческой личности", ссылаясь в поддержку своей позиции на мнение многих православных теологов, в том числе на апостола Иоанна Богослова. Неприемлемым для юристов и мировой общественности в целом оказался и прозвучавший в марте в московском храме Христа Спасителя (как утверждают, по настоянию церковных фундаменталистов) призыв патриарха к борьбе против "ереси человекопоклонничества - главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям".
Проблема прав человека к апокалипсису, разумеется, не приведёт. Как не привела и в прошлом, в годы "холодной войны", когда СССР и его антиподы, несмотря на все возникавшие разногласия, сотрудничали в ООН и поддерживали между собой дипломатические отношения. И сейчас возникла очередная ситуация, которую философы называют единством и борьбой противоположностей. Она может продлиться долго, даже неопределённо долго, пока не произойдет событие, которое перетасует все карты "медленной истории". Напротив, апокалипсисом для РПЦ могло бы стать появление ещё одной "сверхцеркви" - канонического Киевского патриархата, который поглотил бы другие православные институции Украины. В середине июля Константинопольский патриархат получил обращение депутатов Верховной Рады с призывом предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Священноначалие в Фанаре поручило изучить это обращение соответствующей синодальной комиссии. 5 августа 2016 г. представитель Константинопольского патриархата при ВСЦ подтвердил готовность патриарха Варфоломея врачевать церковный раскол в этой стране, как это было сделано в Болгарии и бывшей Чехословакии, где православные церкви обладают правами автокефалии, юридически равными правам РПЦ и всех остальных канонических церквей вселенского православия. Случись это, украинское православие может обойти по числу последователей и приходов "Третий Рим". Со всеми вытекающими отсюда последствиями [Красиков, 2016: 5-25; Лункин, 2016: 65-83].
Список литературы
Аристотель. Афинская полития. (2007) Перевод и примечания проф. С.И. Радцига. - М. С. 233. Громыко Ал.А. (2016) Постоянство и изменчивость в истории международных отношений // Современная Европа №1 (67), С. 5.
Громыко Ан.А. (2016) Уроки мировой политики: порядок или правопорядок. М., СПб: Нестор-История. С. 4, 162-166, 213, 232.
Красиков А.А. (2016) Икона и топор / Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт - М.: ИЕ РАН, 2016. С. 5-25.
Лункин Р.Н. (2016) Церкви и политика в российско-украинском кризисе 2014-2015 годов / Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт - М.: ИЕ РАН, 2016. С. 65-83.
Независимая газета 26 мая 1999.
Оливье Клеман. (1993) Беседы с патриархом Афинагором. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. - С. 630-631.
Православие и экуменизм, Документы и материалы. (1998) Издание первое. М.:ОВЦС. С. 31-35, 69-72.
Протоиерей Петр Смирнов. (1994) История Христианской православной церкви. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1994. С. 86-87.
References
Aristotel'. Afinskaja politija. (2007) Perevod i primechanija prof. S.I. Radciga. - M. S. 233. Gromyko Al.A. (2016) Postojanstvo i izmenchivost' v istorii mezhdunarodnyh otnoshenij // So-vremennaja Evropa №1 (67), S. 5.
Gromyko An.A. (2016) Uroki mirovoj politiki: porjadok ili pravoporjadok. M., SPb: Nestor-Istorija. S. 4, 162-166, 213, 232.
Krasikov A.A. (2016) Ikona i topor / Religioznye missii na obshhestvennoj arene: rossijskij i zarubezh-nyj opyt - M.: IE RAN, 2016. S. 5-25.
Lunkin R.N. (2016) Cerkvi i politika v rossijsko-ukrainskom krizise 2014-2015 godov / Reli-gioznye missii na obshhestvennoj arene: rossijskij i zarubezhnyj opyt - M.: IE RAN, 2016. S. 65-83. Nezavisimaja gazeta 26 maja 1999.
Oliv'e Kleman. (1993) Besedy s patriarhom Afinagorom. - Brjussel': Zhizn' s Bogom, 1993. - S. 630631.
Pravoslavie i jekumenizm, Dokumenty i materialy. (1998) Izdanie pervoe. M.:OVCS. S. 31-35, 69-72. Protoierej Petr Smirnov. (1994) Istorija Hristianskoj pravoslavnoj cerkvi. - M.: Krutickoe patriarshee podvor'e, 1994. S. 86-87.
http://www.patriarchia.ru/db/text/3345792.html
http://www.patriarchia.ru/db/print/4360942.html
http://www.sova-center.ru/religion/discussions/2007/03/
http://mospat.ru/index.php?page=44063
http://www.patriarchia.ru/db/text/4408034.html
http://www.pravoslavie.ru/94675.html
www.blagovest-info.ru 08.06.2016 10: 6
Universal and Russian Orthodoxy in Search of Identity Author. Krasikov A., Doctor of History, Senior Research Fellow, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: ankrasikov@gmail.com
Abstract. Time takes us further away from the historical event - the February meeting of the Patriarch of Moscow and Pope. In its aftermath expectations of All-Orthodox Cathedral were high. What prevented the Forum, which had been expected for more than 1200 years? Is it possible to overcome seemingly insurmountable "differences of opinion" within the universal Orthodoxy of two "superchurches": Ecumenical Patriarchate and the Russian Orthodox Church?
Key words: Orthodoxy, church, state, cathedral, religion, dialog, unity, symphony, differences of opinion, heresy, the rule of law.
Дата выпуска: 14 сентября 2016 года.
Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics