Научная статья на тему 'Вселенское и русское православие'

Вселенское и русское православие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / МЕЖХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красиков Анатолий Андреевич

В статье анализируются последствия двух исторических событий 2016 года Гаванской встречи патриарха Московского с папой Римским и Всеправославного собора. Автор задается вопросами: Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет? Преодолимы ли “разномыслия” внутри вселенского православия в условиях соперничества двух “сверхцерквей”: первого по чести Константинопольского патриархата и Русской православной церкви? Для анализа путей поиска идентичности русским и вселенским православием в статье используются исторический и социологический методы, а сами последствия религиозных событий рассматриваются в контексте как межправославных отношений, так и в целом контексте межхристианского диалога. Автор отмечает, с одной стороны, положительные последствия Гаванской встречи для отношений православия и католицизма в глобальном масштабе. С другой стороны, подчёркивается неоднозначность последствий Всеправославного собора для Русской православной церкви, которая отказалась принимать в нем участие. Одной из причин того, что Русская Церковь оказалась в стороне от общеправославных решений, стало соперничество Константинопольского патриархата и Московского патриархата. Главной опасностью автор называет возможность признания Константинополем независимости Украинской православной церкви, из-за чего Московский патриархат может потерять почти половину своих приходов на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вселенское и русское православие»

ДИСКУССИИ

УДК 261.6

Анатолий КРАСИКОВ

ВСЕЛЕНСКОЕ И РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ1

Аннотация. В статье анализируются последствия двух исторических событий 2016 года - Гаванской встречи патриарха Московского с папой Римским и Всеправославного собора. Автор задается вопросами: Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет? Преодолимы ли "разномыслия" внутри вселенского православия в условиях соперничества двух "сверхцерквей": первого по чести Константинопольского патриархата и Русской православной церкви? Для анализа путей поиска идентичности русским и вселенским православием в статье используются исторический и социологический методы, а сами последствия религиозных событий рассматриваются в контексте как межправославных отношений, так и в целом контексте межхристианского диалога. Автор отмечает, с одной стороны, положительные последствия Гаванской встречи для отношений православия и католицизма в глобальном масштабе. С другой стороны, подчёркивается неоднозначность последствий Всеправославного собора для Русской православной церкви, которая отказалась принимать в нем участие. Одной из причин того, что Русская Церковь оказалась в стороне от общеправославных решений, стало соперничество Константинопольского патриархата и Московского патриархата. Главной опасностью автор называет возможность признания Константинополем независимости Украинской православной церкви, из-за чего Московский патриархат может потерять почти половину своих приходов на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: православие, католицизм, межхристианский диалог, глобализация, Русская православная церковь, Ватикан, украинский кризис.

Значение события в свете различных интерпретаций

В первом номере "Современной Европы" за нынешний год была опубликована статья директора Института Европы профессора РАН Ал. А. Громыко о двух

1 Статья написана на основе "Аналитических записок ИЕ РАН" №29, 2016 (№59): Анатолий Красиков "Вселенское и Русское православие в поисках идентичности". URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an59.pdf

© Красиков Анатолий Андреевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: ankrasikov@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146

противоположных интерпретациях событий, которые происходят у нас на глазах. Первая оперирует их взрывным характером, неожиданностью и стремительностью. Вторая делает упор на инерционность, закономерности глобального развития, ощущение, что на фоне мультипликации событий всё остаётся по-старому. Здесь главным двигателем прогресса (или регресса) считаются такие крупные агрегированные категории, как государства, цивилизации, общественно-экономические формации, перед которыми субъективный фактор отступает на второй, если не на третий план. Речь идёт об истории структур, о "медленной истории" [Громыко, Постоянство и изменчивость: 5]. Обе эти интерпретации мы используем при анализе особенностей эволюции вселенского православия и Русской православной церкви.

О значимости Всеправославного собора свидетельствуют три факта. Факт первый: длительность его ожидания. За начальную точку отсчёта самими участниками этого процесса был взят последний до разделения христианства на католичество и православие (1054 г.) VII Вселенский собор Церкви Христа [Смирнов: 86-87]. Он состоялся в 787 г. в г. Никея, ныне турецкий Изник (недалеко от античной Византии). Факт второй: совпадение, с одной стороны, старта в 1961 г. подготовительной работы православных "соборян" и открытия в 1962 г. Второго Ватиканского собора - самой крупной христианской институции, которая одна насчитывает неизмеримо больше последователей, чем все остальные вместе взятые, и с другой - финиша, подведения в нынешнем, 2016 г. итогов этой работы и первой в истории встречи папы Римского и патриарха Московского и всея Руси в феврале 2016 г. Факт третий: широкий список тем, который за 55 лет реальной подготовительной работы собора был ужат с изначальных ста с лишним до шести особенно важных и актуальных не только для церквей, но и для окружающего их мира.

Проведённый 21-27 января 2016 г. в швейцарской резиденции патриарха Константинопольского Варфоломея синаксис (совещание глав церквей) единогласно утвердил дату (16-27 июня), место (Православная академия в Колимвари, Крит) и порядок работы собора1. И вдруг полнейшая неожиданность. Патриарх Кирилл за несколько дней до открытия Всеправославного собора отказывается от поездки на Кипр в знак солидарности с Антиохийским, Болгарским, Грузинским и Сербским патриархами, которые предложили вернуться к предыдущему этапу работы (Сербский, правда, в конечном итоге присоединился к большинству). Председатель собора Варфоломей отказался пойти им навстречу, заявив, что неправомочен отменить решение, утвержденное "соборно". В результате соборяне разделились на "десятку" участвующих и "четвёрку" бойкотирующих2.

"Первый по чести"

"Медленная история" привела к ситуации, когда тон во вселенском православии задают две "сверхцеркви": первый по чести изначально грекоязычный Константинопольский патриархат и РПЦ, насчитывающая больше членов, чем все остальные православные церковные институции вместе взятые. Традиции православного Константинополя уходят корнями во времена античности. Вслед за Аристотелем, который изучил и описал политическое устройство 158 греческих городов-государств,

1 http://www.patriarchia.ru/db/print/4360942.html

2 www.blagovest-info.ru 08.06.2016 10:16

современные исследователи констатируют, что языческая Древняя Греция никогда не была единой. В отличие от единого римо-католичества она состояла из множества абсолютно независимых друг от друга полисов1. И сейчас наследники античного мира оказались в разных измерениях: Святой римский престол - в единстве своеобразий, Вселенское православие - в многообразии самодостаточных единств.

Основателем Константинопольской церкви по традиции считается апостол Андрей Первозванный. В конце IV в. она получила статус государственной и сохраняла его вплоть до взятия столицы Византийской империи турками в 1453 г. Нынешний патриарх Московский и всея Руси уделяет особое внимание этому периоду истории вселенского православия. В разработанном под его руководством документе об основах социальной концепции РПЦ, который был утвержден юбилейным архиерейским церковным собором 2000 г., цитируется по византийским источникам тезис о симфонии как идеальной форме взаимоотношений между церковью и государством: "Мирская власть и священство относятся между собою как тело и душа в живом человеке". Византийские императоры, со своей стороны, претендовали на установление - в союзе с церковью - господства над всем миром ("вселенной").

Попытки византийцев командовать всем православием прекратились в 1453 г., после того как "Константинополь - Новый Рим" пал под напором двигавшихся с востока турок и исчез с политической карты мира. Утешением для побеждённых, в подавляющем большинстве этнических греков, стало то, что мусульманские завоеватели проявили по отношению к ним относительную терпимость. После первых трёх дней, в течение которых по обычаю тех времен покорённый Константинополь подвергся грабежам и насилию, султан Мехмет II, матерью которого, по утверждению некоторых историков, была гречанка, начал подчёркнуто покровительствовать своим православным подданным, разрешая и даже приветствуя их участие в общественной жизни Османской империи (как стало именоваться новое государство). Патриаршая резиденция переместилась в Фанар - небольшой квартал Стамбула по соседству с еврейским гетто. В связи с начавшейся эмиграцией греков на юг Балканского полуострова число действующих храмов стало быстро сокращаться и в столице, и особенно в провинции. Ни о какой "симфонии" православного священноначалия с новыми властями, естественно, не могло быть и речи. Зато появились уникальные возможности для свободного диалога с инаковерующими без оглядки на новое политическое руководство страны.

Взрывной характер носили для Фанара последствия Первой мировой войны, большевистского переворота и гражданской войны в России. Реагируя на эти неожиданные события, патриархат в 1920 г. опубликовал окружное послание (энциклику) с предложением создать Лигу церквей - содружество всех христианских институций для совместного движения навстречу единству христиан. В этом же документе отмечалось, что "только что закончившаяся страшная мировая война породила многие болезненные вопросы в жизни христианских народов, показала отсутствие уважения к элементарным нормам права и человеколюбия и, усугубив существующие, открыла другие, новые раны". Инициативу "Нового Рима" поддержали православные церкви Александрии, Антиохии, Иерусалима, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и Румынии. Энциклика "первого по чести" православного патри-

1 Аристотель. Афинская полития. Перевод и примечания проф. С.И. Радцига. - М., 2007. С. 233.

архата дала зелёный свет целой серии экуменических конференций (Лондон и Стокгольм - 1925, Лозанна - 1927, Эдинбург - 1936, Оксфорд - 1937)1.

Не отвернулся "Новый Рим" и от советского "Третьего". По свидетельству французского православного публициста О. Клемана, патриарх Константинопольский Афинагор, с которым он беседовал в 1968 г., сказал: "Я люблю святую Русь, ту Россию, которая сегодня покрыта тайной, но однажды в будущем вновь приступит к выполнению своей духовной миссии на сцене истории... Русские христиане победили коммунизм в своей стране. Я говорю не о социальной системе, но об атеистическом тоталитаризме. Они победили, потому что страдают и научились страдать. Внешне этого пока не видно. Но атеистическая идеология смертельно ранена, и потому сильные мира сего упорно защищают свою власть и ищут козлов отпущения: интеллигентов, евреев, может быть, христиан! В этой труднейшей переходной ситуации некоторым людям на вершине Русской Церкви приходится приносить себя в жертву. Поверьте мне, мучеников в России предостаточно"2.

"Первый по реальной влиятельности"

Вторая православная "сверхцерковь" - Русская - совершила неожиданный для неё самой переход от подчинения государству к полной свободе четверть века назад, в годы пребывания у власти М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. Историческую миссию русского православия и эволюцию его отношений с государством и обществом мы представим через призму высказываний святейшего Кирилла, сначала председателя ОВЦС, а с 2009 г. - патриарха. Начиная с 1993 г. он постоянный докладчик на форумах созданной по его инициативе церковно-общественной структуры Всемирный русский народный собор. Из его уст звучат напоминания о том, что на протяжении веков русские люди следовали девизу "православие - самодержавие - народность", а теперь оказались "разделённым народом" и живут ожиданием торжества "православной цивилизации", где люди "думают, как мы с вами". Последней резонансной акцией ВРНС и лично патриарха стало вручение президенту РФ В.В. Путину 4 ноября 2013 г. только что учреждённой премии "За сохранение державной России3. "К сожалению, по идеологическим и политическим причинам православная духовно-культурная традиция никак не была представлена советской дипломатией при выработке современных стандартов межгосударственных отношений и прав человека", - констатировал будущий патриарх в речи, произнесенной в здании греческого парламента ещё весной 1999 г. и опубликованной затем в Москве в форме газетной статьи4. Докладчик, он же автор статьи, обратил внимание на то, что при подписании международных документов о правах человека, руководители СССР лицемерили и, признавая на словах общемировые стандарты, сами этим стандартам не следовали. При этом западное христианство, "приняв постулат о свободе человека как высшей ценности его земного бытия в качестве социально-культурной данности, освятило союз неоязыческой доктрины с христианской эти-

1 Православие и экуменизм, Документы и материалы. Издание первое. М.:ОВЦС, 1998. С. 31-35, 69-72.

2 Оливье Клеман. Беседы с патриархом Афинагором. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. - С. 630-631.

3 http://www.patriarchia.ru/db/text/3345792.html

4 Независимая газета 26 мая 1999.

кой". Появление этого постулата было связано с "иудейской богословской мыслью", которая пришла "через испанскую культуру и еврейскую эмиграцию в Голландию и сопредельные страны" и, наряду с "неоязычеством", оказала влияние на формирование "либерального стандарта". Считая "нравственным долгом как посткоммунистической России, так и других стран, принадлежащих к духовно-культурной традиции православия, представить мировому сообществу своё видение проблемы", автор подчеркнул, что православным "предстоит большая и трудная работа по формулированию и отстаиванию своей позиции перед лицом мировой общественности в ООН, других международных организациях".

И эти слова владыка Кирилл подкрепил конкретными делами. 13 марта 2007 г. он принял участие в семинаре ЮНЕСКО, посвящённом теме "Диалог цивилизаций: права человека, нравственные ценности и культурное многообразие". В своём выступлении он сказал: "Вначале хотел бы поблагодарить организаторов, которые собрали в Париже представителей различных религиозных общин, политических и общественных институтов для обсуждения столь актуальной темы, как права человека. Особенно я высоко ценю возможность выступать сегодня в стенах уважаемой международной организации, представляющей систему ООН и занимающейся вопросами науки, образования и культуры в мире. Учитывая сферу компетенции ЮНЕСКО, я бы хотел рассмотреть предлагаемую тему в перспективе культуры <...> Для того чтобы обеспечить свободу и в то же время учитывать ценности большинства, на наш взгляд, необходимо определить, в какой сфере общества -публичной или частной - должны присутствовать ценности большинства и меньшинства. В частной сфере свобода нравственного выбора должна быть насколько возможно полной. Человек здесь может делать нравственный выбор по своему усмотрению, даже тот, который противоречит общественной морали. Однако в публичной сфере любого государства должно допускаться распространение и поддержка только тех ценностей, которых придерживается большинство народа" \

Два года спустя митрополит Кирилл был избран патриархом Московским и всея Руси, сменив на троне скончавшегося в декабре 2008 г. Алексия Второго. 2 февраля 2009 г., на следующий день после избрания, выступая на государственном приёме в Кремле, он изложил своё понимание характера будущих отношений РПЦ с государственными властями. "Идеальная модель таких отношений, - сказал новый предстоятель церкви, - сложилась ещё в Византии. В новых условиях мы сознаём невозможность осуществления этого идеала. Но, с другой стороны, мы, как церковь, сознаём необходимость, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела в построении модели церковно-государственных отношений"2. На последнем по состоянию на сегодняшний день XIX форуме ВРНС патриарх Кирилл вернулся 10 ноября 2015 г. к содержанию понятия "дух симфонии", подчеркнув, что государство "должно руководствоваться нравственным приоритетом над другими, особенно внешними, источниками права". И был услышан, учитывая, что он занимает пятое место в официальном списке государственного протокола РФ (после президента, премьер-министра и председателей двух палат Федерального Собрания).

20 марта 2016 г, за два с половиной месяца до открытия собора на Кипре, патриарх Кирилл, выступая в храме Христа Спасителя по случаю начала великого поста и Недели торжества православия, заявил (цитируем по официальному Интер-

1 http://www.sova-center.ru/religion/discussions/2007/03/

2 http://mospat.ru/index.php?page=44063

нет-порталу Патриархии): "Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопо-клонничества - нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мыс-ли"1. Ареопаг патриархов с ним не согласился.

Итоги "собора десяти " на Крите

Итоги работы предстоятелей десяти церквей (Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрской, Афинской и всея Эллады, Варшавской и всея Польши, Тиранской и всея Албании, Прешовской и всея Чехии и Словакии) были зафиксированы в подписанном ими "Послании православным людям и каждому человеку доброй воли". Приведём их в выдержках из этого документа2: 1. Главным приоритетом Святого и Великого Собора было провозглашение единства Православной Церкви. Православные Поместные Церкви являются не конфедерацией Церквей, но Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Собор подчеркнул важность собраний Предстоятелей, которые уже состоялись, и сформулировал предложение учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего Института. 2. Мы должны нести свидетельство веры ближним и дальним. 3. Наша Церковь придаёт большое значение диалогу, главным образом с инославными христианами. Диалоги, которые ведёт Православная Церковь, никогда не подразумевают компромиссов в вопросах веры. 4. Трезвый межрелигиозный диалог вносит значительный вклад в развитие взаимного доверия, мира и примирения. Церковь решительно осуждает экспансию военного насилия, преследования, изгнания и убийства представителей религиозных меньшинств, принуждение к смене вероисповедания, торговлю беженцами, похищения людей, пытки и чудовищные казни. Она обращается к мировому сообществу с призывом защитить христиан, а также другие группы населения данного региона, обладающие неотъемлемым правом оставаться на своей родине в качестве равноправных граждан. 5. Современная секуляризация ставит своей целью отчуждение человека от Христа и духовного влияния Церкви, неоправданно отождествляя её с консерватизмом. 6. В своём современном подходе к браку Православная Церковь считает нерушимым союз мужчины и женщины в любви. Проистекая из брака, семья является единственной гарантией воспитания детей. 7. Православная Церковь не стремится брать под свой контроль научные исследования и не выносит суждений по каждой научной проблеме. Православная Церковь подчёркивает также опасности, которые таятся в некоторых научных открытиях, акцентируя внимание на достоинстве человека и его божественном предназначении. 8. Современный экологический кризис возник по духовным и этическим причинам. Корни его связаны с алчностью, жадностью и эгоизмом, что приводит к нерациональному использованию природных ресурсов, загрязнению атмосферы вредными выбросами и парниковому эффекту. 9. Православие провозглашает уважение к самобытности людей и народов. 10. Православная Церковь не вмешивается в политику. Права человека в настоящее время находятся в центре внимания как ответ на современные соци-

1 http://www.patriarchia.ru/db/text/4408034.html

2 http://www.pravoslavie.ru/94675.html

альные и политические кризисы и потрясения, ставя целью защиту граждан от произвола государства. 11. Православная Церковь обращается к молодёжи, которая ищет полноценной жизни, исполненной свободы, справедливости, созидания и любви. Молодёжь является не просто будущим Церкви, но энергичным и творческим настоящим на поместном и вселенском уровнях. 12. Святой и Великий Собор открыл новые горизонты в современной многообразной вселенной. Он подчеркнул нашу ответственность в пространстве и времени в перспективе вечности.

* * *

Противоположность подходов священноначалия двух нынешних православных "сверхцерквей" к проблемам современности очевидна, но государственное научное учреждение, каковым является Институт Европы РАН, не может выступать в роли арбитра, решающего, на чьей стороне правда и справедливость. Что, однако, не исключает, и более того - подчёркивает незаменимость роли учёных, которые выдвигают и обосновывают пути и методы глобального управления, развивают и совершенствуют концепции и доктрины международного права - права для всех, а не только для священноначалия одной из религиозных институций планеты. Известный юрист-международник и профессиональный дипломат член-корреспондент РАН Ан. А. Громыко в своей новой монографии [Громыко, Уроки мировой политики: 4, 162-166, 213, 232], не вступая в прямую полемику с патриархом Кириллом, рассматривает проблему взаимопроникновения религии и политики с позиций международного права. В разделе "человек - существо небесное и земное" он не соглашается с постулатом Кирилла о "помраченной грехом человеческой личности", ссылаясь в поддержку этой своей позиции на мнение многих православных теологов, в том числе на апостола Иоанна Богослова. Неприемлемым для юристов и мировой общественности в целом оказался и прозвучавший в марте в московском храме Христа Спасителя (как утверждают, по настоянию церковных фундаменталистов) призыв патриарха к борьбе против "ереси человекопоклонничества - главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям".

Проблема прав человека к апокалипсису, разумеется, не приведёт. Как не привела в прошлом, в годы "холодной войны", когда СССР и его антиподы, несмотря на все возникавшие разногласия, сотрудничали в ООН и поддерживали между собой дипломатические отношения. И сейчас возникла очередная ситуация, которую философы называют единством и борьбой противоположностей. Она может продлиться долго, даже неопределённо долго, пока не произойдёт событие, которое перетасует все карты "медленной истории". Напротив, апокалипсисом для РПЦ могло бы стать появление ещё одной "сверхцеркви" - канонического Киевского патриархата, который поглотил бы другие православные институции Украины. В середине июля Константинопольский патриархат получил обращение депутатов Верховной Рады с призывом предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Священноначалие в Фанаре поручило изучить это обращение соответствующей синодальной комиссии. 5 августа 2016 г. представитель Константинопольского патриархата при ВСЦ подтвердил готовность патриарха Варфоломея врачевать церковный раскол в этой стране, как это было сделано в Болгарии и бывшей Чехословакии, где православные церкви обладают правами автокефалии, юридически равными правам РПЦ и всех остальных канонических церквей вселенского

православия. Случись это, украинское православие может обойти по числу последователей и приходов "Третий Рим". Со всеми вытекающими отсюда последствиями [Религиозные миссии...: 5-25, 65-83].

Список литературы

Громыко Ал.А. (2016) Постоянство и изменчивость в истории международных отношений // Современная Европа, №1 (67).

Громыко Ан.А. (2016) Уроки мировой политики: порядок или правопорядок. М., СПб: Нестор-История.

Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт - М.: ИЕ РАН, 2016.

Смирнов, Петр, протоиерей. (1994) История Христианской православной церкви. - М.: Крутицкое патриаршее подворье.

References

Gromyko Al.A. (2016) Postojanstvo i izmenchivost' v istorii mezhdunarodnyh otnoshe-nij // Sovremennaja Evropa, №1 (67).

Gromyko An.A. (2016) Uroki mirovoj politiki: porjadok ili pravoporjadok. M., SPb: Nestor-Istorija.

Religioznye missii na obshhestvennoj arene: rossijskij i zarubezhnyj opyt - M.: IE RAN, 2016.

Smirnov, Petr, protoierej. (1994) Istorija Hristianskoj pravoslavnoj cerkvi. - M.: Krutickoe patriarshee podvor'e.

Ecumenical and Russian Orthodoxy in search of identity

Author. Krasikov A.A., Doctor of Science (History), Head of Department of Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: ankrasikov@gmail.com

Abstract. The article analyzes the consequences of two historical events in 2016 - the Havana meeting of patriarch Kirill and Pope Francis and of the All Orthodox Council. The author raises the following questions: What were the obstacles on the way of the All Orthodox forum that was expected for 1200 years? Is it possible to overcome the differences inside the ecumenical Orthodoxy in the conditions of the rivalry of two superchurches: Constantinople patriarchate and Russian Orthodox Church? To analyze the situation the author used historical and sociological methods. The consequences of the religious conflicts considered in the context of inter - Orthodox relations as well as in the context of the inter - Christian dialogue. The author makes a conclusion about the positive results of the Havana meeting. At the same time the author notes the ambiguity of the results of the All Orthodox Council for the Russian Orthodox Church. One of the reasons was misunderstanding between Moscow and Constantinople. The main danger for the Russian Church is the possibility of recognition of independence of the Ukrainian Orthodox Church by Constantinople Patriarchate. That would deprive Moscow Patriarchate of the half of its parishes on the post Soviet space.

Keywords: Orthodoxy, Catholicism, interchristian dialogue, globalization, Russian Orthodox Church, Vatican, Ukrainian crisis.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.